ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 27 2012
УДК 811.161.1
ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ
© Е. В. МАКСИМЮК Сибирская Государственная Автодорожная Академия Кафедра «Иностранные языки»
Е -mail: Grechko_EV@mail.ru
Максимюк Е. В. - Прикладное значение метода моделирования в психолингвистике // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 327-329. - Статья иллюстрирует спектр применения метода моделирования в психолингвистике при исследовании психических процессов производства и восприятия речи, онтогенеза языка и языковой способности. Автором подчеркивается значимость психолингвистических моделей при решении множества вопросов теории и практики, имеющих выход в различные сферы жизнедеятельности человека.
Ключевые слова: метод, моделирование, психолингвистика.
Maksimyuk E. V. - The applied significance of a modeling method in psycholinguistics // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 327-329. - The article illustrates application spheres of a modeling method in mental process investigation of speech origin and perception, language ontogenesis and development of language competence and language performance in psycholinguistics. The author underlines the significance of psycholinguistic models in solving the majority of theoretical and practical issues relating to various spheres of human life activity.
Keywords: method, modeling, psycholinguistics.
Психолингвистика как отдельная дисциплина возникла в 50-х гг. 20 в. в русле психологического направления для решения проблем, которые не могут быть решены ни в психологии, ни в лингвистике. Объединение этих двух дисциплин в одну пограничную дисциплину позволяет использовать понятийный аппарат лингвистики для описания языковой формы речевых высказываний и понятийный аппарат психологии для описания и объяснения психических процессов производства и восприятия речи, онтогенеза языка и языковой способности как психофизиологической функции человека, формирующейся прижизненно.
Современная психолингвистика ставит своей задачей исследование процессов и механизмов речевой деятельности (порождения и понимания, или восприятия, речевых высказываний) в соотнесённости с системой языка. Ей присуще стремление интерпретировать язык как динамическую, действующую, «работающую» систему, обеспечивающую речевую деятельность (речевое поведение) человека. Её внимание направлено не на языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты) сами по себе, а на их психологическую реальность для говорящего человека, на их использование в актах порождения и в актах понимания высказываний, а также в усвоении языка. Метод моделирования особенно эффективен при изучении речевой деятельности и психофизиологической речевой организации индивида.
В настоящее время психолингвистика - «это собирательное название для научных теорий, ориентирующихся часто на не только несовпадающие, но иногда прямо противоположные методологические представления; психолингвистические школы и направления возникали на разной национальной и культурной основе, связаны с разными психологическими и лингвистическими школами» [14].
Психолингвистика решает свои практические задачи в тех условиях, когда методы «чистой» лингвистики недостаточны. особое внимание уделяется изучению и моделированию особенностей речевого поведения в условиях помех, общения в затруднённых условиях, в нестандартных ситуациях. Детская речь, речь при различного рода патологиях, речь на иностранном языке при недостаточном его знании, речь в состоянии эмоционального возбуждения, коммуникация при помехах в канале связи или в искусственных человеко-компьютерных системах, общение в условиях использования «нестандартных» форм языка -просторечия, сленга, жаргона, местного говора - все это стало объектом изучения при моделировании речевой организации индивида. При этом учитывается влияние физиологических, гендерных, возрастных, этнокультурных и других биологических и социальных факторов на формирование когнитивной базы и развитие речи.
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.
Метод моделирования применяется:
- при изучении процессов восприятия речи, этапов порождения и понимания речевого высказывания;
- при создании наиболее эффективной модели обучения языку (особенно иностранному), речевого воспитания дошкольников и решения логопедических проблем, лечения центрально-мозговых речевых нарушений, диагностики нервных заболеваний на основе наблюдений над речью;
- при построении схемы речевого воздействия (пропаганда, деятельность средств массовой информации, реклама);
- при воссоздании структуры организации внутреннего лексикона человека;
- при решении проблемы машинного перевода, проблемы диалога человека и компьютера, автоматической обработка текста.
По справедливому замечанию Эвелин Хэтч [1], психолингвисты, пришедшие из разных областей знания и имеющие соответствующую базовую подготовку, различаются между собой в ряде отношений. Так, обратившиеся к психолингвистике лингвисты рассматривают овладение языком, продуцирование и понимание речи как процессы, подчиняющиеся языковым правилам, которые вытекают из системности языка; поэтому они моделируют не названные процессы как таковые, а те языковые отношения, которые направляют эти процессы. С другой стороны, психологи, становясь психолингвистами, верят, что они исследуют интеллектуальные процессы, которые трактуются как центральные для психолингвистики, поскольку, по их мнению, такие процессы объясняют и овладение языком, и познание в целом. В отличие от этого преподавателей языка (второго или иностранного) интересуют вопросы, связанные с легкостью/трудностью овладения языковыми структурами, с факторами, влияющими на успешность овладения языком, и т.п. «В текущий момент скорее следует говорить о все усиливающемся влиянии психолингвистических идей на развитие лингвистики, а не наоборот» [6], «о перерастании «чистой» лингвистики в психолингвистику, нейролингвистику, социолингвистику и т.д., а также указания на тенденцию к интеграции представлений о языке с позиций разных наук» [4] и на возрастание интереса лингвистики к функциональному аспекту языковых феноменов [9].
Современные психолингвисты применяют метод моделирования при решении широкого круга проблем, связанных с общечеловеческими механизмами овладения и пользования языком, с используемыми при этом универсальными стратегиями и опорными элементами, а также со специфическими особенностями применения тех, и других в разных, условиях, и при воздействии комплекса внешних, и внутренних факторов.
объекты моделирования последних лет можно проследить по проблематике симпозиумов по психолингвистике и теории коммуникации: «Языковое сознание», 1988 [22]; «Психолингвистика и межкуль-турное взаимодействие», 1991 [10]; «Язык, сознание,
культура, этнос: теория и прагматика», 1994 [18]; «Языковое сознание и образ мира», 1997 [19], «Языковое бытие человека и этноса», 2004 [20], «Этногер-меневтика и антропология», 2004 [16], «Личность, язык, культура», 2007 [8], «Коммуникация и язык в социально-культурном пространстве: междисциплинарный подход», 2009 [5]. В изданных в конце ХХ века учебниках и пособиях по психолингвистике Горелова и Седова, 1997 [2]; Леонтьева A.A., 1997 [7]; Шахнаро-вича, 1995 [15] в зависимости от исследовательских интересов авторов акцент соответственно делался на невербальных компонентах коммуникации, модели взаимоотношения речи и мышления, на соотношении «язык - человек - общество» (включая понятие «языковой личности»); на освещении теоретических и методологических вопросов психолингвистики, на определении тенденций в современной психолингвистике, связанных с акцентированием внимания на моделировании образа мира и личности; на применении метода моделирования в разработке структуры языковой способности человека и решении вопросов психолингвистики развития. В ряде публикаций особо подчеркивалась актуальность исследовательских моделей, отражающих специфику межкультурного общения, этнокультурные особенности языкового сознания, различные аспекты взаимодействия языков и культур, языковых «картин мира» [11; 12; 13; 17; 21].
Психолингвистические модели в разном виде и воплощении идут к единой цели - описанию и объяснению особенностей функционирования языка как психического феномена (включая овладение и оперирование родным и иностранным языками) с учетом сложного взаимодействия множества внешних и внутренних факторов при изначальной включенности индивида в социально-культурные взаимодействия. Решение связанных с этой целью исследовательских задач требует дальнейшего развития психолингвистики как науки интегративного типа, имеющей собственную «систему координат», что связано с разработкой широкого круга вопросов теории и исследовательской практики, имеющих выход в различные сферы жизнедеятельности человека» [3].
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Hatch Е. Psycholinguistics: a second language
perspective. Rowley, M.A.: Newbury House, 1983. 283 p.
2. Горелов И. H., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие. М., 1997. 224 с.
3. Залевская А. А. Введение в психолингвистику: Учебник. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. 382 с.
4. Кибрик А. Е. Куда идет современная лингвистика?// Лингвистика на исходе ХХ века: итоги и перспективы. Тезисы международной конференции. М.,1995. Т.1. С.217-219.
5. Коммуникация и язык в социально-культурном пространстве: междисциплинарный подход. Материалы международной конференции / Под ред. Е. В. Харченко. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. 436 с.
6. Леонтьев A. A. Личность, культура, язык // Философия сознания в XX веке: проблемы и решения: Меж-
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
вузовский сборник научных трудов. Иваново, 1994. С.161-168.
7. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.
8. Личность, язык, культура. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. 363 с.
9. Николаева Т. М. Лингвистика начала 21 века: попытка прогнозирования // Лингвистика на исходе 20 века: итоги и перспективы. Тезисы международной конференции. М., 1995. Т. 2. 380 с.
10. Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание // Тез. докл. Х Всерос. симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации, Москва, 3-6 июня, 1991. 517 с.
11. Сорокин Ю. А. Этническая конфликтология. Самара: Русский лицей, 1994. 94 с.
12. Сорокин Ю. А., Шаховский В. И., Томашева И. В. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы. Волгоград: «Перемена», 1998. 149 с.
13. Тарасов Е. Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С.7-22.
14. Тарасов Е. Ф. Введение. История психолингвистических школ. Теория речевой деятельности // Текст
лекций «Введение в психолингвистику» (для студентов педагогических факультетов, аспирантов и слушателей ФПК). М., 1991. Ч. 1. С. 3-54.
15. Шахнарович А. М. Общая психолингвистика: учеб. пособие. М.: Изд-во РОУ, 1995. 93 с.
16. Этногерменевтика и антропология: сб. статей / Под ред. Е. А. Пименова, М. В. Пименовой. Landau. Verlag Empirische Padagogik. 2004. Выпуск 10. 644 с.
17. Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: ИЯ РАН, 1996. 283 с.
18. Язык, сознание, культура, этнос: теория и прагматика. Одиннадцатый Всероссийский симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. М.: Ин-т яз-я РАН, 1994. 214 с.
19. Языковое сознание и образ мира // Тезисы докладов XII международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М.: МГЛУ. 1997. 264 c.
20. Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты / Под ред. В. А. Пи-щальниковой. Москва.: МГЭИ, 2004. Выпуск 7. 316 с.
21. Языковое сознание: формирование и функционирование / Под ред. Н. В. Уфимцевой М., 1998. 298 c.
22. Языковое сознание / Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М.: Институт языкознания АН СССР, Москва, 1988. 356 c.