Научная статья на тему 'Экономическая эффективность природоохранных мероприятий городов расположенных в условиях внутриконтинентальных межгорных котловин и резко-континентального климата'

Экономическая эффективность природоохранных мероприятий городов расположенных в условиях внутриконтинентальных межгорных котловин и резко-континентального климата Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
62
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ВНУТРИКОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ МЕЖГОРНЫЕ КОТЛОВИНЫ / РЕЗКО-КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ КЛИМАТ / АТМОСФЕРА / ЦИРКУЛЯЦИЯ / АВТОТРАНСПОРТ / ВЫБРОСЫ / ТЕРРИТОРИИ / ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАЩИТА / РИСК

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Щербатюк Андрей Петрович

В статье отмечено, что для Российской Федерации актуальность проблемы загрязнения атмосферного воздуха городов выбросами от автотранспорта увеличивается в связи с наличием территорий расположенных в условиях внутриконтинентальных межгорных котловин и резкоконтинентального климата. В России ежегодно обновляется список городов, в которых регистрируется превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) токсичных веществ и вредных веществ (ТВ и ВВ) в атмосферном воздухе, величина индекса загрязнения атмосферы (ИЗА5) в несколько раз превышает допустимые нормы. Показано, что одним из значимых источников загрязнения атмосферного воздуха в городах и крупных промышленных центрах является автомобильный транспорт. Значительная доля автомобилей от общего числа находящихся в эксплуатации в качестве энергетических установок использует бензиновые двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Выявлено, в отработавших газах (ОГ) бензиновых ДВС содержатся продукты неполного сгорания топлива, в том числе ТВ и ВВ, что является причиной роста заболеваемости населения городов, составляющей 10…37 % от суммарной заболеваемости. Учтено, что для таких регионов типовые решения, приводящие к снижению загрязнения атмосферы, зачастую неприемлемы, как по технологическим причинам, так и по экономическим затратам. Предложены новые (нестандартные) варианты инженерной защиты атмосферного воздуха городов, расположенных в регионах расположенных в условиях внутриконтинентальных межгорных котловин и резкоконтинентального климата, для различных периодов года, с целью снижения заболеваемости населения и управления риском, рассчитана их экологоэкономическая эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Щербатюк Андрей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность природоохранных мероприятий городов расположенных в условиях внутриконтинентальных межгорных котловин и резко-континентального климата»

Экономическая эффективность природоохранных мероприятий городов расположенных в условиях внутриконтинентальных межгорных котловин и резко-континентального климата

Щербатюк Андрей Петрович,

канд. техн. наук, доцент, кафедра ТБ (техносферной безопасности), Забайкальский государственный университет (ЗабГУ), andrey.shcherbatyuk.63@.ru

В статье отмечено, что для Российской Федерации актуальность проблемы загрязнения атмосферного воздуха городов выбросами от автотранспорта увеличивается в связи с наличием территорий расположенных в условиях внутриконтинентальных межгорных котловин и резко-континентального климата. В России ежегодно обновляется список городов, в которых регистрируется превышение предельно допустимых концентраций (ПдК) токсичных веществ и вредных веществ (ТВ и ВВ) в атмосферном воздухе, величина индекса загрязнения атмосферы (ИЗА5) в несколько раз превышает допустимые нормы. Показано, что одним из значимых источников загрязнения атмосферного воздуха в городах и крупных промышленных центрах является автомобильный транспорт. Значительная доля автомобилей от общего числа находящихся в эксплуатации в качестве энергетических установок использует бензиновые двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Выявлено, в отработавших газах (ОГ) бензиновых ДВС содержатся продукты неполного сгорания топлива, в том числе ТВ и ВВ, что является причиной роста заболеваемости населения городов, составляющей 10...37 % от суммарной заболеваемости.

Учтено, что для таких регионов типовые решения, приводящие к снижению загрязнения атмосферы, зачастую неприемлемы, как по технологическим причинам, так и по экономическим затратам.

Предложены новые (нестандартные) варианты инженерной защиты атмосферного воздуха городов, расположенных в регионах расположенных в условиях внутриконтинентальных межгорных котловин и резко-континентального климата, для различных периодов года, с целью снижения заболеваемости населения и управления риском, рассчитана их эколого-экономическая эффективность. Ключевые слова: регион, внутриконтинентальные межгорные котловины, резко-континентальный климат, атмосфера, циркуляция, автотранспорт, выбросы, территории, инженерная защита, риск, эколого-экономическая эффективность.

Введение

Одними из основных причин загрязнения атмосферного воздуха городов, расположенных в Восточно-сибирских регионах, являются размещение в условиях внутриконтинентальных межгорных котловин и резко-континентальный климат. Загрязнение атмосферного воздуха здесь всегда выше, чем на Европейской части России. Под влиянием определенных условий рассеивания при одинаковых антропогенных выбросах создается различный уровень загрязнения экосистем и атмосферного воздуха таких городов. Это усугубляется тенденцией роста количества автотранспорта, являющегося основной причиной загрязнения экосистем таких городов и заболеваемости населения. Научные исследования, проводимые в данном направлении, имеют большое социально-экологическое значение для поиска необходимых, недорогих инженерных решений и управления риском.

Кроме оценки качества воздуха в целом по территории России важно знать ситуацию в отдельных городах. Поэтому ежегодно составляется Приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Это города, в которых показатель ИЗА равен или больше 14.

Приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха, в которых показатель ИЗА равен или больше 14, ежегодно обновляется. За последние пять лет в Приоритетный список постоянно включались Братск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Селенгинск, Улан-Удэ, Чита.

1. Географический потенциал территорий

Высокий географический потенциал имеют территории типа межгорных котловин либо холмистых предгорий. Эти местности характеризуются в основном природными условиями, благоприятными для концентрации населения в крупные населенные пункты, эксплуатации природных условий и тем самым - для развития промышленности и других секторов народного хозяйства как составляющих элементов социоэкономической подсистемы. Геогр. карта Российской Федерации показана на рис. 1.

Во всех этих городах, в отличии от городов, расположенных в равнинной части Российской Федерации отмечается более жесткий, резко-континентальный климат с большим перепадом среднесуточных температур, а также пересеченный рельеф месторасположения городов с большим перепадом высот относительно уровня моря.

В большинстве из этих городов значительное загрязнение воздуха в последнее время определяется выбросами от автотранспорта.

На примере Забайкалья и г.Читы, как модельного региона, при установленной нами зависимости прослеживается ежегодное увеличение уровня загрязнения атмосферного воздуха пятью приоритетными веществами. (Рис.2)

С 2002 по 2010 гг. уровень онкозаболеваемости в г. Чита увеличился на 21 % с 276,62 до 383,4 случаев на 100 тыс. населения. Динамика заболеваемости характеризуется стабильной тенденцией (Т=0,92).

Прирост за этот период составил 5,59 %. Ведущими, в структуре заболеваемости, локализациями являются новообразования трахеи, бронхов, легкого (14,5 %), кожи с меланомой (12,1 %) и молочной железы (10,4 %) (рис. 3) (Соц.-гиг. мониторинг, 2012).

2. Реализация комплекса мероприятий по защите экосистемы города (на примере г. Читы) включает следующие организационные и инженерные решения:

1. На заседаниях городской думы и администрации города в последнее время неоднократно рассматривались механизмы ценовой, тарифной и налоговой полити-

LV03 '£ °N «ШШАЭЗЯШ/! и l/11/lflWJOIili!/!»

в)

z юг ■£ °n «ifiifiliifixaigiiifi»imiitivgoHHiii»

м

Рис. 1. Геогр. карта Российской Федерации

Рис 2. Комплексный индекс загрязнения атмосферы г. Чита пятью приоритетными веществами за период с 2006 по 2014гг.

г 2 з 4 s е 7

органы молочная ножа желудок регтрод. щитовидная мед свой

Рис. 3. Структура первичной онкологической заболеваемости населения г. Чита за 2002-2010 гг. (средние значения)

ки, стимулирующей производство и использование более экономичной и экологически чистой автотранспортной техники.

2. В апреле 2011 года была принята «Комплексная программа развития Читы», согласно которой предусматривается строительство 4-х новых троллейбусных линий до 2020 года:

- Троллейбусное депо - Каштак, стоимостью 91,39 млн руб.;

- Городская больница № 1 - магазин «Восточный», стоимостью 19,365 млн руб;

- Троллейбусное депо - проспект Белика - ТРЗ, стоимостью 6 млн руб;

- Троллейбусное депо - КСК, стоимостью 1600 млн руб.

По плану приобретения транспорта в 2013 году было закуплено для г. Чита 14 новых троллейбусов, в 2014 -10 новых троллейбусов.

3. В г. Чита действуют 2 объездные трассы по которым транзитный транспорт выведен за пределы города. В 2015 году был произведен плановый ремонт их дорожного покрытия.

4. Подготовлены предложения о вопросах стимулирования реализации проекта - задания президента и правительства РФ до 2020 года по переводу основных видов общественного транспорта на газовое топливо.

5. Предложено при реализации проекта учитывать разработанные и обоснованные инженерные решения обеспечивающие запуск и работуавтотранспорта в условиях низких температур, которые уже частично реализованы на предприятиях по переоборудованию автомобилей на газовое топливо города Чита. Эколого-экономическая эффективность может составить 543055тыс. рублей.

6. Подготовлены предложения обязать частные и государственные строительные организации при строительстве открытых и закрытых (подземных) гаражей - стоянок проектировать и включать в смету расходов строительство технологических скверов в местах сдува отработавших газов в сторону основного годового направления ветров и распространения шлейфа (для открытых автомобильных стоянок) и выхода вентиляции для закрытых(подземных), тем самым обеспечить естественную фильтрацию загрязненного выбросами автотранспорта атмосферного воздуха. Предлагаемый комплекс организационных и инженерных решений рассмотрен и одобрен на заседании комитета ЖКХ городского округа «Город Чита». Принято ре-

шение о поэтапном его внедрении в производство. В 2015 году он частично уже реализован. Общие затраты на производство работ по озеленению и защитным лесонасаждениям г. Чита в 2015 году составили 208427 тыс рублей.

7. Подготовлены предложения администрации города спланировать в бюджете средства на строительство технологического парка в пределах нижних точек котловины для снижения техногенной нагрузки на расположенные в этом месте жилые районы и проживающих там людей, а также сохранения лесных массивов мкр. Северный, которые являются одними из основных поставщиков кислорода в воздушный бассейн г. Чита. Эколого-экономическая эффективность при эксплуатации скверов и парка может со-

ставить 7288729 руб.

8. Подготовлены предложения по установке дополнительных знаков на большинстве автостоянок города, крупных стоянок у торговых центров и других административных зданий города дополнительных знаков, рекомендующих стоянку с неработающим двигателем. Стоимость работ составляет для четырех административных районов города, при установки 20 дополнительных знаков может составить 63760 тыс. рублей.

9. Подготовлены предложения об организации зон (возле детских садов и школ, университетов и т.д) с полным ограничением въезда транспортных средств на жилую улицу, создании заповедных и бульварно-пешеходных зон с установкой дополнительных знаков с предваритель-

Таблица 1

Тип автомобилей Количество автомобилей Суммарный выброс одного автомобиля Суммарный выброс

Легковые 102656 0,001 169,92

Грузовые 15454 0,01 208,71

Автобус ы 6000 0,02 100,82

ной стоимостью работ 88000 тыс. рублей.

10. Подготовлены предложения произвести логистику и необходимые расчеты по оптимизации установки на улицах города камер видеоконтроля за соблюдением режима скоростей и соблюдения правил ПДД.

Поэтапная реализация отдельных мероприятий и комплекса в целом, позволит существенно улучшить показатели атмосферного воздуха и в целом экосистемы города на 20 - 30 %.

Степень защиты воздушной среды и эколого-экономическая эффективность программы определялась по следующим показателям:

3. Эколого-экономическая эффективность при строительстве технологических парков и скверов рассчитана по формуле:

А= А1 - А^ (1)

где А1 - цена посадки недостающих объемов лесонасаждений согласно СНИП

Aj - цена посадки технологических скверов и парков.

Площадь требуемых технических скверов и парков рассчитана по формуле:

(2)

где S - площадь требуемых технических скверов и парков, м2 (га)

N - количество автомобилей

авт

Чавт - выброс одного автомобиля, кг

K - удельное поглощение загрязнения ТВ и ВВ (токсичных и вредных веществ), кг/м2 (т/га)

N - общее количество автомобилей (легковых, грузовых, автобусов) в г.Чита по статистическим данным ГИБДД на 2012год составляет - 124095 (легковых -102656; грузовых - 15439; автобусов -6000).

Чавт - выброс одного автомобиля был рассчитан по формуле:

Чавт = V ^ (3)

где V- суммарный выброс всех типов автомобилей.

Значения суммарных выбросов токсичных и вредных веществ для различных групп автомобилей г. Чита, т/сут в 2012г. представлены в таблице 1.

Значения суммарных выбросов токсичных и вредных веществ для различных групп автомобилей г. Чита, т/сут в 2012г.

Итого: 479,45

Выброс одного автомобиля составил: Чавт = 1,4 т/год.

Деревьями для засадки технологических парков и скверов, обладающими наилучшими показателями по очистке атмосферного воздуха от ТВ и ВВ, являются тополь и акация (или сирень), представляющие собой двухуровневую систему, наиболее эффективную в данном случае.

К - удельное поглощение загрязнения было рассчитано по формуле:

К = К + К (4)

где Ктоп - удельное поглощение тополем.

Как - удельное поглощение акацией.

При расчетах учитывались только тяжелые металлы, в частности свинец (основной в выбросах автомобилей) и СО - углекислый газ, основные элементы участвующие в фотосинтезе.

Удельное поглощение загрязнения ТВ и ВВ составило: К = 0,000176 т/га.

Площадь требуемых технических скверов и парков для г. Чита на 2012г. составила: S = 9,8 га.

По данным Управления архитектуры в г. Чита в 2012 году было зарегистрировано 25 автомобильных стоянок открытого и закрытого типа.

Пример: Исходя из официальных данных и расчетов в г. Чита, к примеру, можно построить 20 технологических скверов для автомобильных стоянок площадью 0,25 га каждый и технологический парк в Железнодорожном районе (основание Читино-ингодинской котловины) площадью 4,8 га, что в летнее время снизит, по прогнозам, общее загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом на 20 -30 %.

Согласно расчетам ранее было получено, что для г. Чита необходимо еще 229 га озелененной территории общего пользования для соответствия нормам СНИП.

Эколого-экономическая эффективность достигается за счет целенаправленного строительства скверов и парков, размещенных особым образом, с учетом

ландшафта и розы ветров, что в свою очередь уменьшает объемы необходимых зеленых насаждений с 229га до 9,8га.

Стоимость посадки 1 га. лесонасаждений для городских территорий, согласно «Норм посадки деревьев и кустарников городских зеленых насаждений» от 11.12.87 г. составляет 276 руб./га. С учетом коэффициентов перехода на цены 1991г. - 1,64; на цены 2001г. - 13,85; на цены 2013г. - 5,39 составляет 33251,5 руб./га.

Для соответствия нормам СНИП необходимы затраты:

1) Для высадки 229 га лесонасаждений - 7614593,5 руб.

2) Для строительства 9,8 га скверов и парков 325864,7 руб.

Эколого-экономическая эффективность от применения способа составила 7288729 руб.

4. Оценку возможного снижения количества ТВ и ВВ в ОГ ДВС части автомобилей (легковых и автобусов) при переводе с бензинового топлива на газовое определяют по следующей зависимости:

р = а х р х у х 100% , (5)

где а - доля ТВ и ВВ, поступающих с ОГ ДВС автомобилей, от общего количества ТВ и ВВ, поступающих в атмосферу города от всех источников; р - доля ТВ и вВ, поступающих с ОГ ДВС легковых автомобилей и автобусов, от общего количества ТВ и ВВ всех типов автомобилей; у - доля снижения количества ТВ и ВВ в Ог ДВС легковых автомобилей и автобусов при переводе их с бензинового топлива на газовое.

По полученным данным установлено (табл. 2), количество ТВ и вВ в ОГ грузовых автомобилей г. Чита составило 208,71 т/сут. - 43,5 % от общей суммы выбросов автомобилей, легковых автомобилей 169,92 т/сут. - 35,4 %, автобусов 100,82 т/сут. - 21 %. Суммарное количество выбросов от автомобилей за 2012 г. составило 479,45 т/сут. При 5дневной рабочей неделе количество выбросов от автомобильных ДВС в г. Чита составило 115,2 тыс. т в год.

По данным «Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Забайкальскому краю», количество выбросов в атмосферный воздух в г. Чита от организованных источников в 2012 г. составило 41,4 тыс. т. Следовательно, в сумме с автомобильными количество выбросов в атмосферу г. Чита за 2012 г. составило 156,6 тыс. т.

Таким образом, выбросы ТВ и ВВ в атмосферный воздух ДВС автомобилей

LV03 Е °N «ШШАЭЗЯШ/! и l/11/lflWIOIili!/!»

z юг ■£ °n «ifiifiliifixaigiiifi»imiitivgoHHiii»

Таблица 2

Отношение концентраций СО/Ыох в выбросах без применения и с применением инженерных технических решений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время 0 1 2 3 4 5 6 7 Н 9 10 П 12 13 14 15 1б 17 18 19 20 21 22 23 24

Отношение концентраций СО/Кох в выбросах без применения инженерных технических решений 4,2 4,2 4,2 4,2 4:2 4,2 9,2 9,2 9,2 9,2 9,2 9,2 9 9 9 9 9 9 10,8 10:8 10,8 10,8 10,8 10,8 10,8

Отношение концентраций (10/Коч в выбросах с применением инженерных технических решений 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,3 5,3 5,3 5,3 5,3 5,3 6,3 6,3 6,3 6,3 6,3 6,3 6,3

от общего количества выбросов составило 74 % (а = 0,74).

Доля выбросов легковых автомобилей и автобусов от общего количества автомобилей в 2012 г. составила

Р =

169,92 + 100,82

; = 0,57.

169,92 + 100,82 + 208,71 Эколого-экономическая эффективность при переводе с бензинового топлива на газовое рассчитана по формуле:

Таблица 3

Зависимость расхода топлива и удельных пробеговых выбросов легковым автомобилями от скорости и изменения концентрации ВВ и Тв при использовании комплексных биосферно-совместимые инженерных решений

Скорость. км/ч 15 17 22 37 60 80 100 130

Выбросы СО, г/км 88 50 30 14 9 8 10 18

Скорость, км/ч 19 23 32 41 50 65 90 100

Выбросы СпНт. г/км 83 50 30 22 18 14 8 7

Скорость, км/ч 15 25 40 60 77 96 120 140

Выброс!,i NOx, г/км 28 33 35 40 58 80 95 100

Расход топлива, л/100 км 25 40 60 80 100 130 140

М,

Р% = ‘г • 100%

-7/

(6)

где М, - автомобили на бензине,

бензин

М - автомобили на газе.

газ

В результате выполненных исследований установлено, что снижение количества загрязняющих веществ в атмосферном воздухе г. Чита при переводе части автомобилей (легковых и автобусов) с бензинового на газовое топливо соста-

вило р = а х р х у х 100 % » 25 %.

В расчетах использовались коэффициенты из постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»: 1,4 - коэффициент, учитывающий экологический фактор по территориям экономических районов РФ (Восточно-Сибирский регион); 1,4 - коэффициент, для перехода от цен 2003 г. к ценам 2007 г.; 1,2 -дополнительный коэффициент при выбросах в атмосферу городов.

5. Расчет индекса физического объема природоохранных расходов

Расчёт дефлятирования объема инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды по индексу-дефлятору, расчёт индекса физического объёма природоохранных расходов:

(7)

N

где I qjPo - объем природоохранных расходов отчетного года в ценах пре-

N

дыдущего года; I - объем приро-k=1

доохранных расходов отчетного года в ценах отчетного года; 1Р - индекс цен (январь-декабрь в % к январю-декабрь).

Объем природоохранных расходов включает сумму расходов предприятий (организаций, учреждений), индивидуальных предпринимателей, государства (бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), имеющих целевое природоохранное назначение (сбор, очистка, уменьшение, предотвращение или устранение загрязняющих веществ, загрязнения как такового или любых других видов и элементов деградации окружающей среды, которые, в свою очередь, являются следствием предпринимательской активности), осуществляемых за счет всех источников финансирования.

В общий объем природоохранных расходов включаются инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, а также текущие расходы на охрану окружающей среды.

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов включают инвестиции в основной капитал, направленные на природоохранные мероприятия, осуще-

ствляемые за счет всех источников финансирования как в составе вновь строящихся предприятий, так и на действующих предприятиях. К ним относятся затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию объектов (включая затраты по модернизации объектов, осуществляемой во время капитального ремонта), которая приводит к увеличению первоначальной стоимости объекта, приобретение машин, оборудования, транспортных средств и т.д.

Текущие расходы на охрану окружающей среды включают затраты по содержанию основных фондов природоохранного назначения;на мероприятия по сохранению и восстановлению качества природной среды, нарушенной в результате производственной деятельности; на мероприятия по снижению вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду.

6. Алгоритм расчета индекса физического объема природоохранных расходов

Расчет агрегированных индексов физического объема природоохранных расходов по секторам, видам расходов и направлениям природоохранной деятельности в целом по России и субъектам Российской Федерации осуществляется на основании данных об объемах природоохранных расходов в фактических и сопоставимых ценах (алгоритм расчета приведен в таблицах приложения к методологическим рекомендациям (таблица 4).

Таблица 4

Схема расчета индекса физического объема природоохранных расходов

[ [аимепо-ванис показателя 11рирод«охранные расходы в фактических ценах Индекс цен, индскс-дефлятор в % к предыдущему году Природоохранные расходы отчетного года в ценах предыдущее года Индекс фи ли чес koi XI объема природоохранных расходов, н %

преды- дущий год отчет- ный год

/ 2 3 4 5 = 3/4 х 100 б = 5/ 2 х 100

WQ ЧР> h Ч№ к

Для расчета индекса физического объема природоохранных расходов используется формула Ласпейреса:

(8)

Где I q - индекс физического объема природоохранных расходов;

Eq(p0 - объем природоохранных расходов отчетного года в ценах предыдущего года;

Eq0p0 - объем природоохранных расходов предыдущего года в ценах предыдущего года.

Объем природоохранных расходов, произведенных в отчетном году в ценах предыдущего года, может быть определен двумя методами: методом дефлятирования и методом экстраполяции.

Суточная экономическая эффективность составила разницу между платой за выброс легковыми автомобилями на бензине и на газе:

Асут. = 1279,09 руб.

Годовая экономическая эффективность из расчета 365 х 5 / 7 = 261 рабочих дней в году составила:

Агод. = 333842,49 руб.

Суточная экономическая эффективность составила:

Асут. = 801,58 руб.

Годовая экономическая эффективность из расчета 365 х 5 / 7 = 261 рабочих дней в году составила:

Агод. = 209212,38 руб.

Предлагаемое техническое решение внедрено в практику переоборудования автомобилей на газовое топливо СТО «Автогаз» (г. Чита) и показало эффективность, что подтверждено актом внедрения.

Общая эколого-экономическая эффективность от перевода автотранспорта на газовое топливо составила:

А = 543055 руб.

Общая эколого-экономическая эффективность от внедрения комплекса инженерных решений составила

Аобщ. = 7831784 руб.

Выводы

Таким образом, комплексная оценка антропогенных нагрузок на окружающую среду городов Приоритетного списка с неблагоприятными географическими условиями (условиями внутриконтинентальных межгорных котловин) и развитой автотранспортной системой, учитывающая негативные экологические, экономические и социальные последствия вредного воздействие отработавших газов, позволяет не только эффективно управлять качеством атмосферного воздуха бинарной экосистемы: «человек-окружающая среда» посредством выбора оптимальной схемы размещения фито-технологических скверов и парков на территории, но и рисками онкологических заболеваний населения.

При внедрении запатентованного комплекса инженерных решений по созданию системы парков и скверов, расположенных особым образом, устранение причин мешающих переводу большей части автомобилей на газовое топливо дает возможность сократить объемы ТВ и ВВ в атмосфере городов Восточной Сибири, расположенных в условиях внутриконтинентальных межгорных котловин и резко-континентального климата, а так же в других подобных регионах на 25-30% в течении всего года. Реализовать программу мероприятий по защите экосистемы города, степень защиты воздушной среды, ее экологическую и экономическую эффективность.

Эколого-экономическая эффективность от внедрённых мероприятий за год по легковым автомобилям составила 333843 руб/год, по автобусам - 209212 руб/год., при строительстве парков и скверов - 7288729 руб, общая от комплекса инженерных решений - 7831784 руб. Индекс физического объёма природоохранных расходов в течение 14 лет (с 2016 по 2030 г.г) систематически снижается.

Литература

1. Безуглая Э.Ю., Смирнова И.В. Воздух городов и его изменения. - СПб.:Ас-терион, 2008.

2. Безуглая Э.Ю., Смирнова И.В. Проблема загрязнения воздуха. Крупнейшие города России. Сб. Инженерные системы. № 2. СПб., 2002.

3. Ворожнин В.С. « Методика повышения экологической безопасности автотранспорта на улично-дорожной сети крупного города (на примере защиты воздушной среды участников дорожного движения) //Автореферат диссертации,-Москва (2014) С. 8 - 11.

4. Ворожнин В.С. Изучение автотранспортного воздействия на участников дорожного движения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, Т.13(39), №1(8), . 2011. С. 1848-1852.

5. Ворожнин В.С., Маркелов Ю.И. Изучение влияния загрязнения воздушной среды крупного города на участников дорожного движения // Эколого-географические проблемы природопользования нефтегазовых регионов - теория, методы, практика: Доклады IV Международной научно-практической конференции (Нижневартовск, 26-30 октября 2010 г.) / Отв. ред.: А.В.Нехорошева, С.Е.Кор-кин, Е.Н.Козелкова, Г.К.Ходжаева. - Нижневартовск: Нижневарт. гос. гуманит. унт, 2010. - С. 221-224.

6. Якимов М.Р. Научная методология формирования эффективной транспортной системы крупного города //Автореферат диссертации,- Москва (2012) С. 9 - 25.

7. Щербатюк, А.П. Устройство подачи газообразного топлива к двигателю внутреннего сгорания / А.П. Щербатюк, З.П. Оглы // Патент на изобретение № 2325546 от 22 мая 2006 г.

8. Щербатюк, А.П. Способ защиты атмосферного воздуха городов, имеющих горно - котловинное расположение, от загрязнения отработавшими газами двигателей внутреннего сгорания автомобилей / А.П. Щербатюк // Патент на изобретение № 2490870 от 27 августа 2013 г.

9. D.Potoglou, P.S.Kanaroglou Carbon monoxide emissions from passenger vehicles: predictive mapping with an application to Hamilton, Canada // Transportation Research Part D. - 2005. -Vol.10. - P. 97-109.

10. M.R. Ashmore, C. Dimitroulopoulou Personal exposure of children to air pollution // Atmospheric Environment. - 2009. -Vol.43. - P. 128-141.

LI03 '£ °N «IfllfltllflJAigillfl и 1/ll/lflWIOIili!/!»

z юг ■£ °n «ifiifiliifixaigiiifi»imiitivgoHHiii»

Economic efficiency of nature protection actions of the cities located in the conditions of midland intermountain hollows and sharp and continental climate

Shcherbatyuk A.P.

Transbaikal state university

In the article it is noted that for the Russian Federation the urgency of the problem of pollution of atmospheric air of cities by emissions from motor vehicles increases due to the presence of territories located in the conditions of intercontinental intermountain hollows and sharply continental climate. In Russią the list of cities where the excess of maximum permissible concentrations (MPC) of toxic substances and harmful substances (TV and BB) in the ambient air is recorded is updated annually, the value of the atmospheric pollution index (ISA5) is several times higher than the permissible standards.

The Transbaikal Region and its center, Chita, as a component of the East Siberian region, are represented as one of such characteristic unfavorable territories of the Russian Federation due to the conditions of the intercontinental intermontane basins and the sharply continental climate. The data of the FGUZ «Center for Hygiene and Epidemiology of the Transbaikalian Territory» are analyzed, as a result of the conducted studies there is a close correlation of many diseases from the content of TV and BB in the air.

It is shown that motor transport is one of the significant sources of atmospheric air pollution in cities and large industrial centers. A significant proportion of cars from the total number of vehicles in operation as power plants use gasoline internal combustion engines (ICE). It has been revealed that in exhaust gases of gasoline

internal combustion engines there are products of incomplete combustion of fuel, including TV and BB, which causes an increase in the incidence of urban population, which is 10 ... 37% of the total incidence.

It is taken into account that for such regions, typical solutions that reduce atmospheric pollution are often unacceptable, both for technological reasons and for economic costs.

New (non-standard) variants of engineering protection of atmospheric air of cities located in regions located in the intercontinental intermountain hollows and sharply continental climate are proposed, for various periods of the year, in order to reduce the incidence of population and risk management, their ecological and economic efficiency is calculated.

Key words: region, intercontinental intermontane basins, sharply continental climate, atmosphere, circulation, motor transport, emissions, territories, engineering protection, risk, ecological and economic efficiency.

References

1. Bezugly E.YU., Smirnova I. V. Vozdukh

of the cities and his change. -SPb.:Астерион, 2008.

2. Bezugly E.YU., Smirnova of I. V. Problem of air pollution. The largest cities of Russia Сб. Engineering systems. No. 2. SPb., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Vorozhnin V. S. «A technique of increase in ecological safety of motor transport on a street road network of the large city (on the example of protection of the air circle of participants of traffic)//the Abstract of the thesis, - Moscow (2014) Pages 8 - 11.

4. Vorozhnin V. S. Studying of motor transportation impact on participants of traffic//News of the Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences, -

Samara: Publishing house of the Samara scientific center of RAS, T 13(39), No. 1(8). 2011. Page 18481852.

5. Vorozhnin V. S., Markelov YU.I. Studying of influence of pollution of the air environment of the large city on participants of traffic//Ekologo-geografichesky problems of environmental management of oil and gas regions - the theory, methods, practice: Reports of the IV International scientific and practical conference

(Nizhnevartovsk, on October 26-30, 2010) / Otv. edition: A V.

Nekhorosheva, S.E.Korkin, E.N.Kozelkovą G. K. Hodzhayeva -Nizhnevartovsk: Nizhnevart. state. gumanit. un-t, 2010. - Page 221224.

6. Yakimov M. R. Scientific methodology

of formation of effective transport system of the large city//Abstract of the thesis, - Moscow (2012) Pages 9 - 25.

7. Shcherbatyuk, A. P. Ustroystvo of supply of gaseous fuel to internal combustion engine / AP. Shcherbatyuk, Z. P. Ogla//the Patent for the invention No. 2325546 of May 22, 2006.

8. Shcherbatyuk, A. P. Sposob of protection of atmospheric air of the cities having it is mountain - a kotlovinny arrangement, from pollution by the fulfilled gases of cars / AP internal combustion engines. Shcherbatyuk//the Patent for the invention No. 2490870 of August 27, 2013.

9. D.Potoglou, P.S.Kanaroglou Carbon monoxide emissions from passenger vehicles: predictive mapping with an application to Hamilton, Canada//Transportation Research Part D. - 2005. - Vol.10. -P97-109.

10. M.R. Ashmore, C. Dimitroulopoulou Personal exposure of children to air pollution//Atmospheric Environment. - 2009. - Vol.43. - P. 128-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.