Научная статья на тему 'Применение элементов функционального тренинга на занятиях по аэробике в вузах'

Применение элементов функционального тренинга на занятиях по аэробике в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
277
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОБИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карпунина А.Д.

В статье рассматривается применение элементов функционального тренинга на занятиях по аэробике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карпунина А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение элементов функционального тренинга на занятиях по аэробике в вузах»

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АЭРОБИКЕ В ВУЗАХ

© Карпунина А.Д.*

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

В статье рассматривается применение элементов функционального тренинга на занятиях по аэробике.

Ключевые слова: аэробика, физическая подготовленность, функциональная подготовленность, функциональный тренинг.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения и продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10 % молодежи имеют нормальный уровень показателей здоровья и функциональной подготовленности. Продолжительность жизни сократилась на 7-9 лет, в результате снизился производственный потенциал общества [1, с. 6-10].

Здоровье студентов по данным ВОЗ в настоящее время является предметом пристального внимания, поскольку в силу различных причин в России сегодня на каждую тысячу обследованных студентов, приходится восемьсот человек имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья [2] На сегодняшний день возникло много вопросов, связанных с формированием новых подходов к укреплению здоровья студентов. Студенты являются одной из представительных групп населения нашей страны: в настоящее время в Российской Федерации более 3 миллионов студентов. Студенчество можно рассматривать как отдельную группу населения, которая имеет свои установки в поведении, отличии в образе жизни [3].

Изучение функционального состояния организма студентов, на данном этапе развития науки, требует от специалистов физической культуры более глубокого подхода к уровню тренированности студентов [4]. Под определением тренированности ранее понималось более узкое представление, характеризующее только развитие физических качеств. В связи с тем, что в современной физической культуре, термин тренированность приобрел более универсальный характер, потребовалось новое определение того круга вопросов, которые решает тренер в процессе диагностики физической подготовленности занимающихся, а именно: оценку состояния здоровья, уровень развития функционального состояния и антропометрических показателей занимающихся. Весьма удобным в этом отношении оказался термин «функциональная подготовленность», который объединил в себе все вышеперечисленные параметры тренированности.

* Общеуниверситетская кафедра физической культуры и спорта.

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

169

Применение элементов Функционального тренинга на занятиях аэробики в СПбГУ - это новый этап развития физической культуры в вузах, предлагающий широкие возможности для тренировок.

Функциональный тренинг (в широком понимании) - это тренировка, направленная на развитие координации, укрепление мышц «кора», сердечнососудистой и дыхательных систем организма человека, развитие силовой выносливости. Это комплекс упражнений сочетающих работу всех групп мышц одновременно. Функциональная тренировка (в узком понимании) -это тренировка, направленная на развитие координации, которая включает в себя: упражнения в положении стоя (тренировка баланса); упражнения с и использованием свободных весов; базовые упражнения ОФП; тренировку движений, «а не мышц».

Функциональная тренировка включает в себя упражнения силовой и аэробной направленности, упражнения на баланс, ассиметричные упражнения, выполняемые в определенной последовательности, соединяемые в единую комбинацию, выполняемую под музыкальное сопровождение.

Тренировки построены по принципу постепенного включения в работу максимального количества мышечных групп и использования всех возможных направлений движений и степеней свободы. В ходе занятия оказывается комплексное воздействие на все системы организма. Здесь сочетаются все возможные режимы мышечной работы, что позволяет развить, способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды [5].

В жизни самые сложные физические задачи человек, решает в положении стоя. Тренировки в неустойчивых исходных положениях нацелены на развитие глубоко лежащих мышц-стабилизаторов, большинство из которых человек не может контролировать сознательно. Но именно эти мышцы удерживают тело в равновесии, когда совершается какое-либо движение. Большинство выполняемых студентками движений в бытовой жизни ассимет-ричны. Сумка носится в одной руке, написание конспектов происходит одной рукой, ходьба выполняется всегда с одной ноги. В результате таких «перекосов» возникают неправильные схемы движений, которые закрепляются и со временем становятся привычными, что приводит к нарушению осанки и в свою очередь к болям в спине, суставах, головным болям. С помощью функционального тренинга выполняя ассиметричные упражнения можно добиться сбалансированности в развитии правой и левой половины тела.

Все вышеперечисленное и привело нас к необходимости проведения нашей исследовательской работы. Мы предположили, что внедрение элементов функционального тренинга на занятиях по аэробике, повысит функциональную готовность девушек-студенток.

В нашем исследовании, в период с февраля по апрель 2014 года, приняли участие две группы девушек (в каждой по 25 человек) одинакового возраста (18-20) лет, антропометрическим и функциональным показателям.

170

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Сущность нашего эксперимента состояла в сравнительном анализе влияний занятий классической аэробики и уроков аэробики с применением функциональных упражнений, на физическую и функциональную подготовленность студенток. В контрольной группе проводились занятия классической аэробикой. А в экспериментальной группе проводились занятия аэробикой с применением функциональных упражнений. Урок в экспериментальной и контрольной группах состоял из трех частей: подготовительной (разминки), основной (аэробный и силовой сегмент) и заключительной (заминки). Урок аэробики в ЭГ отличался наличием функциональных упражнений в силовой части урока.

Разминка, состояла из базовых «шагов» классической аэробики. «Шаги» выполнялись с нарастающей амплитудой и акцентом на правильную технику. При этом они соединялись в простейшие связки. Заключением разминки являлся prestretch - предварительное растягивание мышц, которые задействовались в основной части урока аэробики.

Средствами решения задач prestretch являлись упражнения динамической растяжки, преимущественно мышц ног и поясницы. Использовались как полноамплитудные движения (например, поочередные сгибания ног в позиции стойка ноги шире плеч с наклоном и опорой руками о пол), так и пружинящие движения, выполняемые в различных суставах из различных положений.

Основная часть урока аэробики в контрольной группе включала в себя аэробный и силовой сегменты.

Во время аэробного сегмента происходило разучивание «шагов», связок, блоков и комбинаций, а также многократное повторение разученных движений. После многочисленных повторений «финальной» комбинации следовала аэробная заминка poststretch (постстретч). Обязательный переход на марш, выполнялись дыхательные упражнения. Poststretch базируется на статической растяжке, которая может проводиться в тех же исходных положениях, что и prestretch, но каждая поза фиксируется 3-4 мин.

В уроке КГ силовой сегмент основной части занимал около 30 минут, начинался после постстретч в позиции стоя и включал в себя упражнения на большую часть мышечных групп.

Силовые упражнения в уроке аэробики выполнялись:

- со свободными отягощениями: гантелями от 1 до 2 кг;

- в преодолении сопротивления упругих предметов: резиновых амортизаторов, мячей в преодолении веса собственного тела и его частей.

Большая часть упражнений силового сегмента урока взяты из атлетической гимнастики, исключая те, которые могут отрицательно воздействовать на состояние суставов и позвоночника. Проработку мышц в силовой части начинали с крупных мышц ног, ягодиц и спины заканчивая более мелкими мышцами рук и пояса верхних конечностей. Заключительной частью урока

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

171

являлся stretch (стретч). Заключительный стретч включл в себя растягивающие упражнения для всех групп мышц. Каждое положение фиксировалось и удерживалось в течении 8-10 секунд, выполнялись поочередные подтягивания ног руками к корпусу.

В уроке ЭГ силовой сегмент основной части тоже занимал около 30 минут, начинался после постстретч в позиции стоя и включал в себя упражнения на все группы мышц.

Функциональные упражнения в экспериментальном уроке выполнялись также как и в классическом:

- со свободными отягощениями: гантелями от 1 до 2 кг;

- в преодолении сопротивления упругих предметов: резиновых амортизаторов, мячей в преодолении веса собственного тела и его частей. Силовая часть включала в себя несколько последовательно разучиваемых блоков функциональных упражнений (3 блока).

Первый блок включал упражнения на равновесие (баланс 4-6 упражнений); Второй блок включает модификацию базовых силовых упражнений (сочетание выпадов с отведениями гантелей попеременно правой и левой рукой, становая тяга «на одной ноге», отжимания одна рука на полу, другая на мяче; «планка»); Третий блок заключается в соединении первого и второго блока в единую комбинацию. Повторение «финальной» комбинации 3-5 раз. Заключительной частью урока являлся stretch (стретч).

Занятия в обеих группах длились 90 минут. По первичным показателям антропометрии у девушек обеих групп видимых различий нет. Средний показатель роста как в контрольной, так и в экспериментальной группах находится в пределах 162-168 см, средний показатель массы тела 52-58 кг, это говорит о том, что обследуемые параметры у девушек находятся в пределах нормы. Обхватные показатели также не имеют больших разбросов. За период проведения педагогического эксперимента как в контрольной, так и экспериментальной группах произошли незначительные изменения в показателях массы тела, обхватных показателей талии, бедер и груди.

Проанализировав полученные антропометрические результаты в процентном соотношении. Мы выявили, что вес тела занимающихся в экспериментальной группе снизился на 2.2 %, объем талии уменьшился на 1.4 %, объем бедер на 1.6 %, объем груди снизился на 0.3 %. В контрольной группе вес тела испытуемых уменьшился на 1.1 %, объем талии на 0.73 %, объем бедер на 0.6 %, объем груди снизился на 0.01 %.

В уровне физической подготовки девушек обеих групп произошли положительные изменения, в экспериментальной группе сила мышц ног увеличилась на 38 %, сила мышц брюшного пресса увеличилась на 20 % и 17.1 %, прирост в силе мышц рук и плечевого пояса составил 17.4 %, результат гибкости увеличился на 18 %.

172

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

В контрольной группе сила мышц ног увеличилась на 16.1 %, сила мышц брюшного пресса увеличилась на 10 % и 13.1 %, прирост в силе мышц рук и плечевого пояса составил 15.8 %, результат гибкости увеличился на 16 %.

Под функциональной подготовленностью мы понимаем уровень развития функций и систем, обеспечивающих мышечную деятельность человека.

Для определения функциональной подготовленности занимающихся, мы оценивали их вегетативную и психофизиологическую сферы. Вегетативную сферу мы определяли по пробам Летунова и Руфье, а психофизиологическое состояние выявлялось с помощью опросника САН.

По пробе Летунова были определены типы реакции сердечно сосудистой системы на физическую нагрузку. До начала педагогического эксперимента к нормотоническому типу на физическую нагрузку в экспериментальной группе относилось 15 человека, к гипертоническому 6 человека, к гипотоническому 2 человека и к дистоническому 2 человек.

В контрольной группе соответственно к нормотоническому типу реакции ССС относилось 13 человек, к гипертоническому относилось 7 человек, к гипотоническому типу 4 человека, к ступенчатому 1 человек.

После проведения педагогического эксперимента в ЭГ и КГ по одной девушки из каждой группы перешли из гипотонического типа реакции ССС на физическую нагрузку в нормотонический, что говорит об улучшении реакции сердечно сосудистой системы на физическую нагрузку. У обеих испытуемых нормализовалось ЧСС в покое и после нагрузки.

Таким образом, по показателям пробы Летунова результаты в обеих группах оказались одинаковы. Как классическая аэробика, так и аэробика с применением элементов функционального тренинга оказывают одинаково положительный результат на вегетативную сферу занимающихся.

Проба Руфье также определяла реакцию сердечно сосудистой системы девушек на физическую нагрузку. В экспериментальной группе до начала исследования в феврале определились такие показатели результатов испытуемых: отлично - 0 %, хорошо - 40 %, посредственно - 30 %, слабо - 20 %, неудовлетворительно - 10 % человек. После проведения педагогического эксперимента в экспериментальной группе обнаружились положительные сдвиги: отлично - 10 %, посредственно - 30 %, хорошо - 50 %, слабо - 10 %, неудовлетворительно - 0 % человек.

В контрольной группе определились следующие результаты испытуемых, до начала эксперимента: отлично - 0 %, хорошо 30 %, посредственно-40 %, слабо - 30 %, неудовлетворительно - 0 % человек. После проведения эксперимента в контрольной группе: отлично - 10 %, хорошо - 20 %, посредственно - 40 %, слабо - 30 % человек.

Таким образом, в экспериментальной группе, в течении эксперимента 10 % человек из категории хорошо перешли в отлично, из посредственно 10 % перешли в хорошо и из категории слабо 10 % человек перешли в категорию посредственно.

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

173

В контрольной группе только 10 % человек перешли в категорию отлично.

Для исследования самочувствия и настроения занимающихся, мы использовали бланковую методику САН. САН определялось до и после педагогического эксперимента.

В экспериментальной группе за период педагогического эксперимента самочувствие у занимающихся улучшилось на 38 %, активность на 35 %, а настроение на 25 %.В контрольной группе по сравнению с исходными данными самочувствие испытуемых улучшилось на 21 %, активность на 29 %, настроение на 22 %

Такие результаты в % соотношении не удивительны. Так как на самочувствие, настроение и активность девушек во время занятий влияют: хорошее музыкальное сопровождение, нагрузка, соответствующая уровню физической подготовленности занимающихся, смена деятельности и обстановки, и самый главный положительный фактор - общение.

Для оценки уровня развития координации движений у студенток СПбГУ в своем исследовании мы применяли пробу Ромберга. В экспериментальной группе до педагогического исследования 50 % студенток выполнили пробу хорошо, 35 % студенток удовлетворительно, 15 % неудовлетворительно.

В контрольной группе 45 % выполнили пробу - хорошо, 5 % - отлично, 30 % - удовлетворительно, 20 % - неудовлетворительно.

После эксперимента в ЭГ 20 % человек выполнило пробу отлично, 50 % -хорошо, 30 % - удовлетворительно. В КГ показатели пробы остались такими же. Это объяснимо тем, что занятиях экспериментальной группы включали в себя большее количество упражнений на равновесие и баланс. Следовательно, студенты улучшили свои результаты.

Таким образом, тренировка аэробики с элементами функционального тренинга более положительно влияет на показатели сердечно сосудистой, дыхательной систем, а также на психофизиологическую сферу девушек, так как в ходе педагогического исследования, «положительных сдвигов» в ЭГ занимающихся наблюдается гораздо больше, чем в КГ. Это подтверждается результатами, полученными в ходе исследования.

Следовательно применение элементов функционального тренинга на занятиях по аэробике в вузе является одним из результативных средств повышения функциональной подготовленности студенток.

Список литературы:

1. Белоконь А.В. Анализ состояния проблемы сохранения здоровья студентов высших учебных заведений Южного Федерального округа / А.В. Белоконь, Г.А. Кураев, Г.И. Морозова // Валеология: научно-практический журнал. - 2002. - N 4. - С. 6-10.

174

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

2. ВОЗ. Физическая активность. Информационный бюллетень N°384 Февраль 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.who.int/ mediacentre/factsheets/fs385/ru (дата обращения: 10.04.14).

3. Давыдов В.Ю. Методика преподавания оздоровительной аэробики / В.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, Г.О. Краснова. - Волгоград: Волгоградский гос. университет, 2004. - 115 с.

4. Безрукова Н.М. Взаимосвязь двигательной активности и здоровья // Материалы международной конференции «Человек, здоровье,физическая культура и спорт в изменяющемся мире». - Коломна, 2006. - С. 7-8.

5. Мирошников А.Б. Периодизация в функциональном тренинге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.khisyamov.ru/lib/articles/1188 (дата обращения: 10.04.14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.