Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ханизмов. Так, например, студенты второго курса будут подготовлены к учебно-профессиональной деятельности, у студентов третьего курса вырабатываются механизмы управления профессиональным развитием; на последних курсах обучения развиваются механизмы саморазвития учебно-профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность студентов инженерной специальности формируется в ходе теоретической и практической подготовки, где необходимо использовать, моделирующие, ситуативные и ролевые игры, а также психологические тренинги развития профессионально важных качеств (коммуникативности, креативности и др.).
Стоит отметить, что инженерная психология развивается на протяжении двадцати лет, и на сегодняшний день находится в процессе формирования, расширяет границы своего объекта и пересматривает свое предметное содержание. Инженерная психология как сравнительно молодая научная дисциплина еще продолжает искать новые методы, представления и основные направления в зависимости от динамичного изменения инженерной деятельности, что порождает многочисленные трудности как научно-теоретического, так и организационного порядка.
Делая выводы, стоит отметить, что в настоящее время инженерная психология стремительно развивается и переходит в область самостоятельного направления в науке. Деятельность человека непосредственно зависит от психических процессов, те или иные психические явления связаны с характером деятельности человека. Развитие профессиональных качеств определено правильным использованием полученных знаний, целеполаганием, а также связано с высшими психическими функциями человека - восприятием, памятью, мышлением, которые формируются в ходе обучения и являются внутренними психологическими инструментами и средствами деятельности инженера-специалиста.
Литература
1. Ломов Б.Ф. О путях построения теории инженерной психологии на основе системного подхода М., 2012.
2. Малюкова О.В., Венкина Н.К., Генералова Л.Д. Социально-гуманитарные аспекты инженерной экологии. М.,2001.
3. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М., Издательский центр «Академия», 2000.
4. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности М., 1984.
Применение андрагогических принципов в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в техническом вузе
Дмитриева А.Г., Казакова С.А., к.э.н. Мещерякова Е.В.
Университет машиностроения kafm@,mami.ru, [email protected], [email protected]
Аннотация. Настоящая статья посвящена использованию принципов андраго-гики ( науки об обучении взрослой аудитории). Рассматривается самостоятельная работа обучающихся иностранному языку в техническом вузе на примере осознанной организации учебного процесса самими обучающимся под непосредственным контролем преподавателя или без такового.
Ключевые слова: иностранный язык, обучение взрослых, самостоятельная работа, технический вуз, андрагогическая модель, внеаудиторная работа
Современные объективные условия непрерывно изменяющейся мировой экономики диктуют стране единственно возможный путь существования и развития, определяемый как инновационный. При этом возникает острая потребность в специалистах, способных осознанно осуществлять инновационную деятельность, создавать новое и совершенствовать то лучшее, что было накоплено за предыдущие периоды развития, от чего могла бы оттолкнуться и на что могла бы опереться экономика страны в новых условиях. Задача высшей
Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования школы - обеспечить страну высококвалифицированными кадрами, обладающими соответствующей компетентностью.
В современных условиях непрерывно возникает необходимость в специалистах по новым специальностям и направлениям. Внедряются новые программы обучения и подготовки остро необходимых кадров.
Помимо обучения и воспитания молодых специалистов нового типа, поступающих в высшие учебные заведения со школьной скамьи, необходимо уделять пристальное внимание тем, кто, уже имея высшее образование, желает повысить свою квалификацию и усовершенствовать ранее полученные навыки, получить дополнительное образование, освоить программу второго высшего образования, тех, кто уже имеет определенный опыт работы, но хочет соответствовать требованиям времени и тем самым способствовать реализации инновационного пути развития страны. В данном случае мы можем говорить об обучении взрослых людей. К данной аудитории можно отнести большинство студентов вечерней и заочной форм обучения, магистрантов, аспирантов.
Обучение этой группы имеет свои особенности. Только принимая их во внимание, можно получить максимально эффективный результат и грамотно использовать потенциал "человеческого капитала".
Основные принципы обучения взрослой аудитории, а значит и инструмент, дает наука, называемая "андрагогика". Предметом андрагогики является изучение основных закономерностей и особенностей деятельности обучаемого, вовлеченного в процесс обучения, и потому главным образом фокусируется на технологии обучения взрослых.
Главными отличительными особенностями, характеризующими обучение взрослой аудитории, являются:
1. Ведущая роль в процессе обучения принадлежит самому обучающемуся, потому он и является обучаемым.
2. Обучающийся является взрослым индивидуумом, уже имеющим образование, знакомым с процессом получения и использования знаний, так что его целями являются самореализация, самостоятельность, присвоение и использование навыков. Он/она стремится к самоуправлению и саморегулированию.
3. Взрослый к моменту начала процесса уже обладает жизненным опытом (бытовым, опытом социального взаимодействия, профессиональным. Таким образом, данные знания могут и должны быть использованы в процессе обучения как самого взрослого, так и его коллег.
4. Человек выбирает обучение, имея четкие цели, а именно: решение проблем и достижение конкретной, четко осознаваемой цели.
5. Обучение как процесс получения и присвоения знаний является приоритетом обучающегося, потому что им предполагается безотлагательное использование приобретенных навыков.
6. Учебная деятельность находится в прямой зависимости от временных, пространственных, бытовых, профессиональных, социальных факторов, которые могут выступать как в роли положительного, так и в роли отрицательного подкрепления.
7. Обучение как таковое является совместной деятельностью обучающего и обучаемого на всех его этапах, таких как: диагностика, планирование, реализация, оценивание и коррекция относительно желаемого результата.
Перечислим андрагогические принципы обучения.
1. Приоритет самостоятельного обучения. Основным видом учебной работы обучающегося является процесс самостоятельной организации учебного процесса, поскольку в данном виде обучения именно обучаемому отдается ведущая роль.
2. Совместная деятельность, а не делегирование. Совместное планирование, реализация, оценка и коррекция обучаемым (а также его коллегами по обучению) с обучающим являют собой совместную деятельность, цель которой - обучение взрослых.
3. Значимость индивидуального опыта. Одним из наиболее важных источников информа-
Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ции для обучения является жизненный опыт обучающегося взрослого, на основании которого частично строится процесс получения и присвоения знаний.
4. Индивидуализация обучения. Характерной особенностью обучения взрослых является индивидуализация обучения, заключающаяся в разработке конкретного плана обучения обучаемым и обучающим в соответствии с личными и другими особенностями взрослого.
5. Системность обучения. Оценка результатов обучения, в соответствии с данным принципом, должна соответствовать форме и целям обучения.
6. Контектстность обучения (термин А.А.Вербицкого). В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий).
7. Актуальность полученных знаний и навыков. Поскольку обучение взрослых ориентировано на решение конкретных задач в режиме реального времени, знания, передаваемые обучаемому, должны соответствовать современной ситуации в науке.
8. Элективное обучение.. Поскольку обучаемый является (частично является) инициатором обучения, ему предоставляется свобода утверждения целей, средств, сроков и т.п., а также самих обучающих.
9. Детерминация образовательных потребностей. В соответствии с данным принципом, процесс оценки степени овладения знаниями и навыками организован следующим образом: во-первых, выявляется реальный уровень освоения навыков, а также выделяются те знания, без которых дальнейшее продвижение будет невозможно; во-вторых, важным является создание и побуждение обучаемого формировать новые образовательные потребности.
10. Осознанность обучения. В данном случае речь идет об осознанном восприятии обучающегося и обучающего совместной деятельности - обучения.
Основными отличиями андрагогической модели от педагогической являются осознанность организованности процесса обучаемым, его сознательный выбор модели и ее условий, а также совместная работа с обучающим, тогда как в педагогической модели ведущая роль отдана преподавателю, отбирающему весь материл и делегирующему условия учащемуся.
Таким образом, с одной стороны, андрагогические принципы обучения, как и андраго-гическая модель обучения, коренным образом отличаются от педагогических принципов и модели обучения. С другой стороны, педагогические принципы частично определяют деятельность обучающих взрослых, они не могут и не должны быть нивелированы, но встроены в андрагогическую модель.
Однако в реальности практически отсутствует вероятность использования андрагогиче-ской модели в чистом виде и в полном объеме, это скорей идеальная ситуация. Рассмотренная выше модель не может считаться финальной, но возможны ее вариации, применяемые в соответствии с условиями, в которых проходит обучение взрослых. Целью создания данной модели является накопление знаний и опыта по обучению взрослых, чьи личности давно являются сформированными, и потому предъявляемые ими требования должны быть максимально выполнены. Такой подход позволяет надеятся на все более частое внедрение андра-гогической модели в различные виды обучения, поскольку она видится наиболее эффективной при обучении взрослых.
Один из основных принципов данной модели - приоритет самостоятельной организации процесса обучения самим обучающимся - как нельзя лучше укладывается в тенденцию сокращения аудиторных часов при подготовке выпускников высшей школы особенно по «непрофильным дисциплинам», каковой является «Иностранный язык» в неязыковом вузе. С целью оптимизации использования этих часов и получения эффективного результата особое внимание уделяется именно самостоятельной работе, возможности которой еще не полностью используются. Самостоятельная работа позволяет решить следующие задачи: развитие
Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля за его эффективностью; развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умение работать с различной по объему и виду информацией, учебной и научной литературой; постановка и решение познавательных задач; углубление и систематизация знаний по иностранному языку, полученных ранее; практическое применение знаний при решении поставленных задач. Самостоятельная работа бакалавров и магистрантов по иностранному языку подразделяется на обязательную для всех студентов работу и индивидуальную работу по выбору. Обязательная (фронтальная) работа включает в себя внеаудиторную работу с текстами и материалами используемых учебных пособий, выполнение заданий и упражнений, подготовку сообщений монологического и диалогического характера. Самостоятельная (индивидуальная) работа по выбору предполагает определение темы, углубленное изучение материала, самостоятельность при выборе материала, развитие творческой мыслительной деятельности, анализ и обобщение изученного материала.
В данном случае мы говорим не столько об организации самостоятельной работы на занятии, которая все-таки проходит под непосредственным руководством преподавателя, сколько о внеаудиторной работе обучающегося, который выполняет задание без участия преподавателя, то есть без его непосредственного или косвенного воздействия.
Одним из видов речевой деятельности, которые осваиваются в неязыковом вузе и играют очень важную роль, является чтение, в том числе внеаудиторное. Внеаудиторное чтение как вид самостоятельной работы имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, обучающийся может сам подобрать оригинальный материал на иностранном языке, совпадающий с направлением его обучения, в соответствии с целями и задачами, стоящими перед ним как специалистом или будущим специалистом в определенной области, и представляющий для него интерес. Так как материал выбирается самим обучающимся, то последний учитывает и степень сложности этого материала. Во-вторых, темп работы выбирается тоже самостоятельно. Такой вид работы полностью строится по андрагогическому принципу индивидуализации обучения и реализует дифференцированный подход к обучению.
Следует отметить, что правильно выбранная модель обучения, учитывающая особенности обучения взрослой аудитории, способствует наличию высокой мотивации не только к успешному получению новых знаний, но и к самому учебному процессу, что особенно важно при занятиях по непрофильным предметам в техническом вузе.
Литература
1. Андреев А.А. Особенности обучения взрослых. Педагогика высшей школы. Новый курс -М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002.
2. Дресвянников В. А. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых. [электронный ресурс].
3. Кларин М.В. Андрагогика: наука обучения взрослых:\ [электронный ресурс].
4. Основы андрагогики. Под ред. Колесниковой И. А. - М.: «Академия», 2003.
5. Кукуев А.И. Андрагогический подход в педагогике. - Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2009.
Организация процесса обучения аудированию студентов в условиях самостоятельной учебной деятельности
Рядчикова Г.Г.
Университет машиностроения 8 (495) 674-23-70
Аннотация. В данной статье перечислены требования к организации процесса обучения в области аудирования иноязычных текстов в процессе самостоятельной работы студентов неязыкового вуза. Предложены практические рекомендации по формированию у обучаемых соответствующих умений на этапе подготовки как