Научная статья на тему 'ПРИГРАНИЧНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РАЗДЕЛ РЕГИОНАЛИСТИКИ'

ПРИГРАНИЧНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РАЗДЕЛ РЕГИОНАЛИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / ПРИГРАНИЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРИГРАНИЧНАЯ ЭКОЛОГИЯ / РЕГИОНАЛИСТИКА / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов К.В.

Рассматриваются разнообразные проблемы социально-экономического и экологического развития приграничной экономики как важного и перспективного направления регионалистики. Экономика приграничных регионов в настоящее время является одним из наименее изученных аспектов теории региональной экономики. Развитие приграничной экономики и приграничной экологии особенно актуальны для крупных стран, таких как Россия, Китай, Казахстан, имеющих, к тому же, весьма протяженную границу. Как известно, Россия граничит с большим числом стран, как с дружественными в настоящее время (Беларусь, Китай и проч.), так и с теми, у которых с Россией в настоящее время конфликты и разногласия политического и экономического характера (Украина, Прибалтийские государства). Все это определяет актуальность и значение исследований воспроизводственной системы в приграничных регионах. Учитывая значительное количество находящихся на территории России регионов, имеющих приграничный статус, а также разнообразие политических, экологических, социальных и экономических условий и факторов развития этих территорий, в том числе расположенных в таком перспективном регионе страны, каковым является Арктика, целесообразно интенсифицировать процесс изучения особенностей функционирования экономики приграничных регионов и выявления общих тенденций и закономерностей их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BORDER ECONOMY AS A PROMISING SECTION OF REGIONALISTICS

The article deals with various problems of socio-economic and environmental development of the border economy as an important and promising area of regional studies. The economy of border regions is currently one of the least studied aspects of the theory of regional economy. The development of the border economy and border ecology is especially relevant for large countries, such as Russia, China, Kazakhstan, which also have a very long border. As you know, Russia borders on a large number of countries, both currently friendly with the Russian Federation (Belarus, China, etc.), and with states that currently have serious problems and disagreements with Russia, both political and economic in nature (Ukraine, Baltic states). All this determines the relevance and importance of research on the reproductive system in the border regions. Taking into account the significant number of regions on the territory of Russia that have a border status, as well as the variety of political, environmental, social and economic conditions and factors for the development of border areas, including those located in such an important and promising region of the country as the Arctic, it is advisable to intensify the process of studying features of the functioning of the economy of the border regions and the identification of general trends and patterns of their development.

Текст научной работы на тему «ПРИГРАНИЧНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РАЗДЕЛ РЕГИОНАЛИСТИКИ»

УДК 330.336 Б01 10.52928/2070-1632-2022-62-12-66-72

ПРИГРАНИЧНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РАЗДЕЛ РЕГИОНАЛИСТИКИ

д-р экон. наук, проф. К.В. ПАВЛОВ (Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой)

Рассматриваются разнообразные проблемы социально-экономического и экологического развития приграничной экономики как важного и перспективного направления регионалистики. Экономика приграничных регионов в настоящее время является одним из наименее изученных аспектов теории региональной экономики. Развитие приграничной экономики и приграничной экологии особенно актуальны для крупных стран, таких как Россия, Китай, Казахстан, имеющих, к тому же, весьма протяженную границу. Как известно, Россия граничит с большим числом стран, как с дружественными в настоящее время (Беларусь, Китай и проч.), так и с теми, у которых с Россией в настоящее время конфликты и разногласия политического и экономического характера (Украина, Прибалтийские государства).

Все это определяет актуальность и значение исследований воспроизводственной системы в приграничных регионах. Учитывая значительное количество находящихся на территории России регионов, имеющих приграничный статус, а также разнообразие политических, экологических, социальных и экономических условий и факторов развития этих территорий, в том числе расположенных в таком перспективном регионе страны, каковым является Арктика, целесообразно интенсифицировать процесс изучения особенностей функционирования экономики приграничных регионов и выявления общих тенденций и закономерностей их развития.

Ключевые слова: направления межрегиональной экономики, приграничная экономика, приграничная экология, регионалистика, принципы.

Введение. Региональная экономика стала интенсивно развиваться со второй половины прошлого века как на постсоветском пространстве, так и за рубежом, особенно в развитых капиталистических странах. Это выразилось не только в существенном увеличении количества научных публикаций по данной тематике, но и в значительном расширении тематики. В этот период уточнили сущность проблем, которыми должны заниматься специалисты в области регионоведения, т.е. определения предмета региональной экономики (в этой связи особенно следует выделить классическую книгу академика Н.И. Некрасова «Региональная экономика. Теория, проблемы, методы», выдержавшую несколько переизданий [1]). Немало работ ученые посвятили вопросам методологии и характеристике методов исследования территориальных проблем. В этом плане особенно выделяется обобщающая фундаментальная монография известного зарубежного ученого, американца У. Изарда, «Методы регионального анализа: введение в науку о регионах» [2]. Во второй половине двадцатого столетия тщательно изучаются вопросы комплексного анализа отдельных территорий, особенно в рамках действующей в этот период времени в Советском Союзе системы регионального планирования, исследуются проблемы территориального управления, определяются социально-экономические особенности разработки индикативных региональных планов во многих развитых странах и многие другие аспекты территориального развития.

С того времени региональная экономика превратилась в глубоко разработанную научную дисциплину с широким арсеналом используемых экономико-математических и статистических методов анализа имеющихся территориальных проблем, которая постоянно развивается и в которой регулярно возникает и исследуется новый пласт актуальных проблем. Таким образом, за прошедший период времени означенная наука шагнула далеко вперед и сейчас в рамках региональной экономики исследуется много нестандартных и важных вопросов.

Одним из сравнительно новых аспектов изучение территориальной тематики является проблематика, связанная с исследованием социально-экономических и экологических проблем взаимодействия приграничных регионов из разных государств. Анализу многочисленных вопросов развития и управления воспроизводственной системой приграничных регионов на постсоветском пространстве посвятили свои исследования следующие специалисты и ученые: А.А. Епифанов [3], В.М. Московкин [4], П.А. Черномаз [5] и ряд других. Автор этих строк также занимался изучением данной проблематики [6].

Разновидностью приграничного социально-экономического взаимодействия является связь и зависимость приграничных водных регионов, т.е. районов из разных стран, граница между которыми имеет океанический, морской, озерный, речной характер и т.п. Изучение особенностей взаимодействия приграничных водных, в т.ч. прибрежных, районов в экономической сфере, по сравнению с исследованием другого типа приграничных регионов, является изученным в гораздо меньшей степени. В связи с этим целью данного исследования является решение актуальной проблемы - определение факторов и особенностей функционирования воспроизводственной системы приграничных водных, в т.ч. прибрежных, районов на основе использования методов системного анализа, экономико-статистических методов, методов выбора приоритетов и иных передовых методов научного исследования.

Основная часть. Развитие вопросов социально-экономического приграничного взаимодействия и сотрудничества в разных государствах осуществляется не только с учетом специфики воспроизводственных условий, но и с учетом политических особенностей и факторов, влияющих на функционирование этих стран в текущий

момент. Так, очевидно, что в России в последние годы все более популярны и актуальны вопросы развития арктической части страны в связи с открытием крупных месторождений полезных ископаемых, в том числе углеводородов (например, известное Штокманское месторождение природного газа и газоконденсата в Баренцевом море), поэтому очень важно для Российской Федерации и ее союзников развитие прибрежных районов Арктики. Особенно данное утверждение будет справедливо, как считают многие специалисты [7], в обозримой перспективе, когда в мире все острее сказываться ограниченность природных ресурсов. Данное утверждение справедливо также и потому, что на богатства Арктики, кроме Российской Федерации, претендуют США, Канада, Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция, Исландия. Более того, в последнее время к Мировой Арктике все больший интерес проявляют такие в географическом плане неарктические страны, как Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Сингапур, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Испания, Швейцария и Польша. Очевидно, что в этих условиях острота экономических взаимоотношений приграничных арктических регионов России с аналогичными арктическими районами других государств, в основном недружественных по отношению к Российской Федерации, будет только возрастать в будущем.

Таким образом, для России значение исследования вопросов хозяйственного функционирования приграничных регионов, в том числе расположенных в крайне важной для определения перспектив страны арктической зоне, в обозримом будущем будет усиливаться. Хотя, учитывая размеры страны и значительную протяженность ее границ, изучение вопросов взаимодействия приграничных, в том числе прибрежных, регионов и до этого было крайне актуальным. Понятно, что для крупных государств, окруженных достаточно большим числом соседних стран, значение развития приграничной экономики будет актуальным в не меньшей степени.

Иначе говоря, социальная, экологическая и экономическая система приграничных регионов являются важной составной частью системы общественного воспроизводства многих государств. Особенно это справедливо для крупных стран, обладающих большой территорией и имеющих протяжённою границу (обычно эти два фактора - площадь территории и длина границы - связаны между собой). Сказанное справедливо, прежде всего, для таких стран, как Российская Федерация, Франция, Украина, Китай и т.п. Более того, нередки случаи, когда какой-то район страны граничит сразу с несколькими регионами другого государства (к примеру, Белгородская область России граничит сразу с тремя областями Украины - Сумской, Харьковской и Луганской). Однако и для сравнительно небольших государств исследование системы воспроизводства в приграничных регионах может иметь существенное значение. В связи с этим среди наименее исследованных вопросов теории региональной, в т.ч. межрегиональной, экономики как в теоретическом, так и в практическом аспекте, являются проблемы анализа социально-экономических и экологических межрегиональных взаимосвязей и взаимодействий. Учитывая актуальность создания предпосылок и условий для эффективного взаимодействия между приграничными территориальными структурами и образованиями различных государств, нами в данной работе анализируются разнообразные аспекты функционирования приграничной экономики, т.е., иначе говоря, вопросы эффективного развития приграничных территорий.

Данные проблемы исследуются в специальных разделах регионалистики, точнее, межрегиональной экономики и экологии, названных нами приграничной экономикой и приграничной экологией. В представленной работе исследуется широкий спектр актуальных вопросов функционирования и развития региональных приграничных социально-экономических и экологических систем в условиях формирования развитых рыночных отношений.

Особенно большое значение развитие приграничной экономики и приграничной экологии имеет для Российской Федерации - самого большого по территории государства мира, имеющего и очень протяженную границу. Как известно, Россия граничит с большим числом стран, как дружественных в настоящее время (Беларусь, Казахстан, Китай), так и враждебных (Прибалтика, Украина). Из разнообразных вопросов приграничной экономики и приграничной экологии для России особенно актуальными и недостаточно изученными, как уже выше указывалось, являются проблемы приграничного характера в арктических районах страны. В этой связи достаточно вспомнить возникшую недавно конфликтную ситуацию с Норвегией на острове Шпицберген. Изучение вопросов взаимодействия и взаимосвязи приграничных регионов осуществляется в рамках межрегиональных экономики и экологии, акцентируется внимание на существование особой группы проблем выявления общего и особенного в реализации воспроизводственных процессов в разных районах, что существенно влияет на общую социально-экономическую эффективность системы общественного воспроизводства в целом. Создание условий для оптимального взаимодействия между приграничными районами разных государств требует системного подхода и полного учета многообразия форм и направлений в межтерриториальных хозяйственных отношениях и связях. Выделение приграничной экономики (т.е. экономики приграничных регионов) как важного и перспективного направления регионолистики определяется актуальностью осуществления интенсивного изучения функционирования приграничных районов, будучи актуальным не только для России, но и для многих других стран, таких как Казахстан, Беларусь, Украина и многие другие. Иначе говоря, межрегиональные приграничные социально-экономические (в том числе и эколого-экономические) отношения представляют собой один из наименее изученных аспектов теории региональной экономики.

В настоящее время межрегиональное приграничное сотрудничество стало важной составляющей международных связей российских регионов. Действительно, на границе Российской Федерации (то есть в ее приграничных районах) пересекается значительное количество жизненно важных проблем: внешнеполитических, экономических, научных, образовательных, культурных и др. Можно отметить важность исторически сложившихся

взаимодействий, и в дальнейшем стоит укреплять и расширять уже сложившиеся контакты, используя современные механизмы и принципы взаимодействия.

В Европейском союзе развитие межрегионального приграничного сотрудничества помогает достижению гармоничного территориального развития, которое оказывает влияние на темпы экономического развития взаимодействующих стран и территорий, различия в доходах и демографические особенности [8]. Изучение процесса управления социально-экономическими проектами и программами межрегионального сотрудничества в условиях приграничного региона затруднено определенными ситуациями, которые нередко носят комплексный характер и требуют разработки специальных методик изучения [9].

При анализе приграничных связей важным вопросом является разработка методики оценки состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития. Здесь, в первую очередь, речь идет об оценке эффективности социально-экономических проектов и программ межрегионального сотрудничества. Это крайне важно для эффективного развития многих регионов России, таких, как Мурманская область, Республика Карелия, Приморский край, Курская область и др.

Ш. Радвилавичюс и Н. Межевич отмечают, что оценка может рассматривать различные направления сотрудничества: общая оценка влияния приграничного сотрудничества на социально-экономическое развитие приграничной территории; оценка программ двустороннего сотрудничества (например, программ ЕИСП); оценка конкретных проектов [10]. Стоит отметить, что в данном случае оценка - это систематизированное исследование ситуации реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества или ее результатов. Существует несколько видов оценки: базовая оценка, оценка процесса и оценка влияния. На наш взгляд, государственная система оценки должна включать все виды оценки. Процесс обобщения и систематизации имеющихся точек зрения относительно требований к построению эффективной методики оценки состояния реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества должен основываться на учете следующих принципов:

- Принцип научной обоснованности. Этот принцип предусматривает разработку и совершенствование системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества с учетом достижений современной теории, апробации новых инструментов оценки полученных данных, использования возможностей современных информационных технологий.

- Принцип объективности. Его суть заключается в необходимости отражения в формируемой информационной базе государственной системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества реальных условий функционирования хозяйственной системы региона и факторов, определяющих ее состояние и перспективы развития.

- Принцип реалистичности. Он требует, чтобы система показателей, используемых для оценки состояния, динамики и результатов функционирования социально-экономической системы приграничных регионов, могла быть снабжена необходимой информацией.

- Принцип репрезентативности и адекватности информационного обеспечения. Следование этому принципу призвано обеспечить «настройку» системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества на сбор статистически значимых данных, позволяющих адекватно оценить изучаемые условия реализации программ, анализируемые процессы и результаты.

- Принцип целенаправленности. Предусматривает ориентацию системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества на развитие информационно-аналитической поддержки процесса принятия управленческих решений, связанных с улучшением условий и развитием социально -экономической системы межрегионального приграничного сотрудничества.

- Принцип синергичности предусматривает отлаженность взаимодействия элементов внутри методики оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества с внешней средой.

- Принцип организационного единства процессов системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества и управления социально-экономическим развитием региона. В его содержательной интерпретации важно отметить, что постановка задач системы оценки реализации межрегиональных программ должна основываться на определении целей и направлений развития приграничных регионов, разработке стратегий управления.

- Принцип институционализации правового и организационного обеспечения системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества. Его реализация предполагает наделение конкретного подразделения администрации приграничных регионов полномочиями на организацию системы оценки реализации межрегиональных программ и проектов социально-экономического сотрудничества, анализ его результатов и их доведение до органов, уполномоченных принимать управленческие решения, связанные с планированием и регулированием функционирования социально-экономической системы региона.

- Принцип проблемной организации системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества. В соответствие с ним программа наблюдения (исследования, анализа) должна быть ориентирована на решение определенной проблемы, для чего необходимо сформировать «ограниченную», но достаточную информационную базу.

- Принцип системности и комплексности предполагает учет действия условий и факторов разной природы (экономической, социальной, организационно-правовой, институциональной и др.), выявление их взаимосвязей, а, соответственно, привлечение и анализ различных видов информации. Важное значение имеет отражение применяемой системой показателей ключевых параметров «входа» и «выхода» социально-экономической системы приграничных регионов.

- Принцип универсальности позволяет использовать систему оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества к различным территориям в условиях меняющихся социально-экономических характеристик.

- Принцип сочетания непрерывности и периодичности. Он предусматривает постоянное регулярное наблюдение за межрегиональным развитием и его результатами.

- Принцип оперативности. Отражает необходимость своевременного сбора и предоставления информации, а также принятия на ее основе решений, способных улучшить условия функционирования объекта управления.

- Принцип достоверности. Относится к исходной информации и результатам проведения системы оценки реализации межрегиональных программ и проектов социально-экономического сотрудничества. Его реализация призвана обеспечить доверие субъектов межрегионального приграничного сотрудничества к системе оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества, к источникам информации, методам ее получения, обработки и анализа.

- Принцип иерархичности. Информация, полученная с нижних уровней управления, должна соответствовать информации, сведенной на верхних уровнях. Информация любого уровня управления должна соответствовать содержанию ставящихся и решаемых управленческих задач. Иными словами, предполагается обеспечить взаимосвязанность информации по системе показателей и организационной вертикали (по уровням управления).

- Принцип сопоставимости показателей во времени и пространстве. Соблюдение этого требования необходимо для мониторинга динамики исследуемого процесса в разных регионах страны и выявления тенденций его развития.

- Принцип рациональности. Характеризует рациональное сочетание прогнозно-аналитической ценности информации и затрат на ее получение, косвенно влияет на сбалансированность показателей.

- Принцип нормативности. Предполагает наличие нормативов (допустимых значений) по ключевым показателям системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества.

- Принцип альтернативности. Следование этому принципу означает использование разных источников сбора информации, а также методов ее анализа и оценки.

- Принцип адаптации предусматривает приспособление системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества (ее масштабов, состава оцениваемых характеристик, используемых показателей, инструментов анализа и др.) к возможностям ее организаторов и требованиям пользователей, меняющимся задачам, внутренним и внешним условиям его проведения. По мере изменения условий необходимо изменение масштаба государственной системы оценки реализации межрегиональных программ, показателей оценки, методики формирования исходных данных.

- Принцип открытости и прозрачности. Предполагает транспарентность информации, отражающей состояние и динамику развития хозяйственной системы приграничных регионов, а также доступность результатов системы оценки реализации межрегиональных программ и проектов социально-экономического сотрудничества заинтересованным группам их потребителей.

- Принцип эргономичности. Предполагает обеспечение максимальных удобств для проведения системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества: современная компьютерная техника, оптимальный режим проведения мониторинговых исследований.

- Принцип развития. Его суть - в необходимости совершенствования системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества (используемого методического инструментария, технического оснащения, состава индикаторов) с целью обеспечения синхронизации с переменами в объекте исследования и условиях его функционирования и др. Важно отметить, что изменения не должны усложнять систему и ключевые показатели, а результаты и направления должны быть доступны и понятны пользователям на различных уровнях. Важна инновационная составляющая этого принципа, проявляющаяся в обеспечении систематического поиска альтернативных информационных источников, организационных схем движения информации и др.

Совокупность вышеприведенных принципов образует сложную систему логически связанных и взаимодополняющих элементов, в которых представлены различные аспекты разработки методики оценки состояния проектов межрегионального приграничного сотрудничества, чем, в определенной мере, объясняется большое количество рассмотренных принципов. Применительно к хозяйственным системам приграничных регионов методика оценки состояния реализации межрегиональных программ и проектов социально-экономического сотрудничества имеет активный характер, поскольку ориентирована на создание информационной основы управления их развитием. Активная роль разрабатываемой методики связана с тем, что на каждом этапе развития разных систем (экологических, социальных, экономических) существуют не только положительные, но и отрицательные тенденции, факторы внешнего воздействия, которые только выявить и классифицировать, как правило, бывает недостаточно. В процессе проведения системы оценки реализации межрегиональных программ сотрудничества появляется возможность на основе обобщения информации выработать адекватное представление о состоянии, векторах и динамике развития объекта, его детерминантах и уже на этой основе разработать управленческие решения, реализация которых позволит ограничить или полностью предотвратить отрицательное воздействие, а также помогут усилить действие благоприятных факторов и условий.

Методику оценки состояния реализации межрегиональных программ и проектов социально-экономического сотрудничества необходимо рассматривать как систему, функционирование которой включает ряд этапов.

К ним следует отнести: процесс непрерывного наблюдения, исследование явлений и событий, формирование информационной базы управления, контроль за ходом и характером изменений объекта, оценку отклонений на основе системы критериев (эталонов). Естественно, оценка состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития в условиях приграничного региона будет обусловлена дифференциацией социально -экономического состояния приграничных регионов, что предполагает введение как относительных, так и абсолютных показателей. Таким образом, вводимая методика оценки состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития в условиях приграничья должна учитывать следующие условия: доступность получения необходимой статистической информации; простота расчетов; возможность построения рейтинговых оценок; возможность сравнительных оценок.

Методика оценки состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития в процессе ее использования должна основываться на следующих критериях:

- учет социально-экономической и экологической направленности;

- репрезентативность и охват целевой аудитории;

- результативность, включая контроль и корректировку.

Основным критерием, на наш взгляд, является критерий результативности, который может быть оценен по следующим параметрам: в форме социального эффекта от внедрения проекта или программы межрегионального сотрудничества, который позволяет оценить последствия; в форме товаров (услуг), созданных в процессе реализации проекта или программы; в форме информированности населения приграничных территорий; в краткосрочной и долгосрочной перспективе; в форме взаимодействия участников приграничного сотрудничества.

Стоит отметить, что методика разработана в рамках действующего федерального и регионального законодательства, нормативной и методической базы с учетом лучшей практики и подходов в зарубежных странах.

Под оценкой состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития понимается совокупность методов, инструментов и процедур, разработанных и реализуемых для вынесения суждения о качестве и результатах его деятельности. Главной целью системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества является обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления необходимой и достоверной информацией, адекватно отражающей наиболее значимые параметры социально-экономической системы Еврорегиона, а также эффективности реализации межрегиональных программ. Такая информация является основой для принятия решений, обеспечивающих реализацию всего комплекса функций управления (прогнозирование, планирование, организация, контроль).

Задачами оценки состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития являются:

- предоставление объективной и полной информации о факторах (причинах) неэффективной деятельности в целях принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности и результативности деятельности, улучшения использования ресурсов и других необходимых организационных изменений;

- предоставление общественности, вышестоящему органу исполнительной власти и законодательному органу субъекта Российской Федерации, а также при необходимости государственным органам Российской Федерации возможности получения объективной и полной информации о степени эффективности и результативности деятельности основных участников реализуемого социально-экономического проекта или программы межрегионального сотрудничества;

- предоставление субъектам управленческой, а также, при необходимости, государственным органам и муниципальным органам возможности сравнения процессов межрегионального сотрудничества в различных субъектах РФ.

Объектом оценки являются реализуемые проекты и программы межрегионального развития в приграничном регионе. Оценке, как правило, подлежат значимые из них, влияющие на социально-экономическое развитие приграничного региона. Оценка состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития производится, прежде всего, в интересах населения, ассоциаций граждан и других институтов гражданского общества, органов государственного и муниципального управления, а также хозяйствующих субъектов.

Субъектом оценки состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития является координационный орган, уполномоченный на проведение оценки решением Совета Еврорегиона, или другой межрегиональный орган, осуществляющий управление или координацию работы.

Уполномоченным органом может являться: специально созданная администрацией субъекта Российской Федерации комиссия или комиссия при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации; орган по управлению государственной службой или иной орган, ответственный за реализацию административной реформы на региональном уровне; орган местного самоуправления. При необходимости к проведению оценки могут привлекаться уполномоченные органы, а также независимые эксперты и консультанты на условиях, определяемых межрегиональным органом, осуществляющим управление или координацию работы.

Оценка состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития выступает, как правило, в следующих типах: оперативная; стратегическая; расширенная. Оперативная оценка является необходимым элементом системы государственного управления на региональном уровне, и ее нужно проводить по запланированным промежуточным контрольным точкам проекта (программы) с учетом специфики организации государственного управления и бюджетного процесса в данном субъекте Российской Федерации. Стратегическая оценка является неотъемлемой частью перспективного развития межрегионального приграничного сотрудничества. Расширенная оценка проводится в случаях внедрения новых моделей или инструментов межрегионального приграничного сотрудничества.

Оценка состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития также может выступать в следующих видах: прогнозная, то есть на стадии планирования (Ex-anteevaluation); промежуточная, то есть на конкретных стадиях реализации проектов и программ межрегионального развития (Intermediate); заключительная (Ex-post evaluation).

Заключение. Все выше рассмотренное позволяет сформулировать следующие задачи системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества:

- оценка интенсивности межрегионального приграничного сотрудничества;

- оценка уровня социально-экономической интеграции приграничных регионов;

- оценка инфраструктурных возможностей для реализации инвестиционных проектов в регионах и муниципальных образованиях;

- выявление формальных и неформальных барьеров при реализации социально-экономических проектов и программ межрегионального сотрудничества;

- оценка деятельности региональных органов власти, общественности и бизнеса при инициации социально-экономических проектов и программ межрегионального сотрудничества;

- оценка состояния трудового, демографического и миграционного (иммиграционного) балансов приграничных территорий;

- оценка экологического состояния и устойчивого развития территории;

- оценка информационной интеграции приграничных регионов.

Решение этих задач требует формирования системы количественных и качественных показателей, имеющих как абсолютное, так и относительное значение, что дает возможность определить эффективность реализации социально-экономических проектов и программ межрегионального сотрудничества в условиях приграничного региона и проводить сравнительный анализ деятельности тех или иных приграничных регионов. Принципиальное значение при разработке системы показателей имеет формулирование показателей экономичности, эффективности и результативности. Показатели экономичности позволяют оценить достижение целей или решение задач по экономии бюджетов проектов и программ межрегионального сотрудничества. Показатели эффективности позволяют оценить соотношение полученных результатов с затраченными средствами и силами. Показатели результативности дают возможность оценить степень достижения цели, ради которой были реализованы социально-экономические проекты или программы межрегионального сотрудничества.

Значения плановых показателей следует определять на основе анализа микро- и макроэкономических показателей региона, возможностей и резервов достижения тактических и стратегических целей и задач приграничных регионов, значений аналогичных либо лучших показателей в среднем по Российской Федерации и/или федеральному округу.

Для оценки состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития могут использоваться такие показатели, как охват населения, удовлетворенность целевой группы, ресурсообеспеченность, доступность процессов инициации. Стоит также отметить, что показатели, полученные по результатам социологических исследований, и показатели, связанные с экономическим развитием региона, должны взаимодополнять друг друга.

При проведении оценки состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития используются следующие аналитические процедуры: сравнительный анализ абсолютных и относительных значений статистических показателей, анализ планируемых и фактических результатов (процент отклонения, причины отклонения). При оценке результатов деятельности государственного органа аналитические процедуры не сводятся только к измерению отклонений фактических значений показателей от плановых, а предусматривают выявление (идентификацию) причин этих отклонений, что в дальнейшем должно быть учтено и скорректировано с проектом (программой) межрегионального приграничного сотрудничества. Анализ результативности проектов и программ межрегионального развития должен осуществляться при помощи социологических инструментов (метод экспертного опроса, анкетирование населения и т.д.).

Таким образом, система показателей оценки состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития может быть разделена на следующие группы (таблица).

Таблица. - Группы показателей оценки состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития

Группа Показатели

Группа 1 Экономическое и социальное развитие - региональные показатели экономического развития (ВВП на душу населения, ВРП, доходы, экономические инициативы); - региональные показатели торговли (обмена и продажи товаров, спроса и предложения на рынке товаров и услуг); - показатели социального развития (занятость, показатели уровня и качества жизни)

Группа 2 Уровень кооперации - готовность местных партнеров к межрегиональному приграничному сотрудничеству (обзор показателей); - экологические показатели (загрязнение и качество природных ресурсов); - борьба с трансграничной преступностью (уровень контрабанды, фальсификация, приграничная статистика)

Группа 3 Инфраструктура границы - статистические показатели, касающиеся межрегионального транзита (легкость прохождения таможенных процедур, время ожидания, статистика фитосанитарных процедур); - уровень интеграции в области управления приграничными процессами (уровень развития совместных процедур, успешность общих операций)

Группа 4 Вовлеченность населения - возможности сотрудничества для населения (статистические показатели об удельном весе населения, участвующего в проектах и программах); - участие общественных организаций в сотрудничестве

В предлагаемый перечень могут включаться также показатели, отражающие необходимость решения специфических задач, актуальных именно для данного проекта и программ, обусловленных совокупностью конкретных причин и факторов природно-климатического, экологического, социально-экономического и иного характера. По итогам проведенной оценки принимаются управленческие решения, а государственные и муниципальные органы оказывают регулирующие воздействия. Таким образом, разработка методики оценки состояния проектов и программ межрегионального приграничного сотрудничества дает региональным органам власти реальную возможность не только оценить существующий уровень и состояние межрегионального приграничного сотрудничества, но и важный реальный инструмент для дальнейшего развития территории и формирования единого пространства по решению жизненно важных проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Некрасов, Н.Н. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы / Н.Н. Некрасов. - 2-е изд. - М. : Экономика, 1978. - 344 с.

2. Изард, У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах / У Изард ; сокр. перев. с англ. - М. : Прогресс, 1966. - 659 с.

3. Епифанов, А.А. О проблемах приграничного экономического сотрудничества северо-восточных областей Украины / А.А. Епифанов // Экономическая теория и методология управления. - 2004. - № 2(11). - С. 21-27.

4. Московкин, В.М. Сравнительный анализ экономической динамики Харьковской и Белгородской областей / В.М. Москов-кин, И.И. Савченко // БИЗНЕС ИНФОРМ. - 2009. - № 1. - С. 11-17.

5. Черномаз, П.А. Еврорегион «Слобожанщина»: этапы формирования и перспективы развития / П.А. Черномаз // Международное сотрудничество приграничных регионов: история, экономика, политика, культура : материалы междунар. науч.-практ. конф., Курск, 19-20 сент. 2011 г. - Курск : Изд-во VIP, 2011. - С. 160-165.

6. Павлов, К.В. Приграничная экономика: теория и практика / К.В. Павлов. - Ижевск : Изд-во «Шелест», 2017. - 162 с.

7. Северный экономический район: Проблемы, тенденции, перспективы развития / Под ред. Г.П. Лузина. - СПб. : Наука, 1992. - 256 с.

8. European Neighbourhood & Partnership Instrument [Электронный ресурс]. - URL: http://ec.europa.eu/world/enp/pdf/country/ enpi cross-border cooperation strategy paper en.pdf.

9. Сапрыка, В.А. Принципы методики изучения управления социально-экономическими проектами и программами межрегионального сотрудничества в условиях приграничного региона / В.А. Сапрыка // Украина в системе мировых экономических процессов : материалы междунар. конф. - Харьков : МСУ, 2009. - С. 160-162.

10. Межевич, Н.М. Роль приграничного сотрудничества между Европейским Союзом и Российской Федерацией в двусторонних и региональных программах экономического развития [Электронный ресурс] / Н.М. Межевич, Ш. Радвилавичюс. URL: http://www.norden.org.

Поступила 11.09.2022

BORDER ECONOMY AS A PROMISING SECTION OF REGIONALISTICS

K. PAVLOV

(Euphrosyne Polotskaya State University of Polotsk)

The article deals with various problems ofsocio-economic and environmental development of the border economy as an important and promising area of regional studies. The economy of border regions is currently one of the least studied aspects of the theory of regional economy. The development of the border economy and border ecology is especially relevant for large countries, such as Russia, China, Kazakhstan, which also have a very long border. As you know, Russia borders on a large number of countries, both currently friendly with the Russian Federation (Belarus, China, etc.), and with states that currently have serious problems and disagreements with Russia, both political and economic in nature (Ukraine, Baltic states).

All this determines the relevance and importance of research on the reproductive system in the border regions. Taking into account the significant number of regions on the territory of Russia that have a border status, as well as the variety of political, environmental, social and economic conditions and factors for the development of border areas, including those located in such an important and promising region of the country as the Arctic, it is advisable to intensify the process of studying features of the functioning of the economy of the border regions and the identification of general trends and patterns of their development.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: areas of interregional economy, border economy, border ecology, regional studies, principles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.