Научная статья на тему 'Прикладной программный комплекс для проектирования и доводки автомобильной техники методами многокритериальной параметрической оптимизации'

Прикладной программный комплекс для проектирования и доводки автомобильной техники методами многокритериальной параметрической оптимизации Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
164
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАКЕТ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ STABCON / МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / УПРАВЛЯЕМОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ / APPLICATION SUIT STABCON / MULTIOBJECTIVE OPTIMIZATION / STEERABILITY / STABILITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бахмутов С. В., Висич Р. Б., Ахмедов А. А., Мальцев П. А.

Представлено описание прикладного программного комплекса STABCON 2.0 для решения многокритериальных оптимизационных задач по улучшению характеристик автомобильной техники по критериям активной безопасности. В качестве оптимизационного модуля используется известный универсальный программный комплекс MOVI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Бахмутов С. В., Висич Р. Б., Ахмедов А. А., Мальцев П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application suite for design and finishing in automotive engineering by multiobjective parameter optimization

The paper presents an application suite STABCON 2.0 designed to solve multiobjective optimization tasks for improving the active safety of the vehicles. Universal software MOVI is used as an optimization module.

Текст научной работы на тему «Прикладной программный комплекс для проектирования и доводки автомобильной техники методами многокритериальной параметрической оптимизации»

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели.

Прикладной программный комплекс для проектирования и доводки автомобильной техники методами многокритериальной параметрической

оптимизации

д.т.н. проф. Бахмутов С.В., к.т.н. Висич Р.Б., к.т.н. доц. Ахмедов А.А., Мальцев П.А.

МГТУ «МАМИ» [email protected], +7 (495) 223-05-23 доб. 15-04

Аннотация. Представлено описание прикладного программного комплекса STABCON 2.0 для решения многокритериальных оптимизационных задач по улучшению характеристик автомобильной техники по критериям активной безопасности. В качестве оптимизационного модуля используется известный универсальный программный комплекс MOVI.

Ключевые слова: пакет прикладных программ STABCON, многокритериальная параметрическая оптимизация, управляемость и устойчивость.

Автомобильная промышленность входит в число основных отраслей производства, определяющих степень развития и технического прогресса государства. Оптимальное проектирование машин на сегодняшний день следует рассматривать как основной инструмент, без применения которого невозможно ожидать существенного и стабильного развития многих отраслей промышленности. Современное оптимальное проектирование подразумевает многокритериальный подход, направленный на поиск Парето-оптимальных решений, без нахождения которых невозможно для таких сложных систем, как автомобиль, оценить качество создаваемого объекта и определить возможности его улучшения. На сегодняшний день разработано и существует множество различных программных комплексов, позволяющих решать инженерные машиностроительные задачи общего назначения. Они основаны, как правило, на классических теориях механики и физики. С развитием вычислительной техники применительно к проектированию автомобилей появилась возможность решать более глобальные задачи, связанные с математическим моделированием и оптимальным проектированием автомобиля как объекта для получения заданных свойств. Сегодняшняя вычислительная техника позволяет реально применять методы многокритериальной оптимизации, что подтверждается разнообразными удачными примерами, встречающимися в специальной литературе.

Рассматриваемая общая проблема касается, в частности, и оптимизации конструкции автомобиля по основным эксплуатационным свойствам. Для решения этой задачи предлагается пакет прикладных программ STABCON 2.0, предназначенный для проведения исследовательских расчетов по оценке управляемости и устойчивости автомобиля на базе математического моделирования его управляемого движения с возможностью постановки и решения многокритериальных оптимизационных задач. Пакет представляет возможность решения нескольких основных задач:

• расчет параметров движения автомобиля (его кинематических и силовых реакций) как на установившихся, так и на переходных режимах;

• расчет кинематических и силовых характеристик автомобиля при движении в различных условиях;

• оценка показателей управляемости и устойчивости автомобиля;

• определение степени влияния различных конструктивных параметров автомобиля на его управляемость и устойчивость;

• постановка и решение задач многокритериальной оптимизации конструкции автомобиля, его отдельных систем и узлов по выбранному блоку критериев управляемости и устойчивости (с возможностью параллельного решения задачи в компьютерной сети).

Проведение исследовательских расчетов по оценке управляемости и устойчивости автомобиля на базе математического моделирования его управляемого движения с возможностью постановки и решения многокритериальных оптимизационных задач невозможно без

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели.

математических описаний самого автомобиля, его агрегатов и систем. В состав пакета входят общее математическое описание автомобиля и описания различных типов подвесок, а также описания рулевого управления, шины («внутренние» модели). Комплекс STABCON 2.0 предназначен для использования при проведении исследований, в основном, специалистами КБ автомобильных заводов и исследовательских институтов соответствующей отрасли. Как правило, у каждого специалиста существуют собственные наработки по созданию математических описаний систем и их функционирования, вид и насыщенность которых зависит от объема и сложности решаемых исследовательских задач. В связи с этим в системе STABCON 2.0 предусмотрена возможность работы с «внешними» моделями, которые могут быть реализованы в виде отдельных исполняемых файлов (exe-файл или DLL-библиотека) при помощи любого известного языка программирования при соблюдении некоторых условий, касающихся ввода и вывода параметров математической модели. Это придает гибкость и универсализм пакету, и, несомненно, удобство, и расширенные возможности в использовании данного программного обеспечения. Ниже на рисунке 1 представлена общая структура программного комплекса STABCON 2.0.

Рисунок 1 - Общая структура программного комплекса STABCON 2.0

Пакет программ STABCON 2.0 разработан для использования на персональных компьютерах, работающих под управлением Microsoft Windows XP или более поздних версий. Применение современной технологии обработки и хранения больших объемов информации позволяет более эффективно использовать процессорное время и повысить надежность сохранности данных при сбоях. Для успешного решения задач с помощью пакета STABCON 2.0 необходимы следующие аппаратные средства: IBM-совместимый компьютер с процессором Pentium III 800 Mhz или выше, не менее 512 Мбайт оперативной памяти, а также 500 Мб свободного места на жестком диске.

Следует отметить, что оптимизационный модуль (рисунок 1) не является составной частью пакета STABCON 2.0. В качестве такого модуля используется известный универсальный программный комплекс MOVI [1], с которым выполнено согласование по формату обмена данными.

Так как пакет STABCON 2.0 представляет собой оболочку, а непосредственно сами расчеты вынесены в отдельную библиотеку, создаваемую пользователем, применение системы возможно для решения задач любого класса, не прибегая при этом к поддержке разработчиков.

Необходимо отметить, что во многом функциональность всего программного пакета зависит от степени сложности и функциональных возможностей используемых математиче-

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели. ских моделей как автомобиля, так и его агрегатов и систем. Поэтому в данный момент ведется работа по созданию новых, модернизации и расширению потенциальных возможностей существующих математических моделей, разработке необходимого программного обеспечения для дальнейшего внедрения в пакет STABCON 2.0. В то же время стратегия развития программного комплекса предусматривает внедрение в его среду различных программных модулей и самостоятельных программ, совместимых по инструментальным средствам их написания, которые предназначены для решения поставленных задач.

Литература

1. http://www.psi-movi.com/

Получение законов регулирования конструктивных параметров подвески автомобиля методом многокритериальной оптимизации

д.т.н. проф. Бахмутов С.В., к.т.н. доц. Ахмедов А. А., Орлов А.Б.

МГТУ "МАМИ» [email protected], 8 (495) 223-05-23, доб. 15-04

Аннотация. Описана двухэтапная методика постановки и решения многокритериальных параметрических оптимизационных задач по критериям управляемости и устойчивости автомобильной техники. Методика позволяет решать задачи проектирования и доводки колесной автомобильной техники с учетом качества дорожной поверхности в системе «Водитель-Автомобиль-Дорога». В процессе решения задачи найдены законы регулирования величин параметров жесткости и демпфирования подвески двухосного легкового автомобиля для различных дорожных условий.

Ключевые слова: многокритериальная параметрическая оптимизация, автомобильная техника, управляемость и устойчивость, система «Водитель-Автомобиль-Дорога», подвеска автомобиля.

Известна методика постановки и решения многокритериальных параметрических задач проектирования и доводки автомобильной техники, реализуемая в два этапа (рисунок 1) [1]. Проектная технология реализована применительно к управляемости и устойчивости автомобиля с использованием метода решения многокритериальных параметрических задач, разработанного Соболем И.М., Статниковым Р.Б. [2].

i

Рисунок 1 - Блок-схема решения задачи комплексной многокритериальной

оптимизации

На первом этапе узлы и агрегаты автомобиля представлены универсальными рабочими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.