Научная статья на тему 'ПРИКЛАДНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРИКЛАДНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / АДАПТАЦИЯ / ПРИКЛАДНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Викторов Д. В., Шкляев В. В.

Введение. В статье, с точки зрения концепции прикладного физкультурного образования, рассматривается вопрос о том, что успешное освоение будущей профессиональной деятельности связано со специфическими требованиями, предъявляемыми производственными профессиями, зависит от возможности механизмов самоорганизации жизнедеятельности человека, позволяющих обеспечить оптимальный уровень качества жизни личности. Цель статьи - сформировать прикладную адаптацию при работе со студентами различных медицинских групп вследствие приспособления организма к физической нагрузке степенью выраженности (объёмом и интенсивностью) прикладного физкультурного образования. Материалы и методы. Определяется в проводимом нами эксперименте необходимость проверки воздействия педагогических условий на эффективность формирования прикладного физкультурного образования в разработанной нами педагогической концепции, существующих форм её организации, средств и методики занятий с контингентом студентов. Отличительной чертой экспериментальной методики являлось то, что механизм реализации ПФО основан на внедрении профессионально-прикладной физической культуры в каждый второй, чётвёртый и шестой семестр для повышения двигательной подготовленности и, соответственно, сокращения как периода адаптации, так и увеличения диапазона адаптационных возможностей при прикладных физических нагрузках. Результаты. Разработано содержания материалов, позволяющее определять логику преемственности с программным материалом первоначального этапа обучения и группировать её по содержательным линиям двух компонентов: базового, обеспечивающего формирование основ образования в области прикладной физической культуры, и вариативного, опирающегося на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, а также традиции прикладности и ресурсное обеспечение образовательного учреждения. Выявлена и очерчена совокупность показателей, отражающих увеличение диапазона адаптационных возможностей организма в процессе на каждом из этапов формирования профессиональной адаптации. Обсуждение. Подчеркивается, что среднегрупповые результаты независимо от половой принадлежности и степени физической подготовки студента подтверждают вероятность роста адаптационных сдвигов, адекватных физической нагрузке. Заключение. Делается вывод о том, что если в педагогическом процессе профессионально-прикладной физической подготовки использовать методику разработанной нами концепции прикладного физкультурного образование (ПФО), предполагающую поэтапные последовательные преобразования объекта, повышение уровня (степени, стадии) развития посредством количественных и качественных изменений сохраняемой основы, то у студентов в достаточной степени обеспечивается увеличение диапазона адаптационных возможностей организма и формирования профессионально важных качеств. Основные положения: - разработана концепция прикладного физкультурного образования как совокупность специфических и неспецифических средств и видов физической культуры, которая предполагает организацию беспрерывной профессионально-прикладной подготовки у обучающихся с разной степенью подготовки и возможностей здоровья; - представлен механизм реализации ПФО, основанный на внедрении профессионально-прикладной физической культуры в каждый второй, четвёртый и шестой семестр для повышения двигательной подготовленности; - определены фазы формирования ПФО: срочная «начальная», долговременная и устойчивая адаптация в практике физического воспитания студентов, где в достаточной степени будет обеспечена адаптация организма к будущей профессии вследствие структурных перестроений в организме занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLIED ADAPTATION OF STUDENTS OF VARIOUS MEDICAL GROUPS TO THE FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES

Introduction. In the article, from the point of view of the concept of applied physical education, it is considered that the successful development of future professional activity, specific requirements imposed by industrial professions, depends on the possibility of mechanisms of self-organization of human life, allowing to ensure an optimal level of quality of life of the individual. The purpose of the article is to form an applied adaptation when working with students of various medical groups due to the adaptation of the body to physical activity by the degree of severity (volume and intensity) of applied physical education. Materials and methods. It is determined in our experiment that it is necessary to check the impact of pedagogical conditions on the effectiveness of the formation of applied physical education in the pedagogical concept developed by us, its existing forms of organization, means and methods of classes with a contingent of students. A distinctive feature of the experimental methodology was that the mechanism for implementing the APE is based on the introduction of professionally applied physical culture in every second, fourth and sixth semester to increase motor fitness and, accordingly, reduce the period of adaptation as well as increase the range of adaptive capabilities during applied physical exertion. Results. The content of materials has been developed, which allows determining the logic of continuity with the program material of the initial stage of training and grouping it along the content lines of two components: basic, providing the formation of the foundations of education in the field of applied physical culture, and variable, based on the basic, complementing it and taking into account the individuality of each student, his motives, interests, needs, as well as the traditions of application and the resource provision of an educational institution. A set of indicators reflecting an increase in the range of adaptive capabilities of the body in the process at each stage of the formation of professional adaptation is identified and outlined. Discussion . It is emphasized that the average group results, regardless of the gender and degree of physical fitness of the student, confirm the likelihood of an increase in adaptive shifts adequate to physical activity. Conclusion. It is concluded that if in the pedagogical process of professionally applied physical training we use the methodology of the concept of applied physical education (APE) developed by us, which involves gradual successive transformations of the object, increasing the level (degree, stage) of development through quantitative and qualitative changes of the preserved basis, students are sufficiently provided with an increase in the range of adaptive capabilities of the body and the formation of professionally important qualities. Highlights: The concept of applied physical education has been developed as a set of specific and non-specific means and types of physical culture, which involves the organization of continuous professional and applied training for students with different degrees of training and health opportunities; The mechanism of implementation of the APE is presented, based on the introduction of professionally applied physical culture in every second, fourth and sixth semester to improve motor fitness; The phases of the formation of the APE are defined: urgent «initial», long-term and sustainable adaptation in the practice of physical education of students, where the adaptation of the body to the future profession will be sufficiently ensured due to structural changes in the body of students.

Текст научной работы на тему «ПРИКЛАДНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Научная статья УДК 378.172 ББК 75.4

DOI 10.25588/CSPU.2021.166.6.004

Д. В. Викторов1, В. В. Шкляев2

:ORCID № 0000-0003-0635-1162 ^

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры

2

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

РАЗЛИЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Введение. В статье, с точки зрения концепции прикладного физкультур-

к

физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный g

университет; заведующий кафедрой физической культуры и безопасности

жизнедеятельности, Южно-Уральский институт искусств им. П. И. Чайковского, g

г. Челябинск, Российская Федерация. |

E-mail: viktorovdv@yandex.ru ц

ORCID № 0000-0003-0271-7091 |

Старший преподаватель кафедры физического воспитания,

ж

о

E-mail: shklyayev@mail.ru g

и

ПРИКЛАДНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ f

о*

X

к i

д

и ц

и н с

I

р

ного образования, рассматривается вопрос о том, что успешное освоение будущей V профессиональной деятельности связано со специфическими требованиями, предъ- 3

являемыми производственными профессиями, зависит от возможности механизмов ^

д

самоорганизации жизнедеятельности человека, позволяющих обеспечить опти- ^ мальный уровень качества жизни личности. Цель статьи — сформировать прикладную адаптацию при работе со студентами различных медицинских групп р

о

вследствие приспособления организма к физической нагрузке степенью выражен- е

ности (объёмом и интенсивностью) прикладного физкультурного образования. и

о н

§

о* н

о Й

Материалы и методы. Определяется в проводимом нами эксперименте необходимость проверки воздействия педагогических условий на эффективность формирования прикладного физкультурного образования в разработанной нами педагогической концепции, существующих форм её организации, средств и мето- е дики занятий с контингентом студентов. Отличительной чертой экспериментальной методики являлось то, что механизм реализации ПФО основан на внедрении профессионально-прикладной физической культуры в каждый второй, чётвёртый и шестой семестр для повышения двигательной подготовленности и, соответст-

@ Викторов Д. В., Шкляев В. В., 2021

венно, сокращения как периода адаптации, так и увеличения диапазона адаптационных возможностей при прикладных физических нагрузках.

Результаты. Разработано содержания материалов, позволяющее определять логику преемственности с программным материалом первоначального этапа обучения и группировать её по содержательным линиям двух компонентов: базового, обеспечивающего формирование основ образования в области прикладной физической культуры, и вариативного, опирающегося на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, а также традиции прикладности и ресурсное обеспечение образовательного учреждения. Выявлена и очерчена совокупность показателей, отражающих увеличение диапазона адаптационных возможностей организма в процессе на каждом из этапов формирования профессиональной адаптации.

Обсуждение. Подчеркивается, что среднегрупповые результаты независимо от половой принадлежности и степени физической подготовки студента подтверждают вероятность роста адаптационных сдвигов, адекватных физической нагрузке.

Заключение. Делается вывод о том, что если в педагогическом процессе профессионально-прикладной физической подготовки использовать методику разработанной нами концепции прикладного физкультурного образование (ПФО), предполагающую поэтапные последовательные преобразования объекта, повышение уровня (степени, стадии) развития посредством количественных и качественных изменений сохраняемой основы, то у студентов в достаточной степени обеспечивается увеличение диапазона адаптационных возможностей организма и формирования профессионально важных качеств.

Ключевые слова: студенты; адаптация; прикладное физкультурное образование; профессиональная деятельность; прикладная подготовка; высшее образование.

Основные положения:

- разработана концепция прикладного физкультурного образования как совокупность специфических и неспецифических средств и видов физической культуры, которая предполагает организацию беспрерывной профессионально-прикладной подготовки у обучающихся с разной степенью подготовки и возможностей здоровья;

- представлен механизм реализации ПФО, основанный на внедрении профессионально-прикладной физической культуры в каждый второй, четвёртый и шестой семестр для повышения двигательной подготовленности;

- определены фазы формирования ПФО: срочная «начальная», долговременная и устойчивая адаптация в практике физического воспитания студентов, где в достаточной степени будет обеспечена адаптация организма к будущей профессии вследствие структурных перестроений в организме занимающихся.

1 Введение (Introduction)

fc^ В отечественном образовании основное внимание уделяется зна-

сц и;

со

о &

к и

СЦ И5

ниям прикладном подготовки, умению передавать прикладные знания, в то время как навыки и умения выполняют вспомогательную роль [1]. Несмотря на то, что профессиональное образование даёт знания и умения профессиональной направленности, готовит к жизни, формирует соответствующее мировоззрение, тем не менее, контрольные формы

П

традиционно проходят для проверки сформированных знаний или уме- ж

ний с навыками, полученных как продукт изучения образовательных а

ж

программ. Однако профессиональная адаптация, сформированная в § этом процессе, способность будущего профессионала самостоятельно эффективно и качественно применять элементы различных прикладных знаний и умений, при всей плодотворности и временной проверке с

вышеназванных форм контроля в новейшей современности не вполне |

ж

достаточны. Вузы, вследствие этого, обращаются к поиску новых форм 3

обучения, повышающих качество прикладной подготовки и, следова- ж

ё

тельно, увеличению адаптационного диапазона [2]. к

ж о*

Более того, согласно статистике, «значительный для Челябинской области ресурс рабочих кадров не используется, что не только не гу-

а а а ж

а -к

л а ж

тз к

манно, но и не рационально с экономической точки зрения. В вузе со- ж

0

стояние здоровья многих из них препятствует освоению прикладной |

физической подготовки, что требует расширения направлений деятель- ^

ж

ности образовательных организаций» высшего образования в области создания предпосылок усвоения и использования качественных знаний а

1

л

Ж( ж

ж

о ^

е о о ж

и умений для успешной готовности к профессиональной деятельности, адекватных имеющемуся состоянию и физической подготовленности [3].

Обозначая профессиональную адаптацию как путь стабильного привыкания всех студентов к содержанию и порядку труда, к требова- ж ниям и манере работы, взаимоотношениям в трудовом коллективе, в данное определение закладывается величина освоения навыков профессии, воспитание необходимых в данной профессии качеств личности и воспроизводится формирование неизменного позитивного взгляда на из- о бранную профессию [4].

Длительный, сложный и острый процесс определен надобностью несогласия с привычным, неминуемостью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных вопросов и профессиональных затруднений, связанных с реализацией профессиональной мобильности и достижением профессионального совершенствования [5].

Можно полагать, что в данном случае профессиональная адаптация к содержанию трудовой деятельности как закономерный результат профессионального образования, воспитания и самовоспитания, самоопределения личности и комплексный показатель результата ППФП выпускника вуза любого профиля у студентов различных медицинских групп не соответствует требованиям физической надёжности и подготовленности к будущей профессии и приобретает особую значимость.

Однако наблюдаемые сегодня в РФ трансформации образования далеко не облегчают составление рекомендаций для системного осуществления прикладного образования в учебном заведении на научном уровне исходя из причин: введения дистанционного обучения, увеличения специальностей при укрупнении вузов, становления двухуровневой системы (бакалавриат и магистратура) высшего образования и становления многопрофильных университетов [6].

Для студентов с различной степенью подготовленности, а тем более с определёнными ограничениями, есть возможность поддержки должного уровня прикладной подготовленности в рамках будущей профессии [7]. Несмотря на то, что место ППФП как подсистемы физической культуры отводится в одном семестре по изучаемой дисциплине, исключения в прикладных физкультурных средствах является одной из основных проблем использования традиционной методики. Следует реализовать систематическое изначально и адекватное как следствие обеспечение прикладных требований к функциональным возможностям организма таких студентов [8].

сц Безусловно, осуществить полноценную подготовку к будущей

В.

В В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

о р

профессиональной деятельности, используя содержание профессионально-

прикладной физической культуры, в условиях, когда занятия физической культурой у студентов с ограниченными возможностями сводятся только к лечебным целям ввиду слабой физической подготовленности и физического развития, временного нарушения состояния здоровья, отсрочивания сдачи контрольных нормативов, специалистам учебного заве-

П

дения становится проблематично [9]. В результате студенты с ограничен- ж

ными возможностями здоровья оказываются недостаточно подготовлен- а

ж

ными для исполнения задач профессионально-трудовой деятельности. §

2 Материалы и методы (Materials and methods)

ПФО — новый этап целостной концепции воспитания и обучения в ядре физической подготовки студенческой молодёжи, в виде С

§

структурно-функциональной модели. Цель прикладного физкультурно- д

е

го образования — сформировать прикладную адаптацию при работе со S

студентами различных медицинских групп вследствие приспособления ж

ё

организма к физической нагрузке степенью выраженности (объёмом и ж

ж о*

интенсивностью) прикладного физкультурного образования. Это остаётся результатом совокупности специфических и неспецифических

а а ж

п §

ж ц

л

а ц

средств и видов физической культуры, а также связанных с их использо- ж

о

X

п

п п

ванием профессионально-прикладных средств при овладении нормами

и функциями будущей профессиональной деятельности работника.

С нашей точки зрения, согласно учебным планам, разрабатывала

емым на основе ФГОС ВО (3+) либо ФГОС ВО (3++), реализуемое в те- а

I

чение последнего семестра качественное улучшение процесса приклад- еЖ

ж

ж о

е

с

с ж

ного физического воспитания приводит к увеличению диапазона адаптационных возможностей. В этой связи актуальность данной проблемы на социальном уровне обусловлена потребностями, что предъявляет к § «человеку бурное развитие цивилизации, интенсивное развитие образо-

§

о* ж

оЖ

вательных и производственных технологий, значительное ускорение рит- д

§

ма жизни, заметное снижение роли физического труда», с одной стороны

с другой позволяет привычно высокому уровню гипокинезии и гиподи- о

с

намии воплотиться в эмоциональное и психическое неблагополучие,

проявляя эгоизм и жестокость при нарушении приспособительных механизмов человека к усложняющейся социальной жизни. Что касается исследований проблем учащейся молодёжи, которые считаются ограниченными в вопросах возможностей здоровья, то в будущем работающих в различных сферах общественной жизни обязаны становиться предметом профессионального интереса специалистов всевозможных социальных наук.

В исследовании принимали участие студенты: ЮУрГГПУ, КГ — 15 человек и студенты ЮУрГУ (НИУ), ЭГ — 15 человек. Задействованы с различными нозологиями юноши и девушки: ОДА или опорно-двигательного аппарата — трое юношей и четыре девушки, миопии или зрения — трое юношей и две девушки, тугоухости или слуха — девушка и юноша по одному человеку, нарушения работы внутренних органов — семь юношей и пять девушек, заболевания эндокринной системы (диабет) — двое юношей и две девушки. Средний возраст исследуемых составил 19 лет.

Данные учебные заведения являются ведущими региональными вузами высшего профессионального (нефизкультурного) образования, и потому на основании эмпирических данных о функциональных возможностях, позволяющих адаптировать организмы студентов, обучающихся в них, к будущей профессиональной деятельности, можно без дополнительных комментариев констатировать выводы о состоянии прикладного физкультурного образования не только в целом по региону, но и прочих похожих по состоянию социально-экономического форми-| рования субъектов РФ.

¡^ Гипотеза, выдвинутая нами, формулируется следующим обра-

^ зом: для указанной цели при её достижении, будут иметь огромное знаВ.

в, чение средства и методы физической культуры, которые используются

ор

то в процессе профессионально-прикладной подготовки студентов, име-

к

ющих ограниченные возможности здоровья, и педагогический процесс

В.

ПФО или прикладное физкультурное образование, которое предполага-

ет организацию беспрерывной профессионально-прикладной подготовки, когда в достаточной степени у таких обучающихся будет обеспечено для адаптации организма к будущей профессии диапазонное повышение функциональных возможностей.

В настоящее время обращение к процессу профессионально-

„„ П

прикладного физкультурного образования (ППФО) является вынуж- ж

денной мерой, так как изменения должны произойти не на уровне здо- а

ж

ровья, а на уровне подготовки к профессиональной деятельности. А § профессионально-прикладное физкультурное образование реализовы-вает по сути те же функции, которые характерны для физкультурного

образования в целом, затрагивающее общие вопросы во время переноса С

§

двигательных, физических, моторных навыков, которые формируются а

ж

прикладной физической культурой, её умениями, в результате пости- 3

жения навыков и умений трудовой деятельности, исключая зависимость ж

ё

от профессии обучающихся студентов. Иначе говоря, в своей основе это к

ж

процесс физкультурного образования применительно ко всем специаль- § ностям, обогащающий субъективный профессиональный фонд полез- а ных как в плане физических, так и опосредованно связанных с ними спо- ж

0

1

и проведении прикладной физической нагрузки обеспечивалась формированием адаптации к будущей профессиональной деятельности прохождением трех фаз: срочной «начальной» стадии процесса увеличения

ключается в перестройках структуры самого организма, ввиду эффекта накоплений в организме мно вой адаптаций (Таблица 1).

а а а

ж §

а -к

собностей, соответственно сформированных двигательных умений и

навыков, от состояния которых косвенно или напрямую зависит дееспо- у

ж

собность профессионала.

Таким образом, преемственность и непрерывность в организации Уу

I

л ж

Ж

О ^

е о о ж

диапазона адаптационных возможностей, долговременной, которая за- ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§

о* ж

о

накоплений в организме многократно повторенной срочной и устойчи- а

л

¡о

§

о* ж

О

о

Таблица 1 — Экспериментальная методика прикладного физкультурного образования

Table 1 — Experimental methods of applied physical education

2 семестр 4 семестр 6 семестр

Начальная адаптация Долговременная адаптация Устойчивая адаптация

Мобилизация функциональных систем (внешнего дыхания и кровообращения) Повышение качества функции равновесия Двигательная активность (мощность работы)

Для нашего исследования логика преемственности согласовывалась с разработанной нами моделью ПФО и периодами адаптации и была следующей: первый курс (2 семестр) — срочная «начальная» адаптация, стадия ПФО в процессе приспособления организма занимающихся к прикладной физической нагрузке (основные знания профессионально-прикладной физической культуры, общие моторные способности, важные для профессии двигательные умения, технические освоения прикладных видов спорта), второй курс (4 семестр) — долгов-ременная адаптация, стадия ПФО, на которой вследствие накопления в организме эффектов многократно повторенной срочной «начальной» адаптации организм занимающихся приобретает новое качество в определенном виде деятельности (вариативные профессионально-прикладные знания, развитие специальных двигательных способностей), третий курс (6 семестр) — устойчивая адаптация, стадия ПФО, характеризующаяся повышением резистентности организма занимающихся к «повреждающим воздействиям, т. е. является основой для использования тренированности как средства профилактики, лечения и реабилитации» (прикладная физическая подготовка по собственной инициативе).

Оценка эффективности ПФО осуществлялась на основе критериев, отражающих увеличение диапазона адаптационных возможностей организма. При этом негативные, нейтральные и позитивные тенден-

ции в обозначенных компонентах позволяют определить уровни сфор-мированности для каждого из показателей: а) низкий, б) средний и в) высокий.

В принципе считать прикладную подготовку классическим видом физического воспитания некорректно, ибо их целевые установки,

П

хотя и совпадают в некоторых аспектах, но далеко не всегда. Если глав- ж ное назначение физического воспитания состоит в достижении всесто- аа

жа

роннего и гармонического развития физических способностей, то ма- §

аа

гистральная установка ППФП — это обеспечение высокой ж

фессиональной деятельности и которые можно приобрести в процессе регулярных занятий физической культурой». Ведь подобранный правильно и выполняемый постоянно комплекс физических упражнений позволяет заранее снизить отрицательное влияние профессии и усилить знания о профессиональных заболеваниях. Для фиксации результатов,

профессиональной физической работоспособности. Поэтому и в ПФО а

нет абсолютной необходимости всегда добиваться всестороннего гар- С

монического или максимального развития физических способностей, д

ж

как это предусмотрено в базовом физическом воспитании и спорте. В о

ней все содержательное, методическое и организационное построение а

ё

подчинено профессиональной специфике и не должно существенно вы- к

ж

ходить за ее рамки. §

3 Результаты (Results) U

Согласно проведённому исследованию на первом этапе срочной к

о

«начальной» адаптации занятия прикладной подготовкой увязывались |

с противопоказаниями и показаниями ограниченных возможностей у

ж

здоровья студентов и осуществлялись с целью формирования знаний о прикладности тех, «которые могут быть необходимы для будущей про- УУ

J

л

Ki ж

а

о ^

е о о U

о

ж §

о* ж

о

отражающих увеличение диапазона адаптационных возможностей ор- д

л

So

ганизма, на этой фазе использовались методы функциональных проб, в

частности, проба Серкина и проба Мартине-Кушелевского [10]. О

о

На втором этапе — долговременной адаптации — тренировка физических качеств, имеющих существенное прикладное значение для определённой профессиональной деятельности, становится существенно важным акцентом специального формирования их до профессионально требуемого уровня. Поскольку осуществляется это вследствие самостоятельного выбора определенного вида спорта, поэтому ПФО студентов имеет свою специфическую особенность: тренировки увязываются с противопоказаниями и показаниями ограниченных возможностей здоровья студентов. На этой фазе для фиксации результатов, отражающих увеличение диапазона адаптационных возможностей организма, и, следовательно, качества функции равновесия находит решение в отслеживании динамики освоения человеком новых (прикладных) двигательных навыков, используется метод стабилометрии, в основе которого лежит проба Ромберга.

На третьем этапе — устойчивой адаптации — занятия прикладной физической подготовкой имеют свою конкретную особенность, а именно специфическая направленность ПФО как предмета рабочей программы определяется требованиями, предъявляемыми специальностью, к которой готовят студента, или профессиограммой. При этом решение задач ПФО осуществляется в рамках выбора студентом определенного вида спорта. Для фиксации увеличения диапазона адаптационных возможностей организма использовался метод увеличения мощности и повышение экономичности функционирования двигательного аппарата, а для её измерения, учитывая рекомендации и противопоказания для данной категории студентов, проводится проба РWС170 и МПК.

На всех этапах используются существенным образом средства ПФО для воспитания как основных, так и ведущих для данной профессии физических качеств. К таковым упражнениям можно причислить

й

сц определенные движения, направленно влияющие на некоторые двига-

сц сц

со

о &

сц

тельные способности. Разбираются средства ПФО с неизменным учетом

закономерностей приобретения «эффекта положительного переноса физических качеств, когда, упражняясь в развитии какого-то одного качества, одновременно повышаются некоторые другие». При этом в зависимости от решаемых задач есть смысл широко применять разновидности положительного переноса, такие как однонаправленный,

П

прямой, косвенный и др. Результаты исследования представлены в сле- ж

дующей таблице (Таблица 2). ¡а

1 а а а

а 1

у

а

л

ж О

№ 3

и

и

Л

ж

О*

а и

к и

ж О

X

а

а а

а

!

л

Й а

О л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

О и

О ж §

о* ж

О

Й

а

л

¡о

3 §

о* ж

О О

Таблица 2 — Фазы увеличения диапазона адаптационных возможностей Table 2 — Phases of increasing the range of adaptive capabilities

Показатель Группа Период

2018 / 2019 2019 / 2020 2020 / 2021

Начальная адаптация

Проба Мартине ЭГ/ КГ 41 - 61 / 43 - 57 (p > 0,05) 64 - 36 / 61 - 39 (p < 0,05) 74 - 26 / 69 -31 (p < 0,05)

Проба Серкина ЭГ/ КГ 46,3 - 86,7 / 46,7 - 91,9 (p > 0,05) 48,2 - 97,5 / 48 - 103,1 (p < 0,05) 59,5 - 103,4 / 64,6 - 116,4 (p < 0,05)

Долговременная адаптация

Площадь статокинезиограммы ЭГ/ КГ 235,1 / 237,5 (p > 0,05) 205,9 / 229,1 (p > 0,05) 173,2 / 231,72 (p < 0,05)

КФР ЭГ/ КГ 64,42 / 65,63 (p > 0,05) 76,71 / 68,62 (p > 0,05) 85,08 / 73,32 (p < 0,05)

Устойчивая адаптация

PWC170 (относительная) ЭГ/ КГ 12,9 ± 1,2 / 13,1 ± 1,1 (p > 0,05) 14,4 ± 1,4 / 14,2 ± 1,4 (p > 0,05) 16,7 ± 0,5 / 14,8 ± 1,3 (p < 0,05)

МПК (относительная) ЭГ/ КГ 31,9 ± 2,1 / 31,8 ± 1,8 (p > 0,05) 37,1 ± 1,7 / 35,6 ± 2,3 (p > 0,05) 42,2 ± 0,7 / 37,6 ± 2,5 (p < 0,05)

4 Обсуждение (Discussion)

Очевидно, что результаты не зависят от степени физической подготовки студента и его половой принадлежности и свидетельствуют о вероятности роста адаптационных сдвигов, адекватных физической нагрузке. Этим обосновывается эффективность такого подхода

П

в целях формирования профессиональной адаптации и служит возмож- и

ным доказательством возрастания адаптивных возможностей орга- а

ж

низма (p < 0,05). В ЭГ это значит, что непосредственно при занятиях § прикладными средствами физического воспитания в соответствии с функциональными возможностями систем организма у студентов с

ОВЗ происходит формирование двигательных качеств. С

В случае стабилометрии минимизация затрат энергии означает а

е

эффективность, с которой в ЭГ, у студентов с ограниченными возмож- S

ностями здоровья к концу 3 курса видна выраженная динамика (p < ж

ё

0,05), что отражено в выводы о динамичности перестроек функцио- s

ж

нальной системы статокинетической устойчивости в усложнённо-но- §

к

вых условиях. а

s

Рассмотрение показателей PWC170 показывает, что вначале и в ж

о g

§

ж ж

Кроме того, сами учебно-тренировочные занятия базируются на

ний, на применении разнообразных средств прикладной физической культуры. Их направленность связана с обеспечением необходимой

а а

ж ж

т

ж s

ЭГ и в КГ он был на низком уровне, затем, к четвёртому семестру, в ЭГ оценка результата стала выше среднего уровня (р < 0,05).

Аналогично по МПК: 2 семестр ЭГ и КГ — очень низкий показатель, 4 семестр ЭГ — низкий, КГ — ниже среднего (р > 0,05), 6 се- ^

1

местр ЭГ — средний, КГ — ниже среднего (р < 0,05).

►а ж

о

широком использовании теоретических знаний и методических уме- о

ж о

ж §

о* ж

о

двигательной активности, достижением и поддержанием оптимального ^

§

уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения; усвоением опыта совершенствования и коррекции индивидуаль- о ного физического развития, функциональных и двигательных возмож-

сц aj

«

s сц

aj

ностей; с освоением жизненно и профессионально необходимых навыков, психофизических качеств.

В нашем понимании методику ППФП возможно актуализировать, а именно дополнить сведения в рамках современной действительности в сторону некоторого большего совершенства, которое предполагает последовательно (этапное) преобразование прикладной подготовки, повышение степени её развития с помощью не только количественных, но и качественных изменений при сохраняемой основе. Последовательное изменение, таким образом, в результате реализации целенаправленной педагогической деятельности в рамках современного ФГОС с использованием совокупности принципов, подходов и методов физической культуры — это и есть актуализация прикладной подготовки в рамках ПФО.

Таким образом, показатели прикладного физкультурного образования (ПФО) создают предпосылки для обеспечения успешности в будущей профессиональной деятельности студентов всех медицинских групп, а осуществлять эту концепцию необходимо в учебных заведениях высшего образования для увеличения диапазона адаптационных возможностей организма, особенно для студентов с ограниченными возможностями организма.

5 Заключение (Conclusion)

При разработке программ на кафедре физического воспитания и здоровья ЮУрГУ были использованы разработанные нами принципами, определяющие содержание, методы, формы и приёмы ПФО, сочетаемые с такими теориями и методиками физического воспитания и теориями спортивной тренировки, как: систематичность, предполагающая регулярные прикладные средства обучения и оптимальное чередо-

со вание прикладных нагрузок и отдыха; доступность, предполагающая

построение прикладной физической подготовки в соответствии с возможностями организма, учитывая индивидуальные задатки, способности, уровень здоровья; постепенность, предполагающая учёт функцио-

занимающихся.

4. Коровин С. С. Методологические основы теории профессиональной

мент здоровья, образа жизни и физической активности студенческой молодежи // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 464. С. 203-215.

6. Чекалева Н. В. Эффекты модернизации педагогического // Вестник Омского гос. пед. ун-та. 2017. № 3. С. 175-178.

нальных возможностей организма и соответствие индивидуальным особенностям; единство и взаимосвязь, закономерно предполагающие, что эффективность прикладной подготовки зависит от степени вовлечённости прикладных средств и качества их взаимодействия в условиях последовательного и поэтапного усложнения педагогического процесса; комплексность, вытекающая из того, что профессионально и

важные, элементарные физические и психические способности разви- &

ж

ваются в процессе повторных действий, данное качество личности, в §

а

которых выражается и улучшается; не допускающий значительного пе- а

а

3

рерыва в занятиях принцип практической направленности, а также а

»К

смены раздражителей разной направленности, которые приводят к § утрате серьезного позитивного эффекта. &

Исследование наглядно продемонстрировало, что при использовании разработанной нами методики прикладного физкультурного ^ образования (ПФО) у студентов ЭГ в достаточной степени (р < 0,05) увеличивается диапазон адаптационных возможностей организма на всех трёх фазах её формирования: срочной «начальной», долговремен-

& к

ной и устойчивой, вследствие структурных перестроений в организме Ж

ж

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

а

а а

Библиографический список

1. Предупреждение развития утомления у студентов с разной физической

активностью / Нагорнов И. В. [и др.] // Вестник ЮУрГУ. 2008. № 4. С. 108-110. &

у

(Образование, здравоохранение, физическая культура). е

2. Гузанов Б. Н., Тарасюк О. В., Башкова С. А. Профильно-специализированные компетенции студентов профессионально-педагогического вуза : монография. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. - 213 с.

3. Береговая О. А., Кудашов, В. И. Интернационализация высшего образо-

л

о а

Ж о

^

л о о

ж о

вания в условиях глобализации // Образование и саморазвитие. 2021. № 3. С. 100-114. а

^

о* о

физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2018. № 4. С. 43-44.

&

5. Захарова А. Н., Карвунис Ю. А., Капилевич Л. В. Мониторинг и менедж- §

§

о* ж

о

о

7. Сафонова О. А., Кривощёков В. Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток строительного профиля на основе комплексного подхода // Теория и практика физ. культуры. 2015. № 9. С. 29-30.

8. Коданева Л. Н., Кетлерова Е. С. Динамический контроль нагрузки в процессе занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы // Человек. Спорт. Медицина. 2020. № 2. С. 125-131.

9. Коновалова Г. М. Адаптация современной молодежи к условиям обучения в высшей школе: физиологический аспект // Вестник АГУ. 2011. № 3. С. 81-92.

10. Ажинова А. Э. Инклюзивное образование: барьеры внедрения и психолого-педагогические условия успешной реализации // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2019. № 2. С. 93-101.

D. V. Viktorov1, V. V. Shklyaev2

1ORCID No. 0000-0003-0635-1162 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate professor at the Department of Physical Education and Health, South Ural State University; Head the Department of Physical Education and Life Safety, South Ural State Institute of Arts. P. I. Tchaikovsky, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: viktorovdv@yandex.ru

2ORCID No. 0000-0003-0271-7091 Senior lecturer at the Department of Physical Education, South-Ural state

Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: shklyayev@mail.ru

APPLIED ADAPTATION OF STUDENTS OF VARIOUS MEDICAL GROUPS TO THE FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES

Abstract

Introduction. In the article, from the point of view of the concept of applied physical education, it is considered that the successful development of future professional activity, specific requirements imposed by industrial pro-

fessions, depends on the possibility of mechanisms of self-organization of hu-

man life, allowing to ensure an optimal level of quality of life of the individual. The purpose of the article is to form an applied adaptation when working ^ with students of various medical groups due to the adaptation of the body to | physical activity by the degree of severity (volume and intensity) of applied physical education.

^ Materials and methods. It is determined in our experiment that it is

q necessary to check the impact of pedagogical conditions on the effectiveness

of the formation of applied physical education in the pedagogical concept developed by us, its existing forms of organization, means and methods of classes with a contingent of students. A distinctive feature of the experimental methodology was that the mechanism for implementing the APE is based on the introduction of professionally applied physical culture in every second, fourth and sixth semester to increase motor fitness and, accordingly, reduce the period of adaptation as well as increase the range of adaptive capabilities during applied physical exertion.

Results. The content of materials has been developed, which allows determining the logic of continuity with the program material of the initial stage of training and grouping it along the content lines of two components: basic, providing the formation of the foundations of education in the field of applied physical culture, and variable, based on the basic, complementing it and taking into account the individuality of each student, his motives, inter- ^ ests, needs, as well as the traditions of application and the resource provision l of an educational institution. A set of indicators reflecting an increase in the d range of adaptive capabilities of the body in the process at each stage of the d formation of professional adaptation is identified and outlined.

Discussion. It is emphasized that the average group results, regardless of the gender and degree of physical fitness of the student, confirm the likelihood of an increase in adaptive shifts adequate to physical activity.

Conclusion. It is concluded that if in the pedagogical process of pro- d fessionally applied physical training we use the methodology of the concept g. of applied physical education (APE) developed by us, which involves gradual of successive transformations of the object, increasing the level (degree, stage) | of development through quantitative and qualitative changes of the preserved basis, students are sufficiently provided with an increase in the range of adap- s tive capabilities of the body and the formation of professionally important d qualities.

Keywords: Students; Adaptation; Applied physical education; Professional activity; Applied training; Higher education. ^

Highlights: s

o n

^ S

The concept of applied physical education has been developed as a set of specific and non-specific means and types of physical culture, which involves the organization of continuous professional and applied training for students with different degrees of training and health opportunities;

The mechanism of implementation of the APE is presented, based on the introduction of professionally applied physical culture in every second, fourth and sixth semester to improve motor fitness; n

The phases of the formation of the APE are defined: urgent «initial», long-term and sustainable adaptation in the practice of physical education of students, where the adaptation of the body to the future profession will be sufficiently ensured due to structural changes in the body of students.

aft

u

o

ss s

References

1. Nagornov I.V., Khorovets S., Frolov A.Yu. & Lazarenko V.P.

(2008), Preduprezhdenie razvitiya utomleniya u studentov s raznoj fizicheskoj aktivnost'yu [Prevention of fatigue development in students with different physical activity], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumani-tarno-pedagogicheskogo universiteta, 4, 108-110. (In Russian).

2. Guzanov B.N., Tarasyuk O.V. & Bashkova S.A. (2018), Profil'no-specializirovannye kompetencii studentov professional'no-pedagogicheskogo vuza [Specialized competencies of students of professional and pedagogical higher education institutions], Monografiya, Izdatel'stvo Rossiyskogo gosudarstvennogo professional'no-pedagogicheskogo universiteta, Yekaterinburg, 213 p. (In Russian).

3. Beregovaya, O.A. & Kudashov, V.I. (2021), Internacionalizaciya vysshego obrazovaniya v usloviyah globalizacii [Internationalization of higher education in the context of globalization], Obrazovanie i samorazvitie, 3, 100114. (In Russian).

4. Korovin S.S. (2017), Metodologicheskie osnovy teorii profession-al'noj fizicheskoj kul'tury [Methodological foundations of the theory of professional physical culture], Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury, 2018, 4, 43-44. (In Russian).

5. Zakharova A.N., Karvunis Yu.A. & Kapilevich L.V. (2021), Monitoring i menedzhment zdorov'ya, obraza zhizni i fizicheskoj aktivnosti stu-dencheskoj molodezhi [Monitoring and management of health, lifestyle and physical activity of students], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 464, 203-215. (In Russian).

6. Chekaleva, N.V. (2017), Effekty modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya [Effects of teacher education modernization], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 3, 175-178. (In Russian).

7. Safonova O.A. & Krivoshchekov V.G. (2015), Professional'no-pri-kladnaya fizicheskaya podgotovka studentok stroitel'nogo profilya na osnove kompleksnogo podhoda [Professionally applied physical training of students of the construction profile based on an integrated approach], Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury, 9, 29-30. (In Russian).

^ 8. Kodaneva L.N. & Ketlerova E.S. (2020), Dinamicheskij kontrol'

nagruzki v processe zanyatij fizicheskoj kul'turoj so studentami special'noj medicinskoj gruppy [Dynamic load control during physical education classes with students of a special medical group], Chelovek. Sport. Medicina, 2, 125131. (In Russian).

pv 9. Konovalova G.M. (2011), Adaptaciya sovremennoj molodezhi k

^ usloviyam obucheniya v vysshej shkole: fiziologicheskij aspekt [Adaptation of contemporary youth to the conditions of training in higher school: a physiolog-^ ical aspect], Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta, "Seriya 4. q Yestestvenno-matematicheskiye i tekhnicheskiye nauki", 3, 81-92. (In Russian).

10. Azhinova A.E. (2019), Inklyuzivnoe obrazovanie: bar'ery vnedreniya i psihologo-pedagogicheskie usloviya uspeshnoj realizacii [Inclusive education: barriers of implementation and psychological and pedagogical conditions of successful implementation], Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta imeni I. Kanta, 2, 93-101. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 26.11.2021; одобрена после рецензирования 16.12.2021; принята к публикации 16.12.2021.

The article was submitted 26.11.2021; approved after reviewing 16.12.2021; accepted for publication 16.12.2021.

p p

i

e

d

А d

a p

о n

of

dd

de n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.