Научная статья на тему 'Применение альманаха «Шадринская старина» на уроках истории'

Применение альманаха «Шадринская старина» на уроках истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
альманах «Шадринская старина» / краеведение / метод проблемного обучения / кластер / синквейн / almanac “Shadrinsk antiquity” / local history / method of problem-based learning / cluster / cinquain

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мехнина Екатерина Дмитриевна, Чипинова Наталья Федоровна

В данной статье обосновывается актуальность применения альманаха «Шадринская старина» в курсе истории. Целью является рассмотрение использования Шадринского альманаха на уроках истории. Также в статье представлены примеры материала, который можно взять из «Шадринской старины» для учебного процесса. В результате всего исследование были даны методы, которые эффективно помогут в использовании краеведческого журнала «Шадринская старина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мехнина Екатерина Дмитриевна, Чипинова Наталья Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the almanac “Shadrinsk Antiquity” in history lessons

This article substantiates the relevance of using the almanac “Shadrinsk antiquity” in the course of history. The purpose is to consider the using Shadrinsk Almanac in history lessons. The article also provides examples of material that can be taken from “Shadrinsk Antiquity” for the educational process. As a result, the authors describe methods that will effectively help using the almanac “Shadrinsk antiquity”.

Текст научной работы на тему «Применение альманаха «Шадринская старина» на уроках истории»

УДК 37.016:908

Екатерина Дмитриевна Мехнина Наталья Федоровна Чипинова

г. Шадринск

Применение альманаха «Шадринская старина» на уроках истории

В данной статье обосновывается актуальность применения альманаха «Шадринская старина» в курсе истории. Целью является рассмотрение использования Шадринского альманаха на уроках истории. Также в статье представлены примеры материала, который можно взять из «Шадринской старины» для учебного процесса. В результате всего исследование были даны методы, которые эффективно помогут в использовании краеведческого журнала «Шадринская старина».

Ключевые слова: альманах «Шадринская старина», краеведение, метод проблемного обучения, кластер, синквейн.

Ekaterina Dmitrievna Mekhnina Natalya Fedorovna Chipinova

Shadrinsk

Using the almanac "Shadrinsk Antiquity" in history lessons

This article substantiates the relevance of using the almanac "Shadrinsk antiquity" in the course of history. The purpose is to consider the using Shadrinsk Almanac in history lessons. The article also provides examples of material that can be taken from "Shadrinsk Antiquity" for the educational process. As a result, the authors describe methods that will effectively help using the almanac "Shadrinsk antiquity".

Keywords: almanac "Shadrinsk antiquity", local history, method of problem-based learning, cluster, cinquain.

«Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2023 году по теме «Краеведческий альманах «Шадринская старина» (1993-2023 гг.) как феномен отечественной провинциальной культуры» (№ 16-341 от 26.05.2023 г.)».

В 2023 году вышел юбилейный тридцатый выпуск краеведческого журнала «Шадринская старина». Шадринский альманах - это не только уникальный собранный краеведческий материал, о городе Шадринске и Шадринском районе, но и достоверный источник, который издается с 1993 года.

Поскольку, одной из наиболее современных методических проблем учителей по истории, наряду с подбором достоверных исторических источников, является то, что существующая в школе система организации исследовательского метода обучения на уроках истории строится без учета краеведческого компонента образования.

Часто педагоги недостаточно оценивают идею эвристического метода обучения и использования материалов региональной истории, не уделяя должного внимания развитию творческого потенциала и способностей личности, формированию у учащихся умений и навыков исследовательской работы, воспитанию самостоятельности и социальной активности. Отсутствие историко-краеведческого достоверного источника зачастую является проблемным элементом при разработке методических приемов использования исторических источников в процессе реализации исследовательского метода обучения на уроках истории в средней школе.

Применение краеведческого материала на уроках истории способствует более углубленному изучению истории, познанию и пониманию процессов, происходящих в обществе, их реального проявления в истории края. В любом случае изучение и осмысление фактов местной истории стимулирует мыслительную деятельность, формирует систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияет на формирование мышления

учащихся, их гражданской идентичности, активной жизненной позиции. Данная тема является актуальной на сегодняшний день.

Изучение данной проблематики занимались многие исследователи, такие как

A.А. Акобян, А.С. Черкасов, Л.А. Ковпак, Т.В. Шолохова и другие, в работах они подробно рассказывают про использование краеведческого компонента на уроках истории, который способствует формированию гражданско - патриотической компетенции, а также, какие методы и приёмы лучше использовать.

В статье С.А. Третьяковой и О.П. Мелешко «Возможности использования новых форм и методов исторического краеведенья на уроках истории», рассматривается употребление форм и методов исторического краеведения, благодаря которому происходит активизации мыслительной деятельности обучающихся. А также вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, что способствует патриотическому воспитанию школьников.

В статье О.С. Груздовой «Краеведение в школе как компонент исторического образования», говорится об опыте использования изучения истории и культуры родного края, где представлен, как метод расширения кругозора школьника и средство формирования чувств патриотизма, сопричастности к истории.

Предметом нашего изучения является методы и приёмы применения журнала «Шадринская старина». Употребление его на уроках истории способствовало бы не только, лучшему и облегченному запоминанию учебного материала, но и воспитывало бы чувство любви, гордости и уважения к своей малой родине у школьников.

Использование Шадринского альманаха на уроках истории требует серьезной подготовки от учителя, а именно в подборе актуальных статей из краеведческого журнала, которые бы отражали тему урока. Как отмечает Л.И. Панько, учителю необходимо определить его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели урока, он может быть изучен до прохождения темы, в начале ее изучения, в ходе и в конце.

Так, в изучении блока статей связанных с темой по Великой Отечественной войны 19431-1945 гг. можно воспользоваться следующими материалами статьи Л.И. Фрейдим «Страницы шадринской жизни военных лет (Война и эвакуация глазами ребенка)». Автор подробно рассказывает, как же проходила эвакуация. После чего, освещает читателям, как протекала жизнь в Шадринске.

Стоит отметить, при изучении темы «Политические репрессии в СССР в 30-40-е годы», которая изучается в 11 классе. Для этого, стоит упомянуть, материал из статьи

B.Н. Иовлева «Судьбы шадринцев в 1937 году», где рассказывается об аресте С. И. Иванова и нелегкой жизни жены арестованного Т. Н. Ивановой.

Кроме того, существует достаточное количество методов и приемов работы с краеведческим материалом. Например, метод анализа. Учащиеся прочитывают вслух источник, а затем приступают к его анализу по частям, при этом ставя вопросы.

Можно применять, при работе с «Шадринской стариной» метод комментированного чтения. Метод комментированного чтения или метод развернутой беседы - это чтение, сопровождающие пояснениям или толкование текса в форме объяснений.

Применение издания «Шадринская старина» можно смело и во внеурочной работе. Например, создание проекта про свою малую Родину или же про родную школу, в которой обучаешься. При подготовке проекта на тему «История школ города Шадринска», подойдет материал, который непосредственно содержится в журнале «Шадринская старина».

Итак, З.А. Мысливцина отмечает следующие приемы работы с краеведческим материалом.

1. Составление тематических таблиц, в которые наряду с общеисторическим включается краеведческий материал.

2. Выявление общего и особенного в материалах общеисторического и местного значений.

3. Установление синхронности событий [7].

Эффективное использование приема «синквейн» при работе с краеведческим изданием «Шадринская старина»:

Ученики составляют синквейн, на основе подобранных текстов учителем. На уроке имеет смысл организовать мыслительную деятельность обучающихся с помощью вопросов, которые помогут им в выполнении задания. Особенно для учащихся пятых классов.

Приём «Кластер». Создание «Кластеров, также как и таблиц, опорных конспектов позволяет систематизировать материал, выделить в нем главное. В ходе ознакомления с определенной информацией учащиеся ее анализируют, выделяют смысловые единицы и располагают и в определенном графическом порядке. Работать с кластером можно на любом этапе урока, а так же при выполнении домашнего задания.

Кроме того, следует отметить, что Шадринский альманах, можно применять, и для создания нестандартных уроков, таких как игра-викторина «Самый умный», «Знатоки», «Своя игра» и многие другие. Такое применение краеведческого материала не только отлично впишется в структуру урока, но и запомнится учащимся.

Помимо этого, краеведческое издание «Шадринская старина», содержит в себе разделы с поэзией. Использование художественно-словесных средств на уроках истории позволяет сформировать культурное, эстетическое мировоззрение, творческое и критическое мышление, а также формирует эмпатию, то есть чувство сострадания к другому человеку.

Для работы с художественно-словесными средствами существуют свои приёмы работы. Например, использование кратких стихотворных цитат как иллюстраций.

Применение этого приёма играет большую роль в познавательном, воспитательном отношении, поскольку производит сильное эмоциональное впечатление на обучающихся. Следует заметить, что цитаты очень выразительны, и не требует дополнительного вмешательства учителя. Или же применение такого приёма работы с художественно-словесными средствами, как «Стихотворение на стадии вызова». Учитель подбирает отрывок из поэтического произведения, а учащиеся с помощью его самостоятельно формулируют проблему урока.

В этом приёме, концентрируется внимание учеников на выполнении творческого задания, позволяют лаконично сформулировать суть проблемы, показать рациональный путь ее решения, задать необходимый темп урока, спроектировать дальнейшую работу [9].

Что же касается домашнего задания? На сегодняшний день домашнее задание является неотъемлемой частью учебного процесса. По форме выполнения домашнее задание может быть письменным, устным, проектным, индивидуальным или групповым. При обозначении домашнего задания необходимо чётко формулировать цели и критерии оценивания, также должна присутствовать вариативность. Поэтому, мы можем предложить употребление альманаха при выполнении творческих заданиях. Например, при создании своих собственных уникальных краеведческих статей. В одном из выпусков «Шадринская старина» студентками Шадринского государственного педагогического университета были написаны статьи, где они подробно описали свой путь от общежития до университета. Тем самым при прочтении этих статей через несколько десятилетий, читатель может окунуться в повседневную атмосферу Шадринска, который запечатлен на страницах альманаха.

А такой подход к изучению отечественной истории, не только поможет учащимся лучше вникнуть в школьный предмет, но и также поможет разнообразить учителям учебные будни учеников. В свою очередь, ученики благодаря такому творческому заданию, смогут почувствовать себя краеведами.

Таким образом, альманах «Шадринская старина», это не только уникальное краеведческое издание, которое раскрывает культурно-повседневную жизнь города Шадринска и Шадринского района, помимо того это и эксклюзивный исторический источник, который удобно использовать в процессе преподавания истории России. А также формирует творческое и критическое мышление, аналитические способности обучающихся, воспитывает гражданскую позицию и патриотическое мировоззрения, любовь к своему

родному краю, чувство гордости за свершения выдающихся земляков. Пробуждает тягу к познанию своей малой Родины.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акобян, А.А. Теоретические основы и методические приёмы реализации регионального компонента в изучении истории в школе / А.А. Акобян. - Текст : электронный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 4-1. - С. 77-79. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-i-metodicheskie-priyomy-realizatsii-regionalnogo-komponenta-v-izuchenii-istorii-v-shkole?ysclid=lmughjwxqn884594994 (дата обращения: 19. 07. 2023).

2. Быстрова, Н.В. Проблемное обучение в современном образовании / Н.В. Быстрова, С.А. Зиновьева, Е.В. Филатова. - Текст : электронный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. -№ 67-1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problemnoe-obuchenie-v-sovremennom-obrazovanii-1 (дата обращения: 12.08.2023).

3. Гончаров, А.М. Использование литературно-художественных образов на уроках истории как средство формирования положительной мотивации школьников / А.М. Гончаров. - Текст : электронный // Инфоурок : ведущий образоват. портал России. - URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-literaturnohudozhestvennih-obrazov-na-urokah-istorii-kak-sredstvo-formirovaniya-polozhitelnoy-motivacii-shkolnikov-1535180.html (дата обращения: 24.07.2023).

4. Груздова, О.С. Краеведение в школе как компонент исторического образования / О.С. Груздова. -Текст : электронный // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведенья - 2015. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kraevedenie-v-shkole-kak-komponent-istoricheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 12.08.2023).

5. Исрафилова, Г. О сущности понятия «нестандартный урок» / Г. Исрафилова, К. Тебриз. - Текст : электронный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-suschnosti-ponyatiya-nestandartnyy-urok (дата обращения: 16.09. 2023).

6. Ковпак, Л.А. Использование краеведческого материала на уроках истории и литературы / Л.А. Ковпак, Т.В. Шолохова. - Текст : электронный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сент. 2016 г.). - Самара : АСГАРД, 2016. - С. 37-39. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10988/ (дата обращения: 21.09.2023).

7. Мысливцева, З.А. Использование краеведенья на уроках истории / З.А. Мысливцева. - Текст : электронный // Мультиурок : образоват. проект. - URL: https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-kraevedeniia-na-urokakh-istorii.html (дата обращения: 24.06.2023).

8. Панько, Л.И. Методы и приёмы использования исторических источников в качестве эффективного средства формирования умений учащихся на примере исторического краеведенья / Л.И. Панько. - Текст : электронный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - № 4-2. - С. 237-240. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priyomy-ispolzovaniya-istoricheskih-istochnikov-v-kachestve-effektivnogo-sredstva-formirovaniya-umeniy-uchaschihsya-na/viewer (дата обращения: 19.09.2023).

9. Груздова, О.С. Краеведение в школе как компонент исторического образования / О.С. Груздова. -Текст : электронный // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2015. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kraevedenie-v-shkole-kak-komponent-istoricheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 12.08.2023).

10. Черкасов, А. С. Методы и приёмы работы с историческими источниками и исторической картой при изучении темы «Великая Отечественная война 1941-1945» / А.С. Черкасов. - Текст : электронный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 6-1. - С. 206-209. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priyomy-raboty-s-istoricheskimi-istochnikami-i-istoricheskoy-kartoy-pri-izuchenii-temy-velikaya-otechestvennaya-voyna-1941-1945/viewer (дата обращения: 11.07.2023).

11. Шадринская старина. Вып. 18. 2010 : краевед. альм. / сост. и отв. ред. С. Б. Борисов. - Шадринск, 2010. - 61 с. - Текст : непосредственный.

12. Шадринская старина. Вып. 3. 1995 : краевед. альм. / отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск : ШГПИ, 1995. - 226 с. - Текст : непосредственный.

13. Шадринская старина. Вып. 12. 2004 : краевед. альм. / сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск : Исеть, 2005. - 88 с. - Текст : непосредственный.

14. Шадринская старина. Вып. 20. 2012 : краевед. альм. / сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск : ШГПИ, 2012. - 159 с. - Текст : непосредственный.

15. Шадринская старина. Вып. 22. 2014 : краевед. альм. / сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск : Шадринское общество краеведов, 2014. - 191 с. - Текст : непосредственный.

16. Шадринская старина. Вып. 26. 2018 : краевед. альм. / сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск : Исеть, 2018. - 80 с. - Текст : непосредственный.

17. Шадринская старина. Вып. 27. 2019 : краевед. альм. / сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2019. - 249 с. - Текст : непосредственный.

18. Шадринская старина. Вып. 29. 2021 : краевед. альм. / сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2021. - 282 с. - Текст : непосредственный.

Учёные записки Шадринского государственного педагогического университета 2023. № 2(2)

19. Шадринская старина. Вып. 30. 2022 : краевед. альм. / сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2022. - Текст : непосредственный.

20. Шадринская старина. Вып. 9. 2001 : краевед. альм. / сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск : Исеть, 2001. - 81 с. - Текст : непосредственный.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.Д. Мехнина, студентка гуманитарного института, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: mehnina.e@mail.ru.

Н.Ф. Чипинова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и права, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: chipinovanf@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.D. Mehnina, Undergraduate Student, Humanities Institute, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: mehnina.e@mail.ru.

N.F. Chipinova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of History and Law, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: chipinovanf@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.