Научная статья на тему 'Причины возникновения детских проблем в Индии XXI веке'

Причины возникновения детских проблем в Индии XXI веке Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
384
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / ДЖАВАХАРЛАЛ НЕРУ / БЕДНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / НЕРАВЕНСТВО / ДИСКРИМИНАЦИЯ / ГОЛОД / ДЕТИ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / INDIA / JAWAHARLAL NEHRU / POVERTY / ECONOMY / INEQUALITY / DISCRIMINATION / HUNGER / CHILDREN / MULTICULTURALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жиркова Полина Игоревна

В данной статье рассматриваются причины появления и существования современных детских проблем в Индии. Для понимания современных проблем анализируется экономическое, политическое и социальное развитие Индии после обретения независимости в 1947 году. Но многие проблемы имеют более глубокие причины, которые относятся как к традициям индийского общества, так и к периоду существования Индии в качестве части Британской империи. В статье описываются основные экономические причины, делается акцент на последствиях “Зеленой революции” и развитии аграрного сектора экономики. Выделяется фактор коррумпированности индийского общества, а также политическая нестабильность, связанная с проблемами сепаратизма и мультикультурализма. При описании социального развития Индии особый акцент делается на экономическом, кастовом и половом неравенствах, которые характерны и для современной Индии и приводят к неравномерному развитию различных социальных групп населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The causes of children’s problems in India in the XXI century

This article examines the causes of the emergence and existence of modern children’s problems in India. For better understanding modern issues, the economic, political and social development of India after its independence in 1947 is analyzed. At the same time many problems have deeper causes that relate both to the traditions of Indian society and to the period of India's existence as a part of the British Empire. The article describes the main economic reasons, focuses on the consequences of the “Green Revolution” and the development of the agricultural sector. The factor of corruption in Indian society is highlighted, as well as the political instability associated with the problems of separatism and multiculturalism. Describing the social development of India, special attention is paid to economic, caste and gender inequality, which characterize modern India and leads to inequal development of various social groups.

Текст научной работы на тему «Причины возникновения детских проблем в Индии XXI веке»

Причины возникновения детских проблем в Индии XXI веке The causes of children's problems in India in the XXI century

Жиркова Полина Игоревна

Студентка 3 курса Факультет международных отношений Санкт-Петербургский государственный университет улица Смольного, 1/3, подъезд № 8, Санкт-Петербург, 191060

e-mail: [email protected]

Zhirkova Polina Igorevna

Student 3 term Faculty of International relations Saint Petersburg state University Smolny street, 1/3, entrance № 8, St. Petersburg, 191060 e-mail: [email protected]

Аннотация.

В данной статье рассматриваются причины появления и существования современных детских проблем в Индии. Для понимания современных проблем анализируется экономическое, политическое и социальное развитие Индии после обретения независимости в 1947 году. Но многие проблемы имеют более глубокие причины, которые относятся как к традициям индийского общества, так и к периоду существования Индии в качестве части Британской империи. В статье описываются основные экономические причины, делается акцент на последствиях "Зеленой революции" и развитии аграрного сектора экономики. Выделяется фактор коррумпированности индийского общества, а также политическая нестабильность, связанная с проблемами сепаратизма и мультикультурализма. При описании социального развития Индии особый акцент делается на экономическом, кастовом и половом неравенствах, которые характерны и для современной Индии и приводят к неравномерному развитию различных социальных групп населения.

Annotation.

This article examines the causes of the emergence and existence of modern children's problems in India. For better understanding modern issues, the economic, political and social development of India after its independence in 1947 is analyzed. At the same time many problems have deeper causes that relate both to the traditions of Indian society and to the period of India's existence as a part of the British Empire. The article describes the main economic reasons, focuses on the consequences of the "Green Revolution" and the development of the agricultural sector. The factor of corruption in Indian society is highlighted, as well as the political instability associated with the problems of separatism and multiculturalism. Describing the social development of India, special attention is paid to economic, caste and gender inequality, which characterize modern India and leads to inequal development of various social groups.

Ключевые слова: Индия, Джавахарлал Неру, бедность, экономика, неравенство, дискриминация, голод, дети, мультикультурализм.

Key words: India, Jawaharlal Nehru, poverty, economy, inequality, discrimination, hunger, children, multiculturalism.

История Индии в XX веке полна коренных перемен и неожиданных событий, которые повлияли на развитие государственности, экономики, права, социальной защиты в Индии в современном мире. Она предопределила положение наиболее незащищенных групп населения в современной Индии XXI века.

Отсчет современности в Индии можно вести с обретения ей независимости в 1947 в результате раздела Британской империи по плану Маунтбэттена. Как заявил в 1945 году Джавахарлал Неру о главной цели борьбы за независимость: «... Мы никогда не забывали о том, что главной нашей целью было поднять общий уровень жизни индийского народа».

Но развитию Индии после великого освобождения не сопутствовало отсутствие проблем и бзусловная удача. Страна находилась в разорении после Второй мировой войны и пребывания в роли колонии Великобритании, которая вывезла из страны огромное количество ресурсов за время колонизации.

Из-за разделения земель между Пакистаном и Индией, первому доставались богатые сельскохозяйственные районы, которые поставляли хлопок и джут текстильным предприятиям Индии. А это значит, что Индия не могла активно развивать свою текстильную промышленность, так как находилась в постоянно конфронтации с Пакистаном.

Экономическое развитие Индии после 1947 года делится на два этапа: первые 45 лет после обретения независимости и последующие 20 лет в роли свободной рыночной экономики. Первые 45 лет - это время глобального вмешательства государства как регулятора экономики. Правительство отвечало за авиаперевозки, железные дороги, телевидение, радио, образование, здравоохранение и т.д.

В этом аспекте заметно сходство Индии с Советским Союзом, учитывая тот факт, что страна развивалась с 1951 года по пятилетнему плану. Хотя ВВП несильно, но увеличивался в целом, экономика была крайне нестабильна (так, например, ВВП в 1965 было чуть больше 5%, к 1975 опустилось до приблизительно 3%, а к 1985 опять стало больше 5%).

Тем не менее, благодаря плану Джавахарлала Неру о построении государства "социалистического образца", Индия смогла выйти в ряд передовых индустриально-аграрных стран. А сельское хозяйство, благодаря "зеленой революции" смогло в 1978 году отказаться от импорта зерна из -за границы и начать экспорт сельскохозяйственной продукции.

В 90-е годы план Неру пришлось корректировать из-за негативных тенденций в экономике в связи с государственным регулированием: огромная финансовая задолженность, жесткий протекционизм, автократические черты в руководстве, дефицит и т.д. Страна вышла на путь либерализации экономики и перехода к частному сектору. Но кажется странным, что Индия при постоянно увеличивающемся ВВП в мире (7-е место в 2016 году), находится на 162 месте по ВВП на душу населения, и дети, женщины не могут получить достойное образование, живут в нищете, 21% населения живет за гранью бедности.

Причин столь плачевного социального положения много, среди экономических причин можно выделить следующие: 1. Для Индии после освобождения от колониального гнета главным было восстановление и развитие экономики при пренебрежении к человеческому капиталу как основному ресурсу достижения экономического чуда. Правительство не выделяло деньги для поддержания бедных и неимущих, на социальные программы, ликвидацию безграмотности и нищеты. Также правительство не занималось поддержанием сельскохозяйственных земель и их орошением, из-за чего огромные площади стали слишком засушливыми и непригодными для земледелия. Образовался дефицит продовольствия, голод, который напрямую связан с детской смертностью и повышением уровня заболеваний среди детей. 2. Чрезмерное превышение предложения труда над спросом на труд из-за огромного количества населения. Частичным решением является малый семейный бизнес и аутсорсинг, но из-за отсутствия рабочих мест население живет за гранью бедности. 3 ."Зеленая революция" хотя и смогла повысить урожайность и решить проблему голода в городах благодаря введению новых сортов с большей урожайностью, завезенных из Мексики, но в наше время заметны негативные эффекты данного явления: из-за использования химикатов и удобрений, большая часть плодородных земель и почв больше непригодны для выращивания сельскохозяйственных культур, из-за неправильного использования ирригационных систем водоемы загрязнены, а сорта не дают больше высокий урожай, следовательно проблема голода и детского недоедания вновь становится острой. Также из-за зеленой революции обострилась проблема неравенства в Индии, так как в основном более обеспеченные хозяйства смогли приобрести новую технику для выращивания новых семян и использования новых технологий в сельском хозяйстве. За счет этого их доход возрос, но небольшие хозяйства до сих пор используют примитивные технологии и живут на грани бедности .

Политическое развитие Индии также предопределило появление ряда социальных проблем, которые отражаются на правах детей. Индия является важным членом мирового сообщества и актором на международной арене. Так Индия входит в БРИКС, G20, ООН, СААРК, но почему страна, занимающая важное место в мире политики имеет ВВП на душу населения в 2 раза меньше чем в Китае, в 3 раза меньше Бразилии и 4 России. Экономические причины данного явление понятны, но каковы же политические причины сильного отставания Индии и низких стандартов жизни населения.

После обретения независимости и до наших дней в Индии сменилось много правителей. Были как мудрые, заботливые руководители как Джавахарлал Неру, так и авторитарные вожди. Но в целом политическому курсу Индии с 1947 года и до нашего времени присущи некоторые особенности, определяющие низкий уровень жизни населения. Одной из характерных черт внутренней политики является высокий уровень коррупции, взяточничества. Причиной процветания данного явления является отсутствие реального наказания и информационный вакуум. Для информационного вакуума в 2005 году был принят закон, позволяющий гражданам получать информацию о работе госслужащих. Если госструктуры данную информацию не предоставляют, то им выписывается штраф. Закон популярен среди населения . Но почему даже данный закон не устранил коррупцию, хотя уровень коррупции в Индии и понизился. По отчетам за 2018 год Индия занимает 78 место по оценке индекса восприятия коррупции. Рейтинг составлен международной неправительственной организацией Transparency International. Ее результат 41 из 100. Результат в 30 баллов считается серьезно коррумпированным. В Российской Федерации результат 29. Самыми некорумпированными странами считаются Новая Зеландия и Дания. Можно сказать, что в Индии коррупция - черта традиционная. Еще во времена колонизации британские офицеры возвращались из Индии обогатившимися, их зарплаты были настолько велики, что они были миллионерами. Когда Индия обрела независимость в 1947 году, администрация оставалась британской, они сохраняли свои полномочия. Но Джавахарлал Неру решил сократить зарплаты в государственном секторе, так как ему не выгоден был отток капитала в Британию и тем более к сотрудникам не индийского происхождения, Неру также выделял большую часть средств на поднятие экономики и социальные программы. Но это привело к неизбежному процветанию коррупции, так как госслужащие не могли на низкую зарплату обеспечить свою семью. Полицейский из Мумбаи в 2009 году зарабатывал 45 долларов в месяц . Вследствие этого начало процветать взяточничество, ради обеспечения семей госслужащие были вынуждены воровать. Очевидным последствием коррупции является разрастание бюрократического аппарата и оседание денег в верхушке власти, из-за чего население не получает социальные пособия, пенсии. Высокий уровень коррупции является одной из причин неравенства между слоями населения и большого количества людей, живущих за чертой бедности. Одним из значимых последствий коррупции для детей является система образования. С первого взгляда, кажется, что законодательство обеспечивает достойное начальное образование и защищает детей из разных социальных слоев. Но одной из причин низкого уровня грамотности в Индии является факт коррупции. Согласно 12 разделу закона об образовании частные школы, не имеющие государственных дотаций, должны выделять 25% мест для детей из малоимущих семей. За обучение этих детей впоследствии платит государство. Но проблема заключается в том, что школы часто завышают цену выплат, либо, если школа не соглашается на взятки местным властям, им вообще не выплачиваются компенсации . В отчете Генерального Контролёра и Аудитора страны от 2017 года сказано, что многие школы в Индии функционируют после отмены их признания. Школа для обеспечения образования в Индии должна быть признана, то есть здание должно быть в хорошем состоянии, инфраструктура проведена, количество учителей 1 к 30 ученикам и т.д. многие школы из-за несоответствия этим критериям были депризнаны, но все равно

продолжают работать, даже если здание находится в аварийном состоянии, и у детей нет хороших условий для обучения. В штате Керала 1666 образовательных учреждений, лишенных признания, продолжают работать.

Другой важнейшей внутриполитических проблем в Индии является национально-религиозный вопрос. Индия - мультикультурное государство, в котором проживают индуисты, мусульмане, сикхи, буддисты, христиане и т.д. мусульмане составляют приблизительно 170 миллионов человек, то есть примерно 13 процентов населения, процент индуистов равен примерно 80. Столкновения между мусульманами и индуистами неизбежны, так же как и борьба сикхов за независимость. Кажется, что индуисты во много раз превосходят мусульман, но 170 миллионов-это огромная группа населения, в этом отношении Индия проигрывает только Индонезии. Причины взаимной недоброжелательности мусульман и индуистов кроются еще во временах колонизации. Причина не только в базовых различиях религиозных принципов, догм и ценностей. Также важной причиной является низкокастовость мусульман, так как, когда в VII веке мусульмане проникли на территорию Индии, их ряды увеличивались за счет касты неприкасаемых, которые искали спасения от своей незавидной участи, а также сельского населения, которое подчинялось верхам. Данное неравенство провоцирует конфликты до сих пор. Из-за раздела Бенгалии по религиозному принципу многие индийские земледельцы были ущемлены в правах. Первая мировая война, в которой мусульмане и индуисты должны были оказаться по разным сторонам подогревала взаимную ненависть. После отмены халифата мусульмане начали вымещать злобу на индусах. А те в свою очередь начали организовывать воинствующие религиозные движения и организации. Все это вылилось в создание Пакистана в связи с разделом Британской империи и в раздел нескольких провинций, самым болезненным был раздел Пенджаба, так как делились ирригационные системы, лесные территории. Число жертв было огромным, потому что люди лишались своих домов, многим пришлось пересекать огромные территории, чтобы жить в районе со своей религией. Конфликты продолжаются и по сей день, столкновения из-за Кашмира также продолжаются. Почти в каждом городе есть мусульманские улицы, по которым индусам опасно ходить. Все это порождает нестабильность в государстве, опасность для незащищенных групп населения, в частности для детей и женщин. Вряд ли данные конфликты смогут быть разрешены в скором времени.

Сепаратистские движения в Индии связаны с проблемой сикхов, Нагалендом, националистическом движением в штате Ассам. В последние годы подогревается конфликт между Индией и Китаем в Гималаях. Так как Индия поддерживает Бутан, а Китай и Бутан до сих пор находятся в состоянии конфронтации.

Все эти внутре- и внешнеполитические процессы подрывают стабильность в индийском обществе, население Индии находится в состоянии постоянной нестабильности, угрозы столкновений между различными народами и войны. Причем все существующие проблемы чрезвычайно сложны в разрешении, так как уходят корнями в историческое прошлое Индии и ее отношение с другими государствами и народами. Но их последствия отражаются на незащищенных слоях населения, которые при нестабильной политической ситуации страдают первыми.

Что касается социального развития Индии и связанных с ним причин появления детских проблем, Индия - это страна с наибольшим количеством неравенств в мире. Неравенства существуют во всех областях жизни общества: экономическое неравенство, кастовое и половое неравенство. Разница в потребление между самыми богатыми в городе и самыми бедными в деревне достигла 14 кратного размера. Это свидетельствует о том, что богатые слои населения увеличили свое потребление за последние 20 лет на 30%, но потребление самых малообеспеченных за последние 20 лет практически не изменилось. Проблема экономического неравенства-это в первую очередь социальная проблема, так как она связана с уровнем жизни всего населения Индии. Так, по статистике Всемирного банка, каждый 5 человек в Индии беден, то есть 270 миллионов человек в Индии живут

на грани или за гранью бедности. 80 процентов из них живут в сельской местности, как говорилось ранее, причин для этого много, основные: опустошение территорий, плохие климатические условия, неразвитые технологии хозяйствования, коррупция и социальные неравенства.

Обращаясь к теме полового неравенства, то кажется, что данная проблема решается в Индии, и барьеры для участия женщин в политике, экономике, торговле уменьшаются. Сейчас не редкость увидеть в индийском обществе женщину ученого, музыканта, писателя, политика. Так, премьер-министром Индии в 20 веке была Индира Ганди. От 33 до 50% постов в государственных органах могут занимать женины. Работающая женщина также выгодна для семьи, так как зарплаты в Индии невысокие и нельзя прожить только на доход главы семьи. Поэтому работающая женщина - драйвер для экономики, она способствует улучшению жизни ребенка, благодаря лишнему доходу больше средств тратится на воспитание детей. С другой стороны, гендерное неравенство в Индии сохраняется из-за вековых традиций существующий в Индии. Почему проблема гендерного неравенства все еще актуальна в Индии? Девочка по сравнению с родившимся мальчиком в Индии - это разочарование для семьи, как и во многих странах Азии, так как женщины в Индии веками рассматривались как хозяйки или объекты сексуальных утех, главной рабочей силой являлся мужчина. Поэтому многие женщины, узнав, что ожидают девочку, делают избирательные аборты, из-за появления УЗИ это стало еще более популярной процедурой. Так на 100 миллионов женщин в Индии 107 миллионов мужчин, это один из самых высоких показателей гендерной разницы в мире. Девочка в семье-нежеланный ребенок, следовательно, ей уделяется меньше заботы и внимания, ее меньше обеспечивают пропитанием и образованием. Это порождает женскую и детскую неграмотность. Из-за нехватки женщин в некоторых штатах женщины покупаются из других штатов, браки заключаются между родственниками, увеличиваются случаи насилия в Индии. Изнасилования стали для Индии страшной нормой, повысился уровень детских изнасилований, так как в школах данный дисбаланс тоже заметен. И мужчины, из-за нехватки женщин, обращают внимание и на девочек. По статистике, количество изнасилований за 40 лет увеличилось на 900%. Основной причиной такой избирательности в отношении деторождаемости и нелюбви к девочкам является тот факт, что население в Индии бедное, и девочка в семье-обуза, так как ей надо найти мужа и обеспечить достойное приданое, тогда как мальчик остается с семьей и помогает обеспечивать родителей. Поэтому семьи зачастую рожают детей до тех пор, пока не появится мальчик в семье. Девочка является побочным эффектом. В Индии также осуществляется принцип "патрилинейности", то есть наследования только по мужской линии, что также ущемляет женскую часть населения в правах и дискредитирует ее по отношению к социальному положению мужчин. Особенно данный дисбаланс заметен в сельской местности, где население более консервативно и придерживается традиций.

Третий вид социального неравенства в Индии-это кастовое неравенство. Варны существуют в Индии более 3000 лет. Считается, что они служат для защиты порядка в обществе. Система основана на карме и дхарме, то есть на работе и долге. Варны делятся на множество каст, они в соответствие с религией возникли из Брахмы, индуистского Бога творения. Брахманы вышли из головы Брахмы и были в основном учителями и интеллектуалами. Кшатрии явились из рук Бога, и стали правителями и войнами. Вайшьи были созданы из бедер Брахмы и служили торговцами, а Шудры, выйдя из ног Бога, делали все черные работы. Касты также подразделяются на огромное количество подкаст. Нельзя также забывать про Неприкасаемых, или Далитов. Касты на протяжении веков служили способом организации социальной, религиозной и политической жизни общества. Строгое деление на касты и слово "каста" появилось в колониальную эпоху, когда британцы делили людей по жестко регламентированным группам и отдавали административные посты только членам высших каст. А неприкасаемые были гонимы обществом, дети Далитов мылись вместе с животными в грязной воде, их

унижали. Существует версия, что неприкасаемыми стали те, кто занимался самой грязной работой, работали с кожей, скотом, они чаще становились жертвами различных болезней, поэтому остальные старались не соприкасаться с представителями данного рода занятий. Браки веками заключались между представителями одних каст, жители ездили в разных автобусах, питались разной пищей. И тем не менее сейчас у варн больше прав, и даже Далиты имеют возможность подняться по социальной лестнице. Например, создатель и разработчик индийской конституции Бхимрао Рамджи Амбедкар был лидером Неприкасаемых, сумев при этом стать известным юристом и политическим деятелем. По его инициативе неприкасаемые обращались в буддизм, так как он не приемлет неравенств. Также благодаря его усилиям была введена квота на занятость для представителей низших каст, а дискриминация считалась незаконной. Но кастовая дискриминация все еще существуют, и это осознается руководством Индии. Так в Индии существует International Dalit Solidarity Network, которая борется с кастовой дискриминацией, в ней публикуются мнения политиков, представителей ООН о проблемах каст. Так, даже бывший Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун заявлял, что многие люди все еще страдают от дискриминации, особенно женщины и дети, поэтому нужно продолжать борьбу за равенство. Если дискриминация в основных кастах уже не такая серьезная и нерешаемая проблема, то положение представителей Неприкасаемых все еще плачевно, многие века они находились в угнетении остальными кастами и считались недостойными членами общества, низшими слоями. 3000 летняя история -это не маленький промежуток времени, а целая эпоха дискриминации и ущемления. Сломать стереотипы и сложившиеся традиции - серьезная задача. Осуждение за изнасилование члена Неприкасаемых получают менее 2% по сравнению с показателем осуждения в размере 25% в случаях изнасилования против всех женщин в Индии, что говорит о нерешенности данной проблемы в индийском обществе. Но именно дискриминация становится барьером для новых поколений детей, которые в современном индийском обществе не имеют равные права и сталкиваются с социальным неравенством.

Из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что социальное развитие в Индии продолжается, и относительные успехи в решении социальных проблем существуют, но многие аспекты, в частности касающиеся различного рода дискриминации все еще крайне актуальны. Положение женщин, а вследствие не благоприятного положения женщин, и плохое положение детей в Индии остается явью. Разрыв между богатыми и бедными, изнасилования, кастовые предрассудки - все это разные грани социальной реалии в Индии.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: экономика Индии сейчас развивается быстрыми темпами, заметен высокий прирост ВВП в год, но данный показатель никак не связан с экономическим благосостоянием населения, 21% которого живет за гранью нищеты. Сельское хозяйство, промышленность и инновационные технологии также не развиваются достаточно быстрыми темпами. Это во многом связано с последствиями Зеленой революции. Из-за необразованности большей части населения и применения детской рабочей силы на производстве, которая в это время не получает образование, а работодатели не хотят тратить большие деньги на высококвалифицированных кадров, инновационных технологии развиваются медленно. Важной проблемой также является безработица (которая является одной из главных причин бедности), так как в Индии наблюдается демографический взрыв, и люди не могут найти себе работу. В итоге, рост Индии и демографический, и экономический упирается в наследие колониализма: разорение и отсталые технологии. Политическая обстановка в стране и отношения с другими близлежащими странами, как Пакистан и Китай, нестабильна из-за религиозных конфликтов внутри Индии между индуистами, мусульманами и другими религиозными течениями, а также из-за территориальных конфликтов между Индией и Пакистаном из-за штатов, раздел которых произошел после 1947 года, например, из-за Кашмира и Джамму, а также между Индией и Китаем

из-за конфликта в Тибете. Данные политические процессы подрывают безопасность и стабильность в стране и среди населения, мешает спокойному развитию детей. Во внутренней политике главной проблемой является высокий уровень коррупции. Коррупция приводит к нарушению закона и порядка в стране, а также поощряет существование разрыва между богатым и бедным населением. Социальное развитие в Индии продолжается, и относительные успехи в решении социальных проблем существуют, но многие проблемы, в частности касающиеся различного рода дискриминации, все еще крайне актуальны. Так, экономическое неравенство в Индии только увеличивается. И если богатые стали зарабатывать больше, то доход бедной части населения за последние 20 лет не изменился. Из-за этого разница в потребление между самыми богатыми в городе и самыми бедными в деревне достигла 14 кратного размера. Проблема дискриминации по половому признаку решается, так как роль женщин во всех сферах жизни увеличивается, как и доступ к образованию. Дети подвергаются дискриминации в системе образования, здравоохранения. Социальные условия семей неприкасаемых также не соответствуют основным стандартам.

Список используемой литературы:

1. Вартаньян Э. Г. Статья Индия в 1947г.- начале XXI в.: От государственного капитализма к либерализации экономики. // Теория и практика общественного развития. 2012// https://cyberleninka.ru/article/n/indiya-v-1947-g-nachale-xxi-v-ot-gosudarstvennogo-kapitalizma-k-liberalizatsii-ekonomiki (дата обращения - 23.08.2019)

2. Ишмуратова В.Г. Преодоление бедности в Индии: исторические этапы, проблемы и перспективы // Проблемы современной экономики. 2015// https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-bednosti-v-indii-istoricheskie-etapy-problemy-i-perspektivy (дата обращения - 23.04.2019)

3. Неру Дж. Открытие Индии, с. 55. 1955// https://www.litmir.me/br/?b=237625&p=1 (дата обращения -10.11.2019)

4. Ротчев А. М. Воспоминания русского путешественника. 1991 //http://az.lib.ru/r/rotchew_a_g/text_0080.shtml (дата обращения - 20.10.2019)

5. Ткачева Н.В. Индийская ИТ-революция и индустрия аутсорсинга.// Электронный научный журнал Медиаскоп. 2009// https://istina.msu.ru/publications/article/6421715/ (дата обращения -09.11.2019)

6. Яковлев А.Ю. Индусско-мусульманские отношения в Индии: от нелюбви до ненависти. 2012 // https://cyberleninka.ru/article/n/indussko-musulmanskie-otnosheniya-v-indii-ot-nelyubvi-do-nenavisti (23.11.2019)

7. ARTICLE IV CONSULTATION. International Monetary Fund. 2017// http://www.imf.org/en/News/Articles/2017/08/15/pr17326-china-imf-executive-board-concludes-2017-article-iv-consultation (дата обращения - 20.112019)

8. Ban Ki-moon. Addressing Indian Council of World Affairs, Secretary-General Urges India to Be 'Driver' in Transformative Push towards Peace, Human Rights, Clean Development// United Nations press release. 2015// https://www.un.org/press/en/2015/sgsm16459.doc.htm (дата обращения - 19.11.2019)

9. Bhargab D. Green Revolution and Its Impact on Indian Agriculture.// Imperial Journal of Interdisciplinary Research (IJIR). 2017// Imperial Journal of Interdisciplinary Research (IJIR), 2017// http://imperialjournals.com/index.php/IJIR/article/view/5635 (дата обращения - 18.11.2019)

10. Dushyant Gosai. History of Economic Growth in India.// International Policy Digest. 24 Apr 2013// https://intpolicydigest.org/2013/04/24/history-of-economic-growth-in-india/ (дата обращения - 10.11.2019)

11.Ferrarin Hélène L'Inde. le pays où les filles ont disparu. 9 décembre 2013// http://www.slate.fr/monde/80707/inde-le-pays-ou-les-filles-ont-disparu (дата обращения - 10.11.2019)

12. Guilmoto Christophe Z. The sex ratio transition in Asia.// Wiley Online Librar. 2009// https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/j. 1728-4457.2009.00295.x (дата обращения - 12.11.2019)

13.India slips in corrupt nations list.// The times of india. 2018// https://timesofindia.indiatimes.com/india/india-slips-in-corrupt-nations-list/articleshow/63036179.cms (дата обращения - 14.11.2019)

14. Indian's poverty profile// The World Bank. 27 May 2016 // http://www.worldbank.org/en/news/infographic/2016/05/27/india-s-poverty-profile (дата обращения - 10.11.2019)

15.Mangoo Rashida. Report of the Special Rapporteur on violence against women, its causes and consequences. 2014// http://www.ohchr.org/EN/Issues/Women/SRWomen/Pages/SRWomenIndex.aspx (дата обращения -01.11.2019)

16. McKirdy E. India's gender inequality has led to millions of 'unwanted' girls// CNN. 2018// https://edition.cnn.com/2018/01/30/health/india-unwanted-girls-intl/ (дата обращения - 11.11.2019)

17. Paskal C. Roots of Corruption in India// The world Post. 2012// https://www.huffingtonpost.com/cleo-paskal/corruption-in-india_b_1065822.html (дата обращения - 21.11.2019)

18. Ross J. Investment, Savings and Growth - International Experience Relevant to Some Current Economic Issues Facing China.// Key Trends in Globalisation. 2009 // http://ablog.typepad.com/keytrendsinglobalisation/2009/05/investment-savings-and-growth-international-experience-in-relation-to-some-current-economic-issues-f.html (дата обращения - 10.11.2019)

19. Seetha. Right to Education: CAG's damning findings confirm it encouraged corruption and is ineffective.// First post. 24.07.2017// https://www.firstpost.com/business/right-to-education-cags-damning-findings-confirm-it-encouraged-corruption-and-is-ineffective-3849535.html (дата обращения - 20.11.2019)

20. What is India's caste system?// BBC. 20.07.2017//http://www.bbc.com/news/world-asia-india-35650616 (дата обращения - 22.11.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.