Научная статья на тему 'Причины возникновения кризисов и их социально-экономическая сущность'

Причины возникновения кризисов и их социально-экономическая сущность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5399
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ДИАГНОСТИКА КРИЗИСА / КРИЗИС РОСТА / КРИЗИС ЗРЕЛОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА / ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЙ / АДАПТИВНЫЙ ПОДХОДЫ / THE CRISIS / THE HUMAN FACTOR / DIAGNOSTICS OF THE CRISIS / THE CRISIS OF THE INCREASE / THE CRISIS OF THE MATURITY / THE TECHNOCRATIC APPROACH / THE ADAPTIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлев Евгений Анатольевич

Рассмотрены основные понятия кризисного состояния экономики, причины возникновения кризисов и их виды. Основной проблемой является проблема диагностика кризисов и отношения к ним со стороны менеджеров с точки зрения объективной их оценки и принятия правильных управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REASON FOR THE APPEARANCE OF CRISES AND THEIR SOCIAL AND ECONOMIC ESSENCE

In the article the basic concepts of the crisis state of the economy, reason for the appearance of crises and their forms are examined. The problem of diagnostics of crises and relation to them from the side of managers, from the point of view of their objective evaluation and making of correct administrative decisions is the basic moment of article.

Текст научной работы на тему «Причины возникновения кризисов и их социально-экономическая сущность»

Е.А. ЯКОВЛЕВ

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСОВ И ИХ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

Ключевые слова: кризис, человеческий фактор, диагностика кризиса, кризис роста, кризис зрелости, концепция преодоления кризиса, технократический, адаптивный подходы.

Рассмотрены основные понятия кризисного состояния экономики, причины возникновения кризисов и их виды. Основной проблемой является проблема диагностика кризисов и отношения к ним со стороны менеджеров с точки зрения объективной их оценки и принятия правильных управленческих решений.

E.A. YAKOVLEV

THE REASON FOR THE APPEARANCE OF CRISES AND THEIR SOCIAL AND ECONOMIC ESSENCE

Key words: the crisis, the human factor, diagnostics of the crisis, the crisis of the increase, the crisis of the maturity, the technocratic approach, the adaptive approach.

In the article the basic concepts of the crisis state of the economy, reason for the appearance of crises and their forms are examined. The problem of diagnostics of crises and relation to them from the side of managers, from the point of view of their objective evaluation and making of correct administrative decisions is the basic moment of article.

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др. Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможны обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать кризис или обострять его. Влияние на экономические результаты выражается в снижении всех показателей экономической эффективности, росте затрат, необходимых для функционирования всех субъектов рыночной экономики. Влияния на социально-экономические результаты деятельности фирмы выражаются в противоречии интересов и степени их удовлетворенности отдельного человека, социальных групп или классов общества.

По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение. Антикризисное развитие - это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением [3, с. 34].

Признаки кризиса дифференцируются, прежде всего, по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления [2, с. 20].

По масштабам развития кризисы делятся на общие и локальные. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные - только часть ее.

По проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

Главной особенностью кризиса является то, что он, будучи даже локальным, или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития. Потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями или, наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса. Псевдокризис - это проявление кризисных признаков в «здоровой» экономической системе. Псевдокризис может быть спровоцированным, например, с целью вытеснения конкурентов с рынка, а также вуалирования определенных действий участников делового оборота.

По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, технологических, психологических кризисов. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Социальные кризисы возникают при столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей и т.д. Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних компаний. Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Психологические кризисы проявляются в виде стрессов, страхов, неуверенности, неудовлетворенности и т.д. Это кризисы в социальнопсихологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.

По непосредственным причинам возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические. Первые вызваны природными условиями жизни и деятельности человека, вторые - общественными отношениями во всех видах их проявления. Экологические кризисы возникают при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека.

Кроме того, кризисы могут быть предсказуемыми и неожиданными, явными и латентными, глубокими и легкими [4, с. 54-55].

Выделяют два этапа диагностики кризиса:

- установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;

- выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми.

Первый этап называется этапом качественной идентификации объекта и подразумевает определение у объекта таких параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов. Например, для диагностики макроэкономического кризиса необходимо определить, к какой группе по типу национальной экономики относится интересующее нас государство, а именно: промышленно развитым странам, развивающимся или странам с переходной экономикой. Для диагностики кризиса в конкретной системе необхо-

димо определить, какой формы собственности эта система: государственной, частной, акционерной и т.д.

На втором этапе осуществляют количественную идентификацию объекта. Для этого используют базовые параметры диагноза, определяемые как отклонения фактических от базовых [1].

С точки зрения человеческого фактора для ситуации кризиса характерно возникновение, как минимум, двух проблем. Первая - это рассогласование между профессиональным инструментарием, которым владеет персонал организации, и инструментарием, требуемым для новой ситуации. Вторая - неадекватность норм и правил внутриорганизационной жизни новым условиям. Таким образом, ситуация кризиса детерминируется извне необходимостью смены типа профессиональной деятельности, а изнутри - сменой типа организационной культуры.

Так, переход от стадии формирования организации к ее интенсивному росту, как правило, сопровождается первой кризисной ситуацией - кризисом роста. На этом этапе органический тип организационной культуры сменяется на предпринимательский тип, когда тесные, доверительные, почти «семейные» отношения внутри организации вытесняются конкурентными, соревновательными.

Следующая кризисная ситуация ожидает организацию, переходящую от стадии интенсивного роста к стадии стабилизации. Это кризис зрелости. Для стадии стабилизации необходимы специалисты, способные создавать эффективные технологии, фиксировать наиболее удачные подходы, обнаруженные в ходе интенсивного роста организации. Отношения в организации подчиняются правилам строгой иерархии, детерминируемые профессиональной деятельностью, что характерно для бюрократического типа организационной культуры.

При переходе со стадии стабилизации на стадию спада организацию ожидает следующая кризисная ситуация, которую и можно считать собственно кризисом. Для выживания организации, оказавшейся на стадии спада, необходимы совершенно особые специалисты, способные объединить в себе навыки разработчиков, продавцов и технологов. С точки же зрения изменения норм и правил можно предположить, что персонал организации будет нуждаться в совершенно особом стиле отношений - ориентированном на лидера. Для преодоления собственно кризиса особое значение имеет то, что принято называть харизмой лидера.

Кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий и действий. Типичными для кризисной ситуации являются два варианта выхода из нее: или это ликвидация предприятия как экстремальная форма, или успешное преодоление кризиса [3, с. 172].

Под значением «концепция преодоления кризиса» понимается системное представление всех процессов разработки и управления, результатом которых являются запланированные и впоследствии реализованные мероприятия по преодолению кризиса. Но в самом начале, еще до разработки концепции преодоления кризиса, ответственные лица (собственники, высшее руководство, государственные органы) должны выработать свое отношение к кризису. Это очень важно, поскольку накладывает свой отпечаток на весь ход антикризисных мероприятий.

Имеются две концепции восприятия кризиса:

1. Отношение к кризису - ориентированное на сохранение. Кризис воспринимается как угроза и помеха, что означает для задействованных индивидуумов или коллективов потерю суверенитета и сущности. Следствие этого -восприятие кризиса ответственными лицами в негативном смысле и плани-

рование мероприятий (осознанно или неосознанно) по восстановлению докризисного состояния.

2. Отношение к кризису - ориентированное на новое. Кризис рассматривается как указание на необходимость обновления, перестройки в эволюционном процессе развития предприятия, и кризис вносит освобождение от определенной иррациональности или неправильно установленных целей. Вследствие этого все требования к изменению прежней ситуации, которые вызвали кризис, рассматриваются в позитивном ключе. При этом в основе закладывается не борьба с кризисом, а изменение собственной структуры под новые отношения.

Стратегия поведения антикризисного управляющего по отношению к коллективу предприятия обычно склоняется к одному из двух полярных по своей направленности подходов: технократическому и адаптивному. При технократическом подходе организация понимается как механическая система, кризис в которой вызван дисфункцией, преодолеть которую можно, заменяя те или иные элементы, отлаживая работу управленческих механизмов. При адаптивном подходе организация понимается как органическая система, кризисы носят в ней естественный характер и обусловлены сменой фаз ее эволюции.

Литература

1. Солнцева Г.Н. О психологическом содержании понятия «риск» / Г.Н. Солнцева// Вестник Московского университета. 1999. № 2. С. 14-23.

2. Уткин Э.А. Антикризисное управление / Э.А. Уткин // М.: Экмос, 1997.

3. Щербина А.В. Психологические характеристики экстремальных ситуаций в управленческой деятельности / А.В. Щербина. М., 1997.

4. Экономическая психология / под. ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2000.

ЯКОВЛЕВ ЕВГЕНИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ родился в 1983 г. Окончил Чувашский государственный университет. Научный сотрудник Чувашского университета. Область научных интересов - мотивация предпринимателей в условиях кризиса или нестандартных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.