Применение активных методов обучения английскому языку для повышения мотивации студентов неязыковых вузов
Нейман Власта Леонидовна,
лингвист-переводчик, преподаватель кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ E-mail: vlastaneiman@gmail.com
В статье обосновывается необходимость повышения мотивации студентов неязыковых вузов в процессе обучения англий -скому языку. Рассмотрена роль дополнительных языковых навыков в формировании молодых востребованных конку рентоспособных специалистов. Приведены рекомендации для более эффективной организации учебного процесса. Особое внимание в работе отведено рассмотрению проблем, с которыми сталкивается учащийся в процессе изучения дисципли -ны «Иностранный язык» и предложены рабочие способы их решения. Предпринята попытка выявить способы повышения мотивации у студентов неязыковых высших учебных заведе ний. В статье делается вывод о значимости роли преподава теля в развитии и поддержании мотивации студентов. Уделено внимание роли преподавателя вуза в становлении будущего профессионала. Выявлены и определены методы реализации комплекса мер по внедрению активных методов обучения ино странному языку на основе конкретных педагогических тех нологий. Предложены эффективные способы по улучшению качества образовательного процесса и повышения мотивации студентов неязыковых вузов с целью подготовки специалистов высокого уровня.
Ключевые слова: мотивация, обучение, английский, целепо-лагание, студент, преподаватель, вуз
о с
CJ
см о см
Актуальность темы данного исследования состоит в том, что вопросы мотивации и стремления студентов неязыковых вузов к обучению сто -ят довольно остро в рамках глобальной повестки современного образования. Как показывает практика, наличие желания учиться, эффективно усваивать знания, применять их на практике недоста точно для молодых людей, находящихся в начале своего профессионального пути.
В стремительно меняющихся условиях новой действительности образование должно отвечать требованиям и условиям рынка профессиональ ной деятельности, чутко реагировать на запро сы работодателей к навыкам и умениям молодых специалистов. В задачи неязыкового вуза входит не только необходимость предоставить обучающе муся весь требуемый комплекс знаний, но и воз можность в ходе обучения применить приобретен ные компетенции в «полевых условиях», подготовить начинающего специалиста к реалиям трудо вой деятельности, обучить основам коммуникации и плодотворного взаимодействия с социумом.
В рамках исследования были изучены и проанализированы литературные источники, обобщен и систематизирован практический педагогический опыт автора, выявлены и структурированы мето ды и концепции, направленные на повышение мотивации учащихся и улучшение качества получа емых знаний и навыков. Обзор ряда публикаций авторов, рассматривающих специфику формирования и актуализации мотивации, демонстрирует явную релевантность данной темы для исследо вателей в сфере современного образования и по требность в ее освещении с целью внести вклад в вопросы гармонизации и улучшения образова тельных процессов, в частности, в вопросы сти мулирования и поддержания интереса к изучению иностранного языка студентов неязыковых вузов.
В целях исследования проблематики мотивации целесообразно определиться с самим понятием «мотивация» и ее роли в поддержании интере -са к процессу обучения. Так, Т.Г. Дулинец отмечает, что одной из основных характеристик любой деятельности, в том числе и обучения, является мотивация, поэтому данная проблема относится к числу базовых в педагогике и психологии обу чения. В настоящее время акцент в деятельности педагога ставится на управление процессом об учения, это достаточно результативно возможно сделать через управление мотивацией учения, что представляется весьма существенным для дости жения успешности студентов в будущей профессиональной деятельности [1, с. 4].
Согласно В.К. Стародубцевой, мотивация -это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе. Она основывается на мотивах, под которыми имеются в виду кон -кретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. Если говорить о мотивации студентов, то она пред ставляет собой процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, ак тивному освоению содержания образования. В качестве мотивов могут выступать эмоции и стрем ления, интересы и потребности, идеалы и установ ки. Поэтому мотивы представляют собой сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора. Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. В.К. Стародубцева отмечает, что мотивы выступают движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению -это достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего про фессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах именно в учебно профессиональной деятельности студентов [2].
По мнению Н.А. Черновой, мотивация стимулирует, побуждает, организует и направляет обучающегося. Немотивированный студент просто не хочет учиться. Как показывает практика, в на чале занятий обучаемые полны энтузиазма отно сительно изучения иностранного языка. Они стараются запоминать новые слова, фразы, грам матические правила и полны уверенности, что смогут их свободно использовать в своей речи. Но в дальнейшем интерес к языку снижается. Студенты боятся делать ошибки в своей речи и чужой язык становится для них психологическим барьером. Поэтому перед преподавателем сто -ит важнейшая задача - создать такие психолого педагогические условия, при которых у студентов появится заинтересованность и желание изучать иностранный язык [3].
Обусловленность успешного обучения в после дующей активной профессиональной деятельно сти не подлежит сомнению. Не умаляя значимо сти интеллекта, следует акцентировать внимание и на мотивации, наличие которой в большой сте пени определяет перспективы обучения и даль нейшего профессионального развития.
Например, М.В. Буланова - Топоркова полагает, что способность человека достичь успеха в вы -бранной работе зависит от уровня его интеллекта. Ряд специалистов считают, что для каждой профессии существуют свои критические параметры интеллекта, поэтому люди с более низким интел -лектом успешно справиться с данной профессией не смогут. Но высокий коэффициент интеллекта
еще не гарантия профессионального успеха. [4, с. 277].
Б.Н. Гузанов отмечает, что важным аспектом профессионального становления студента вуза является формирование у него мотивации к профессиональной деятельности. Мотивация служит внутренней движущей силой профессионализа ции личности студента, его саморазвития и само реализации в профессиональной сфере. Обучение рабочей профессии направлено на овладение соответствующими компетенциями, однако его роль и место в процессе формирования профес сионально важных качеств могут быть более зна чимыми. [4, с. 7].
По мнению М.В. Булановой-Топорковой, профессиональная направленность как интегральная характеристика внутренней активности лич ности не может не оказывать влияния на уровень учебной мотивации студентов. Если профессиональная направленность представляет собой от ношение к избранной специальности, являющейся конечной целью обучения, то учебная мотива ция есть система отношений к различным аспек там учебного процесса, выступающего в качестве средства достижения конечной цели [4, с. 300].
Иными словами, неотъемлемой составляющей данного процесса является мотивация студента, заинтересованность в получении и реализации знаний.
В.К. Стародубцева приводит следующую клас -сификацию учебной мотивации студентов:
- познавательные мотивы (приобретение новых знаний и стать более эрудированным);
- широкие социальные мотивы (выражаются в стремлении личности самоутвердиться в об ществе, утвердить свой социальный статус че рез учение);
- прагматические мотивы (получать достойное вознаграждение за свой труд);
- профессионально ценностные мотивы (расши рение возможностей устроиться на перспек тивную и интересную работу);
- эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способ ностей и талантов);
- статусно позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение или об щественную деятельность, получить призна ние окружающих, занять определенную долж ность);
- коммуникативные мотивы; (расширение круга общения посредством повышения своего ин теллектуального уровня и новых знакомств) [6]. Н.Б. Смирнова отмечает, что отобранный учеб -
ный материал должен быть достаточен для фор мирования навыков составления деловой доку ментации различного назначения и содержания. Оптимальным решением представляется выделить три вида документов, навыки работы с кото рыми необходимы каждому человеку. Это документы, связанные с:
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
- трудоустройством (резюме, заявление о прие -ме на работу, мотивационное письмо),
- услугами банковской сферы,
- бронированием билетов на транспортные средства, мест в гостиницах,
- анкеты, таможенные декларации, миграционные карты.
В пределах ограниченности часов на изучение иностранного языка студентами неязыковых специальностей, необходимо обращаться к наиболее распространенным видам документов:
- письмо-запрос,
- письмо предложение,
- письмо подтверждение, письмо жалоба,
- справки, служебные записки, меморандумы. Итак, формируя навыки работы с документацией на иностранных языках у студентов неязыковых вузов, мы выбираем три наиболее професси онально значимые коммуникативно- речевые ситуации:
- зарубежную командировку,
- документы, необходимые для трудоустройства,
- документы при заключении сделки по продаже/ получению товара [7, с. 277].
Поскольку работа с деловой документацией на английском языке зачастую подразумевает на выки использования специальных речевых клише и особых структур оформления подобного рода бумаг, на занятиях со студентами неязыковых вузов важно не только разбирать данные формулировки и спецификации, но и уделять значительное внимание работе с грамматикой, поскольку, как показывает практика, студенты довольно часто не осознают в полной мере необходимость владе ния такими навыками при работе с документаци ей.
По мнению Н.Б. Смирновой, основными задачами при обучении студентов навыкам составле -ния и работы с деловой документацией на английском языке целесообразно выбрать:
- расширение словарного запаса студентов-нелингвистов деловой лексикой, фразами клише;
- активизация знаний о видовременных формах английского глагола;
- ознакомление с разными типами деловых писем;
- ознакомление со стилем, структурными частя ми англоязычного делового письма;
- знакомство с правилами оформления английских деловых писем.
Обучая умению вести бизнес-переписку на ан -глийском языке студентов-нелингвистов, важно особенно ответственно отнестись к выбору тексто -вого материала:
- соответствие теме, „ - аутентичность,
= - коммуникативность,
~ - доступность содержания для языкового уровня сэ студентов.
■л На первых же занятиях следует ознакомить ^ студентов с требованием к стилю документации:
строгость, лаконичность, структурированность. Частые ошибки студентов - фамильярный или же чересчур авторитарный тон [7, с. 278].
Б.Н. Гузанов полагает, что профессионально -ценностные ориентации образуют специфическую систему ориентаций на конкретную организационно -технологическую деятельность и связаны с пони -манием социальной значимости будущей профессии, содержания организационно технологической деятельности, возможностью повышения квалификации по рабочей профессии с целью профессионального роста, самосовершенствования и са моутверждения. Профессиональные интересы представляют собой комплекс психических свой ств и состояний, проявляющихся в познавательной активности, направленной на организационно технологическую деятельность. [5, с. 28].
Научная оригинальность данного исследования заключается в выявлении ранее недостаточно изученных аспектов воздействия мотивации на изучение студентами неязыковых вузов ан глийского языка, что позволяет более глубоко понять и оценить рассматриваемую проблему. Полученные и проанализированные данные помогли выявить определенные закономерности в обуче нии, и предложить новые методические подходы в сфере изучения и обучения иностранному языку студентов-нелингвистов.
В задачи исследования структуры мотивации в изучении иностранного языка и особенностей целеполагания студентов в Финансовом университете при Правительстве РФ и Кубанском государственном университете в течение 2023-2024 г. входило лонгитюдное эмпирическое исследование, включающее анкетирование и тестирование 238 студентов с использованием методики для ди агностики учебной мотивации студентов (авторы методики - А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой [8]). Проведенный в 2023 г. опрос студентов 1 и 2 курсов, обучающихся по направле -ниям «Экономика» и «Менеджмент», выявил вы -сокую вовлеченность в процесс изучения английского языка с целью продолжения обучения после окончания университета, трудоустройства в международные компании, с целью поиска работы в ряде российских организаций, требующих от со -искателей знаний английского языка на профес сиональном уровне с целью коммуникации с зарубежными коллегами, а также работы в сфере ин -формационных технологий (табл. 1).
Таблица 1. Целеполагание в изучении английского языка
№ Цель К-во %
1 Обучение для совершенствования языковых навыков 30 12.61
2 Трудоустройство в российские компании, требующие знания иностранного языка 55 23.11
3 Трудоустройство в международные компании 37 15.55
Окончание
№ Цель К-во %
4 Работа с информационными технологиями 18 7.56
5 Поступление в иностранные вузы 45 18.91
6 Коммуникация в сетевых ресурсах 28 11.76
7 Бытовая коммуникация 25 10.5
В некоторых случаях владение английским языком требовалось для сдачи международных экзаменов с целью последующего обучения в иностранных вузах.
Результаты исследования доминирующей мотивации в структуре целеполагания приведены в таблице 2.
Таблица 2. Диагностика учебной мотивации студентов [7]
№ Мотивация К-во %
1 Коммуникативные мотивы 93 39.08
2 Мотивы избегания 10 4.2
3 Мотивы престижа 48 20.17
4 Профессиональные мотивы 43 18.07
5 Мотивы творческой самореализации 17 7.14
6 Учебно-познавательные мотивы 19 7.98
7 Социальные мотивы 8 3.36
Как видно из таблицы, для студентов мотивы престижа и профессиональной реализации являются важнейшими, что корреспондирует с результатами изучения целеполагания.
Исследование показало, что в ходе обучения студентов возникают такие проблемы, как:
- низкий уровень сформированности речевых навыков, а именно диалогической и моноло гической речи даже на элементарном уровне; проблемы с восприятием устной речи на слух (19%);
- трудности, связанные с составлением письмен ных текстов разного формата и объема (11%);
- чувство неуверенности в ходе обобщения и ре зюмирования изучаемого материала (текста, презентации, новостей профильной направлен ности на английском языке и т.п.) (28%);
- сложности в освоении базовых грамматических структур и применении их на практике (15%);
- проблемы, связанные с выполнением заданий по аудированию, усвоению и дальнейшей пере -работки прослушанного материала (27%). Ниже приведена сводная таблица с результатами опроса, проведенного в 2024 г. среди тех же групп студентов 2 и 3 курсов, что участвовали в исследовании 2023 года, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент (всего 238 респондентов). Это позволило отследить динамику изменений их целеполагания. На этом этапе было опрошено 236 человек, два студента ранее были отчислены. Количество опрошенных на разных этапах эксперимента находится в пре
делах статистической достоверности (ошибка чис ленности выборок составляет около 1%) (табл. 3).
Таблица 3. Распределение целеполагания студентов в изучении английского языка (2024 год)
№ Цель К-во %
1 Обучение для совершенствования языковых навыков 33 13,98
2 Трудоустройство в российские компании, требующие знания иностранного языка 31 13,14
3 Трудоустройство в международные компании 25 10,59
4 Работа с информационными технологиями. 58 24,58
5 Поступление в иностранные вузы. 36 15,25
6 Коммуникация в сетевых ресурсах 34 14,41
7 Бытовая коммуникация 19 8,05
Как видно из результатов, современный цифровой мир обуславливает необходимость совершенствования языковых навыков для деятельности в информационно - технологической сфере для каждого четвертого студента.
Результаты исследования доминирующей мотивации в структуре целеполагания приведены в табл. 4, 5.
Таблица 4. Диагностика учебной мотивации студентов
№ Мотивация К-во %
1 Коммуникативные мотивы 92 38,98
2 Мотивы избегания 9 3,82
3 Мотивы престижа 48 20,34
4 Профессиональные мотивы 43 18,22
5 Мотивы творческой самореализации 17 7,2
6 Учебно-познавательные мотивы 19 8,05
7 Социальные мотивы 8 3,39
Таблица 5. Учебно-методические ожидания студентов в контексте приобретения и совершенствования языковых навыков
№ Ожидания К-во %
1 Качество изучаемого контента 204 85,7
2 Учебное моделирование 24 10,1
3 Навыки оформления деловой корреспонденции 57 23,95
4 Общение внеучебное 19 7,98
5 Переводы разговорной речи из видеоматериалов 64 26,89
6 Ведение переговоров с зарубежными коллегами 90 37,8
7 Участие в профессиональных форумах и семинарах, проведение тренингов на английском языке 85 35,7
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
Полученные результаты указывают на сниже ние, либо недостаточный уровень учебной мо тивации у студентов. Эта тенденция возникает вследствие отсутствия закрепленных навыков ре ального диалогического общения и работы с письменными источниками на иностранном языке, что свидетельствует о несовершенстве учебных про грамм и далеко неполном использовании эффективных дидактических приемов. Следователь но, очевидна направляющая роль преподавате ля, который должен не только совершенствовать свой педагогический арсенал, но и способство вать поддержанию стремления студентов учить ся, получать, анализировать и систематизировать полученные знания, уметь применять их на прак тике. Важно положительное подкрепление даже за небольшие успехи на пути усвоения материала, демонстрация широты и возможности искусства владения иностранным языком как в профессио нальной деятельности, так и в повседневной жиз ни. Умение общаться на английском языке, получать и перерабатывать новую информацию, без сомнения, пригодится учащемуся и в других сфе -рах жизни, косвенно связанных с предполагае -мым местом будущей работы.
В ходе проведенных опросов (разрешалось де лать многочисленные выборки) выяснилось, что для эффективного обучения английскому языку 85,7% студентам важно качество контента изучае -мого материала, а именно разнообразие заданий, связанных с развитием устной (диалогической и монологической речи, аудирования), (например, обсуждение экономических новостей, видеороли ков с сюжетами на профильные темы, составле -ние и презентация диалогов с включением про фессиональной лексики).
Каждый десятый из опрошенных студентов отметил, что эффективным приемом в изучении ан глийского языка и дальнейшего его применения на практике является моделирование на занятиях ситуаций, связанных с экономической направлен ностью, либо ситуации, которые могут возникать в рамках текущих рабочих процессов, связанных как с решением практических задач, так и в сфере постановок целей и управления коллективом.
Большинство обучающихся осознают, что умение эффективно коммуницировать на работе и осуществлять деловую переписку на английском языке имеет первостепенное значение. Более половины обучающихся понимают целесоо бразность овладения аспектами устной и пись менной речи, профессиональной терминологии, однако 18% опрошенных студентов полагают, что изучение иностранного языка не является для них приоритетным и концентрируются на изучении профильных дисциплин. Это, безусловно, важно ] для становления студента как будущего профес с= сионала, однако следует понимать, что не уделять ~ внимание изучению иностранного языка - боль-^ шая ошибка. Кроме того, 23,9% учащихся полага-~ ют, что полезным для них навыком также являет-ав ся работа с документацией на иностранном языке,
работа с упражнениями, нацеленными на разви тие и закрепление навыков письменного делового общения (например, деловая корреспонденция, составление резюме и сопроводительных писем, аннотаций к научным работам и т.д.), разбор клю -чевых фраз и формулировок, необходимых для оформления и заполнения деловых бумаг (кон трактов, счет фактур, различных форм бухгалтер ской отчетности, технической спецификации, материалов для тестирования кандидатов на различ -ные должности и прочее).
Соответственно, представляется целесообраз ным включать разбор подобной документации в процесс обучения, либо дополнять его соответствующими материалами.
Практическая значимость изучаемого аспекта очевидна: современный динамичный мир предъявляет высокие требования к качеству обучения и возможностям дальнейшего применения полученных навыков и знаний на практике. Расширение границ взаимодействия в разных видах деятельности наряду с профессиональными умениями требует от многих молодых специали стов и знания английского языка как языка меж дународного общения. Зачастую владение иностранным языком открывает новые возможности не только в области приложения своих навыков, но и в соответствующем материальном поощре нии, что является заманчивым и весомым аргу ментом в пользу выбора определенного направле ния деятельности или соответствующей вакансии.
В заключение следует отметить, что английский язык сегодня - это язык международного об щения и деловой документации, многие современ -ные программы и инструкции составлены на ан -глийском. Зачастую нежелание учащихся осваивать иностранный язык, разбираться в граммати ческих хитросплетениях, нехватка терпения в си туации, связанной с изучением большого массива новой лексики, является следствием недостаточного объема изучаемого материала в школе, ма лой вариативностью методических подходов, от носительно невысокими требованиями к уровню полученных знаний, а также отсутствие экзамена по английскому языку.
Немаловажным аспектом являются желание и способность осуществлять преемственность между знаниями, получаемыми во время обуче ния, с последующей профессиональной реализацией. Адаптация студента как будущего специа -листа является важным мотивационным аспектом и способствует формированию у обучающегося понимания роли обучения в его становлении в ка честве квалифицированного работника. Следует понимать, что учеба - это сложный, не всегда приятный, монотонный процесс, требующий ответ ственности, сосредоточенности, усердия и упор ства. Думается, что одной из задач преподавателя вуза как наставника и старшего товарища долж но стать построение такого типа взаимодействия со студентами, чтобы последние видели в педа гоге опору, поддержку, человека, указывающего
правильное направление, основанное на опыте и искреннем желании помочь. Такое отношение, разумеется, не исключает требований к соблюде нию дисциплины, своевременной сдаче необходи мых работ, посещения семинаров и лекций, каче -ственной подготовки к сдаче зачетов и экзаменов.
Студент, выбравший обучение в конкретном вузе, стремится самоутвердиться в социуме, полу чив признание своих профессиональных и личных достоинств, реализоваться как высококлассный специалист и выйти на новый уровень взаимодействия с коллегами по работе. Задача преподавате -ля вуза - оказать содействие студенту в обучении и самореализации, стать наставником и старшим товарищем. Большой смысл на данном этапе приобретает готовность преподавателя не только де -литься знаниями и требовать их усвоения, работы на семинарах и лекциях, сдачи зачетов и экзаме -нов, но также быть примером для молодого поколения, относиться к учащимся с уважением, оказывать поддержку и консультации на разных этапах обучения.
В данном контексте уместно процитировать Б.Н. Гузанова: «Мотивация студентов к профессиональной деятельности выражается в стрем лении к приобретению знаний, в осознанном вы полнении поставленных учебных задач, в желании стать квалифицированным конкурентоспособным специалистом» [5, с. 31].
Литература
1. Дулинец, Т.Г. Исследование учебной мотивации студентов / Т.Г. Дулинец, А.С. Захарова. -Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. - 2017. - № 2 (8). - С. 4-6. - URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/1975/ (дата об -ращения: 17.03.2024).
2. Стародубцева В.К. Мотивация студентов к об учению// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6; URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=15617 (дата обращения: 16.03.2024).
3. Чернова Н.А. Формирование мотивации студентов колледжа к изучению иностранного языка через внеаудиторную деятельность // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psy-chology.snauka.ru/2014/11/3926 (дата обраще -ния: 17.03.2024).
4. Буланова Топоркова М.В. Педагогика и психо логия высшей школы: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 544 с.
5. Гузанов Б. Н., Кривоногова А.С. Профессиональная мотивация студентов вуза в процес се интегрированного производственного об учения [Электронный ресурс]: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун -та, 2016. 222 с. ISBN 978-5-8050-0612-9. URL: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/20933 (дата обращения: 21.03.2024).
6. Стародубцева В.К. Мотивация студентов к об -учению// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6; URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=15617 (дата обращения: 16.03.2024).
7. Смирнова Н.Б. Шарова С.Н. Обучение деловому письму студентов неязыковых вузов// Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 1А. С. 276-283. DOI: 10.34670/AR.2019.44.1.055 (дата обращения: 21.03.2024).
8. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. -Улан -Удэ, 2004. С. 151-154 (дата обращения: 15.01.2023).
APPLICATION OF ACTIVE ENGLISH TEACHING METHODS TO INCREASE THE MOTIVATION OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITY STUDENTS
Neiman V.L.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The article substantiates the need to increase the motivation of students at non -linguistic universities in the process of teaching Eng -lish. The role of additional language skills in the formation of young, in -demand competitive specialists is considered. Recommendations are given for more effective organization of the educational process. Particular attention in the work is given to the consideration of the problems that students encounter in the process of studying the dis cipline "Foreign Language" and working methods for solving them are proposed. An attempt has been made to identify ways to in -crease motivation among students of non -linguistic higher educational institutions. The article concludes about the importance of the role of the teacher in the development and maintenance of student motivation. Attention is paid to the role of a university teacher in the development of a future professional. Methods for implementing a set of measures to introduce active methods of teaching a foreign language based on specific pedagogical technologies have been identified and defined. Effective methods have been proposed to improve the quality of the educational process and increase the motivation of students at non -linguistic universities in order to train high level specialists.
Keywords: motivation, teaching, English, target setting, student, teacher, university
References
1. Dulinets, T.G. Study of educational motivation of students / T.G. Dulinets, A.S. Zakharova. - Text: direct // Higher school pedagogy. - 2017. - No. 2 (8). - P. 4-6. - URL: https://moluch. ru/th/3/archive/55/1975/ (access date: 03.17.2024).
2. Starodubtseva V.K. Students' motivation for learning//Modern problems of science and education. - 2014. - No. 6; URL: http:// www.science -education.ru/ru/article/view?id=15617 (access date: 03.16.2024).
3. Chernova N.A. Formation of motivation of college students to study a foreign language through extracurricular activities // Psy -chology, sociology and pedagogy. 2014. No. 11 [Electronic resource]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/11/3926 (date of access: 03.17.2024).
4. Bulanova-Toporkova M.V. Pedagogy and psychology of higher school: textbook. Rostov n/a.: Phoenix, 2002. 544 p.
5. Guzanov B. N., Krivonogova A.S. Professional motivation of university students in the process of integrated industri al training [Electronic resource]: monograph. Ekaterinburg: Publishing house Ros. state prof.-ped. Univ., 2016. 222 p. ISBN 978-5-8050-0612-9. URL: http://elar.rsvpu.ru/han-dle/123456789/20933 (access date: 03/21/2024).
6. Starodubtseva V.K. Students' motivation for learning//Modern problems of science and education. - 2014. - No. 6; URL: http://
сз о
CO
-a
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
www.science -education.ru/ru/article/view?id=15617 (access date: 03.16.2024).
7. Smirnova N.B. Sharova S.N. Teaching business writing to stu -dents of non - linguistic universities // Pedagogical Journal. 2019. T. 9. No. 1A. pp. 276-283. DOI: 10.34670/AR.2019.44.1.055 (access date: 03.21.2024).
8. Methodology for diagnosing educational motivation of students (A.A. Rean and V.A. Yakunin, modification by N. Ts. Badmae -va) / Badmaeva N. Ts. The influence of motivational factors on the development of mental abilities: Monograph. - Ulan-Ude, 2004. P. 151-154 (access date: 01.15.2023).
o d
u
CM
o
CM