Научная статья на тему 'Применение андрагогических принципов в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в техническом вузе'

Применение андрагогических принципов в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ANDRAGOGIC MODEL / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / TRAINING ADULTS / SELF-TRAINING / SELF-TRAINING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева А. Г., Казакова С. А., Мещерякова Е. В.

Настоящая статья посвящена использованию принципов андрагогики (науки об обучении взрослой аудитории). Рассматривается самостоятельная работа обучающихся иностранному языку в техническом вузе на примере осознанной организации учебного процесса самими обучающимся под непосредственным контролем преподавателя или без такового.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of andragogic teaching principles in Foreign Language for special purposes training in higher technical schools

The present article is devoted to the application of andragogics (the science focusing on principles and tools of training adults). The andragogic model is considered to be one of the most efficient for teaching English for Special Purposes in higher technical schools in organizing students' self-training activity.

Текст научной работы на тему «Применение андрагогических принципов в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в техническом вузе»

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ханизмов. Так, например, студенты второго курса будут подготовлены к учебно-профессиональной деятельности, у студентов третьего курса вырабатываются механизмы управления профессиональным развитием; на последних курсах обучения развиваются механизмы саморазвития учебно-профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность студентов инженерной специальности формируется в ходе теоретической и практической подготовки, где необходимо использовать, моделирующие, ситуативные и ролевые игры, а также психологические тренинги развития профессионально важных качеств (коммуникативности, креативности и др.).

Стоит отметить, что инженерная психология развивается на протяжении двадцати лет, и на сегодняшний день находится в процессе формирования, расширяет границы своего объекта и пересматривает свое предметное содержание. Инженерная психология как сравнительно молодая научная дисциплина еще продолжает искать новые методы, представления и основные направления в зависимости от динамичного изменения инженерной деятельности, что порождает многочисленные трудности как научно-теоретического, так и организационного порядка.

Делая выводы, стоит отметить, что в настоящее время инженерная психология стремительно развивается и переходит в область самостоятельного направления в науке. Деятельность человека непосредственно зависит от психических процессов, те или иные психические явления связаны с характером деятельности человека. Развитие профессиональных качеств определено правильным использованием полученных знаний, целеполаганием, а также связано с высшими психическими функциями человека - восприятием, памятью, мышлением, которые формируются в ходе обучения и являются внутренними психологическими инструментами и средствами деятельности инженера-специалиста.

Литература

1. Ломов Б.Ф. О путях построения теории инженерной психологии на основе системного подхода М., 2012.

2. Малюкова О.В., Венкина Н.К., Генералова Л.Д. Социально-гуманитарные аспекты инженерной экологии. М.,2001.

3. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М., Издательский центр «Академия», 2000.

4. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности М., 1984.

Применение андрагогических принципов в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в техническом вузе

Дмитриева А.Г., Казакова С.А., к.э.н. Мещерякова Е.В.

Университет машиностроения kafm@,mami.ru, [email protected], [email protected]

Аннотация. Настоящая статья посвящена использованию принципов андраго-гики ( науки об обучении взрослой аудитории). Рассматривается самостоятельная работа обучающихся иностранному языку в техническом вузе на примере осознанной организации учебного процесса самими обучающимся под непосредственным контролем преподавателя или без такового.

Ключевые слова: иностранный язык, обучение взрослых, самостоятельная работа, технический вуз, андрагогическая модель, внеаудиторная работа

Современные объективные условия непрерывно изменяющейся мировой экономики диктуют стране единственно возможный путь существования и развития, определяемый как инновационный. При этом возникает острая потребность в специалистах, способных осознанно осуществлять инновационную деятельность, создавать новое и совершенствовать то лучшее, что было накоплено за предыдущие периоды развития, от чего могла бы оттолкнуться и на что могла бы опереться экономика страны в новых условиях. Задача высшей

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования школы - обеспечить страну высококвалифицированными кадрами, обладающими соответствующей компетентностью.

В современных условиях непрерывно возникает необходимость в специалистах по новым специальностям и направлениям. Внедряются новые программы обучения и подготовки остро необходимых кадров.

Помимо обучения и воспитания молодых специалистов нового типа, поступающих в высшие учебные заведения со школьной скамьи, необходимо уделять пристальное внимание тем, кто, уже имея высшее образование, желает повысить свою квалификацию и усовершенствовать ранее полученные навыки, получить дополнительное образование, освоить программу второго высшего образования, тех, кто уже имеет определенный опыт работы, но хочет соответствовать требованиям времени и тем самым способствовать реализации инновационного пути развития страны. В данном случае мы можем говорить об обучении взрослых людей. К данной аудитории можно отнести большинство студентов вечерней и заочной форм обучения, магистрантов, аспирантов.

Обучение этой группы имеет свои особенности. Только принимая их во внимание, можно получить максимально эффективный результат и грамотно использовать потенциал "человеческого капитала".

Основные принципы обучения взрослой аудитории, а значит и инструмент, дает наука, называемая "андрагогика". Предметом андрагогики является изучение основных закономерностей и особенностей деятельности обучаемого, вовлеченного в процесс обучения, и потому главным образом фокусируется на технологии обучения взрослых.

Главными отличительными особенностями, характеризующими обучение взрослой аудитории, являются:

1. Ведущая роль в процессе обучения принадлежит самому обучающемуся, потому он и является обучаемым.

2. Обучающийся является взрослым индивидуумом, уже имеющим образование, знакомым с процессом получения и использования знаний, так что его целями являются самореализация, самостоятельность, присвоение и использование навыков. Он/она стремится к самоуправлению и саморегулированию.

3. Взрослый к моменту начала процесса уже обладает жизненным опытом (бытовым, опытом социального взаимодействия, профессиональным. Таким образом, данные знания могут и должны быть использованы в процессе обучения как самого взрослого, так и его коллег.

4. Человек выбирает обучение, имея четкие цели, а именно: решение проблем и достижение конкретной, четко осознаваемой цели.

5. Обучение как процесс получения и присвоения знаний является приоритетом обучающегося, потому что им предполагается безотлагательное использование приобретенных навыков.

6. Учебная деятельность находится в прямой зависимости от временных, пространственных, бытовых, профессиональных, социальных факторов, которые могут выступать как в роли положительного, так и в роли отрицательного подкрепления.

7. Обучение как таковое является совместной деятельностью обучающего и обучаемого на всех его этапах, таких как: диагностика, планирование, реализация, оценивание и коррекция относительно желаемого результата.

Перечислим андрагогические принципы обучения.

1. Приоритет самостоятельного обучения. Основным видом учебной работы обучающегося является процесс самостоятельной организации учебного процесса, поскольку в данном виде обучения именно обучаемому отдается ведущая роль.

2. Совместная деятельность, а не делегирование. Совместное планирование, реализация, оценка и коррекция обучаемым (а также его коллегами по обучению) с обучающим являют собой совместную деятельность, цель которой - обучение взрослых.

3. Значимость индивидуального опыта. Одним из наиболее важных источников информа-

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ции для обучения является жизненный опыт обучающегося взрослого, на основании которого частично строится процесс получения и присвоения знаний.

4. Индивидуализация обучения. Характерной особенностью обучения взрослых является индивидуализация обучения, заключающаяся в разработке конкретного плана обучения обучаемым и обучающим в соответствии с личными и другими особенностями взрослого.

5. Системность обучения. Оценка результатов обучения, в соответствии с данным принципом, должна соответствовать форме и целям обучения.

6. Контектстность обучения (термин А.А.Вербицкого). В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий).

7. Актуальность полученных знаний и навыков. Поскольку обучение взрослых ориентировано на решение конкретных задач в режиме реального времени, знания, передаваемые обучаемому, должны соответствовать современной ситуации в науке.

8. Элективное обучение.. Поскольку обучаемый является (частично является) инициатором обучения, ему предоставляется свобода утверждения целей, средств, сроков и т.п., а также самих обучающих.

9. Детерминация образовательных потребностей. В соответствии с данным принципом, процесс оценки степени овладения знаниями и навыками организован следующим образом: во-первых, выявляется реальный уровень освоения навыков, а также выделяются те знания, без которых дальнейшее продвижение будет невозможно; во-вторых, важным является создание и побуждение обучаемого формировать новые образовательные потребности.

10. Осознанность обучения. В данном случае речь идет об осознанном восприятии обучающегося и обучающего совместной деятельности - обучения.

Основными отличиями андрагогической модели от педагогической являются осознанность организованности процесса обучаемым, его сознательный выбор модели и ее условий, а также совместная работа с обучающим, тогда как в педагогической модели ведущая роль отдана преподавателю, отбирающему весь материл и делегирующему условия учащемуся.

Таким образом, с одной стороны, андрагогические принципы обучения, как и андраго-гическая модель обучения, коренным образом отличаются от педагогических принципов и модели обучения. С другой стороны, педагогические принципы частично определяют деятельность обучающих взрослых, они не могут и не должны быть нивелированы, но встроены в андрагогическую модель.

Однако в реальности практически отсутствует вероятность использования андрагогиче-ской модели в чистом виде и в полном объеме, это скорей идеальная ситуация. Рассмотренная выше модель не может считаться финальной, но возможны ее вариации, применяемые в соответствии с условиями, в которых проходит обучение взрослых. Целью создания данной модели является накопление знаний и опыта по обучению взрослых, чьи личности давно являются сформированными, и потому предъявляемые ими требования должны быть максимально выполнены. Такой подход позволяет надеятся на все более частое внедрение андра-гогической модели в различные виды обучения, поскольку она видится наиболее эффективной при обучении взрослых.

Один из основных принципов данной модели - приоритет самостоятельной организации процесса обучения самим обучающимся - как нельзя лучше укладывается в тенденцию сокращения аудиторных часов при подготовке выпускников высшей школы особенно по «непрофильным дисциплинам», каковой является «Иностранный язык» в неязыковом вузе. С целью оптимизации использования этих часов и получения эффективного результата особое внимание уделяется именно самостоятельной работе, возможности которой еще не полностью используются. Самостоятельная работа позволяет решить следующие задачи: развитие

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля за его эффективностью; развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умение работать с различной по объему и виду информацией, учебной и научной литературой; постановка и решение познавательных задач; углубление и систематизация знаний по иностранному языку, полученных ранее; практическое применение знаний при решении поставленных задач. Самостоятельная работа бакалавров и магистрантов по иностранному языку подразделяется на обязательную для всех студентов работу и индивидуальную работу по выбору. Обязательная (фронтальная) работа включает в себя внеаудиторную работу с текстами и материалами используемых учебных пособий, выполнение заданий и упражнений, подготовку сообщений монологического и диалогического характера. Самостоятельная (индивидуальная) работа по выбору предполагает определение темы, углубленное изучение материала, самостоятельность при выборе материала, развитие творческой мыслительной деятельности, анализ и обобщение изученного материала.

В данном случае мы говорим не столько об организации самостоятельной работы на занятии, которая все-таки проходит под непосредственным руководством преподавателя, сколько о внеаудиторной работе обучающегося, который выполняет задание без участия преподавателя, то есть без его непосредственного или косвенного воздействия.

Одним из видов речевой деятельности, которые осваиваются в неязыковом вузе и играют очень важную роль, является чтение, в том числе внеаудиторное. Внеаудиторное чтение как вид самостоятельной работы имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, обучающийся может сам подобрать оригинальный материал на иностранном языке, совпадающий с направлением его обучения, в соответствии с целями и задачами, стоящими перед ним как специалистом или будущим специалистом в определенной области, и представляющий для него интерес. Так как материал выбирается самим обучающимся, то последний учитывает и степень сложности этого материала. Во-вторых, темп работы выбирается тоже самостоятельно. Такой вид работы полностью строится по андрагогическому принципу индивидуализации обучения и реализует дифференцированный подход к обучению.

Следует отметить, что правильно выбранная модель обучения, учитывающая особенности обучения взрослой аудитории, способствует наличию высокой мотивации не только к успешному получению новых знаний, но и к самому учебному процессу, что особенно важно при занятиях по непрофильным предметам в техническом вузе.

Литература

1. Андреев А.А. Особенности обучения взрослых. Педагогика высшей школы. Новый курс -М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002.

2. Дресвянников В. А. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых. [электронный ресурс].

3. Кларин М.В. Андрагогика: наука обучения взрослых:\ [электронный ресурс].

4. Основы андрагогики. Под ред. Колесниковой И. А. - М.: «Академия», 2003.

5. Кукуев А.И. Андрагогический подход в педагогике. - Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2009.

Организация процесса обучения аудированию студентов в условиях самостоятельной учебной деятельности

Рядчикова Г.Г.

Университет машиностроения 8 (495) 674-23-70

Аннотация. В данной статье перечислены требования к организации процесса обучения в области аудирования иноязычных текстов в процессе самостоятельной работы студентов неязыкового вуза. Предложены практические рекомендации по формированию у обучаемых соответствующих умений на этапе подготовки как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.