Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ'

ПРИМЕНЕНИЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
417
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВОЙСКА / БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ВОЗДУШНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК (НИИЦ СТ ЖДВ) ФГБУ «3 ЦНИИ» МИНОБОРОНЫ РОССИИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бабакехян Ким Вачаганович, Щербаков Александр Федорович, Моржаков Валерий Геннадьевич

Рассмотрены вопросы проведения технической разведки железных дорог с применением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Показаны задачи технической разведки железных дорог, решаемые с их помощью. Оценена возможность применения БПЛА для воздушной технической разведки железных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Бабакехян Ким Вачаганович, Щербаков Александр Федорович, Моржаков Валерий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNMANNED AERIAL VEHICLES EMPLOYMENT FOR TECHNICAL RECONNAISSANCE OF RAILROADS

The authors consider issues of conducting technical reconnaissance of railroads with unmanned aerial vehicles (UAV) applied. The tasks of technical reconnaissance of railroads being solved with their help are demonstrated. Possible UAV employment for air technical reconnaissance of railroads is assessed.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ»

Применение беспилотных

летательных аппаратов для технической разведки железных дорог

Полковник К.В. БАБАКЕХЯН, кандидат технических наук

Полковник запаса А.Ф. ЩЕРБАКОВ

В.Г. МОРЖАКОВ

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Рассмотрены вопросы проведения технической разведки железных дорог с применением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Показаны задачи технической разведки железных дорог, решаемые с их помощью. Оценена возможность применения БПЛА для воздушной технической разведки железных дорог.

Железнодорожные войска, беспилотный летательный аппарат, воздушная техническая разведка железных дорог, Научно-исследовательский испытательный центр специальной техники железнодорожных войск (НИИЦ СТ ЖДВ) ФГБУ «3 ЦНИИ» Минобороны России.

The authors consider issues of conducting technical reconnaissance of railroads with unmanned aerial vehicles (UAV) applied. The tasks of technical reconnaissance of railroads being solved with their help are demonstrated. Possible UAV employment for air technical reconnaissance of railroads is assessed.

KEYWORDS

Railroad troops, unmanned aerial vehicle, air technical reconnaissance of railroads, Research Testing Center for Special Equipment of Railway Troops.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

СОВРЕМЕННЫЙ уровень научно-технического прогресса обусловливает высокую динамику изменения характера военных угроз и военных конфликтов. В новой Военной доктрине Российской Федерации1 определено, что в современных войнах будет осуществляться массированное применение систем вооружения и военной техники, высокоточного, гиперзвукового оружия, разработанного на новых физических принципах, сопоставимого по эффективности с ядерным оружием, средств радиоэлектронной борьбы, управляемых роботизированных образцов вооружения и военной техники, а также беспилотных летательных и автономных морских аппаратов.

Именно поэтому в ведущих государствах мира наиболее активно внедряются БПЛА, которые находят применение практически во всех видах и родах войск.

Так, при использовании в военных целях на комплексы с БПЛА возлагаются следующие задачи2: обнаружение диверсионно-разведывательных групп, групп сил специальных операций в нашем тылу при охране важных объектов инфраструктуры и на маршрутах выдвижения и маневра войск (сил); уничтожение робото-технических комплексов военного назначения, в том числе — ведение воздушного боя с БПЛА и вертолетами противника; дистанционное минирование маршрутов выдвижения войск и районов местности на территории, занятой противником; ведение технической, радиационной, химической, биологической и других видов разведки.

В Железнодорожных войсках (ЖДВ) основным видом разведки является техническая разведка железных дорог (ТР ЖД). Ее основной задачей является обеспечение Управления железнодорожных войск военного округа (УЖДВ ВО) и отдельных железнодорожных бригад сведениями о характере и объеме разрушений земляного полотна, верхнего строения пути, искусственных сооруже-

ний, устройств связи, сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), электрификации, локомотивного хозяйства и водоснабжения, служеб-но-технических зданий3.

Проведение ТР ЖД предусматривает два этапа: на первом — воздушная разведка, на втором — наземная разведка. Наземная техническая разведка проводится с учетом данных воздушной технической разведки и заключается в непосредственном обследовании разрушенных железнодорожных объектов4.

В руководстве по технической разведке железных дорог определено, что воздушная ТР ЖД (ВТР ЖД) в интересах ЖДВ ВО проводится авиационными средствами из состава авиации военного округа (ВО), оснащенными аэрофото- и видеоаппаратурой. Решение о выделении авиационных средств принимает командующий войсками ВО согласно заявке Управления ЖДВ ВО (УЖДВ ВО). В ходе ВТР ЖД, помимо фото- и видеосъемки, специально подготовленные офицеры отряда воздушной технической разведки должны вести визуальное наблюдение. Полученные материалы являются основой для принятия решения по способам восстановления разрушенных или подготавливаемых к разрушению объектов.

Основной проблемой организации ВТР ЖД с применением пилотируемой авиации является отсутствие прямой подчиненности средств ведения ВТР ЖД (пилотируемых летательных аппаратов) начальнику УЖДВ ВО, поэтому сроки получения результатов воздушной разведки в управлении ЖДВ ВО могут быть увеличены по субъективным и объективным организационным причинам, что, в свою очередь, повлияет на оперативность принятия обоснованного решения на применение подчиненных частей для восстановления железных дорог.

Перспективным направлением повышения эффективности проведения ВТР в ЖДВ является использование комплексов с БПЛА, оснащенных фото- и видеоаппаратурой. Их применение в военное время позволит: проводить ВТР ЖД независимо от наличия свободных пилотируемых летательных аппаратов, выделяемых управлением ВО для обеспечения действий ЖДВ; снизить время на планирование и подготовку ВТР ЖД, так как отпадает необходимость формировать заявку на выделение летательных аппаратов, готовить экипаж и команду ТР к вылету, следовать к месту вылета и обратно, в то время как формирование полетного задания для современных комплексов с БПЛА, как правило, выполняется одним подготовленным оператором за 2—3 часа; обеспечить максимально возможную защищенность личного состава, задействованного в проведении ВТР, как от действий противника, так и от воздействия вредных факторов вследствие возможного заражения обследуемого участка (объекта); эффективно решать задачи ТР ЖД за счет более низкой, по сравнению с пилотируемой авиацией, эксплуатационной стоимости и сократить финансовые потери в случае падения или повреждения задействованного БПЛА.

Кроме того, БПЛА могут выполнять другие задачи: обеспечение мероприятий по охране и обороне мест дислокации воинских частей (группировок сил, средств), отдельных объектов восстановления (строительства, технического прикрытия); оценку мероприятий тактической маскировки собственных строительно-восстановительных сил и объектов; сопровождение автомобильных колонн и поездов с целью разведки маршрутов их движения и подавления сигналов управления радиоуправляемыми взрывными устройствами.

В мирное время применение комплексов с БПЛА позволит: формировать и периодически обновлять ортофотопланы объектов технического прикрытия, порученных ЖДВ, и прилегающей к ним местности, территории, на которой хранятся строительно-восстановительные материалы и конструкции либо возможна организация работ по их заготовке; обновлять информацию о подъездных путях и их фактическом состоянии; выполнять мероприятия первоочередной информационной поддержки в ходе поисково-спасательных работ; производить мониторинг выполнения строительно-восстановительных работ на порученных объектах.

В 2015 году в табель ождбр введен комплекс с БПЛА «ТАХИОН» (рис. 1), основные ТТХ которого приведены в таблице 1.

Основной задачей технической разведки железных дорог является обеспечение Управления железнодорожных войск военного округа и отдельных железнодорожных бригад сведениями о характере и объеме разрушений объектов железных дорог.

Рис. 1. БПЛА «ТАХИОН»: а — в транспортном положении; б — перед запуском

Таблица 1

Тактико-технические характеристики комплекса с БПЛА «ТАХИОН»

Продолжительность полета 2 ч

Масса полезной нагрузки 5 кг

Радиус применения 40 км

Максимальная скорость полета 120 км/ч

Крейсерская скорость полета 65 км/ч

В 2016 году в НИИЦ СТ ЖДВ ФГБУ «3 ЦНИИ» Минобороны России было выполнено исследование вариантов их применения с последующей оценкой получаемого эффекта5. Представленные на рисунке 2 фотоснимки наглядно свидетельствует, что по материалам съемок БПЛА «ТАХИОН» решается значительная часть вопросов воздушной технической разведки, связанных с определением внешнего общего состояния объектов. В целях определения достаточности этих сведений для принятия рациональных решений по организации восстановления железной дороги среди начальников подразделений технической разведки соединений был проведен экспертный опрос о возможности использования данных, полученных с БПЛА, для определения состояния сооружения или объекта и принятия решения по их восстанов-лению6. Результаты экспертного опроса представлены в таблице 2.

Перспективным направлением повышения эффективности воздушной технической разведки железных дорог является использование комплексов с БПЛА, оснащенных фото- и видеоаппаратурой. Их применение в военное время позволит снизить время планирования и подготовки разведки, так как полетное задание для современных комплексов с БПЛА формируется одним оператором за 2—3 часа.

Рис. 2. Объекты воздушной технической разведки ЖД а — железнодорожный мост; б — база хранения; в — подъездной путь; г — наплавной железнодорожный мост

Таблица 2

Результаты экспертного опроса о возможности использования данных, полученных с БПЛА

№ п/п Вид сооружения, объекта Степень использования материалов воздушной разведки для определения состояния сооружения или объекта и принятия решения по их восстановлению

1 Малые мосты, трубы Позволяют принять решение по схеме их восстановления. Для точного определения затрат ресурсов необходимы дополнительные обследования

2 Верхнее строение пути, земляное полотно Позволяет произвести выбор способа восстановления

3 Состояние зданий, отдельных станционных сооружений Используется для предварительного принятия решения по способам восстановления частично разрушенных или поврежденных объектов. Окончательное решение после наземной разведки, проводимой с привлечением специалистов по сооружениям (зданиям)

4 Средние и большие мосты Для принятия решения о способах восстановления необходима наземная ТР

5 Устройства СЦБ, водоснабжение, электроснабжение Для принятия решения по восстановлению линейных элементов данных достаточно. Определение состояния аппаратуры, оборудования, сооружений возможно только после наземной разведки

Анализ результатов экспертного опроса показал, что материалов ВТР ЖД, полученных с применением БПЛА «ТАХИОН», даже при наличии благоприятных условий для ее проведения, явно недостаточно для принятия окончательного решения на восстановление объектов (участков). По материалам воздушной разведки, полученным с применением БПЛА «ТАХИОН», возможно определить только общее внешнее состояние объектов железной дороги. Ряд важных параметров, необходимых для принятия решения и планирования восстановления железнодорожных объектов, таких как наличие взрывоопасных предметов, уровень зараженности местности, внутреннее состояние объектов (сооружений, оборудования) и др., можно определить только при проведении наземной ТР ЖД. Принятие решения только по данным воздушной разведки, с определением параметров внутреннего состояния объектов по косвенным признакам, может привести к серьезным ошибкам.

В мирное время применение комплексов с БПЛА позволит: формировать и обновлять ортофотопланы объектов технического прикрытия железнодорожных войск, обновлять информацию о состоянии подъездных путей; осуществлять

информационную поддержку поисково-спасательных работ; производить мониторинг выполнения строительно-восстановительных работ на объектах.

На уровне ЖДВ военного округа результаты ВТР ЖД могут быть использованы для принятия решения по определению восстанавливаемого железнодорожного направления. На уровне ождбр данные с БПЛА в значительной степени уменьшат объемы наземной разведки, но полностью не заменят ее, определят наличие и степень разрушений на объектах. Основные силы наземной разведки сразу могут быть направлены на выявленные разрушенные объекты (участки) порученного ождбр железнодорожного участка.

Опытная эксплуатация БПЛА «ТАХИОН» показывает, что его целевые тактико-технические характеристики и система технического обслуживания и ремонта нуждаются в дальнейшем совершенствовании. В процессе эксплуатации в частях ЖДВ данного комплекса установлено, что он не полностью удовлетворяет предъявляемым к нему требованиям для эффективного проведения ВТР ЖД7.

Комплекс имеет ограничения, при которых его эксплуатация запрещена. Например, шквалистый ветер более 20 м/с, осадки (дождь, туман, мокрый снег), гроза, обледенение и другие ограничения. Запрещено при проведении полетов входить в облака, проводить полеты при температуре окружающей среды от -5 до +5 °С при относительной влажности воздуха более 80 %. Проведенный анализ неблагоприятных метеоусловий в средних широтах показал, что использование по назначению комплекса с БПЛА «ТАХИОН» будет затруднительно в период с осени до весны.

С целью повышения возможностей использования комплекса с БПЛА «ТАХИОН» целесообразно оснастить техническими или химическими средствами предотвращения обледенения (аэроплана и полезной нагрузки) во время полетов при любых метеорологических условиях8.

Опытная эксплуатация БПЛА «ТАХИОН» показывает, что его целевые тактико-технические характеристики, система технического обслуживания и ремонта нуждаются в дальнейшем совершенствовании. В процессе эксплуатации данного комплекса установлено, что он не полностью соответствует предъявляемым требованиям для эффективного проведения воздушной технической разведки железных дорог.

Входящее в состав комплекса программное обеспечение не позволяет в полной мере реализовать имеющийся технический потенциал ввиду отсутствия режимов автоматической корректировки полетного задания, обнаружения (сопровождения) объектов с заданными характеристиками при трансляции видеосигнала и обработке полученных фотоматериалов. При дальнейшей эксплуатации комплексов с БПЛА «ТАХИОН» целесообразно рассмотреть возможность включения в состав комплекса переносной метеостанции, дооснащения летатель-

ных аппаратов приемниками определения пространственных координат повышенной точности и включения в состав программного обеспечения комплекса средств обработки получаемых фотоизображений.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что в настоящее время проведение ВТР ЖД с применением комплексов с БПЛА «ТАХИОН» носит ограниченный характер. Вместе с тем они способны в значительной мере решать задачи ВТР ЖД, выполняемые в настоящее время пилотируемыми летательными аппаратами.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № ПР-2976.

2 Завальнюк С.И. Организация и способы ведения технической разведки железных дорог в ходе операций (действий) кризисного реагирования / Сборник материалов межведомственной научно-теоретической конференции «Проблемы МТО ГВ(С) в операции на театре военных действий». Т. 2. СПб.: ВА МТО, 2017. С. 316—321.

3 Левин М.А. Современные направления развития средств технической разведки железных дорог // Наука и военная безопасность. 2018. № 3 (14). С. 11—14.

4 Там же.

5 Исследование вопросов применения комплексов с БЛА в Железнодорожных войсках: отчет о НИР (заключительный). М.: НИИЦ СТ ЖДВ 3 ЦНИИ Минобороны России, 2016.

6 Левин М.А. Современные направления развития средств технической разведки железных дорог.

7 Исследование вопросов применения комплексов с БЛА в Железнодорожных войсках: отчет о НИР (заключительный). М.: НИИЦ СТ ЖДВ 3 ЦНИИ Минобороны России, 2016.

8 Ситников С.В. и др. О применении комплексов с беспилотными летательными аппаратами в Железнодорожных войсках // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения. 2017. № 2. С. 9—13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.