Научная статья на тему 'Прием семантической аппликации: функционирование и особенности реализации в поэтических текстах различных жанров: стихотворение, лирический цикл, поэма, лирическая поэма (на материале текстов М. Цветаевой)'

Прием семантической аппликации: функционирование и особенности реализации в поэтических текстах различных жанров: стихотворение, лирический цикл, поэма, лирическая поэма (на материале текстов М. Цветаевой) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
257
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИЧЕСКАЯ АППЛИКАЦИЯ / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА / ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА / SEMANTIC APPLICATION / SEMANTIC SPACE OF THE TEXT / STYLISTIC PECULIARITIES OF THE POETIC TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Порошина Анастасия Ивановна

В данной статье мы рассматриваем функционирование приема семантической аппликации в поэтических текстах различных жанров на материале текстов М. И. Цветаевой. Влияние этого приема на семантическое пространство текста значительно, мы выделяем как общие его функции, так и функции, зависящие от жанровых особенностей поэтического текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semantic Application Technique: the Functioning and Peculariaties of Realization in Poetic Texts of Different Styles: Verse, Lyric Cycle, Poem, Lyric Poem (in Terms of Texts by M. Tsvetaeva)

In this article we cover the functioning of the semantic application technique in poetic texts of different styles in terms of texts by M. I. Tsvetaeva. The impact of this technique on the semantic space of the text is considerable; we elicit both general functions and functions which are dependent on stylistic peculiarities of the poetic text.

Текст научной работы на тему «Прием семантической аппликации: функционирование и особенности реализации в поэтических текстах различных жанров: стихотворение, лирический цикл, поэма, лирическая поэма (на материале текстов М. Цветаевой)»

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 415.412 ББК 81.411.2 - 3

Порошина Анастасия Ивановна

аспирант г. Челябинск Poroshina Anastasiya Ivanovna

Post-graduate

Cheliabinsk

Прием семантической аппликации: функционирование и особенности реализации в поэтических текстах различных жанров: стихотворение, лирический цикл, поэма, лирическая поэма (на материале текстов М. Цветаевой)

Semantic Application Technique: the Functioning and Peculariaties of Realization in Poetic Texts of Different Styles: Verse, Lyric Cycle, Poem, Lyric Poem (in Terms of Texts by M. Tsvetaeva)

В данной статье мы рассматриваем функционирование приема семантической аппликации в поэтических текстах различных жанров на материале текстов М. И. Цветаевой. Влияние этого приема на семантическое пространство текста значительно, мы выделяем как общие его функции, так и функции, зависящие от жанровых особенностей поэтического текста.

In this article we cover the functioning of the semantic application technique in poetic texts of different styles in terms of texts by M. I. Tsvetaeva. The impact of this technique on the semantic space of the text is considerable; we elicit both general functions and functions which are dependent on stylistic peculiarities of the poetic text.

Ключевые слова: семантическая аппликация, семантическое пространство текста, жанровые особенности поэтического текста.

Keywords: semantic application, semantic space of the text, stylistic peculiarities of the poetic text.

В настоящее время существует большое количество исследований, посвященных изучению проблем семантики, смыслопреобразующих элементов. Прием «семантическая аппликация» на сегодняшний день мало изучен.

Семантическая аппликация - это прием наложения языковых единиц, то есть обозначение одного денотата более чем одной языковой единицей, порождающее явление семантического преобразования.

Ее значение обусловлено, прежде всего, тем, что языковые единицы в художественной речи выполняют не только информационную функцию, а в поэтическом тексте актуализируются все возможные аспекты значений языковых единиц вследствие значимости фонетической, семантической, лексической, образной составляющих поэтического текста.

Таким образом, прием семантической аппликации оказывает большое влияние на семантическое пространство текста. В своей работе мы опираемся на определение этого термина, предложенное Л. Г. Бабенко, И. Е. Васильевым и Ю. В. Казариным: «Семантическое пространство - это ментальное образование, в формировании которого участвует, во-первых, само словесное литературное произведение, содержащее обусловленный интенцией автора набор языковых знаков - слов, предложений, сложных синтаксических целых (виртуальное пространство), - во-вторых, интерпретация текста читателем в процессе его восприятия (актуальное семантическое пространство)»[1, с. 69].

В статье «Семантические функции конструкций с синтаксической аппликацией в художественном тексте» [2] Е. Н. Рядчикова и С. А. Ахмадеева выявляют следующие семантические преобразования, возникающие как следствие синтаксической аппликации: 1) усиление значения, оттенка значения, расширение семантических рамок языковых единиц; 2) наложение на старое нового, словарно закрепленного, значения; 3) наложение на старый нового, сугубо контекстного, окказионального смысла, часто противоположного; 4) создание контекстной метафоры; 5) через расширение семантики опорного компонента и/или контекстное изменение структуры частей конструкции, изменение модальности (часто всего контекста) на прямо противоположную; 6) образование ассоциативного тезауруса текста, повышение степени его запоминаемости; 7) сшибка между семантическими ожиданиями читателя и действительным положением вещей в контексте с целью заострения внимания на факте, событии и т. п.; 8) семантическая кульминация темы текста.

Мы проанализировали употребление этого приема на материале поэтического творчества М. И. Цветаевой в текстах следующих жанров: стихотворение, цикл стихотворений, поэма, лирическая поэма. Жанр лирической поэмы, появившийся в ХХ веке, занимает особе место в творчестве Цветаевой («Поэма Горы», «Поэма Конца», «Поэма Лестницы», «Поэма воздуха»). По большому счету ее нельзя назвать бессюжетной, но эпический сюжет в ней отсутствует, заменяется лирическим.

Две основные функции семантической аппликации - это текстообразующая (создание образа, на котором строится семантика текста в целом) и углубление смысловых пластов, создание многоуровневого текста. Существует ряд функций, общий для поэтических текстов различных жанров. Это: 1) расширение художественного образа, 2) актуализация стершейся образности, 3) актуализация периферийных сем компонентов фразеологизма, 4) создание развернутого образа.

Расширение художественного образа Пример:

Ручьев ниспадающих речь Сплеталась предивно С плащом, ниспадающим с плеч Волной неизбывной [3, с. 200].

Причастие «ниспадающий» повторяется дважды, причем в первом случае реализуется переносное, метафорическое значение, а во втором - прямое: свешиваться, спускаться (об одежде, тканях и т. п.). Через повторяющийся эпитет существительные, относящиеся к разным семантическим группам (речь - отвлеченное, плащ - конкретное) сближаются, переплетаются на уровне восприятия. Таким образом автор на лексическом уровне закрепляет это сплетение, эту неразрывную связь.

Актуализация стершейся образности. Сущность этой функции заключается в том, что при использовании слова, первичное значение которого утрачено и в повседневной речи в сознании носителя языка не восстанавливается, поэт создает речевую ситуацию, в которой актуализируется первичное значение, накладываясь на традиционное.

Пример:

Безбожно! Бесчеловечно! [4, с. 532]

Прямые значения данных лексем следующие. «Безбожно. 1) Бессовестно, бесчестно. 2) Очень, чрезвычайно, крайне» [5, т. 1 с. 69]. «Бесчеловечно» - от «бесчеловечный» - «крайне жестокий, безжалостный» [Там же, с. 88]. Перво-

начально читатель воспринимает именно эти значения. Однако в этом примере они стоят рядом - лексемы с одинаковым морфемным составом, в результате чего актуализируется приставка и как следствие актуализируются корни. Корни являются параллельными, взаимообогащаются. Таким образом, в результате синтаксической аппликации происходит этимологическая регенерация.

Актуализация периферийных сем компонентов фразеологизма. В данном случае речь идет о том, что в условиях созданной речевой ситуации фразеологическое сочетание, сохраняя свою семантику, усиливает прямые значения бывших слов, ставших компонентами фразеологизма.

Пример:

Но - сплошное легкое -Сам - зачем петля Мертвая? [6, с. 442]

В данном примере в контексте реализуется значение фразеологического сочетания - название фигуры высшего пилотажа - «мертвая петля». Но в результате анжабемана это сочетание распадается на два слова, и актуализируются первичные значения бывших слов, ставших компонентами фразеологизма. Так как отдельно каждый компонент имеет негативную коннотативную окраску, все словосочетание в целом также приобретает негативный оттенок коннотации.

Создание развернутого образа

В лирических поэмах наиболее частотно употребление приема семантической аппликации с целью создания центрального, ключевого образа - чаще всего вещественного, реального, - вокруг которого строится сюжет лирический («Поэма Горы», «Поэма Лестницы», «Поэма Воздуха»).

Пример:

В доме, где по ночам не спят,

Каждая лестница водопад -В ад...

<...>

Что этаж - свой кашель:

В прямой связи.

И у нашей

Лестницы есть низы,

Кто до слез, кто с корнем,

Кто так, кхи, кхи -И у черной

Лестницы есть верхи.

<...>

Над двором - узорно:

Вон - крест, вон - гроздь...

И у черной

Лестницы - карта звезд.

<... >

И у нашей

Лестницы есть свой час Тишины...

<... >

И у черной

Лестницы есть свой час Чистоты... [4, с. 615]

В данном примере раскрывается образ лестницы через ряд стилистикосинтаксических конструкций, опорной из которых является синтаксический параллелизм. Происходит целый ряд синтаксических наложений: лестница - водопад / в ад (оксюморонное сочетание, разбитое анжабеманом, провоцирует двоякое восприятие: позитивное (водопад) и негативное (ад)); низы и верхи - в контексте как характеристика звуковая, «музыкальная», и в то же время по отношению к конкретному предмету - лестнице - пространственная. «Черная лестница» как единое, цельное понятие, обозначающее вход со двора, подвергает-

ся дефразеологизации, семантически распадается, когда в контексте определение «черная» получает все новые и новые смыслы. Здесь нужно отметить роль анжабемана: разбивая это словосочетание ритмически, разведя его по разным строкам, автор акцентирует его новое семантическое наполнение. «И у черной /Лестницы - карта звезд» - в данном случае образ лестницы разворачивается пространственно и коннотативно. Определение «черная» воспринимается не как бытовое наименование лестницы, а - в соотнесении с картой звезд - приближается к семантике черного звездного неба. В двух последних фрагментах текста происходит наложение фразеологизмов: «есть свой час» (у кого-либо) -и «час тишины/ чистоты». Через данные фразеологизмы также раскрывается образ лестницы. В лирическом цикле семантическое пространство текста образуется из двух пластов. Содержание отдельных стихотворений формирует новый уровень смысла: семантическое наполнение каждого отдельного стихотворения плюс возникшее из суммы этих образов целое. В поэме семантическое пространство также образуется из двух пластов. Но на этот раз это сочетание лирического и эпического начал. В поэме семантическая аппликация может возникнуть на пересечении этих пластов и стать связующим звеном между лирическим и эпическим началами. В большей части лирических поэм М. Цветаевой с помощью семантической аппликации создается центральный материальный образ, вокруг которого строится лирический сюжет.

Библиографический список

1. Бабенко, Л. Г., Васильев, И. Е., Казарин, Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста [Текст]: Учебник для вузов по спец. «Филология». - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. - 534 с.

2. Рядчикова, Е. Н., Ахмадеева, С. А. Семантические функции конструкций с синтаксической аппликацией в художественном тексте [Текст] / Е. Н. Рядчикова, С. А. Ахмадеева // Филология-РЫ1о1(^1са / Издание КубГУ. Краснодар. - 1995. - № 7. - С. 26-29.

3. Цветаева, М. И. Стихотворения и поэмы [Текст]/ Вступ. ст., сост., подг. текста и примеч. Е. Б. Коркиной. - Л.: Сов. Писатель, 1990. - 800 с., 16 ил., 1 л. Портр. (Б-ка поэта. Большая сер.).

4. Цветаева, М. И. Стихотворения [Текст]. Поэмы/Вступ. ст., сост. и комм. А. А. Саакянц. - М.: Правда 1991. - 688 с.

5. Словарь русского языка [Текст]: В 4-х т. / АН СССР; Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1983. - 4 т.

6. Цветаева, М. И. Избранные произведения [Текст]. В двух томах. Том 2. Поэмы. - СПб.: «Респекс», 1999. - 608 с.

Bibliography

1. Babenko, L. G., Vasiliev, I. E., Kazarin, Yu. V. Linguistic Analysis of the Literary Text [Text]: Manual for Universities Specialized in 'Philology’. - Yekaterinburg: Publishing House of the Ural University, 2000. - 534 p.

2. Russian Language Dictionary [Text]: In 4 V. / AS USSR; Rus. Lang. Inst.; Edited by A. P. Evgenyeva. - 2nd Edition, Revised and Enlarged. - M.: Russian Language, 1983. - 4 V.

3. Ryadchikova, E. N., Akhmadeeva, S. A. Semantic Functions of the Constructions with Syntactic Application in a Literary Text [Text]/ E. N. Ryadchikova, S. A. Akhmadeeva // Philol-ogy-Philologica / Publishing House of KubSU, Krasnodar. - 1995. - №7. - P. 26-29.

4. Tsvetaeva, M. I. Poems and Runes [Text] / Introd., Comp., Prep. of the Text and comment. by E. V. Korkina. - L.: Sov. Writer, 1990. - 800 P., 16 Illustr.,1 l. Portr. (Lib-ry of Poet. Big ser.).

5. Tsvetaeva, M. I. Poems [Text]. Poems / Introd., Comp., Prep. of the Text and Comment. by A. A. Saakyants. - M.: Pravda, 1991. - 688 p.

6. Tsvetaeva, M. I. Selected Works [Text]. In Two Volumes. Volume 2. Runes. - SPb.: 'Re-spex’, 1999. - 608 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.