Совершенствование ГИС автомобильной дороги М-4 «Дон» Государственной компании «Автодор»
Шамраев Л.Г., начальник отдела диагностики и мониторинга состояния автомобильных дорог Государственной компании «Автодор» (г. Москва) Лигоцкий А.Н., руководитель проекта ОАО «Союздорпроект» (г. Москва)
Рассматривается опыт создания и эксплуатации ГИС автомобильной дороги М-4, предназначенной для управления различными инженерно-техническими и юридическими сведениями, в т.ч. данными инженерных изысканий, фото-и видеоинформацией, материалами лазерного сканирования, кадастровыми данными, материалами паспортизации и диагностики автомобильных дорог и искусственных сооружений.
С целью оптимизации принимаемых Государственной компанией инженерных и управленческих решений по автомобильной дороге М-4 «Дон» в 2012 году создана база дорожных данных на основе ГИС-технологий. В рамках данной работы выполнены:
■ рекогносцировка, аэрофотосъёмочные работы, исполнительная топосъёмка полосы отвода с применением технологии ГЛОНАСС, создана опорная планово-высотная геодезическая сеть вдоль автомобильной дороги М-4 «Дон», сформирована цифровая модель рельефа в границах придорожной полосы;
■ панорамная фото- и видеосъёмка автомобильной дороги, обследование и паспортизация искусственных сооружений, измерение интенсивности транспортных потоков в основных узлах автомобильной дороги;
■ комплекс кадастровых и земельных работ в придорожной полосе, инвентаризация земельных участков и объектов недвижимости;
■ составлен технический паспорт автомобильной дороги М-4 «Дон»;
■ сформирована база дорожных данных ГИС М-4, включающая результаты полевых и камеральных работ, а также данные обследований
предыдущих лет, результаты диагностики, инвентаризации, земельных работ, сведения об интенсивности, ДТП, объектах сервиса, дорожных работах, гарантийные паспорта.
Геоинформационная система установлена в Государственной компании (г. Москва), а также её территориальных подразделениях в городах Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар (рис.1).
Данная работа направлена на решение ряда практических задач, стоящих перед специалистами Государственной компании:
■ создание единой картографической основы и использование единой системы координат для
Рис.1. В рамках ГИС подготовлено 5 серверов, интегрируемых в имеющуюся сеть передачи данных ГК «Автодор»
технического учета дорог, разработки проектов, кадастровых планов и для территориальной привязки различных дорожных объектов.
■ учет изменений эксплуатационных показателей дороги при вводе участков нового строительства, устройстве примыканий, а также выбор различных вариантов прохождения трассы при проектировании;
■ решение проблем размещения объектов сервиса и придорожной инфраструктуры в полосе отвода;
■ создание опорной геодезической сети, которая в дальнейшем будет использована для координатной привязки всех работ на данной автомобильной дороге в т.ч. проектных и строительных работ, ввиду плохого состояния, а в некоторых районах-отсутствия государственной геодезической сети;
■ устранение дублирования изыскательских работ на всех этапах жизненного цикла дорог и дорожной инфраструктуры.
В качестве программного обеспечения базы данных используется программное обеспечение, идентичное ГИС «Росавтодора».
Головной сервер
i 3>|RAM 32Gb
RAID 0+1 БїЬ
xXeon 0
Win 2008 Server R2 x64 %
J MS SQL Server 2008 R2 x64
Сервер горячего резерва Гeопростронствeнноя база
Объем БД М -4 - 2 Tb
RAM 16 Gb RAID 1 8ïb xXeon Win 200S Server R2 x64 MS SQL Server 200S R2 x64 Объем БД M-4 -2 Tb
дорожных данных М-4 (в дальнейшем масштабирование -добавление М-1, М-3,...) Общее хранилище дорожных данных ГК «Автодор» -100% объёма базы
АРМы департамента АРМы департамента АРМы департамента АРМы департамента Дополнительные АРМы проектирования эксплуатации строительства земельных (другие отделы)
и тех.политики и безопасности д.д. Core ¡5 -2400, RAM 4Gb, отношений Core i5 -2400, RAM 4Gb,
Core iS -2400, RAM 4Gb, Core iS -2400, RAM 4Gb, video S12 Mb, video S12 Mb, video S12 Mb, HDD S00Mb SATA,
HDD S00Mb SATA, HDD S00Mb SATA, Windows Т,
Windows Т, Windows Т, IndorRoad 8
IndorRoad 8 IndorRoad 8
Core iS -2400, RAM 4Gb, video S12 Mb,
HDD S00Mb SATA, Windows Т, IndorRoad S
video S12 Mb, HDD S00Mb SATA, Windows Т, IndorRoad S
АРМы отдела АРМы отдела Дополнительные АРМы
эксплуатации строительства (другие отделы)
Core iS -2400, RAM 4Gb, Core iS -2400, RAM 4Gb, Core iS -2400, RAM 4Gb, video S12 Mb, video S12 Mb, video S12 Mb,
HDD S00Mb SATA, HDD S00Mb SATA, HDD S00Mb SATA, Windows Т, Windows Т, Windows Т,
IndorRoad S IndorRoad S IndorRoad S
Сервер «Воронеж»
RAM 32Gb RAID 0+1 8Tb lxXeon
Win 2008 Server R2 x64 MS SQL Server 2008 R2 x64 Объем БД М-4 -2 Tb
Геопространственная база дорожных данных М-4 100% объёма базы данных Репликация на Головной сервер 1 раз в неделю Репликация с серверами территориальных управлений 1 раз в неделю (Объем 100 МЬ]
<%£
АРМы отдела АРМы отдела Дополнительные АРМы
эксплуатации строительства (другие отделы)
Core iS -2400, RAM 4Gb, Core iS -2400, RAM 4Gb, Core iS -2400, RAM 4Gb, video S12 Mb, video S12 Mb, video S12 Mb,
HDD S00Mb SATA, HDD S00Mb SATA, HDD S00Mb SATA, Windows Т, Windows Т, Windows Т,
IndorRoad S IndorRoad S IndorRoad S
Серверы «Ростов», «Краснодар»
RAM 16Gb RAID 0+1 4Tb 1xXeon
Win 2008 Server R2 x64 MS SQL Server 2008 R2 x64 Объем БД М-4 -1 Tb
Гєопространственная база дорожных данных М-4 Донньіє только по участкам, обслуживаемым ТУ Репликация с сервером «Воронеж» 1 раз в неделю (Объем 100 Mb)
Рис.2. Структура информационной сети ГИС
Таким образом, ГИС хранит все типы дорожных данных и обеспечивает доступ к ним всех структурных подразделений Государственной компании, получение непротиворечивых данных о земельных участках полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги, а также данных, необходимых для формирования технических паспортов автомобильных дорог для целей государственной регистрации прав. Предусматривается ежесуточный обмен данными (репликация) между серверами.
Начальный объём базы данных ГИС составляет 2 терабайта. Ожидаемый прирост базы данных составит 1 терабайт в год (рис. 2).
Процедура ввода в промышленную эксплуатацию производилась поэтапно (рис. 3):
1. Согласование аппаратной платформы.
2. Согласование программного обеспечения ГИС.
3. Утверждение программы и методики испытаний.
4. Предварительные испытания.
5. Опытная эксплуатация.
6. Приёмочные испытания.
7. Приказ о вводе в промышленную эксплуатацию.
Результатом работы является внедрение гео-информационной системы по автомобильной дороге М-4 «Дон» в Государственной компании. Система содержит следующую информацию:
■ данные государственного кадастра недвижимости о координатах границ, площади и местоположении, частях и обременениях земельных участков полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги М-4 «Дон», сведения единого государственного реестра прав о зарегистрированных правах, копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, результаты натурного обследования, инвентаризационные планы и ведомости по земельным участкам полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги М-4 «Дон»;
■ анализ состояния и комплексное управление инфраструктурой дороги;
■ подробный план автомобильной дороги, полосы отвода и придорожной полосы в масштабе 1:2000 с повышением точности в границах полосы отвода до 1:500.
Внедрение геоинформационной системы позволило:
■ получить мгновенный доступ к сведениям о текущем, прошедшем и будущем (проектном) состояниях дороги;
■ проанализировать положение земельных участков на едином плане при согласовании работ, просмотреть панорамную фото- и видеосъёмку автомобильной дороги для оценки реального состояния автомобильной дороги и объектов инфраструктуры, находящихся в придорожной полосе;
Акт приёмки в опытную эксплуатацию (2.3.1 ГОСТ, п.2 прил 2 РД)
Акт о завершении опытной эксплуатации и допуске к приёмочным испытаниям (3.3 ГОСТ)
Отладка и тестирование, ознакомление персонала с документацией (1.9 ГОСТ 34.603-92)
Программа и методика предварительных испытаний (1.5, 2.2.2, 2.3.2 ГОСТ) ► Приказ о проведени испытаний (~ п.6 при и предварительных л. 2 РД 50-34.698.90)
Предварительные испытания (раздел 2 ГОСТ)
Приказ о начале опытной эксплуатации (п.4 прил. 2 РД)
1 '
Опытная эксплуатация (раздел 3 ГОСТ)
і
Декларация о готовности к предварительным испытаниям, ведомость ознакомления персонала с документацией
Протокол предварительных испытаний (2.3.1 ГОСТ, п.7 прил 2 РД)
Рабочий журнал опытной эксплуатации (3.2 ГОСТ)
Приказ о проведении приёмочных испытаний
Акт о приёмке в промышленную эксплуатацию (4.10 ГОСТ)
'
Приёмочные испытания (раздел 4 ГОСТ)
і
испытаний (2.3.1 ГОСТ)
Приказ о приёмке в промышленную эксплуатацию
■ сформировать подробный план автомобильной дороги, полосы отвода и придорожной полосы;
■ получить данные государственного кадастра недвижимости о координатах границ, площади и местоположении, частях и обременениях земельных участков полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги М-4 «Дон», сведения единого государственного реестра прав о зарегистрированных правах, копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, результаты натурного обследования, инвентаризационные планы и ведомости по земельным участкам полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги М-4 «Дон»;
■ по результатам высокоточного лазерного сканирования получить трёхмерные компьютерные модели для планирования новой схемы дорог и их ремонта, для оценки маршрутов перевозки негабаритных грузов и управления инфраструктурой.
В соответствии с договором на автомобильной дороге М-4 развёрнута система для управления инженерными данными в течение всего жизненного цикла. В настоящее время унифицированы координатная система, форматы сбора и хранения данных, система наполнена актуальными данными.
Развёрнутое программное обеспечение ГИС позволяет выполнять базовые
информационно-запросные и аналитические операции.
Данные в БД ГИС хранятся в стандартных форматах, а сама ГИС предоставляет открытый интерфейс для доступа к данным и создания дополнительных прикладных модулей.
После передачи базы данных ГИС МЧ в опытную эксплуатацию предусматривается дальнейшее сопровождение базы дорожных данных. Данная работа будет заключаться в актуализации всех типов дорожных данных (данные изысканий и проектирования, кадастровые данные, данные диагностики дорог и технического состояния искусственных сооружений, данные исполнительных съёмок при выполнение работ по техническому надзору и строительному контролю, данные по истории движения имущества, отслеживание хода исполнения договоров и др.); в обеспечении оперативного доступа к единому информационному пространству с регламентированными правами доступа всех структурных подразделений Заказчика и своевременном предоставлении непротиворечивых данных для формирования отчётов, включая:
■ технический анализ состояния автомобильных дорог, уровня безопасности дорожного движения, целевых показателей Программы деятельности государственной компании;
■ состояние недвижимого имущества, в том числе земельных участков в рам-
Рис. 3. Порядок ввода ГИС в эксплуатацию
ках заключаемых договоров аренды, субаренды, соглашений о сервитутах, иным договорам;
■ учёт и регистрацию недвижимого имущества, в том числе земельных участков;
■ оперативную, достоверную и полную информацию на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки;
■ подготовку презентационных материалов. й