Научная статья на тему 'Применение 3-D кадастра с временной составляющей в земельно-имущественных отношениях дорожного хозяйства'

Применение 3-D кадастра с временной составляющей в земельно-имущественных отношениях дорожного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
393
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГИС / геоинформационные системы / геоинформационные системы автомобильных дорог / кадастр / кадастр недвижимости / кадастр автомобильных дорог / 3D-кадастр / автомобильные дороги / транспортная инфраструктура / GIS / geographic information system / GIS for road and highway management / cadastre / real estate cadastre / road cadastre / 3D cadastre / roads / highways / road infrastructure

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калачёва Нина Игоревна, Филиппов Владислав Геннадьевич

В статье обсуждаются концепции 3D-и 4D-кадастров, позволяющие повысить эффективность управления недвижимым имуществом в условиях плотной городской застройки, в местах пересечения коммуникаций и объектов транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of 3D cadasters with temporal component in land and property relations of road industry

The article discusses the conception of 3D and 4D cadastres, which allows to increase the efficiency of the real estate management in high urban density conditions and on spots of intersections of communication lines and transportation infrastructure objects.

Текст научной работы на тему «Применение 3-D кадастра с временной составляющей в земельно-имущественных отношениях дорожного хозяйства»

В статье обсуждаются концепции 3D- и 4D-кадастров, позволяющие повысить эффективность управления недвижимым имуществом в условиях плотной городской застройки, в местах пересечения коммуникаций и объектов транспортной инфраструктуры.

Принятый в нашей стране порядок кадастрового учёта основан на представлении сведений об объектах на плоской (двумерной) кадастровой карте, не допускающей взаимного перекрытия земельных участков и объектов недвижимости. В действительности же большое количество реальных объектов пересекаются в двумерной проекции на карту. Это метро, подземные и воздушные коммуникации, нависающие над дорогой дома и пр. Частично вопросы совместного использования земли и пространства над и под

а)

ней могут быть сняты с помощью сервитутов. Однако более современный подход заключается в переходе к учёту не плоских участков земли, а трёхмерных частей пространства, будь то на земле или под ней. Такой подход был назван 3D-кадастром. В целом он позволяет:

■ повысить оперативность и обоснованность принятия решений в области земельно-имущественных отношений;

■ повысить устойчивость комплексного управления системой объектов;

б)

Рис. 1. Возможности 3-D кадастра при регистрации: а) вид участка на поверхности; б) вид участка в разрезе

ГИС

а) Надземный пешеходный переход

б) Трубопроводы

Рис. 2. Объекты, нуждающиеся в 3-D регистрации с временной составлящей

■ повысить прозрачность и справедливость налогообложения недвижимого имущества;

■ создать более благоприятные условия для инвестирования в сферу земельно-кадастровых отношений;

■ повысить гарантии прав владельцев недвижимости;

■ сократить сроков судопроизводства;

■ повысить актуальность сведений.

Необходимость в трехмерных кадастрах обусловлена появлением сложных площадей застройки, наземной, подземной, надземной инфраструктуры, поэтому общепринятые существующие плоские, двумерные системы кадастрового учета не обеспечивают возможность в полной мере регистрировать и ставить на ГКУ недвижимость частных и государственных лиц (рис. 1). Регистрация недвижимости и прав на нее в трехмерном измерении позволит вести учет недвижимого имущества не только на нулевом уровне.

Необходимость 3D-кадастрах можно ощутить при регистрации объектов недвижимости таких как (рис. 1,2):

■ подземные конструкции: подземные парковки, гаражи (рис. 1б);

■ подземная инфраструктура: линии метро;

■ сооружения, находящиеся один над другим (рис. 2а);

■ многоэтажные дома (рис. 2в);

■ подземные инженерные объекты: канализация, кабели и т.п. (рис. 2б);

■ горные выработки [1].

а) Надземный пешеходный переход.

б) Трубопроводы.

в) Здание, нависающее над дорогой [3].

На сегодняшний день 3D-кадастр используется и применяется в 24 странах Евросоюза. Обоснованность перехода к трёхмерному представлению объектов и его применения продиктована возросшей потребностью в современной актуализации сведений, которые будут отражены на цифровых топографических планах территории страны.

Дальнейшим развитием концепции 3D-кадастра является «3D-кадастр

в) Здание, нависающее над дорогой

с временной составляющей» или 4D-кадастр. 4D-кадастр позволяет видеть изменения, связанные с объектом недвижимости не только в настоящем времени, но и на протяжении всего времени его существования. Необходимость создания 4D-кадастра обусловлена, прежде всего, предотвращением потерь данных за все время использования земельного участка. И, главное, обеспечивает регистрацию участков, сохраняя исходные данные о конфигурации, площади и рельефа [2].

Эти изменения могут повлиять не только на конкретный земельный участок, но и на прилегающие к нему объекты, тем самым он не может быть интерпретирован в изоляции от смежных объектов недвижимого имущества.

Подобные изменения в учете объектов недвижимого имущества продиктованы прежде всего необходимостью устойчивого комплексного управления системой объектов. Это позволит рассматривать любой земельный уча-

ГИС

сток с позиции базовой единицы для доступа и контроля и принятия решений по вопросам планирования землепользования, застройки и обслуживания инфраструктуры, оптимального сбора налогов и улучшения инвестиционного климата страны.

Для эффективного управления объектами дорожного хозяйства на сети федеральных автомобильных дорог последовательно создаются ГИС автомобильных дорог, включающими в себя высокоточную 3D-модель дороги. Эта 3D-модель дороги могла бы войти в единый российский 3D-кадастр.

Несколько в более простом виде 3D-карты дорог уже существуют в Европе; они включают в себя все классы дорог общей протяженностью более 6 млн. километров на территории Германии, Франции, Италии, Испании, Австрии, Великобритании, Ирландии, Голландии, Бельгии, Люксембурга, Дании, Чехии, Словении, Швейцарии и Португалии. В набор геопростран-ственных данных включены 3D-модели всех дорог, начиная от крупных шоссе и заканчивая небольшими городскими и проселочными дорогами по всей территории Западной Европы.

Применение 3D-кадастра на практике позволит упростить доступ к необходимой информации. Например, точная информация о месторасположении кабелей, трубопроводов и туннелей предоставляет возможность использовать данную информацию для управления (мероприятий по планированию) подземными слоями при проектировании автомобильных дорог [2]. Применение 3D и 4D позволяет выделить следующие функциональные возможности:

■ регистрировать 3D-информацию по правам (на какое пространство имеет право лицо) и по временной составляющей (срок пользования данным участком каждого правообладателя с момента образования данного объекта недвижимости);

■ установить и наладить связь с внешними базами данных, содержащими объекты, представляющие интерес для кадастра, постоянно отслеживая местоположение (объектов инфраструктуры, районов с загрязненной почвой, лесозащитных зон и т.д.);

■ использовать информацию об объектах для обеспечения полного учета особенностей объекта недвижимости при их регистрации или исправления допущенных ошибок (правовых) [1];

■ согласовать (в рамках формируемой Инфраструктуры пространственных данных РФ) электронный формат обмена данными между Росреестром и Росавтодором и осуществить систематический обмен данными с целью своевременной актуализации сведений: текущего состояния земельных участков под дорогами и придорожными полосами для Росавтодора; текущего состояния реестра автомобильных дорог РФ — для Росреестра. [4]

Поскольку в 3D-кадастре отображается не только наземная поверхность, но и подземная инфраструктура, то мы можем обладать точными данными о глубине закладки той или иной коммуникации. В 2D-представлении сложно показать многоуровневые объекты и определить, в чьей собственности находится определенное имущество. Такие возможности 3D-кадастра, безусловно, представляют собой огромный интерес для планирования и контроля производственно-хозяйственных работ в дорожном хозяйстве, сфере ЖКХ и т.п. Отличие 3D от 2D моделей состоит в применении 3-мерного пространственного анализа, который способствует принятию более объективных управленческих решений [5].

Рациональное развитие территории, безусловно, связано с системой эффективного налогообложения. При сформировавшейся устойчивой системе нормативно-правовых актов, сегодня возникает достаточно большое количество вопросов, на которые сможет ответить только 3D-кадастр. Все это обусловлено интенсивностью развития общества и предусматривает решение сложнейшей фискально-социальной задачи: необходимо сбалансировать интересы системы налогообложения и общие социальные задачи общества. Система 3D-кадастра раскрывает полноту пространственно-физических и юридических опций недвижимости. Ее главный ориентир — реализация новых процедур через преемственность предыдущих сформированных систем кадастра и регистрации.

Для юридического закрепления в нашей стране концепции 3D-кадастра необходимо будет ввести понятия «права собственности в трёхмерном пространством». Законодательство и гражданско-правовые отношения должны быть приведены в соответствие с возможностью обеспечения операций с 3-мерными правами. Концепция 3D-кадастра уже апробирована за рубежом и является реальной перспективой для России. 1

Литература:

1. Хайрудинова Н.Ш. Методологические основы внедрения 3-D кадастра

в Казахстане на примере зарубежных стран // автореферат диссертации на соискание акад. степ. магистра наук, г. Усть-Каменогорск, Казахстан, 2011, с. 5-9.

2. Бойков, В.Н.: Использование ГИС-технологий в жизненном цикле автомобильных дорог. / В.Н. Бойков и др. Изд-во: Вестник ТГАСУ. Томск, 2006, с. 125-131.

3. Elizarova, G., Sapelnikov, S., Vandysheva, N., Pakhomov, S., Oosterom, P., Vries, M., Stoter, J., Ploeger, H., Spiering, B., Wouters, R., Hoogeveen, A., Penkov, V. Russian-Dutch Project «3D Cadastre Modelling in Russia» // 3rd International Workshop on 3D Cadastres: Developments and Practices. - Shenzhen, China, 2012, p. 87-102.

4. Бойков В.Н., Скворцов А.В., Сарычев Д.С, Филиппов В.Г. Проблемы кадастра недвижимости федеральных автомобильных дорог // Мир дорог, 2011, № 57, октябрь, с. 22-25.

5. Бойков В.Н., Петренко Д.А., Понамарёв И.Н., Скворцов А.В. Оценка пространственной видимости с помощью 3D-моделирования // Дорожная держава, 2012, № 42, с. 19-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.