Научная статья на тему 'Приграничные территории России: новые возможности для развития'

Приграничные территории России: новые возможности для развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3881
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Подшувейт О. В.

Статья посвящена обсуждению проблем приграничных территорий. Продолжающаяся глоба­лизация мировой экономики, расширение ЕС, стремление России в ВТО определяют новое качество приграничных территорий. Такие территории, как в европейской, так и азиатской части России должны стать точками интенсивной международной торговли и точками экономического роста для всей страны. В работе выделены важнейшие факторы, способствующие развитию международного сотрудничества на сопредельных территориях. Развитие приграничного сотрудничества находится на стыке внешней и внутренней политики и является эффективным инструментом обеспечения нацио­нальной безопасности. В работе сделан анализ эволюции взглядов на само понятие приграничного сотрудничества как научной категории, выделено несколько уровней приграничных территорий, ха­рактеризующихся спецификой географического положения. Высказывается мнение о целесообраз­ности создания особых экономических зон с льготным налоговым и таможенным режимом, а также рассмотрены модели приграничного сотрудничества «Треугольник роста», которые оказались весьма эффективны в странах Южно-Тихоокеанского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian bordering territories: recent growth potential

The article is devoted to bordering territory problem discussion. Continued world economic globalization, EU expansion and WTO tendency of Russia define the new state of bordering territories. Such territories of both European and Asian parts of Russian are sup­posed to become the places of intensive international trade and economic growth for the whole country. The major factors promoting the development of the international cooperation in adjacent territories are emphasized. Transborder cooperation development is at the turn of foreign and home policy and is an effective tool of national safety maintenance. The analysis of view evolution on the transborder co­operation self as a scientific category is done. Some levels of bordering territories characterized by the specificity of a geographical position are also defined. The expediency of creating specific economic zones providing preferential tax and custom mode is argued for. The models of «Growth Triangle» transborder cooperation which have turrned out rather effective in the South-Pacific region countries are consiuered.

Текст научной работы на тему «Приграничные территории России: новые возможности для развития»

УДК 913

О. В. Подшувейт

ПРИГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ:

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

В современном мире происходит формирование нового международного порядка, которое обещает быть сложным и длительным. Экономическая глобализация протекает достаточно неравномерно и противоречиво, резко усиливается взаимозависимость стран, активизируются процессы многосторонней интеграции регионов. Благодаря мировому информационному пространству сократились расстояния, размещение промышленного производства становится менее зависимым от природных и транспортно-экономических условий, значение государственных границ стало менее сдерживающим. В эпоху «новой многополюсности» страны стремятся к укреплению регионального сотрудничества с целью повышения своей конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.

В геополитическом плане глобальные политические и экономические процессы, происходящие в мире, характеризуют текущую ситуацию как передел мира. Начиная с середины XX в., по мере развития процесса деколонизации поведение и стратегия великих держав начали меняться. Развитые государства стали стремиться установить контроль над потоками информации, товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, нежели над территориями. Борьба за сферы влияния начала вестись в основном с помощью геоэкономических стратегий, что подразумевает контроль над разного рода ресурсными потоками и управление международными воспроизводственными цепями в пределах планеты, целью которых является участие субъектов международных экономических отношений в создании и переделе мирового валового продукта.

Позитивное значение процесса глобализации выражается в содействии мировому экономическому развитию посредством беспрецедентной динамики торгово-экономических связей и широчайшей информационной открытости. С другой стороны, глобализация сопровождается увеличением разрыва между развитыми странами, регионами и остальным миром, что ни коим образом не может гарантировать их мирное сосуществование в будущем. Поэтому взаимовыгодное сотрудничество между государствами и регионами, отказ от проявления дискриминации в экономических отношениях, сокращение разрыва между бедными и богатыми, содействие совместному процветанию путем расширения и углубления торгово-экономических отношений, научно-технических обменов необходимо и является основной стратегией развития многих государств. Именно трансграничное и приграничное сотрудничество сопредельных государств является основой данной стратегии.

Активному развитию международного сотрудничества на региональном уровне способствуют четыре фактора: 1) инвестиции не являются более географически лимитированными и, пересекая границы, проникают туда, где существуют наиболее привлекательные условия и инвестиционные возможности; 2) индустрия в своей ориентации также становится более глобальной Современные многонациональные корпорации руководствуются не интересами государства, а привлекательностью рынков и способствуют передаче технологий и управленческих ноу-хау; 3) информационные технологии

© О. В. Подшувейт, 2007

существенно облегчают движение инвестиций и индустрии, предоставляют возможность компаниям действовать в различных частях света без необходимости строительства системы бизнеса в каждой стране, где они представлены; 4) индивидуальные потребности также стали глобальными в своей ориентации и хотят иметь лучшую и более дешевую продукцию, не придавая значения тому, где она произведена.

Мобильность этих факторов создает возможность для жизнеспособности экономических подразделений в любой части света. Такими регионами или как их еще называют «региональными государствами», где процветают реальные рынки, являются Гонконг и прилегающая к нему часть южного Китая, регион Кансай вокруг Токио, Каталония, Северная Италия, Баден-Вюртемберг, Силиконовая долина и зона залива Калифорнии, треугольник роста Сингапур—Джохор—соседние острова Индонезии, город Пусан и др.

Эти регионы, хотя и ограничены в географических размерах, но огромны по своему экономическому влиянию. Главные их особенности не население, а необходимые .ингредиенты для успешного участия в глобальной экономике, первичная ориентация производства. «Региональные экономики» являются воротами в глобальную экономику, тесные взаимосвязи в этих образованиях приводят к реальному и конкретному улучшению качества жизни, составляют растущие рынки для товаров и услуг [1].

Необратимые процессы экономической глобализации оправдывают принципиальный стратегический курс, взятый Россией более десяти лет назад, на приобретение полноправного членства в ВТО. Всемирная торговая организация определяет правила поведения на мировых рынках. Через страны ее участницы проходит почти 95 % мировой торговли [2]. Без присоединения к соглашениям ВТО в области наукоемких товаров и прав на интеллектуальную собственность весьма проблематичны преодоление технологического отставания и в перспективе выход России на мировой рынок высоких технологий. В настоящий момент против России действует 103 ограничения в введении внешнеэкономической деятельности в 46 странах-участниках ВТО. Следовательно, без вступления в ВТО не может быть осуществлен жизненно необходимый для страны переход на инновационный путь развития.

Однако нельзя не сказать о том, что сохраняется еще достаточно много несогласованных вопросов, которые затрагивают жизненно важные условия развития России. Например, ограничение на протекционистские меры и господдержку в сельском хозяйстве, снятие преград на внедрение на российский рынок иностранных банков и страховых компаний, допуск на российский рынок транспортных услуг иностранных автоперевозчиков. В такой ситуации наряду с настойчивой политикой, направленной на получение приемлемых для России условий нахождения в этой организации, особое значение приобретает способность государства нейтрализовать негативные последствия, которые будет испытывать ряд отраслей российской экономики после вступления в ВТО.

Для исключения негативных последствий необходимо: 1) ускорение процессов повышения конкурентоспособности продукции и, как следствие, модернизация и строительство новых перерабатывающих производств на инновационной основе; 2) разработка мер для повышения эффективности экспорта на федеральном и республиканском уровне. Поддержки не сырьевого экспорта в формах разрешенных правилами ВТО; снижения импортных пошлин на технологическое оборудование для ускоренной модернизации предприятий; снижения или отмены ставок экспортных пошлин на продукцию глубокой переработки; создания государственной системы внешнеэкономической и правовой информации для предприятий, для эффективного использования ее в международной конкуренции; создания развитой современной погранично-таможенной и транспортной инфраструктуры—все это является обязательным условием минимизации негативных последствий вступления России в ВТО.

Неизбежность участия России в международных экономических процессах объясняет актуальность изучения приграничных территорий как непостредственных участников внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности страны. Актуальность вопросов социально-экономического развития приграничных территорий также объясняется обширностью этих территорий.

После окончания «холодной войны» и распада Советского Союза геополитическое положение России кардинально изменилось. В произошедших сдвигах можно выделить, больше отрицательных, нежели положительных моментов. Пока еще Россия остается обширнейшей трансконтинентальной державой с мощным поясом стран-соседей и переходным, контактным положением между Европой и Азией. Говоря об изменение геополитического положения России, нельзя не сказать об изменении геополитического положения приграничных субъектов федерации, так как 36 субъектов РФ имеют государственную границу с сопредельными государствами, 10 из которых также имеют выход в море. Изменение статуса границы естественным образом изменяет условия и факторы социально-экономического развития территорий «нового приграничья» России. Следует также отметить наличие субъектов РФ имеющих выход в море, то есть исключительно морскую границу: Санкт-Петербург—Балтийское море, бассейн Атлантического океана; Республика Калмыкия—Каспийское море; Сахалинская область, Магаданская область, Камчатский край, Чукотский АО—Охотское море, бассейн Тихого океана; Республика Саха, Таймырский АО, Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО, Архангельская область—моря Северо-Ледовитого океана.

Для России в настоящее время большое значение имеет принятие правильных и серьезных решений в области геоэкономики. Это означает в первую очередь переход на обдуманную преимущественно экспортно-ориентированную модель развития внешнеэкономических связей, подразумевающая стабильное развитие конкурентоспособной промышленности, которая со временем даст России рычаги влияния на мировые процессы.

Экономическая стратегия развития России, ее внешняя политика должна учитывать особый статус приграничных территорий, Вопрос региональной диагностики приграничных субъектов РФ с целью формирования эффективной модели экономического развития, их внешнеэкономической деятельности является актуальным, потому как дает возможность обеспечить стабильный экономический рост не только на этих территориях, но и в целом по стране. Серьезного, отдельного внимания заслуживает вопрос социально-экономического развития морских субъектов РФ, имеющих выход к морю, а, следовательно, и—морскую границу. Анализ потенциальных возможностей развития приграничных территорий должен производиться на нескольких пространственных уровнях. Должное внимание следует обратить не только на сопредельное государство, но и на регион в целом. Так, например, рассматривая Ленинградскую область не стоит учитывать лишь Финляндию и Эстонию, большое значение имеет регион Балтийского моря в целом. Заслуживают внимания отношения между соседними субъектами РФ, их желание взаимовыгодного сотрудничества в области развития международной деятельности.

Повышение роли приграничного сотрудничества в реализации внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии России увеличивает количество субъектов, вовлеченных в этот процесс. Существование, с одной стороны, национальных границ и правовых систем, устанавливающих разного рода барьеры на пути свободного перемещения товаров и услуг между странами в целях соблюдения национально-государственных интересов, а с другой стороны—деятельности международных и региональных организаций, заинтересованных в осуществлении и развитии приграничного сотрудничества, приводит к усложнению механизмов регулирования приграничного

сотрудничества. Основные направления работы по развитию приграничного сотрудничества находятся на стыке внешней и внутренней политики государства и могут являться эффективным инструментом обеспечения национальной безопасности России в приграничье. Составной частью приграничного сотрудничества Российской Федерации является подготовка и реализация, совместно с заинтересованными государствами, мер по обеспечению оборонной, социально-политической, экономической, экологической и информационной безопасности на внешних границах Российской Федерации.

Для всех приграничных субъектов Российской Федерации не может существовать единых правил ведения приграничного сотрудничества. В каждом конкретном случае геополитическое и геоэкономическое положение субъекта РФ будет определять возможности, условия, цели, задачи и механизмы приграничного сотрудничества. Например, существует принципиальная разница между взаимовыгодным и интенсивным процессом приграничного взаимодействия Республики Карелия и Ленинградской области с Финляндией и приграничным взаимодействием северокавказских субъектов РФ с Грузией. Оценку наиболее важных разнокачественных, но взаимосвязанных условий геопространства: природные, экономические, политические, социальные и др., позволит определить форму геополитических отношений между субъектами, объектами процесса приграничного сотрудничества как одного из видов международной политической деятельности, спланировать управление данным процессом, с целью максимального достижения результатов.

История приграничного сотрудничества современной России насчитывает не один год работы с сопредельными государствами и достаточно много совместно реализованных проектов практически во всех жизненно важных сферах деятельности. Международное сотрудничество приграничных территорий интенсивно развивается. Формируются долгосрочные планы действий. Однако, не смотря на имеющийся опыт, а скорее учитывая его можно с уверенность сказать о необходимости серьезной работы над определением «приграничных территорий» как субъектов международной экономической и политической деятельности, над ранжированием данных территорий Необходимым фактором ведения эффекгив-ной внешнеэкономической политики государства посредством приграничных территорий является составление геополитических кодов (кодексов) сопредельных государств [З]1.

Зона приграничного сотрудничества России и Европейского Союза определяется взаимодействием во многих сферах жизнедеятельности государства. Для России Европа является основным торговым партнером, и ее значение для российской экономики с каждым годом увеличивается. Европейские страны обеспечивают % всех прямых иностранных инвестиций в экономику страны [4]. Между двумя регионами налажены тесные человеческие контакты.

Вопросы приграничного сотрудничества в рамках СНГ также являются одним из перспективных и необходимых направлений социально-экономического развития приграничных субъектов РФ. В первую очередь это «новое приграничье», образованное после распада СССР. Для субъектов РФ «нового приграничья» характерны общие проблемы: разрыв хозяйственных связей, изменение конфигурации транспортных и инженерных коммуникаций, решение проблем вынужденных переселенцев, необходимость создания новых пограничных переходов, таможенных постов и обустройства государственной границы. К сожалению, на данный момент нельзя сказать, что процессы интеграции

1 Джон Гэдис дает следующее определение: геополитический код (кодекс)—это оперативные своды законов, состоящие из набора политико-географический предположений, которые лежат в основе внешней политики страны. Они включают в себя определение государственных интересов, идентификацию внешних угроз этим интересам, планируемое реагирование на такие угрозы, обоснование такого реагирования. Количество геополитических кодов соответствует количеству сопредельных государств.

и сотрудничества развиваются в рамках данной организации, Однако, жизнь доказала, что интеграция на пространстве СНГ—необходимый ресурс экономического роста [5]. Интеграционные процессы в СНГ характеризуются разноформатным и разноскоростным характером, многочисленными интеграционными группировками. В настоящее время говорить о реальных успехах экономического сотрудничества можно лишь в рамках Единого экономического пространства, соглашение о котором подписано Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной. Причем участие последней находится под вопросом.

Большой интерес представляет опыт развития российско-китайского приграничного сотрудничества. С начала 90-х годов, с открытием границ, стали бурно развиваться новые формы российско-китайской торговли, связанные с инициативой физических лиц и коммерческих компаний, получивших свободу внешнеэкономической деятельности. Экономическая политика и юриспруденция Китая обеспечили наступательный характер китайской торговли и защипу своих интересов государством. Юридическое оформление торговли с Россией всячески упрощается, хотя внутри страны действует одно из наиболее развитых торговых законодательств. Товарооборот между Россией и Китаем в 2004 г. составил 21,2 млрд. долларов. Причем половина этого товарооборота приходится на приграничную торговлю. Создано 523 совместных российско-китайских предприятий, в которые вложено около 1,5 млрд. долларов. В развитие Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем подписано более 160 межгосударственных и межправительственных документов [6]. Приграничную торговлю Китай создал и развивает в первую очередь для развития отдаленных от центра регионов, для сохранения бартерной торговли, невыгодность которой для России стала очевидна. Тем не менее, даже в настоящее время китайцы пытаются дать ей второе дыхание. Приграничная торговля также является инструментом тлтайской стороны для получения дешевого российского сырья и реализации своих товаров, используя возможности «широких народных масс». Все китайские компании, зарегистрированные в открытых пограничных переходах, определенных правительством КНР (в список попадают практически все пункты пограничных переходов РФ — КНР), и имеющие статус компании приграничной торговли, получают 50 %-ные льготы по уплате импортной пошлины и НДС на товары, произведенные и ввозимые из России (кроме алкоголя, табака, косметики и некоторых иных товаров).'Сконцентрированные вместе в немногих крупных железнодорожных портах-переходах (Суй-фэньхэ, Маньчжурия, Эрлянь-Хото, Хуньчунь), приграничные экспортно-импортные компании становятся естественными организаторами и контролерами российско-китайской торговли: они владеют инициативой, обмениваются торговой информацией.

Более чем десятилетие приграничного сотрудничества субъектов РФ с сопредельными государствами, несомненно, свидетельствует о наличии индивидуальных успехов и положительных результатов. Проблемы же развития приграничного сотрудничества носят общий характер для всех приграничных территорий РФ, что в первую очередь определяется несовершенством российского законодательства. Необходимо совершенствовать имеющуюся законодательную базу двустороннего сотрудничества РФ и других сопредельных государств. В результате неудовлетворительного состояния законодательной базы по вопросам приграничного сотрудничества многие аспекты приграничного взаимодействия реализуются за пределами правового поля. Создаются условия для развития коррупции, нелегального бизнеса, тормозится развитие эффективных форм приграничной кооперации, недостаточно количество транспортных коридоров, неразвита приграничная инфраструктура, слабое техническое оснащение пунктов пропуска, на Востоке России растет объем незаконного вывоза древесины, свежемороженой

рыбы и морепродуктов в страны Северо-Восточной Азии. Слабым остается участие сопредельных территорий и государств в экологических проектах и программах, отмечается отсутствие механизма реального взаимодействия по экологическим вопросам. В приграничной торговле номенклатура российского экспорта весьма узкая и имеет высокую сырьевую составляющую. Общепринятые расчеты в приграничной торговле—расчеты наличными ведутся в обход банковских каналов и зачастую с нарушением российского и китайского валютных законодательств.

Решение вышеперечисленных проблем зависит от принятия Федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации», в котором следует сформулировать конкретное понятие «приграничной территории», ее глубины, определить термин «приграничная торговля», статус «приграничных торговых комплексов» и другое. Нельзя не согласится с Игорем Алексеевичем Рогачевым—членом Совета Федерации, Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Китайской Народной Республике, что отсутствие четкой законодательной базы тормозит оптимизацию внешнеэкономической деятельности в приграничных районах [7].

С точки зрения социально -экономической географии, учитывая административнотерриториальное деление Российской Федерации целесообразно выделить первый уровень приграничных территорий: 1) приграничные субъекты Российской Федерации—это субъекты РФ, имеющие сухопутную государственную границу с сопредельными государствами, на территории которых действуют барьерные функции государственной границы, что определяет специфические особенности формирования и функциональной деятельности социально-экономической струтауры данной территории; 2) морские субъекты Российской Федерации—это субъекты РФ, имеющие лишь морскую государственную границу, на территории, которых также действуют барьерные функции государственной границы, обладающие исключительными возможностями развития портовой деятельности и осуществления международного сотрудничества в более широком региональном масштабе, характеризующиеся наличием специфических особенностей развития экономики.

~ Второй уровень приграничных территорий определяется в рамках субъекта Российской Федерации: приграничные территории—особые территориальные зоны, вплотную прилегающие к сухопутной государственной границы с сопредельными государствами, включающие территорию около контрольно-пропускных пунктов, не выходящие за рамки административно-территориальной единицы приграничного субъекта РФ. Статус приграничной территории должен определяться в соответствии с национальными интересами России, в первую очередь, с экономическими интересами приграничного субъекта РФ.

Третий уровень приграничных территорий является локальным. Здесь можно выделить: 1) таможенно-пропускные пункты с целесообразной зоной приграничной деятельности в каждом конкретном случае, что имеет значение, например, для формирования различных видов особых экономических зон; 2) морской порт и территория, прилегающая к нему, в первую очередь характеризуется более обширной географией внешнеэкономической деятельности, доступом к самому дешевому транспорту.

Следует обратить внимание на необходимость выделять приграничные территории с учетом особенностей физической географии, что имеет первостепенное значение для приграничного сотрудничества в области экологии. Потому как границы физико-географических единиц, таких как моря, речные бассейны, озера и др., не совпадают с административными границами. Перенос воздушных масс не остановишь государственными границами.

Определив уровень и глубину приграничной территории, необходимо оценить потенциал возможного социально-экономического сотрудничества с приграничными территориями сопредельного государства. Несомненно, у каждого приграничного субъекта РФ

индивидуальные приоритетные направления приграничного сотрудничества, но общим для всех является направление на становление конкурентного на мировом рынке экспортного производства, на развитие добрососедских взаимоотношений как гаранта стабильности и процветания, на сохранение экологического равновесия и стабильности.

Механизмы создания, развития и управления процессами приграничного сотрудничества могут быть достаточно разнообразными. Экономический рост приграничных территорий может осуществляться за счет их собственных ресурсов. В этом смысле очень интересно создание не только свободных экономических зон со льготными режимами налогообложения, пересечения границ. Инструментом развития приграничного сотрудничества сопредельных государств также должна стать приграничная торговля, планирование и реализация на практике совместных кооперационных проектов, программ в социальной, культурной, научной сферах. Особое внимание заслуживает модель приграничного сотрудничества «Треугольник роста», где экономический эффект достигается посредством взаимодополнения приграничных территорий нескольких государств.

Цели, задачи и методы экономического развития приграничных территорий, их внешнеэкономической деятельности могут быть разнообразными и подобранными в каждом конкретном случае. Но главным фактором, определяющим пути развития, в настоящий момент является политическая воля федерального центра и отношения между Россией и сопредельным государством, регламентируемые центральными правительствами. В соответствии с действующим законодательном субъекты РФ имеют право не ведение внешнеэкономической деятельности, но она должна быть согласована с федеральными органами власти и не противоречить общегосударственной политике по отношению к тому или иному иностранному государству.

Summary

Podshuveit О. V Russian bordering territories: recent growth potential.

The article is devoted to bordering territory problem discussion.

.. Continued world economic globalization, EU expansion and WTO tendency of Russia define the new state of bordering territories. Such territories of both European and Asian parts of Russian are supposed to become the places of intensive international trade and economic growth for the whole country.

The major factors promoting the development of the international cooperation in adjacent territories are emphasized. Transborder cooperation development is at the turn of foreign and home policy and is an effective tool of national safety maintenance. The analysis of view evolution on the transborder cooperation itself as a scientific category is done. Some levels of bordering territories characterized by the specificity of a geographical position are also defined.

The expediency of creating specific economic zones providing preferential tax and custom mode is argued for. The models of «Growth Triangle» transborder cooperation which have turned out rather effective in the South-Pacific region countries are considered.

Литература

1. Арыстанбекова А. Глобализация. Объективная логика и новые вызовы.//Международная жизнь. 2004 № 4-5, 2. ПримаковЕ. Альтернативы вступлению России в ВТО нет. //Международная жизнь. 2005 № 7-8. 3. Gaddis J. Strategies of Contaitment: a critical appraisal of postwar American national security policy. N.Y., 1982. 4. Кузнецова E. С. «Дорожные карты» приведут Россию в Европу? //Международная жизнь. 2005. № 6. 5. Пастухов Б. Н. СНГ, пересекающиеся множества.//Международная жизнь. 2004 № 1. 6. Рогачев И. А. Российско-Китайское межрегиональное и приграничное сотрудничество: основные направления, тенденции развития, перспективы.//Международная жизнь. № 11. 2005. 7. Kenichi Ohmae. The end of the National State//The rise of Regional Economies. //The Free Press, 1995.

Статья принята к печати 24.05.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.