Вестник аграрной науки Дона. 2022. Т. 15. № 2 (58). С. 81-91. Don agrarian science bulletin. 2022; 15-2(58): 81-91.
Научная статья УДК 62-133.2
doi: 10.55618/20756704_2022_15_2_81 -91 EDN: AUHGDF
ПРИМЕНЕНИЕ АВТОНОМНЫХ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ НА ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКАХ ЭНЕРГИИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ АВАРИЙНОСТИ СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ В АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ РАЙОНАХ РОССИИ
Елена Валентиновна Гусарова1, Валерий Владимирович Харченко2, Валентин Александрович Гусаров2, Кирилл Викторович Жуков2
1 Российский университет транспорта, г. Москва, Россия, [email protected] Федеральный научный агроинженерный центр «ВИМ», г. Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В работе рассмотрены вопросы электроснабжения удалённых от централизованных сетей железнодорожных переездов с использованием возобновляемых источников энергии. Представлен анализ существующего состояния пересечений автомобильных и железных дорог на сельскохозяйственных территориях юга России. Поставлена задача по разработке автономной системы электроснабжения для таких пересечений, внедрение которых позволяет снизить аварийность на транспорте. Данная задача решается применением систем электроснабжения сигнализации и блокировки с использованием различных преобразователей возобновляемой энергии и является гибридной системой. Приведен анализ использования солнечных и ветряных электростанций с аккумулированием электроэнергии с дальнейшим преобразованием её в нужные параметры. Также представлена методика определения энергетического потенциала возобновляемых источников энергии в данном регионе. Предлагается гибридная система автономного электроснабжения с солнечной электростанцией, ветроагрегатом и бензогенератором, гарантирующая стабильную работу ограждающего, осветительного и сигнализирующего оборудования. Представлена блок-схема с энергетическими потоками, где показаны два вида выходного напряжения 24 В постоянного тока и 220 В переменного тока. Бензогенератор с выходным напряжением 28 В постоянного тока является резервным источником энергии и удачно сочетается с рабочим напряжением технологического оборудования. Инвертор с выходным напряжением 220 В предназначен для подключения электрооборудования при проведении ремонтных работ и может подключаться к аккумуляторным батареям на время проведения таких работ. Приведено уравнение энергетического баланса энергетической системы, учитывающей срок работы на аккумуляторных батареях в течение 8 часов. Проведены результаты экспериментальных исследований изготовленной системы электроснабжения и представлены энергетические характеристики: среднесуточная выработка электроэнергии составляет 3,5 кВт-ч в сутки, а среднемесячная доля выработки возобновляемыми источниками энергии - 65 + 70%. Предложенная система электроснабжения сигнализации и блокировки, установленная на неорганизованных железнодорожных переездах, позволит снизить аварийность, а значит, сохранить многие человеческие жизни.
Ключевые слова: возобновляемые источники энергии, электроснабжение, железнодорожные переезды, автотранспорт, ветроагрегат, солнечная электростанция, топливный источник энергии, аккумуляторная батарея, централизованное энергоснабжение, экспериментальные исследования
© Гусарова Е.В., Харченко В.В., Гусаров В.А., Жуков К.В., 2022
Для цитирования: Гусарова Е.В., Харченко В.В., Гусаров В.А., Жуков К.В. Применение автономных систем электроснабжения на возобновляемых источниках энергии для снижения аварийности сельхозтехники в агропромышленных районах России // Вестник аграрной науки Дона. 2022. Т. 15. № 2 (58). С. 81-91.
Original article
APPLICATION OF AUTONOMOUS POWER SUPPLY SYSTEMS ON RENEWABLE ENERGY SOURCES TO REDUCE AGRICULTURAL MACHINERY EMERGENCIES IN AGRICULTURAL REGIONS OF RUSSIA
Elena Valentinovna Gusarova1, Valery Vladimirovich Kharchenko2, Valentin Alexandrovich Gusarov2, Kirill Viktorovich Zhukov2
1Russian University of Transport, Moscow, Russia, [email protected]
2Federal Scientific Agroengineering Center "VIM", Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The paper considers the issues of power supply of railway crossings remote from centralized networks using renewable energy sources. An analysis of the current state of intersections of roads and railways in the agricultural territories of southern Russia is presented. The task was set to develop an autonomous power supply system for such intersections, the implementation of which can reduce the accident rate in transport. This task is achieved by using signaling and blocking power supply systems using various renewable energy converters and is a hybrid system. An analysis is given of the use of solar and wind power plants with the accumulation of electricity with its further transformation into the required parameters, and a methodology for determining the energy potential of renewable energy sources in a given region is presented. A hybrid autonomous power supply system with a solar power plant, a wind turbine and a gas generator is proposed, which guarantees stable operation of fencing, lighting and signaling equipment. An energy flow diagram is shown showing two output voltages 24 VDC and 220 VAC. The 28 V DC output voltage generator is a backup power source and is well combined with the operating voltage of the process equipment. The inverter with an output voltage of 220 V is designed to connect electrical equipment during repair work and can be connected to batteries during such work. An equation for the energy balance of an energy system is given, taking into account the battery life of 8 hours. The results of experimental studies of the manufactured power supply system are carried out and energy characteristics are presented: the average daily electricity generation is 3,5 kWh per day, and the average monthly share of generation by renewable energy sources is 65 + 70%. The proposed power supply system for signaling and blocking, installed at unorganized railway crossings, will reduce the accident rate, and therefore save many human lives.
Keywords: renewable energy sources, power supply, railroad crossings, motor transport, wind turbine, solar power plant, fuel energy source, storage battery, centralized power supply, experimental research
For citation: Gusarova E.V., Kharchenko V.V., Gusarov V.A., Zhukov K.V. Application of autonomous power supply systems on renewable energy sources to reduce agricultural machinery emergencies in agricultural regions of Russia. Vestnik agrarnoy nauki Dona = Don agrarian science bulletin. 2022; 15-2(58): 81-91. (In Russ.)
Введение. В России имеется одна из самых протяжённых сетей автомобильных и железных дорог, находящихся большей частью в южных климатических зонах. Эти дороги часто пересекаются, а в местах пересечения организуются железнодорожные переезды. Наиболее безопасными являются
переезды, обеспеченные автоматической сигнализацией или ограничительным оборудованием. Есть районы расположения линий, где не существует централизованного электроснабжения. В таких районах регулировку движения автомобильного и железнодорожного транспорта на крупных маги-
стралях производят дежурные сотрудники, но есть огромное количество несанкционированных нерегулируемых переездов, где наблюдается повышенная аварийность транспортных средств. В южных регионах европейской части России наблюдается самая высокая отрицательная статистика аварий, связанных с человеческими жертвами.
Из анализа статистических данных интерактивной карты ГИБДД по ДТП на железнодорожных переездах за октябрь 2021 года следует, что только в 28 областях увеличилось количество ДТП на железнодорожных переездах со смертельным исходом, где погибло 474 человека [1]. Наибольший рост происшествий со смертельным исходом наблюдается в Республике Башкортостан, в Челябинской, Свердловской, Тульской, Нижегородской, Иркутской областях, в Республике Дагестан. Но статистики по аварийности на неразрешённых переездах в литературе не приводится, так как она входит в состав ДТП на автодорогах. Также нигде не приводится ущерб сельхозтехники от аварий на таких переездах.
Практика показывает, что в южных регионах страны - Ставропольском, Краснодарском краях, Ростовской, Воронежской областях имеется особо разветвлённая сеть автомобильных и железных дорог. Там зачастую устраиваются местные, временные, технологические и стихийные переезды и, как правило, без согласования с местными властями и владельцами дорог. Эти сельскохозяйственные территории обрабатываются тракторами, комбайнами, самодвижущимися технологическими агрегатами, прицепными технологическими агрегатами, которым в силу специфики производства необходимо перемещаться по разным участкам. Также на этих территориях имеется значительная сельская и промышленная инфраструктура: элеваторы, ремонтные станции, временные зернохранилища, заводы, фабрики, воинские части и т.д., многие из которых имеют свои подъездные железнодорожные линии. В большинстве своём
этой сельскохозяйственной технике в силу некоторых обстоятельств, административных или технических, запрещено перемещаться по дорогам общего пользования с твёрдым покрытием без разрешительных документов и им приходится обходиться местными грунтовыми дорогами, которые пересекают железнодорожные пути по несанкционированным переездам. Эти переезды могут иметь как временный характер, связанный с сезоном обработки земли, уборкой урожая, так и постоянный, связанный с проездом по более короткому или удобному маршруту.
Анализ публикаций в социальных сетях показал, что решение проблемы аварийности на несанкционированных пересечениях автомобильных и железных дорог весьма актуально. На этих пересечениях электрические сети, как правило, находятся на таком удалении, что тянуть их для мелких хозяйств слишком дорого, а установка и ввод в эксплуатацию предлагаемых автономных систем электроснабжения на таких переездах по затратам значительно дешевле. Это позволит перевести переезд из класса несанкционированных и нерегулируемых в класс разрешённых регулируемых переездов, что значительно снизит аварийность сельхозтехники.
Цель работы - разработка системы электроснабжения и разнотиповых преобразователей ВИЭ для электроснабжения одноуровневых пересечений автомобильных и железных дорог в районах с развитой сельскохозяйственной инфраструктурой.
Решением задачи электроснабжения отдельно расположенных переездов, особенно в удалённых от централизованных электросетей районах, может стать использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Мировая тенденция развития электроснабжения показывает рост возобновляемой энергетики. Практически на любой территории России есть возможность применения каких-либо ВИЭ. Но нельзя пренебрегать и потерями энергии, и недостаточной надежностью при использовании
автономных систем, связанными с не полностью изученными возможностями таких систем. Снизить потери может использование объединенных комплексов ВИЭ и автономных источников энергии, а также применение современных преобразующих и контролирующих систем, позволяющих обеспечить гарантированное энергообеспечение потребителей.
Проблема энергоснабжения небольших железнодорожных объектов: переездов, туннелей мостов, разъездов и т.д., удалённых от централизованных энергосистем, сохраняет и ещё долго будет сохранять свою актуальность. Одним из вариантов решения этой проблемы в южных регионах является организация автономного электроснабжения, в котором резервным источником электроэнергии является жидкотопливный электрогенератор (ЖТЭ). Им может быть бензогенератор (БГ), дизельный генератор (ДГ), газотурбинный генератор (ГТГ), а основными источниками могут быть возобновляемые источники с резервированием энергии. В центральной части и северных территориях страны основными источниками являются ЖТЭ, а возобновляемые источники являются дополнительными источниками, основная функция которых - снижение себестоимости электроэнергии.
В любом районе страны существуют возобновляемые или ископаемые источники энергии, из которых можно получить тепловую или электрическую энергию. Этих ресурсов достаточно для жизнедеятельности человека.
Приход солнечной энергии на территории России далеко не везде одинаков. Это связано с тем, что угол наклона солнечных лучей на горизонтальную поверхность между северными и южными широтами имеет большой градиент, в результате чего приход солнечной энергии составляет от 6 кВт-ч/м2 в весенний и летний день до 0,1 кВт-ч/м2 в зимний пасмурный день [2-4].
Однако для многих регионов солнечная энергия может стать одним из основных возобновляемых источников энергии в си-
стемах индивидуального автономного электроснабжения ряда объектов, особенно на Дальнем Востоке, в Восточно-Сибирском районе, Якутии и на Северном Кавказе. Для использования этого ресурса наилучшим образом подходят установки прямого преобразования солнечного излучения с помощью полупроводниковых фотопреобразователей. В центральных и южных районах России за счет высокой инсоляции можно гарантированно обеспечить около 10% потребности в электроэнергии автономными фотоэлектрическими установками, например, небольшие производственные и бытовые железнодорожные объекты с апреля по сентябрь при максимальной эффективности их использования в комбинированных системах энергообеспечения.
К автономным солнечным установкам относятся энергоустановки, снабжающие энергией не только связанных и не связанных отдельных потребителей, но и тех, кто подключён к централизованному энергоснабжению [5]. Во втором случае не требуется значительных аккумулирующих устройств, так как нехватка энергии от солнечной установки восполняется от централизованной сети, а избыток направляется обратно в сеть. При автономном энергообеспечении потребителей, не связанных с централизованным энергоснабжением, требуется либо достаточно мощный аккумулятор, либо резервное генерирующее устройство на традиционных энергоносителях, способное оперативно восполнять недостаток энергии потребителя в соответствии с графиком нагрузки.
В России ветроэнергетические установки встречаются в районах с централизованным и децентрализованным энергоснабжением. Общая мощность этих станций составляет 105 МВт. С вводом в строй Ульяновской ВЭС-1 она возросла до 190 МВт установленной мощности. К 2023 году планируется, по данным Российской ассоциации ветроиндустрии, увеличение мощности на 3142 МВт.
Для оценки эффективности использования энергии ветра в конкретном регионе разрабатывается ветроэнергетический кадастр, включающий определение: средне-периодной скорости ветра; удельной мощности ветрового потока; ветроэнергетических ресурсов региона [6, 7, 8].
На нерегулируемых железнодорожных переездах предлагается использовать установки автономного электроснабжения, позволяющие полностью обеспечить бесперебойную работу шлагбаумов, светофоров, заградительных щитов и освещения [9].
Методика исследований. Методикой исследования предусматривается разработка системы автономного электроснабжения с использованием расчётных данных принятого оборудования и энергопотребления
объекта. Основным критерием является система автономного электроснабжения, обеспечивающая гарантированную работу ограждающего и осветительного электрооборудования железнодорожных переездов и позволяющая перевести их из класса нерегулируемых в класс регулируемых, что существенно повысит уровень безопасности автодорожного движения [10, 11].
На основании проведенного анализа разнотиповых преобразователей ВИЭ для реализации проекта электроснабжения пересечений автомобильных и железных дорог разработана схема автономной системы электроснабжения гарантированного электроснабжения железнодорожного переезда, представленная на рисунке 1.
1 - мотор-генератор; 2 - нагрузка 220 В; 3 - коммутирующий блок; 4 - регулятор подачи топлива; 5 - блок управления; 6 - аккумуляторная батарея; 7 - солнечная электростанция (СЭС); 8 - ветряная электроустановка (ВЭУ); 9 - инвертор 24/220 В; 10 - нагрузка 24 В Рисунок 1 - Блок-схема автономной системы гарантированного электроснабжения
1 - motor-generator; 2 - load 220 V; 3 - switching block; 4 - fuel supply regulator; 5 - control unit; 6 - storage battery; 7 - solar power plant (SPS); 8 - wind power plant (wind turbine); 9 - inverter 24/220 V;
10 - load 24 V
Figure 1 - Block diagram of an autonomous system of uninterrupted power supply
Наибольшее потребление электроэнергии наблюдается в зимний период и связано это с освещением. Так, в средней полосе России с оборудованием для двух-
путного переезда энергопотребление составляет 3,3 кВт-ч в сутки.
Уравнение суточного энергетического баланса для данной системы электроснабжения можно представить равенством:
+ + - wn°Z = Щ7
2 ,
(1)
где Ш^УТ - выработка электроэнергии ВЭУ; ш£уэТ - выработка электроэнергии СЭС; ^УТ- необходимая выработка электроэнергии ЖТЭ;
- потери электроэнергии на её преобразование и накопление в АБ;
суточная потребность в электроэнергии;
2,0 - коэффициент запаса электроэнергии для 24-часового аккумулирования энергии.
Суточная производительность резервного источника равна:
= <" -2-«с + WCSC)+ щ
Пот
(2)
при условии, что АБ способна нести номинальную нагрузку системы в течение 24 ч, при номинальном напряжении системы постоянного тока Uпc = 24 В.
Для проведения экспериментальных исследований разработан и изготовлен экс-
периментальный автономный энергетический комплекс, имитирующий работу системы электроснабжения переезда, который представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 - Экспериментальный автономный энергетический комплекс Figure 2 - Experimental autonomous energy complex
В комплекс входит следующее энергооборудование:
- ветряная электроустановка УВЭ 300 24-22;
- солнечная батарея TopRaySolar 250M - 24 В;
- бензогенератор УД-2;
- зарядное устройство ЗУ-24-500 «Ветерок»;
- контроллер заряда солнечных батарей Sollarcontr'ollerMorningstar TS-MPPT-45;
- инвертор TS-1500;
- аккумуляторные батареи 4 * 100 А-ч;
- коммутирующий блок.
Установка энергетического оборудования производится в непосредственной близости от охранной зоны железнодорожной линии и требует соблюдения определенных условий. Для оценки эффективности использования энергии ветра на месте размещения ВЭУ используется атлас ветров, по которому определяется ветроэнергетический потенциал в данной местности. ВЭУ размещается на открытой местности с учётом преобладающего направления ветров, их скорости в течение года и наличия околоземных препятствий.
Мощность солнечной батареи рассчитывается по критерию выработанной энергии в зимний период, поэтому для минимизации эксплуатационных затрат и противодействия налипания снега она устанавливается вертикально, ориентированной на юг. В летний период солнечная батарея имеет излишнюю мощность, её вертикальная установка должна обеспечить приход необходимого количества энергии, а в зимний, при угле склонения солнца 16-20°, незначительная потеря энергии большого влияния не оказывает. Недостающую энергию восполняет БГ.
Результаты исследований и их обсуждение. Для снижения аварийности при пересечении автотранспортом и сельхозтехники для электроснабжения несанкционированных железнодорожных переездов предлагается использовать разработанную автономную энергетическую систему с использованием традиционных и возоб-
новляемых источников энергии, позволяющую полностью обеспечить установленное оборудование переезда: шлагбаумы, светофоры, заградители и освещение и тем самым перевести переезд из класса несанкционированных в класс разрешённых.
К экспериментальному энергетическому комплексу, имитирующему электроснабжение оборудования железнодорожного переезда, подключалась активная и индуктивная нагрузка.
Проведённые экспериментальные исследования показали, что энергетический комплекс напряжением 24 В обеспечивает выработку электроэнергии в летнее время 3,7 кВт-ч в сутки. За время эксперимента зафиксирован период времени длительностью в 28 дней в июне-июле, когда выработка электроэнергии производилась только за счёт солнечной батареи и ВЭУ.
Подтверждено, что описанные в литературе гибридные энергетические системы, в которые входят топливные и возобновляемые электрогенераторы, могут гарантированно обеспечивать электроэнергией особо важные объекты, имеющие большой набор заградительного оборудования, где недопустимы перерывы в работе [12, 13, 14, 15].
На рисунке 3 представлен график помесячной выработки электроэнергии энергетическим комплексом.
Уровень напряжения системы электроснабжения выбран в соответствии с техническими характеристиками оборудования, производимого заводами-изготовителями: шлагбаумов, заградителей, освещения и т.д., с рабочим напряжением 24+28 В постоянного тока. Бензогенератор УД-2 имеет выходное напряжение 28 В постоянного тока, что удачно сочетается с условиями заряда аккумуляторных батарей.
Результаты проведённых экспериментальных исследований показали, что разработанный энергетический комплекс полностью обеспечивает электроэнергией всё оборудование и заряд аккумуляторных батарей ёмкостью 200 А-ч с резервированием 24 часа.
180 169 160 ^ 154 153 146 141 146 150 160 166
140 L20 95 115 116 136
97 100 93 96 92
L00 80 Î ¡5 60 51 о -к « 40 S. 2 40 20 , ■о .«¥ ™ 86 —™ ^ ^ « ^ 80 X 75
/ N Ч 52 54 55
/ 53 44 40 37 35 35 37 39 44 ч_ ™
23 • • * - 9 • 27 • • • • 36 24
В G 2 00 Январь January Февраль February Март March • _»— Апрель • April • Май May 4 Июнь June Июль July Август August 3 • • • Сентябрь September ь ьр ю S t * г О С Ноябрь November Декабрь Decemder
Всего Total
Месяцы Months
ветроэнергетическая установка windturbine
солнечная
электростанция
solarpowerplant
бензоэлектрогенера-. тор
benzoelectricgenerator
Рисунок 3 - График помесячной выработки электроэнергии Figure 3 - Schedule of monthly electricity generation
Выводы
1. Использование разработанного энергетического комплекса на традиционных и возобновляемых источниках энергии позволяет решить проблему электроснабжения технологических, стихийных и временных железнодорожных переездов, что значительно снизит аварийность на транспорте.
2. Применение СЭС и ВЭУ в разработанной автономной системе электроснабжения повышает надёжность работы энергетического оборудования и позволяет получить 1361 кВт-ч дополнительной энергии, что составило 78% от общего количества потреблённой энергии.
3. Для повышения надёжности энергообеспечения автономная система должна иметь топливный источник энергии, обеспечивающий в длительные периоды низкого солнечного излучения и безветрия работу энергетического комплекса, что по результатам проведённых экспериментальных исследований составило 391 кВт-ч, или 22% от общего количества выработанной энергии.
Литература
1. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. https:// v2.gibdd.ru/stat/ (дата обращения 18.04.2022 г.).
2. Безруких П.П., Стребков Д.С. Нетрадиционная возобновляемая энергетика в Мире и России. Состояние, проблемы, перспективы // Энергетическая политика. 2001. Вып. 3. С. 3-22.
3. Guo Xiaoxia, Yang Yunshan, Liu Huifang. Effects of solar radiation on root and shoot growth of maize and the quantitative relationship between them // CropScience. 2021. Т. 61. No 2. Р. 14141425. DOI: 10.1002/csc2.20416.
4. Fedorov V., Sokratov S., Frolov D. The Tendencies of Change of the Incoming Solar Radiation to the Upper Atmosphere Boundary and Their Spatial Localization // Izvestiya, Atmospheric and Oceanic Physics. 2020. Vol. 56. Iss. 9. Р. 10341041. DOI: 10.1134/S0001433820090091.
5. Харченко В.В., Никитин Б.А., Панчен-ко В.А., Тихонов П.В. Спектральные характеристики фотопреобразователя как основа определения его КПД, адекватного спектральному солнечному излучению // Тенденции развития науки
и образования. 2020. № 61-2. С. 71-74. DOI: 10.18411 /lj-05-2020-35.
6. Huanhuan Li, Apel Mahmud, Ehsan Ar-zaghi, Rouzbeh Abbassi, Diyi Chen, Beibei Xu. Assessments of economic benefits for hydro-wind power systems: Development of advanced model and quantitative method for reducing the power wastage // Journal of Cleaner Production. 2020. Vol. 277. Р. 123823.
DOI:10.1016/j.jclepro.2020.123823.
7. Rajbhandari Salony, Limmeechokchai Bundit. Assessment of greenhouse gas mitigation pathways for Thailand towards achievement of the 2 degrees C and 1.5 degrees C Paris Agreement targets // Climate Policy. 2021. Т. 21. No 4. Р. 492513. DOI: 10.1080/14693062.2020.1857218.
8. Salyga Stanislaw, Szablowski Lukasz, Badyda Krzysztof. Comparison of constant volume energy storage systems based on compressed air // International Journal of Energy Research. 2021. Т. 45. No 5. Р. 8030-8040. DOI:10.1002/er.6320.
9. Гусарова Е.В. Автономное электроснабжение железнодорожных переездов // Вестник ВИЭСХ. 2017. № 2 (27). С. 112-118.
10. Дмитренко А.В., Колпаков М.И. Анализ состояния вопроса утилизации низкопотенциальных энергетических ресурсов на объектах малой энергетики // Мир транспорта. 2021. Т. 19. № 2 (93). С. 100-106.
11. Shrivastava Sonam, Subudhi Bidyadhar. Comprehensive review on hierarchical control of cyber-physical microgrid system // IETGeneration, Transmission & Distribution. 2020. Т. 14. No 26. Р. 6397-6417. DOI :10.1049/IET-GTD.2020.0971.
12. Афонин В.С., Васьков А.Г., Дерюгина Г.В. Тягунов М.Г. Шестопалова Т.А. Системные свойства гибридных энергокомплексов на основе возобновляемых источников энергии // Энергобезопасность и энергосбережение. 2012. № 2. С. 20-27.
13. Kharchenko V., Tikhonov P.V., Pan-chenko V., Vasant P. Cogenerative PV Thermal Modules of Different Design for Autonomous Heat and Electricity Supply // Handbook of Research on Renewable Energy and Electric Resources for Sustainable Rural Development. Сер. «Advances in Environmental Engineering and Green Technologies». Hershey, Pennsylvania, 2018. С. 86-119. DOI: 10.4018/978-1 -5225-3867-7.ch004.
14. Daus Y., Yudaev I.V., Kharchenko V.V. Solar radiation intensity data as basis for predicting functioning modes of solar power plants // Hand-
book of Research on Renewable Energy and Electric Resources for Sustainable Rural Development. Сер. "Advances in Environmental Engineering and Green Technologies" Hershey, Pennsylvania, 2018. Р. 283-309. DOI: 10.4018/978-1-5225-3867-7.ch012.
15. Даус Ю.В., Харченко В.В., Свентиц-кий И.И. Оценка данных из различных источников актинометрической информации об интенсивности суммарного солнечного излучения // Вестник ВИЭСХ. 2017. № 1(26). С. 98-103.
References
1. Svedeniya o pokazatelyakh sostoyaniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya (Information about indicators of the state of road safety). https://v2.gibdd.ru/stat/ (data obrascheniya 18.04.2022 g.).
2. Bezrukikh P.P., Strebkov D.S. Netraditsionnaya vozobnovlyaemaya energetika v Mire i Rossii. Sostoyanie, problemy, perspek-tivy(Non-traditional renewable energy in the world and Russia. Status, problems, prospects). Energe-ticheskaya politika. 2001; 3: 3-22. (In Russ.)
3. Guo Xiaoxia,Yang Yunshan, Liu Huifang. Effects of solar radiation on root and shoot growth of maize and the quantitative relationship between them. CropScience. 2021; 61-2: 1414-1425.
DOI: 10.1002/csc2.20416.
4. Fedorov V., Sokratov S., Frolov D. The Tendencies of Change of the Incoming Solar Radiation to the Upper Atmosphere Boundary and Their Spatial Localization. Izvestiya, Atmospheric and Oceanic Physics. 2020; 56-9: 1034-1041.
DOI: 10.1134/S0001433820090091.
5. Kharchenko V.V., Nikitin B.A., Panchen-ko V.A., Tikhonov P.V. Spektral'nye kharakteristiki fotopreobrazovatelya kak osnova opredeleniya ego KPD, adekvatnogo spektral'nomu solnechnomu izlucheniyu (Spectral characteristics of a photoconverter as the basis for determining its efficiency adequate to spectral solar radiation). Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2020; 61-2: 71-74. DOI: 10.18411 /lj-05-2020-35. (In Russ.)
6. Huanhuan Li, Apel Mahmud, Ehsan Ar-zaghi, Rouzbeh Abbassi, Diyi Chen, Beibei Xu. Assessments of economic benefits for hydro-wind power systems: Development of advanced model and quantitative method for reducing the power wastage. Journal of Cleaner Production. 2020; 277: 123823. DOI:10.1016/j.jclepro.2020.123823.
7. Rajbhandari Salony, Limmeechokchai Bundit. Assessment of greenhouse gas mitigation path-ways for Thailand towards achievement of the 2 degrees C and 1.5 degrees C Paris Agreement targets. Climate Policy. 2021; 21-4: 492-513. DOI:10.1080/14693062.2020.1857218.
8. Salyga Stanislaw, Szablowski Lukasz, Badyda Krzysztof. Comparison of constant volume energy storage systems based on compressed air. International Journal of Energy Research. 2021; 45-5: 8030-8040. DOI:10.1002/er.6320.
9. Gusarova E.V. Avtonomnoe elektrosnab-zhenie zheleznodorozhnykh pereezdov (Autonomous power supply of railway crossings). Vestnik VIESKH. 2017; 2 (27): 112-118. (In Russ.)
10. Dmitrenko A.V., Kolpakov M.I. Analiz sostoyaniya voprosa utilizatsii nizkopotentsial'nykh energeticheskikh resursov na ob"ektakh maloy energetiki (Analysis of the state of the issue of utilization of low-potential energy resources at small-scale energy facilities). Mir transporta. 2021; 19-2 (93): 100-106. (In Russ.)
11. Shrivastava Sonam, Subudhi Bidyadhar. Comprehensive review on hierarchical control of cyber-physical microgrid system. IETGeneration, Transmission & Distribution. 2020; 14-26: 63976417. DOI :10.1049/IET-GTD.2020.0971.
12. Afonin V.S., Vas'kov A.G., Deryugi-na G.V., Tyagunov M.G., Shestopalova T.A. Sis-temnye svoystva gibridnykh energokompleksov na
osnove vozobnovlyaemykh istochnikov energii (System properties of hybrid energy complexes based on renewable energy sources). Energobe-zopasnost' i energosberezhenie. 2012; 2: 20-27.
13. Kharchenko V., Tikhonov P.V., Pan-chenko V., Vasant P. Cogenerative PV Thermal Modules of Different Design for Autonomous Heat and Electricity Supply. Handbook of Research on Renewable Energy and Electric Resources for Sustainable Rural Development. Ser. "Advances in Environmental Engineering and Green Technologies", Hershey, Pennsylvania, 2018, pp. 86-119. DOI: 10.4018/978-1 -5225-3867-7.ch004.
14. Daus Y., Yudaev I.V., Kharchenko V.V. Solar radiation intensity data as basis for predicting functioning modes of solar power plants. Handbook of Research on Renewable Energy and Electric Resources for Sustainable Rural Development. Ser. "Advances in Environmental Engineering and Green Technologies", Hershey, Pennsylvania, 2018, pp. 283-309. DOI: 10.4018/978-1-5225-3867-7.ch012.
15. Daus Yu.V., Kharchenko V.V., Sventitskiy I.I. Otsenka dannykh iz razlichnykh istochnikov aktinometricheskoy informatsii ob inten-sivnosti summarnogo solnechnogo izlucheniya (Evaluation of data from various sources of actino-metric information on the intensity of total solar radiation). Vestnik VIESKH. 2017; 1 (26): 98-103.
(In Russ.)
Информация об авторах
Е.В. Гусарова - старший преподаватель, Российский университет транспорта, г. Москва, Россия. Тел.: +7-916-567-96-35. E-mail: [email protected].
В.В. Харченко - главный научный сотрудник, доктор технических наук, профессор, Федеральный агроинженерный центр «ВИМ», г. Москва, Россия. Тел.: +7-916-075-19-56. E-mail: [email protected].
В.А. Гусаров - главный научный сотрудник, доктор технических наук, Федеральный агроинженерный центр «ВИМ», г. Москва, Россия. Тел.: +7-905-549-01-21. E-mail: [email protected].
К.В. Жуков - инженер, Федеральный агроинженерный центр «ВИМ», г. Москва, Россия. Тел.: +7-916-346-07-65. E-mail: [email protected].
^ Кирилл Викторович Жуков, e-mail: [email protected]
Information about the authors
E.V. Gusarova - Senior Lecturer, Russian University of Transport, Moscow, Russia. Phone: +7-916-567-96-35. E-mail: [email protected].
V.V. Kharchenko - Doctor of Technical Sciences, Chief Researcher, Professor, Federal Agroengineering Center «VIM», Moscow, Russia. Phone: +7-916-075-19-56. E-mail: [email protected].
V.A. Gusarov - Doctor of Technical Sciences, Chief Researcher, Federal Agroengineering Center «VIM», Moscow, Russia. Phone: +7-905-549-01-21. E-mail: [email protected].
K.V. Zhukov - Engineer, Federal Agroengineering Center «VIM», Moscow, Russia. Phone: +7-916-346-07-65. E-mail: [email protected].
A Kirill Viktorovich Zhukov, e-mail: [email protected].
Вклад авторов. Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors. All authors made an equivalent contribution to the preparation of the article. The authors declare no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 04.04.2022; одобрена после рецензирования 14.05.2022; принята к публикации 16.05.2022.
The article was submitted 04.04.2022; approved after reviewing 14.05.2022; accepted for publication 16.05.2022.