Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Запрометова С.А., Пренас Н.Н.

В данной работе отмечается, что у современных студентов значительно возросли психологические нагрузки, участились стрессовые состояния, а доля физических нагрузок уменьшилась. Это приводит к снижению адаптивных свойств организма молодых людей и увеличению количества различных заболеваний. В статье рассматриваются вопросы использования различных физических упражнений для повышения умственной и физической работоспособности, снижения заболеваемости и повышения социализации студентов. Авторами предлагаются комплексы упражнений для определённых мышечных групп. Упражнения доступны широкому кругу студентов и рекомендованы для выполнения в виде утренней гимнастики, производственного перерыва или вечерней экспресс-тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF EFFECTIVE MEANS OF THE MAINTENANCE OF THE HEALTH OF STUDENTS IN THE PERIOD OF INSTRUCTION IN VUZ (INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION)

It is in this work noted that in contemporary students, grew considerably the psychological loads, stress states were increased in frequency, and the portion of physical loads decreased. This leads to reduction in the adaptive properties of the organism of young people and increase in the quantity of different diseases. In the article are examined questions of the use of different physical exercises for increasing the mental and physical fitness for work, to reduction in the morbidity and to an increase in the socialization of students. The complexes of exercises for the specific muscular groups are proposed by the authors. Exercises are available a wide range of students and recommended for implementation in the form of morning exercises, the production break or evening express workout.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

IX. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

УДК. 372.8

S.A. Zaprometova, N.N. Prenas

APPLICATION OF EFFECTIVE MEANS OF THE MAINTENANCE OF THE HEALTH OF STUDENTS IN THE PERIOD OF INSTRUCTION IN VUZ (INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION)

It is in this work noted that in contemporary students, grew considerably the psychological loads, stress states were increased in frequency, and the portion of physical loads decreased. This leads to reduction in the adaptive properties of the organism of young people and increase in the quantity of different diseases. In the article are examined questions of the use of different physical exercises for increasing the mental and physical fitness for work, to reduction in the morbidity and to an increase in the socialization of students. The complexes of exercises for the specific muscular groups are proposed by the authors. Exercises are available a wide range of students and recommended for implementation in the form of morning exercises, the production break or evening express workout.

Keywords: students, health, lifestyle, physical activity, exercise, learning process.

С.А. Запрометова1, Н.Н. Пренас2

ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В данной работе отмечается, что у современных студентов значительно возросли психологические нагрузки, участились стрессовые состояния, а доля физических нагрузок уменьшилась. Это приводит к снижению адаптивных свойств организма молодых людей и увеличению количества различных заболеваний. В статье рассматриваются вопросы использования различных физических упражнений для повышения умственной и физической работоспособности, снижения заболеваемости и повышения социализации студентов. Авторами предлагаются комплексы упражнений для определённых мышечных групп. Упражнения доступны широкому кругу студентов и рекомендованы для выполнения в виде утренней гимнастики, производственного перерыва или вечерней экспресс-тренировки.

Ключевые слова: студенты, здоровье, образ жизни, двигательная активность, физические упражнения, процесс обучения.

При поступлении в вуз бывшие школьники оказываются в новой среде, в условиях, при которых необходимо организовывать быт, питание, отдых с учётом возникающих сложностей жизни в новой обстановке. Эти отдельные малозначительные факторы могут оказать негативное влияние на психологическое и физическое состояние студентов. К этому добавляется то, что у современных студентов значительно возросли психологические нагрузки и уменьшились физические, возросли стрессовые состояния, наблюдается гиподинамия и гипокинезия. Всё вместе это приводит к снижению адаптивных свойств организма молодых людей и увеличению у них количества различных заболеваний. В этих условиях всестороннее развитие физических способностей у студентов становится необходимым для обеспечения их продуктивной учёбы, творческого участия в научной и общественной жизни вуза.

За время обучения в вузе состояние здоровья студентов не улучшается, что вызывается повышенными нагрузками в сочетании с сохраняющимся у студентов небреж-

1 Запрометова С.А., старший преподаватель кафедры физического воспитания; Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург

Zaprometova S.A., Senior Lecturer of the Department of Physical Education; St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), St. Petersburg

E-mail: zaproj@yandex.ru

2 Пренас Н.Н., старший преподаватель кафедры физического воспитания, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург

Prenas N.N., Senior Lecturer of the Department of Physical Education; St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), St. Petersburg

E-mail: nataliaprenas@yandex.ru

ным отношением к собственному здоровью. Поэтому необходимо формировать у студентов "самосохранительное" поведение, сопровождающееся здоровым образом жизни, отношение к своему здоровью, как к главной ценности [1], [2], [7]. Необходимость двигательной активности для здоровья человека ни у кого не вызывает сомнений: без хорошего здоровья карьеру сделать тяжело, поэтому физические упражнения необходимы всем и каждому.

Напряжённая умственная работа оказывает негативное влияние на организм человека. Большой объём перерабатываемой информации приводит к нервно-эмоциональным нагрузкам, ухудшению зрения и внимания. Длительное статическое напряжение для сохранения положения "сидя" приводит у студентов к утомлению мышц спины и плечевого пояса, застою венозной крови, ухудшению работы головного мозга, а отсутствие регулярных физических занятий ведёт к гиподинамии. Всё это отрицательно влияет на развивающийся организм [6]. Можно предположить, что в дальнейшем такой образ жизни с большой вероятностью скажется и на физическом, умственном и половом созревании организма, и в целом на здоровье студента. Поэтому вопрос повышения двигательной активности студентов вузов становится весьма актуальным.

Чтобы сохранить высокую работоспособность, необходимо периодически чередовать процессы возбуждения и торможения в нервных клетках. Этого можно достигнуть переменой деятельности. По закону индукции возбуждения, возникающие в ранее неработающих клетках, будут способствовать углублению начавшегося тормозного процесса в клетках, активно участвующих в работе. Это позволит быстрее и полнее восстановить их функции [3].

Все знают такую поговорку: всё новое - это хорошо забытое старое. Лечебная и профилактическая гимнастики в СССР были делом государственным. Уже в 1920 году в Москве открывается Центральный институт физической культуры. Наряду с подготовкой специалистов высшей квалификации учёные, преподаватели института успешно вели научно-исследовательскую работу, которая со временем завершилась созданием советской системы общенационального физического воспитания. "Физическая культура должна составлять неотъемлемую часть общеполитического культурного воспитания и образования, оздоровления масс и должна быть включена в общий план деятельности соответствующих общественных и государственных организаций и учреждений (профсоюзов, РЛКСМ, Красной Армии, школы и т.д.)". В 30-е годы на радио появились первые уроки утренней гимнастики, чтобы помогать миллионам радиослушателей поддерживать хорошую физическую форму, заниматься ежедневной гимнастикой. Производственная гимнастика и физкультурные паузы в рабочее время были практически обязательными. Помимо улучшения физического состояния эти пятиминутки хорошо поднимали настроение [8].

Из бесед со студентами, с целью выяснения причин, мешающих им активно заниматься физической культурой, выяснилось, что это не только недостаток волевых качеств и самодисциплины, но и отсутствие знаний о необходимости и способах проведения комплексов физических упражнений без больших затрат времени. На вопрос: "Почему вы не занимаетесь регулярно физической культурой?" большинство студентов, как правило, отвечало: "Не хватает времени". В то же время опрошенные студенты и не старались провести анализ как отдельного дня "от подъёма до отбоя", так и всей недели (по дням) для выявления возможности занятий физкультурой.

Рост научной информации и интенсификации процесса обучения приводит к тому, что студенты на изучение программных предметов тратят 10-12 часов, а в сессию проводят за учебниками и до 16 часов в день. В то же время, несмотря на большую учебную загрузку, в течение рабочего дня студенты могут и должны находить время для физических упражнений. Студенты могут разделить свой день на условные временные промежутки своей деятельности, например: нахождение дома, пребывание в дороге, в вузе на занятиях, в общественных местах. Во время занятий преподаватели физического воспитания показывают студентам, как можно использовать каждый период для проявления физической активности или для выполнения физических упражнений. Например, утром можно (в зависимости от наличия времени) провести полноценную утреннюю гимнастику или зарядку-пятиминутку; по дороге в вуз - включать по возможности пешеходные участки. Во время лекций и практических занятий нужны физкультурные паузы. Вечером нужно уделить время занятиям физическими упражнениями или хотя бы зарядке-пятиминутке. В период экзаменационных сессий, который отличается особенно малоподвижным образом жизни студентов, студентов надо нацеливать на обязательное проведение комплексов физических упражнений. Студентам надо объяснить, что их задача не стать великими спортсменами, а закалить свой организм, настроить его на сопротивление негативному воздействию внешней среды. Во всех случаях преподаватели физического воспитания

могут предлагать 5-минутные комплексы для выполнения студентами, как домашние задания, что должно дополнительно мотивировать студентов к их исполнению, так как если студентам свести свою двигательную активность к занятиям до одного раза в неделю, то это не сможет компенсировать гиподинамию[4], [5], [9]. Необходимо сказать несколько слов о таком важном процессе, как закаливание организма. Давным-давно в советское время из репродукторов раздавались песни на стихи Василия Лебедева-Кумача:

Закаляйся, если хочешь быть здоров!

Постарайся позабыть про докторов.

Водой холодной обтирайся,

если хочешь быть здоров!..

"Закалка" организма позволяет укрепить иммунитет, чтобы противостоять простудным заболеваниям, она нормализует артериальное давление, обмен веществ, тонизирует нервную систему. Всё это: физические упражнения, солнце, воздух и вода, применяемые студентами регулярно и дозированно, являются эффективным средством укрепления и поддержания здоровья и способствуют повышению сопротивляемости студентов стрессовым состояниям, учебным, психологическим и физическим нагрузкам и успешному выполнению процесса обучения в вузе.

В настоящее время многие хронические заболевания сильно помолодели. Всё это говорит о том, что молодёжь вместо физической активности много времени тратит на компьютерные игры, где они расходуют свои жизненно необходимые ресурсы, ничего не давая своему организму взамен.

Диспансеризация современных молодых людей показала, что физическое здоровье нашей молодёжи с каждым годом ухудшается. Преподаватели кафедры, тестируя физическую подготовленность первокурсников, отмечают, что год от года студенты становятся всё менее быстрыми, менее сильными, менее ловкими, менее выносливыми, т.е. физически хилыми.

Система обучения и воспитания студентов в вузе должна быть направлена на снижение у студентов эмоционально-психологических и стрессовых состояний, связанных с большим объёмом учебной информации, сдачей зачётов и экзаменов. На наш взгляд, эту важную проблему при обучении студентов можно решить введением обязательной "производственной гимнастики", т.е. предусмотреть проведение в течение 5 минут физических упражнений в режиме учебного дня с "контролем" её выполнения (как со стороны преподавателей, так и самих студентов). Проведение физических упражнений в режиме учебного дня студентов, выполняемых в конце четвёртого часа, способствует снятию утомления. Великий русский физиолог И.М. Сеченов указывал, что основу любой деятельности человека составляет двигательная деятельность [3]. Физические упражнения до некоторой степени возмещают недостаток физической нагрузки у всех людей, работа которых связана в значительной степени с умственным трудом.

Двигательная активность является одним из основных элементов здорового образа жизни. В условиях дефицита времени студенты не должны забывать об активных физических упражнениях в течение дня. Желательно, чтобы ежедневные физические упражнения стали нормой для студентов, чтобы не упускались из виду и утренняя гимнастика, ходьба и бег на выносливость, небольшие комплексы упражнений - пятиминутки, и закаливание. При возможности желательны занятия в спортивных секциях, а в каникулы -участие в туристских походах.

При правильно подобранном студентом методе и режиме использования средств физической культуры возможна коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, увеличение сопротивляемости организма различным инфекциям, а главное - происходит увеличение его работоспособности, что и позволяет лучше сосредоточиться на достижении поставленной цели. Конечно, для регулярных занятий физическими упражнениями студенту необходимо приложить максимум волевых усилий.

Преподаватели физического воспитания во время своих занятий воспитывают у студентов необходимость и потребность в ежедневных занятиях физической культурой, что приводит к здоровому образу жизни и активному двигательному режиму.

Список использованных источников

1. Байер К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг - Минск, 1997.

2. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. - М.: Альфа-М, 2003.

3. Белов В.И. Психология здоровья / В.И. Белов. - СПб, 1994. - 272 с.

4. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка: учебное пособие / Ю.И. Гришина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 249 с.

5. Гришина Ю.И. Найди свою программу: фитнес дома каждый день: более 150 упражнений для здоровья и фигуры / Ю.И. Гришина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 256 с.

6. Козлов Д.В. Двигательная активность и здоровье студентов / Д.В. Козлов // Физическая культура и спорт в системе образования. - Красноярск: СФУ, 2007. - С. 113-115.

7. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э. Чарлтон // Вопросы психологии. - 1997. - № 2. - С. 3-14.

8. Производственная гимнастика в Советском Союзе / https://vk.com/wall-52961241_1260.

9. Полетаева О.Н. Двигательная активность студентов в учебной деятельности / http://pravmisl.ru/index.php?id=979&option=com_content&task=view.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.