Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА АСИММЕТРИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ: МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ'

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА АСИММЕТРИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ: МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
199
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИММЕТРИЯ / АСИММЕТРИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ДЕТИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ / РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волошина Л.Н., Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Никитина Н.С.

Цель исследования - выявить степень информированности родителей о причинах возникновения асимметрии движений и способах ее профилактики у детей первого года жизни. Методика и организация исследования. Проведены анализ научных работ по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных ученых, опрос родителей, статистическая обработка полученных результатов. В опросе приняли участие 50 родителей, чьим детям до года поставили диагноз кривошея. Опрос родителей проводился на интернет-площадке «ВКонтакте» в группе «Родители и педагоги! Наши дети». Ответы участников анкетирования подверглись ранжированию. Результаты исследования и выводы. По мнению родителей, основными причинами возникновения и развития асимметрии движений у детей первого года жизни являются нарушение тонуса и слабость мышц (1-е и 2-е места соответственно). Нарушениям в зрительном и слуховом анализаторах большинство родителей отводит последнее место, и, следовательно, родители не считают эти нарушения значимой причиной в возникновении асимметрии движений у детей первого года жизни. Среди средств профилактики возникновения асимметрии движений у ребенка первого года жизни большинство родителей отдает предпочтение различным видам массажа и коррекции положения (1-е и 2-е места соответственно). Следует отметить, что лишь малое количество опрошенных родителей считает развитие зрительного и слухового анализаторов и вестибулярного аппарата эффективным средством профилактики возникновения асимметрии движений у ребенка первого года жизни. Результаты исследования подтвердили, что у родителей недостаточно информации о степени влияния нарушений зрительного и слухового анализаторов и вестибулярного аппарата на возникновение асимметрии движений у ребенка первого года жизни. Лишь малая часть родителей знает, что развитие моторики и координации движений, а также развитие зрительного и слухового анализаторов и вестибулярного аппарата является эффективным средством профилактики асимметрии движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волошина Л.Н., Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Никитина Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRST YEAR INFANT MOTOR ASYMMETRY ORIGINS AND PREVENTION: PARENTAL AWARENESS SURVEY

Objective of the study was to survey the parental awareness of the origins of infant motor asymmetry and its prevention methods. Methods and structure of the study. We have analyzed the relevant study reports by the national and foreign researchers to design and run a parental survey. We sampled for the survey parents (n=50) of 0-1 year-olds diagnosed with torticollis. The questionnaire survey was run on the Vkontakte online platform in the “Parents and Teachers! Our children" category. The survey data were grouped and ranked by the formula. Results and conclusions. As found by our survey, postnatal and congenital torticollis was diagnosed in 54% and 46% of the infant motor asymmetry sample, respectively, with the postnatal torticollis diagnosed within the first two months in 77% of the group (p≤0.05). Dominating among the origin of Infant motor asymmetry in the parental opinions are the muscle tone disorders and poor physical development (ranked 1 and 2, respectively); whilst the visual and auditory system disorders are ranked the last by the parents who obviously underestimate these causes of infant motor asymmetry. In the infant motor asymmetry prevention toolkit, the parents mostly favored massage and postural corrections (ranked 1 and 2, respectively), with only a few respondents believing that visual and auditory analyzers should be trained to effectively prevent infant motor asymmetry. The parental awareness survey data and analysis found that the families are mostly unaware of influences of the visual, auditory and vestibular system progress on the infant motor asymmetry, with only a few respondents knowing the importance of these systems for motor skills and movement coordination development by sensitive infant-motor-asymmetry-prevention trainings. We believe that the first-year infant motor asymmetry issues deserve further special studies, with a special priority to new promising asymmetry prevention and correction methods, models and tools accessible for physical education at home.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА АСИММЕТРИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ: МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ»

причины ВОЗНИКНОВЕНИЯ и ПРОФИЛАКТИКА АСИММЕТРИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ: МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

УДК/UDC 796.01:316

Поступила в редакцию 14.04.2021 г.

Информация для связи с автором: voloshina l@bsu.edu.ru

Доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Волошина1 Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Кондаков1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Копейкина1 Н.С. Никитина2

1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

2 Ивановский государственный университет, Шуйский филиал, Шуя

FiRST YEAR INFANT MOTOR ASYMMETRY ORiGiNS AND PREVENTiON: PARENTAL AWARENESS SURVEY

Dr. Hab., Professor L.N. Voloshina1 Dr. Hab., Professor V.L. Kondakov1 PhD, Associate Professor E.N. Kopeikina1 N.S. Nikitina2

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

2 Ivanovo State University, Shuya Affiliate

Аннотация

Цель исследования - выявить степень информированности родителей о причинах возникновения асимметрии движений и способах ее профилактики у детей первого года жизни.

Методика и организация исследования. Проведены анализ научных работ по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных ученых, опрос родителей, статистическая обработка полученных результатов. В опросе приняли участие 50 родителей, чьим детям до года поставили диагноз кривошея. Опрос родителей проводился на интернет-площадке «ВКонтакте» в группе «Родители и педагоги! Наши дети». Ответы участников анкетирования подверглись ранжированию.

Результаты исследования и выводы. По мнению родителей, основными причинами возникновения и развития асимметрии движений у детей первого года жизни являются нарушение тонуса и слабость мышц (1-е и 2-е места соответственно). Нарушениям в зрительном и слуховом анализаторах большинство родителей отводит последнее место, и, следовательно, родители не считают эти нарушения значимой причиной в возникновении асимметрии движений у детей первого года жизни. Среди средств профилактики возникновения асимметрии движений у ребенка первого года жизни большинство родителей отдает предпочтение различным видам массажа и коррекции положения (1-е и 2-е места соответственно). Следует отметить, что лишь малое количество опрошенных родителей считает развитие зрительного и слухового анализаторов и вестибулярного аппарата эффективным средством профилактики возникновения асимметрии движений у ребенка первого года жизни. Результаты исследования подтвердили, что у родителей недостаточно информации о степени влияния нарушений зрительного и слухового анализаторов и вестибулярного аппарата на возникновение асимметрии движений у ребенка первого года жизни. Лишь малая часть родителей знает, что развитие моторики и координации движений, а также развитие зрительного и слухового анализаторов и вестибулярного аппарата является эффективным средством профилактики асимметрии движений.

Ключевые слова: симметрия, асимметрия, профилактика, дети первого года жизни, развитие движений.

Abstract

Objective of the study was to survey the parental awareness of the origins of infant motor asymmetry and its prevention methods. Methods and structure of the study. We have analyzed the relevant study reports by the national and foreign researchers to design and run a parental survey. We sampled for the survey parents (n=50) of 0-1 year-olds diagnosed with torticollis. The questionnaire survey was run on the Vkontakte online platform in the "Parents and Teachers! Our children" category. The survey data were grouped and ranked by the formula.

Results and conclusions. As found by our survey, postnatal and congenital torticollis was diagnosed in 54% and 46% of the infant motor asymmetry sample, respectively, with the postnatal torticollis diagnosed within the first two months in 77% of the group (p<0.05).

Dominating among the origin of Infant motor asymmetry in the parental opinions are the muscle tone disorders and poor physical development (ranked 1 and 2, respectively); whilst the visual and auditory system disorders are ranked the last by the parents who obviously underestimate these causes of infant motor asymmetry. In the infant motor asymmetry prevention toolkit, the parents mostly favored massage and postural corrections (ranked 1 and 2, respectively), with only a few respondents believing that visual and auditory analyzers should be trained to effectively prevent infant motor asymmetry. The parental awareness survey data and analysis found that the families are mostly unaware of influences of the visual, auditory and vestibular system progress on the infant motor asymmetry, with only a few respondents knowing the importance of these systems for motor skills and movement coordination development by sensitive infant-motor-asymmetry-prevention trainings. We believe that the first-year infant motor asymmetry issues deserve further special studies, with a special priority to new promising asymmetry prevention and correction methods, models and tools accessible for physical education at home.

Keywords: symmetry, asymmetry, preventive care, first year infant, motor development.

Введение. Категорию «симметрия» и «асимметрия» рассматривают в разных науках, от математи-

ки до философии. В физическом развитии человека, а в нашем случае у ребенка первого года жизни, рас-

сматривается парная категория «симметрия-асимметрия» [5].

Говоря о проявлении симметрии у детей до года, важно сделать акцент на симметрии движения и симметрии положения (зеркальное отражение одной части человека относительно другой) [4].

Асимметрия у младенцев - это клиническое состояние, при котором наблюдается аномальная форма тела, осанка или подвижность. Она характеризуется разнообразной этиологией, локализацией и серьезностью. Наиболее часто отмечается асимметрия, которая возникла без видимых причин, - идиопатическая. Реже встречается симптоматическая асимметрия, и в основе этого заболевания лежит множество структурных или системных расстройств [11].

С рождения в движениях ребенка наблюдается асимметрия: поворот головы в определенную сторону из положения «лежа на животе» при защитном рефлексе, преобладание одной из ног при проверке шагового рефлекса.

В период между первым и третьим месяцами проявляется асимметрия движения. Присутствует влияние ас-симетричного тонического шейного рефлекса, и ребенок испытывает стабильность, которая идет с этим положением. Это как будто ребенок должен испытать крайности индивидуального диапазона, после чего он может обнаружить среднюю линию [1, 7]. Развитие средней линии включает баланс левых и правых, передней и задней частей, а также верхней и нижней частей тела. Это первый шаг к освоению равновесия [8]. Эта симметрия требует уравновешенной активации и компонентов разгибающей и сгибающей мышц. Сигналы с анализаторных систем поступают в центральную нервную систему [7].

Если принцип «симметрии - диссимметрии», выдвинутый П. Кюри, проецировать на развитие движений детей первого года жизни, справедливо отметить, что если в движениях или положении наблюдается какая-либо диссимметрия, то такая же диссимметрия наблюдается в причине, их поро-

дившей [3]. Например, диссимметричное воздействие (частое положение головы на одном боку) может быть причиной установочной кривошеи у детей.

Когда асимметрия присутствует, информация, которая идет от зрительного анализатора, изменена. В связи с тем, что асимметрия влияет на положение головы, она также влияет на вестибулярную систему. Информация от проприо-рецепторов, переданная через мускулатуру шеи и от тела, также нарушена асимметрией в этой области тела. Проблемы в зрительном и вестибулярном анализаторах создают асимметрию в теле [9].

Цель исследования - выявить степень информированности родителей о причинах возникновения асимметрии движений и способах ее профилактики у детей первого года жизни.

Методика и организация исследования. Осуществлен анализ научных работ по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных ученых. Нами был проведен опрос, в котором приняли участие 50 родителей, чьим детям до года поставили диагноз кривошея. Опрос родителей проводился на интернет-площадке «ВКонтакте» в группе «Родители и педагоги! Наши дети». Ответы участников анкетирования подверглись ранжированию. Распределение вариантов ответа по степени важности проводилось по формуле: ^ _ (п+1)п _ (б+1)б _ 21 2 2 ' где п - количество пунктов анкеты, а I = 21 - сумма номеров вопросов анкеты, которая должна совпасть с суммой рангов, присвоенных каждому вопросу.

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из распространенных факторов развития асимметрии у детей до года выделяется такой диагноз, как кривошея. Врожденная мускульная кривошея - третья наиболее распространенная врожденная скелетно-мышечная аномалия после вывиха бедра и косолапости [10, 12].

Приобретенная кривошея - это тот диагноз, которого можно избежать при правильном развитии движений у де-

Ранжирование ответов родителей на вопросы о причинах возникновения асимметрии движений и способах ее профилактики у детей первого года жизни

£ а о

у

ъ

ГС

а

■а с ш

£ о (и .с I-

Вопрос Варианты ответов Номер места в упорядоченном ряду(ранг п=6) Среднее значение ранга (ранг п=6)

Что является причиной возникновения асимметрии движений у ребенка первого года жизни? Нарушение тонуса мышц 1 2,5

Слабо развитые мышцы 2 2,64

Вынужденное длительное положение тела 3 3,9

Нарушения в суставах, ограничивающие подвижность 4 3,94

Нарушение нервной регуляции мышечной деятельности 5 3,94

Нарушения в зрительном и слуховом анализаторах 6 4,08

Какие средства профилактики возникновения асимметрии движений у ребенка первого года жизни Вы знаете? Массаж 1 2,5

Коррекция положением 2 2,74

Гимнастика 5 3,56

Воротник Шанца 4 3,88

Развитие моторики, координации движения 3 4

Развитие зрительного и слухового анализаторов и вестибулярного аппарата 6 4,32

82

http://www.teoriya.ru

2021 Июнь | Juпe

тей до года, исключив ассимметричное воздействие. Анализ существующих методик профилактики асимметрии показывает, что 20 % из них охватывают возраст с рождения до года. Однако наблюдается недостаток информированности родителей о развитии движений у детей до года с акцентом на симметрию. По мнению родителей, «домашние дела», «недостаток знаний и умений» и «недостаток знаний и опыта физического воспитания детей в домашних условиях» препятствуют оптимизации движений ребенка в этот возрастной период, что обуславливает актуальность исследования [2].

Следует отметить, что помимо врожденной кривошеи, выделяют и приобретенную кривошею. Общее в этих диагнозах - симптомы, методы диагностики и схема терапии [6]. По результатам нашего опроса было выявлено, что приобретенная кривошея встречается в 54 %% случаев, тогда как врожденная кривошея - в 46 %% случаев. По результатам анализа ответов родителей можно отметить, что наиболее часто (77 %% случаев) у детей до года диагноз приобретенная кривошея ставится в возрасте до двух месяцев (р<0,05).

С целью выявления уровня информированности родителей им было предложено отметить наиболее значимые, с их точки зрения, причины возникновения асимметрии движений и наиболее действенные способы ее профилактики у детей первого года жизни (см. таблицу).

По мнению родителей, основными причинами возникновения и развития асимметрии движений у детей первого года жизни являются нарушение тонуса и слабость мышц (1-е и 2-е места соответственно). Нарушениям в зрительном и слуховом анализаторах большинство родителей отводит последнее место, следовательно, они не считают эти нарушения значимой причиной возникновения асимметрии движений у детей первого года жизни.

Среди средств профилактики возникновения асимметрии движений у ребенка первого года жизни большинство родителей отдает предпочтение различным видам массажа и коррекции положения (1-е и 2-е места соответственно). Следует отметить, что лишь малое количество опрошенных родителей считает развитие зрительного и слухового анализаторов и вестибулярного аппарата эффективным средством профилактики возникновения асимметрии движений у ребенка первого года жизни.

Выводы. Результаты исследования подтвердили, что у родителей недостаточно информации о степени влияния нарушений зрительного и слухового анализаторов и вестибулярного аппарата на возникновение асимметрии движений у ребенка первого года жизни. Лишь малая часть родителей знает, что развитие моторики и координации движений, а также развитие зрительного и слухового анализаторов и вестибулярного аппарата является эффективным средством профилактики асимметрии движений. Полагаем, что проблема асимметрии движений у ребенка первого года жизни требует дополнительного глубокого изучения. На наш взгляд, решению существующих проблем будет способствовать научное обоснование новых подходов к созданию методики профилактики асимметрии, доступной для использования в условиях семейного воспитания.

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 19013-00173 «Комплексное исследование двигательной активности растущего человека в условиях вариативной системы физического воспитания».

3.

4.

5.

6.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

Литература

Брагина Н.Н. Функциональные асимметрии человека / Н.Н. Бра-гина, Т.А. Доброхотова // Медицина. - 1981. - С. 40. Волошина Л.Н. Регулирование двигательной активности дошкольников в условиях семейного воспитания в аспекте социологического анализа / Л.Н. Волошина, В.Л. Кондаков, Е.Н. Ко-пейкина и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 8.

- С. 47-49.

Кюри П. О симметрии в физических явлениях: симметрия электрического и магнитного полей / Пьер Кюри // Избранные труды.

- 1966. - С. 95-113.

Никифоров Ю.Б. Двигательная асимметрия у детей дошкольного возраста / Ю.Б. Никифоров // Новая наука, стратегии и векторы развития. - Уфа. - 2017. - № 3. - С. 25-27. Чермит К.Д. Прогностические возможности дуализма «симметрия-асимметрия» для оценки биологических основ здоровья, процессов развития и старения организма человека / К.Д. Чермит, А.В. Шаханова, А.Г. Заболотний и др. // Матер. междунар. науч. конференции «Биосфера и Человек». - Майкоп. - 2019. -С. 427-431.

Эмилбеков М.Э. Клинические особенности течения кривошеи у детей Кыргызстана / М.Э. Эмилбеков, Г.Ш. Маймерова, А.Б. Фуртикова и др. // Бюллетень науки и практики. - 2019. - Т. 5. -№ 4. - С. 125-130. https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/13.

References

Bragina N.N., Dobrokhotova T.A. Funktsionalnye asimmetrii chelove-ka [Human functional asymmetries]. Meditsina publ.. 1981. P. 40. Voloshina L.N., Kondakov V.L., Kopeykina E.N. et al. Regulirovanie dvigatelnoy aktivnosti doshkolnikov v usloviyakh semeynogo vospi-taniya v aspekte sotsiologicheskogo analiza [Preschooler motor activity control in terms of family education in aspect of sociological analysis]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 8. pp. 47-49. Curie P. About symmetry O simmetrii v fizicheskikh yavleniyakh: sim-metriya elektricheskogo i magnitnogo poley [On Symmetry in Physical Phenomena, Symmetry of an Electric Field and of a Magnetic Field]. Selected works. 1966. pp. 95-113.

Nikiforov Y.B. Dvigatelnaya asimmetriya u detey doshkolnogo voz-rasta [Motor asymmetry in preschoolers]. Novaya nauka, strategii i vektory razvitiya. Ufa. 2017. No. 3. pp. 25-27. Chermit K.D., Shakhanova A.V., Zabolotniy A.G. et al. Prognos-ticheskie vozmozhnosti dualizma «simmetriya-asimmetriya» dlya ot-senki biologicheskikh osnov zdorovya, protsessov razvitiya i stareniya organizma cheloveka [Predictive capabilities of "symmetry-asymmetry" dualism to estimate biological foundations of health, development and aging processes of human body]. Biosfera i Chelovek [Biosphere and Man]. Proceedings international scientific conference. Maykop. 2019. pp. 427-431.

Emilbekov M.E., Maymerova G.Sh., Furtikova A.B. et al. Klinicheskie osobennosti techeniya krivoshei u detey Kyrgyzstana [Clinical features of torticollis course in children of Kyrgyzstan]. Byulleten nauki i prak-tiki. 2019. V. 5. No. 4. pp. 125-130. https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/13.

Barthel K., Mannell S. Integrating Therapeutic Approaches in Pediatrics, a 3-day integrated learning experience. 2014. http://heartspa-cept.com/blog/the-yin-and-yang-of-postural-control. Bly L. Motor skills acquisition in the first year of life. An illustrated guide to normal development. Arizona, Therapy Skill Builders. 1994. Johnson M.B., Emmerik V.R. Is head-on-trunk extension a proprioceptive mediator of postural control and sit-to-stand movement characteristics? Journal of Motor Behavior, 2011. pp. 491-498.

10. Jun-Ho Kim, Tae-Hoon Yum, Jong Sup Shim. Secondary Cervicotho-racic Scoliosis in Congenital Muscular Torticollis. ClinOrthop Surg, 2019. No. 11(3). pp. 344-351.

11. Michalska A. The differential diagnosis of asymmetry in infants. European Journal of Pediatrics, 2016. pp. 335-341.

12. Petronic I. Congenital muscular torticollis in children: distribution, treatment duration and outcome. European Journal of Physical and Rehabilitation Medicine, 2010, Vol. 46. No. 2. pp. 153-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.