Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях
ПаХторюога: еп %ропю, еп лрооюлю, еп ег5ег Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии № 1 (25) 2024
ev "Проа^,
rrvTOApl
<2.
ПАААЮРШЛА ДРЕВНЯЯ РУСЬ Я>
личной
Ф. Д. Подберёзкин
Приходская жизнь православной церкви св. Николая в Риге (XV — начало XVI веков): попытка реконструкции
УДК 271.2(474.3-25)-774-9 DOI 10.47132/2618-9674_2024_1_111 EDN ECWBZB
Аннотация: Предпринимается попытка реконструкции приходской жизни церкви св. Николая в Риге в XV — начале XVI веков на основе переписки полоцких епископов с городскими властями Риги, а также при помощи сравнения с аналогичной купеческой церковью «Петрова двора» ганзейских купцов в Новгороде. Историю рижского православного прихода определяли два ключевых фактора: двойная юрисдикция храма (рижский городской совет/полоцкая архиепископия) и вопрос о распределении церковных доходов между священником, русскими купцами и рижскими ратманами. Приход св. Николая был «теплым местечком» с перспективой получения нефиксированной прибыли для настоятелей храма. Ввиду высокой мобильности храмового духовенства местная община была относительно самостоятельной и привыкла к самоуправлению. Косвенные данные указывают на пренебрежение постом в общине церкви св. Николая. Особенностью литургии в церкви св. Николая было поминание сразу «трёх господ» — великого князя литовского, рижских ратманов и архиепископа полоцкого. Дальнейшая публикация архивных источников XV-XVI веков, связанных с взаимоотношениями Полоцка и Риги, предоставит материал для продолжения исследований приходской жизни церкви св. Николая.
Ключевые слова: Церковь св. Николая, Рига, Полоцк, «Петров двор», Новгород, приходская жизнь.
Об авторе: Филипп Дмитриевич Подберёзкин
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центральной научной
библиотеки им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси.
E-Mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7471-8793
Статья написана в рамках проекта БРФФИ «Политическая коммуникация на территории Восточной Европы (конец Х-ХШ в.)», договор № Г23ИП-005.
Для цитирования: Подберёзкин Ф. Д. Приходская жизнь православной церкви св. Николая в Риге (XV — начало XVI веков): попытка реконструкции // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2024. № 1 (25). С. 111-121.
Статья поступила в редакцию 29.09.2023; одобрена после рецензирования 12.10.2023; принята к публикации 20.10.2023.
Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas
nalaiopwoia: ev cpovw, ev ppoowpw, ev eidei
Scientific journal of Saint-Petersburg Theological Academy № 1 (25) 2024
ev "npoaoiy, ^ -
<2.
ÜAAAIOPQSIA
äpebhhh pyct
Philipp Podberezkin
Parish Life of St. Nicholas Orthodox Church in Riga (15 — early 16th Centuries): an Attempt at Reconstruction
UDK 271.2(474.3-25)-774-9 DOI 10.47132/2618-9674_2024_1_111 EDN ECWBZB
Abstract. The article attempts to reconstruct the parish life of St. Nicholas Church in Riga in the 15th — early 16th centuries, drawing on the mail archives between the bishops of Polotsk and the municipal authorities of Riga, as well as on making a comparison with a similar merchant church of the "Peter's Court" of Hanseatic merchants in Novgorod. The history of the Riga Orthodox parish was determined by two key factors: the dual jurisdiction of the church (Riga Municipal Council / Polotsk Archbishopric) and the issue of distribution of church revenues among the priest, Russian merchants, and Riga ratmans. The parish of St. Nicholas was a "plum job" with the prospect of non-fixed profits for the rectors of the church. Due to the high mobility of the parish church clergy, the local community was relatively independent and accustomed to self-governance. Some indirect data indicate the neglect of fasting in the congregation of St. Nicholas Church. The peculiar feature of the liturgy in the church of St. Nicholas was commemoration of "three masters" together — the Grand Duke of Lithuania, the municipal authorities of Riga and the Archbishop of Polotsk. Further publication of archival sources of the 15th-16th centuries concerning the relationship between Polotsk and Riga will provide material for further research of the parish life of St. Nicholas Church.
Keywords: St. Nicholas Church, Riga, Polotsk, Peter's Court, Novgorod, Parish Life. About the author: Philipp Podberezkin
PhD in History, senior researcher of the Yakub Kolas Central Scientific Library at the National Academy of Sciences of Belarus.
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7471-8793
The article was written by the BRFFI project "Political Communication on the Territory of Eastern Europe (the end of the 10-13 centuries)", contract No. G23IP-005.
For citation: Podberezkin Ph. Parish Life of St. Nicholas Orthodox Church in Riga (15 — early 16th Centuries): an Attempt at Reconstruction. Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas, 2024, No. 1 (25), p. 111-121.
The article was submitted 29.09.2023; approved after reviewing 12.10.2023; accepted for publication 20.10.2023.
История православной иерархии Великого княжества Литовского в XIII-XVI в. остаётся актуальной задачей восточноевропейской медиевистики. Несмотря на существующую традицию изучения, целостное видение данной проблематики пока не представляется возможным ввиду отсутствия либо недостатка сведений об отдельных епископах1. Однако исследование истории Церкви не сводится к изучению церковной иерархии — не менее важно увидеть за «пастырями» их «паству», рассмотреть за формулярами церковных документов жизнь отдельного прихода.
Ниже будет предпринята попытка реконструировать некоторые особенности приходской жизни церкви св. Николая в Риге в XV — начале XVI в. Приход находился в собственности рижских городских властей и в церковной юрисдикции полоцких архиепископов2 — поэтому для решения вопросов церковного хозяйствования полоцким владыкам приходилось вести оживленную переписку с рижскими властями, что определило наличие (хоть и ограниченного) материала источников по интересующему нас вопросу для указанного периода. Полоцкие владычные грамоты и православная церковь в Риге уже становились предметом специального интереса истори-ков3. Мы попытаемся дать коллективный портрет священников и прихожан церкви св. Николая, выяснить источники финансирования церкви.
К сожалению, до нас не дошли письма священников и ратманов Риги полоцким епископам. Чтобы восполнить эту лакуну, будет применяться сравнительный метод. Типологически церковь св. Николая сходна с церковью «Петрова двора» ганзейских купцов в Новгороде. Церкви существовали в одно и то же время (XШ-XVI в.), находились в иноконфессиональном окружении и финансировались преимущественно купечеством. Сохранился обширный комплекс немецких источников, касающихся церкви «Петрова двора», откуда следует, что оба прихода имели сходные проблемы, связанные с работой священников и обеспечением прихода. Думается, такой подход поможет хотя бы приблизительно реконструировать некоторые аспекты церковной жизни православного прихода, недоступные нам из корреспонденции полоцких владык.
1 Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877; Павлов А. С. О начале Галицкой и Литовской митрополии и о первых тамошних митрополитах по византийским документальным источникам XIV в. М., 1894; rpbmpoei41.1. Беларуская iерар-хiя. Мн., 1992; Шейкин Г.Н. Полоцкая епархия: Историко-статистическое обозрение. Мн., 1997; Mironowicz A. Kosciol prawoslawny w panstwie Piastow i Jagiellonow. Bialystok, 2003; Варотн В.А. Праваслауныя цэрквы i манастыры горада Полацка (да 1582) // Studia Historica Europae Orientalis = Исследования по истории Восточной Европы. Вып. 2. Мн., 2009. С. 152-174; Его же. Полацюя архiепiскапы першай паловы XVI ст. (бiяграфiчныя матэрыялы) // Silva rerum nova: Штудьп у гонар 70-годдзя Г. Я. Галенчаню. Вшьня, Мн., 2009. С. 60-67.
2 Об этом прямо свидетельствует епископ полоцкий и витебский Иона в послании рижским мещанам (1482-1488): А також вашей милости сведома, што ж есть церковъ Свлтого Николы оу вашее милости городп оу Ризп> нашего грпческого закону, а наше подание, которому попу прикажем (ПГ. Т. 1. М., 2015. № 251).
3 Кузьмин А.В. Грамоты, связанные с деятельностью Полоцких епископов и архиепископов в XIV — середине XV в. как источник по истории Полоцкой епархии // Вестник церковной истории. 2012. № 1/2 (25-26). С. 229-254; см. также комментарии к новейшему изданию полоцких грамот: ПГ. Т. 2. Комментарии. М., 2015; Gutzeit W. Zur Geschichte der Kirchen Rigas. Mittheilungen aus dem Gebiete der Geschichte Liv-, Ehst- und Kurlands. Bd. 10. H. 1. Riga, 1861. S. 328-330; Gutzeit W. Wo lag Kirche und Kloster der Russen in Riga zur Ordenszeit? Mittheilungen aus dem Gebiete der Geschichte Liv-, Est- und Kurlands. Bd. 11. Riga, 1868. S. 511-513; Arbusow L. Livlands Geistlichkeit vom Ende des 12. bis ins 16. Jahrhundert. Dritter Nachtrag. Jahrbuch für Genealogie, Heraldik und Sphragistik 1911, 1912 und 1913. Mitau, 1914. S. 272-273; Кампе П. Православная церковь св. Николая Чудотворца в гор. Риге // Вера и Жизнь. Рига, 1938. № 2. С. 174-181; № 3. С. 192-200.
Священники
Известны имена примерно 20 священников церкви св. Николая, упомянутых в источниках с 40-х годов XV в. до начала Ливонской войны4. Вопрос о назначении нового священника мог решаться после письма рижских ратманов полоцкому архиепископу. Так, в ответном послании архиепископа Феодосия (около 1409-1415) городским властям владыка упоминает писания рижан, откуда он вразумел, что рижане пишут про попа5. Данный эпизод можно сравнить с посланием 1427 г. немецких купцов «Петрова двора» в Новгороде городским властям Дерпта, где первые просят выслать им нового священника по причине долгой болезни местного клирика Генриха6. Примечательно, что в первом случае инициативу прошения священника берут на себя городские власти, а во втором — сами купцы-прихожане церкви св. Петра в Новгороде.
Такая практика может объясняться различиями в жизнеобеспечении клира в купеческих церквах Новгорода и Риги. Известно, что латинский священник «Петрова двора» получал фиксированную зарплату непосредственно от самих купцов7. Православный священник в Риге жил за счёт руги — т. е. жалованья, которое произвольно назначалось ему из доходов русских купцов храма св. Николая. В отличие от Новгорода, рижские ратманы сами выплачивали ругу священнику — полоцкий архиепископ не протестовал против этого8. Таким образом, католические власти города выполняли функцию выплаты жалованья духовенству, свойственную византийской и древнерусской системе взаимоотношений Церкви и государства9. Нарушение традиции, т. е. отказ рижан выплачивать жалованье священнику, могло привести к конфликту — например, архиепископ Симеон II угрожал заступничеством великого князя литовского, если ратманы продолжат въступатсА в церковное (1440-1446)10.
Отсюда понятно, почему ратманы сами могли инициировать вопрос о присылке нового священника. Руга представляла собой значительную часть церковной казны, к которой имели прямой доступ рижане11. В случае отсутствия священника либо его болезни руга теряла актуальность и церковный доход существенно уменьшался.
По всей видимости, священники церкви св. Николая активно участвовали в финансовых операциях города. Об этом свидетельствует послание епископа Калиста (1458-1470)12. По его словам, некий Прошко Дыбиничь жаловался ему на попа на ни-
4 Arbusow L. Livlands Geistlichkeit... S. 272-273. Интересно, что 11 из 20 священников звали «Иван». Впервые священник назван по имени в послании архиепископа Симеона II совету г. Риги (около 1440-1446) (ПГ. Т. 1. М., 2015. № 75). В верительной грамоте архиепископа Феодосия II (1409 — после 1415) речь идёт просто о попе (Там же. № 58).
5 Осторожная оговорка архиепископа вразумел есми может свидетельствовать о проблемах с переводом упомянутых писаний рижан.
6 LUB. Bd. 7. Riga, Moskau, 1881. Nr. 582. См. также: Подберёзкин Ф.Д. Священники латинского обряда в Новгороде (XV — начало XVI веков): основные вехи духовной карьеры // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2018. № 2 (10). С. 185-192.
7 LUB. Bd. 9. Riga, Moskau, 1889. Nr. 557, 566.
8 А што преже сего ваша братья, старые ратманове, давали ругу попомъ нашимъ, которые ппвали оу Свлтого Николы, и вы бы, наши дпти, дали по тому же ругоу къ Свлтому Николе попу нашему Ивану (ПГ. Т. 1. № 75). Очевидно, что архиепископ Симеон II указывает рижанам на давнюю традицию.
9 Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII веках. М., 2002. С. 124.
10 ПГ. Т. 1. № 102.
11 Церковный староста (в отсутствие священника) заведовал только ключами и церковной утварью (ПГ. № 251. С. 394).
12 ПГ. Т. 1. № 139.
кольского на Ивана, занже тотъ Прошько изгибъ оу поруце по томъ попп>. Термин изгибъ в данном случае может означать пропажу (вероятно, денег или материальных ценностей) вследствие того, что Прошко поручился за попа Ивана. Не исключено, что поручительские операции никольских священников и были причиной вступления рижских городских властей в церковное имущество13.
В последние десятилетия XV в. в епископских посланиях при назначении новых священников в церковь св. Николая в качестве адресатов начинают фигурировать церковные старосты14. В послании нареченного митрополита Киевского и всея Руси Симеона III (1481) рижанам, где сообщается о присылке нового священника Савы, владыка указывает, что ратманы и старосты смотреть врлдоу церковнаго и ют кривдъ боронлть, требоующим милости Божиии и святого великого Николы15. Следовательно, во время отсутствия действующего священника церковные старосты распоряжались церковным имуществом вкупе с рижскими властями. Новоприбывший клирик должен был идти на серьёзные компромиссы как с городской властью, так и с церковным старостой в деле управления церковным хозяйством.
Благодаря сохранившемуся посланию бывшего священника церкви св. Николая Прокопия рижским городским властям (1508), есть уникальная возможность взглянуть на ситуацию в приходе с перспективы местного духовенства16. Письмо «выдержано в традициях латиноязычной переписки»17. Возможно, владение латынью было одним из основных условий для назначения священника в рижский приход полоцким архиепископом — клирик находился в постоянной коммуникации с рижской администрацией, основными языками которой были средненижненемецкий и латынь. Прокопий писал, что отремонтировал церковь св. Николая за свой счёт и долги у добрых людей, попросил ходатайства ратманов ввиду решения владыки Евфимия назначить в приход нового священника Никиту. Причину вынужденных трат священника Прокопия можно выяснить, если обратиться к подобному случаю в церкви «Петрова двора» в Новгороде. В 1431 году купцы-прихожане писали властям города Дерпта, что их священнику Генрику Патбергу приходилось финансировать ремонт церкви за свой счёт, так как во время его служения в городе находилось немного ганзейских торговцев18. Несмотря на то, что доход латинского священника регламентировался давней традицией19, регулярность денежных поступлений зависела от количества ганзейских купцов, которые, по-видимому, поровну делили между собой необходимую сумму для выплаты клирику. Осмелимся предположить, что присутствие определенного количества русских купцов в Риге также влияло на размер руги, выплачиваемой священнику церкви св. Николая. В таком случае священник Прокопий, как и Генрих Патберг, решился на срочный ремонт своей церкви за собственные деньги ввиду отсутствия поддержки купцов своей паствы. По всей видимости, священник не пользовался доверием архиепископа — владыка Евфимий написал письмо рижанам (1510), где просил удостовериться, действительно ли Прокопий потратил на ремонт церкви свои, а не церковные деньги20. Священник лично говорил об этом владыке в Вильне — т. е. ему не удалось добиться сохранения за собой рижского прихода, а в Вильне Прокопий надеялся найти протекцию
13 Там же. № 191, 195.
14 ПГ. Т. 1.
15 Там же. № 243.
16 Там же. № 435.
17 ПГ. Т. 2. С. 273.
18 LUB. Bd. 8. Riga, Moskau, 1884. Nr. 428.
19 LUB. Bd. 9. Riga, Moskau, 1889. Nr. 556.
20 ПГ. Т. 1. № 456.
у великого князя Сигизмунда, который в момент написания письма находился в Смоленске, но до Полоцка так и не доехал21.
Источники первой половины XVI в. фиксируют частую смену священников в церкви св. Николая. Так, во время правления архиепископа Иосифа за период 15131521 гг. «попы» менялись 7 раз22, пока в 1521 г. священником не стал Иван, родственник владыки23. В том случае, когда епископская должность оставалась вакантной, священника назначали городские власти Полоцка24.
Сохранилось одно послание полоцкого архиепископа Герасима (1560-1562) с просьбой передать имущество умершего священника церкви св. Николая в Риге его двоюродному брату25. Как отмечалось выше, священники могли иметь доход от финансовых сделок во время своего служения; не исключено, что они привозили с собой некоторые средства к началу своей духовной карьеры в Ливонии. Во всяком случае, послание Герасима свидетельствует, что клирик мог не беспокоиться о своих наследственных правах.
Прихожане
Прихожанами церкви св. Николая в Риге были приезжие купцы ютто всихъ странъ26, не считая оседлых русских («руси»), живших в Риге. Основной доход церкви состоял из пожертвований «гостей»27; они и составляли ругу священников. В этом смысле православная церковь в Риге ничем не отличалась от купеческих церквей ганзейских «дворов» — латинские священники церкви «Петрова двора» также содержались за счёт коммерческих доходов своей паствы.
Источники сохранили сведения о благочестивых практиках прихожан «Петрова двора» — например, во время богослужений в латинской церкви Новгорода соблюдалась тишина, выходить из церкви запрещалось28; купцы просили клириков освящать немецкие кладбища в Новгороде (священник мог оказать такую услугу на бесплатной основе)29. Другие сведения мы встречаем в послании архиепископа Евфимия рижским ратманам (1509)30. Священник церкви св. Николая Микита пожаловался владыке, что купцы греческого закону у свлтыи дни ядлть и пьють рано не по юбычаю. Владыка просил рижские власти помочь священнику в деле наказания духовно нерадивых купцов. Письмо датировано 27 апреля — т. е. речь идёт о «чревоугодии» православных купцов в послепасхальное время (в 1509 г. Пасху праздновали 8 апреля). Вероятно, купцы нарушали традиционный пост по средам и пятницам.
21 Бережков Н.Г. Итинерарий великих князей литовских по материалам Литовской метрики (1481-1530 гг.) // Археографический ежегодник за 1961 год. М., 1962. С. 194.
22 Arbusow L. Livlands Geistlichkeit... S. 273.
23 Русско-ливонские акты, собранные К. Е. Напьерским. СПб., 1868. № 370.
24 Варотн В.А. Полацюя архiеmскапы... С. 64.
25 Там же. С. 67.
26 ПГ. Т. 1. № 195. Эта фраза архиепископа Симеона III подтверждает, что прихожанами церкви были купцы из разных регионов Восточной Европы. Некоторые исследователи категорично видят в «руси» Риги «белорусских купцов» (Дзярновiч A.I. «Русю» двор Рыгк гандлёвая факторыя беларусюх купцоу XIII-XVI ст. // Псторыя гандлю на тэрыторьп Беларуа. Мн., 2016. С. 89-99; Ан-германн Н. Русские и белорусские купцы в средневековой Ливонии // От Древней Руси к России нового времени: сборник статей к 70-летию А. Л. Хорошкевич. М., 2003. С. 264-271).
27 ПГ. Т. 1. № 102.
28 Die Nowgoroder Schra in sieben Fassungen vom ХШ. bis XVII. Jahrhundert. Hrsg. von Dr. W. Schlüter. Dorpat, 1911. S. 132, 133.
29 LUB. Bd. 10. Riga, Moskau, 1896. Nr. 671.
30 ПГ. Т. 1. № 448.
Трагическое событие для прихожан церкви св. Николая произошло в 1548 г. Как отметил в своём дневнике рижский бургомистр Юрген Падель, 9 июня ему пришлось закрыть церковь из-за воровства31. Из Риги обратно к полоцкому владыке были высланы поп с прислужниками и диакон. Падель получил ключи от церкви (вероятно, забрав их у священника) и 16 мая 1549 г. сдал их в рижскую ратушу32. Учитывая, что в церкви св. Николая, как и в церкви «Петрова двора» в Новгороде, был общий склад товаров купцов, напрашивается предположение, что объектом кражи было купеческое имущество, блюсти которое должен был обладатель ключей храма (сам священник либо церковный староста в отсутствие клирика). Сам факт высылки священника и всего церковного персонала (pape sampt sinen koster und diakon) свидетельствует о возможном подозрении в отношении русского клира.
В заключение отметим некоторые особенности литургии в церкви св. Николая. Полоцкие владыки часто подчеркивали цель посылки очередного священника в рижский приход — как правило, это было пенье и молитва за асподарское здоровье, и за вашее милости, приятелеи наших, и за нас, богомольца асподарского33. Такой порядок упоминания присутствует в нескольких письмах полоцких владык34. Стоит предположить, что данный порядок соблюдался и во время литургии в храме св. Николая — поминали великого князя литовского, членов рижского городского совета и самого архиепископа полоцкого — при этом о поминании митрополитов Киевских и всея Руси либо вселенских патриархов ничего не говорится.
Жизнь православной церкви св. Николая в Риге определялась двумя обстоятельствами: во-первых, двойной юрисдикцией (храм находился в собственности рижского городского совета и в церковном отношении подчинялся полоцкому архиепископу); во-вторых, проблемой распределения церковных средств между купцами, священником и рижскими ратманами.
До середины XVI в. у нас нет свидетельств о каких-либо межконфессиональных конфликтах, связанных с церковью св. Николая. Архиепископы Риги и Полоцка сознательно поддерживали статус-кво — в отличие от других городов Ливонии35, здесь долго сохранялся религиозный мир. Главным источником конфликта между православным духовенством и рижскими ратманами были пожертвования русских купцов и финансовые операции самих священников в Риге. В первом случае не существовало чёткой регламентации распределения церковной руги; во втором случае священники приобретали доход «на стороне» и потому доход церкви трудно было принимать в расчёты. Приход св. Николая был «теплым местечком» с возможностью получения нефиксированных доходов — на это указывает желание священников оставаться в приходе после официального отзыва со стороны полоцкого владыки, а также относительно частая смена священников, назначения на эту должность родственников полоцкого архиепископа. Можно предположить, что существовал серьёзный
31 Jürgen Padel's und Caspar Padel's Tagebücher. Hrsg. von H.J. Böthführ. Mittheilungen aus dem Gebiete der Geschichte Liv-, Ehst- und Kurlands. Bd. 13. Riga, 1886. S. 328.
32 Ibid. S. 332.
33 ПГ. Т. 1. № 447.
34 Там же. № 215, 243.
35 Например, Дерпта, где в 70-е годы XV в. произошло гонение на местную православную общину (Костромин К.А. Исидор и Иоанн — православные священники г. Тарту во второй половине XV века // Провинциальное духовенство дореволюционной России. Сб. науч. тр. междунар. заоч. конф. Вып. 3. Тверь, 2008. С. 295-304; Подберёзкин Ф. Д. Псковская агиография как источник по истории русско-ливонских отношений XIII-XV вв.: к постановке вопроса // Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. Альманах. Вып. 8. СПб., 2017. C. 146).
образовательный ценз для кандидатов на должность священника церкви св. Николая, связанный в первую очередь со знанием языков (латынь либо средненижненемецкий).
Ввиду частой смены священства церковная община в лице старосты привыкла к самоуправлению — новоприбывшему клирику было необходимо идти на компромисс как с ним, так и с рижскими властями. Сведения о религиозных практиках русских купцов крайне отрывочны, чтобы можно было делать заключение об их благочестии; однако характерное послание архиепископа Евфимия (1509) свидетельствует о пренебрежении рижским купечеством правилами поста. И наоборот, свидетельства о благочестии немецких купцов «Петрова двора» говорят в пользу последних. Примечательной особенностью литургии в церкви св. Николая было поминание сразу «трёх господ» — великого князя литовского, рижских ратманов и архиепископа полоцкого.
Данная статья лишь отмечает некоторые перспективы будущих исследований приходской жизни православной церкви св. Николая в Риге. Дальнейшая публикация архивных источников XV-XVI в., связанных со взаимоотношениями Полоцка и Риги, предоставит материал для более основательных исследований указанной проблематики.
Источники и литература
Источники
1. Полоцкие грамоты XIII — начала XVI века / Подг. А. Л. Хорошкевич, С. В. Полехов,
B. А. Воронин, А. И. Груша, А. А. Жлутко, Е. Р. Сквайрс, А. Г. Тюльпин. Т. 1-2. М., 2015.
2. Русско-ливонские акты, собранные К. Е. Напьерским. СПб., 1868.
3. Jürgen Padel's und Caspar Padel's Tagebücher. Hrsg. von H.J. Böthführ. Mittheilungen aus dem Gebiete der Geschichte Liv-, Ehst- und Kurlands. Bd. 13. Riga, 1886.
4. Liv-, est- und kurländisches Urkundenbuch. Bd. 7. Hrsg. von H. Hildebrand. Riga, Moskau, 1881.
5. Liv-, est- und kurländisches Urkundenbuch. Bd. 8. Hrsg. von H. Hildebrand. Riga, Moskau, 1884.
6. Liv-, est- und kurländisches Urkundenbuch. Bd. 9. Hrsg. von H. Hildebrand. Riga, Moskau, 1889.
7. Liv-, est- und kurländisches Urkundenbuch. Bd. 10. Hrsg. von P. Schwartz. Riga, Moskau, 1896.
Литература
8. Ангерманн H. Русские и белорусские купцы в средневековой Ливонии // От Древней Руси к России нового времени: сборник статей к 70-летию А. Л. Хорошкевич. М., 2003.
C. 264-271.
9. Бережков Н..Г. Итинерарий великих князей литовских по материалам Литовской метрики (1481-1530гг.) // Археографический ежегодник за 1961 год. М., 1962. С. 180-205.
10. Варотн В.А. Полацюя арх1етскапы першай паловы XVI ст. (б1яграф1чныя матэры-ялы) // Silva rerum nova: Штудып у гонар 70-годдзя Г.Я. Галенчаню. Вшьня [Вшьнюс], Мшск, 2009. С. 60-67.
11. Варотн В.А. Праваслауныя цэрквы i манастыры горада Полацка (да 1582) // Studia Historica Europae Orientalis = Исследования по истории Восточной Европы. Вып. 2. Минск, 2009. С. 152-174.
12. Грыгаров1ч I.I. Беларуская iерархiя. Минск, 1992.
13. Дзярнов1ч А.1. «Русю» двор Рыл: гандлёвая факторыя беларусюх купцоу XIII-XVI ст. // Гiсторыя гандлю на тэрыторып Беларусi. Минск, 2016. С. 89-99.
14. Кампе П. Православная церковь св. Николая Чудотворца в гор. Риге // Вера и Жизнь. Рига, 1938. № 2. С. 174-181; № 3. С. 192-200.
15. Костромин К.А. Исидор и Иоанн — православные священники г. Тарту во второй половине XV века // Провинциальное духовенство дореволюционной России. Сб. науч. тр. междунар. заоч. конф. Вып. 3. Научно-исследовательский центр церковной истории и православной культуры им. В. В. Болотова. Тверской государственный университет. Тверь, 2008. С. 295-304.
16. Кузьмин А.В. Грамоты, связанные с деятельностью Полоцких епископов и архиепископов в XIV — середине XV в. как источник по истории Полоцкой епархии // Вестник церковной истории. 2012. № 1/2 (25-26). С. 229-254.
17. Павлов А.С. О начале Галицкой и Литовской митрополии и о первых тамошних митрополитах по византийским документальным источникам XIV в. М., 1894. (Отд. оттиск из: Русское обозрение. Т. 27. Кн. 5).
18. Подберёзкин Ф.Д. Псковская агиография как источник по истории русско-ливонских отношений XIII-XV вв.: к постановке вопроса // Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. Альманах. Вып. 8. СПб., 2017. С. 139-148.
19. Подберёзкин Ф.Д. Священники латинского обряда в Новгороде (XV — начало XVI веков): основные вехи духовной карьеры // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2018. № 2 (10). С. 185-192.
20. Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII веках. М., 2002.
21. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877.
22. Шейкин Г.Н.. Полоцкая епархия: Историко-статистическое обозрение. Минск, 1997.
23. Arbusow L. Livlands Geistlichkeit vom Ende des 12. bis ins 16. Jahrhundert. Dritter Nachtrag. Jahrbuch für Genealogie, Heraldik und Sphragistik. 1911, 1912 und 1913. Mitau, 1914. S. 1-432.
24. Die Nowgoroder Schra in sieben Fassungen vom XIII. bis XVII. Jahrhundert. Hrsg. von Dr. W. Schlüter. Dorpat, 1911.
25. Gutzeit W. Wo lag Kirche und Kloster der Russen in Riga zur Ordenszeit? Mittheilungen aus dem Gebiete der Geschichte Liv-, Est- und Kurlands. Bd. 11. Riga, 1868. S. 511-513.
26. Gutzeit W. Zur Geschichte der Kirchen Rigas. Mittheilungen aus dem Gebiete der Geschichte Liv-, Est- und Kurlands. Bd. 10. H. 1. Riga, 1861. S. 313-335.
27. Mironowicz A. Kosciol prawoslawny w panstwie Piastow i Jagiellonow. Bialystok, 2003.
Sources and References
Sources
1. Polockie gramoty 13 — nachala 16 veka [Polotsk charters of the 13th — early 16th centuries], in 2 vol., ed. by A. L. Horoshkevich, S. V. Polehov, V. A. Voronin, A. I. Grusha, A. A. Zhlutko, E. R. Skvajrs, A. G. Tjul'pin. Moscow, 2015. (In Old-Russian)
2. Russko-livonskie akty, sobrannye K.E. Nap'erskim [Russian-Livonian acts collected by K.E. Napiersky]. St. Petersburg, 1868. (In German)
3. Jürgen Padel's und Caspar Padel's Tagebücher [Jürgen Padel's and Caspar Padel's diaries], ed. by H.J. Böthführ. Mittheilungen aus dem Gebiete der Geschichte Liv-, Ehst- und Kurlands [Communications from the area of the history of Liv, Ehst and Kurland], vol. 13. Riga, 1886. (In German)
4. Liv-, est- und kurländisches Urkundenbuch [Liv, Estonian and Courland sourses collection], vol. 7, ed. by H. Hildebrand. Riga, Moscow, 1881. (In German)
5. Liv-, est- und kurländisches Urkundenbuch [Liv, Estonian and Courland sourses collection], vol. 8, ed. by H. Hildebrand. Riga, Moscow, 1884. (In German)
6. Liv-, est- und kurländisches Urkundenbuch [Liv, Estonian and Courland sourses collection], vol. 9, ed. by H. Hildebrand. Riga, Moscow, 1889. (In German)
7. Liv-, est- und kurländisches Urkundenbuch [Liv, Estonian and Courland sourses collection], vol. 10, ed. by P. Schwartz. Riga, Moscow, 1896. (In German)
References
8. Angermann N. Russkie i belorusskie kupcy v srednevekovoj Livonii [Russian and Belarusian merchants in medieval Livonia]. Ot Drevnej Rusi k Rossii novogo vremeni [From Ancient Rus' to Russia of Modern Times]: Almanach to the 70h anniversary of A.L. Khoroshkevich. Moscow, 2003, p. 264-271. (In Russian)
9. Berezhkov N. G. Itinerarij velikih knjazej litovskih po materialam Litovskoj metriki (14811530 gg.) [Itinerary of the Grand Dukes of Lithuania based on the materials of the Lithuanian metrics (1481-1530)]. Arheograficheskij ezhegodnik za 1961 god [Archaeographic Yearbook for 1961]. Moscow, 1962, p. 180-205. (In Russian)
10. Varonin V.A. Polackija arhiepiskapy pershaj palovy 16 st. (bijagrafichnyja matjeryjaly) [Archbishops of Polotsk of the first half of the 16th century. (biographical materials)]. Silva rerum nova: Studies in honor of the 70th anniversary of G. Ya. Galenchenko. Vilnius, Minsk, 2009, p. 60-67. (In Belarusian)
11. Varonin V.A. Pravaslaynyja cjerkvy i manastyry gorada Polacka (da 1582) [Orthodox churches and monasteries of the city of Polotsk (until 1582)]. Studia Historica Europae Orientalis = Issledovanija po istorii Vostochnoj Evropy, issue 2. Minsk, 2009, p. 152-174. (In Belarusian)
12. Grygarovich 1.1. Belaruskaja ierarhija [Belarusian Hierarchy]. Minsk, 1992. (In Belarusian)
13. Dzjarnovich A.I. "Ruski" dvor Rygi: gandljovaja faktoryja belaruskih kupcoy 13-16 st. ["Russian" court of Riga: trade factor of Belarusian merchants of 13-16 cent.]. Gistoryja gandlju na tjerytoryi Belarusi [History of trade on the territory of Belarus]. Minsk, 2016, p. 89-99. (In Belarusian)
14. Kampe P. Pravoslavnaja cerkov' sv. Nikolaja Chudotvorca v gor. Rige [Orthodox Church of St. Nicholas the Wonderworker in Riga]. Vera i Zhizn' [Faith and Life]. Riga, 1938, no 2, p. 174-181; no 3, p. 192-200. (In Russian)
15. Kostromin K. A. Isidor i Ioann — pravoslavnye svjashhenniki g. Tartu vo vtoroj polovine 15 veka [Isidore and John — Orthodox priests of Tartu in the 2nd half of the 15th century]. Provincial'noe duhovenstvo dorevoljucionnoj Rossii [Provincial clergy of pre-revolutionary Russia]. Materials of conference, issue 3. Tver', 2008, p. 295-304. (In Russian)
16. Kuz'min A.V. Gramoty, svjazannye s dejatel'nost'ju Polockih episkopov i arhiepiskopov v 14 — seredine 15 v. kak istochnik po istorii Polockoj eparhii [Certificates related to the activities of Polotsk bishops and archbishops in the 14 — mid-15 cent. as a source on the history of the Polotsk diocese]. Vestnik cerkovnoj istorii [Bulletin of Church History], 2012, no 1/2 (25-26), p. 229-254. (In Russian)
17. Pavlov A. S. O nachale Galickoj i Litovskoj mitropolii i o pervyh tamoshnih mitropolitah po vizantijskim dokumental'nym istochnikam 14 v. [About the beginning of the Galician and Lithuanian metropolis and about the first metropolitans there according to Byzantine documentary sources of the 14h cent.]. Moscow, 1894. (In Russian)
18. Podberjozkin F. D. Pskovskaja agiografija kak istochnik po istorii russko-livonskih otnoshenij 13-15 vv.: k postanovke voprosa [Pskov hagiography as a source on the history of Russian-Livonian relations of the 13th-15th centuries: to pose the question]. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas. Almanac, vol. 8. St. Petersburg, 2017, p. 139-148. (In Russian)
19. Podberjozkin F. D. Svjashhenniki latinskogo obrjada v Novgorode (15 — nachalo 16 vekov): osnovnye vehi duhovnoj kar'ery [Priests of the Latin rite in Novgorod (15 — early 16 centuries): main milestones of spiritual career]. Paleorosia. Ancient Rus: in time, in personalities, in ideas, 2018, no 2 (10), p. 185-192. (In Russian)
20. Stefanovich P. S. Prihod i prihodskoe duhovenstvo v Rossii v 16-17 vekah [Parish and parish clergy in Russia in the 16lh-17th centuries]. Moscow, 2002. (In Russian)
21. Stroev P.M. Spiski ierarhov i nastojatelej monastyrej Rossijskoj cerkvi [Lists of hierarchs and abbots of monasteries of the Russian Church]. St. Petersburg, 1877. (In Russian)
22. Shejkin G. N. Polockaja eparhija: Istoriko-statisticheskoe obozrenie [Polotsk diocese: Historical and statistical review]. Minsk, 1997. (In Russian)
23. Arbusow L. Livlands Geistlichkeit vom Ende des 12 bis ins 16 Jahrhundert. Dritter Nachtrag [Livonia's clergy from the end of the 12th to the 16th century. Third addendum]. Jahrbuch für Genealogie, Heraldik und Sphragistik [Yearbook for genealogy, heraldry and sphragistics]. 1911, 1912 und 1913. Mitau, 1914, p. 1-432.
24. Die Nowgoroder Schra in sieben Fassungen vom 13 bis 17 Jahrhundert [The Novgorod Schra in seven versions from the 13 to 17 century]. Ed. by Dr.W. Schlüter. Dorpat, 1911.
25. Gutzeit W. Wo lag Kirche und Kloster der Russen in Riga zur Ordenszeit? [Where was the Russian church and monastery in Riga during the time of the order?] Mittheilungen aus dem Gebiete der Geschichte Liv-, Est- und Kurlands [Communications from the history of Liv, Est and Kurland], vol. 11. Riga, 1868, p. 511-513.
26. Gutzeit W. Zur Geschichte der Kirchen Rigas [On the history of Riga's churches]. Mittheilungen aus dem Gebiete der Geschichte Liv-, Est- und Kurlands [Communications from the history of Liv, Est and Kurland], vol. 10, part 1. Riga, 1861, p. 313-335.
27. Mironowicz A. Kosciöl prawoslawny w panstwie Piastow i Jagiellonow [The Orthodox Church in Piast and Jagiellonian state]. Bialystok, 2003.