Научная статья на тему 'Применение электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы обучающихся'

Применение электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Готская Ирина Борисовна

В условиях перехода к уровневой модели образования возрастают значимость и объем самостоятельной работы, что в свою очередь актуализирует необходимость использования электронных образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Готская Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы обучающихся»

И. Б. Готская,

профессор кафедры основ производства

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В условиях перехода к уровневой модели образования возрастают значимость и объем самостоятельной работы, что в свою очередь актуализирует необходимость использования электронных образовательных ресурсов. В настоящее время в Гер-ценовском университете имеются следующие ресурсы для организации самостоятельной работы: конструктор для создания гипертекстового электронного учебника и электронных учебных модулей с возможностью создания и редактирования текста, включения в содержание фотографий, графических изображений, видео-, аудио- фрагментов; конструктор сайтов, предназначенный для быстрого создания личных страниц и сайтов преподавателей. Конструкторы размещены на портале «Гуманитарные технологии в социальной сфере» (http: //portal. gersen.ru/), возникшем в ходе реализации в университете инновационной образовательной программы.

Несомненную помощь в организации самостоятельной работы окажут ресурсы портала, а именно: 1) электронный аннотированный каталог и файловый архив полнотекстовых электронных версий публикаций, технической документации, тематических ма-териалов по гуманитарным технологиям;

2) аннотированные каталоги, содержащие краткие описания и ссылки на электронные библиотеки; образовательные порталы, издания на CD/DVD; энциклопедии, словари, справочники; инструментальные про-грам-мные средства (системы машинного перевода и электронные слова-

ри) ; электронные образовательные ресурсы, размещенные в свободном доступе в Интернете; 3) постоянно обновляемая лента новостей по гуманитарным технологиям в социальной сфере; 4) систематизированная информация о научных конкурсах, грантах для ученых, преподавателей, аспирантов и студентов; аналитические материалы ит. д.

Дополнительно на портал интегрированы коммуникационные сервисы. Это, во-пер-вых, сайт сетевых конференций и семинаров, который с успехом можно использовать как одну из форм поддержки самостоятельной работы через организацию и проведение консультаций и интернет-семинаров по учебным курсам, тематических интернет-конферен-

ций, в том числе и постоянно действующих. Каждый преподаватель может организовать свой интернет-семинар по учебному курсу, что позволит обсудить наиболее интересные или сложные разделы курса. Такая форма поддержки самостоятельной работы адекватна менталитету современного студенчества, активно взаимодействующего в виртуальном пространстве. Во-вторых, это сайт «Педагогическая социальная сеть», созданный для формирования профессионального сетевого сообщества педагогов и всех тех, кому не безразличны пути развития российского образования. Это своего рода интернет -клуб по интересам, который одновременно может использоваться для общения и информационного взаимодействия со студентами и магистрантами, а так-

Материалы Ученого совета 30 апреля 2009 г.

же для обмена идеями, опытом с коллегами.

Дистанционная поддержка самостоятельной работы может быть организована на базе центра дистанционного обучения РГПУ им. А. И. Герцена (http://moodle. gersen. ru/) , который создан на основе свободно распространяемой среды (Open Source) дистанционного обучения Moodle и имеет двухлетний опыт проведения дистанционного обучения по подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку и биологии учащихся одного из колледжей г. Ухта. Среда Moodle позволяет создавать модульные дистанционные учебные курсы и ориентирована на организацию информационного взаимодействия между преподавателями и обучающимися. Среда имеет все компоненты для организации дистанционной поддержки и полномасштабного дистанционного обучения, а именно: учебные модульные курсы (при этом поддерживается отображение любого электронного контента, в том числе презентации, видео, аудио и т. д.), систему тестирования и оценивания (вопросы могут быть встроены в лекционное содержание) , глоссарий, портфолио, базы данных, опрос, анкеты и т. д. Несомненным достоинством являются коммуникационные сервисы (такие как форум, чат, семинар). Специалисты кафедры основ производства готовы оказать консультационную поддержку и помощь в обучении созданию учебных курсов и работе в среде Moodle.

Однако нужно понимать, что в организации любой поддержки самостоятельной работы на основе электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий главным являются навыки выстраивания информационного взаимодействия, т. е. активное и педагогически обоснованное использование коммуникационных сервисов. Сотрудники Герценовского университета, представители большинства факультетов принимали самое активное участие в выполнении проектов Фе-

деральной целевой программы развития образования, информатизации системы образования (НФПК). Многие разрабатывали учебные курсы для дистанционного обучения, электронные образовательные ресурсы нового поколения, работали в качестве сетевых педагогов. В рамках этих проектов преподавателями-

герценовцами написаны методические рекомендации по организации дистанционного обучения школьников по 14 учебным предметам, методические рекомендации для сетевых преподавателей, методические рекомендации для педагогов-кураторов и методические рекомендации по организации дистанционной поддержки повышения квалификации педагогов с использованием дистанционных образовательных технологий. Такого методического обеспечения дистанционного обучения нет ни в одном университете страны, при этом в методических рекомендациях разработана методика организации информационного взаимодействия в активных формах в реальном режиме времени (on-line): проблемные семинары, диспуты, дискуссии, игры, дебаты, проектная и исследовательская деятельность и т. д. Все эти материалы с успехом можно использовать для

повышения квалификации наших преподавателей, которое должно быть реализовано не только в традиционной форме, но и с использованием всех тех электронных ресурсов, которые имеются в университете (сайты, портал, среда дистанционного обучения). Как показывает опыт, такая комбинированная модель повышения квалификации является наиболее эффективной, так как предполагает погружение в реальную среду информационного взаимодействия с использова-нием информационно-коммуникационных технологий. К организации и проведению повышения квалификации могут быть привлечены преподаватели Герценовского университета, имеющие опыт выполнения проектов, создания дистанционных учебных курсов и участия в реальном учебном процессе с использова-

УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

нием дистанционных образовательных технологий, а также инженеры кафедры основ производства. Можно предположить, что на некоторых факультетах краткосрочное повышение квалификации может быть организовано и проведено прямо на рабочем месте силами преподавателей факультета, т. е. теми преподавателями, которые участвовали в выполнении проектов, например, на факультете технологии и предпринимательства, социальных наук, биологии, математики.

Одновременно необходимо разработать процедуру и регламент применения дистанционных образовательных технологий в университете, в том числе положение об использовании дистанционных образовательных технологий с учетом методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ. Регламент должен определять: 1) количество часов, отводимое на консультации в

режиме off-line, т. е. когда преподаватель, студенты и магистранты работают в сети автономно в любое удобное для них время;

2) количество часов, отводимое на консультации в реальном режиме времени (on-line),

т. е. когда преподаватель, студенты и магистранты взаимодействуют в сети и при этом заведующим кафедрами, деканам, представителям Учебно-методического управления

должен быть обеспечен выход в сеть для контроля этих консультаций; 3) формат графика off-line и on-line консультаций; 4) учет в объемах нагрузки преподавателей off-line и on-line консультаций; 5) контроль деятельности преподавателя и студентов ит. д.

Содержание и формы дистанционной поддержки должны быть обязательно включены в учебные программы, в том числе в

темы интернет-семинаров и интер-нет-кон-ференций. Для оперативного решения всех этих задач необходимо создание рабочей группы, которая бы разработала все необходимые документы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.