DOI 10.47576/2949-1878_2023_3_137 УДК 34
ПРИЕМЫ ЗАДЕРЖАНИЯ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Афов Алихан Хажмуратович,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru
В статье рассматриваются возможности оптимизации способов защитно-атакующих и тактико-технических действий сотрудников полиции в целях произведения задержания правонарушителя.
Ключевые слова: сотрудники полиции; тактико-технические действия; защитно-атакующие действия; боевые приемы борьбы; приемы задержания.
UDC 34
DETENTION TECHNIQUES IN THE OFFICIAL ACTIVITIES
OF POLICE OFFICERS
Afov Alikhan Khazhmuratovich,
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Physical Training, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_ 1978@mail.ru
The article discusses the possibilities of optimizing the methods of protective-attacking and tactical and technical actions of police officers in order to detain the offender.
Keywords: police officers; tactical and technical actions; defensive-attacking actions; fighting techniques; detention methods.
Приоритетным направлением подготовки сотрудников органов внутренних дел, проходящих повышение квалификации в Северо-Кавказском институте повышения квалификации сотрудников МВД России, является совершенствование обучения применению физической силы для задержания правонарушителей в реальных условиях служебной деятельности.
В процессе обучения сотрудников применению боевых приемов борьбы в служебной деятельности преподавательский состав отмечает неуверенное владение навыками задержания правонарушителей боевыми приемами борьбы.
По результатам аналитического обзора, где рассмотрены случаи чрезвычайных про-
исшествий, связанных с гибелью, ранениями и получением телесных повреждений сотрудниками полиции в процессе выполнения служебных обязанностей, выявлено, что наибольшее количество травм было получено сотрудниками при задержании правонарушителей, оказывающих нападение или активное сопротивление [2; 5]. Сотрудники полиции из всех показателей в основном не смогли защититься от нанесения руками прямых и боковых ударов в голову, от нанесения руками прямых и боковых ударов по туловищу, а также получили травмы при силовом задержании.
Таким образом, можно утверждать, что у сотрудников полиции в недостаточной степени автоматизированы навыки защитно-ата-
кующих действий от ударов руками и ногами. Кроме того, не отработаны умения и навыки тактико-технических действий использования захватов, обхватов и ограничения свобо -ду действий для применения приемов задержания правонарушителей.
Учитывая выявленные проблемы по применению боевых приемов борьбы в практической деятельности, необходимо при обучении навыкам задержания правонарушителей систематизировать и выбирать стратегию подготовки сотрудников органов внутренних дел для эффективного применения приемов задержания. На практических занятиях обучению и совершенствованию подготовки сотрудников органов внутренних дел по применению физической силы необходимо уделять особое внимание [1; 8]: защитно-атакующим действиям от ударов; тактико-техническим действиям применения захватов, обхватов и ограничения свободы действий.
Учитывая вышеперечисленные проблемы, возникающие у сотрудников при задержании правонарушителя, необходимо оптимизировать содержание учебных материалов по обучению боевым приемам борьбы, с выделением наиболее эффективных, часто применяемых вариативных защитно-атакующих действий для пресечения правонарушений [3; 7]. Поэтому необходимо, чтобы учебный процесс по физической подготовке на различных этапах обучения был приближен к практической служебной деятельности. Таким образом, содержание занятий по физической подготовке сотрудников полиции должно быть ориентировано на знание техники приемов задержания по пресечению правонарушений, в том числе против лиц, оказывающих активное сопротивление или осуществляющих нападение на сотрудников с нанесением ударов.
Эффективное выполнение служебных задач сотрудником органов внутренних дел в ситуациях пресечения правонарушений мерами физического воздействия невозможно без необходимого уровня тактико-технической подготовленности. В зависимости от сложности разрешения конфликтной ситуации переход от защитных действий к применению приемов задержания без специальной подготовки может представлять для сотрудников полиции большие затруднения
и риски получения травм и потери боеспособности [6].
У некоторых специалистов физической подготовки существует однообразное представление о методике обучения, оно связаны с тем, что на практических занятиях по боевым приемам борьбы, согласно дидактическому правилу «от простого к сложному», сначала техника защитно-атакующих действий отрабатывается с ассистентом без сопротивления. Сотруднику предлагается определенный алгоритм защитно-атакующего действия, который, на наш взгляд, не в полном объеме соответствует вариативности атакующих действий правонарушителя. В результате чего у специалистов создается видимость усвоения сотрудником изучаемых защитно-атакующих действий от ударов. При таком методе обучения у сотрудников возникает одностороннее представление о способах защитно-атакующих действий от ударов. В результате чего получается, что обучение защитно-атакующим действиям от ударов в системе физической подготовки органов внутренних дел ориентировано на сдачу сотрудниками зачетов.
Второй актуальной проблемой применения приемов задержания правонарушителя является отсутствие у сотрудников полиции навыков тактико-техническим действиям применения захватов, обхватов и ограничения свободы действий.
С разделом по освобождению от захватов и обхватов существуют проблемы тактического, методического и технического характера.
В большинстве специалисты по физической подготовке учат полностью освобождаться от захвата правонарушителя. Основная опасность выполнения этого действия заключается в том, что, когда сотрудник полностью освобождается от захвата, чаще всего он не успевает осуществить повторный нужный захват для проведения боевого приема борьбы. В итоге сотрудник, полностью освободившись от захвата правонарушителя, переходит в стадию еще более сложной ситуации по выполнению служебной задачи, то есть к защитно-атакующим действиям от нанесения ударов. Однако освобождаться полностью от захвата правонарушителя нет необходимости, следует, наоборот, использовать его захват путем перехвата с после-
дующим проведением приема задержания.
Похожие проблемы возникают и по освобождению от обхвата в обучении защитным действиям освобождению от обхватов. Одной из основных ошибок специалистов по физической подготовке является то, что при постановке учебной задачи не учитываются возможные действия правонарушителя, совершившего обхват сотрудника.
Наиболее опасным для сотрудника является ситуация, когда правонарушитель, путем обхвата заняв выгодную позицию, пытается совершить бросок через грудь с подъемом или свалить его, при этом не имеет значения, как обхватил - с руками или без рук.
Учитывая особенности целей правонарушителя при осуществлении обхвата, следует, в первую очередь, обращать внимание на необходимость быстрых и четких тактико-технических действий, направленных на активное пресечение попытки правонарушителя выполнить обхват. Если сотруднику не удалось предотвратить выполнение обхвата правонарушителем, ему необходимо быстро поставить правонарушителя в затруднительное для него положение, загрузив его руки вниз своей массой тела (понизить центр тяжести). Только после выполнения этой обязательной составляющей тактико-технического действия у сотрудника появляется возможность устоять на ногах, не дав правонарушителю возможности провести атакующие действия. В противном случае, если правонарушителю удалось свалить сотрудника полиции в партер, что еще хуже провести бросок, создается ситуация угрозы жизни и здоровью сотрудника.
Для задержания правонарушителей, оказывающих пассивное или активное сопротивление, сотрудники полиции в большинстве случаев проводят прием задержания только после применения захвата или обхвата. Поэтому умение удерживать правонарушителя или бороться с ним в захвате и обхвате является существенным необходимым навыком эффективного применения приемов задержания.
На наш взгляд, в методике обучения и совершенствования навыков применения боевых приемов борьбы существует пробел целого пласта раздела - это применение захватов и обхватов правонарушителей для
проведения приемов задержания. Умение бороться в захвате и обхвате, своевременность выполнения алгоритма тактико-технического действия позволит сотруднику эффективно и безопасно выполнить задержание правонарушителя. Обладая навыками использования захватов и обхватов, сотруднику, удерживая правонарушителя в положении захвата одной руки двумя руками, лежа на животе или в партере, легче перейти на прием задержания или ограничить свободу действий, для того чтобы напарник получил возможность провести загиб руки за спину. В большинстве случаев сотрудник, проигравший единоборство в захвате или обхвате, как следствие не выполняет служебную задачу по задержанию правонарушителя или что еще хуже, находясь в опасном положении, может получить травму или увечье.
На практических занятиях по боевым приемам борьбы в полной мере не решаются проблемы по формированию специализированных навыков вхождения в захваты и обхваты с целью удержания в них правонарушителя. После понимания алгоритма применения тактико-технических действий по использованию захватов и обхватов сотрудников в обязательном порядке необходимо тренировать в легких схватках. Только в легких схватках, в тренировочной борьбе или методами специальных подводящих упражнений у сотрудников выработаются определенные навыки, кожно-мышечное чувство равновесия и баланса, своевременности проведения сбивания или броска для эффективного и безопасного применения приемов задержания.
Своевременность выполнения алгоритма защитно-атакующих и тактико-технических действий позволит сотрудникам эффективно и безопасно выполнить задержание правонарушителя. Поэтому доведение до автоматизма у сотрудников полиции необходимого комплекса защитно-атакующих действий от ударов и тактико-технического действия по использованию захватов и обхватов при задержании правонарушителей возможно на основе оптимального подбора средств, методов и форм обучения, высокого уровня практической и методической подготовленности преподавателей, инструкторов [4; 7; 8].
Совершенствование навыков защитно-атакующих действий от ударов и при-
менения захватов и обхватов методами специальных подводящих упражнений, проведением учебных схваток позволит полицейским до автоматизма наработать тактику и технику выполнения задержания правонарушителей. Навыки своевременного вхождения в захваты, обхваты и удержания в них правонарушителя помогут эффективно выполнить служебную задачу по применению
физической силы для пресечения правонарушений.
Завершая наше исследование, отметим, что для эффективного выполнения служебных задач сотрудником органов внутренних дел в ситуациях пресечения правонарушений мерами физического воздействия необходим достаточный уровень тактико-технической подготовленности.
Список литературы_
1. Алдошин А. В., Алдошина Е. А., Гуняев Е. В. Анализ применения боевых приемов борьбы сотрудниками полиции в оперативно-служебной деятельности // Автономия личности. 2021. № 1 (24). С. 71-77.
2. Афов А. Х. Некоторые особенности обучения сотрудников ОВД навыкам применения боевых приемов борьбы // Евразийский юридический журнал. 2022. № 1 (164). С. 461-462.
3. Кугно Э. Э., Струганов В. С., Струганов С. М. Критерии эффективности применения боевых приемов борьбы в оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел // Автономия личности. 2022. № 1 (27). С. 55-60.
4. Мешев И. Х. Формирование у сотрудников органов внутренних дел тактической и психологической готовности к применению боевых приемов борьбы // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 4. С. 59-63.
5. Хажироков В. А. Внедрение борцовских и рукопашных поединков в учебно-тренировочный процесс сотрудников органов внутренних дел, обучающихся по программам профессионального обучения // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 3. С. 31-35.
7. Черкесов Р. М. Тактические особенности применения боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел РФ // Культура физическая и здоровье. 2022. № 1 (81). С. 269-271.
8. Шашурина Я. А. К проблемам повышения готовности сотрудников полиции к применению физической силы // Молодежь - Барнаулу : материалы XXIII городской научно-практической конференции молодых ученых / гл. ред. В. В. Гудков. Барнаул, 2022. С. 640-642.
References_
1. Aldoshin A.V., Aldoshina E. A., Gunyaev E. V. Analysis of the use of combat fighting techniques by police officers in operational and service activities. Personal autonomy. 2021. No. 1 (24). Pp. 71-77.
2. Afov A. Kh. Some features of training police officers in the use of combat techniques of fighting. Eurasian Legal Journal. 2022. No. 1 (164). Pp. 461-462.
3. Kugno E. E., Struganov V. S., Struganov S. M. Criteria for the effectiveness of the use of combat fighting techniques in the operational and official activities of employees of internal affairs bodies. Autonomy of personality. 2022. No. 1 (27). Pp. 55-60.
4. Meshev I. H. Formation of tactical and psychological readiness among employees of internal affairs bodies for the use of combat fighting techniques. Gaps in Russian legislation. 2022. Vol. 15. No. 4. Pp. 59-63.
5. Khazhirokov V. A. Introduction of wrestling and hand-to-hand duels into the educational and training process of employees of internal affairs bodies studying under professional training programs. Gaps in Russian legislation. 2022. Vol. 15. No. 3. Pp. 31-35.
7. Cherkesov R. M. Tactical features of the use of combat fighting techniques by employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. Physical culture and health. 2022. No. 1 (81). Pp. 269-271.
8. Shashurina Ya. A. To the problems of increasing the readiness of police officers to use physical force. Youth -Barnaul: materials of the XXIII city scientific and practical conference of young scientists / ch. ed. V. V. Gudkov. Barnaul, 2022. Pp. 640-642.