YAK 372.851 ББК 74.262.21
ПРИЕМ ВИЗУАЛИЗАНИИ «ПАЗА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ С МОДУЛЕМ
VISUALIZATION TECHNIQUE «PUZZLE» AS A MEANS OF FORMING COGNITIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES TO SOLVE PROBLEMS WITH THE MODULE
Актуальность работы связана с поиском новых технологий, эффективных приемов обучения, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий (УУД). В данной статье представлена и описана дидактическая разработка для использования на уроках алгебры. Проанализированы возможности использования приема «пазл» при решении задач с модулем.
Relevance of work is connected with search of new technologies, effective methods of teaching directed on formation cognitive universal educational actions. This paper introduces and describes the didactic development for use at algebra. There is a technique «puzzle» analyzed in the article and approved in studying the problems with the module.
Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, визуализация, прием «пазл», модуль.
Key words: cognitive universal educational actions, visualization, a technique «puzzle», the module.
Современные ориентиры развития российского общества предъявляют новые требования к образовательной сфере в связи с изменением социального и государственного заказа на образовательные услуги и определяют потребность в поиске новых способов подготовки выпускников школы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) усовершенствование системы универсальных учебных действий (УУД) является одной из основных задач школьного образования [6].
В нашем исследовании под универсальными учебными действиями мы будем понимать совокупность действий обучающихся, которые направлены на организацию, осуществление и управление их собственной учебной деятельностью [7].
Согласно концепции развития универсальных учебных действий, выделяют в составе УУД четыре основных блока: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Познавательные универсальные учебные действия содержат логические, общеучебные, действия постановки и решения проблем.
Математика по своему содержанию и организации способов учебной деятельности даёт огромные возможности для формирования у учащихся различных УУД, но познавательные УУД являются основой для совершенствования всех остальных видов универсальных учебных действий.
Е.А. Пустовит отмечает, что алгебраические задачи обладают большим развивающим потенциалом и могут выступать эффективным средством развития всех блоков универсальных учебных действий, и вместе с тем акцентирует внимание на особой роли математики в формировании именно познавательных УУД [4].
Анализ научной литературы показал, что существует многообразие средств формирования и развития познавательных УУД при обучении алгебре, включая визуализацию, о которой пойдёт речь в нашем исследовании [8].
Г.Р. ПРОЗОРОВА, А.А. КОВЫЛИНА
G.R. PROZOROVA, A.A. KOVYLINA
Визуализация процесса обучения позволяет создать условия для сбалансированного развития обоих полушарий головного мозга обучающихся при обучении алгебре, специфика которой ориентирована в большей мере на левополушарных учеников.
В нашем исследовании мы рассматриваем визуализацию как способ преобразования учебной информации в зрительно-воспринимаемую форму (график, диаграмму, таблицу, рисунок, структурно-логическую схему и т.д.).
К основным средствам визуализации, способствующим формированию познавательных УУД при обучения алгебре, придерживаясь мнения В.А. Да-лингера, мы относим визуальные модели представления учебной математической информации (схемы поиска решения задачи, информационные схемы, ментальные карты, таблицы, кластеры и т.п.) и визуализированные задачи - задачи, в которых графический образ явно или неявно задействован в условии, задаёт метод решения задачи, создаёт опору каждому этапу решения либо сопутствует на определённых этапах её решения [1].
Одним из приёмов, который можно использовать для создания визуализированных задач, является «пазл». Данный приём выстроен по логическому содержанию известной игры: пазл (англ. puzzle - головоломка) -игра-головоломка, которая представляет собой картинку, выкладываемую из отдельных смыкающихся между собой элементов [2].
В учебной деятельности содержание предметных курсов частями записано на отдельных карточках, каждая из которых связана, по крайней мере, с одной из карточек (в каждой карточке должна быть информация к поиску следующей) [5].
Ученику необходимо собрать все карточки по указанному учителем материалу. Перед началом сбора «пазла» учитель даёт инструкцию по выполнению задания. К одному набору «пазлов» могут быть даны различные инструкции, что позволяет использовать один и тот же набор на разных этапах урока, при любой из форм работы (индивидуальной, парной, групповой, фронтальной), учитывать дифференциацию обучения и т.д.
Графики функций, тем более содержащие знак модуля, вызывают затруднения у обучающихся. Ученики сталкиваются с трудностями их чтения, построения и преобразования. Использование приёма «пазл» позволяет восполнить эти пробелы.
Школьникам предлагается набор карточек-«пазлов» с изображёнными на них графиками функций (табл. 2). Набор карточек (содержание, количество) может изменяться, дополняться в зависимости от выбранной темы занятия и цели использования «пазла». Учителем могут быть даны следующие инструкции:
1. Соберите «пазл» согласно последовательности:
ц у=т
2) У=/(М)
3) у = /М
4) У = I /(I Л" [} |
В ответ запишите последовательности номеров карточек-«пазлов» (например, 12 - 3 - 8 - 11, 5 - 16 - 23 - 19).
Одна и та же карточка может участвовать в разных «пазлах».
2. Разделите карточки на 4 группы (дайте название каждой из них) и соберите «пазлы» так, чтобы во всех цепочках было по одной карточке каждой из четырёх групп, т.е. каждой карточке первой группы поставьте в соот-ветсвие карточку из второй, третьей и четвёртой групп. Запишите последовательности номеров карточек-«пазлов», найдите их суммы и получившееся числа запишите в ответ. Одна и та же карточка может участвовать в разных «пазлах», но принадлежать только одной из четырёх групп.
По записанным последовательностям номеров карточек-«пазлов» или по числам, равным сумме номеров в каждой последовательности (табл. 1), происходит оценивание правильности выполненных заданий. Второй вариант проверки можно применять к «пазлам», в которых последовательность второстепенна [3]. Так, в пункте Ь последовательность четырёх групп может быть различной у обучающихся. Также следует отметить, что использование данного пункта на уроке подразумевает опыт работы с «пазлами» у школьников. Для знакомства с данным приёмом подходит пункт а, причём после инструкции учителем правильно собран один «пазл» и записана полученная последовательность номеров.
«Пазлы» - это комбинированное дидактическое средство, позволяющее реализовать разные функции обучения. Также карточки пазла могут быть использованы при обучении в качестве визуализированных задач на прямое и обратное решение. Учащимся можно предложить составить функцию по предложенной карточке, это высокое по уровню сложности задание. Например, по карточке 8 (табл. 2) составленная функция может выглядеть, следующим образом: 2)2 + з|. Обратной задачей будет найти среди
карточек график функции у= - 2, правильный ответ к которому - график 2 (табл. 2). Также можно предложить учащимся самим придумать задание к пазлу, что позволит им самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Использование приёма «пазл» активизирует и мотивирует обучающихся своей нетрадиционностью и высокой скоростью выполнения. В процессе работы с вышеуказанным приемом в полной мере формируются компоненты познавательных УУД - логические универсальные действия:
- анализ и синтез объектов;
- построение логической цепи рассуждений и установление причинно-следственных связей;
- выдвижение гипотез, обоснование и доказательство;
- выбор критериев для классификации и сопоставления объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий.
Таким образом, задачи, визуализированные с помощью приёма «пазл», являются эффективным средством формирования познавательных УУД при обучении решению задач с модулем. Рассмотренный выше прием критического мышления является эффективным средством организации структурирования, конкретизации, наглядной систематизации, логической организации и классификации математической информации по соответствующей теме, формирует навыки работы с графической информацией. Пазлы развивают визуальное мышление, при этом активизируют внимание при усвоении учебного материала и являются эффективным средством формирования познавательных УУД.
Таблица 1 Ключи к «пазлам» из таблицы 2
а) Ь)
5 - 2 - 14 - 20 41
11 - 18 - 16 - 6 51
22 - 15 - 1 - 21 59
7 - 19 - 1 - 21 48
26 - 25 - 4 - 8 63
27 - 13 - 4 - 8 52
12 - 9 - 28 - 23 72
24 - 10 - 17 - 3 54
Таблица 2
Карточки-«пазлы» для уроков по алгебре при обучении решению задач с модулем
Литература
1. Далингер, В.А. Формирование визуального мышления у учащихся в процессе обучения математике [Текст] / В.А. Далингер. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 1999. - 157 с.
2. Егорова, Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка [Текст] / Т.В. Егорова. - М. : Аделант, 2014. - 800 с.
3. Прозорова, Г.Р. Использование приёма «пазл» технологии критического мышления в дисциплинах математического цикла [Текст] / Г.Р. Прозорова // Актуальные вопросы математического образования: состояние, проблемы и перспективы развития : мат-лы Всерос. заочн. науч.-практ. конф. 20 февраля - 1 марта 2016 года. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - С. 62-67.
4. Пустовит, Е.А. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы при решении алгебраических задач с модулем : дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Пустовит ; ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет». - Чита, 2015. - 197 с.
5. Суханова, Н.В. Самостоятельная работа студента по основам математической обработки информации [Текст] / Н.В. Суханова, Г.Р. Прозорова. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 109 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu. ru/resource/768/72768/Шes/FGOS_OO.pdf (дата обращения: 12.12.2017).
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] : пособие для учителя / А.Г. Асмо-лов и др. ; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.
8. Боженкова, Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре [Текст] / Л.И. Боженкова. - М. : Лаборатория знаний, 2016. - 240 с.