студенческой молодежи. Инновационная технология организации деятельность спортивных клубов способствует участию каждого студента в массовом спорте в составе своей студенческой группы как единой спортивной команды (независимо от специальности, профессии, уровня физической подгото вленности).
Потенциал инновационной технологии позволяет организовать межрегиональную «Лигу чемпионов студенческих спортивных клубов профессиональных образовательных организаций регионов» и вовлечь студентов учреждений системы профессионального образования страны в массовый спорт (независимо от специальности, профессии, уровня физической подготовленности).
В целом, применение инновационной технологии на примере межрегиональной «Лиги чемпионов студенческих спортивных клубов профессиональных образовательных организаций Республики Бурятия и Забайкальского края» наглядно продемонстрировала (доказательная практика) ее эффективность для организации деятельность спортивных клубов с целью приобщения студентов к массовому спорту, подготовки трудовых резервов, воспитания здорового подрастающего поколения!
Список использованной литературы: 1.Организация деятельности студенческого спортивного клуба:учеб.-метод. пособие / И.В. Меньшов -Чита: ЗабГУ, 2015. - 205 с.
2.Организация деятельности спортивных клубов в системе профессионального образования для массового спорта и здоровьеобучения студентов: учеб.-метод. пособие / И.В. Меньшов - Чита, 2023. - 120 с.
© Меньшов И.В., 2023
УДК 37
Мусатова Г.В., Трунова О.А.
Преподаватели общественных дисциплин ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания»,
г. Белгород, РФ
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ
Гуманизация процесса обучения требует творческого подхода преподавателя к конструированию учебного занятия. Поскольку, роль образования в современном обществе не сводится только к простому сообщению определенного количество знаний, образование должно превратить эти знания в инструмент творческого освоения окружающего мира, и при этом происходит не только приращение знаний, умений, навыков, но и развитие самой личности. Поэтому актуальным является поворот педагогической практики к исследовательским, поисковым методам обучения, когда обучающийся поставлен в ситуацию получения знаний в процессе активного процесса познания.
Изучение литературного произведения или исторического источника - это серьезный труд для обучающегося. И задача преподавателя состоит в том, чтобы сделать этот труд привлекательным, познавательным, интересным и полезным организовать его таким образом, чтобы общение с книгой или статьей стало для обучающегося открытием жизненных ценностей, доставило радость самого процесса познания, а не разочарование. Поэтому предлагаемый обучающимся материал должен быть построен на основе личностно-смысловой и эмоционально-психологической значимости для обучающегося.
Вовлечение обучающегося в познавательный процесс, процесс исследования изучаемой проблемы происходит на диалоговой основе, а именно вопрос преподавателя вызывает у обучающегося не только
и не столько ответ, сколько в свою очередь вопрос. Поэтому ценность такого диалога состоит в том, что сам процесс обучения реализуются как в сфере знаниевой, так и нравственно-этической, результатом которого является обогащение субъектного опыта личности обучающегося.
Метод исследования организуется на основе совместной деятельности обучающихся, что отвечает не только их возросшей потребности в межличностном общении, но и создает условия для их личностного роста.
Содержательную основу исследовательского подхода к обучению составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой и исследовательской деятельности и применению знаний, способов действий.
Элементы исследовательского обучения реализуются не в содержании обучения, а в методах, приемах и формах, которые основаны на проблемных ситуациях. К таким методам относятся:
- Проблемная беседа: метод изложения материала, при котором монолог преподавателя перемежается с дискуссиями, спровоцированными его проблемными вопросами. Технология проведения проблемной беседы состоит в следующем:
- в объяснении материала в форме диалога по заранее продуманным проблемным вопросам;
- на каждый проблемный вопрос обучающиеся высказывают самые разные идеи и гипотезы,
- совместный анализ предложенных гипотез, выделение 2-3 самых верных и существенных;
- аргументация авторам своей позиции,
- вопросы оппонентов;
- обобщение высказанных позиций преподавателем.
- Эвристическая (поисковая) беседа: система логически связанных вопросов преподавателя и ответов обучающихся, в результате которых обучающиеся синтезируют новые для себя знания.
Технология:
- преподаватель представляет цепочку аналитических вопросов, разбивающих учебную проблему на серию мелких проблем, доступных осмыслению студентов;
- фиксирование результатов решения этих мелких проблем, их логическое объединение для выстраивания нового знания - решения первичной учебной проблемы.
-Учебное исследование.
Технология:
- осознание обучающимися поставленной проблемы;
- самостоятельное продумывание плана поиска, построение гипотезы, обдумывание способов ее проверки;
- проведение наблюдения, опытов, фиксация фактов;
- сравнение, классификация, обобщение фактов, доказательства, выводы.
Исследовательская деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью
обучающегося, самоконтролем и представляет собой высшее проявление их самостоятельности. Ведущей же ее характеристикой является творческая активность, которая заключается в инициативном, преобразующем отношении к внешней действительности, другим людям, самому себе.
Урок-исследование представляет следующую схему:
1. Актуализация: например, рассказ об истории создания произведения, значимость исторического документа.
2. Художественное чтение текста (это стихотворение или небольшой рассказ) или отрывка из текста документа.
3. Постановка проблемы, формулировка темы исследования (зависит от содержания
произведения, может быть связана с мнением литературоведов и историков о конкретном произведении).
4. Решения проблемы = лингвистический анализ текста (сюжет, композиция, образы, лексика, пространственно-временная организация и т.д.).
5. Вывод по теме исследования.
6. Рефлексия: домашнее сочинение-миниатюра или домашнее контрольное сочинение, связанное с темой исследования, а также анализ исторического документа.
Таким образом, цель исследовательского метода обучения заключается в развитии аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами, формирование навыков синтеза новой информации на основе анализа первоисточников. В исследовательском обучении акцент переносится с приобретения знаний на развитие личности и мышления. При этом, сама исследовательская деятельность обучающихся направлена на создание качественно новых ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения личностно - значимых новых знаний, умений и навыков.
Применяемые элементы исследования на учебном занятии развивают у обучающихся умение структурирования информации, коммуникативные способности, навыки группового взаимодействия, повышают познавательную мотивацию у обучающихся к изучаемому материалу. Так как с самого начала урока стимулируется их самостоятельная поисковая активность, а в конце занятия непременно возникает общее ощущение продвижения вперед на пути познания, самообогащения, радостное осознание успеха.
Для преподавателя главной задачей становится умение создавать соответствующую эмоциональную и интеллектуальную обстановку на уроке, атмосферу психологической поддержки, ситуацию успеха. Групповое исследование превращает каждого обучающегося и всю учебную группу в субъекты процесса самообучения.
Элементы исследования, применяемые на уроках литературы и истории активизируют познавательную деятельность обучающихся, развивают логику мышления, формируют умения работать с текстом художественной литературы и источника вчитываться и вслушиваться в отдельное слово, анализировать, делать собственные выводы, аргументировать свою точку зрения.
Метод исследования способствует продуктивному, творческому усвоению знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон, и тем самым инициировать активный диалог через анализ проблемных ситуаций, разрешения противоречий, самостоятельную работу.
© Мусатова Г.В., Трунова О.А., 2023
УДК 37.013
Мырадов Р., преподаватель Туркменского государственного архитектурно - строительного института
Ходжаев С., преподаватель Туркменского государственного архитектурно - строительного института
Перманов П., студент
Туркменского государственного архитектурно - строительного института СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Аннотация
Быстрое развитие информационных технологий требует динамичного подхода к преподаванию