Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОНВЕНЦИЕЙ О ДОРОЖНЫХ ЗНАКАХ И СИГНАЛАХ 1968 ГОДА (РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)'

ПРИМЕНЕНИЕ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОНВЕНЦИЕЙ О ДОРОЖНЫХ ЗНАКАХ И СИГНАЛАХ 1968 ГОДА (РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 года / зарубежный опыт / дорожный знак / символ / организация дорожного движения / водитель / транспортное средство / Convention on Road Signs and Signals 1968 / foreign experience / road sign / symbol / traffic management / driver / vehicle

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Алексеевич Сторожев, Алина Николаевна Аристархова

За время, прошедшее с момента заключения Конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 года, страны-участницы применяют на дорогах большое количество различных дорожных знаков, не предусмотренных данным международным документом. Это связано с социально-экономическим развитием страны, появлением новых видов транспорта и увеличением его численности. Таким образом, существует необходимость изучения практики применения дорожных знаков, не предусмотренных Конвенцией, в целях заимствования положительных тенденций зарубежного опыта и обеспечения их оптимального восприятия водителями, участвующими в международном движении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ROAD SIGNS, NOT PROVIDED BY THE CONVENTION ON ROAD SIGNS AND SIGNALS OF 1968 (RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE)

Over the past time, since the conclusion of the Convention on Road Signs and Signals 1968, the participating countries have used on the roads a large number of different road signs that are not provided for by this international document. This is due to the socio-economic development of the country, the emergence of new modes of transport and an increase in its number. Thus, there is a need to study the practice of using road signs that are not provided for by the Convention in order to borrow positive trends from foreign experience and ensure their optimal perception by drivers participating in international traffic.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОНВЕНЦИЕЙ О ДОРОЖНЫХ ЗНАКАХ И СИГНАЛАХ 1968 ГОДА (РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)»

Научная статья УДК 34

Road Safety-

© Сторожев С.А., Аристархова А.Н., 2023

ПРИМЕНЕНИЕ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОНВЕНЦИЕЙ

О ДОРОЖНЫХ ЗНАКАХ И СИГНАЛАХ 1968 ГОДА (РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

'Сергей Алексеевич Сторожев, 2Алина Николаевна Аристархова

12Научный центр БДД МВД России 1 sstorozhev4@mvd.ru 2aaristarkhova8@mvd.ru

Аннотация. За время, прошедшее с момента заключения Конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 года, страны-участницы применяют на дорогах большое количество различных дорожных знаков, не предусмотренных данным международным документом. Это связано с социально-экономическим развитием страны, появлением новых видов транспорта и увеличением его численности. Таким образом, существует необходимость изучения практики применения дорожных знаков, не предусмотренных Конвенцией, в целях заимствования положительных тенденций зарубежного опыта и обеспечения их оптимального восприятия водителями, участвующими в международном движении.

Ключевые слова: Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 года, зарубежный опыт, дорожный знак, символ, организация дорожного движения, водитель, транспортное средство

Для цитирования: Сторожев С.А., Аристархова А.Н Применение дорожных знаков, не предусмотренных Конвенцией о дорожных знаках и сигналах 1968 года (российский и зарубежный опыт) // Безопасность дорожного движения. 2023. № 4. С. 47-52.

Original article

USE OF ROAD SIGNS, NOT PROVIDED BY THE CONVENTION ON ROAD SIGNS AND SIGNALS OF 1968 (RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE)

'Sergey A. Storozhev, 2Alina N. Aristarkhova

'^Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

1 sstorozhev4@mvd.ru

2aaristarkhova8@mvd.ru

Abstract. Over the past time, since the conclusion of the Convention on Road Signs and Signals 1968, the participating countries have used on the roads a large number of different road signs that are not provided for by this international document. This is due to the socio-economic development of the country, the emergence of new modes of transport and an increase in its number. Thus, there is a need to study the practice of using road signs that are not provided for by the Convention in order to borrow positive trends from foreign experience and ensure their optimal perception by drivers participating in international traffic.

Keywords: Convention on Road Signs and Signals 1968, foreign experience, road sign, symbol, traffic management, driver,

vehicle

For citation: Storozhev S.A., Aristarkhova A.N. Use of road signs, not provided by the Convention on road signs and signals of 1968 (russian and foreign experience) // Road Safety. 2023. № 4. P. 47-52.

События, происходящие на дороге, имеют разнообразный характер. Изменяются размеры и сочетания геометрических элементов дороги, не остается однородной структура придорожной обстановки, в различные сезоны года меняются погодные условия, в течение суток - условия освещения, периодически возникает опасность появления на проезжей части пешеходов и животных, меняются состав, скорость и направление движения транспортного потока.

Обо всех этих событиях водитель должен своевременно получать информацию, чтобы иметь возможность предпринять соответствующие действия.

Важным этапом развития международной регламентации дорожного движения стало принятие на конференции ООН в Вене в 1968 году Конвенции о дорожных знаках и сигналах (далее - Конвенция [1], а впоследствии - Европейского соглашения 1971 года, дополняющего Конвенцию [2].

Принятие названных документов отражает желание стран-участниц Конвенции в целом решить задачу по унификации положений национальных нормативных правовых актов государства для упрощения регулирования соответствующих общественных отношений, международного дорожного движения,

а также повышения безопасности путем установления, в частности, единой системы дорожных знаков [3].

Требования к изображениям и компоновке дорожных знаков, отраженные в Конвенции, выступают как международный договор между странами-участницами, заключенный с целью повышения безопасности дорожного движения посредством стандартизации порядка применения дорожных знаков и сигналов.

Между тем Конвенция не требует обязательного внедрения всех дорожных знаков в практику организации дорожного движения каждой страны. Целесообразность применения тех или иных дорожных знаков определяется с учетом реальной потребности в них.

В этой связи Конвенция допускает установление оговорок и заявлений, сделанных при ратификации, присоединении или правопреемстве в части применения отдельных дорожных знаков, в которых нуждается страна. Само по себе наличие возможности выбора является важным фактором и стимулом для совершенствования методов организации дорожного движения.

Дорожный знак - техническое средство организации движения с обозначениями и/или надписями,

информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, расположении населенных пунктов и других объектах [4].

Форма, размер, цвет, изображение дорожных знаков принимается с учетом психофизиологических возможностей и способностей человека, чтобы обеспечить на всех стадиях процесса зрительного восприятия наивысшую точность и скорость приема информации.

Дорожные знаки должны эффективно выполнять следующие функции: поставлять водителю необходимую информацию совместно с другими техническими средствами организации дорожного движения, обеспечивая взаимное дополнение, уточнение или повторение сообщения, регулировать движение, ориентировать и оповещать водителей, пешеходов и других участников дорожного движения как в нормальных, так и в экстремальных условиях (в яркий солнечный день, ночью, при ослеплении, в тумане, в дождь, при высокой интенсивности движения, в условиях насыщенной событиями дорожной обстановки).

На сегодняшний день с момента заключения Конвенции прошло 55 лет, что существенно отразилось на развитии автомобильного парка, конструктивных особенностях транспортных средств, изменении параметров дорог, методов и средств организации дорожного движения.

Следовательно, одним из приоритетных этапов выступает актуализация имеющейся системы дорожных знаков.

Некоторые страны-участницы допускают отступление от положений Конвенции и применяют в добровольном порядке дорожные знаки, не предусмотренные Конвенцией (далее - неконвенционные дорожные знаки), обеспечивающие более полное доведение до участников дорожного движения необходимой информации об условиях и режимах движения.

Так, например, отступление от положений Конвенции сделали следующие страны: Австрия, Германия, Польша, Финляндия и др.

На сегодняшний день направление по совершенствованию системы дорожных знаков не остается без внимания. Группой экспертов по дорожным знакам и сигналам Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН были рассмотрены следующие направления, требующие регламентации посредством применения дорожных знаков:

микромобильность (движение средств индивидуальной мобильности (далее - СИМ);

микроавтобусы (движения автобусов подкатегории D1);

велосипедное движение (проезд через пешеходные переходы, совмещенные с велосипедным движением); безопасность на железнодорожных переездах (проезд через шлагбаум);

применение альтернативного вида топлива (дорожные знаки, обозначающие альтернативный вид топлива);

контроль скорости (обозначение участка дороги (территории), где применяется фотовидеофиксация);

автоматизированные транспортные средства (регламентация движения автономных транспортных средств).

Рассмотрим каждое из этих направлений. 1. В связи с распространением новых средств для передвижения, а именно, электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сигвеев, моноко-

лес и иных аналогичных устройств возникает необходимость в регламентации их движения.

Рассмотрим некоторые примеры зарубежных неконвенционных дорожных знаков, регулирующих передвижение лиц, использующих СИМ.

Наименее информативным и отражающим действительность представляется дорожный знак «Люди на личном транспорте», используемый в Чешской Республике. Дорожный знак содержит символ ребенка, передвигающегося на сигвее (рис. 1).

Рисунок 1 - Дорожный знак «Люди на личном транспорте», используемый в Чешской Республике

Приведенное изображение является сложным для восприятия участниками дорожного движения, поскольку излишне детализировано, что может оказать значительное влияние на скорость восприятия информации водителями транспортных средств.

Дорожный знак, используемый в Норвегии, сочетает в себе несколько параметров для заимствования концепции его применения. Изображение символа СИМ минимизировано в его исполнении, обозначение на самокате знака молнии свидетельствует о его принадлежности к группе СИМ, поскольку указывает способ приведения его в движении посредством электродвигателя (рис. 2).

Рисунок 2 - Дорожный знак, используемый в Норвегии

Особенностью организации движения СИМ в Норвегии стало введение зональных дорожных знаков, устанавливающих обозначение территории (участка дороги), в первом случае, с ограничением максимальной скорости 6 км/ч, во втором - с ограничением стоянки (рис. 3).

Рисунок 3 - Дорожные знаки, используемые в Норвегии В зарубежных неконвенционных дорожных знаках, регулирующих передвижение СИМ, существует два подхода к изображению: первый предусматривает изображение символа самоката, второй -символа человека, передвигающегося на самокате.

В данном случае наиболее отражающим действительность выступает дорожный знак с изображением символа человека, поскольку предупреждает участников дорожного движения о дополнительной опасности.

В Российской Федерации применяются дорожный знак 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено», а также таблички - 8.4.7.2, распространяющая действие на лиц, использующих для передвижения СИМ, и 8.4.16, не распространяющая действие знака на лиц, использующих для передвижения СИМ [5].

3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено»

Digsза

Табличка 8.4.7.2распространяет действие знака на лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности

Табличка 8.4.16 не распространяет действие знака на лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности

Рисунок 4 - Дорожные знаки, применяемые в Российской Федерации для регулирования движения СИМ

Символ внутри дорожного знака 3.35 имеет наиболее приближенное к действительности изображение, поскольку отображает человека на СИМ в статичном положении, что свидетельствует о приведении СИМ в движение за счет электродвигателя.

Российский вариант дорожных знаков обладает стилистикой исполнения, предусмотренной Конвенцией, и соответствует группе «Запрещающие знаки» и «Знаки дополнительной информации (таблички)».

В связи с этим представляется возможным предусмотреть использование указанных дорожных знаков в Конвенции.

2. Нигерия обосновала необходимость разграничения обозначения на дорожных знаках автобусов категории Э и в соответствии с категориями водительских удостоверений, утвержденных в Конвенции.

Внимание к данному виду транспортных средств обусловлено их большой численностью в составе автобусного парка и выраженными отличиями в габаритно-скоростных характеристиках, пассажи-ровместимости и маневренности движения.

Вариант дорожного знака, регламентирующего порядок движения автобусов подкатегории Э1, представляет собой символ микроавтобуса, наглядно демонстрирующий уменьшенные габариты по сравнению с символом автобуса категории Э (рис. 5).

Таким образом, представляется целесообразным разделить вводимые ограничения, а именно предусмотреть отдельно запрет на движение автобусов подкатегории и автобусов категории Э.

Символ автобуса подкатегории D1

Движение микроавтобусов запрещено

Символ автобуса категории D

Движение автобусов запрещено

Рисунок 5 - Примеры дорожных знаков, регулирующих движение автобусов категории Б и подкатегории Б1

3. Отдельного внимания заслуживает вопрос регулирования велосипедного движения. Популяризация здорового образа жизни и передвижения на экологически чистых транспортных средствах увеличивает количество приверженцев велосипедов. В этой связи предлагаем рассмотреть практику применения неконвенционных дорожных знаков, регулирующих движение велосипедистов.

В Российской Федерации участок дороги, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть, обозначают горизонтальной дорожной разметкой 1.15.

Указанная разметка по большей части предназначена для информирования велосипедистов о траектории пересечения проезжей части. В Правилах дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) для водителей предусмотрен предупреждающий дорожный знак 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой или велопешеходной дорожкой» [6] (рис. 6).

Рисунок 6 - Знак «Пересечение с велодорожкой»

В Люксембурге существует практика применения неконвенционного дорожного знака «Пешеходный переход и велосипедный переход, расположенные в непосредственной близи друг от друга» (рис. 7).

Рисунок 7 - Знак «Пешеходный переход и велосипедный переход, расположенные в непосредственной близи друг от друга»

Цель дорожного знака - информирование участников дорожного движения о разграничении пересечения проезжей части для пешеходов и велосипедистов.

Конвенция и ПДД РФ, в основе которых лежит Конвенция, устанавливают приоритет пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах по отношению к водителям транспортных средств.

Велосипедисты как водители транспортного средства на велосипедном переходе таким преимуществом не обладают.

В этой связи дорожные знаки «Велосипедный переход» и «Пешеходный переход и велосипедный

переход, расположенные в непосредственной близи друг от друга» не несут понятной для водителя смысловой нагрузки с точки зрения его действий при их установке.

Таким образом, применение рассматриваемых дорожных знаков возможно только при условии урегулирования имеющихся в настоящее время вопросов.

4. На протяжении ряда лет остается актуальным вопрос о дорожно-транспортных происшествиях, произошедших на железнодорожных переездах.

Особенно остро стоит вопрос об алгоритме действий водителя в случае совершения дорожно-транспортного происшествия в границах переезда при закрытом шлагбауме.

В США существует практика применения дорожного знака, информирующего водителя о возможности сбивать шлагбаум в случае, если его транспортное средство оказалось заблокировано на железнодорожном переезде (рис. 8).

знаков, среди которых был дорожный знак, регламентирующий железнодорожный переезд.

Считаем, что действующий на сегодняшний день символ шлагбаума необходимо заменить на более современный вариант шлагбаума, используемый, например, в Чили (рис. 10).

Рисунок 8 - Предлагаемый дорожный знак «Проезд через шлагбаум»

Предложенный вариант аналогичен дорожным знакам, приведенным в разделе G «Указатели направлений и информационно-указательные знаки», а именно дорожным знакам, указывающим аварийные выходы 23 - G, 24), по форме, цветовому исполнению и тематике раздела, указанного в Конвенции.

По нашему мнению, в Российской Федерации также возможно рассмотреть введение подобного дорожного знака, при этом отнести его к группе «Информационных знаков» ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» (далее - ГОСТ Р 52290-2004) по аналогии со знаками 6.20.1, 6.20.2 «Аварийный выход» и 6.21.1, 6.21.2 «Направление движения к аварийному выходу».

5. В связи с тем, что представленный на действующем в рассматриваемой редакции дорожном знаке символ забора в настоящее время практически не применяется, считаем целесообразным актуализировать дорожный знак 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» (рис. 9).

Рисунок 10 - Знак с символом шлагбаума, применяемый в Чили, адаптированный под систему дорожных знаков, соответствующих Конвенции

6. В настоящее время активно развивается инфраструктура автозаправочных станций, продающих сжатый природный газ (далее - СПГ), сжиженный нефтяной газ (далее - СНГ) и водородное топливо.

Транспортные средства, работающие на одном из указанных видов топлива, все шире используются в трансграничных и международных перевозках, при этом водители сталкиваются с трудностями получения информации о расположении автозаправочных станций с альтернативным видом топлива в связи с отсутствием общепризнанного международного стандарта, регламентирующего применение соответствующих дорожных знаков.

При выборе обозначения автозаправочной станции с альтернативным видом топлива предлагаем использовать изображение, приведенное в приложении 6 к Сводной резолюции о дорожных знаках и сигналах Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН 2010 года (рис. 11).

Рисунок 9 - Знак 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»

Предложение об актуализации дорожного знака связано с тем, что указанный символ забора был впервые применен в качестве одного из первых дорожных знаков, стандартизированных в Российской Империи на основе Конвенции о международном автомобильном движении, подписанной в Париже в 1909 году [7].

Данная Конвенция предусматривала использование первых четырех предупреждающих дорожных

Рисунок 11 - Дорожный знак с альтернативным видом топлива

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По нашему мнению, в Российской Федерации также существует необходимость введения подобного дорожного знака, обозначающего автозаправочную станцию с альтернативным видом топлива (СПГ, СНГ, водородное топливо и др.).

7. В связи с тем, что в ряде стран на законодательном уровне предусмотрена необходимость предупреждения водителей о приближающихся средствах автоматической фотовидеофиксации нарушений национальных правил дорожного движения, а Конвенция не предусматривает их применение, актуальным становится вопрос о создании единого дорожного знака, информирующего об обозначении участка дороги с применением аппаратно-программного комплекса фиксации административных правонарушений в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме стационарными специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Road Safety

В большинстве рассматриваемых вариантов дорожный знак, информирующий об участке дороги, где может осуществляться фиксация нарушений ПДД РФ, относится к разделу F «Информационные знаки, знаки, обозначающие объекты, и знаки сервиса», в других - к разделу H «Дополнительные таблички».

Представленные варианты интерпретации странами данного дорожного знака содержат разнообразное исполнение символа камеры, которое не всегда позволяют определить значение дорожного знака и своевременно получить информацию об условиях и режимах движения (рис. 12-14).

Кроме того, использование слова «RADAR», предполагающего радиолокационный способ обнаружения транспортного средства и фиксации правонарушения, не соответствует актуальному уровню развития технологий в рассматриваемой области.

RADAR

Рисунок 12 - Дорожные знаки, применяемые в Молдове

Рисунок 13 - Дорожные знаки, применяемые в Латвии

Рисунок 14 - Дорожные знаки, применяемые в Польше

В связи с тем, что в ранее действующей редакции ГОСТ 52290-2004 дорожный знак 8.23 «Фотови-деофиксация» относился к категории знаков дополнительной информации (табличек), считаем целесообразным изменить концепцию нового дорожного знака 6.22 «Фотовидеофиксация» и использовать стилистику исполнения раздела информационных знаков, а именно изменить форму и фон дорожного знака (рис. 15).

Рисунок 15 - Предлагаемый вариант дорожного знака «Фотовидеофиксация» В целом у вышеуказанных дорожных знаков, которые, на наш взгляд, целесообразно было бы рекомендовать для включения в Конвенцию, а также для применения на территории Российской Федерации, сохранена концепция и стилистика Конвенции и ГОСТ Р 52290-2004, при этом используемые формы и компоновка предлагаемых знаков повышают

эффективность их использования и отвечают современным реалиям.

8. Последним рассматриваемым направлением стало применение дорожных знаков, регулирующих движение высокоавтоматизированных транспортных средств.

В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 года № 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» [8] одной из российских компаний разработаны дорожные знаки «Начало дороги с участием беспилотного транспорта» и «Конец дороги с участием беспилотного транспорта» [9].

Концепция рассматриваемых дорожных знаков представляет собой изображение автомобиля с пиктограммой, которая символизирует «волны», демонстрирующие движение автомобиля в автоматическом режиме.

Представленный символ автомобиля на изображенном дорожном знаке в целом соответствует общей системе символов, регламентированных ГОСТ Р 52290-2004.

Предполагается, что представленный дорожный знак должен на подсознательном уровне ассоциироваться у участников дорожного движения с автономными транспортными средствами (рис. 16).

А

Рисунок 16 - Предлагаемые дорожные знаки «Начало дороги с участием беспилотного транспорта» и «Конец дороги с участием беспилотного транспорта»

Представленный вариант дорожного знака имеет современную интерпретацию транспортного средства, отличается индивидуальностью и быстро счи-тывается.

Дорожный знак может быть рекомендован к применению, но с учетом замены существующего символа на символ, применимый на дорожном знаке 5.3 «Дорога для автомобилей» и отнесения к группе дорожных знаков «Знаки особых предписаний».

Таким образом, развитие автомобильного транспорта, совершенствование конструкции транспортных средств, изменение параметров дорог, появление новых методов и средств организации дорожного движения диктует потребность в новых дорожных знаках, еще не включенных в Конвенцию.

Важно, чтобы водитель, распознав общий вид символа, сразу понял смысл знака, ведь от восприятия информации на дорожном знаке зависит его реакция на изменение условий и режимов движения.

Именно поэтому совершенствование обустройства дорог техническими средствами организации дорожного движения, в частности дорожными знаками, влияет на особенности поведения участников дорожного движения (в большей степени водителей), что, в свою очередь, позволяет снизить уровень аварийности.

В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно дополнить ПДД РФ, ГОСТ Р 52290 и Конвенцию представленными дорожными знаками.

Данные нововведения позволят упорядочить движение транспортных средств, вводить необходимые ограничения на их передвижение по дорогам и улицам, что в конечном итоге повысит безопасность дорожного движения.

Список источников

1. Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 г. (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.10.2023).

2. Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожных знаках и сигналах 1968 г. (заключено в г. Женеве 1 мая 1971 г.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.10.2023).

3. Митрошин Д.В. Формирование международной нормативной правовой основы организации и осуществления дорожного движения (состояние, проблемы, перспективы) // Безопасность дорожного движения. 2023. № 2. С. 55-59.

4. ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утв. Приказом Росстандар-та от 20.12.2019 № 1425-ст) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.10.2023).

5. ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» (утв. и введен в действие Приказом Ро-стехрегулирования от 15.12.2004 № 121-ст) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.10.2023).

6. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.10.2023).

7. Гордеева А.Д., Ясникова В.А. Становление и развитие международно-правовых отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения: информационный обзор. М.: ФКУ «Научный центр БДД МВД России», 2023. 76 с.

8. Постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. № 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных

дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.10.2023).

9. URL: https://habr.com/ru/news/395721/ (дата обращения: 10.10.2023).

References

1. Convention on road signs and signals of 1968 (concluded in Vienna on 08.11.1968) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.10.2023).

2. European agreement supplementing the Convention on road signs and signals of 1968 (concluded in Geneva on 01.05.1971) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.10.2023).

3. Mitroshin D.V. Formation of the international normative legal basis for the organization and implementation of road traffic (state, problems, prospects) // Road Safety. 2023. № 2(29). P. 54-59.

4. GOST R 52289-2019. National standard of the Russian Federation. Technical means of organizing traffic. Rules for the use of road signs, markings, traffic lights, road barriers and guide devices (approved by Order of Rosstandart dated 20.12.2019 № 1425-st) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.10.2023).

5. Decree of the Council of Ministers - the Government of the Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090 «On the rules of the road» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.10.2023).

6. GOST R 52290-2004. National standard of the Russian Federation. Technical means of organizing traffic. Road signs. General technical requirements (approved and put into effect by Order of Rostechregulirovanie dated 15.12.2004 № 121-st) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.10.2023).

7. Gordeeva A.D., Yasnikova V.A. Formation and development of international legal relations in the field of road safety: information review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2023. 76 p.

8. Decree of the Government of the Russian Federation dated 26.11.2018 № 1415 «On conducting an experiment on trial operation of highly automated vehicles on public roads» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.10.2023)).

9. URL: https://habr.com/ru/news/395721/ (date of access: 10.10.2023).

Информация об авторах

С.А. Сторожев - начальник отдела научного и технического обеспечения надзорной деятельности Научного центра БДД МВД России А.Н. Аристархова - научный сотрудник отдела научного и технического обеспечения надзорной деятельности Научного центра БДД МВД России

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293 Information about the authors

S.A. Storozhev - Head of department of scientific and technical support of supervisory activities Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

A.N Aristarkhova - Research of department of scientific and technical support of supervisory activities Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293

Статья поступила в редакцию 12.10.2023; одобрена после рецензирования 19.10.2023; принята к публикации 26.10.2023. The article was submitted 12.10.2023; approved after reviewing 19.10.2023; accepted for publication 26.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.