Научная статья на тему 'Причины возникновения трудностей в изучении естественно-биологических дисциплин студентами будущими психологами'

Причины возникновения трудностей в изучении естественно-биологических дисциплин студентами будущими психологами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
460
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
естественно-биологические дисциплины / трудности в обучении / внешние причины трудностей / психологические причины трудностей

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Останкина Е. Н.

В статье на основе эмпирических данных, полученных автором, раскрыта классификация трудностей, возникающих в процессе изучения естественно-биологических курсов студентами -будущими психологами, выделены внешние и внутренние (психологические) причины их возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Останкина Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the empirical results of the author's research, which enabled to work out a classification of the difficulties that appear in the process of studying the natural-biological disciplines by future psychologists. The external and internal psychological reasons for these difficulties are defined.

Текст научной работы на тему «Причины возникновения трудностей в изучении естественно-биологических дисциплин студентами будущими психологами»

Е. Н. Останкина

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМИ -

БУДУЩИМИ ПСИХОЛОГАМИ

Работа представлена кафедрой психологии института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета.

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор В. Г. Маралов

В статье на основе эмпирических данных, полученных автором, раскрыта классификация трудностей, возникающих в процессе изучения естественно-биологических курсов студентами -будущими психологами, выделены внешние и внутренние (психологические) причины их возникновения.

The article presents the empirical results of the author’s research, which enabled to work out a classification of the difficulties that appear in the process of studying the natural-biological disciplines by future psychologists. The external and internal psychological reasons for these difficulties are defined.

В связи с реформированием системы образования много внимания в настоящий период уделяется проблемам высшей школы. С одной стороны, подчеркивается, что система высшего профессионального обра-зования играет все большую роль в жизни общества, с другой стороны, отмечается, что результат профессионального обучения и воспитания, профессионального становления не всегда удовлетворителен и основная цель высшего образования - создание условий для овладения профессиональной деятельностью, получения квалификации -реализуется недостаточно. Профессиональная некомпетентность специалиста-выпуск-ника может быть обусловлена разными причинами, одной из которых являются трудности, возникающие в процессе обучения.

Актуальность изучения психологических особенностей трудностей в обучении и условий их преодоления при изучении студентами - будущими психологами естественно-биологических курсов обусловлена следующими факторами:

• необходимостью и важностью преодоления трудностей в обучении студентов -будущих психологов в связи с общими тенденциями повышения качества профессионального образования и с целью подго-

товки квалифицированных психологических кадров для решения образовательных проблем;

• значимостью курсов «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем» как естественнонаучной основы психологии для освоения ее основных понятий и категорий;

• недостаточной психологической проработкой проблемы трудностей в обучении студентов в целом и в частности проблемы трудностей в обучении студентов - будущих психологов при освоении базовых (естественно-биологических) курсов по специальности.

Отсюда целью настоящего исследования явилось изучение трудностей в обучении, возникающих у студентов - будущих психологов при освоении естественно-биологических дисциплин, и выявление условий их преодоления. Объектом исследования выступают трудности в обучении. Предмет исследования - психологические особенности трудностей и условия их преодоления при изучении естественно-биологических дисциплин студентами - будущими психологами.

В соответствии с целью на первом этапе эмпирического исследования для выяв-

ления трудностей, которые испытывают студенты при изучении естественно-биологических дисциплин, мы использовали опросники для студентов и преподавателей. В результате чего было выяснено, что трудности возникают как состояние тяжести, напряженности в процессе усвоения естественно-биологических знаний. Трудности при изучении отдельных дисциплин могут быть классифицированы в зависимости от этапа усвоения знаний и мотивационной составляющей процесса обучения. По нашим данным, среди трудностей усвоения естественно-биологических знаний преобладают трудности запоминания, далее следуют трудности понимания, трудности формирования наглядных представлений, трудности систематизации знаний, трудности восприятия. Отсутствие желания изучать естественно-биологические дисциплины определяет мотивационные трудности.

Также в результате опроса студентов и преподавателей были выявлены возможные причины возникновения трудностей в процессе изучения естественно-биологических курсов:

1. Внешние причины:

• сложное содержание дисциплины;

• недостатки обучающей среды;

• недостатки организации учебной деятельности и методики преподавания.

2. Внутренние причины:

• сниженная учебная мотивация (отсутствие интереса и отрицательное отношение

к содержанию дисциплины, отсутствие осознания значимости для будущей профессиональной деятельности);

• психологические особенности личности студента (недостатки и особенности интеллектуальной сферы, индивидуально-типологические особенности личности).

В ходе дальнейшей работы мы выявляли соотношение и взаимовлияние внешних и внутренних причин возникновения трудностей в изучении студентами - будущими психологами естественно-биологических курсов. Посредством репертуарной методики было выявлено, что, по мнению студентов, естественно-биологические дисциплины в сравнении с другими изучаемыми курсами характеризуются высокой сложностью для изучения, недостаточно интересны и понятны, плохо усваиваются, но тем не менее необходимы для овладения знаниями по специальности, при этом уровень преподавания и обучающей среды является средним.

Для того чтобы понять, как сложность естественно-биологических дисциплин влияет на уровень интереса, понимания, знания студентов, а также есть ли взаимосвязь между выделенными параметрами и уровнем преподавания, уровнем обучающей среды, был проведен корреляционный анализ зависимостей полученных при опросе студентов шкал с использованием коэффициента корреляции Пирсона. Значимые связи между критериями мы отразили в табл. 1.

Таблица 1

Взаимосвязь различных критериев оценки дисциплин естественно-биологического блока

по результатам опроса студентов

Критерий оценки 1 2 3 4 5 6

1. Сложность содержания для изучения

2. Значимость для будущей профессиональной деятельности 0,315(**)

3. Интерес к дисциплине -0,243(*)

4. Уровень понимания материала 0,415(**)

5. Уровень остаточных знаний по дисциплине 0,391(**) 0,270(**)

6. Уровень обучающей среды (доступность и качество пособий, учебников и др.) 0,287(**) 0,327(**)

7. Уровень преподавания 0,306(**) 0,340(**) 0,262(**) 0,395(**)

* Корреляция значима на уровне 0,05. ** Корреляция значима на уровне 0,01.

Данные таблицы показывают, что сложность биологических дисциплин является объективным фактором, влияющим на интерес студентов к содержанию курсов, снижение интереса ведет к снижению уровня остаточных знаний и уровня понимания материала. Повышение интереса к содержа -нию дисциплины, понимания материала естественно-биологических курсов возможно через совершенствование уровня преподавания, развитие обучающей среды, что, в свою очередь, может снизить субъективную сложность естественно-биологической области знаний для студентов. Хотя значимость естественно-биологических курсов осознается студентами, это не находит отражения ни в уровне интереса, ни в уровне остаточных знаний, ни в уровне понимания материала студентами из-за его высокой сложности.

Объективные факторы играют важную, но не решающую роль в возникновении трудностей в обучении. Как показывает

практика, лишь часть студентов не может справиться с возникшими трудностями и имеет низкий удовлетворительный или неудовлетворительный уровень знаний. Однако, по данным нашего исследования, доля студентов, имеющих значительные трудности в освоении биологических дисциплин, достаточно высока - 37,5% от числа исследуемых.

В ходе дальнейшей работы мы выделили статистически значимые индивидуальные психологические особенности студентов, имеющих значительные трудности в изучении естественно-биологических дисциплин. Данные были получены путем сравнения с использованием /-критерия Стьюдента результатов психологической диагностики трех групп студентов, выделенных нами в зависимости от уровня имеющихся у них трудностей в освоении естественно-биологических знаний. Обобщенные результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Психологические особенности параметров, характеризующих студентов, имеющих значительные трудности в изучении естественно-биологических курсов

Параметры Психологические особенности

Особенности учебной успешности Низкий уровеньтекущей и итоговой успеваемости по естественнобиологическим курсам (текущий и итоговый рейтинг по дисциплинам естественно-биологического цикла)

Особенности поведения Низкая учебная активность, низкая саморегуляция, низкая нормативность поведения (экспертные оценки поведенческих проявлений трудностей)

Особенности личности Низкая дисциплинированность, склонность к непостоянству целей, неорганизованность, безответственность, излишняя самоуверенность (16 ЛФ тест Кеттелла)

Особенности интеллектуальной сферы Низкий уровень развития вербального интеллекта и общих интеллектуальных способностей (методика «Структура интеллекта» Амтхауэра), низкий уровень обучаемости (краткий ориентировочныйтест (КОТ))

Особенности учебной мотивации, эмоционального отношения к естественнобиологическим дисциплинам Низкий уровеньинтереса, отрицательное отношение к изучению естественнобиологических курсов, повышенный уровень напряженности во время занятий (опросник, направленный на выявление интереса, отношения студентов к содержанию естественно-биологических дисциплин, методика «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения, комфортности», разработанная Л. А. Курганским)

Таким образом, психологическими (внутренними) факторами возникновения трудностей в освоении естественно-биологических дисциплин могут быть личностные особенности, уровень развития интеллектуальных способностей, особенности

мотивационной сферы студентов. Так, среди личностных особенностей (выявленных по методике Кеттелла) студентов, имеющих значительные трудности в изучении естественно-биологических курсов, было выделено некоторое снижение интеллектуаль-

ных способностей, преобладание неорганизованности, безответственности, импульсивности в поведении, а также лености, ма-лообязательности, излишней самоуверенности и нечувствительности к критике, что не способствует успеху в обучении. Кроме того, для этих студентов характерно снижение способности к абстракции, комбинированию, рассуждению, точному выражению словесных значений, пониманию отношений, недостаточная умственная образованность и подвижность мышления. Мотивационная сфера данных студентов отличается отсутствием или снижением интереса к естественно-биологической области знаний.

Полученные данные позволили выделить конкретные психологические условия, необходимые для преодоления трудностей в освоении студентами - будущими психо-

логами естественно-биологических знаний: формирование мотивации к изучению естественно-биологических дисциплин, развитие интеллектуальных способностей, повышение уровня ответственности, организованности, снижение уровня напряженности во время занятий.

В качестве основного средства для реализации вышеназванных условий преодоления трудностей выступает система лекционных и практических занятий, разработанная на основе интегративно-проблемного, рефлексивно-конструктивного психодидактических принципов1, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода, современных методов активизации познавательного интереса учащихся, а также приемов облегчения восприятия, запоминания, осмысления и применения знаний.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Маралов В. Г., Маралова Т. П., Хромов В. В. Психодиагностические принципы обучения // образование и наука в Череповце. История. Опыт. Перспективы: Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 60-летию Н. А. Ерохова. Вологда, ВГПИ, 2001. С. 10-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.