Научная статья на тему 'Приграничное и трансграничное сотрудничество в сфере гостеприимства на примере Калининградской области и Республики Польша'

Приграничное и трансграничное сотрудничество в сфере гостеприимства на примере Калининградской области и Республики Польша Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
321
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКЛАВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ПОГРАНИЧНЫЙ И ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МЕСТНОЕ ПРИГРАНИЧНОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ / ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / EXCLAVE POSITION / BORDER AND CUSTOMS CONTROL / LOCAL BORDER MOVEMENT / PROGRAM APPROACH / TOURIST FLOW

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Драгилева И. И., Липатрова В. В.

Рассматривается влияние трансграничных и пограничных отношений на развитие сотрудничества в сфере туризма и гостеприимства между Калининградской областью Российской Федерации и некоторыми странами Балтийского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Драгилева И. И., Липатрова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRONTIER AND TRANSBOUNDARY COOPERATION IN THE SPACE OF HOSPITALITY ON THE EXAMPLE OF THE KALININGRAD REGION AND THE REPUBLIC OF POLAND

The influence of cross-border and border relations on the development of cooperation in the sphere of tourism and hospitality between the Kaliningrad region of the Russian Federation and some countries of the Baltic region is examined.

Текст научной работы на тему «Приграничное и трансграничное сотрудничество в сфере гостеприимства на примере Калининградской области и Республики Польша»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

УДК: 796.51

ПРИГРАНИЧНОЕ И ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА НА ПРИМЕРЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША

И. И. Драгилева, В. В. Липатрова

Балтийский Федеральный университет им. И. Канта, Калининград

Аннотация. Рассматривается влияние трансграничных и пограничных отношений на развитие сотрудничества в сфере туризма и гостеприимства между Калининградской областью Российской Федерации и некоторыми странами Балтийского региона. Ключевые слова: Эксклавное положение, пограничный и таможенный контроль, местное приграничное передвижение, программный подход, туристский поток.

FRONTIER AND TRANSBOUNDARY COOPERATION IN THE SPACE OF HOSPITALITY ON THE EXAMPLE OF THE KALININGRAD

REGION AND THE REPUBLIC OF POLAND

I. I. Dragileva, V. V. Lipatrova

Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad

Abstract. The influence of cross-border and border relations on the development of cooperation in the sphere of tourism and hospitality between the Kaliningrad region of the Russian Federation and some countries of the Baltic region is examined. Key words: Exclave position, border and customs control, local border movement, program approach, tourist flow.

В наше время приграничное и трансграничное сотрудничество является традиционной формой как международного, так и межрегионального сотрудничества европейских стран. После обретения суверенитета регионы России, в том числе и Калининградская область, активно развивают данный вид сотрудничества. Этому способствует законодательно закрепленные полномочия для органов государственной власти и местного самоуправления по ведению внешнеэкономической и международной деятельности, одной из форм которой является трансграничное и приграничное сотрудничество. В 2002 году Государственная дума Российской Федерации ратифицировала Мадридскую конвенцию 1980 года, что обязало РФ формировать политику трансгра-

ничного и приграничного сотрудничества согласно общеевропейским нормам [Рамочная европейская конвенция, 1980].

Современные государственные границы РФ в европейской части страны регулируются двусторонними соглашениями, что непосредственно сказывается на развитии приграничного и трансграничного сотрудничества. Приграничные регионы обладают полезными ископаемыми, научным и культурным потенциалом, имеют развитую транспортную инфраструктуру и промышленность, которые в совокупности сопоставимы с показателями некоторых стран Европы.

Калининградская область занимает особое место в процессах трансграничного и приграничного сотрудничества. Как один из субъектов РФ, она играет важную стратегическую роль крупного культурного и промышленного центра, является незамерзающим портом России на Балтийском море и туристическим центром. Как и многие приграничные регионы, Калининградская область является зоной смешения культурных и социальных процессов, благодаря чему уникальна в историко-культурном плане. Так же регион имеет эксклавное положение относительно всей территории Российской Федерации, этим обуславливается необходимость тесной приграничной интеграции для экономического развития региона.

Поскольку туризм является приоритетным направлением развития экономики Калининградской области, то стоит говорить о влиянии трансграничных и пограничных отношений на сферу туризма и гостеприимства. Благодаря развитию приграничного сотрудничества регион способен преодолевать культурную и социальную изоляцию.

Безусловно, что одними из побуждающих причин развития двустороннего приграничного и трансграничного сотрудничества является визовый и таможенный режим. Визовый и таможенный режим Калининградской области играет главную роль в обеспечении пассажиропотока и грузоперевозок, что как следствие влияет на экономику региона и развитие рынка туристических услуг.

Калининградская область граничит с республикой Польшей и Литовской республикой, которые являются членами Европейского союза. Этот факт влияет на визовые и таможенные режимы, что замедляет процесс межрегионального международного сотрудничества в различных сферах.

После того, как Литовская Республика обрела независимость, Калининградская область стала эксклавом России, это дало толчок для развития приграничного и трансграничного сотрудничества между обеими странами-соседями. Появились новые перспективные направления сотрудничества с Польшей, а с Литвой сократились минимальные контакты в пограничных районах.

Со стороны администрации Калининградской области постоянно предпринимаются попытки развития трансграничного и приграничного сотрудничества, как с Польшей, так и с Литвой. Польская сторона активнее ведет диалог о формах и возможностях трансграничного и приграничного сотрудничества, итогами переговоров являются заключения международных правовых соглашений или договоров. На данный момент основными правовыми документами, которые регулируют польско-российские взаимоотношения в вопросах трансграничного и приграничного сотрудничества являются: Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о сотрудничестве Калининградской области Российской Федерации и северо-восточных воеводств Республики Польша от 1992 г., Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о трансграничном сотрудничестве от 2 октября 1992 г. [2].

После вхождения Литвы и Польши в Шенгенскую зону снизились показатели передвижения граждан через границу что, соответственно, повлияло на трансграничное и приграничное сотрудничество Калининградской области с приграничными регионами. Помимо установления визового режима, ужесточились процедуры пограничного и таможенного контроля. Однако все три стороны осознавали все минусы отсутствия процесса развития трансграничного и приграничного сотрудничества. Началась разработка проектов и программ развития сотрудничества, которые поддерживались не только на государственном уровне трех государств Россия — Польша — Литва, но и в Европейском Союзе.

Основные преграды для сотрудничества имеют политический и социально-экономический характер. Существующие визовые и таможенные режимы между Европейским союзом и Россией затрудняют движение товаров и лиц на территории, соответствующей условиям Программы, что отражается не только на естественных маршрутах и путях сообщения, транзите между Калининградом и остальной Россией, но и на внутреннем транзите между Польшей и Литвой. Экономические разли-

8

Наука и туризм: стратегии взаимодействия

чия, проявляющиеся в различии цен и налоговых режимов, приводят к установлению административных ограничений беспошлинного импорта и экспорта и трансформируются в обременительный приграничный контроль.

В 2006 году началась разработка программы приграничного сотрудничества «Литва-Польша-Россия» на 2007-2013 гг., которая была нацелена на укрепление отношений между Польшей, Россией и Литвой путем расширения трехстороннего сотрудничества, стимулирующее социально-экономическое развитие и повышающее качество жизни граждан на территории ее действия. Разработка программы и ее утверждение Евросоюзом закончилось в 2008 году, разработкой программы занималась Совместная рабочая группа с участием представителей региональных и центральных правительств стран-участниц. Территория Программы включает следующие единицы:

• в Литве: Клайпедский, Мариямпольский и Таурагский уезды, а также соседние: Алитусский, Каунасский, Тельшяйский и Шяуляйский уезды;

• в Российской Федерации: Калининградская область (регион);

• в Польше: Гданьск-Гдиния-Сопот, Гданьский, Эльблонгский, Ольштынский, Элкский, Бело-стокско-Сувалкский субрегионы, а также соседние: Слупский, Быдгощский, Торунско-Вроц-лавский, Ломжинский, Цеханувско-Плоцкий, Остроленско-Седлецкий субрегионы. Данные субрегионы являются составными частями пяти польских воеводств: Поморское, Подляское, Варминско-Мазурское, Куявско-Поморское и Мазовецкое воеводства [4].

В итоге, соглашение о Местном Приграничном передвижении (МПП) между Россией и Польшей вступило в силу 27 июня 2012 года. Соглашение предполагает двустороннее сотрудничество между Россией и Польшей, хотя программа разрабатывалась на основании развития трехстороннего сотрудничества между Литвой, Польшей и Россией, но по ряду причин литовская сторона отказалась принимать дальнейшее участие в развитии приграничного сотрудничества на основании разработанного соглашения.

Соглашение МПП позволяет, на основании полученных жителями Калининградской области карт и по упрощенному визовому режиму, посещать, на срок до 30 суток единовременно и до 90 суток в течение полугода, города Поморского и Вармийско-Мазурского воеводства Польши, на территории которых находятся такие популярные среди калининградских туристов города как Гданьск, Сопот, Гдыня, Ольштын и т. д. После вступления в силу соглашения поток туристов пересекающих российского — польскую границу намного увеличился и составил 6,36 млн человек за 2013 год, из них 3,2 млн пересекали границу на основании МПП.

Поток туристов на территории действия соглашения быстро увеличивается в польских регионах, которые стали достаточно популярными направлениями после улучшения туристической инфраструктуры и ценовой привлекательности. Главным препятствием последующего роста по-прежнему является ненадлежащая туристическая инфраструктура на менее популярных направлениях (в том числе отстающая транспортная инфраструктура), языковые барьеры, нескоординированная маркетинговая деятельность, отсутствие сертификации и обозначений туристических направлений, а также визовый режим, замедляющий приток иностранных туристов в Калининград.

На основании всего выше изложенного, можно сделать вывод о том, что в развитии приграничного и трансграничного сотрудничества с Калининградской областью заинтересованы как соседние государства, так и региональные и федеральные органы власти. Развитие сотрудничества способствует развитию туристического потенциала регионов и сохранению исторического наследия (в том числе и тех, которые входят в зону действия соглашения о МПП), укреплению сотрудничества в сфере культуры и образования, улучшению социально — экономического и территориального развития. А для граждан, в первую очередь упрощается процесс визового, таможенного контроля, а так же процесс получения визовых документов.

Библиографический список

1. Распоряжение Президента Российской Федерации В. В. Путина (Ы 2182-р) «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о порядке местного приграничного передвижения».

2. Анисевич Р., Пальмовская Т., Драгилева И. Влияние местного приграничного передвижения на развитие трансграничного туризма // Наука и туризм: стратегии взаимодействия: сборник статей. Вып. 2. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013.

3. Шильберг З. Приграничное сотрудничество Калининградской области РФ с Литвой и Польшей: препятствия и возможности // Балтийский регион. Журнал, выпуск № 2. — Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2009.

4. ENPI CBC Lithuania-Poland-Russia Programme 2007-2013, 2008.

УДК: 379.851 (795.5)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАМКАХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

И.В. Колупаева

Алтайский государственный университет, Барнаул

Аннотация. Рассматривается интеграционная роль средств размещения (как части туристской инфраструктуры) в территориальной рекреационной системе. Особое внимание уделяется развитию качественной составляющей средств размещения, рассматриваются основные проблемы и предлагаются подходы к их решению. Исследование проведено по материалам Алтайского края. Ключевые слова: Территориальная рекреационная система, средства размещения, качество объектов и услуг, классификация, сертификация.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF TOURIST INFRASTRUCTURE IN THE FRAMEWORK OF THE TERRITORIAL RECREATIONAL

SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF MEANS OF ACCOMMODATION OF THE ALTAI KRAI)

I. V. Kolupaeva

Altai State University, Barnaul

Abstract. The integration role of accommodation facilities (as part of the tourist infrastructure) in the territorial recreational system is considered. Particular attention is paid to the development of a quality component of accommodation facilities, examines the main problems and suggests approaches to their solution. The study is based on materials from the Altai Territory. Key words: Territorial recreational system, accommodation facilities, quality of facilities and services, classification, certification.

Туристская инфраструктура является одним из главных условий формирования и функционирования туристских территорий, а также экономического и социального развития регионов, поскольку влияние социально — экономических реализующих факторов на территориальную организацию рекреационной деятельности во многом воплощается в территориальном распределении и развитии сети предприятий рекреационного обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.