Научная статья на тему 'ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ "ГРАМОТНЫЙ" В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА: КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД'

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ "ГРАМОТНЫЙ" В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА: КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАМОТНЫЙ / КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД / ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ / СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чэн Цзиньтао

Прилагательные, обозначающие свойства личности человека, являются одним из значимых фрагментов русской языковой картины мира. Семантические особенности имён прилагательных представляют собой широчайшую область для исследовательского поиска. А наибольший интерес вызывают вторичные значения прилагательных, которые более ярко отражают универсальные и специфические явления в языках и культурах различных народов. В статье исследуются семантические аспекты функционирования прилагательного «грамотный» в современном языке, также рассматривается стереотипное представление современных носителей русского языка и культуры о грамотном человеке в значении ‘обладающий необходимыми знаниями в какой-либо области’. При помощи методов когнитивно-дискурсивного подхода и контекстуального анализа рассматриваются некоторые особенности функционирования прилагательного «грамотный» в языковой картине мира носителей русского языка. Исследование выполнено на материале данных словарных источников, контекстов «Национального корпуса русского языка» и интернет-источников, а также на основании результатов анкетирования носителей русского языка. Полученные результаты могут быть использованы для презентации прилагательного «грамотный» в иностранной аудитории, при составлении учебного словаря свойств личности, будут способствовать более успешной межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADJECTIVE “LITERATE” IN THE RUSSIAN PICTURE OF THE WORLD: A COGNITIVE-DISCURSIVE APPROACH

Adjectives denoting humans’ personality traits are one of the significant fragments of the Russian linguistic view of the world. The semantic features of adjectives represent the widest area for research. And the secondary meanings of adjectives, which reflect the universal and specific phenomena in the different peoples’ languages and cultures more clearly, are of the most interest. The article examines the semantic aspects of the adjective ‘literate’ functioning in the modern language, also considers the stereotypical representation of modern speakers of the Russian language and culture of a literate person in the sense of ‘possessing the necessary knowledge in any field’. Using the methods of the cognitive-discursive approach and contextual analysis, some features of the functioning of the adjective ‘literate’ within the linguistic view of the world of the Russian language native speakers were studied. The study is carried out on the basis of data from lexicographic sources, the contexts of the Russian National Corpus and Internet sources, as well as the results of the native Russian speakers’ survey. The results of the study can be used to present the adjective ‘literate’ to a foreign audience, when compiling an educational dictionary of personality traits and will contribute to more successful intercultural communication.

Текст научной работы на тему «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ "ГРАМОТНЫЙ" В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА: КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД»

УДК 811.161.1 Ы^:/^.от§/10.34680/2411-7951.2022.5(44).584-588

Чэн Цзиньтао

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ «ГРАМОТНЫЙ» В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА: КОГНИТИВНО-

ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД

Прилагательные, обозначающие свойства личности человека, являются одним из значимых фрагментов русской языковой картины мира. Семантические особенности имён прилагательных представляют собой широчайшую область для исследовательского поиска. А наибольший интерес вызывают вторичные значения прилагательных, которые более ярко отражают универсальные и специфические явления в языках и культурах различных народов. В статье исследуются семантические аспекты функционирования прилагательного «грамотный» в современном языке, также рассматривается стереотипное представление современных носителей русского языка и культуры о грамотном человеке в значении 'обладающий необходимыми знаниями в какой-либо области'. При помощи методов когнитивно-дискурсивного подхода и контекстуального анализа рассматриваются некоторые особенности функционирования прилагательного «грамотный» в языковой картине мира носителей русского языка. Исследование выполнено на материале данных словарных источников, контекстов «Национального корпуса русского языка» и интернет-источников, а также на основании результатов анкетирования носителей русского языка. Полученные результаты могут быть использованы для презентации прилагательного «грамотный» в иностранной аудитории, при составлении учебного словаря свойств личности, будут способствовать более успешной межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: грамотный, когнитивно-дискурсивный подход, прилагательное, свойство личности, языковая картина

мира

Под картиной мира в данном исследовании, вслед за В.П.Рудневым, понимается «система интуитивных

представлений о реальности» [1, с. 146]. Принято различать две картины мира — концептуальную и языковую. Как отмечает Г.А.Брутян, «сердцевиной концептуальной картины мира является информация, данная в понятиях, главное же в языковой картине мира — это знание, закреплённое в словах и словосочетаниях конкретных языков» [2, с. 108-111]. На настоящий момент не существует единой дефиниции термина «языковая картина мира». В данной статье мы придерживаемся определения, предложенного Е.С.Яковлевой: «Под языковой картиной мира понимается зафиксированная в языке и специфическая для данного языкового коллектива схема восприятия действительности», т.е. «языковая картина мира — это своего рода мировидение через призму языка» [3, с. 45-46].

Согласно мнению ряда учёных, в частности, Е.И.Зиновьевой и Е.К.Рохлиной, один из значимых фрагментов русской языковой картины мира составляют прилагательные, обозначающие свойства личности человека [4]. Изучение свойств личности приобрело особую актуальность в связи с развитием антропоцентризма в научной парадигме. Личность — это «человек с точки зрения его характера, поведения, положения и т.п., определяющих его сущность» [5, с. 357]. Под термином «свойства личности» подразумеваются черты характера, поведения, темперамента, интеллектуальные характеристики человека.

Объектом исследования в данной статье является прилагательное грамотный, характеризующее одно из свойств личности человека. Цель данной статьи заключается в выявлении стереотипного представления о человеке, которого характеризуют прилагательным грамотный. Для достижения поставленной цели анализируются особенности использования слова в этом значении в русской языковой картине мира, разных типах дискурса, представленность стереотипа в языковом сознании носителей русского языка.

Исследование проводится в рамках когнитивно-дискурсивного подхода к языку. Как справедливо подчёркивает автор фундаментальных для российской когнитивной лингвистики работ Е.С.Кубрякова, «лингвистический анализ принимает форму когнитивного, когда основной акцент (или акценты) при рассмотрении явления делается на его участии в познавательных процессах, в обобщении опыта взаимодействия человека с миром, в актах обработки и переработки воспринятой информации человеком и т.д. Но анализ этого же явления принимает форму дискурсивного, когда изучается его специфика в актах общения и когда основное внимание уделяется его месту в дискурсивной деятельности....» [6, с. 30-45].

Когнитивно-дискурсивный подход, на наш взгляд, представляет собой интегративный подход к изучению семантики языковых единиц на уровне языковой системы (словарных значений лексем), языкового сознания носителей языка, различных типов дискурса. В связи с последней составляющей данного интегративного подхода отметим важность и актуальность обращения к контексту, в котором субъектом осуществляется дискурсивная деятельность. Как справедливо отмечает С.Д.Кацнельсон, «контекст — не генератор значений, а их внешний "проявитель"» [7, с. 16]. Г.Я.Солганик указывает, что «только контекст позволяет установить, что мы собственно хотим узнать., контекст является важнейшим средством определения смысла суждения, его предиката и субъекта» [8, с. 67]. Следует согласиться с Л.В.Цуриковой в том, что функция контекста заключается «в соблюдении прагматической адекватности дискурса» [9, с. 99].

Таким образом, материалом для исследования служат данные толковых словарей и словарей синонимов русского языка, результаты анкетирования носителей русского языка, а также контексты «Национального корпуса русского языка» (далее — НКРЯ).

В современных толковых словарях русского языка зафиксированы следующие толкования прилагательного грамотный'. 1) «умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок» [10], «не содержащий грамматических и стилистических ошибок, соответствующий нормам литературного языка» [11]; 2) «перен. перен. обладающий необходимыми сведениями, знаниями в какой-л. области; сведущий; перен. Выполненный со знанием дела; не нарушающий основных требований, предъявляемых наукой» [5], «обладающий необходимыми сведениями, знаниями в какой-л. области» [11], «сделанный, выполненный и т.п. со знанием дела, в соответствии с основными требованиями данной области знаний» [12]. В данной статье объектом нашего внимания будет переносное значение прилагательного.

А.П.Евгеньева включает прилагательное грамотный в интересующем нас значении в следующий синонимический ряд. знающий — сведущий — компетентный — грамотный — осведомлённый 'обладающий необходимыми знаниями в какой-л. области' [13].

Обратимся к анализу особенностей функционирования данного прилагательного в материалах НКРЯ.

В форме мужского рода прилагательное грамотный употребляется в 3405 контекстах НКРЯ, а в форме женского рода — в 610 контекстах. Анализируемое прилагательное встречается и в прямом, и в переносном значениях, зафиксированных в толковых словарях.

Большинство контекстов употребления прилагательного в анализируемом переносном значении свидетельствуют о том, что грамотный человек — это человек, обладающий знаниями в какой-либо области, см.. «...поскольку он, Владимир Константинович Ланкин, признанный изобретатель и безусловно грамотный специалист, кандидат наук. — ...незаурядный талант...» [Анатолий Азольский. Лопушок // «Новый Мир», 1998] — [14]. Эти знания приобретаются в процессе получения образования, см.. «Не удивляйтесь, я господин грамотный, окончил, как и вы, Московский университет, правда, в ту пору, когда там преподавали несколько лучшие профессора...» [Юрий Трифонов. Утоление жажды (1959—1962)] — [14]; или накоплены благодаря опыту, см.. «К кандидату предъявлялись серьёзные требования: он должен был быть уживчивым с людьми, грамотным, иметь опыт морской службы, владеть многими ремёслами, а также навыками оказания первой медицинской помощи» [Сергей Аксентьев. Жизнь на маяках // «Наука и жизнь», 2009] — [14]. Грамотный человек разбирается в вопросах, касающихся его профессиональной сферы деятельности, см.. «Борис Моисеев

— талантливый, грамотный инженер. Хорошо владеет токарным станком, прекрасный слесарь, электрик, хорошо разбирается в дизелях» [Василий Песков. Зимовка (1983—1984)] — [14].

Прилагательное грамотный имеет широкую лексическую сочетаемость. грамотный электрик, грамотный садовник; грамотный капитан, грамотный учитель; грамотный парень, грамотный старик; грамотный мужик, грамотная баба; грамотный рабочий, грамотная молодёжь и др. Стоит подчеркнуть, что наиболее частотными словосочетаниями с существительными в материалах НКРЯ являются грамотный человек, грамотный специалист.

Как качественное прилагательное, грамотный имеет различные степени сравнения. человек может быть более грамотным или самым грамотным. Данное прилагательное сочетается с наречиями степени. Грамотным можно быть в разной степени — очень, вполне, достаточно, например, «Это очень грамотный и опытный организатор производства, пользующийся заслуженным авторитетом в нашем коллективе и за его пределами, и все мы от всего сердца поздравляем его с юбилеем!» [Александр Шептуха. Профессионалы из СМУ-4 // «Пермский строитель», 2003.02.28] — [14]; « — А вот Постников вполне даже может: он достаточно грамотный офицер, а армии сейчас нужен хороший военный специалист» [Иван Петров. Министр обороны не хочет работать в правительстве Медведева // РБК Дейли, 2012.04.06] — [14]. Прилагательное сочетается также с наречиями, обозначающими конкретную сферу, в которой носитель данного свойства личности проявляет свою «грамотность». технически, политически, экономически грамотный, например. «С 1998 г. В.И.Филиппов работает в должности заместителя начальника участка ревизии и электроснабжения. Зарекомендовал себя технически грамотным, инициативным специалистом и принципиальным руководителем» [Лауреаты Серебряного знака «Горняк России» // «Горная промышленность», 2003.12.3] — [14]. Стоит отметить ещё одну важную сочетаемость анализируемого прилагательного с наречием

— профессионально грамотный, то есть разбирающийся в своей профессиональной сфере.

Что касается формы женского рода прилагательного в НКРЯ, количество её употребления значительно меньше, чем формы мужского рода, например, «Очень грамотная, образованная — налоговые декларации мне заполняла, проверяла счета «[Евгения Долгинова. Девушка с косой // «Русская жизнь», 2012] — [14]; «Сейчас в этой области много профанов, но эта женщина — очень грамотная, там все серьёзно»

[Ы^.//и1р1^а.ги/2009/07/02/аП1с1е86968/].

Стоит отметить интересный факт, что в некоторых контекстах, когда речь идёт о грамотной женщине, то её предпочитают характеризовать с помощью существительных человек, специалист, что влечёт за собой форму мужского рода. Например. «Вот и замени его. Человек ты аккуратный, грамотный, старательный. Мы на тебя, Ветлугина, очень надеемся» [А.И.Мусатов. Земля молодая (1960)] — [14]; «Пока ещё врач не назначала мне ничего лишнего. Были у нас тут споры по поводу последних назначений, но всегда можно прийти к компромиссу. Впечатления от врача хорошие. Грамотный специалист, приятная женщина»

[коллективный. Центра планирования семьи (2013)] — [14]. Это позволяет сделать вывод о том, что прилагательное грамотный чаще характеризует мужчину.

Грамотный в материалах НКРЯ обычно встречается в ряду других положительно оцениваемых носителями русского языка свойств личности, например, опытный, образованный, умный, талантливый. Например: «И что ж вы думаете, нам так легко будет новых сотрудников набрать? Умных, образованных, вежливых, профессионально грамотныых и неподкупныых «[Александра Маринина. Чужая маска (1996)] — [14].

Исходя из проведённого анализа, можно констатировать, что прилагательное грамотный в большинстве случаев употребления имеет положительную оценку. Однако в ряде контекстов при сочетании с наречиями степени шибко, больно слово приобретает негативную ироничную коннотацию, например: «— Дружок мой на ассенизационном грузовике работал. Выгребал это самое дело. И была у него подруга, шибко грамотная. «Запах, — говорит, — от тебя нехороший». А он-то что может поделать? «Зато, — говорит, — платят нормально» [Сергей Довлатов. Компромисс (1981—1984)] — [14]. Негативную оценку прилагательное приобретает и в том случае, если говорящий оценивает с его помощью другого человека, которого считает слишком, не соответствующе ситуации, умным, не к месту проявляющим свои знания: «Запоминать считалось достоинством, а вот думать — лучше не надо! «Больно грамотныгй!» — орал старшина, мой самый первый начальник» [https://wek.ru/zaveshhanie-frontovika-nyne-zhivushhim].

Для верификации результатов, полученных в результате анализа материалов сайта НКРЯ, нами с помощью свободного программного обеспечения Google forms был проведён опрос носителей русского языка. При составлении анкеты были использованы некоторые формулировки заданий, предложенные Т.А.Будановой и Е.И.Зиновьевой [15]. В опросе приняли участие 85 человек, среди которых более 70% имеют высшее гуманитарное образование (аспиранты, лингвисты, преподаватели, филологи), а также высшее техническое, высшее естественно-научное образование (программисты, экономисты). 75% респондентов составили женщины, 15% — мужчины; были также представлены разные возрастные группы 18—25, 26—35, 36—45, 45—55, 56—65, а также 66 лет и старше. Следует отметить, что количество ответов, полученных от представителей разных возрастных групп, оказалось почти одинаково.

Результаты опроса показали, что респондентам знакомы оба словарных значения прилагательного грамотный. При этом информанты в возрасте 18—25 лет и 55—65 лет чаще употребляют прилагательное в значении 'умеющий писать и читать', чем опрошенные других возрастных групп.

По мнению большинства информантов, прилагательное грамотный в интересующем нас значении может характеризовать взрослого человека любого пола. Если речь идёт о половой принадлежности, то чаще может характеризовать мужчину.

Самыми частотными существительными, с которыми, по мнению информантов, сочетается прилагательное в форме мужского рода, оказались следующие (в порядке убывания): специалист — 55, работник — 22, сотрудник — 14, врач — 10, инженер — 6, человек — 6. Другие существительные, например, преподаватель, помощник, руководитель, администратор, механик, юрист были отмечены 2—3 раза представителями гуманитарных областей знания (филологи, преподаватели). Как отмечает один из респондентов, прилагательное грамотный в современном русском языке чаще сочетается с названиями более новых профессий, например, грамотный тренер, грамотный психолог, грамотный пиарщик, грамотный маркетолог.

Что касается формы женского рода прилагательного — грамотная, в ответах было зафиксировано всего лишь одно словосочетание: грамотная помощница. Это подтверждает данные НКРЯ о том, что прилагательное грамотный чаще характеризует мужчину.

Наиболее частотными наречиями, с которыми, по мнению информантов, сочетается прилагательное в форме мужского рода, оказались следующие (в порядке убывания): очень — 36, достаточно — 16, весьма — 13, слишком — 11, шибко — 6, больно — 3. Другие наречия, например, действительно, реально, широко, вполне, сильно, довольно, по-настоящему, всегда были указаны 2—3 раза. Интересно отметить, что среди ответов встретились такие примеры, прокомментированные самими опрошенными, как больно грамотный (отриц. значение), слишком / чересчур (ирон.), шибко грамотный (ирон. / издёвка / сарказм), сильно грамотный (ирон., в значении 'слишком умный'), которые подтверждают сделанный нами на основании анализа контекстов вывод, что прилагательное грамотный имеет отрицательную оценку, когда обладатель этого качества ведёт себя неуместно, по мнению говорящего, демонстрирует своё интеллектуальное превосходство и т.п.

Для большинства респондентов, исходя из приведённых ими дефиниций, грамотный человек — «это человек компетентный и квалифицированный, т.е. человек с образованием», «причём не только с теоретической, но и с практической стороны», «он много знает», «хорошо и глубоко разбирается в своей области». Информанты указали «умение решать сложную задачу», «умение принимать решения», «находить адекватный выход из сложной ситуации», присущие грамотным людям независимо от половой принадлежности и профессии. По мнению респондентов возрастных групп 18—25 и 26—35 лет, грамотный человек — «человек, который имеет достаточные знания в определенной сфере, что позволяет ему на достойном уровне выполнять обязанности», т.е. для информантов молодого и среднего возраста важной характеристикой грамотного человека являются его деловые качества, умение проявить интеллект в своей профессиональной области.

Информанты молодого и среднего возраста чаще употребляют прилагательное грамотный при составлении собственного резюме. В отличие от них, информанты возрастных групп от 46 лет и старше часто употребляют грамотный при составлении рекомендации, характеристики другого человека для приёма на работу. В целом, 86.2% информантов употребляют прилагательное грамотный в разговорной бытовой речи.

Результаты выбора респондентами прилагательных, близких по значению к прилагательному грамотный, из предложенного списка, составленного на основании данных толковых словарей и словарей синонимов русского языка, подтверждают актуализацию семантических компонентов 'умелый', 'опытный', 'образованный'. Интересно, что только 1% участников опроса отметили в качестве близких по значению к семантике прилагательного грамотный слова знающий, умелый, в то время как компетентный указали 87.4%, квалифицированный — 67.8%, сведущий — 57.5%, понимающий — 20.7%, информированный — 12.6%.

На просьбу отметить словосочетания «существительное + прилагательное грамотный», которые анкетируемые могли бы употребить в своей речи, респонденты разных возрастных групп, в первую очередь, отмечали «грамотный инженер», «грамотный преподаватель», «грамотный врач». 58.6% отметили грамотный механик, 34.5% отметили грамотный сантехник, 23% отметили грамотный водитель, также были указаны грамотный официант, грамотный курьер, грамотный грузчик, грамотный дворник, грамотный гардеробщик, т.е. в общем, прилагательное грамотный может характеризовать любого профессионала независимо от его рода деятельности и социального статуса.

Предложенные информантам анкеты включали также просьбу закончить фразы.

1. Он грамотный, потому что...

Варианты полученных ответов оказались следующими. верно понимает суть проблемы и предпринимает верные шаги для её решения; сумел справиться со сложной задачей и сформулировать чёткие выводы; хорошо разбирается в каком-л. вопросе, деле, в свой специальности.

Явно положительной коннотацией в этом ряду выделяется следующий развёрнутый ответ. Он

грамотный, потому что имеет глубокие профессиональные знания, которые умеет применять, а также большой опыт работы, видит систему, действует осознанно, может решать нестандартные вопросы в своей сфере.

2. Он не просто знающий, а именно грамотный, потому что...

Варианты ответов. умеет применять свои знания на практике; хорошо усвоил и успешно применяет на практике полученные знания; не только в теории знает, но и на практике отлично справляется; умеет применить знания, владеет современными подходами; знает все нюансы своей работы и делает ее хорошо.

3. Он опытный, даже можно сказать грамотный, т.к. ...

Варианты ответов. его личный опыт, как специалиста, опирается на хорошую базу теоретических знаний; в курсе современных знаний и подходов, которые может правильно использовать; не просто следует инструкциям, но может самостоятельно принимать решения; не только владеет информацией, но и знает, как её применить; Он опытный, даже можно сказать грамотный, т.к. может решать те проблемы, которые ставят в тупик его коллег. Обладает не просто необходимыми компетенциями, а видит причинно-следственные связи, поэтому может предлагать новые идеи, нестандартные решения.

Подводя итоги проведённого анализа, можно сделать следующие выводы. Стереотипное представление о грамотном человеке в значении 'знающий, сведущий, хорошо разбирающийся в чем-л.' в русской языковой картине мира выглядит следующим образом. это человек, который с помощью знаний или опыта, полученных в процессе образования, или из жизненной практики, профессионально выполняет свою работу, хорошо разбирается в том, чем занимается. Грамотным может быть любой взрослый человек независимо от рода деятельности, половой принадлежности. Прилагательное грамотный как характеристика свойства личности используется в разговорной бытовой речи, а также при составлении рекомендации, характеристики человека для приёма на работу или (реже) в собственном резюме. Это свидетельствует о том, что прилагательное функционирует и как одна из номинаций деловых качеств человека. Грамотный чаще характеризует мужчину, если речь идёт о грамотной женщине, то чаще прилагательное употребляется в тех случаях, когда не акцентируется гендерная принадлежность — в сочетании с существительными человек, специалист, работник. Грамотный — это чаще положительная оценка человека. Но при сочетании с наречиями больно, шибко, слишком это свойство личности приобретает в разговорной речи негативную, иногда ироничную оценку, связанную с мнением говорящего о чрезмерной демонстрации другим человеком своего интеллектуального превосходства, неуместном «умничанье». Полученные в ходе исследования результаты важны, на наш взгляд, для презентации прилагательного грамотный в иностранной аудитории, при составлении учебного словаря свойств личности, будут способствовать более успешной межкультурной коммуникации.

1. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.. Аграф, 1999. 381 с.

2. Брутян Г.А. Язык икартина мира // Философские науки. 1973.№ 1. С. 108-111.

3. Яковлева Е.С. К описанию языковой картины мира // Русский язык за рубежом. 1996. N° 1—3. С. 47-56.

4. Зиновьева Е.И., Рохлина Е.К. Стереотипное представление об умном человеке в русской лингвокультуре // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 9(51). Часть 4. С. 133-137.

5. Евгеньева А.П. Словарь русского языка. в 4 т. / Акад. наук СССР, Ин-т рус. яз.; [гл. ред. А.П.Евгеньева; выполн. Л.П.Алекторовой и др.]. Изд. 3-е, стер. М.. Русский язык, 1985—1988.

6. Кубрякова Е.С. О методике когнитивно-дискурсивного анализа применительно к исследованию драматургических произведений

(пьесы как особые форматы знания) // Принципы и методы когнитивных исследований языка: сб. науч. тр. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2008. С. 30-45.

7. Канцельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. М.: Едиториал УРСС, 2004. 215 с.

8. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М.: КомКнига, 2006. 227 с.

9. Цурикова Л.В. Дискурсивные стратегии как объект когнитивно-прагматического анализа коммуникативной деятельности // Вопросы когнитивной лингвистики. 2007. № 4. С. 98-108.

10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание]. 28-е изд., перераб. М.: Мир и образование, 2015. 1375 с.

11. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка: А-Я / РАН. Ин-т лингв. исслед.. СПб.: Норинт, 1998. 1534 с.

12. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Св. 136000 словар. ст., ок. 250000 семант. единиц: В 2 т. М.: Рус. яз., 2000.

13. Евгеньева А.П. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. / Рос. акад. наук. Ин-т лингвист. исслед. М.: АСТ [и др.], 2003.

14. Национальный корпус русского языка [Электр. ресурс]. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 04.05.2022).

15. Буданова Т.А., Зиновьева Е.И. Ушлый в русской языковой картине мира // Мир русского слова. 2008. N° 4. С. 13-19.

References

1. Rudnev V.P. Slovar' kul'tury XX veka: Klyuchevye ponyatiya i teksty [Dictionary of the 20th Century Culture: Key Concepts and Texts]. Moscow, 1999. 381 p.

2. Brutyan G.A. Yazyk i kartina mira [Language and the view of the world]. Filosofskie nauki, 1973, no. 1, pp. 108-111.

3. YakovlevaE.S. Kopisaniyu yazykovoy kartiny mira [To the description of the linguistic view of the world]. Russkiy yazyk zarubezhom, 1996, no. 1—3, pp. 47-56.

4. Zinov'eva E.I., Rokhlina E.K. Stereotipnoe predstavlenie ob umnom cheloveke v russkoy lingvokul'ture [Stereotyped image of a clever person in Russian linguoculture]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal, 2016, no. 9(51), part 4, pp. 133-137.

5. Evgen'eva A.P. Slovar' russkogo yazyka [Russian language dictionary] in 4 vols. Moscow, 1985—1988.

6. Kubryakova E.S. O metodike kognitivno-diskursivnogo analiza primenitel'no k issledovaniyu dramaturgicheskikh proizvedeniy (p'esy kak osobye formaty znaniya) [On the methodology of cognitive-discursive analysis in relation to the study of dramatic works (plays as special formats of knowledge)]. Coll. of papers "Printsipy i metody kognitivnykh issledovaniy yazyka". Tambov, 2008, pp. 30-45.

7. Kantsel'son S.D. Tipologiya yazyka i rechevoe myshlenie [Typology of language and language thinking]. Moscow, 2004. 215 p.

8. Solganik G.Ya. Sintaksicheskaya stilistika [Syntactic stylistics]. Moscow, 2006. 227 p.

9. Tsurikova L.V. Diskursivnye strategii kak ob"ekt kognitivno-pragmaticheskogo analiza kommunikativnoy deyatel'nosti [Discourse strategies in cognitive-pragmatic analysis of communication]. Voprosy kognitivnoy lingvistiki, 2007, no. 4, pp. 98-108.

10. Ozhegov S.I. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 100000 slov, terminov i vyrazheniy: [novoye izdaniye] [Explanatory dictionary of the Russian language: 100,000 words, terms and expressions: [new edition]]. Moscow, 2015. 1375 p.

11. Kuznetsov S.A. Bol'shoy tolkovyy slovar' russkogo yazyka: [Big explanatory dictionary of the Russian language: A-Z]. St. Petersburg, 1998.1534 p.

12. Efremova T.F. Novyy slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyy [New dictionary of the Russian language. Explanatory derivational] in 2 vols. Moscow, 2000.

13. Evgen'eva A.P. Slovar' sinonimov russkogo yazyka [Dictionary of synonyms of the Russian language] in 2 vols. Moscow, 2003.

14. Natsional'nyy korpus russkogo yazyka [Russian National Corpus]. Available at: http://www.ruscorpora.ru (accessed: 04.05.2022).

15. Budanova T.A., Zinov'eva E.I. Ushlyy v russkoy yazykovoy kartine mira [Cunning in the Russian language view of the world]. Mir russkogo slova, 2008, no. 4, pp. 13-19.

Cheng Jintao. The adjective "literate" in the Russian picture of the world: a cognitive-discursive approach. Adjectives denoting humans' personality traits are one of the significant fragments of the Russian linguistic view of the world. The semantic features of adjectives represent the widest area for research. And the secondary meanings of adjectives, which reflect the universal and specific phenomena in the different peoples' languages and cultures more clearly, are of the most interest. The article examines the semantic aspects of the adjective 'literate' functioning in the modern language, also considers the stereotypical representation of modern speakers of the Russian language and culture of a literate person in the sense of 'possessing the necessary knowledge in any field'. Using the methods of the cognitive-discursive approach and contextual analysis, some features of the functioning of the adjective 'literate' within the linguistic view of the world of the Russian language native speakers were studied. The study is carried out on the basis of data from lexicographic sources, the contexts of the Russian National Corpus and Internet sources, as well as the results of the native Russian speakers' survey. The results of the study can be used to present the adjective 'literate' to a foreign audience, when compiling an educational dictionary of personality traits and will contribute to more successful intercultural communication.

Keywords: linguistic view of the world, cognitive-discursive approach, adjective, personality trait, literate.

Сведения об авторе. Чэн Цзиньтао — магистр лингвистики, преподаватель-исследователь по диплому об окончании аспирантуры СПбГУ, консультант-переводчик по вопросам письменного и устного перевода с русского языка и с китайского на русский в ООО «Привет, Мандарин», Санкт-Петербург; ORCID: 0000-0003-2051-7579; xiaoshuibao@hotmail.com.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.08.2022. Принята к публикации 01.09.2022.

Ссылка на эту статью: Чэн Цзиньтао. Прилагательное «грамотный» в русской языковой картине мира: когнитивно-дискурсивный подход // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 5(44). С. 584-588. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.5(44).584-588

For citation: Cheng Jintao. The adjective "literate" in the Russian picture of the world: a cognitive-discursive approach. Memoirs of NovSU, 2022, no. 5(44), pp. 584-588. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.5(44).584-588

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.