Куликов В.О., Курасов Е.С., Баурова Н.Н.
ПРИМЕНЕНИЕ АУТОСУГГЕСТИИ ПРИ КОРРЕКЦИИ ИНСОМНИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПРИМЕНЕНИЕ АУТОСУГГЕСТИИ ПРИ КОРРЕКЦИИ ИНСОМНИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Куликов В.О.1, Курасов Е.С.2, Баурова Н.Н.2 УДК: 616.8-009.836.08-053.82
1 СПб КУЗ «Городская психиатрическая больница №6», Санкт-Петербург
2 Кафедра психиатрии ФГБВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. СМ. Кирова», Санкт-Петербург
Резюм
Изучена сравнительная эффективность различных методов коррекции нарушений сна у учащихся ВУЗов (аутосуггестии, рациональной психотерапии). Представлены результаты динамического наблюдения студентов, прошедших 2-х недельный курс коррекции нарушений сна с помощью метода аутосуггестии. Показано, что ее применение способствует нормализации цикла «сон-бодрствование» и улучшению повседневного функционирования учащихся ВУЗов даже при краткосрочном применении.
Ключевые слова: инсомнические нарушения, молодой возраст, студенты, аутосуггестия, коррекция.
THE EFFECTIVENESS OF AUTOSUGGESTION IN THE CORRECTION OF SLEEP DISORDERS IN STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Kulikov V.O., Kurasov E.S., Baurova N.N.
Studied comparative the effectiveness of different methods of correction of sleep disorders in young adults (autosuggestion, rational psychotherapy). The results of dynamic observation of students 2 weeks after the correction of sleep disorders by the method of autosuggestion. It is shown that its use helps normalize of «sleep-wake» cycle and daily functioning, even if short-term use.
Keywords: sleep disturbance, young age, autosuggestion, correction.
Инсомния является наиболее распространенной и клинически значимой формой расстройств сна. Как известно, одной из главных функций сна является обеспечение оптимального взаимодействия организма с окружающей средой и подготовка его к успешной деятельности в период бодрствования [7]. Наряду с этим, многие исследователи подчеркивают, что современный студент должен быть способен к усвоению больших объемов информации, освоению новых технологий, а также уметь уверенно применять на практике полученные знания. Основная интеллектуальная нагрузка учащихся ВУЗов приходится на период экзаменационной сессии, когда за ограниченный промежуток времени студенту необходимо повторить пройденный материал по нескольким предметам [2, 5]. В связи с этим, на фоне экзаменационного стресса у большинства студентов может развиваться состояние повышенной напряженности, что может приводить к появлению инсомнических нарушений [3, 4].
По данным ряда авторов в последние годы распространенность нарушений сна у учащихся ВУЗов неуклонно растет, в связи с этим появляется необходимость применения методов коррекции инсомний [4, 7, 8]. Традиционно выделяют два основных направления: первое направлено на устранение факторов, вызывающих нарушения сна (стрессовых, психотравмирующих и т.д.), включая образ жизни, лечение психических, органических, неврологических соматических заболеваний, отказ от употребления психоактивных веществ, алкоголя и т.д. Второе предусматривает комплекс мероприятий, направленных на нормализацию процесса сна (медикаментозных и немедикаментозных). Многие исследователи едины во мнении, что эффективность нелекарственных методов лечения инсомний сопоставима с применением фармакотерапии [6].
Для коррекции инсомнических нарушений ряд авторов предлагает применять методы гипносуггестивной психоте-
рапии [9, 10]. В специализированной литературе существуют различные подходы к коррекции нарушений сна с её помощью: внушение отдыха, контроля над временем сна и пробуждением, терапия испытанием М. Эриксона и др. Следует отметить, что большинство этих методов требует активного участия гипнотерапевта, что зачастую затруднительно для студентов. Данные о применении аутосуггестивных методик при коррекции инсомнических нарушений у учащихся ВУЗов малочисленны и носят несистематизированный, а зачастую эмпирический характер [9].
Материал и методы
Для выполнения исследования были отобраны студенты факультета подготовки гражданских врачей ВМедА им. С.М. Кирова и СПб государственного университета путей сообщения (п = 84) в возрасте 19,1 ± 0,7 года с жалобами на нарушения сна. Основная выборка случайным образом была разделена на 3 равные группы: опытные группы 1 («гигиена сна») и 2 («аутосуггестия») и контрольная группа. В первой группе учащимся давалось рациональное объяснение о причинах нарушений сна, так же студенты получали памятку с рекомендациями по его гигиене. Во второй группе студенты были обучены техникам аутосуггестии с помощью адаптированного метода Д. Элмана. Контрольная группа не получала каких-либо рекомендаций по улучшению качества ночного сна.
Для объективизации результатов исследования использовалась анкета балльной оценки субъективных характеристик сна (модификация анкеты Шпигеля) (АОС), которая заполнялась испытуемыми до и после проведения психокоррекционных мероприятий (через две недели) [ 1]. В данной анкете имеются шесть характеристик сна, которым соответствует пять вариантов ответов. Каждый из них кодируется балльной оценкой от 1 до 5 (чем ниже балл, тем менее удовлетворенность качеством своего сна). Оценка результа-
Куликов В.О., Курасов Е.С., Баурова Н.Н.
ПРИМЕНЕНИЕ АУТОСУГГЕСТИИ ПРИ КОРРЕКЦИИ ИНСОМНИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
тов анкеты проводится суммарным подсчетом полученных баллов. Общий результат ниже 18 баллов свидетельствовует
0 выраженных нарушениях сна, диапазон 19-21 - о пограничном уровне, 22 и выше - об отсутствии нарушений сна.
Результаты и их обсуждение
Проведенное исследование показало, что все обследуемые в той или иной степени предъявляли жалобы на нарушения сна (рис. 1). Так, в группе «гигиена сна» преобладали студенты с выраженными нарушениями сна (57,1%), а в группе «аутосуггестия» - с пограничной инсомнической патологией (71,4%), но значимых отличий не наблюдалось (р > 0,05). В контрольной группе уровень выраженных и пограничных нарушений сна был равнозначным.
Прежде чем приступить к освоению методов коррекции инсомнических нарушений обследуемые оценивали общее качество своего сна (табл. 1). Необходимо отметить, что наибольшее количество студентов-первокурсников охарактеризовали качество своего сна как «средний» (42,9%, 50,0% и 57,1%, соответственно). При этом субъективно они отмечали, что в случае, если у них нормализуется нарушенный сон, то в целом они будут чувствовать себя намного лучше.
Данные, представленные на рисунке 2, свидетельствуют, что при применении метода аутосуггестии все участники исследования отмечали улучшение сна, тогда как при выполнении рекомендаций по гигиене сна только 71,4% студентов сообщали об удовлетворенности его качеством (р < 0,01).
Во многом это объясняется тем, что техники аутосуггестии не требуют больших когнитивных затрат, в отличие от рационального соблюдения правил гигиены сна, которые нуждаются в ежедневном тщательном исполнении. Это вызывало дополнительные трудности на фоне интенсивной учебной деятельности (отработка задолженностей по учебе, подготовка учебного материала и т.п.).
В свою очередь 43,4% обучающиеся опытной группы
1 отмечали, что на фоне высоких учебных нагрузок они «просто забывали» о выполнении рекомендаций гигиены сна, а 35,1% студентов-первокурсников было «лень их выполнять». В отличие от рациональных правил гигиены сна, применение аутосуггестии давалось студентам субъективно более легко. Так, студенты-первокурсники сообщали, что положительная эфф ективность от данной методики лучше всего достигалась перед сном, что заканчивались «полным расслаблением» (42,9%), «ощущением легкости в голове» (35,7%). При этом 53,6% обучающихся не замечали наступления сна («только начал выполнять и уже наступило утро»). Данный положительный эффект объясняется тем, что в ходе выполнения методики происходило смещение акцента внимания с навязчивых мыслей на достижение расслабления в теле, которое в итоге заканчивалось сном. В контрольной группе значимых изменений не происходило, и только 7,1% студентов сообщили об улучшении своего сна, объясняя это началом отпуска на своей работе (р > 0,05).
42,9
U
so
LI
Пограничные уровни нарушения сна
I Опытная группа 1 Опытная группа 2
Выраженные уровни нарушения сна
I Контрольная группа
Рис. 1. Оценка субъективных характеристик сна до проведения психокор-рекционных мероприятий (%)
Табл. 1. Общая характеристика качества сна перед началом коррекции инсомнических нарушений (АОС, %)
Характеристика качества сна Опытная группа 1 (n = 28) Опытная группа 2 (n=28) Контрольная группа (n=28)
Отлично - - -
Хорошо 14,3 14,3 14,3
Средне 42,9 50,0 57,1
Плохо 42,9 35,7 17,9
Очень плохо - - -
Пограничные уровни Выраженные уровни нарушения сна нарушения сна
I I Контрольная группа
I I Гигиена сна I I Аутосуггестия
Рис. 2. Результаты субъективных характеристик сна после проведения разных психокоррекционных мероприятий (%)
Проведенное исследование показало, что при выполнении техник аутосуггестии у учащихся 1 курса увеличилась общая продолжительность ночного сна. Так, до освоения методов самовнушения только 35,7% студентов характеризовали свой сон как «долгий», 50,0% - как «средний» и 14,3% - как «короткий». Однако после применения методики аутосуггестии 28,6% студентов сообщали, что сон был «очень долгий», а 50,0% и 21,4% учащихся характеризовали его как «долгий» и «средний», соответственно.
В свою очередь, при выполнении рекомендаций по гигиене сна отмечались менее выраженные изменения на уровне тенденций. Так, до коррекции 57,1% и 42,9% обучающихся характеризовали сон как «средний» и «короткий», а после реализации рекомендаций 42,9% обследуемых - как «средний», только 35,7% - как «долгий» и 21,4% - как «короткий». В контрольной группе значимых изменений не
Куликов В.О., Курасов Е.С., Баурова Н.Н.
ПРИМЕНЕНИЕ АУТОСУГГЕСТИИ ПРИ КОРРЕКЦИИ ИНСОМНИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
отмечалось. Следует отметить, что положительный эффект метода аутосуггестии, на наш взгляд, объясняется активизацией внутренних ресурсов психики и своеобразным «дистанцированнием» от событий прошедшего дня. Таким образом, аутосуггестия позволяла студентам почувствовать максимальное ощущение расслабления, увеличить глубину сна, что необходимо в современных условиях обучения.
Как известно, качество ночного сна влияет на продуктивность в состоянии бодрствования. В связи с этим, при анализе эффективности методов коррекции сна оценивался такой фактор, как качество утреннего пробуждения.
Как следует из представленных в таблице 2 данных, в группе «аутосуггестия» 35,7% и 50,0% первокурсников оценивали свое утреннее пробуждение как «отлично» и «хорошо». В опытной группе 1 основная характеристика утреннего состояния после ночного сна находилась в диапазоне «хорошо» - «плохо». В контрольной группе состояние утреннего пробуждения осталось преимущественно на том же уровне. Испытуемые из группы «аутосуггестия» оценивали свое эмоциональное состояние как «давно так не высыпался» (35,7%), «чувствую, что отдохнул» (25%), «голова такая свежая, даже настроение приподнялось» (39,3%). В то же время студенты отмечали, что в состоянии бодрствования в меньшей степени испытывали дневную сонливость (64,3%). В случае ее появления они также применяли техники самовнушения, чтобы вернуться в своё обычное состояние. При этом ощущение бодрости возвращалось в течение 10,7 ± 4,3 минут.
На последнем этапе исследования сна производилась окончательная оценка эффективности проводимых мероприятий. При этом наблюдение обучаемых с инсом-ническими нарушениями осуществлялось через 2 недели после их начала (рис. 3).
Как следует из представленных на рисунке 3 данных, в группе «аутосуггестия» 35,7% и 64,3% студентов охарактеризовали качество своего сна как «отлично» и «хорошо», тогда как у студентов из группы «гигиена» 21,4% и 50,0%, соответственно. В последней группе 28,6% оценивали сон как «средний», чего не наблюдалось в группе «аутосуггестия». Полученные результаты показывают, что за короткий период времени метод самовнушения демонстрирует большую эффективность, по сравнению с рекомендациями по гигиене сна. В контрольной группе произошли только незначительные количественные изменения: доля учащихся, оценивавших сон как «хороший», составила 28,6%, а «плохой» - 21,4%.
Заключение. Таким образом, применение метода аутосуггестии при коррекции инсомнических нарушений у студентов ВУЗов позволяло достичь положительных изменений цикла «сон-бодрствование». При этом 35,7% и 64,3% студентов, применявших данный метод, субъективно оценили качество ночного сна, как «отличный» и «хороший». Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что использование самовнушения улучшает не только качество ночного сна, но и способствует нормальному функционированию в дневное время, что актуально для студентов ВУЗов. Наряду с этим было установлено, что методы аутосуггестии
Табл. 2. Характеристика качества утреннего пробуждения в разных группах обучения (АОС, %)
Характеристика Опытная Опытная Контрольная
пробуждения группа 1 группа 2 группа
(n=28) (n=28) (n=28)
До После До После До После
Отлично - 7,1 - 35,7 - -
Хорошо 7,1 35,7 7,1 50,0 4 28,6
Средне 21,4 28,6 24 14,3 28,6 50
Плохо 42,9 21,4 7,1 - 42,9 7,1
Очень плохо 28,6 - - - 14,3 14,3
Опытная группа 1 Опытная группа 2 Контрольная группа
I I Отлично I I Средне
I I Хорошо Плохо
Рис. 3. Результаты динамического наблюдения студентов с инсомнически-ми нарушениями через 2 недели (%)
представляют собой психокоррекционный инструмент,
который обладает такими свойствами, как доступность, экономичность и безопасность, в связи с чем выявляет высокую
эффективность даже при краткосрочном применении.
Литература
1. Аведисова А.С. Гипнотики: достижения современной фармакологии / А.С. Аведисова // Психиатрия и психофармакология. - 2002. - Т.4, №5.- С. 112-126.
2. Богаченков А.А. Взаимосвязь показателей физического развития с уровнем нервно-психической устойчивости / А.А. Богаченков, М.В. Воронков // Медико-биологические последствия чрезвычайных ситуаций: Материалы международной конференции. - СПб: 2001. - С. 23-25.
3. Глазунов И.С. Показатели здоровья студентов и условия обучения / И.С. Глазунов, А.К. Демин. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2004. - №1. - С. 14-20.
4. Денисов Н.Л. Вопросы адаптации к условиям учебной среды студентов гражданского и военного высшего учебного заведения / Н.Л Денисов // Бюллетень сибирской медицины. - 2009. - №3. - С. 85-89.
5. Измеров Н.Ф. Стресс на производстве как важная составляющая проблема психического здоровья в обществе / Н.Ф. Измеров, Т.Д. Липенецкая, В.В. Ма-тюхин // Российский психиатрический журнал. - 2005. - №2. - С. 10-18.
6. Ковров Г.В. Рецепт от бессонницы / Г.В. Ковров. - М.: С-инструментс, 2004. - 56 с.
7. Лышова О.В. Скрининг нарушений сна и ассоциированных состояний студентов / О.В. Лышова, В.Ф. Лышов, А.Н Пашков // Актуальные проблемы сомноло-гии. - М., 2010 . - С. 39.
8. Проскурякова П.А. Некоторые аспекты состояния здоровья студентов высших учебных заведений крупного промышленного центра / П.А. Проскурякова // Здравоохранение РФ. - 2006. - №5. - С. 41-44.
9. Becker P.M. Hypnosis in the Management of Sleep Disorders / P.M Becker // Sleep Med Clin. - 2015. - №10910. - С. 85-92.
10. Ng B.Y. Hypnotherapy for sleep disorders / B.Y. Ng, T.S. Lee // Annals of the Academy Medicine Singapore. - 2008. - №37(8). - Р. 683-688.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Куликов Вячеслав Олегович e-mail: [email protected]