Научная статья на тему 'Применение арифметических прогрессий для решения алгебраических уравнений высоких степеней'

Применение арифметических прогрессий для решения алгебраических уравнений высоких степеней Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
228
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕШЕНИЕ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ ВЫСОКИХ СТЕПЕНЕЙ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ПРОГРЕССИЙ / СНИЖЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ / ВЫСОКАЯ ДОСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ильин В.М.

Дано краткое изложение сущности нового метода решения алгебраических уравнений с максимальным числом разных вещественных корней, равным степени n уравнения четвертой и выше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARITHMETIC PROGRESSION APPLICATION FOR SOLVING OF HIGH DEGREES ALGEBRAIC EQUATIONS

A new method for solving of algebraic equations with the maximum number of different real roots equal degree n (fourth and above) is given.

Текст научной работы на тему «Применение арифметических прогрессий для решения алгебраических уравнений высоких степеней»

2014

УДК 519.677

Доклады БГУИР

№ 3 (81)

ПРИМЕНЕНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ПРОГРЕССИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ ВЫСОКИХ СТЕПЕНЕЙ

В.М. ИЛЬИН

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники П. Бровки, 6, Минск, 220013, Беларусь

Поступила в редакцию 20 января 2014

Дано краткое изложение сущности нового метода решения алгебраических уравнений с максимальным числом разных вещественных корней, равным степени п уравнения -четвертой и выше.

Ключевые слова: решение алгебраических уравнений высоких степеней, использование арифметических прогрессий, снижение трудоемкости, высокая доступность.

В высшей алгебре существует теорема Руффини-Абеля, которая гласит, что для алгебраического уравнения, выше степени 4, нельзя указать общей формулы решения, подобной формуле Кардано, т.е. в радикалах [1]. Вопрос об условиях, при которых данное уравнение разрешимо в радикалах, был исследован Э. Галуа в XIX веке [1]. Но, как справедливо отмечено в [2], «уже в случае уравнений степени 4 формулы корней практически не применимы». И по отношению к уравнениям не только пятой, но и четвертой степени, используются численные методы решения [3].

В современных условиях для этого применяются ЭВМ, и специалисты высказывают мнение, что на численные решения затрачивается большая доля машинного времени. Так что поиск путей эффективного аналитического решения алгебраических уравнений не потерял актуальности. Данная статья посвящена разработке нового пути в этом деле, отличающегося большей эффективностью: более широким диапазоном использования, значительно меньшей трудоемкостью и высокой точностью. При решении алгебраических уравнений любой степени (больше первой) первоначально составляется квадратное уравнение с учетом того, что первый коэффициент приведенного решаемого алгебраического уравнения - это сумма С со знаком минус, а последний коэффициент этого уравнения есть произведение П его корней. Исходя только из этих двух коэффициентов определяются все корни решаемого уравнения. Наиболее простое объединение всех корней в этих двух коэффициентах уравнения является предпосылкой этого. От применения радикалов, исчерпавшего себя уравнениями четвертой степени, новый путь позволяет перейти к более гибкой системе арифметических прогрессий, к более совершенной процедуре вычисления корней.

Включение арифметических прогрессий в расчет алгебраических уравнений

Как уже отмечалось, первоначально составляем и решаем квадратное уравнение:

Введение

У2 - СУ + П = 0.

Откуда

где P= ^Сj _ П = л/Д, Д - дискриминант, У1 - меньший, а У2 - больший корни выражения (1).

С С

Проверка: У1+У2 = + ^"+р = С,

У1ХУ2 =(HH = (f)'-Р^Ц-(f)2 +П = П. (2)

На основании соотношений (2) составляем базовую арифметическую прогрессию:

У1 р С р У2 (3)

Здесь р - разность прогрессии. В дополнение к базовой прогрессии (3) составляются вспомогательные прогрессии. В общем виде это может быть представлено как:

У1 = С 1-р р С i р У2= С 1+р

С 1-р-С 3 = С 2-р р С 2 р С 1+р-С 3=С 2+р

f о С3 о С3

В общем виде представлены: сверху базовая арифметическая прогрессия со средним С

членом С1= С2 + Сз = ^" = const; сумма ее крайних членов: C1 -p + Ci + p = C = const. Из

базовой прогрессии вычитается вспомогательная прогрессия, в ее центре С2 - это часть Ci, зависящая от числа пар корней решаемого алгебраического уравнения, что будет показано на конкретных примерах. Крайние члены этой прогрессии С1-р-С3 = С2-р и С1+р-С3 = С2+р описывают с двух направлений - вертикального и горизонтального - искомые корни заданного алгебраического уравнения: xi и Х2, Х3 и Х4 и т.д. В конечном счете в этом участвуют все члены представленной совокупности прогрессий, их всего восемь: три горизонтальные и пять вертикальных, разности которых вычитаются из членов верхней базовой прогрессии. Дополнительная информация о сущности использования прогрессий содержится в примерах.

Примеры решения уравнений 4 степени

Пример 1. Дано алгебраическое уравнение: х4-10х3+ 35х2- 50х + 24 = 0; С = 10; П = 24. Требуется определить корни уравнения. Решаем уравнение:

у2 - 10у + 24 = 0. (4)

Получим у 1,2 = 5 +V25-24 = 5±1; yi = 4; у2 = 6 - корни (4). Составляем базовую арифметическую прогрессию.

4 1 5 1 6. (5)

Поскольку заданное уравнение содержит четыре корня составляем вспомогательные прогрессии со средним значением 5:2 = 2,5:

1 1,5 2,5 1,5 4,

преобразуем базовую прогрессию (5) с разностью 1,5:

3,5 1,5 5 1,5 6,5.

Дописываем к ней предыдущую прогрессию и вычитаем ее из базовой:

3,5 1,5 5 1,5 6,5

1 1,5 2,5 1,5 4 2,5 0 2,5 0 2,5.

Здесь все три горизонтали - прогрессии (третья имеет равную 0 разность), все столбцы - прогрессии с отрицательными разностями во второй строке. Эта совокупность прогрессий полностью законченная, содержит два корня (1 и 4) уравнения 4-ой степени.

Чтобы определять два других его корня, составляем прогрессию со средним значением 2,5 и разностью 0,5, а над ней скорректированную базовую прогрессию с такой же разностью:

4,5 0,5 5 0,5 5,5

2 0,5 2,5 0,5 3

2,5 0 2,5 0 2,5.

Таким образом, к первым двум корням исходного уравнения добавилось еще два его корня: 2 и 3. Следовательно, имеем четыре корня: х\ = 1, х2 = 4, хз = 2, х4 = 3.

Проверка: С = 10; П = 24, кроме того можно проверить решение подстановкой корней в исходное алгебраическое уравнение. Полученные решения можно проверять также через квадратные уравнения с корнями 1 и 4, 2 и 3:

х2-5х+4 = 0; XI,4 = 2,5 ±^6,25-4=2,5 ±^2,5 =2,5 +1,5 = 1 и 4; х2-5х+6 = 0; х2,з = 2,5 ±^6,25-6=2,5 ±^0,25 = 2,5 +0,5 = 2 и 3.

Пример 2. Дано алгебраическое уравнение: х4-10х3+32х2-37,5х+11,8125 = 0. Требуется определить корни этого уравнения. Решаем уравнение

у2-10у + 11,8125 = 0.

Получим у 1,2= 5 ±у/25 -11,18125 = 5 13,1875 = 5 ±3,6315.

Корни приведенного выше уравнения: 1,3685 - меньший, 8,6315 - больший.

Составляем базовую прогрессию:

1,3685 3,6315 5 3,6315 8,6315.

Упрощаем базовую прогрессию, не изменяя ее контрольного члена 5 и суммы крайних членов, отняв от правого крайнего члена 1,6315 и добавив это к крайнему левому члену. Дописываем к ней и вычитаем

3 2 5 2 7

0,5 2 2,5 2 4,5

2,5 0 25 0 2,5.

Получаем завершенный комплект продольных и вертикальных прогрессий; в нем 0,5 и 4,5 - это два корня исходного уравнения.

Для получения величин второй пары корней базовую и вторую прогрессии преобразуем

к новой разности прогрессий, равной 1:

4 1 5 1 6

1,5 1 2,5 1 3,5

2,5 0 25 0 2,5.

Завершенность прогрессий говорит о том, что в них содержатся два корня (1,5 и 3,5) исходного алгебраического уравнения. Таким образом, корни решаемого уравнения имеют величины: х\ = 0,5; Х2 = 4,5; хз = 1,5; Х4 = 3,5. Порядок их определения такой же, как и в первом примере. Он полностью согласуется с намеченным в общем виде порядком использования обобщенных прогрессий.

Проверка такая же как и в первом примере, в частности: С = 0,5 + 4,5 + 1,5 + 3,5 = 10; П = 0,5x4,5x1,5x3,5 = 11,8125.

Пример 3. Дано алгебраическое уравнение: х4-9,3х3+30,3х2-39,8х+16,8 = 0. Требуется определить его корни. Решаем уравнение

у2-9,3у+16,8 = 0, получаем:

У 1,2=

4,65 4,652 -16,8 = 4,65 21,6225 -16,8 = 4,65 4,8225 =4,65 ±2,196.

Корни - 2,454 и 6,846. Этому соответствует арифметическая прогрессия базовая: 2,454 2,196 4,65 2,196 6,846

или, как было отмечено выше, она может быть преобразована без изменения средней величины (4,65) и суммы корней 2,454+6,846=9,3 в следующую базовую прогрессию с добавлением частной прогрессии:

3,3 1,35 4,65 1,35 6

0,8 1,35 2,15 1,35 3,5

2,5 0 2,5 0 2,5

Корни 0,8 и 3,5, их сумма 4,3, а среднее 2,15. Поэтому на два других корня остается 4,65-2,15 = 2,5 общего среднего суммы всех корней. Следовательно, для их определения имеем прогрессии:

4,15 0,5 4,65 0,5 5,15

2 0,5 2,5 0,5 3

2,15 0 2,15 0 2,15.

Здесь корни - это 2 и 3, всего же в заданном алгебраическом уравнении четвертой степени четыре корня: Х1 = 0,8; Х2 = 3,5; Х3 = 2; Х4 = 3. Их сумма - 9,3, произведение - 16,8.

Для получения пары корней составлен баланс восьми прогрессий: трех горизонтальных, одна из них базовая и две частные, и пять коротких одношаговых вертикальных прогрессий с отрицательными разностями: -2, -0,5; -2,5; -0,5; -3 (все они отнимаются от соответствующих членов базовой прогрессии) - баланс всех восьми прогрессий подтверждает величины корней. Кроме того, они могут быть легко проверены подстановкой в решаемое уравнение, а также решением квадратных уравнений из пар корней (как в примере 2):

4,3

Х12 = — ±. 2

4,31 -2,8 = 2,15 ±у11,8225 = 2,15±1,35 = 3,5и 0,8,

Х34 = 5-6 = 2,5 ±>/6,25-6 = 2,5 ±^/025 = 2,5±0,5 = 3 и 2.

Пример 4. Дано алгебраическое уравнение: х6-15х5+87,25х4-247,5х3+352,75х2-232,5х+54 = 0.

Требуется определить корни заданного уравнения. Решаем укороченное уравнение:

у2 - 15у + 54 = 0,

уп = 7,5 +^56,25-54 =7,5 +^^25 =7,5 +1,5; корни - 6 и 9. Составляем базовую прогрессию:

6 1,5 7,5 1,5 9.

Среднее от 15 равно 7,5, т.е. на каждую пару из 6 корней приходится 7,5:3 = 2,5, или 1,3 общей средней величины, входящей в частную арифметическую прогрессию. Таким образом, от первой базовой прогрессии надо отнять частную прогрессию

6 1,5 7,5 1,5 9

1 1,5 2,5 1,5 4

5 0 5 0 5.

В этой завершенной сбалансированности всех продольных и поперечных прогрессий (их всех 8) крайние величины второй прогрессии (1 и 4) являются корнями уравнения.

Если же от измененной базовой прогрессии с большей разностью (на 0,5) отнять частную прогрессию,

5,5 2 7,5 2 9,5

0,5 2 2,5 2 4,5

5 0 5 0 5,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

то в этой сбалансированной прогрессии получим корни 0,5 и 4,5.

Далее, если от изменений базовой прогрессии с разностью 0,5 отнять частную прогрессию с такой же разностью, т.е.

7 0,5 7,5 0,5 8

2 0,5 2,5 0,5 3

5 0 5 0 5.

Получим третью пару корней: 2 и 3. Следовательно, процедура определения корней алгебраического уравнения степени 6 та же, что и для степени 4.

Корни - это разности между верхними величинами столбцов 1и 5 и их нижними величинами, с учетом того, что вторая прогрессия вычитается из первой (верхней), знаки ее членов положительные.

Следовательно заданному алгебраическому уравнению шестой степени соответствуют корни: х1 = 1; х2 = 4; х3 = 0,5; х4 = 4,5; х5 = 2; х6 = 3.

Проверку правильности решения уравнения можно осуществить одним из способов:

- через определение суммы и произведения корней;

- через подстановку их в исходное уравнение;

- через решение квадратных уравнений, соответствующих парам корней. В частности:

х12 = 2,5 ±у/2,52 -4 = 2,5 6,25 -4 = 2,5±72,25 = 2,5 ± 1,5 = 4 и 1; х34 = 2,5 ±72,52 - 2,25 = 2,5 6,25 -2,25 = 2,5 ±>/4 = 2,5 ±2 = 4,5 и 0,5; х56 = 2,5 ±у12,52 -6 = 2,5 6,25 -6 = 2,5 ±7025 = 2,5 ± 0,5 = 3 и 2.

Здесь четко видно, что пары корней формируются и определяются как пары, в которые входят меньшие и большие величины, что предопределяется меньшим началом базовой арифметической прогрессии по сравнению с ее концом и постоянным средним членом, равным С/2 = С1. Это соотношение сохраняется при всех преобразованиях базовой прогрессии. Следует также отметить, что возможность преобразования базовой прогрессии:

1) упрощает ее, освобождая в расчете от образующихся дробей;

2) позволяет в необходимых пределах регулировать величину разности прогрессий р и

тем самым добиваться баланса всей совокупности продольных и поперечных прогрессий и получать четкий, точный результат по определению корней.

Следует также подчеркнуть, что кроме решения начальных квадратных уравнений, все остальные расчетные действия являются линейными, т.е. практически немыслимыми в методе, использующем радикалы даже невысоких, 3 и 4, степеней. Отсюда значительное снижение затрат времени и труда на решение многих задач. Ключ открывший новый путь решения алгебраических уравнений - восемь небольших арифметических прогрессий в гармоничном регулируемом сочетании. При этом регулирование арифметических прогрессий, приводящее к выявлению корней алгебраических уравнений, выполняется изменением одинаковых разностей базовой и частных прогрессий вокруг разности, которая возникает в решении первоначального квадратного уравнения (см. примеры: 1-4).

Заключение

По-новому определены корни алгебраических уравнений четвертой и шестой степеней. Основа метода-применение арифметических прогрессий, позволяющие выявлять корни алгебраических уравнений с высокой точностью и с небольшими затратами труда и времени. Намечены пути расширения возможностей этого метода.

ARITHMETIC PROGRESSION APPLICATION FOR SOLVING OF HIGH DEGREES ALGEBRAIC EQUATIONS

V.M. ILYIN Abstract

A new method for solving of algebraic equations with the maximum number of different real roots equal degree n (fourth and above) is given.

Список литературы

1. Мишина А.П., Проскуряков И.В. Высшая алгебра. Л., 1962.

2. Малая математическая энциклопедия. Будапешт, 1976.

3. Андре Анго. Математика для электро-и радиоинженеров. М., 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.