СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Заитова Э. И. Приемы перевода арабских реалий на русский язык [Электронный ресурс] / Э. И. Заитова // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. - 2018. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2018. № 4. ID 47 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
Заитова Эльвира Ильгизовна
магистрант, частное учреждение высшего образования «Российский исламский институт», г. Казань ummhakim@yandex. ги
УДК 811.411.21'06
ПРИЕМЫ ПЕРЕВОДА АРАБСКИХ РЕАЛИЙ НА РУССКИЙ ЯЗЫК
В статье представлена классификация арабских реалий и выявлены особенности их передачи с арабского языка на русский. Знание классификации арабских реалий позволяет выбрать подходящий прием перевода.
Ключевые слова: арабские реалии, классификация реалий, перевод реалий, приемы перевода.
Испокон веков язык являлся не только средством общения и передачи мысли, но и способом отображения мировоззрения целого народа, сохранности и передачи его культуры.
При переводе происходит взаимодействие культур, соприкосновение двух различных цивилизаций. Для того, чтобы получить перевод, максимально приближенный к оригиналу, переводчику необходимо обладать фоновыми знаниями, пониманием особенностей двух культур, а также интуицией. Ведь незнание культуры и традиций может стать следствием некомпетентности переводчика в отражении коннотации слов и духа народа. Профессионализм переводчиков проявляется в умении правильно использовать различные приемы перевода реалий, ведь заменяя реалию на её эквивалент в другом языке, можно столкнуться с такой проблемой как утрата художественной ценности перевода по сравнению с текстом оригинала.
На протяжении многих лет между лингвистами и филологами велась дискуссия о том, что же такое реалии. «Реалии - это слова (и словосочетания), называющие объекты, характерные для жизни (быта, культуры, социального и исторического развития) одного народа и чуждые другому, будучи носителями национального и/или исторического колорита, они, как правило, не имеют
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Заитова Э. И. Приемы перевода арабских реалий на русский язык [Электронный ресурс] / Э. И. Заитова // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. - 2018. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2018. № 4. ID 47 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
точных соответствий (эквивалентов) в других языках, и, следовательно, не поддаются переводу на общем основании, требуя особого подхода» [3, с. 8].
Стоит отметить, что в лингвистической литературе на тему арабских реалий существует не так много трудов. Это может объясняться тем, что до сих пор арабские реалии недостаточно хорошо изучены, а также указывает на актуальность исследования приемов перевода арабских реалий на русский язык. Что касается немецкого, английского и испанского языков, можно встретить работы таких ученых, как С. А. Фридриха, В. Н. Крупнова, С. Влахова, Е. М. Верещагина, В. С. Виноградова, А. Д. Швейцера, В. Г. Костомарова и др.
Благодаря упорядоченной классификации переводчик сможет определить значимость тех или иных реалий, а также выбрать метод их перевода. Представляет интерес классификация реалий, предложенная С. Влаховым и С. П. Флориным [3, с. 51]:
I Географические реалии
1. Названия объектов физической географии:
а) Страны: Иордания, Судан, Ирак, Египет, Сирия, Ливия и др.
б) Города: Абу-Даби, Хегра, Алеппо, Эль-Айн, Дамаск, Ра Эль-Хайма, Дубай, Триполи и др.
в) Географические объекты: мадаин-Салих (¡^ ¿я^) - города Салиха, самум - сухой, горячий ветер пустыни, оазис Аль-Ахса -историческая область, расположенная в низменности вдоль Персидского залива, себха (1^) - равнинная полоса между пустыней и океаном, вади (^1 - долина. Их может быть огромное множество: Вади-Хураймала, Вади-Римах и др.
2. Название растений и животных:
а) Растения: хумаид ( ) - щавель пузырчатый, тарсус ( ) -
паразитическое растение из семян, хармал ( ^^ ) - вечнозеленый кустарник, джуммаиз ( ) - смоковница, сант абйад (и^1 ) - белая акация, фуль ( Л ) - аравийский жасмин и т. д. В качестве отдельной классификации можно выделить названия плодов финиковых пальм, ведь арабы различали их не только по сортам и месту произрастания, но и степени их созревания: балях ( ¡¡Ъ ) -неспелые и твердые финики; рутаб (м^и) - спелые и свежие финики; тамр ( ) - сушенные финики. В то же время в арабских странах насчитывается до 500 сортов фиников. Например, тамр халас аль-хардж - это финик
среднего размера, влажный, красновато-коричневый из жесткого сорта произрастает преимущественно в Аль-Хардже. Также тамр суккари аль-касым
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Заитова Э. И. Приемы перевода арабских реалий на русский язык [Электронный ресурс] / Э. И. Заитова // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. - 2018. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2018. № 4. ID 47 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
( рь^ - полумягкий сорт, называется «сахарным» потому что при
надкусывании ощущается некоторый сахарный хруст и др.
б) Животные: из-за особой роли верблюдов, лошадей и ослов в быту арабов, данные представители животных имеют более 500 названий. Рассмотрим некоторые названия верблюдов: рахиля (^-0) - верховая верблюдица, хальфа
- кормящая верблюдица, бакира - молочная верблюдица, лякыха
- беременная верблюдица, фатыр - верблюдица, достигшая зрелого возраста, при котором уже невозможно забеременеть, бадана - верблюдица, приносимая в жертву во время хаджа, хамаль (<^) - пасущиеся без присмотра верблюды, 'ушара ) - верблюдица на десятом месяце беременности, залюль
- верблюд, предназначенный для скачек. Также около 27 названий верблюдов в классификации по возрасту: ба'ир (верблюд 25-30 лет), хуар (верблюженок от 0-6 месяцев), джаза' ^^ (верблюд, которому пошел 5 год) и
др. [1].
II Этнографические реалии
1. Быт:
а) Еда: кускус (блюдо Северной Африки из манной крупы), хуммус ^^^ (тертый горох с кунжутной пастой, заправленный лимоном и оливковым
•* Л
маслом), кубба ^ (жаренные в масле шарики из рубленой баранины, пшеницы и семян сосны).
б) Одежда: джильбаб м^ (широкое платье до пят в виде рубахи), никаб м^ (женский головной убор, закрывающий лицо с узкой прорезью для глаз), химар (женский платок, закрывающий голову, плечи и грудь), кандура 5 (длинная мужская рубаха белого цвета), 'амама ^^ (мужской платок,
•* л . £ ® *
повязываемый в виде тюрбана), куфия или гутра (хлопковый красно-белый или черно-белый головной мужской платок) и др.
в) Жилье, мебель, посуда: хайма (бедуинская палатка, шатер), кубба ^ (дом из глины с маленькими окошками и дверью), сааха (внутренний двор дома), хаммам ^^ (баня) и др.
2. Труд:
а) Профессии: фаллях (крестьянин, земледелец), сакый (водонос на арабских рынках), джаммаль (погонщик верблюдов) и др.
б) Организация труда: никаба (профсоюз), мудирия (департамент), мазра'а (ферма) и др.
3. Искусство и культура:
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Заитова Э. И. Приемы перевода арабских реалий на русский язык [Электронный ресурс] / Э. И. Заитова // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. - 2018. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2018. № 4. ID 47 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
а) Музыка и танцы: анашид ^^ (мусульманское песнопение, традиционно исполняемое мужским вокалом без сопровождения музыкальных инструментов), дабка (народный танец в Ливане, Сирии, Иордании) и др.
б) Музыкальные инструменты: най ^ (флейта), рикк (вид бубна) и др.
в) Поэзия: газаль Jj¿ (строфа арабского стихосложения), касыда «А^а (длинное монорифмичное стихотворение), бейт (двустишие с законченным смыслом) и др.
г) Обычаи, ритуалы: никах ^^ (бракосочетание по мусульманским законам), хытба (сватовство), салят (мусульманская молитва) саум ? (пост, который длится от рассвета до заката), хадж (мусульманский обряд в виде обхода вокруг Каабы), таваф (обход вокруг Каабы) и др.
д) Культы-служители и последователи: алим ^ (ученый), шейх (старейшина), имам ^Ц (руководитель мечети), муэдзин (возглашающий азан на молитву), ахун (старший имам по мечетям в нескольких районах), факых (знаток исламского права) и др.
е) Календарь: ашура (10-й день месяца мухаррама), рамадан
(9 месяц лунного календаря, месяц поста), ид аль-адха (праздник
жертвоприношения), ид аль-фитр J■Шl ^ (праздник разговения) и др.
4. Меры и деньги:
а) Единицы мер: зира' (мера длины, приблизительно равная 0,6 м), кынтар (мера веса, равная 44,928 кг), са' ^^ (мера веса, равная 2660 г), феддан и1^ (мера площади, равная 4600 кв.м), ардебб С1-^ (мера объема, равная 197,75 л) и др.
б) Денежные единицы: дирхам , динар лира реал ^ фельс меллим и др.
5. Время суток: духа ^^ (утро, начинается с окончания рассвета и длится до момента прохождения солнца через зенит), зухр (полуденное время, начинается после прохождения солнца через зенит и длится до послеполуденного времени), 'аср (послеполуденное время, продолжается от момента, когда тень предмета превосходит его собственную длину, до начала захода солнца) и др.
6. Религия: шариат Цц^ (совокупность юридических норм права), коран иЪ* (священная книга ислама), ислам (мусульманская вера), ракаат
(поясной поклон), саджда «а^ (земной поклон), дуа (мольба), акыда (вероубеждение), хадис ^^ (пророческое сообщение), расуль (посланник от Бога), кааба (священный дом) и др.
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Заитова Э. И. Приемы перевода арабских реалий на русский язык [Электронный ресурс] / Э. И. Заитова // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. - 2018. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2018. № 4. ID 47 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
III Общественно-политические реалии
1. Административно-территориальное устройство: мухафаза (например, в Сирии, Иордании, Кувейте), вилайя j (в Тунисе, Алжире, Судане), эмират SjUI (в ОАЭ) и др.
2. Органы и носители власти:
а) Органы власти: меджлис (Народное собрание), шура (Совет).
б) Носители власти: вали Jlj (правитель), эмир л?' (в ОАЭ), султан jl^l^.
3. Общественно-политическая жизнь:
а) Политические и общественные движения: «БААС» (политическая партия в Сирии и Ираке), «Братья-мусульмане» и т.д.
б) Учреждения: медресе (религиозное учебное заведение), ЛАГ (Лига арабских государств), ОИК (Организация исламской конференции) и т.д [5].
4. Военные реалии:
а) Оружие: джамбия (кинжал без гарды и изогнутым в верхней трети клинком), ханджар (короткий, изогнутый арабский меч), сейф (изогнутая сабля с характерным навершием) и др.
б) Военнослужащие: амид ^^ (бригадный генерал), фарик амид (Jjj (корпусной генерал), ляуаа elJ (дивизионный генерал), «Черный ирис» aIusJUI *I3JLJI (военное подразделение в Иордании) и др.
Как мы отмечали раннее, арабский и русский языки относятся к разноструктурным языкам. Переводчик, не владеющий знаниями об особенностях культуры арабских стран, а также переводимой тематики, не способен предоставить правильный перевод.
В. С. Виноградов выделяет следующие способы перевода слов-реалий: 1) транскрипция (транслитерация); 2) гипо-гиперономический перевод; 3) уподобление; 4) перифрастический перевод; 5) калькирование [2, с. 119-120].
Метод транскрипции отличается от метода транслитерации тем, что в первом случае звуковая форма слова полностью переносится на переводимый язык. Таким образом переводятся названия арабских стран, городов и прочих имен собственных: «Кувейт», «Йемен», «Катар» и др. Метод транслитерации используется в том случае, когда при переводе невозможно обойтись без буквенных изменений. Например, «Аль-Магриб» переводят «Марокко», «Египет» - «миср». Нельзя сказать, что данный перевод на русский язык был заимствован напрямую из арабского языка. В данном случае был применен метод транслитерации с английского языка: Algeria, Egypt, Morocco. Город Аль-Хиджр j^Jl называют Хегра. Это связанно с диалектальными изменениями, когда букву «джим» заменяют на «г». Данный метод также используется при
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Заитова Э. И. Приемы перевода арабских реалий на русский язык [Электронный ресурс] / Э. И. Заитова // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. - 2018. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2018. № 4. ID 47 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
переводе арабских имен собственных с элементами слов «абу» (отец), ^«ум» (мать), о? «бин» (сын) независимо от их грамматической составляющей в арабском языке. Например, предложение «...^ о й1^ й1 ^ «33 ^ ¿я» будет переводится как: «Передается от Абу Хурейры, что Усман бин Аффан сказал...». Арабские прозвища (лякаб) также переводятся с помощью транскрипции: ^ «Сейфуллах», что означает меч Аллаха; а^Ь^
«Нуруддин» (свет ислама) и др.
Зачастую транскрипция и транслитерация не отображают полную картину происходящего, что может привести к информационному вакууму. Это может происходить при передачи арабских единиц измерения. Чтобы этого избежать, прибегают к комбинированному методу перевода с использованием комментариев и сносок. Передается в «Сахих Аль-Бухари» хадис (№ 1503), в котором есть указание на такую меру веса как са'. Сообщается, что ибн 'Умар рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вменил в обязанность раздавать закят аль-Фитр в виде одного са' еды...» Если ограничиться методом транслитерации, реципиент может не понять, что именно подразумевается под данной мерой веса. Для этого используют сноски, поясняющие значение слова. В нашем случае пояснение о том, что са' - это мера веса, равная 2660 г.
Арабский язык насыщен многозначными словами, поэтому очень часто используется гипо-гиперонимический перевод (обобщенно-приблизительный). Для этого приема перевода характерно установление отношений эквивалентности между словом оригинала, передающим видовое понятие-реалию, и словом перевода, называющим соответствующее родовое понятие, или наоборот. Например русскому гипониму соответствует арабский гипероним: слово «город» может переводится на арабский как (мадина) (баляда) (миср) слово «время» отображается в арабском языке различными словами, такими как (хин) О^, (уакт) ^^ (заман), и^; «мгновенье» - (ляхза) ЯкЦ (бурха) Я^з?. Арабскому гипониму соответствует русский гипероним: (азрак) -
синий, голубой; (хамм) ^ - тесть, свекор, свояк.
Что касается сужения понятия, то оно наблюдается в следующих примерах:
* о *
- в^рс. (гудуатан) «время от начала утреннего намаза до восхода» в словаре Х.К. Баранова переводится как «раннее утро»;
- (сахаран) «конец ночи, время незадолго до утреннего намаза» - заря, рассвет;
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Заитова Э. И. Приемы перевода арабских реалий на русский язык [Электронный ресурс] / Э. И. Заитова // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. - 2018. - № 4. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2018. № 4. ID 47 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
- LkU^a (сабахан) «время от начала 2-й половины ночи до зенита» - утро, рассвет;
- рИйл (маса-ан) «время от зенита до начала 2-й половины ночи» - вечер [4, с. 103].
Если же необходимо установить соответствие между переводимым словом и словосочетанием на языке реципиента, дающим объяснение его смысла, используют описательный перевод: ханджар j^- (короткий, изогнутый арабский меч), халиджи (народный танец в странах Персидского залива),
о f "
гутра «j^ (головной мужской убор в виде хлопкового платка)
Существует также уподобляющийся (приблизительный) перевод, при котором подыскиваются между двумя языками сходства. Чаще всего при использовании данного метода перевода пропадает национальный колорит, так как невозможно привести эквивалент одной реалии для другой. Например, слово
хаммам: со стороны может показаться, что перевод этого слова «баня, ванна, купальня» идентичен значению в арабском языке. С одной стороны, так и есть, но не стоит забывать о культурном различие. Русские бани строятся из дерева, а «хаммам» - из мраморной керамической плитки. Слово хуффы в словаре Баранова переводится как «ботинок, туфля», хотя в арабском мире они известны как кожаные носки, не пропускающие влагу, которые плотно прилегают к ноге, полностью закрывая щиколотку.
Следующим видом перевода арабских реалий считается калькирование. Калькирование - это заимствование иноязычных слов, выражений, фраз буквальным переводом соответствующей языковой единицы. Данный прием часто используется при переводе религиозно-политической лексики. В связи определенной политической атмосферой в СМИ арабских стран возникло такое понятие, как «Арабская весна» (раби' 'араби). Оно возникло методом
калькирования с английского языка «Arab Spring». Названия различных религиозно-политических партий переводятся тоже с помощью метода калькирования. Например: «Партия освобождения» jo^1 vj^ (хизб ут-Тахрир) или «Братья мусульмане» uj^1^ и'j^V (ихуан муслимун).
Стоит отметить, что многие арабские реалии перестали нуждаться в переводе, так как они укрепились в русском языке путем заимствования: имам, минбар, мечеть.
Таким образом, чтобы перевод был качественным, необходимо учитывать специфику переводимого текста, а также ориентироваться на аудиторию слушателей и читателей. Так, если переводчик желает сохранить колорит, он использует транслитерацию арабских реалий, если же жанру литературы не
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Заитова Э. И. Приемы перевода арабских реалий на русский язык [Электронный ресурс] / Э. И. Заитова // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. - 2018. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2018. № 4. ID 47 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
присущ элемент экзотики, использует приблизительный перевод. Метод калькирования чаще используется при переводе политических реалий. Однако стоит сказать, что чаще всего в практике перевода происходит комбинирование нескольких способов перевода.
Список использованных источников
1. Аль-Му'джам Аль-Васит / на арабском языке. Каир : Маджма' аллуга аль Араийя, 1972. 312 с.
2. Виноградов В. С. Введение в переводоведение: общие и лексические вопросы. М. : Изд-во института общ. сред. образования, 2001. 224 с.
3. Влахов С., Флорин С. Непереводимое в переводе. М. : Международные отношения, 1986. 416 с.
4. Мухейддин Абдульхамид. Ат-Тухфату Ас-Сания би шарх Аль-Мукаддима Аль-Аджуррумия / на арабском языке. Каир : Дар ат-Таля'. 127 с.
5. Шипилина А. А. Классификация арабских реалий по предметному признаку и особенности их перевода на русский язык // Филология и культура. 2013. № 1(31). С. 128.
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Заитова Э. И. Приемы перевода арабских реалий на русский язык [Электронный ресурс] / Э. И. Заитова // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. - 2018. - № 4. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2018. № 4. ID 47 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
Zaitova Elvira
Student, Russian Islamic Institute, Kazan ummhakim@yandex. ru
THE METHODS OF TRANSLATION ARABIC REALITIES INTO RUSSIAN
The article presents the topic classification of Arabic realities and the peculiarities of their translation from Arabic into Russian. The knowledge of the classification of Arabic realities allows us to select the appropriate method of translation.
Key words: Arabic realities, classification of realities, translation of realities, methods of translation.
© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018 © Заитова Э. И., 2018
Учредитель и издатель журнала:
Автономная некоммерческая организация содействие научно-образовательной и литературной деятельности «Партнёр» ОГРН 1161300050130 ИНН/КПП 1328012707/132801001
Адрес редакции:
430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Ульянова, д.22 Д, пом.1 тел./факс: (8342) 32-47-56; тел. общ.: +79271931888;
E-mail: redactor@anopartner.ru О журнале
S Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.
S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.
S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Заитова Э. И. Приемы перевода арабских реалий на русский язык [Электронный ресурс] / Э. И. Заитова // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. - 2018. - № 4. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2018. № 4. ID 47 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
^ Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».
^ Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.islamjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.
Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www.anopartner.ru) и не требует посещения офиса.