Научная статья на тему 'Применение электронных тренажеров при изучении приемных контрольных приборов'

Применение электронных тренажеров при изучении приемных контрольных приборов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
66
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение электронных тренажеров при изучении приемных контрольных приборов»

себя» [2]. В понятии социальной зрелости личности А.А. Реан выделил четыре основные составляющие: 1) ответственность; 2) терпимость; 3) саморазвитие; 4) положительное мышление, положительное отношение к миру. На каждом жизненном этапе, в силу жизненных событий или возрастных изменений, человек должен находить соответствующие его уровню зрелости экзистенциальные ответы. Экзистенциальные проблемы обостряются в определенные моменты жизни, которые могут быть связаны с возрастом, изменениями в жизненной ситуации (например, разводом, потерей работы, утратой близкого человека) или нарастающей потребностью в переменах, возникающей в силу изменений жизненных приоритетов, ценностей, планов и целей, неудовлетворенности жизненной ситуацией и др. [3].

В связи с вышеизложенным, следует отметить, что актуальным становится изучение совместного влияния экстремальных условий профессиональной деятельности и особенностей климатических факторов Кольского Заполярья (выраженные атмосферные явления, резкие колебания температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, скорости ветра, а также недостаток солнечного излучения, геомагнитная активность и наличие негативной для организма фотопериодичности: полярного дня и полярной ночи) на психосоматическое здоровье сотрудников МЧС, с учетом экзистенциальных ценностей.

Список использованной литературы

1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. - 218 с.

2. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. - СПб.: ЮВЕНТА, 1998.345 с.

3. Реан А.А. Психология адаптации личности: учебно-научное издание. / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Медицинская пресса, 2002.

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРИЕМНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

А.А. Деревянко, начальник кафедры, к.т.н., доцент

В.А. Дуреев, доцент, к.т.н., доцент Национальный университет гражданской защиты, г. Харьков

Каждый объект, на котором применены системы противопожарной защиты, защищен от пожара и его последствий только в том случае, когда эти системы правильно эксплуатируются. Важной составляющей системы противопожарной защиты есть система пожарной сигнализации, в которую

входят приемные контрольные приборы. От выбора приемных контрольных приборов, знания их характеристик и правильной их эксплуатации, зависит надежность и быстродействие работы системы противопожарной защиты в целом.

Целью разработки электронного тренажера (ЭТ), было повышение качества подготовки специалистов, при изучении работы приемных приборов контрольных пожарных (ППКП). Для достижения этой цели сформулированы и решены следующие задачи:

1. Проведен анализ международных патентов и электронных тренажеров, используемых в учебном процессе ВУЗов Украины.

2. Разработан ЭТ, моделирующий работу ППКП, позволяющий как обычно, так и дистанционно проводить:

- изучение технических данных современных и перспективных ППКП;

- отработку режимов работы ППКП в 1, 2, 3 уровнях доступа;

- проверку полученных знаний встроенным режимом тестирования с иерархией выборки вопросов.

3. Разработана методика использования ЭТ, при изучении ППКП.

4. Выполнена апробация методики использования ЭТ при изучении ППКП Артон-04П курсантами и студентами НУГЗ Украины и специалистами лицензированных видов работ противопожарного назначения.

Алгоритм работы ЭТ содержит следующие основные составляющие:

- возможность выбора ППКП для обучения;

- общие данные изучаемого ППКП;

- интерактивное обучение работы изучаемого ППКП с индикацией режимов работы и уровней доступа;

- тестирование с иерархией выбора вопросов.

Алгоритм работы ЭТ представлен на рисунке 1.

Работа с ЭТ начинается со стартового окна (рис. 2), где присутствует информация о производителях систем противопожарной защиты, образцы технической документации на противопожарное оборудование; образцы ППКП для обучения.

Рис. 2. Стартовое окно электронного тренажера

После выбора ППКП доступны следующие рабочие окна ЭТ:

- общая информация изучаемого ППКП (рис. 3а);

- работа изучаемого ППКП (рис. 3б);

- проверка полученных знаний (рис. 3в). Пользователю предоставляется 20 вопросов с учетом иерархии их выборки. Время прохождения теста ограничено 20 минутами. После сдачи теста пользователь получает персональную оценку.

б)

Обшие сведения Режим обучения Режим тестирования

в)

Рис. 3. Рабочие окна электронного тренажера

Методика использования ЭТ при изучении работы ППКП, охватила следующие категории обучаемых:

- испытания с ограничением времени: специалисты лицензированных видов работ противопожарного назначения; курсанты и студенты НУГЗУ, изучавшие ранее системы пожарной сигнализации;

- испытания без ограничения времени: курсанты НУГЗУ, не изучавшие ранее системы пожарной сигнализации.

Результаты использования ЭТ ППКП представлены в таблице и на рисунке 4.

Таблица

Общие результаты_

Время Число оценок

подготовки, мин. 5А 4В 4С зD 3Е 2Б

25 - 1 1 6 - 5

30 - - 6 6 - 2

35 - 3 5 3 - 3

26 28 30 32 34 36 38 40 Рис. 4. Результаты тестирования: п4 - количество полученных четверок; п3 - количество полученных троек; п2 - количество полученных двоек

Анализ результатов показал, что использование ЭТ позволяет повысить качество подготовки специалистов. Уменьшение времени подготовки менее чем 25 минут выявилось не целесообразным. Увеличение времени подготовки к тестированию, приводит к увеличению числа положительных оценок. При этом число негативных оценок, с увеличением времени подготовки, практически неизменно.

Практическое значение использования ЭТ в обычном и дистанционном обучении:

- подготовка специалистов по современным и перспективным системам противопожарной защиты;

- разработка рекомендаций по техническим характеристикам, конструкционному исполнению и интерфейсу ППКП производителям систем пожарной сигнализации.

Список использованной литературы

1. Петцольд Ч. Программирование с использованием Microsoft Windows Forms. - М.: - Русская редакция. 2006. - 433 с.

2. ДБН В.2.5-56-2010 Системи протипожежного захисту. - К.: Мшютерство репонального розвитку та будiвництва Украши. 2010. - 280 с.

К ВОПРОСУ О РАЗМЕРАХ ЗОН ЗАГАЗОВАННОСТИ ПРИ ИСПАРЕНИИ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ЖИДКОСТЕЙ С ОТКРЫТЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

С.А. Дудак, преподаватель Национальный университет гражданской защиты Украины,

г.Харьков

Процесс испарения нефти с открытой поверхности хранилища в атмосферу сопровождается образованием на прилегающей к нему территории пожаровзрывоопасных зон. Правильная оценка опасных размеров данных зон имеет важное научное и практическое значение, так как позволяет обеспечить необходимый уровень безопасности проводимых ремонтных работ, связанных с аварийными ситуациями на железнодорожных сливо-наливных эстакадах с разливами нефти из цистерн [2].

Исследование закономерностей распространения паров жидкостей, образующихся при ее испарении с открытой поверхности, и особенности их пространственно-временного распределения, является основой для объективной оценки зон загазованности. Изучение осуществляется по двум направлениям:

- на основе методов математического описания распространения паров с помощью решения газо-динамических уравнений совместно с уравнениями турбулентной диффузии;

- эмпирико-статистического анализа распространения паров в атмосфере с использованием для этой цели интерполяционных моделей большей частью гауссовского типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.