Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ CASE-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ'

ПРИМЕНЕНИЕ CASE-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
342
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Верёвкин Д.М.

в статье описывается пример анализа и оптимизации бизнес-процессов средствами CASE-технологий, а именно с использованием IDEF0-диаграмм, IDEF3-диаграмм, DFD-диаграмм. Перечисленные методологии являются наиболее часто используемыми в системном анализе, и в том числе при проектировании информационных систем. В статье приводится пример описания бизнес-процесса сервисного центра по ремонту бытовой и компьютерной техники. Этот процесс лежит в основе проектирования автором статьи кросс-платформенной информационной системы в рамках магистерской диссертации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF CASE-TECHNOLOGIES FOR THE ANALYSIS OF BUSINESS PROCESSES IN THE DESIGN OF INFORMATION SYSTEMS

the article describes an example of analyzing and optimizing business processes using CASE technologies, namely, using IDEF0 diagrams, IDEF3 diagrams, and DFD diagrams. These methodologies are the most commonly used in system analysis, including in the design of information systems. The article provides an example of a description of the business process of a service center for the repair of household and computer equipment. This process is the basis for the author's design of a cross-platform information system.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ CASE-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»

Рис. 5. Итоговые значения атрибутов

Данный способ внесения изменений в модель возможно комбинировать с расчетами - от простейших формул в Excel до аналогичной выгрузки данных из расчетных программ, таких как SCAD Office, LIRA, SAP2000, Robot Structural Analysis и т.д.

Выводы:

Приведенный в данной статье способ автоматизации внесения изменений в модель позволяет значительно сократить сроки проектирования и избежать большого числа ошибок, возникающих при выполнении монотонной работы. Также такой способ можно использовать для проверки модели.

Список литературы /References

1. Совершенствование организации проектных работ путем внедрения технологий информационного моделирования. [Электронный ресурс] / В.П. Грахов, С.А. Мохначев, П.Е. Манохин, А.Х. Иштряков // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 1-1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovershenstvovanie/organizatsii/proektnyh/rabot/putem/vnedreniya/tehnologiy/informatsionnog o/modelirovaniya/ zdaniy/ (дата обращения: 14.12.2021).

2. Свойства файла objects.inp. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://support.tekla.com/ru/doc/tekla-structures/2019i/sys_objects_inp_properties/ (дата обращения: 14.12.2021).

3. Импорт значений пользовательских атрибутов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://support.tekla.com/ru/doc/tekla-structures/2019i/int_attributes_importing/ (дата обращения: 14.12.2021).

4. Tekla Structures Руководство по работе с шаблонами и отчетами © 2010 Tekla Corporation.

5. Tekla Structures 2017 Справочник атрибутов шаблонов © 2017 Trimble.

ПРИМЕНЕНИЕ CASE-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ

СИСТЕМ Верёвкин Д.М. Email: Verеvkin 1184@scientifictext.ru

Верёвкин Денис Михайлович - магистрант, кафедра информационных технологий, Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Республика Казахстан

Аннотация: в статье описывается пример анализа и оптимизации бизнес-процессов средствами CASE-технологий, а именно с использованием IDEFO-диаграмм, IDEF3-диаграмм, DFD-диаграмм. Перечисленные методологии являются наиболее часто используемыми в системном анализе, и в том числе при проектировании информационных систем. В статье приводится пример описания бизнес-процесса сервисного центра по ремонту бытовой и компьютерной техники. Этот процесс лежит в основе проектирования автором статьи кросс-платформенной информационной системы в рамках магистерской диссертации.

Ключевые слова: анализ бизнес-процессов, информационные системы, малое предприятие.

APPLICATION OF CASE-TECHNOLOGIES FOR THE ANALYSIS OF BUSINESS PROCESSES IN THE DESIGN OF INFORMATION SYSTEMS

Verevkin D.M.

Verevkin Denis Mikhailovich - master's degree Student, DEPARTMENT INFORMATION TECHNOLOGIES, INNOVATIVE EURASIAN UNIVERSITY, PAVLODAR, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article describes an example of analyzing and optimizing business processes using CASE technologies, namely, using IDEF0 diagrams, IDEF3 diagrams, and DFD diagrams. These methodologies are the most commonly used in system analysis, including in the design of information systems. The article provides an example of a description of the business process of a service center for the repair of household and computer equipment. This process is the basis for the author's design of a cross-platform information system. Keywords: business process analysis, information systems, small enterprise.

УДК 004.4'22

Анализ бизнес-процессов позволяет понять, как инициируются бизнес-процессы (например, оформление заказа), а также выявить связанные с ними процессы, которые происходят в цепочке контактов с клиентами и поставщиками. При этом рассматривается конкретное событие, документируется текущий процесс его обработки, и оцениваются возможности по его совершенствованию.

Последовательность описания бизнес-процесса [1]:

1) определить цель описания;

2) описать окружение, входы и выходы бизнес-процесса, к примеру, с помощью IDEF0-диаграммы;

3) описать функциональную структуру (действие процесса), например, с использованием методологии IDEF3;

4) описать потоки (информационные, финансовые, материальные) процесса с использованием DFD-диаграммы.

Пример. Требуется описать основной бизнес-процесс сервисного центра по ремонту бытовой и компьютерной техники.

Цель описания. Так как сервис относится к типу малых предприятий, то система управления не требует реструктуризации по причине небольшой численности сотрудников. Поэтому целью моделирования является оптимизация бизнес-процессов посредством разработки и внедрения специализированного программного средства (информационной системы).

IDEF0-диаграмма представлена на рисунке 1.

Рис. 1. IDEF0-диаграмма бизнес-процесса (нижний уровень)

Последовательность функций, которые нужно выполнить для выполнения бизнес-процесса «Ремонт техники», показана в порядке следования слева направо, сверху вниз:

a) Задать вопросы клиенту о повреждении.

b) Провести внешний осмотр, отметить внешние механические повреждения.

c) Провести диагностику техники.

d) Сообщить клиенту результат диагностики и предварительную стоимость.

e) Выполнить ремонт.

: Провести оплату.

g) Выдать технику клиенту.

Входным потоком выступает техника, требующая ремонта. Результатом (выходом) процесса является либо исправная техника (если процесс завершился успешно), либо возврат неисправного устройства (если клиент дал отказ на ремонт техники).

В роли «механизмов» выступают клиенты и сотрудники сервиса. Управляющими воздействиями выбранного процесса является документация и необходимые нормативы по работе сервиса: инструкции по ремонту, прайс услуг. Диаграмма описывает процесс в общем, т.к., например, функциональный блок «Выполнить ремонт» можно еще уточнить на уровне ниже. IDEF0-диаграмма построена в среде BPwin.

Уточнение бизнес-процесса выполнено с помощью IDEF3-диаграммы, приведенной на рисунке 2. Методология IDEF3 используется для описания сценария процесса. На диаграмме дано уточнение ситуаций, когда выполнение работ может быть нелинейным. Кроме того, был более подробно описан этап выполнения ремонта.

Рис. 2. IDEF3-диаграмма бизнес-потока (нижний уровень)

Входным потоком является неисправная техника, а на выходе - закрытый заказ. Краткое описание процесса по номеру единицы работы:

Работа №1 - Выполнить ремонт оборудования (указан на верхнем уровне диаграммы).

Работа №2 - «Задать вопросы клиенту о неисправности». На выходе возможен один из двух переходов: на работу №3, если тип ремонта не осуществляется в сервисном центре, в противном случае - переход на работу №4.

Работа №3 - «Вернуть клиенту технику». На выходе заказ должен быть закрыт.

Работа №4 - «Провести внешний осмотр техники, отметить внешние механические повреждения». На выходе данные о клиенте и заказе занести в отчетные документы.

Работа №5 - «Провести диагностику техники». В случае, если выполнить ремонт невозможно, выполнить переход на единицу работы №3 (возвратить клиенту технику и закрыть заказ). В противном случае, переход на единицу работы №6.

Работа №6 - «Сообщить результат диагностики клиенту, ориентировочную стоимость». На этом этапе также может быть один из двух вариантов результата: если клиент дает отказ на ремонт, то переход на работу №3 (возвратить клиенту технику и закрыть заказ), в противном случае - переход на работу №7.

Работа №7 - «Изучить инструкцию по ремонту».

Работа №8 - «Проверить наличие комплектующих/запчастей на складе». На выходе может быть один из двух вариантов: заказать/приобрести нужные детали (работа №9), если проверка показала недостаточное количество деталей для ремонта, в противном случае -переход на работу №11.

Работа №11 - «Выполнить ремонт техники».

Работа №12 - «Рассчитать точную стоимость заказа».

Работа №13 - «Зафиксировать точную стоимость заказа в отчетности».

Работа №14 - «Получить оплату за выполненный ремонт». На выходе следует выполнить две работы: выдать гарантийный талон (работа №15) и выдать отремонтированную технику (работа №16).

Работа 17 - «закрыть заказ» в отчетности.

Бизнес-процесс завершен.

IDEF3-диаграмма показана на рисунке 2.

На последнем этапе моделирования бизнес-процесса с целью его оптимизации была построена DFD-диаграмма. Эта модель дает более подробное описание бизнес-процесса с

точки зрения функционала, аналогичное IDEF0, но в модели DFD можно отметить, как будет структурирована информация, используемая в процессе. Для этого в диаграмму включены внешние сущности и хранилища.

На рисунке 3 показан нижний уровень DFD-диаграммы.

Рис. 3. DFD-диаграмма описания бизнес-процесса (нижний уровень)

С учетом того, что на предыдущем этапе было дано уточнение процесса, в диаграмму DFD был введен еще один функциональный заказ «Закрыть заказ». Кроме этого, были введены хранилища данных для хранения информации и материальных потоков: Клиенты (для хранения данных о клиентах); Техника на диагностику/ремонт (для хранения техники - материальный поток); Сотрудник (для хранения данных о сотрудниках); Каталог инструкций (справочник неисправностей и способов их устранения); Каталог услуг (прайс услуг и стоимости); Склад деталей (материальный поток, каталог для учета деталей); База заказов (главная таблица учета заказов).

Таким образом, использование методологий моделирования бизнес-процессов делает процесс системного анализа удобным и наглядным для разработчика и заказчика. На основании построенных моделей можно не только определить возможные проблемы в построении самого бизнес-процесса, но и использовать их для дальнейшего проектирования информационной системы.

Список литературы /References

1. Бояркин А. Бизнес-процессы в организации: моделирование и управление основами бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sales-generator.ru/blog/biznes-protsessy-v-organizatsii/, свободный/ (дата обращения: 27.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.