Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.
18. Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X -первой половине XIII в. М., 1977.
19. Тихомиров М. Н. Крестьянские и городские восстания на Руси Х1-ХШ вв. М., 1955.
20. Зимин А. А. Феодальная государственность и Русская Правда // Исторические записки. М., 1965. Т. 76.
21. Свердлов М. Б. От Закона Русского к Русской Правде. М., 1988.
22. Данилова Г. М. Проблема генезиса феодализма у славян и германцев. Петрозаводск, 1974.
23. Пьянков А. П. Происхождение общественного и государственного строя Древней Руси. Минск, 1980.
24. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества ХП-ХШ вв. М., 1993.
25. Мельникова Е. А., Петру хин В. Я. Начальные этапы урбанизации и становления государства. (На материале Древней Руси и Скандинавии) // Древнейшие государства на территории СССР. 1985 г. М., 1986.
26. Толочко П. П. Древняя Русь. Очерк социально-политической истории. Киев, 1987.
27. Новосельцев А. П. Принятие христианства древнерусским государством как закономерное явление эпохи // История СССР. 1988. № 4.
28. Платонова Н. И. Русско-византийские договоры как источник для изучения политической истории Руси X в. // Восточная Европа в древности и
средневековье. Международная договорная практика Древней Руси. IX Чтения памяти В. Т. Па-шуто. Материалы к конф. М., 1997.
29. Назаренко А. В. Некоторые соображения о договоре Руси с греками 944 г. в связи с политической структурой Древнерусского государства // Восточная Европа в древности и средневековье: Политическая структура Древнерусского государства. VIII чтения памяти В. Т. Пашуто. Тез. докл. М., 1996.
30. Королев А. С. История междукняжеских отношений на Руси в 40-е - 70-е годы X века. М., 2000.
31. Королев А. С. «Род русский» и славяне Среднего Поднепровья в X веке // Наука и школа. 2010. № 6. С.113-117.
32. Королев А. С. Святослав. М., 2011. С. 45-46.
33. Свердлов М. Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII в. СПб., 2003.
34. Шинаков Е. А. Образование древнерусского государства: Сравнительно-исторический аспект. Брянск, 2002.
35. Петров И. В. Государство и право древней Руси. СПб., 2003.
36. Карпов А. Ю. Княгиня Ольга. М., 2009.
37. Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. Л., 1974.
38. Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической история. Л., 1980.
39. Фроянов И. Я. Рабство и данничество у восточных славян. СПб., 1996.
ПРИХОДСКИЕ СООБЩЕСТВА АНГЛИИ XVI-XVII вв. В ОТЧЕТАХ ЦЕРКОВНЫХ СТАРОСТ
PARISH COMMUNITIES IN ENGLAND IN THE 16TH-17TH CENTURIES, REFLECTED IN THE REPORTS OF CHURCHWARDENS
Т. В. Соколова
В статье приводится анализ отчетов церковных старост английских приходов XVI-XVII вв.; рассматривается их структура и содержание; выделяются основные обязанности церковных старост; поднимается вопрос о доступности, полноте и достоверности данных источников.
Ключевые слова: Церковные старосты, приходы, церковь, благотворительность.
T. V. Sokolova
The article is devoted to the analysis of churchwardens' reports back to the I6th-17th centuries; it views their structure and content, identifies the main duties of churchwardens; the question about availability, completeness and authenticity of these sources is raised.
Keywords: churchwardens, parishes, church, charity.
Социальные аспекты жизни английского города раннего Нового времени хорошо изучены в отечественной и историографии [1, с. 79]. Если российские историки относительно редко использовали приходские документы, в частности отчеты церковных старост, то инте-
ресы британских исследователей к ним были сосредоточены на внутрицерковных функциях старост [2, р. 309]. Данная работа отчасти заполняет указанные пробелы на материалах отчетов церковных старост приходов Лондона (приход Св. Варфоломея рядом с Королевской биржей, приход Св.
Михаила в Корнхилле), г. Вустера (приход Св. Михаила), г. Ре-динга в графстве Беркшир (приход Св. Марии) [3-5].
Английский приход XV-XVII вв. был низовой единицей самоуправления, функции руководства которой возлагались на церковных старост, избираемых на общем собрании. Выступая представителями прихода перед властями, также контролировали финансы общины и сборы, взимаемые церковью с прихожан. Отчеты церковных старост (churchwarden's accounts), помимо учета доходов и расходов прихода нередко включали краткие выписки из приходских регистров, журналов заседаний приходских собраний (vestry minute books), отчетов попечителей по делам бедняков, докладов мелких служащих и пр. [2, p. 307].
Сведения наших отчетов помогают проследить развитие экономических и социальных отношений на уровне отдельного небольшого сообщества, установить характер взаимоотношения центра и окраин, правительства и муниципалитетов, выявить, как основные законы выполнялись на местах. Кроме того, именно отчеты являются уникальным источником информации о возникновении и становлении системы помощи бедным.
Указанные отчеты в совокупности охватывают достаточно большой период времени с XV по XVII в. Каждый отчет составлялся главой прихода - церковным старостой или его помощниками (в XVII в. в связи с формированием системы общественного призрения появились попечители по делам бедняков) и содержал перечень всех расходов и доходов за год. В редких случаях один отчет мог включать информацию за более продолжительный период времени (например, отчет за 1601-1603 гг. прихода Св. Михаила в Вустере) [3, p. 153-159]. В начале каждого из отчетов указывалось имя (или имена) церковных старост (при этом не всегда указывался год), затем шел перечень денежных поступлений в казну прихода, а а после него - список всех затрат. Стоимость услуги или товара указывалась в фунтах, шиллингах и пенсах, также выводилась общая сумма доходов и расходов.
Некоторые отчеты включают еще и заключения инспекторов, в чьи обязанности входила проверка деятельности церковных старост. Например, в отчетах лондонского прихода Св. Варфоломея в конце каждого года приводятся заключения инспекторов, которые содержат ценные сведения о жизни прихода, дают характеристику работе церковного старосты, а также (что особенно интересно) фиксируют передачу приходского имущества от одного старосты к другому и приводят полный перечень данного имущества: книги, регистры, проповеди известных религиозных деятелей, сборники законов, свечи, столовые приборы, хозяйственная и церковная утварь, ткани и т.д. В отчете за 1650 г. среди прочего упоминается даже обзор Лондона Джона Стоу [4, p. 140]. В документах прихода Св. Марии г. Рединга приводятся лишь имена инспекторов, которые проверяли деятельность церковных старост [5].
Среди доходов самой существенной статьей была рента - плата за землю или дом. Она собиралась ежегодно и могла составлять от нескольких шиллингов в приходах провинциальных городов, до нескольких фунтов в Лондонском приходе Св. Варфоломея. Далее по значимости шли
платежи прихожан за церковные требы и, наконец, благотворительные взносы. В правление Елизаветы I (1558-1603) был введен налог в пользу бедных, и в отчеты (приход Св. Варфоломея в Лондоне) стали приводиться списки прихожан с указанием суммы собранного налога [4, р. 4-5]. Церковные старосты прихода Св. Михаила в Вустере также упоминают сборы в пользу бедняков [3, р. 154], а в приходе Св. Марии г. Рединга на протяжении всей второй половины XVI в. собирался налог "Paschall", который затем был заменен так называемыми «пасхальными деньгами» [5, р. 8].
Среди основных направлений расходования средств в отчетах чаще всего упоминаются затраты на храм как центр всей приходской жизни. Значительная часть приходской казны расходовалась на ремонтные работы и приобретение церковной утвари. Практически во всех отчетах упоминается ремонт стен, алтаря, скамеек для прихожан, мощение или уборка церковного двора, чистка окон, покупка свечей, тканей и т. п. Особенно много внимания уделялось состоянию колокола [3, р. 63,155, 158; 4, р. 3, 13, 190, 214; 5, р. 70, 100, 134, 167]. Также на приходские средства покупали вино и хлеб для совершения церковных таинств во время службы [2, р. 39, 52; 5, р. 82, 86, 138, 143]. Обязательным пунктом во всех отчетах являлась оплата проповеди священника, посвященной празднику или прочитанной по просьбе прихожан, например, прощального слова для родственников умершего. Иногда такая проповедь упоминалась в завещаниях прихожан. Приход брал на себя затраты на погребение и уход за могилами прихожан, которые не оставили средств на это.
Вторым направлением распределения приходских средств было создание и поддержание системы помощи беднякам, которыми формально считались те, кто зарабатывал в день не более двух пенсов. При этом самое ничтожное дневное пропитание одного человека стоило около трех пенсов [6, с. 42]. С принятием законов о бедняках на администрацию прихода и его жителей были возложены обязательства по поддержанию своих бедствующих соседей, которые до официального постановления прихожане брали на себя по обычаю [7, р. 10]. Начиная с XVII в. суммы налога постоянно увеличивались, что было следствием нарастания проблемы бедности в масштабах всей страны. Появляется новая категория бедняков - «трудящиеся», то есть, даже упорно работая, многие жители Англии не могли обеспечить нормальное существование своих семей без посторонней помощи [7, р. 9]. В отчетах церковных старост ухудшение ситуации с бедняками отражалось напрямую в виде постоянно увеличивающихся затрат на их содержание.
Среди видов помощи бедным преобладала прямая финансовая поддержка бедняков, источниками которой служили собираемые налоги в пользу бедняков и различные пожертвования. В одних отчетах фиксировалась лишь окончательная сумма расходов на бедных [8], в других чиновники указывали и имена получателей, и (иногда) их социальное положение [4]. Приход также закупал хлеб, уголь, ткани на одежды, которые шли исключительно на нужды бедняков [4, р. 6, 36, 97]. Приходские чиновники помогали беднякам и в тех случаях, когда последним требовалась по-
мощь врача. В отчетах встречаются упоминания об оплатах услуг докторов или пребывания больного в госпитале [4, p. 6, 14, 101, 102; 8, p. 154]. Здесь следует особенно отметить информацию о деятельности церковных старост во время эпидемий чумы. Например, отчеты прихода Св. Михаила в Корнхилле содержат информацию о действиях, принятых администрацией в периоды эпидемий чумы в 1593-1604 г., бушевавших в Лондоне. В ходе борьбы со смертельной болезнью церковные старосты отправляли зараженных чумой в специальные лепрозории и оплачивали их содержание и лечение, предписывали наносить опознавательные метки на жилища больных, а также выплачивали компенсации людям, чьи дома были сожжены в целях предотвращения распространения эпидемии [8, p. 184, 193, 196].
В некоторых отчетах встречаются сведения, что прихожане иногда помогали своим собратьям-должникам, попавшим в тюрьму, погашая их долги за счет общих средств прихода, которые находились в ведении церковных старост [4, p. 91, 101]. Также отчеты содержат информацию о детях бедняков, сиротах и незаконнорожденных, находившихся на попечении прихода. Довольно часто в источниках встречаются упоминания о подкидышах и попытках местной администрации найти их матерей. Однако, судя по дальнейшим данным, они обычно оказывались тщетными. Существенную статью расходов составляли затраты на выплаты жалований женщинам, выполнявшим роли нянек для детей, оставшихся без попечения родителей, на покупку им еды, пошив одежды, наконец, на обучение их ремеслу [3, p. 155, 159; 8, p. 180, 197]. В одном из отчетов прихода Св. Варфоломея в Лондоне среди прочих расходов упоминается оплата одного года обучения детей бедняков в известной столичной школе Госпиталь Христа в размере 13 фунтов 18 шиллингов и 2 пенсов [4, p. 38].
Как говорилось ранее, одним из главных источников пополнения приходской казны являлась благотворительность. Чаще всего в отчетах упоминаются пожертвования, указанные дарителями в своих завещаниях. Церковные старосты назначались поверенными лицами умершего человека, и именно они следили за исполнением его воли. В большинстве случаев определенная часть средств отчислялась либо в пользу церкви, либо шла в фонд бедствующих прихожан. Начиная с XVII в., когда проблема бедности превратилась в настоящий бич для всей Англии, пожертвования в пользу складывающейся системы вспомоществования стали уже восприниматься как забота дарителя об общественном порядке [10, с. 286].
Сообщения о благотворительных выплатах обычно содержат в себе следующую информацию: имя дарителя, направление (на что шли деньги), величина суммы. Когда пожертвования предназначались беднякам, то в некоторых отчетах указывались имена и статус получателя. Например, в отчетах прихода Св. Михаила города Вустера за 1603 г. упоминается благотворительное пожертвование некоего доктора Хэара (Doctor Hare), сделанное им в завещании, в соответствии с которым финансовую помощь в размере 12 пенсов получили 12 человек, 8 из них были вдовами [3, p. 156]. Однако на какие именно цели им следовало потратить средства (например, на одежду или пропитание, отчеты указывают редко.
Отчеты содержат и другую информацию, касающуюся жизни прихода, например: о ремонтных работах (починка домов, служебных зданий, мощение дорог); затратах, связанных с ведением документации (покупка новых или починка поврежденных книг, регистрация всех окрещенных детей, женившихся и умерших, выплата жалований служащим и т. д.); расходы, вызванные приездом высокопоставленных лиц (например, контролеров или епископа) или специальных комиссий; деловые поездки самих церковных старост (в отчете за 1601-1603 гг. прихода Св. Михаила в Вустере упоминается поездка одного из старост в г. Ладлоу [3, p. 156]) и т. д.
Несмотря на то, что многие аспекты жизни английского прихода не нашли отражение в отчетах [2, p. 312313], использование отчетов старост наряду с другими источниками позволяет значительно расширить представления о социальной истории Англии раннего Нового времени на уровне наиболее мелкой социальной и административной единицы - прихода.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Евсеев В. А. Завещания Нэресборского регистра как источник по истории малых городов Англии XVI-XVII вв. / Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое время: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3 / Отв. ред. Е. В. Кузнецов. - Арзамас: АГПИ, 2004.
2. Pre-Reformation Churchwardens' Accounts and Parish Government: Lessons from London and Bristol // English Historical Review. 2002. Vol. 117 (471).
3. The Churchwardens' accounts of St. Michael's in Bedwardine, Worcester, from 1539-1603. Oxford: James Parker and Co., 1896.
4. The Account books of the parish of St. Bartholomew Exchange in the City of London, 1596-1698. London: Rixon and Arnold, 1895.
5. The Churchwardens' accounts of the parish of St. Mary's, Reading, Berks, 1550-1662. Reading: Edward J. Blackwell, 1893.
6. Винокурова М. В. Нищие в малых городах Юго-Западной Англии XVI-XVII вв. // Средние века. М.: Наука, 1997. Вып. 59. С. 42-48.
7. Churchwardens' accounts of Cratfield, 1640-1660 / edited by L. A. Botelho; general editor, David Dymond. Woodbridge: Boydell&Brewer, 1999.
8. The Accounts of the Churchwardens of the parish of St. Michael, Cornhill, in the City of London, from 1456 to 1608. London, 1871.
9. Inwood, S. A History of London. London: Paper-mac., 1998.
10. Ястребицкая А. Л. Низшие социальные слои: бедность и бедняки // Город в средневековой цивилизации Западной Европы в 4 Т. / Отв. ред. А. А. Сванидзе. Т. 2. М., 2000.