МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011
УДК 378 146 : 004 : 53 Л. Ф. КАЛИСТРАТОВА
В. К. ВОЛКОВА Н. А. ПРОКУДИНА
Омский государственный технический университет
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В ПЕРИОД СЕССИИ____________________
Рассмотрены результаты исследования по применению досрочной сдачи экзамена по физике в период экзаменационной сессии. Проведён анализ и предложены рекомендации по повышению успеваемости студентов.
Ключевые слова: электронный экзамен, консультация, успеваемость, качество, физика.
Эффективность научно-педагогической деятельности вуза в рамках инновационного развития определяется многими составляющими работы преподавательского состава. Ориентация на повышение как качества, так и успеваемости студентов требует введения и развития новых информационных технологий, освоения достижений науки и техники [1].
В настоящее время в процессе обучения студентов используются методы информационных технологий в виде широкого применения электронного тестирования знаний студентов во время учебного процесса в семестре [2]. На кафедре физики нашего вуза тестовая и электронная формы контроля знаний развивалась на протяжении многих лет и практически используется на всех видах учебных занятий. По теоретическому материалу курса физики многими лекторами разработаны мультимедийные лекции или тестовые материалы по лекциям [3]. Также разработаны и используются электронные коллоквиумы и электронные семестровые экзамены, вопросы к которым опубликованы в методических изданиях кафедры, например [4]. Практические занятия проводятся с использованием раздаточного материала, включающего в себя тестовый контроль знаний [5]. Проведение лабораторных работ сопровождается тестовым допуском к работе или итоговой проверкой знаний. Результаты совместной работы преподавателей кафедры были опубликованы на конференциях городского и регионального уровней [6]. Следует отметить, что электронное тестирование, проводимое со студентами дневной формы обучения, на нашей кафедре используется, как правило, во время учебного семестра. Электронный экзамен применяется нами в период переэкзаменовок. Традиционный экзамен во время сессии проходит по билетам, утверждённым заведующим кафедрой.
Для дистанционной формы обучения студентов как в нашем вузе, так и в других вузах используются системы типа «Прометей», в которых тестирование применяется как допуск к экзаменам, либо влияет на формирование экзаменационной оценки [7, 8].
Нами было предложено провести предэкзаменационное тестирование студентов дневной формы обучения. Оно заключается в том, что электронный экзамен проводится во время консультаций за сутки
перед проведением традиционного экзамена по билетам. Для проведения такого экзамена были разработаны электронные тестовые задания. Сдача экзамена оценивается на 100 % при правильном ответе на все вопросы. В зависимости от процента сдачи экзамена студент может получить оценку за экзамен досрочно без сдачи экзамена по билету. К экзамену допускаются студенты, которые к началу сессии выполняют все запланированные учебным планом лабораторные работы. Как правило, выполнение всех лабораторных работ по рейтинговой системе, принятой на нашей кафедре, оценивается в 40 баллов. Максимальное число рейтинговых баллов, которое может получить студент в семестре при выполнении всех видов работ, равно 60 баллов.
Целью предэкзаменационного тестирования являлось выяснение вопроса о том, сколько студентов (в процентном отношении) способно досрочно сдать экзамен по физике и какое влияние окажут результаты тестирования на получение итоговой оценки по физике.
Предэкзаменационное тестирование проходило в период зимней и летней экзаменационных сессий 2009/10 учебного года. Объектом нашего исследования являлись студенты второго курса технических специальностей разных факультетов. О проводимом досрочном тестировании все студенты второго курса были заранее проинформированы. Заметим, что во всех группах не допущенные до основного экзамена студенты также не допускались и к электронному предварительному тестированию. Этим объясняется небольшое число участвующих в досрочном тестировании студентов (всего 160 человек).
Отметим, что студенты второго курса уже знакомы с электронным тестированием, проводимым в рамках сдачи коллоквиумов по предыдущим учебным семестрам. Вопросы электронного тестирования содержатся в методических пособиях, находящихся в библиотеке университета. В компьютерном классе кафедры в любое доступное время любой студент имеет возможность проходить тренировочные тесты по программе экзамена.
. Результаты предэкзаменационного тестирования показаны в табл. 1. Количество участвующих в досрочном экзамене студентов по разным факультетам
Факультет Г руппы Число допущенных к экзамену Число сдавших экзамен Процент сдачи экзамена
Машиностро- ительный институт (ИСИ) Т-228 Т-218 МС-218 С-218 ТМ-218 ТМ-228 62 24 38,7
Нефтехимический институт (НХИ) ОС-218 ХМ-218 ХТ-218 ХТБ-218 14 9 64
Радиотехнический факультет (РТФ) РИ-218 ФР-218 КРБ-218 41 12 29
Энергетический институт (ЭНИ) ВК-218 К-218 25 9 36
Факультет нефти и газа (ФТНГ) ТС-218 ПС-218 18 4 22
ИТОГО 160 58 36
варьировалось от 14 до 35 человек. Экзамен оценивался на оценку «отлично», если процент сдачи вопросов находился в пределах (90 — 100) %, оценка «хорошо» — е пределах (75—89) %, оценка «удовлетворительно» — от 40 до 74 %. Как видно, третья планка имела весьма широкие пределы.
Анализ результатов такого экзамена показал, что 36 % участвующих в эксперименте студентов сдали экзамен, но только на оценку «удовлетворительно». При этом процент сдачи экзамена студентами варьировался в пределах от 42 до 55%. Низкий процент сдачи не должен удивлять, так как у студента впереди ещё сутки для подготовки к основному экзамену по билета м. Ни один студент не получил хорошие или отличные оценки во время предварительного тестирования.
Студенты, получившие оценку «удовлетворительно», могли далее продолжить сдачу экзамена на следующий день по расписанию своей группы, проанализировав пробелы в своих знаниях. Этим они могли увеличить процент качества сдачи экзамена в целом по группе. Те же студенты, которых эта оценка удовлетворила, могли не приходить на традиционный экзамен, чем увеличили время для подготовки к другим, возможно, для них более сложным экзаменам.
Результаты предэкзаменационного тестирования студентов были проанализированы с результатами экзаменационных сессий по соответствующим потокам. Оказалось, что заметное повышение процента успеваемости по сравнению с предыдущим учебным годом наблюдалось наследующих факультетах: нефтехимическом институте (НХИ) — на 12 %, радиотехническом факультете (РТФ) — на 22 %, машиностроительном институте (МСИ) — на 14 %.
По результатам проведённого досрочного тестирования можно сделать следующие выводы.
1. Проведённый во время консультаций электронный предэкзаменационный экзамен были способны сдать до 36 % студентов.
2. Допущенные до сессии студенты удовлетворительно готовятся к экзамену во время экзаменационной сессии.
3. Результаты предварительного тестирования мо^ гут увеличить в целом процент успеваемосги сдачи экзамена по физике студентами, ноне процент качества.
4. Лекторы экспериментальных потоков заметили наибольшее повышение процента успеваемости у студентов со слабой школьной подготовкой, которых вполне устраивает досрочная удовлетворительная оценка их знаний.
В заключение отметим, что предэкзаменационное тестирование по физике имеет смысл проводить в дальнейшем, особенно со студентами первого курса, поскольку тестовая сдача экзамена для них является более удобной и понятной ещё со школы, чем сдача экзамена по билетам.
Библиографический список
1. Система управления качеством образования в университете на основе информационных технологий // Университетское управление, 2006. — № 5 (45). — С. 92 — 97,
2. Глотов, В. А. Использование компьютерных технологий в преподавании технических дисциплин. / Глотов В. А., Игнатю-гин В. Ю.// Омский научный вестник. Серия Приборы, машины и технологии. — 2010. —№ 1 (87). — С. 244 — 247.
3. Калистратова, Л. Ф. Мультимедийный комплекс «Класси-ческаяирелягивистскаямеханика» : конспект лекций, / Л. Ф. Калистратова, Н. П. Калистратова. — М.:ОФЭРНиО, 2010. — № 16386 от 17. И.2010.
4. Калистратова, Л. Ф. Кинематика поступательного и вращательного движений. Тестовые задания. /Л. Ф. Калистратова, Н. П. Калистратова. Н. А. Прокудина. — Омск: Изд-воОмГТУ, 2005. — 32с.
5. Физика/Л. Ф. Калистратова [идр.]. — Омск: ОмГТУ,2010. —
34 с.
6. Волкова, В. К. Мониторинг удовлетворён носги студентов как фактор повышения качества инженерно-технического образо-
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011
вания / В. К. Волкова, В. В. Даньшина // Технологии и методики в образовании : научно-техн. журнал. — Воронеж : Мастеринг, 2010. - № 5. - С. 31-33.
7. Попов, В. Е. Влияние метода интерпретации результатов контроля знаний на качество подготовки специалиста / В. Е. Попов // Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета последипломного образования КГМУ ; под ред. проф. А. И. Лазарева. — Курск, 2006. — С. 97- 98.
8. Волкова, В. К. Применение тестовой системы обучения курсу физики в техническом вузе / В. К. Волкова, Н. П. Калистратова / / Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1. -Екатеринбург : УрГПУ, 2006. -С. 70-72
КАЛИСТРАТОВА Любовь Филипповна, кандидат физико-математических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физики.
ВОЛКОВА Вера Константиновна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физики. ПРОКУДИНА Наталья Анатольевна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физики. Адрес для переписки: 644050, г. Омск, пр. Мира, 11.
Статья поступила в редакцию 20.12.2010 г.
© Л. Ф. Калистратова, В. К. Волкова, Н. А. Прокудина
УДК 378 147 : 53 О. Ю. ПАВЛОВСКАЯ
В. И. СУРИКОВ ВАД. И. СУРИКОВ А. Г. ТУРОВЕЦ Н. А. ПРОКУДИНА
Омский государственный технический университет
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАД ПО ФИЗИКЕ В ОМГТУ_______________________________________
В статье обсуждаются вопросы, связанные с проведением олимпиад в ОмГТУ, которые способствуют повышению мотивации изучения физики студентами технического вуза. Рассмотрены организационные, научно-методические и психолого-педагогические аспекты подготовки студентов к олимпиадам по физике и методике проведения их в ОмГТУ. Ключевые слова: олимпиада, мотивация изучения, технические средства обучения, «круглый стол», методы обучения, творческие способности.
Модернизация российской системы образования, научно-технический прогресс и быстро меняющиеся условия общественной жизни требуют как подготовки большого числа высококвалифицированных специалистов в области естественных и технических наук, так и существенного совершенствования этой подготовки.
Подготовка будущих специалистов, способных реализовать высокотехнологический путь развития экономики России, требует использования эффективных методов обучения, активизирующих познавательную и научную деятельность студентов. Среди таких форм обучения важное место занимают предметные олимпиады [1].
Предметные физические олимпиады позволяют привить и развить интерес студентов к глубокому изучению курса физики и связанных с нею естественных и прикладных наук.
Цель таких олимпиад - развитие творческих способностей студентов, выявление нестандартно мыслящих людей, способных к дальнейшей научноисследовательской работе. Олимпиада как форма учебного процесса способствует подъему интеллектуального уровня всех участников: студентов и пре-
подавателей. Совершенно очевидно, что нельзя недооценивать роль олимпиад по физике в вузе. Особенно это очевидно в настоящее время, когда интерес к физике и как к учебному предмету, и как к науке в среде молодежи упал, а внимание к физике в вузе не растет, а уменьшается.
Способствуя развитию физического мышления студентов, познанию ими современной физической картины мира, изучение физики не только формирует научное мировоззрение, но и закладывает фундамент для освоения специальных дисциплин [2]. Глубокое изучение физики играет чрезвычайную роль в становлении современной образованной личности. И во всей палитре методов и средств, форм обучения физике не малую роль играют физические олимпиады [3, 4].
Для решения олимпиадных задач требуются умения и навыки, не выходящие за рамки программы курса физики в высшем учебном заведении. Олимпи-адные задачи требуют от участников ясного понимания основных законов физики, творческого умения применять эти законы для объяснения физических явлений и наличия достаточно широкой научной эрудиции участников олимпиады.