Научная статья на тему '«Применение альтернативных правовых методов разрешения инвестициаонных споров в Республике Узбекистан»'

«Применение альтернативных правовых методов разрешения инвестициаонных споров в Республике Узбекистан» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Альтернативное разрешения споров –АРС / медиация / урегулирование споров. / Alternative / Dispute / Resolution – ADR / Mediation / Dispute resolution.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мадинабону Якубова

В ходе проведения исследований и практики урегулирования инвестиционных споров возникающих между иностранными инвесторами и принимающим государством установлено, что одна из основных сфер, в которых необходимо внедрение правовых реформ в Узбекистане, заключается в том, чтобы добиться больших успехов в рамках применения альтернативных методов оперативного и эффективного урегулирования таких споров. В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан в целях совершенствования системы защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, расширения альтернативных возможностей разрешения споров, а также кардинального повышения роли института медиации, третейских судов и международных арбитражей в оптимизации объема работы в судах необходимо принять кардинальные меры применения альтернативных правовых методов разрешения инвестиционных споров. В настоящей статье охарактеризован термин и общая классификация альтернативных методов урегулирования инвестиционных споров, его становление и развитие в Узбекистане. Также, в данной работе рассмотрены ожидаемые результаты которые могут быть достигнуты при более активном применении альтернативных методов урегулирования споров в Республике Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Application of alternative methods of investment disputes resolution in the Republic of Uzbekistan"

The set researches and practice of settling investment disputes arising between foreign investors and the host state, was identified that one of the main areas in which need the implementation of legal reforms in Uzbekistan is to achieve great success in the application of alternative methods of prompt and effective settlement of such disputes. In accordance with the Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan, in order to improve the system of protecting the rights and legitimate interests of individuals and legal entities, expanding alternative options for resolving disputes, as well as dramatically increasing the role of the institution of mediation, arbitration courts and international arbitration in optimizing the volume of work in courts, it is necessary to take drastic measures application of alternative legal methods for resolving investment disputes. This article describes the term and general classification of alternative methods of settling investment disputes, its formation and development in Uzbekistan. Also, this paper considers the expected results that can be achieved with more active use of alternative methods of dispute settlement in the Republic of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему ««Применение альтернативных правовых методов разрешения инвестициаонных споров в Республике Узбекистан»»

Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations

Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index

"Application of alternative methods of investment disputes resolution in the Republic of Uzbekistan"

Madinabonu YAKUBOVA 1

Tashkent State University of Law

article info

abstract

Article history:

Received September 2020 Received in revised form 15 November 2020 Accepted 20 November 2020 Available online 15 December 2020

Keywords:

Alternative Dispute Resolution - ADR Mediation

Dispute resolution. (3-4 words)

The set researches and practice of settling investment disputes arising between foreign investors and the host state, was identified that one of the main areas in which need the implementation of legal reforms in Uzbekistan is to achieve great success in the application of alternative methods of prompt and effective settlement of such disputes.

In accordance with the Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan, in order to improve the system of protecting the rights and legitimate interests of individuals and legal entities, expanding alternative options for resolving disputes, as well as dramatically increasing the role of the institution of mediation, arbitration courts and international arbitration in optimizing the volume of work in courts, it is necessary to take drastic measures application of alternative legal methods for resolving investment disputes.

This article describes the term and general classification of alternative methods of settling investment disputes, its formation and development in Uzbekistan.

Also, this paper considers the expected results that can be achieved with more active use of alternative methods of dispute settlement in the Republic of Uzbekistan.

SUMMARY

The term «Alternative Dispute Resolution» or «ADR» refers to a wide range of dispute resolution mechanisms that are alternatives to litigation. The term can be used to refer to various dispute resolution mechanisms, ranging from facilitated settlement negotiations, in which the parties to a dispute are encouraged to negotiate directly before resorting to other legal dispute resolution mechanisms, to arbitration, which can be very similar to a trial. The main advantages of ARS are courts as international commercial arbitration. In addition, a legal

1 (Phd) Tashkent State University of Law E-mail: madinakhusanova@gmail.com

framework has been created in Uzbekistan, consisting of a number of interrelated laws and by-laws, where the central place is occupied by the laws «On foreign investments», «On guarantees and measures to protect the rights of foreign investors», «On investment activities», the Regulation «On the procedure conclusion and implementation of investment agreements »and other by-laws.

Foreign investors and enterprises they create in Uzbekistan can turn to institutional mechanisms to resolve investment disputes and protect their rights and interests. In such a situation, very often the Uzbek side, not having sufficient information about all the mechanisms for resolving the dispute and the consequences of choosing one or another mechanism, agrees with the terms of dispute resolution offered by the foreign partner, which, as a rule, are not beneficial for it, or when concluding an agreement tries to include a clause on the resolution of disputes in the economic court of Uzbekistan, not foreseeing that in the future, even if a decision is made in favor of the Uzbek side, this decision, due to the absence of relevant international agreements, will not be recognized and enforced on the territory of any foreign state.

This is a process in which the parties voluntarily work out a mutually beneficial agreement to resolve a general dispute. Unlike ADR with the involvement of a third party, negotiations allow the disputing parties to independently control the process and the decision. At the same time, in mediation, meetings with the parties are held separately in order to make efforts to establish mutual understanding and identify the reasons for the dispute, and thus to create the basis for a solution in a friendly, consistent manner. Reconciliation, on the other hand, is a voluntary and informal process in which the disputing parties choose a neutral third party who will assist them in reaching a mutually acceptable solution.

Unlike judges or arbitrators, a mediator does not have the authority to issue a binding decision to the parties. In return, the mediator contributes to the formation of a solution that will satisfy the interests of all parties. The non-binding arbitration proceedings also result in a third party making an award, which, however, the parties may reject. The law was adopted taking into account the fact that arbitration courts will consider mainly internal disputes and does not take into account the specifics of arbitration, in which the parties may belong to states with different legal, economic and social systems.

2181-1415/© 2020 in Science LLC.

This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

IScience

¿ArouyA ti*\e ».tyj tpa.ce

"Узбекистон Республикасида инвестиция низоларинингн х,ал килишнинг хукукий алтернатив усулларини куллаш"

_ аннотация_

Калит сузлар:

Низоларни му;обил равишда дал ;илиш Медиация услуби Низоларни дал ;илиш.

Чет эллик инвесторлар ва ;абул ;илувчи давлат уртасида келиб чи;адиган инвестиция низоларини дал ;илиш буйича тад;и;отлар ва амалиёт давомида, Узбекистонда дуку;ий ислодотларни амалга ошириш зарур булган асосий йуналишлардан бири оператив ва му;обил усулларни ;уллашда катта юту;ларга эришиш эканлиги ани;ланди. бундай низоларни самарали дал этиш. Узбекистон Республикаси Президентининг Карорига биноан жисмоний ва юридик шахсларнинг ду;у;лари ва ;онуний манфаатларини димоя ;илиш тизимини такомиллаштириш, низоларни дал ;илишнинг му;обил вариантларини кенгайтириш, шунингдек судларда иш дажмини оптималлаштиришда медиация институти, дакамлик судлари ва хал;аро арбитраж ролини кескин ошириш ма;садида кескин чоралар куриш зарур. инвестиция билан боглик; низоларни дал ;илишнинг му;обил дуку;ий усулларини куллаш.

Ушбу ма;олада инвестиция билан боглик; низоларни дал ;илишнинг му;обил усулларининг атамаси ва умумий таснифи, унинг Узбекистонда шаклланиши ва ривожланиши тасвирланган.

Шунингдек, ушбу ма;олада Узбекистон Республикасида низоларни дал ;илишнинг му;обил усулларини фаолро; куллаш ор;али кутилаётган натижалар куриб чи;илган.

«Применение

разрешения

Узбекистан»

Ключевые слова:

Альтернативное разрешения споров -АРС Медиация Урегулирование споров.(3-4 слов)

альтернативных правовых методов инвестициаонных споров в Республике

_ аннотация_

В ходе проведения исследований и практики урегулирования инвестиционных споров возникающих между иностранными инвесторами и принимающим государством установлено, что одна из основных сфер, в которых необходимо внедрение правовых реформ в Узбекистане, заключается в том, чтобы добиться больших успехов в рамках применения альтернативных методов оперативного и эффективного урегулирования таких споров. В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан в целях совершенствования системы защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, расширения альтернативных

возможностей разрешения споров, а также кардинального повышения роли института медиации, третейских судов и международных арбитражей в оптимизации объема работы в судах необходимо принять кардинальные меры применения альтернативных правовых методов разрешения инвестиционных споров.

В настоящей статье охарактеризован термин и общая классификация альтернативных методов урегулирования инвестиционных споров, его становление и развитие в Узбекистане.

Также, в данной работе рассмотрены ожидаемые результаты которые могут быть достигнуты при более активном применении альтернативных методов урегулирования споров в Республике Узбекистан.

Одним из приоритетных направлений осуществления правовых реформ в Узбекистане является внедрение сиситемы альтернативных способов разрешения иневстиционных споров, которое обеспечит прозрачность, оперативность и эффективность разрешения казусов между сторонами инвестиционного договора.

Термин «Альтернативное разрешение споров» или «АРС» подразумевает широкий круг механизмов разрешения споров, которые являются альтернативными рассмотрению споров в судах. Данный термин может использоваться для обозначения различных механизмов разрешения споров, начиная от переговоров по достижению мирового соглашения (facilitated settlement negotiations), в котором стороны спора поощряют к ведению прямых переговоров, прежде чем обратиться к другим правовым механизмам разрешения споров, и до третейского разбирательства, которое может быть очень схоже с судебным разбирательством.

В качестве основных преимуществ АРС можно выделить:

экономия времени и средств;

возвращение сторонам контроля над конфликтной ситуацией;

избежание судебного разбирательства, которое негативно может отразиться на партнерских отношениях между сторонами;

гибкость.

Система альтернативного разрешения споров (АРС) представляет собой набор средств и механизмов, образующих процедуры разрешения и внесудебного урегулирования споров, возникающих между субъектами правоотношений. При этом конечная цель применения АРС - разрешение конфликта при наименьших затратах для всех его участников.

В самом общем виде альтернативное разрешение споров можно подразделить

на:

ПЕРЕГОВОРЫ

В качестве одной из наиболее типичных форм альтернативного разрешения споров направлены на создание условий, в которых стороны спора поощряют прямые переговоры без вовлечения третьей стороны. Это процесс, в ходе которого стороны добровольно вырабатывают обоюдовыгодное соглашение по решению общего спора. В отличие от АРС с привлечением третьей стороны переговоры

позволяют спорящим сторонам самостоятельно контролировать процесс и решение.

ПРИМИРЕНИЕ И ПОСРЕДНИЧЕСТВО

Очень близки друг к другу в том, что они подразумевают наличие третей стороны для посредничества в конкретном споре или для согласования взаимоотношений. Медиаторы или посредники могут способствовать общению или могут помочь в структурировании мирового соглашения, но они не уполномочены выносить вердикт. При этом в посредничестве встречи со сторонами проводятся раздельно с целью приложить усилия для установления взаимопонимания и выявления причин спора, и таким образом для создания почвы для выработки решения в дружественной непротиворечивой манере. Примирение же - это добровольный и неформальный процесс, в котором спорящие стороны выбирают нейтральную третью сторону (одного или больше лиц), которые будут оказывать им содействие в достижении обоюдоприемлемого решения. В отличие от судей или арбитров медиатор не обладает полномочиями по вынесению обязывающего решения для сторон. Взамен медиатор содействует формированию решения, которое будет удовлетворять интересы всех сторон. Роль и процесс примирения могут быть очень специфическими и зависеть от характера спора и подхода медиатора. Медиатор может применять широкий круг техник, например, содействовать эффективной коммуникации сторон и развитию между ними сотрудничества; определение реальных интересов сторон; определение и сужение количества вопросов; передача сообщений между сторонами; предлагать возможные варианты решения и представлять последствия ненахождения решений.

Третейское Разбирательство предусматривает наличие третьей стороны для вынесения вердикта по спору между сторонами. Важно различать обязательные и необязательные формы АРС. Переговоры, примирение и посредничество являются необязательными формами АРС и зависят от желания сторон достичь мирового соглашения. Третейское разбирательство может быть как обязательным, так и необязательным. Обязательное третейское разбирательство завершается вынесением третьей стороной решения, которое является обязательным для сторон, даже если они не согласны с решением. Необязательное третейское разбирательство также завершается вынесением третьей стороной решения, которое, однако, стороны могут отклонить.

В Узбекистан, система АРС начали развиваться относительно позже. Одним из первых этапов внеждрения АРС было принятие Закона Республики Узбекистан «О третейских судах», который вступил в силу 1 января 2007 года2. В соответствии с законом, применимым правом третейского разбирательства может быть исключительно законодательство Узбекистана, органы государственной власти и управления не могут быть сторонами третейского разбирательства, третейским судьей может быть только гражданин Узбекистана. Закон принимался с учетом того, что третейские суды будут рассматривать преимущественно внутренние споры и не учитывает особенностей арбитража, в котором стороны могут

2 16 октября 2006 года Закона Республики Узбекистан «О третейских судах», который вступил в силу 1 января 2007 года

принадлежать к государствам с различной правовой, экономической и социальной системой

Эти нормы фактически ограничивают возможность иностранных инвесторов использовать систему третейских судов в качестве международного коммерческого арбитража.3

Кроме этого, в Узбекистане создана правовая база, состоящая из ряда взаимосвязанных законов и подзаконных актов, где центральное место занимают законы «Об иностранных инвестициях», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», «Об инвестиционной деятельности», Положением «О порядке заключения и реализации инвестиционных договоров» и другими подзаконными актами (более 50).

Иностранные инвесторы и создаваемые ими предприятия в Узбекистане для разрешения инвестиционных споров и защиты своих прав и интересов могут обратиться к институциональным механизмам. Межправительственные соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций обеспечивают относительную стабильность правового поля для иностранных инвестиций и предоставляют дополнительный инструмент инвесторам для защиты своих прав и интересов.

Однако, остаются проблемы инвестиционной деятельности в Республики Узбекистан в вопросах обеспечения их прав4 в ряд которых входит недостаточная эффективность традиционных институтов и системы их взаимоотношений и отсутствии альтернативной системы разрешения споров, способной обеспечить дополнительные механизмы защиты прав.5

Правовой анализ действующего законодательства и правоприменительной практики показывает наличие отсутствие широкой практики разрешения споров альтернативными способами на территории Узбекистана - арбитраж, стабилизационные оговорки в инвестиционных договорах или медиация.

В зарубежных странах иностранные лица оправданно избегают разрешения споров в государственных судах, которые склонны принимать решения в пользу местной стороны.

В такой ситуации очень часто узбекская сторона, не обладая достаточной информацией обо всех механизмах разрешения спора и последствиях выбора того или иного механизма соглашается с условиями разрешения споров, предлагаемых иностранным партнером, которые, как правило, не выгодны для нее, или при заключении договора старается включить оговорку о разрешении споров в хозяйственном суде Узбекистана, не предвидя, что в будущем, даже при вынесении решения в пользу узбекской стороны, это решение, в связи с отсутствием соответствующих международных соглашений, не будет признано и исполнено на территории какого-либо иностранного государства.6

3 Аналитический доклад «Совершенствование системы разрешения инвестиционных споров в Узбекистане» ПРООН. 2008 г.

4 Narziev, Otabek. "PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT LEGAL BASES OF STOCK MARKET REGULATION IN UZBEKISTAN."

5 По данным исследования UNDP 2008 года и анализа авторов на основе статистики хозяйственного судопроизводства в Узбекистане.

6 Вставка. Сила иностранных арбитражных и судебных решений в Узбекистане С февраля 1996 года для Узбекистана вступила в силу Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных

В связи с этим, в соответствии с проведенным анализом и предложениями международных организаций более активное применение на территории Узбекистана альтернативных форм разрешения споров с участием иностранных инвесторов, таких как международный арбитраж, примирение, посредничество, позволит решить следующие задачи и проблемы:

• предоставит сторонам спора большую свободу выбора форума для разрешения будущего или возникшего спора;

• обеспечит более эффективное для сторон (по временным и материальным издержкам, по качеству рассмотрения, по сохранению репутации и деловых отношений) разрешение спора;

• создаст в перспективе институциональную основу для развития в стране международного арбитража для рассмотрения международных споров (в том числе в качестве нейтрального форума) и развития системы арбитражного права, включая доктрину;

• решит возможные проблемы узбекской стороны с последующим исполнением решения за рубежом;

• повысит количество споров, разрешаемых на досудебной стадии; • разгрузит государственную судебную систему со всеми вытекающими из этого последствиями и компенсировать сложности создания дополнительных звеньев хозяйственных судов.7

References/ Использованная литература:

Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов альтернативного разрешения споров» ПП-4754 от 17.06.2020 г.

«GENESIS OF ALTERNATIVE DISPUTE RESOLUTION MECHANISMS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN», DSc Islambek Rustambekov, REVIEW OF LAW SCIENCES Exclusive Issue November (2020) E-ISSN:2181-1148

Аналитический доклад ПРООН «Совершенствование системы разрешения инвестиционных споров в Узбекистане», 2008 г.

Narziev, Otabek. "PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT LEGAL BASES OF STOCK MARKET REGULATION IN UZBEKISTAN."

«Альтернативные Механизмы Разрешения Споров» Обзор Зарубежного Опыта подготовленный в рамках совместного проекта Верховного суда Республики

решений от 10 июня 1958 года (Нью-йоркская конвенция), устанавливающей правило обязательного признания и приведения в исполнение на своей территории (с использованием механизма исполнения решений национальных судов) решений международных арбитражных судов без повторного рассмотрения спора по существу. Признание арбитражных решений в рамках названной Конвенции осуществляется путем представления соответствующего ходатайства в хозяйственные суды Узбекистана. «Каждое Договаривающееся Государство признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений» (статья 3 Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений) Исполнение на территории Узбекистана решений зарубежных государственных судов осуществляется в соответствие с соглашениями о правовой помощи, заключенными со странами СНГ и некоторыми другими странами.

7 Аналитический доклад «Совершенствование системы разрешения инвестиционных споров в Узбекистане», ПРООН, 2008.

IScience

¿ArouyA ti*\e ».tyj tpa.ce

Узбекистан, Агентства США по международному развитию (USAID) и Программы развития ООН «Партнерство в сфере верховенства закона в Узбекистане, 2017 г. «Dispute Resolution Around the World. Uzbekistan», Baker McKenzie , 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.