Научная статья на тему 'Совершенствование ГИС автомобильной дороги М-4 «Дон» Государственной компании «Автодор»'

Совершенствование ГИС автомобильной дороги М-4 «Дон» Государственной компании «Автодор» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
375
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИС / геоинформационные системы / геоинформационные системы автомобильных дорог / автомобильные дороги / транспортная инфраструктура / GIS / geographic information system / GIS for road and highway management / roads / highways / road infrastructure

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шамраев Леонид Георгиевич, Лигоцкий Александр Николаевич

Рассматривается опыт создания и эксплуата ции ГИС автомобильной дороги М-4, предназна ченной для управления различными инженер но-техническими и юридическими сведениями, в т.ч. данными инженерных изысканий, фото и видеоинформацией, материалами лазерного сканирования, кадастровыми данными, мате риалами паспортизации и диагностики авто мобильных дорог и искусственных сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шамраев Леонид Георгиевич, Лигоцкий Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving of GIS of road M-4 Don of Russian Highways State Company

The article considers an experience of creation and usage of GIS of road M-4, intended for management of legal, engineering and technical information, including engineering survey data, photoand video information, cadastral information, laser scanning data as well as roads and engineering structures inventory and diagnostic results.

Текст научной работы на тему «Совершенствование ГИС автомобильной дороги М-4 «Дон» Государственной компании «Автодор»»

Совершенствование ГИС автомобильной дороги М-4 «Дон» Государственной компании «Автодор»

Шамраев Л.Г., начальник отдела диагностики и мониторинга состояния автомобильных дорог Государственной компании «Автодор» (г. Москва) Лигоцкий А.Н., руководитель проекта ОАО «Союздорпроект» (г. Москва)

Рассматривается опыт создания и эксплуатации ГИС автомобильной дороги М-4, предназначенной для управления различными инженерно-техническими и юридическими сведениями, в т.ч. данными инженерных изысканий, фото-и видеоинформацией, материалами лазерного сканирования, кадастровыми данными, материалами паспортизации и диагностики автомобильных дорог и искусственных сооружений.

С целью оптимизации принимаемых Государственной компанией инженерных и управленческих решений по автомобильной дороге М-4 «Дон» в 2012 году создана база дорожных данных на основе ГИС-технологий. В рамках данной работы выполнены:

■ рекогносцировка, аэрофотосъёмочные работы, исполнительная топосъёмка полосы отвода с применением технологии ГЛОНАСС, создана опорная планово-высотная геодезическая сеть вдоль автомобильной дороги М-4 «Дон», сформирована цифровая модель рельефа в границах придорожной полосы;

■ панорамная фото- и видеосъёмка автомобильной дороги, обследование и паспортизация искусственных сооружений, измерение интенсивности транспортных потоков в основных узлах автомобильной дороги;

■ комплекс кадастровых и земельных работ в придорожной полосе, инвентаризация земельных участков и объектов недвижимости;

■ составлен технический паспорт автомобильной дороги М-4 «Дон»;

■ сформирована база дорожных данных ГИС М-4, включающая результаты полевых и камеральных работ, а также данные обследований

предыдущих лет, результаты диагностики, инвентаризации, земельных работ, сведения об интенсивности, ДТП, объектах сервиса, дорожных работах, гарантийные паспорта.

Геоинформационная система установлена в Государственной компании (г. Москва), а также её территориальных подразделениях в городах Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар (рис.1).

Данная работа направлена на решение ряда практических задач, стоящих перед специалистами Государственной компании:

■ создание единой картографической основы и использование единой системы координат для

Рис.1. В рамках ГИС подготовлено 5 серверов, интегрируемых в имеющуюся сеть передачи данных ГК «Автодор»

технического учета дорог, разработки проектов, кадастровых планов и для территориальной привязки различных дорожных объектов.

■ учет изменений эксплуатационных показателей дороги при вводе участков нового строительства, устройстве примыканий, а также выбор различных вариантов прохождения трассы при проектировании;

■ решение проблем размещения объектов сервиса и придорожной инфраструктуры в полосе отвода;

■ создание опорной геодезической сети, которая в дальнейшем будет использована для координатной привязки всех работ на данной автомобильной дороге в т.ч. проектных и строительных работ, ввиду плохого состояния, а в некоторых районах-отсутствия государственной геодезической сети;

■ устранение дублирования изыскательских работ на всех этапах жизненного цикла дорог и дорожной инфраструктуры.

В качестве программного обеспечения базы данных используется программное обеспечение, идентичное ГИС «Росавтодора».

Головной сервер

i 3>|RAM 32Gb

RAID 0+1 БїЬ

xXeon 0

Win 2008 Server R2 x64 %

J MS SQL Server 2008 R2 x64

Сервер горячего резерва Гeопростронствeнноя база

Объем БД М -4 - 2 Tb

RAM 16 Gb RAID 1 8ïb xXeon Win 200S Server R2 x64 MS SQL Server 200S R2 x64 Объем БД M-4 -2 Tb

дорожных данных М-4 (в дальнейшем масштабирование -добавление М-1, М-3,...) Общее хранилище дорожных данных ГК «Автодор» -100% объёма базы

АРМы департамента АРМы департамента АРМы департамента АРМы департамента Дополнительные АРМы проектирования эксплуатации строительства земельных (другие отделы)

и тех.политики и безопасности д.д. Core ¡5 -2400, RAM 4Gb, отношений Core i5 -2400, RAM 4Gb,

Core iS -2400, RAM 4Gb, Core iS -2400, RAM 4Gb, video S12 Mb, video S12 Mb, video S12 Mb, HDD S00Mb SATA,

HDD S00Mb SATA, HDD S00Mb SATA, Windows Т,

Windows Т, Windows Т, IndorRoad 8

IndorRoad 8 IndorRoad 8

Core iS -2400, RAM 4Gb, video S12 Mb,

HDD S00Mb SATA, Windows Т, IndorRoad S

video S12 Mb, HDD S00Mb SATA, Windows Т, IndorRoad S

АРМы отдела АРМы отдела Дополнительные АРМы

эксплуатации строительства (другие отделы)

Core iS -2400, RAM 4Gb, Core iS -2400, RAM 4Gb, Core iS -2400, RAM 4Gb, video S12 Mb, video S12 Mb, video S12 Mb,

HDD S00Mb SATA, HDD S00Mb SATA, HDD S00Mb SATA, Windows Т, Windows Т, Windows Т,

IndorRoad S IndorRoad S IndorRoad S

Сервер «Воронеж»

RAM 32Gb RAID 0+1 8Tb lxXeon

Win 2008 Server R2 x64 MS SQL Server 2008 R2 x64 Объем БД М-4 -2 Tb

Геопространственная база дорожных данных М-4 100% объёма базы данных Репликация на Головной сервер 1 раз в неделю Репликация с серверами территориальных управлений 1 раз в неделю (Объем 100 МЬ]

<%£

АРМы отдела АРМы отдела Дополнительные АРМы

эксплуатации строительства (другие отделы)

Core iS -2400, RAM 4Gb, Core iS -2400, RAM 4Gb, Core iS -2400, RAM 4Gb, video S12 Mb, video S12 Mb, video S12 Mb,

HDD S00Mb SATA, HDD S00Mb SATA, HDD S00Mb SATA, Windows Т, Windows Т, Windows Т,

IndorRoad S IndorRoad S IndorRoad S

Серверы «Ростов», «Краснодар»

RAM 16Gb RAID 0+1 4Tb 1xXeon

Win 2008 Server R2 x64 MS SQL Server 2008 R2 x64 Объем БД М-4 -1 Tb

Гєопространственная база дорожных данных М-4 Донньіє только по участкам, обслуживаемым ТУ Репликация с сервером «Воронеж» 1 раз в неделю (Объем 100 Mb)

Рис.2. Структура информационной сети ГИС

Таким образом, ГИС хранит все типы дорожных данных и обеспечивает доступ к ним всех структурных подразделений Государственной компании, получение непротиворечивых данных о земельных участках полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги, а также данных, необходимых для формирования технических паспортов автомобильных дорог для целей государственной регистрации прав. Предусматривается ежесуточный обмен данными (репликация) между серверами.

Начальный объём базы данных ГИС составляет 2 терабайта. Ожидаемый прирост базы данных составит 1 терабайт в год (рис. 2).

Процедура ввода в промышленную эксплуатацию производилась поэтапно (рис. 3):

1. Согласование аппаратной платформы.

2. Согласование программного обеспечения ГИС.

3. Утверждение программы и методики испытаний.

4. Предварительные испытания.

5. Опытная эксплуатация.

6. Приёмочные испытания.

7. Приказ о вводе в промышленную эксплуатацию.

Результатом работы является внедрение гео-информационной системы по автомобильной дороге М-4 «Дон» в Государственной компании. Система содержит следующую информацию:

■ данные государственного кадастра недвижимости о координатах границ, площади и местоположении, частях и обременениях земельных участков полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги М-4 «Дон», сведения единого государственного реестра прав о зарегистрированных правах, копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, результаты натурного обследования, инвентаризационные планы и ведомости по земельным участкам полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги М-4 «Дон»;

■ анализ состояния и комплексное управление инфраструктурой дороги;

■ подробный план автомобильной дороги, полосы отвода и придорожной полосы в масштабе 1:2000 с повышением точности в границах полосы отвода до 1:500.

Внедрение геоинформационной системы позволило:

■ получить мгновенный доступ к сведениям о текущем, прошедшем и будущем (проектном) состояниях дороги;

■ проанализировать положение земельных участков на едином плане при согласовании работ, просмотреть панорамную фото- и видеосъёмку автомобильной дороги для оценки реального состояния автомобильной дороги и объектов инфраструктуры, находящихся в придорожной полосе;

Акт приёмки в опытную эксплуатацию (2.3.1 ГОСТ, п.2 прил 2 РД)

Акт о завершении опытной эксплуатации и допуске к приёмочным испытаниям (3.3 ГОСТ)

Отладка и тестирование, ознакомление персонала с документацией (1.9 ГОСТ 34.603-92)

Программа и методика предварительных испытаний (1.5, 2.2.2, 2.3.2 ГОСТ) ► Приказ о проведени испытаний (~ п.6 при и предварительных л. 2 РД 50-34.698.90)

Предварительные испытания (раздел 2 ГОСТ)

Приказ о начале опытной эксплуатации (п.4 прил. 2 РД)

1 '

Опытная эксплуатация (раздел 3 ГОСТ)

і

Декларация о готовности к предварительным испытаниям, ведомость ознакомления персонала с документацией

Протокол предварительных испытаний (2.3.1 ГОСТ, п.7 прил 2 РД)

Рабочий журнал опытной эксплуатации (3.2 ГОСТ)

Приказ о проведении приёмочных испытаний

Акт о приёмке в промышленную эксплуатацию (4.10 ГОСТ)

'

Приёмочные испытания (раздел 4 ГОСТ)

і

испытаний (2.3.1 ГОСТ)

Приказ о приёмке в промышленную эксплуатацию

■ сформировать подробный план автомобильной дороги, полосы отвода и придорожной полосы;

■ получить данные государственного кадастра недвижимости о координатах границ, площади и местоположении, частях и обременениях земельных участков полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги М-4 «Дон», сведения единого государственного реестра прав о зарегистрированных правах, копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, результаты натурного обследования, инвентаризационные планы и ведомости по земельным участкам полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги М-4 «Дон»;

■ по результатам высокоточного лазерного сканирования получить трёхмерные компьютерные модели для планирования новой схемы дорог и их ремонта, для оценки маршрутов перевозки негабаритных грузов и управления инфраструктурой.

В соответствии с договором на автомобильной дороге М-4 развёрнута система для управления инженерными данными в течение всего жизненного цикла. В настоящее время унифицированы координатная система, форматы сбора и хранения данных, система наполнена актуальными данными.

Развёрнутое программное обеспечение ГИС позволяет выполнять базовые

информационно-запросные и аналитические операции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные в БД ГИС хранятся в стандартных форматах, а сама ГИС предоставляет открытый интерфейс для доступа к данным и создания дополнительных прикладных модулей.

После передачи базы данных ГИС МЧ в опытную эксплуатацию предусматривается дальнейшее сопровождение базы дорожных данных. Данная работа будет заключаться в актуализации всех типов дорожных данных (данные изысканий и проектирования, кадастровые данные, данные диагностики дорог и технического состояния искусственных сооружений, данные исполнительных съёмок при выполнение работ по техническому надзору и строительному контролю, данные по истории движения имущества, отслеживание хода исполнения договоров и др.); в обеспечении оперативного доступа к единому информационному пространству с регламентированными правами доступа всех структурных подразделений Заказчика и своевременном предоставлении непротиворечивых данных для формирования отчётов, включая:

■ технический анализ состояния автомобильных дорог, уровня безопасности дорожного движения, целевых показателей Программы деятельности государственной компании;

■ состояние недвижимого имущества, в том числе земельных участков в рам-

Рис. 3. Порядок ввода ГИС в эксплуатацию

ках заключаемых договоров аренды, субаренды, соглашений о сервитутах, иным договорам;

■ учёт и регистрацию недвижимого имущества, в том числе земельных участков;

■ оперативную, достоверную и полную информацию на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки;

■ подготовку презентационных материалов. й

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.