Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / TALENT / GENIE / CHILDREN'S TALENT / E-LEARNING / MOBILE LEARNING / M-LEARNING / BLENDED LEARNING / ELECTRONIC LEARNING RESOURCE LEARNING CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова Марина Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения одаренных детей. Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе с помощью нормативной документации и результатов научных исследований. В статье рассматривается основные преимущества использования электронных образовательных ресурсов, а также даны рекомендации по их выбору. Приведены примеры электронных образовательных ресурсов, которые могут быть рекомендованы к применению в процессе обучения одаренных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбакова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE PROCESS OF TEACHING GIFTED CHILDREN

The article is devoted to the consideration of the problem of using electronic educational resources in the process of teaching gifted children. The need for the use of electronic educational resources in the educational process using regulatory documents and the results of scientific research has been identified and justified. The article discusses the main advantages of using electronic educational resources, as well as recommendations on their choice. Examples of electronic educational resources that can be recommended for use in the process of teaching gifted children are given.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

Применение электронных образовательных ресурсов в процессе обучения одаренных

детей

Use of electronic educational resources in the process of teaching gifted children

Рыбакова Марина Сергеевна

Студент 1 курса Факультет Развитие детской одаренности

МГПУ РФ, Москва e-mail: ryb-mar@yandex.ru

Rybakova Marina Sergeevna

Student 1 term

Faculty of Development of children's giftedness

MGPU

Российская Федерация, Москва e-mail: ryb-mar@yandex.ru

Научный руководитель

Заславский Алексей Андреевич

К. пед. н. МГПУ

Российская Федерация, Москва

Scientific adviser Zaslavsky Alexey Andreevich

Ph.D. MGPU

Russian Federation, Moscow

Аннотация.

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения одаренных детей. Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе с помощью нормативной документации и результатов научных исследований. В статье рассматривается основные преимущества использования электронных образовательных ресурсов, а также даны рекомендации по их выбору. Приведены примеры электронных образовательных ресурсов, которые могут быть рекомендованы к применению в процессе обучения одаренных детей.

Annotation.

The article is devoted to the consideration of the problem of using electronic educational resources in the process of teaching gifted children. The need for the use of electronic educational resources in the educational process using regulatory documents and the results of scientific research has been identified and justified. The article discusses the main advantages of using electronic educational resources, as well as recommendations on their choice. Examples of electronic educational resources that can be recommended for use in the process of teaching gifted children are given.

Ключевые слова: одаренность; детская одаренность; электронное образование; мобильное обучение; смешанное обучение; электронный образовательный ресурс; образовательный контент.

Key words: Talent; genie; children's talent; e-learning; mobile learning; m-learning; blended learning; electronic learning resource learning content.

Современные тенденции развития системы образования диктуют требования не только к содержанию образовательных программ, но и к форме работы с учащимися: педагогический процесс в данном контексте нельзя рассматривать в отрыве от современных форм электронного обучения.

Под электронным обучением понимается всякая деятельность учения и преподавания, все процессы обучения, подготовки или консультирования, а также формирования и развития опыта и компетенций, разворачивающиеся в какой-либо электронной информационно-образовательной среде. [11]

Вопросы студенческой науки

Выпуск №5 (45), май 2020

Формирование информационно-образовательной среды признано одним из приоритетных направлений развития системы образования в РФ и закреплено на законодательном уровне. [1,4,5,6]

Модернизация образовательного процесса, заключающаяся в создании инфраструктуры информационно-коммуникативных технологий, применении электронных образовательных ресурсов, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе освоения учащимися учебных дисциплин, позволяет осуществить переход от классической формы обучения к смешанной. Под смешанным обучением понимается сочетание форм классического обучения с элементами электронного обучения (См. Рисунок 1).

Результаты исследования [12], проведенного SRI International в 2009 году, позволяют утверждать, что смешанное обучение оказалось значительно эффективнее, чем формы классического аудиторного обучения или обучения, полностью переходящего в онлайн-режим. Стоит отметить, что исследования проводились на так называемых интерактивных формах онлайн-обучения. Это сравнительно новый формат электронного обучения, отличающийся от предыдущих поколений форм дистанционного обучения (телевизионных передач, видеолекций и пр.) наличием элементов взаимодействия обучающегося с обучающей системой (обратной связью).

*

I

Лабораторнь е ьсн;ткя

ш ш

Урски. лекции, семинары

Дистанционное

11

л __Смешанное

j^/ | обучение

"I расти чес сие

ш.

понятия

Классическое обучение

9,

Экскурсии

S?

Учебна? и"рс

X

D

Мобильное

W 1

Электронное Совместное

обучение £

А

Синхроннее

Обучо от, 1-е игоы

Рисунок 1. Смешанное обучение.

Помимо более высокой эффективности результатов смешанного обучения стоит также отметить такие преимущества, как:

• формирование доступной образовательной среды: обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства, социального и материального положения семей обучающихся, самих обучающихся и состояния их здоровья;

• дополнительные возможности для адаптации и индивидуализации образовательного процесса с учётом уровня знаний, умений и навыков учащегося, предпочтений и степени мотивации;

• гибкий подход к возможности выбора режима и темпа освоения учебной программы;

• реализация принципов личностно-ориентированного обучения, формирование умения согласовывать учебную активность с поставленными задачами.

Особую актуальность применение форм электронного обучения приобретает в контексте поиска и поддержки одаренных детей. [4] Под одарённостью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, от которого зависит возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. [3] Одаренный ребенок —это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [3]

Обучение одаренного ребенка в общеобразовательной школе, где учатся обычные дети, сопряжено с трудностями индивидуализации образовательного процесса. Необходим баланс между обучением ребенка в группе и учетом его собственного темпа усвоения материала. Принято выделять четыре подхода к обучению одаренных детей: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все четыре подхода тесно взаимосвязаны. Как правило, на практике предпочтение одного конкретного подхода является недостаточным. Так же не рекомендуется ограничиваться составлением индивидуальной программы обучения. Одаренные дети нуждаются в создании особой среды, способствующей формированию внутренней мотивации. Такие дети зачастую сами способны определить приоритетную учебную дисциплину, подход к обучению, спланировать процесс, выбрать режим и темп освоения. Применение электронных образовательных ресурсов в формате смешанного обучения как раз предоставляет одаренным детям такую возможность, не исключая при этом взаимодействие со взрослым (учителем, наставником).

Для реализации электронного обучения учащимся должен быть обеспечен доступ к использованию современных электронно-технических средств обучения. В современных условиях практически невозможно представить себе молодого человека, изолированного от компьютера, сотовой связи и сети Интернет. Использование смартфонов и планшетов имеет множество преимуществ по сравнению с ноутбуками и компьютерами. Они значительно мобильнее, меньше, легче и более универсальны. Широкий ценовой диапазон делают его идеальным спутником для каждого ребенка. Электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограничивающих местоположение или изменения местоположения учащегося, принято называть мобильным обучением. [7] Быстрый доступ к образовательному контенту, который в буквальном смысле всегда под рукой, позволяет не откладывать решение вопросов, связанных с использованием сети Интернет или компьютера, на потом: все задания можно выполнить здесь и сейчас. Помимо этого, использование электронных образовательных ресурсов нивелирует проблему пропуска занятий в школе: пропустивший занятие ребенок сможет самостоятельно ознакомиться с учебным материалом. Так же мобильное обучение позволяет организовывать совместное обучение: образовательный процесс, в котором многочисленные участники взаимодействуют для достижения общей цели. [7] Возможности быстрой коммуникации, даже если человек находится в другом городе/стране/континенте в значительной степени упрощают ведение диалога (на любом уровне) и обмен медиа-файлами и документами.

При наличии благоприятных педагогических условий для организации процесса обучения по смешанной форме, перед педагогом встает вопрос, как выбрать электронный образовательный ресурс.

С одной стороны, в сфере образования очень активно развиваются государственные, общественные и частные разнообразные информационно-образовательные проекты. Рынок образовательных услуг очень привлекательный, но развивается стихийно и к решениям вопросов образования имеет слабое отношение. Среди общего изобилия предлагаемых электронных образовательных ресурсов имеют место быть ресурсы очень низкого качества. Эта проблема обусловлена отсутствием общих ориентиров, механизмов регуляции федерального уровня и высокой капитализацией. [4]

Для каталогизации и организации систем поиска качественных электронных образовательных ресурсов с использованием информационной модели метаданных (информации об образовательном контенте, характеризующая его структуру и содержимое) при поддержке Министерства образования и науки РФ создаются специальные проекты, такие как:

• Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (www.fcior.edu.ru)

• Единое окно доступа к информационным ресурсам (www.window.edu.ru)

• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (www.school-collection.edu.ru)

• Современная цифровая образовательная среда (www.neorusedu.ru)

• Московская электронная школа (www.mos.ru) и др.

Последние годы большую популярность набирают массовые открытые онлайн-курсы (МООК), которые представляют собой одну из форм дистанционного образования посредством электронных курсов в режиме онлайн. МООК обладают следующими достоинствами: широкий выбор учебных дисциплин и специальностей, свободный график, смешанная интерактивная система онлайн обучения, структурированная подача материала, возможность обучения у лучших преподавателей, быстрая обратная связь и оценка, часто предлагается бесплатное обучение или обучение за разумную плату. Из недостатков обучения в МООК стоит отметить самостоятельное освоение учебного материала и отсутствие контроля за выполнением заданий. При недостаточной мотивации обучающийся может не проявить должное усердие в освоении учебного материала или преждевременно завершить обучение.

В качестве примера можно привести таких выдающихся представителей российских МООК, как:

• Универсариум (www. universarium.org)

• Лекториум (www.lektorium.tv)

Что бы среди большого разнообразия обеспечить адекватный выбор электронного образовательного ресурса необходимо понимать, чем они отличаются друг от друга.

Основное различие заключается в форме представления. Наиболее современные и эффективные для обучения электронные образовательные ресурсы воспроизводятся на современных электронно-технических средствах обучения (компьютерах, планшетах, смартфонах) в виде компьютерных программ, мобильных приложений и интернет ресурсов. Подробная система классификации электронных образовательных ресурсов приведена в ГОСТ Р 52657-2006. Общая структура классификации представлена на Рисунке 2.

Как правило поиск электронного образовательного ресурса осуществляется по параметрам, соответствующим его метаданным [10], а именно:

• Предметная область (основные, межпредметные, специальные, дополнительные);

• Уровень образования (дошкольное, общее (начальное, основное, среднее), профессиональное (начальное, среднее, высшее, послевузовское), дополнительное, образование для лиц с особенными потребностями);

• Форма представления образовательного контента (текст, гипертекст, средства визуализации, аудио, видео, мультимедиа, гипермедиа);

• Форма образовательного процесса (лекции, семинары, практические занятия, лабораторные занятия, учебная игра, учебная научно-исследовательская работа, педагогическое измерение и контроль, зачеты и экзамены, самостоятельная учебная деятельность);

• Специфика аудитории (возраст, язык, особые образовательные потребности).

Рисунок 2. Общая структура классификации ЭОР При выборе электронного образовательного ресурса особое внимание следует уделять сведениям о

разработчике (авторе) и наличию рекомендаций к использованию в образовательном процессе. Необходимо

помнить о том, что любой образовательный контент должен соответствовать принципам информационной

безопасности. Согласно Российскому законодательству информационная безопасность детей - это состояние

защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе

распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному

развитию. [2]

Была проведена дизайн-эргономическая экспертиза некоторых электронных образовательных ресурсов, в том числе игр, которые могут быть рекомендованы к применению в процессе обучения одаренных детей в современной образовательной среде. Рейтинг ЭОР по результатам суммарной оценки показателей интерактивности, мультимедийности, коммуникативности, производительности и эргономичности представлен в таблице 1. Рейтинг ЭОР (игр) по результатам суммарной оценки показателей интерактивности, мультимедийности, коммуникативности, производительности и эргономичности представлен в таблице 2.

Таблица 1. Рейтинг ЭОР по результатам суммарной оценки показателей интерактивности, мультимедийности, коммуникативности, производительности и эргономичности

Рейтинг Название ЭОР Название сайта Тип ЭОР Тематика ЭОР Оценка в баллах

1 Униэерсариум \у»лллли niversarium.org моок Научно-популярного характера 26

2 ЯКласс www.yakjass.ru Учебное пособие, задачник, учебно-методические материалы Вся школьная программа 25

з СЫАСЬБ* www.getaclass.ru Учебное пособие, задачник. Физика 24

учебно-методические материалы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Аекгориум wvvw.lektorium.tv МООК Научно-популярного характера 20

5 Органическая химия www.orgchem.ru Учебное пособие, задачник Химия 20

6 Образование на русском www.pushldnlnstitute.ru Учебное пособие Русский язык, литература 15

7 ПостНаука у/мы. postnauka.ru Интернет-журнал Публикации научно-популярного характера 12

8 П^оуе^опадсБ www.iloveecorK5nics.ru Задачник Экономика 9

9 Текстология www.textolog¡a ги Интернет-журнал Русский язык, литература 9

10 Интуит www.infuit.ru МООК Публикации научно-популярного характера 9

Таблица 2. Рейтинг ЭОР (игр) по результатам суммарной оценки показателей интерактивности, мультимедийное™, коммуникативности, производительности и эргономичности

Применять электронное обучение смогут лишь те педагоги, кто сможет освоить современные технологии в профессиональной деятельности. Основы их использования в образовательном процессе заложены в нормативных документах. Электронные образовательные ресурсы не заменяют педагога и учебники, они лишь создают принципиально новые возможности для усвоения материала. Поскольку планшеты и смартфоны являются мощными портативными компьютерами, их можно эффективно использовать для обучения на основе игр. Производители, специализирующиеся на разработке игр для этих устройств, стремятся создать программное обеспечение, которое действительно обучает. Электронное образование предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети, применение медиа средств.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-

ФЗ

3. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. - М., 1998

4. Концепция развития единой информационной образовательной среды в РФ - 2013 г.;

5. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы;

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

7. ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения

8. ГОСТ Р 52657-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов

9. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы.

10. ГОСТ Р 55750-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие положения

11. И.Б. Государев К вопросу о терминологии электронного обучения ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (42) 2015, стр.180-183.

12. Means, B., Toyama, Y., Murphy, R., Bakia, M., & Jones, K. (2010, September). Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning: A Meta-Analysis and Review of Online Learning Studies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.