Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ ГОРОДА АСТРАХАНИ ВЫБРОСАМИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ПУТИ ЕГО СНИЖЕНИЯ'

ПРИЧИНЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ ГОРОДА АСТРАХАНИ ВЫБРОСАМИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ПУТИ ЕГО СНИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
382
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЭКОСИСТЕМА ГОРОДА АСТРАХАНИ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ / СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Джахьяева С. Б., Климова Е. В.

В связи с тенденцией концентрации населения в городских агломерациях наблюдается рост востребованности автотранспортных услуг. Увеличивается количество единиц автомобильного транспорта в городах по всему миру. В результате выявляется ухудшение экологической обстановки ввиду устаревания парка, низкого качества топлива и горюче-смазочных материалов, особенностей режимов работы двигателей в городском цикле. Экологическую ситуацию в городах осложняет факт высокого среднего возраста автотранспортных средств. Вместе с тем опыт европейских стран показывает перспективу прироста численности подвижного состава автотранспорта, что влечет за собой увеличение экологической нагрузки. На ухудшение экологической обстановки влияет не только токсичность выбросов двигателей автомобильного транспорта, но и загрязнение среды шумом, вибрацией и теплом. Астрахань по классификации гидрометеорологии отнесена к числу загрязненных промышленных городов. Весомый вклад в общий объем загрязнений вносят выбросы автотранспорта. Близкое расположение магистралей к жилым застройкам, сосредоточение на них городского движения, регулярные заторовые ситуации ведут к ухудшению экологической обстановки в регионе. Учитывая ежегодный прирост подвижного состава в областном центре, становится очевидной необходимость принятия мер по снижению экологической нагрузки на экосистему региона. Так, из всего спектра возможных мероприятий наиболее целесообразным считаем внедрение следующих направлений: оптимизация маршрутов движения городского общественного транспорта; повсеместное использование технологий по дожиганию топлива; применение водородного топлива для общественного транспорта; обеспечение возможностей для эксплуатации гибридного транспорта и электромобилей на территории Астрахани; расширение спектра мероприятий по защите от шума и вибрации; обновление автомобильного парка; ужесточение контроля качества топлива, горюче-смазочных материалов, технического состояния транспортных средств. Это обеспечит снижение негативной экологической нагрузки на экосистему Астрахани, увеличив эффективность перемещения пассажиро- и грузопотоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Джахьяева С. Б., Климова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLLUTION PROBLEM OF THE ASTRAKHAN REGION ECOSYSTEM BY EMISSIONS FROM ROAD TRANSPORT AND WAYS TO REDUCE IT

In connection with the tendency of population concentration in urban agglomerations, there is an increase in the demand for road transport services. There is an increase in the number of road transport units in cities around the world. As a result, the deterioration of the ecological situation is revealed due to the obsolescence of the fleet, poor quality of fuel and fuel and lubricants, and the peculiarities of engine operating modes in the urban cycle. The ecological situation in cities is complicated by the fact of the high average age of vehicles. At the same time, the experience of European countries shows the prospect of an increase in the number of rolling stock of vehicles, which entails an increase in the environmental load. The deterioration of the environmental situation is influenced not only by the toxicity of emissions from motor vehicles, but also by environmental pollution by noise, vibration and heat. According to the hydro meteorological classification, the city of Astrakhan is classified as a polluted industrial city. Emissions from vehicles make a significant contribution to the total volume of pollution. The proximity of highways to residential buildings, the concentration of city traffic on them, regular traffic congestion lead to a deterioration of the ecological situation in the region. Taking into account the annual increase in rolling stock in the Astrakhan, it becomes obvious the need to take measures to reduce the environmental load on the urban ecosystem. So, out of the whole range of possible measures, we consider the introduction of the following directions to be the most expedient: optimization of urban public transport routes; widespread use of fuel afterburning technologies; the use of hydrogen fuel for public transport; providing opportunities for the operation of hybrid vehicles and electric vehicles on the territory of the Astrakhan city; expansion of the range of measures in the city to protect against noise and vibration; car fleet renewal; tightening of quality control of fuel, fuels and lubricants, technical condition of vehicles on the territory of the Astrakhan city. This will ensure a decrease in the negative environmental load on the Astrakhan region, increasing the efficiency of movement of passenger and freight traffic.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ ГОРОДА АСТРАХАНИ ВЫБРОСАМИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ПУТИ ЕГО СНИЖЕНИЯ»

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2022. № 1 (60). С. 13-20. The Siberian Transport University Bulletin. 2022. No. 1 (60). Р. 13-20.

ТРАНСПОРТ

Научная статья УДК 656.13

doi 10.52170/1815-9265_2022_60_13

Причины загрязнения экосистемы города Астрахани выбросами автомобильного транспорта и пути его снижения

Светлана Борисовна Джахьяева1, Екатерина Владимировна Кпимова2Н

11 2 Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. В связи с тенденцией концентрации населения в городских агломерациях наблюдается рост востребованности автотранспортных услуг. Увеличивается количество единиц автомобильного транспорта в городах по всему миру. В результате выявляется ухудшение экологической обстановки ввиду устаревания парка, низкого качества топлива и горюче-смазочных материалов, особенностей режимов работы двигателей в городском цикле. Экологическую ситуацию в городах осложняет факт высокого среднего возраста автотранспортных средств. Вместе с тем опыт европейских стран показывает перспективу прироста численности подвижного состава автотранспорта, что влечет за собой увеличение экологической нагрузки. На ухудшение экологической обстановки влияет не только токсичность выбросов двигателей автомобильного транспорта, но и загрязнение среды шумом, вибрацией и теплом.

Астрахань по классификации гидрометеорологии отнесена к числу загрязненных промышленных городов. Весомый вклад в общий объем загрязнений вносят выбросы автотранспорта. Близкое расположение магистралей к жилым застройкам, сосредоточение на них городского движения, регулярные заторовые ситуации ведут к ухудшению экологической обстановки в регионе.

Учитывая ежегодный прирост подвижного состава в областном центре, становится очевидной необходимость принятия мер по снижению экологической нагрузки на экосистему региона. Так, из всего спектра возможных мероприятий наиболее целесообразным считаем внедрение следующих направлений: оптимизация маршрутов движения городского общественного транспорта; повсеместное использование технологий по дожиганию топлива; применение водородного топлива для общественного транспорта; обеспечение возможностей для эксплуатации гибридного транспорта и электромобилей на территории Астрахани; расширение спектра мероприятий по защите от шума и вибрации; обновление автомобильного парка; ужесточение контроля качества топлива, горюче-смазочных материалов, технического состояния транспортных средств. Это обеспечит снижение негативной экологической нагрузки на экосистему Астрахани, увеличив эффективность перемещения пассажиро- и грузопотоков.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, экосистема города Астрахани, загрязнение окружающей среды, выбросы вредных веществ, снижение негативного воздействия выбросов автотранспорта

Для цитирования: Джахьяева С. Б., Климова Е. В. Причины загрязнения экосистемы города Астрахани выбросами автомобильного транспорта и пути его снижения // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2022. № 1 (60). С. 13-20. DOI 10.52170/1815-9265_2022_60_13.

TRANSPORT

Original article

Pollution problem of the Astrakhan region ecosystem by emissions from

road transport and ways to reduce it

Svetlana B. Dzhakhyaeva1, Ekaterina V. Klimova2H

1, 2 Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. In connection with the tendency of population concentration in urban agglomerations, there is an increase in the demand for road transport services. There is an increase in the number of road transport units in cities around the world. As a result, the deterioration of the ecological situation is revealed due to the obsolescence

© Джахьяева С. Б., Климова Е. В., 2022

of the fleet, poor quality of fuel and fuel and lubricants, and the peculiarities of engine operating modes in the urban cycle. The ecological situation in cities is complicated by the fact of the high average age of vehicles. At the same time, the experience of European countries shows the prospect of an increase in the number of rolling stock of vehicles, which entails an increase in the environmental load. The deterioration of the environmental situation is influenced not only by the toxicity of emissions from motor vehicles, but also by environmental pollution by noise, vibration and heat.

According to the hydro meteorological classification, the city of Astrakhan is classified as a polluted industrial city. Emissions from vehicles make a significant contribution to the total volume of pollution. The proximity of highways to residential buildings, the concentration of city traffic on them, regular traffic congestion lead to a deterioration of the ecological situation in the region.

Taking into account the annual increase in rolling stock in the Astrakhan, it becomes obvious the need to take measures to reduce the environmental load on the urban ecosystem. So, out of the whole range of possible measures, we consider the introduction of the following directions to be the most expedient: optimization of urban public transport routes; widespread use of fuel afterburning technologies; the use of hydrogen fuel for public transport; providing opportunities for the operation of hybrid vehicles and electric vehicles on the territory of the Astrakhan city; expansion of the range of measures in the city to protect against noise and vibration; car fleet renewal; tightening of quality control of fuel, fuels and lubricants, technical condition of vehicles on the territory of the Astrakhan city. This will ensure a decrease in the negative environmental load on the Astrakhan region, increasing the efficiency of movement of passenger and freight traffic.

Keywords: road transport, ecosystem of the Astrakhan city, environmental pollution, emissions of harmful substances, reducing the negative impact of emissions from vehicles

For citation: Dzhakhyaeva S. B., Klimova E. V. Pollution problem of the Astrakhan region ecosystem by emissions from road transport and ways to reduce it. The Siberian Transport University Bulletin. 2022;(60):13-20. (In Russ.). DOI 10.52170/1815-9265_2022_60_13.

Введение

На протяжении нескольких десятилетий мы наблюдаем ярко выраженную в большинстве стран тенденцию концентрации населения в городских агломерациях [1, с. 44; 2, с. 2; 3, с. 1]. Соответственно, повышается актуальность своевременного и качественного обслуживания населения в различных аспектах социальной сферы. Как следствие, наблюдается уверенный рост в области транспортных услуг внутри населенных пунктов. Высокий спрос на индивидуальные пассажирские перевозки, транспортировку грузов, услуги доставки в формате «от двери до двери», каршеринг, лизинг меняют конфигурацию рынка и увеличивают долю продаж как корпоративным клиентам, так и частным лицам, значительно повышая циркуляцию автотранспорта в городской черте [1, с. 45, 3, с. 2]. Сложившаяся ситуация весомо влияет на рост количества выбросов в окружающую среду.

Необходимо отметить, что основная часть автотранспортного парка приходится на личный легковой автомобиль, средний возраст которого в России составляет 12,9 лет [3, с. 5]. Этот показатель свидетельствует о значительном износе парка легковых транспортных средств, что в свою очередь обрекает густо населенные города на повышенное количество выбросов [2, с. 4; 3, с. 3; 4, с. 32]. Это закономерно, ведь, с одной стороны, технический прогресс обуславливает постоянное совершенствование

вновь выпускаемого подвижного состава, а с другой стороны, естественный износ автомобилей старше 10 лет не дает возможности конкурировать по экологическим составляющим с усовершенствованными или новыми моделями. Таким образом, обилие устаревшего парка автомобилей как личного, так и общественного пользования заметно влияет на рост количества выбросов вредных компонентов и, как следствие, снижает качество атмосферного воздуха и состояние объектов гидрологии.

В Российской Федерации на 1 000 жителей приходится 313 легковых автомобилей [3, с. 2]; на территории Евросоюза на 1 000 жителей -569 автомобилей [4, с. 31]. Вместе с тем потенциал увеличения единиц подвижного состава автотранспорта в нашей стране весьма велик. Фундаментальным драйвером долгосрочного роста российского рынка является относительно меньшая плотность парка по сравнению с западными странами [1, с. 45; 3, с. 3].

С ростом автомобилизации в нашей стране активно развивается транспортная инфраструктура. Увеличивается количество автозаправочных станций, пунктов технического обслуживания, парковок. Качество их функционирования зависит от добропорядочности владельца и экономического климата страны. Влияние инфраструктуры транспортного обслуживания на состояние окружающей среды сложно переоценить. Для поддержания качества атмосферного

воздуха и объектов гидрологии в удовлетворительном состоянии необходим строгий и постоянный контроль сферы автотранспортного сервиса в части соблюдения экологических требований [2, с. 3; 5, с. 156; 6, с. 21].

Особое внимание в рамках поддержания экологически комфортного уровня следует уделить энергетическому загрязнению. Шумовое, тепловое и вибрационное воздействие оказывает значимое и непосредственное негативное влияние как на участников дорожного движения, так и на людей, находящихся вблизи автомобильных дорог [7, с. 142; 8, с. 12]. Для снижения вредного воздействия автотранспортной инфраструктуры важно применять организационные меры, комплексно подходя к решению указанных вопросов.

Город Астрахань представляет собой один из высокоразвитых центров Поволжья и по ежегодной классификации Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю окружающей среды отнесен к числу загрязненных промышленных городов России [2, с. 4]. Территория города и его окрестности расположены в нижнем течении реки Волги и представляют своеобразную геохимическую ловушку, аккумулирующую в себе все загрязнители, поступающие с верховьев Волги. Специфика загрязнения природной среды города непосредственно связана не только с отраслевой диверсификацией, но и с физико-географическими особенностями положения города. Особенность размещения промышленных источников загрязнения такова, что центр города, жилые кварталы, примыкающие к Волге, ее притокам, окружены промышленными зонами на северо-востоке, юго-востоке, северо-западе.

Учитывая преобладающую среднегодовую розу ветров: восточная (25 %), северо-восточная (9 %), юго-восточная (14 %) в сочетании с повторяющимися приземными инверсиями (более 52 % в год), низкой лесистостью (ниже 8 м3 на одного жителя), - потенциал загрязнения атмосферы характеризуется как высокий, особенно при низких источниках загрязнения. Наряду с этим сильные ветры, способствующие рассеиванию примесей в воздухе, сопровождаются ростом естественной запыленности атмосферы. При этом число дней с осадками более 0,1 мм составляет не более 80 дней в году, более 0,5 мм - 10 дней в году [9, с. 59].

Материалы и методы исследования

Основным источником загрязнения воздушного бассейна города является автотранспорт. Выбросы от автотранспорта составляют 16,6 тыс. т, или 67,2 % от общих валовых выбросов в целом по городу [9, с. 58].

Регулярные заторовые ситуации на дорогах города, высокая степень износа подвижного состава как общественного, так и индивидуального автотранспорта, а также неудовлетворительное состояние покрытия проезжей части и средств организации дорожного движения как в селах, так и в областном центре ведут к повышению концентрации опасных компонентов в экосистеме региона [2, с. 4; 9, с. 60].

Меры, направленные на снижение негативного воздействия выбросов автомобильного транспорта на экосистему, подразделяются на три группы:

- технические,

- организационно-технические,

- планировочно-градостроительные.

К первой группе относятся технические вопросы развития автомобилестроения. Чем больше будет доля усовершенствованных автомобилей в астраханском автопарке, тем более отчетливо будет проявляться эффективность мероприятий данной группы.

Под усовершенствованием в данном случае следует понимать обновление подвижного состава, повышение качества и экологических характеристик топлив и масел. Для достижения необходимого уровня качества горюче-смазочных материалов, топлива в Астрахани необходимо усилить контроль соблюдения нормативно-правовых актов в этой сфере.

Актуальным направлением для внедрения является технология снижения концентрации выбросов посредством очистки токсичных компонентов отработавших газов на территории Астрахани. Принцип основан на пропускании отработавших газов через различные аппараты в системе их выпуска [10, с. 27]. Еще одним перспективным направлением является использование альтернативных видов топлива. Наибольшее число исследований, подтвержденных экспериментально, находится в сфере применения газа и водорода в качестве альтернативы традиционным видам топлива.

Вторая группа включает в себя организационно-технические мероприятия, которые несут в себе комплекс задач, направленных на исполнение предписаний государственных и отраслевых стандартов, чьей целью является контроль уровня токсичности автотранспорта.

Так, одним из способов решения поставленных задач является введение ограничения на передвижение автомобильного транспорта с низкими экологическими классами в наиболее экологически неблагоприятных районах Астрахани. Оценка эффективности подобных мероприятий показала, что такая мера обеспечит снижение выбросов диоксида азота на 19 % и оксида углерода на 10 % [4, с. 32].

Третья группа включает в себя выбор оптимальных градостроительных решений, которые могут быть связаны с обустройством подземных пешеходных переходов, многоуровневых транспортных развязок, оптимизацией схем организации дорожного движения и т. д.

В Астрахани около 30 % протяженности улиц и проездов заняты магистральными дорогами [9, с. 61]. На них сосредотачивается порядка 70 % всего автомобильного движения. Следовательно, уровень загруженности магистралей значительно выше, чем на остальных дорогах областного центра. Повысить пропускную способность автомобильных путей сообщения, сократить число дорожно-транспортных происшествий, изолировать спальные районы и общественные центры от концентрированных потоков транспортных средств, вследствие чего повысить уровень экологической безопасности города можно посредством строительства сети скоростных магистралей вдали от жилых домов.

Эффективной мерой снижения вредного воздействия автотранспорта на экосистему города считаем внедрение принципов разделения путей пешеходов и транспорта [5, с. 145; 11, с. 10]. За счет этого снижается количество точек пересечения транспортных и пешеходных потоков, что позволяет повысить пропускную способность и увеличить время пребывания автомобиля в более экологичном режиме движения.

Еще одним важным элементом повышения пропускной способности на основных магистралях Астрахани является строительство объездных дорог для транзитного транспорта,

большую часть которого составляют грузовые крупнотоннажные транспортные средства.

Эффективность мероприятий третьей группы локализована в районах автомагистралей, особенно в зонах их пересечений. Уровень эффективности обусловлен целесообразностью проектировочных решений. Вместе с тем в случае некорректного подхода есть вероятность повышения уровня токсичности в соседних локальных зонах [12, с. 38].

Результаты исследования

Учитывая высокий уровень загрязнения экосистемы Астрахани [2, с. 5; 9, с. 58], актуальным будет применение радикальных мер. Так, целесообразно внедрение альтернативной энергетики на общественном транспорте города. Наиболее перспективными в этой области считаются: водородный транспорт, гибридный транспорт и электромобили.

И если еще 10 лет назад разработки в сфере альтернативной энергетики были привилегией науки [13, с. 103], то сегодня такие автомобили эксплуатируются на городских дорогах наравне с традиционными представителями. В борьбе за сокращение выбросов вредных веществ крупнейшие автоконцерны все активнее расширяют границы внедрения водородных технологий, предлагая в последние пять лет много новых коммерческих решений. А мегаполисы мира все активнее работают над переводом общественного транспорта на энергоустановки с водородным топливом. Правительством нашей страны утвержден план мероприятий по развитию водородной энергетики до 2024 г. [14, с. 1]. В связи с внедрением водородной энергетики в производство планируются новые меры поддержки, в первую очередь развитие научно-исследовательской базы. С целью налаживания процесса производства планируется разработка газовых турбин на метано-водородном топливе и установок по производству водорода без выбросов углекислого газа [15, с. 22].

Такой подход позволит в ближайшие годы реализовать возможность эксплуатации автобусов на водородном топливе в системе общественного транспорта. В этом случае существенно снизится токсичная нагрузка на улично-дорожную сеть города.

Снизить негативное воздействие выбросов автотранспорта позволит широкое внедрение экологически чистых электромобилей. И сегодня, в начале третьего десятилетия XXI в. такие предложения есть у многих концернов. Необходимо отметить ценовую доступность и положительный зарубежный опыт эксплуатации, обеспеченный конкурентоспособностью большинства моделей.

Перспективным с точки зрения повышения экологической безопасности также является развитие гибридов, соединяющих в себе ДВС и электродвигатель. Однако ввиду высокой науко-емкости и сложности технического обслуживания такое направление на данный момент находится скорее на стадии подготовки к широкому внедрению на российский рынок.

Выводы

Описанные направления внедрения альтернативной энергетики на пространстве автодорог считаем целесообразными в рамках снижения негативного воздействия автомобильного транспорта на экосистему Астрахани.

Для рассматриваемого города наиболее рациональным является разработка своего комплекса мер, направленного на снижение уровня загрязнения атмосферы. При этом важно учитывать структуру автомобильного парка города, виды и качество используемого топлива, а также другие факторы, влияющие на состояние экосистемы. Для обеспечения максимального эффекта указанные мероприятия должны реали-зовываться в комплексе.

Учитывая тенденцию стабильного роста численности единиц подвижного состава, научная общественность, производители и политические деятели вынуждены ужесточить контроль уровней выбросов [16, с. 972; 17, с. 50]. Вместе с тем необходимо продумывать пути снижения количественных показателей выбросов вредных веществ, которые будут эффективными в указанных условиях [5, с. 78].

По результатам подробного анализа сложившейся в Астрахани ситуации сделаны выводы о целесообразности применения мер снижения вредного воздействия выбросов автотранспорта на экосистему, описанные ниже.

1. Оптимизация маршрутов движения городского общественного транспорта и регули-

рование численности единиц подвижного состава на каждом из них.

Данная мера обеспечит снижение вероятности повторяемости маршрутов, позволит отрегулировать количество подвижного состава, сделав его минимально необходимым для снижения вредного воздействия выбросов на окружающую среду областного центра.

2. Масштабное внедрение технологий по дожиганию топлива как на общественном, так и на личном автотранспорте.

Такой подход позволит снизить неполноту сгорания топлива, что особенно актуально для городского режима эксплуатации транспортных средств.

3. Внедрение альтернативной энергетики (водородное топливо, электромобили, гибридные автомобили).

Использование водородного топлива, в первую очередь для общественного транспорта, позволит снизить загазованность в городе, особенно при условии регулярных заторовых ситуаций на основных астраханских магистралях. Эксплуатация электромобилей существенно снизит нагрузку негативного воздействия (токсичного и шумового) на экосистему города. Особенно эффективным внедрение электромобилей станет на территориях природных заповедников, вблизи водоемов, а также вблизи памятников архитектурного наследия. Использование электромобилей способно внести весомый вклад в развитие туристической отрасли не только города, но и всего Астраханского региона.

4. Расширение спектра мероприятий в городе по защите от шума и вибрации.

Учитывая близкое расположение жилой застройки к магистралям города, считаем необходимым организацию шумозащитных экранов, систем активного гашения, а также обустройство зеленых насаждений вдоль автомобильных дорог. Данные меры эффективны как в городской черте, так и за ее пределами. Особенно целесообразна организация многорядных и многоуровневых зеленых насаждений вдоль территорий сельскохозяйственного назначения.

5. Экономические инициативы регионального уровня для обновления автомобильного парка.

На сегодняшний день в городской черте общественный транспорт представлен только ав-

томобильным. Подвижной состав не обновлялся в течение длительного времени. Высокий уровень износа, несоответствие современным требованиям экологичности приводит к повышенному загрязнению среды.

6. Регулярный контроль качества топлива на территории Астрахани.

Известно, что от качества топлива также зависит уровень выбросов [18, с. 58; 19, с. 7]. Только полное соответствие стандартам обеспечит возможность использования высококачественного топлива для автотранспорта.

7. Ужесточение контроля технического состояния транспортных средств в пунктах проведения технического осмотра и на мобильных и стационарных постах ДПС как на территории города, так и на всей области.

Исправное техническое состояние транспортных средств, а именно качество смесеобразования, состояние горюче-смазочных материалов, исправность узлов и агрегатов, способ-

ствует обеспечению соответствия нормам выбросов, что позволяет снизить нежелательное токсичное воздействие автотранспорта на окружающую среду региона. Однако технический осмотр, осуществляемый только один раз в год, часто не способен обеспечить контроль исправности транспортного средства в течение всего периода. Это приводит к увеличению нагрузки выбросов на экосистему Астрахани.

Комплексный подход, включающий в себя выше перечисленные мероприятия, обеспечит уменьшение вредного воздействия автотранспорта на экологию Астрахани, увеличит эффективность перемещения пассажиро- и грузопотоков, а также позволит снизить экономический ущерб от временных потерь и нецелесообразных трудозатрат. Своевременное реагирование на экологическое состояние в регионе позволит обеспечить безопасность его жителей с учетом требований, прописанных в ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» [6, с. 36].

Список источников

1. Прокудин Д. А. Современное состояние автомобильного рынка в России // Вестник университета. 2016. № 4. C. 43-47.

2. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году : Государственный доклад Министерства природных ресурсов и экологии РФ. URL: https://gosdoklad-ecology.ru/2017/at-mosfernyy-vozdukh/vybrosy-zagryaznyayushchikh-veshchestv/ (дата обращения: 01.07.2021).

3. Автомобильный парк: на чем ездят россияне? // Аналитическое агентство АВТОСТАТ. URL: https://www.autostat.ru/press-releases/47703/ (дата обращения: 10.07.2021).

4. Сердюкова А. Ф., Барабанщиков Д. А. Влияние автотранспорта на окружающую среду // Молодой ученый. 2018. № 25. С. 31-33.

5. ОДМ 218.4.005-2010. Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах. М. : Росавтодор, 2010. 269 с.

6. Об охране атмосферного воздуха : федер. закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ (ред. от 25.06.2012). М.,

2012. 49 с.

7. Конякин Г. Н., Карабаева А. З. Шумовое загрязнение окружающей среды современного города // Географические науки и образование : материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. Астрахань, 2018. С. 142-144.

8. ГОСТ 20444-2014. Шум. Транспортные потоки. Методы определения шумовой характеристики. М. : Стандартинформ, 2014. 39 с.

9. Морозова Л. А., Родина С. А., Ведеева А. А. Анализ динамики источников загрязнения атмосферного воздуха Астраханской области // Конфликт природопользования: роль в эволюции ноосферы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Астрахань, 2019. С. 58-62.

10. Совершенствование методов снижения загрязнения атмосферы вредными выбросами автотранспорта / М. К. Ибатов, И. А. Пак, Б. Ш. Аскаров [и др.] // Современные проблемы науки и образования.

2013. № 3. С. 25-29.

11. Матюшин Д. В. Исследование биосферной совместимости городской среды от воздействия объектов транспортного строительства : автореф. дис. ... канд. техн. наук. Орел, 2016. 18 с.

12. Анализ путей образования вредных веществ в отработавших газах поршневых двигателей / В. Р. Вед-рученко, А. Л. Иванов, В. А. Борисов, П. В. Литвинов // Омский научный вестник. 2017. № 4 (154). С. 36-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Бугаева О. В. Разработка модели принятия технических решений по снижению выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников в условиях строительных организаций : дис. ... канд. техн. наук. Ростов-н/Д, 2004. 156 с.

14. Ликсутов М. В. Когда в Москве появится водородный общественный транспорт // РБК. URL: https://www.rbc.ru/opinions/society/08/04/2021/606b3e089a794779f98ed5d5 (дата обращения: 15.07.2021).

15. Двоеглазов И. Е., Денисов А. Е., Чистяков В. О. Водородный транспорт в современном машиностроении // Символ науки. 2019. № 5. С. 20-23.

16. Ведрученко В. Р., Литвинов П. В. Анализ требований к нормативам выбросов вредных веществ // Архитектура, строительство, транспорт : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (к 85-летию ФГБОУ ВПО «СибАДИ»). Омск, 2015. С. 970-976.

17. Анализ выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и организация их контроля / Т. С. Чигина, М. М. Иолин, А. С. Борзова [и др.] // Геология, география и глобальная энергия. 2017. № 2 (65). С. 47-52.

18. Шаталова E. E., Шаталов C. B. Оценка выбросов загрязняющих веществ на пересечениях внегородских дорог // Строительство 2003 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ростов-н/Д: Изд-во Рос. гос. соц. ун-та, 2003. С. 56-59.

19. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов. СПб. : НИИ Атмосфера, 2010. 15 с.

References

1. Prokudin D. A. The current state of the automotive market in Russia. Bulletin of the University. 2016;(4):43-47. (In Russ.).

2. On the state and protection of the environment of the Russian Federation in 2017: State report of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation. (In Russ.). URL: https://gosdoklad-ecology.ru/2017/atmosfernyy-vozdukh/vybrosy-zagryaznyayushchikh-veshchestv/.

3. Car park: what do Russians drive? Analytical agency AUTOSTAT. (In Russ.). URL: https://www.auto-stat.ru/press-releases/47703/.

4. Serdyukova A. F., Barabanshchikov D. A. Influence of motor transport on the environment. Young scientist. 2018;(25):31-33. (In Russ.).

5. ODM 218.4.005-2010. Recommendations for ensuring traffic safety on highways. M.: Rosavtodor; 2010. 269 р.

6. On the protection of atmospheric air: Feder. Law of May 4, 1999 No. 96-FZ. M.; 2012. 49 р. (In Russ.).

7. Konyakin G. N., Karabaeva A. Z. Noise pollution of the environment of a modern city. Geographical sciences and education: materials of the XI All-Russia. scientific-practical. conf. Astrakhan; 2018. Р. 142-144. (In Russ.).

8. GOST 20444-2014. Noise. Transport streams. Methods for determining the noise characteristic. M.: Standartinform; 2014; 39. (In Russ.).

9. Morozova L. A., Rodina S. A., Vedeyeva A. A. Analysis of the dynamics of atmospheric air pollution sources in the Astrakhan region. Nature management conflict: role in the evolution of the noosphere: Proceedings of the International scientific-practical conference. Astrakhan; 2019. Р. 58-62. (In Russ.).

10. Ibatov M. K., Pak I. A., Askarov B. Sh. [et al.] Improvement of methods for reducing atmospheric pollution by harmful emissions of motor vehicles. Modern problems of science and education. 2013;(3):25-29. (In Russ.).

11. Matyushin D. V. Study of the biospheric compatibility of the urban environment from the impact of objects of transport construction: author. dis. ... cand. tech. Sciences. Orel; 2016. 18 р. (In Russ.).

12. Vedruchenko V. R., Ivanov A. L., Borisov V. A., Litvinov P. V. Analysis of the ways of formation of harmful substances in the exhaust gases of piston engines. Omsk Scientific Bulletin. 2017;4(154):36-39. (In Russ.).

13. Bugaeva O. V. Development of a model for making technical decisions to reduce emissions of pollutants from mobile sources in the conditions of construction organizations: dis. ... cand. tech. Sciences. Rostov-on-Don; 2004. 156 р. (In Russ.).

14. Liksutov M. V. When hydrogen public transport will appear in Moscow. RBC. (In Russ.). URL: https://www.rbc.ru/opinions/society/08/04/2021/606b3e089a794779f98ed5d5.

15. Dvoeglazov I. E., Denisov A. E., Chistyakov V. O. Hydrogen transport in modern engineering. Symbol of science. 2019;(5):20-23. (In Russ.).

16. Vedruchenko V. R., Litvinov P. V. Analysis of the requirements for emission standards of harmful substances. Architecture, construction, transport: materials of the Intern. scientific-practical. conf. (to the 85th anniversary of FGBOU VPO "SibADI"). Omsk; 2015. Р. 970-976. (In Russ.).

17. Chigina T. S., Iolin M. M., Borzova A. S. [et al.]. Analysis of emissions of pollutants into the atmosphere and organization of their control. Geology, geography and global energy. 2017;2(65):47-52. (In Russ.).

18. Shatalova E. E., Shatalov S. V. Evaluation of pollutant emissions at the intersections of off-road roads. Construction 2003: materials of the Intern. scientific-practical. conf. Rostov-on-Don: Publishing house of Russian State Social University; 2003. Р. 56-59. (In Russ.).

19. Methodology for determining vehicle emissions for conducting summary calculations of urban air pollution. St. Petersburg: NII Atmosphere; 2010. 15 р. (In Russ.).

Информация об авторах

С. Б. Джахьяева - кандидат технических наук, доцент кафедры «Техника и технологии наземного транспорта» Астраханского государственного технического университета.

Е. В. Климова - кандидат технических наук, доцент кафедры «Техника и технологии наземного транспорта» Астраханского государственного технического университета.

Information about the authors

S. B. Dzhakhyaeva - Candidate of Engineering, Associate Professor of the Department of Equipment and Technologies of Land Transport, Astrakhan State Technical University.

E. V. Klimova - Candidate of Engineering, Associate Professor of the Department of Equipment and Technologies of Land Transport, Astrakhan State Technical University.

Статья поступила в редакцию 16.08.2021; одобрена после рецензирования 28.09.2021; принята к публикации 17.01.2022.

The article was submitted 16.08.2021; approved after reviewing 28.09.2021; accepted for publication 17.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.