Научная статья на тему 'Прием «Медленного чтения» на уроках по современной прозе: рассказ Нины Дашевской «Ой, то не вечер»'

Прием «Медленного чтения» на уроках по современной прозе: рассказ Нины Дашевской «Ой, то не вечер» Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
50
6
Поделиться
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / РУССКИЕ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ / УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ / АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / CRITICAL THINKING / METHODS OF TEACHING LITERATURE / METHODS OF TEACHING LITERATURE AT SCHOOL / RUSSIAN LITERATURE / RUSSIAN FEMALE WRITERS / EDUCATIONAL TECHNIQUES / LITERATURE LESSON / LITERATURE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Данилова Ольга Александровна

В статье описывается методический прием, условно называемый «медленное чтение». Раскрывается специфика работы с рассказом Нины Дашевской «Ой, то не вечер». Рассказ привлекает внимание проблематикой, актуальной для подростка. В центре герой-рассказчик, которого волнуют проблемы, связанные со взаимоотношениями со сверстниками, с постижением личностного «я» и чужого «я», с осознанием, что является важным, существенным, а что второстепенным, незначительным. Оказавшись в непривычной обстановке, герой совершает важное открытие: многое в этом непростом мире зависит от тебя самого, от твоего отношения к людям, а музыка это универсальное средство, позволяющее людям разного возраста установить межличностные контакты, музыка объединяет, освобождает от комплексов, низкой самооценки.

THE METHOD OF «SLOW READING» AT THE LESSONS OF MODERN PROSE: THE STORY «OH, IT''S NOT THE EVENING YET» BY NINA DASHEVSKAYA

The article describes a methodical technique called «slow reading». The specifics of the work with Nina Dashevskaya's story «Oh, It's not the Evening Yet» is revealed. The story draws attention by its relevance to adolescents. In the center there is a the hero-narrator, who is concerned with the problems related to relationships with peers, with the comprehension of the personal «I» and the other's «I», with the realization of what is important or significant, and what is minor and insignificant. Once in an unusual situation, the hero makes an important discovery: much in this difficult world depends on the person himself, on his attitude to people, and music is a universal tool that allows people of different ages to establish interpersonal contacts, music unites, frees from complexes and low self-esteem.

Текст научной работы на тему «Прием «Медленного чтения» на уроках по современной прозе: рассказ Нины Дашевской «Ой, то не вечер»»

ГОТОВИМСЯ К УРОКУ

УДК 372.882.161.1:371.321

ББК Ч426.839(=411.2)-270 ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02

О. А. Данилова

Екатеринбург, Россия

ПРИЕМ «МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ» НА УРОКАХ ПО СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ: РАССКАЗ НИНЫ ДАШЕВСКОЙ «ОЙ, ТО НЕ ВЕЧЕР»

Аннотация. В статье описывается методический прием, условно называемый «медленное чтение». Раскрывается специфика работы с рассказом Нины Дашевской «Ой, то не вечер». Рассказ привлекает внимание проблематикой, актуальной для подростка. В центре герой-рассказчик, которого волнуют проблемы, связанные со взаимоотношениями со сверстниками, с постижением личностного «я» и чужого «я», с осознанием, что является важным, существенным, а что второстепенным, незначительным. Оказавшись в непривычной обстановке, герой совершает важное открытие: многое в этом непростом мире зависит от тебя самого, от твоего отношения к людям, а музыка — это универсальное средство, позволяющее людям разного возраста установить межличностные контакты, музыка объединяет, освобождает от комплексов, низкой самооценки.

Ключевые слова: критическое мышление, методика преподавания литературы, методика литературы в школе, русская литература, русские писательницы, педагогические приемы, медленное чтение, уроки литературы, анализ литературного произведения.

O. A. Danilova

Ekaterinburg, Russia

THE METHOD OF «SLOW READING» AT THE LESSONS OF MODERN PROSE: THE STORY «OH, IT'S NOT THE EVENING YET» BY NINA DASHEVSKAYA

Abstract. The article describes a methodical technique called «slow reading». The specifics of the work with Nina Dashevskaya's story «Oh, It's not the Evening Yet» is revealed. The story draws attention by its relevance to adolescents. In the center there is a the hero-narrator, who is concerned with the problems related to relationships with peers, with the comprehension of the personal «I» and the other's «I», with the realization of what is important or significant, and what is minor and insignificant. Once in an unusual situation, the hero makes an important discovery: much in this difficult world depends on the person himself, on his attitude to people, and music is a universal tool that allows people of different ages to establish interpersonal contacts, music unites, frees from complexes and low self-esteem.

Keywords: critical thinking, methods of teaching Literature, methods of teaching Literature at school, Russian literature, Russian female writers, educational techniques, Literature lesson, literature analysis.

Современная литература для подростков представлена разными именами. Юлия Лавряшина и Татьяна Корниенко, Ирина Лисова и Юлия Кузнецова, Светлана Лаврова и Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак, Сильвана Гандольфи и Роб Буйе, Энн Файн и Джон Бойн... Особое место в списке современных писателей принадлежит талантливому музыканту и прозаику Нине Сергеевне Дашевской — лауреату трех литературных конкурсов: «Новая детская литература» издательства «Росмэн», «Книгу-ру», премия имени Крапивина. Психологизм, проникновение в «тайники» души подростка, искренность, легкость стиля привлекают внимание к ее рассказам и повестям как детей, так и взрослых.

Благодаря стратегии, именуемой «медленное чтение» (чтение с остановками), школьник погружается в текстовую информацию, осуществляет ее анализ, интерпретирует, оценивает [Заир-Бек, Муштавинская 2011: 10].

Чтение в таком случае становится направленным, осмысленным, нелинейным. Ученики не просто строку за строкой читают новый материал, они сами формулируют вопросы и сразу ищут на них ответы, решают проблемы, заявленные автором текста. Реализация данной стратегии предполагает определенную организацию чтения с использованием вопросов различного типа: простых (отвечая на которые нужно назвать факты, вспомнить и воспроизвести определенную

информацию.), уточняющих, интерпретационных (объясняющих, обычно начинающихся со слова «Почему?»), творческих (предполагающих моделирование сюжета), оценочных, практических.

Эта стратегия реализуется при следующих условиях: во-первых, текст не должен быть знаком учащимся; во-вторых, он заранее делится учителем на смысловые части; в-третьих, задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности.

Проза Нины Дашевской содержит интригу, вызывающую пристальный читательский интерес; проблемы, поднимаемые автором, созвучны внутреннему состоянию современных подростков, поэтому ее рассказы с удовольствием читаются, вызывают непосредственный отклик, становятся предметом дискуссий.

На стадии «вызова» (первом этапе занятия в технологии РКЧМП) проводится свободный ассоциативный эксперимент. Он предполагает мгновенную реакцию на слово или фразу. В данном случае сти-мульным материалом (материалом, вызывающим ассоциативный отклик) является строка из русской народной песни, она же — заглавие рассказа — «Ой, то не вечер». Учителем и учащимися составляется кластер, отражающий возможные дефиниции фразы. Ассоциативные отклики школьников: «песня; будет утро; поход; костер»; «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»; «фольклор, песня — душа

народа»; «после темной ночи обязательно будет рассвет» — показывают, что семантика данного языкового материала в русском языке положительная. Суждения учащихся передают их эмоциональный настрой, позитивное отношение к миру.

Направленный ассоциативный эксперимент позволяет спрогнозировать возможное содержание рассказа с заглавием «Ой, то не вечер». Такой прием необходим для того, чтобы выявить объективно существующие в психике носителей языка связи и отношения между словами и реалиями, направить внимание школьников на восприятие текста с определенным содержанием, сделать его актуальным. Школьники предположили, что в основе сюжета «события, происходящие с ребятами, находящимися в летнем лагере, конфликт с педагогом-воспитателем, один из ребят самовольно покидает лагерь, но потом возвращается, конфликт разрешается примирением», другая точка зрения: «служба в армии, неприятие армейских порядков, нарушение дисциплины, в итоге — осознание значимости жизни по Уставу». Еще один вариант: «конфликт между подростками, которые потом становятся друзьями» / «конфликт между старшим братом и младшим, между родителями и их детьми, разрешающийся примирением, принятием противоположных жизненных позиций».

Стадия «осмысления содержания» предполагает «чтение с остановками». Текст читается учителем вслух по частям, слушатели следуют за педагогом, не забегая вперед, постепенно открывая строки рассказа.

Первая остановка: прочитаны первый — третий абзацы рассказа «Ой, то не вечер».

- От какого лица ведется повествование?

- Кто является главным героем рассказа?

- Что узнает читатель о рассказчике через экспозицию?

(Повествование ведется от первого лица; рассказчика зовут Антон, он серьезно занимается музыкой, но не любит сольфеджио; его привлекает то, что не по программе, он сам разучивает мелодию Шопена; мальчик одинок, но очень хочет иметь друзей; терпеть не может Кирилла, завидует уверенному в себе, открытому, легкому в общении однокласснику; хотел бы быть таким, но не получается, потому что закомплексован).

Вторая остановка: после прочтения фрагмента от слов «Чего-то я не о том начал» до «А мафией был Алик как раз, и ещё Сашка, дочка Палпалыча. Вот она молодец. На неё всю игру никто не подумал, выиграли они с Аликом вчистую».

- О чем мечтает герой-рассказчик?

- Как вы понимаете слова: Ну-ну. Разбежался. И день рожденья тебе, и Алик, и пианино?

- Пытается ли мальчик сделать что-нибудь, чтобы расположить к себе одноклассников?

(Антон, герой-рассказчик, мечтает сидеть вместе с ребятами — а ему, как всегда, рядом с ними места не хватило, легко общаться с одноклассниками, а самое главное, оказаться в центре внимания: «Приду я к кому-нибудь в гости, ну, скажем, к Алику. Скажем, на день рожденья. Может же он меня пригласить. Почему нет? Он всех приглашает. И у него дома совершенно случайно окажется пианино.

И вот я скажу так небрежно — можно я поиграю? А он: да оно расстроеное... А я — это всё равно. Ну и дам им Шопена, вот они узнают! И Ольшанская, конечно...», доказать всем, и Ольшанской тоже, что и он не лыком шит. Но он не делает ничего, чтобы эти мечты воплотились в реальность).

- Как могут развиваться события в дальнейшем?

Читатели предполагают: должны произойти какие-то события, которые заставят Антона изменить отношение к самому себе и к сверстникам: «кому-нибудь из ребят потребуется помощь, Антон поддержит, выручит из беды» / «Ольшанская наконец-то обратит внимание на Антона, он станет уверенней в себе» / «во время похода у костра поют песни, значит, и в рассказе ребята будут петь, не зря же Кирилл взял гитару, и Антон подружится со всеми».

Третья остановка: после прочтения фрагмента от слов «А потом мы приехали, выкатились из электрички и стали разбирать вещи» до «Кирилл посмотрел на меня скептически: — вот придурок, сам нарвался, вот и тащи теперь».

- Как вы думаете, почему Антон взял самый тяжелый рюкзак?

(«Кирилл схватил палатку, какая полегче, и пошёл себе... » — надо же было доказать Кириллу и ребятам, что он сильный, выносливый, настоящий мужчина, такой же, как Палпалыч, их учитель истории).

- Как вы объясните повтор слова «конечно»: «Конечно, у него ещё гитара. Конечно.»?

(Повтор слова «конечно» раскрывает эмоциональное состояние героя: презрение к Кириллу, раздражение и недовольство им, опасение за самого себя, рюкзак очень тяжелый, путь долгий, справится ли он с этой ношей).

Четвертая остановка: после прочтения фрагмента от слов «... Хорошо идти как! Я даже про Кирилла забыл, и про электричку, и вообще» до «В общем, почему-то оказалось, что мне совершенно на неё наплевать. Как же это хорошо! Наконец-то».

- Как вы понимаете финал фрагмента: «В общем, почему-то оказалось, что мне совершенно на неё наплевать. Как же это хорошо! Наконец-то»?

(Во время похода, в необычной обстановке, люди проявляют свои лучшие и худшие качества, становится понятно, кто есть кто. Оказалось, что Ольшанская недостойна внимания, за привлекательной внешностью — пустота, она недалекий, неинтересный, злой человек, к тому же, слабый, капризный: «Вот рядом Ольшанская идёт, как дурочка. Чего вот было краситься в поход? И стонет уже, хотя мы только вышли». А рядом другая девочка, на которую в школе Антон внимания не обращал, — Сашка, полная сил и энергии. Антон испытывает облегчение от того, что прошла влюбленность в Ольшанскую, это чувство тяготило мальчика).

- Как будут развиваться события дальше?

Читатели предполагают, что Антон подружится

с Сашкой, эта дружба важна для него, он обретет друзей-приятелей, а главное, избавится от чувства неуверенности в себе, преодолеет свои комплексы.

Пятая остановка: от слов «А потом Алик спросил Кирилла: — Ты гитару зачем тащил? Играешь или чисто для понта?» до «Ты вот, битлов знаешь

тоже, я-то думал, у вас совсем другая музыка...».

- Какие новые качества проявляются в рассказчике?

(Антон способен принимать превосходство

другого человека, способен менять свое отношение к людям, другому человеку, в частности Кириллу).

- Как вы понимаете финал фрагмента: «Я-то думал, у вас совсем другая музыка. »?

- Только ли в прямом значении использует выражение «другая музыка»?

(С самого начала рассказа заявлена антитеза: я — сверстники, я — взрослые, мои интересы — чужие интересы, моя музыка — чужая музыка, Шопен — русские народные песни, соло — двухголо-сие. В финале фрагмента разрешается противоречие: я не хуже и не лучше, мы разные, этим и интересны друг для друга; музыка не бывает своей и чужой, она объединяет, она помогает понять и принять другого человека, она раскрывает внутренний мир, показывает, насколько духовно богат человек).

Шестая остановка: после фрагмента от слов «У нас разная, — ответил Кирилл, — вот, ещё такая есть, это мой друг написал» до «Вообще я какой-то не такой почему-то».

- Почему вдруг Антону стало скучно с ребятами?

- Что мучает, терзает Антона, какие внутренние проблемы он никак не может преодолеть?

(Они все вместе, а он нет; никак не может преодолеть дистанцию между собой и одноклассниками, чувствует себя чужим, ненужным, лишним. Кирилл играет на гитаре, а он на пианино. Кирилл общительный, а он замкнутый. Кирилл пошутил, Антон воспринял шутку как оскорбление. Все у него не так. Антону важна поддержка, нужно внимание, чтобы стать уверенным в себе).

- Как поступит наш герой? Каким может быть продолжение рассказа?

Прогнозы читателей: Антону надо побыть наедине с собой, подумать, разобраться с внутренними проблемами. Может быть, пойдет погуляет или посидит где-нибудь в одиночестве. Потом он должен вернуться к ребятам. Рассказ называется «Ой, то не вечер». Это строка из песни, значит, кто-то должен запеть ее. Песня поможет герою.

Седьмая остановка: от слов «В общем, я взял свою миску и пошёл на берег её мыть» до «Песня кончилась. И долго ещё летел Сашкин голос, над землёй, над небом. Ну и мой тоже — где-то рядом. И все молчали. Только костёр трещал».

- Как называется фрагмент текста, в котором читатель переживает момент наивысшего напряжения? (кульминация).

- Каково состояние героев рассказа?

(Герои переживают состояние, именуемое катарсисом).

- Каково состояние читателя?

(Школьники отмечали, что переживают волнение, радость за героя, они поражены тем, что Антон смог так раскрыться, им хотелось бы оказаться вместе с ребятами у костра, общаться, петь песни. Читатели заметили, что их прогнозы, в целом, оказались верными, значит, они учатся понимать текст, проникают в замысел автора, устанавливают связь между заглавием и художественным текстом, осознают

важность художественных деталей, знаков).

- Преодолевает ли Антон барьер разобщенности между собой и одноклассниками?

- Что помогло герою преодолеть эту дистанцию? (песня, то, как он ее пел вместе с Сашкой)

- Какова роль повтора «Сашка» в этом фрагменте?

(Девочка очень понравилась главному герою,

он понял, что его первое, школьное, впечатление о ней было ошибочным. Не по одежде и не по внешности надо судить о человеке).

Восьмая остановка: от слов «Нифига себе, — сказала Ольшанская. И тут я понял, что стою с двумя мисками в руках, и что у меня совершенно мокрая нога» до конца рассказа «Слушай, Кирюха. А покажи мне аккорды, а?».

- Как вы понимаете финал теста?

(Антон смог преодолеть неприязнь к Кириллу, мальчики обязательно подружатся, у них есть общие интересы).

- Обратите внимание на то, как меняются имена собственные, о чем это свидетельствуют?

(Антон — Антошка-поварешка — Тоха, Кирилл — Кирюха. Изменение имен собственных — свидетельство изменения, происходящего в самих героях, в их отношении друг к другу).

- Как изменение имен героев помогает понять основную авторскую мысль?

(Важно научиться понимать, принимать самого себя, тогда научишься понимать и принимать другого человека, выстраивать гармоничные отношения с окружающими тебя людьми).

- Обратите внимание на экспозицию — развитие действия — развязку текста. Какая художественная деталь повторяется?

(«Всё-таки до чего у него лицо противное, так бы и двинул в нос» — «И я простил ему и прямой нос, и чистый лоб» — «А я посмотрел на Кирилла и вдруг увидел: он совершенно обыкновенный. Два глаза, рот и нос, обычный нос, вообще ничего особенного»).

- Какова роль повтора?

(Повтор помогает читателю понять, что Антон ошибался в оценке Кирилла. Внешность человека часто бывает обманчива, оценивать надо не то, как выглядит человек, а его личностные качества).

На этапе рефлексии обсуждается комплекс вопросов, помогающих читателям осмыслить содержание художественного текста, соотнести предполагаемое и данное, сопоставить свои взгляды с позицией автора.

- В чем особенность композиции рассказа? (кольцевая композиция)

- Какова роль кольцевой композиции?

(Кольцевая композиция не случайна. В центре

повествования — герой рассказчик, его внутренние переживания, личные проблемы, противоречия. Такая композиция отражает развитие героя, преодоление противоречий, движение по спирали от «я не такой» до «все мы обыкновенные»).

- Почему рассказ называется «Ой, то не вечер»?

(Заглавие можно рассматривать в прямом значении. Это строка из русской народной песни. Музыка, песня, объединяет людей.

Иное значение — переносное. Никогда не

поздно измениться самому, изменить свое отношение к людям)

- Можно ли назвать Антона победителем? Почему?

- Какое значение слова ПОБЕДИТЕЛЬ реализуется в тексте?

(Слово «победитель» в русском языке имеет несколько значений. Одно из них: тот, кто преодолевает какие-либо проблемы, разрешает противоречия. Именно это значение и реализуется в рассказе).

- Что значит победить самого себя?

(Каждый из героев рассказа на пути взросления

преодолевает свои личные проблемы. Антон учится общению с другими, преодолевает неприязнь к успешному, коммуникабельному Кириллу. Преодоление злости, злобы — маленькая, но важная победа над самим собой).

- Оправдались ли ваши читательские предположения, прогнозы?

Школьники отметили, что результаты свободного ассоциативного эксперимента в полной мере совпадают с настроением и содержанием прочитанного текста (для сопоставления использовался составленный ранее кластер). Направленные ассоциативный эксперимент показал, что, по большому счету, они смогли спрогнозировать основной сюжетный ход: конфликт между сверстниками и его разрешение. Не удалось просчитать, что конфликт может носить внутренний й характер. Подростки сделали для себя важное открытие: нужно преодолевать собственные комплексы, нужно научиться жить в гармонии с самим собой. Надо учиться принимать сверстников, не похожих на тебя.

Юные читатели отметили, что совместное медленное чтение помогает видеть особенности художественного текста, диалог-дискуссия учит анализу, прогнозирование сюжета показывает, насколько глубоко читатели проникают в замысел автора.

Рассказ Нины Дашевской вызвал у школьников искренний интерес и благодаря легкому, непринужденному языку, близкому и понятному подросткам. Появилось желание познакомиться и с другими рассказами цикла «Около музыки». Знакомство с прозой Нины Дашевской продолжается...

ЛИТЕРАТУРА

Бутер Н. К Использование технологии развития критического мышления на уроке [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/ispolzovanie-tekЫnologii-razvitiya-Ыticheskogo-mysЫemya-na-uroke.

Дашевская Н. С. Около музыки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fanread.ru/book/14093465/.

Заир-Бек С. И. Как поставить отметку и в каком случае она нужна? // Перемена. — 2001. — № 4.

Заир-Бек С. И. Поиски смысла и сопротивление стереотипов // Перемена. — 2001. — № 5

Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011. — 221 с.

Кудрявцева М М Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival. 1 september.ru/articles/588230/.

Лотман Ю. М.Структура художественного текста. — М., 1970.

Образовательная программа — маршрут ученика. Ч. 2 / под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб., 2000.

Пирожкова Т. В. Технология развития критического мышления и ее применение на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98672332.

Эйдис М. Техника медленного чтения в мире быстрого перелистывания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://booknik.ru/ideas/all/tehnika-medlennogo-chteniya-v-mire-bystrogo-perelistyvaniya/.

REFERENCES

Buter N. K. Ispol'zovanie tekhnologii razvitiya kritich-eskogo myshleniya na uroke [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/ispolzovanie-tekhnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-na-uroke.

Dashevskaya N. S. Okolo muzyki [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://fanread.ru/book/14093465/.

Zair-Bek S. I. Kak postavit' otmetku i v kakom sluchae ona nuzhna? // Peremena. — 2001. — № 4.

Zair-Bek S. I. Poiski smysla i soprotivlenie stereotipov // Peremena. — 2001. — № 5

Zair-Bek S. I., Mushtavinskaya I. V.Razvitie kritich-eskogo myshleniya na uroke: posobie dlya uchiteley obshche-obrazovatel'nykh uchrezhdeniy. — M.: Prosveshchenie, 2011. — 221 s.

Kudryavtseva M. M. Vozmozhnosti tekhnologii razvitiya kriticheskogo myshleniya v aktivizatsii rechevoy deyatel'nosti na urokakh russkogo yazyka i literatury [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://festival. 1 september.ru/articles/588230/.

Lotman Yu. M. Struktura khudozhestvennogo teksta. — M., 1970.

Obrazovatel'naya programma — marshrut uchenika. Ch. 2 / pod red. A. P. Tryapitsynoy. — SPb., 2000.

Pirozhkova T. V. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya i ee primenenie na urokakh russkogo yazyka i literatury [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98672332.

Eydis M. Tekhnika medlennogo chteniya v mire bystro-go perelistyvaniya [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://booknik.ru/ideas/all/tehnika-medlennogo-chteniya-v-mire-bystrogo-perelistyvaniya/.

Данные об авторе

Ольга Александровна Данилова — учитель русского языка и литературы высшей категории, МАОУСОШ № 142 (Екатеринбург).

Адрес: 620902, Россия, г. Екатеринбург, с. Горный Щит, ул. Ленина, 23. E-mail: danilova-oa@mail.ru.

About the author

Olga Alexandrovna Danilova, Teacher of Russian and literature of the highest category of MAOUSOSH № 142 (Ekaterinburg).