Научная статья на тему 'Причины, условия и психолого-педагогические последствия маргинальности в России'

Причины, условия и психолого-педагогические последствия маргинальности в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
392
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРГИНАЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАРГИНАЛЬНОСТЬ / ДЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / MARGINALITY / PEDAGOGICAL MARGINALITY / DESTRUCTURIZATION / SOCIAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дёгтева Д. В.

В работе описаны причины, условия и психолого-педагогические последствия маргинальности в России, указаны пути и способы преодоления этих причин, проводится исследование социальных аспектов педагогической маргинальности, влияние её на уровень преступности в российском обществе, на социальное поведение и правосознание граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS, CONDITIONS, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONSEQUENCES OF A MARGINALITY IN RUSSIA

The article is devoted to the reasons, conditions, psychological and pedagogical consequences of a marginality in Russia. Ways of overcoming of these reasons are pointed. A research of social aspects of a pedagogical marginality, its influence on a crime rate in Russian society on social behavior and a sense of justice of citizens is conducted.

Текст научной работы на тему «Причины, условия и психолого-педагогические последствия маргинальности в России»

сийской территории, так и о трудностях освоения её северной части, которая бывает покрыта льдом восемь месяцев в году. Только развитие атомной промышленности и строительство атомных ледоколов дало возможность активного использования Северного морского пути и соединения Сибири и Дальнего Востока с европейской частью страны.

Большая протяжённость страны оказала влияние на особенности организации жизни людей. Так, из пособия по истории иностранцы узнают об эвакуации в период Великой Отечественной войны за Урал как материально-технических, так и культурных ценностей и, конечно, людей. Благодаря географическому фактору Россия получила возможность сохранить многие достижения своей культуры, науки и промышленности. Такое огромное географическое пространство трудно освоить, особенно если речь идёт о районах со сложным климатом. Поэтому следующая географическая особенность, с которой знакомятся иностранцы - это малая заселённость территорий. В книге «Русские имена на карте мира» рассказывается об основании в разное время новых русских городов - Якутска, Тобольска, Хабаровска, Петропавловска-Камчатского - и о том, как трудно было сохранить огромные территории силами небольших военных гарнизонов. Описание тягот жизни в суровом климате можно встретить в текстах о Геннадии Невельском, основавшем город Николаевск-на-Амуре, о Семёне Дежнёве, защищавшем интересы России в тогда ещё чужой Якутии.

В разных главах книги можно проследить идею о том, что переселение русских людей на восток было сродни освоению европейцами американского запада: туда тоже ехали отчаянные, храбрые люди, отчасти авантюристы и искатели удачи, отчасти люди, желающие обрести новый дом и новую жизнь. Не всегда такое переселение было добровольным. Об этом можно узнать из исторических текстов, посвящённом реформам Столыпина, целью которых было освоение Сибири, и об освоении целины - это была масштабная государственная программа уже в советские годы.

В пособии по истории подробно описаны климатические зоны современной России - от тундры до субтропиков. В тек-

Библиографический список

стах пособия есть информация о том, что на большей части территории страны климат достаточно суровый (об этом говорится, например, в связи с проблемой строительства автомобильных дорог). В книге о русских путешественниках русская зима с её морозами, метелью, коротким световым днём диктует участникам экспедиций сроки и маршруты движения. Иностранцы могут узнать интересные факты из жизни народов русского Севера, обусловленные продолжительностью холодного времени года. Например, они узнают, что для того, чтобы избежать цинги, жители Севера едят строганину (мороженую рыбу), а для передвижения по снегу используют собачьи упряжки. Представление о том, как люди живут и работают в условиях крайнего севера, даёт информация о том, что при сильном морозе железо становится хрупким, как стекло, а глаза быстро устают от яркого белого снега.

В пособии по истории русской культуры рассказывается о том, что российский климат создавал неблагоприятные условия для земледелия, поэтому на Руси закрепился коллективный характер обработки земли, в отличие от европейского - индивидуального. Климат обусловил конструкцию традиционного русского дома, разделённого на тёплую часть (избу) и холодную (сени). Важным атрибутом русского дома всегда была печь, которую считали душой дома, потому что без неё невозможно было пережить суровую зиму. О холодной зиме упоминается и в связи с традиционным рукоделием, таким как вязание (оренбургские пуховые платки), и, конечно, в связи с русскими праздниками -Рождеством, Святками, Масленицей.

Таким образом, направленная работа с текстами пособий по истории России и истории русской культуры, созданных на подготовительном факультете МАДГТУ (МАДИ), будет способствовать формированию в сознании иностранных учащихся географического образа России, близкого к тому, который существует в сознании носителей русского языка. В процессе формирования объективных представлений о России реализуется принцип межкультурного образования, позволяющий иностранному учащемуся успешно интегрироваться в современное российское общество.

1. Васильева, r.M. Культурно-географический образ России в лингвокультурологическом аспекте: монография I r.M. Васильева,

0.В. Ротмистрова. - СПб., 2011.

2. Бердичевский, Д.Л. Mетодика межкультурного образования средствами русского языка как иностранного I Д.Л. Бердичевский, И.Д. Гиниатуллин, И.П. Лысакова, И.П. Пассов. - M., 2011.

3. Васильева, r.M. Содержательные сферы культурно-географического образа России в преподавании дисциплин гуманитарного цикла I r.M. Васильева, О.В. Ротмистрова II Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 7. - Т. 89.

4. Кузнецов, Л.Л. Из истории русской культуры: книга для чтения I M.4. Кожевникова, И.И. Дмитрова, О.С. Перелюбская. - M., 2009.

5. Кузнецов, A^. Русские имена на карте мира I A^. Кузнецов, M.4. Кожевникова. - M., 2012.

6. Ременцов, A.I-I. Из истории России ХХ века: пособие для иностранцев, изучающих русский язык: базовый и первый сертификационный уровни I A.I-I. Ременцов, A^. Кузнецов, M.4. Кожевникова. - M., 2008.

7. Лавренова, Ü.A. Географическое пространство в русской поэзии XVIII - начала XX вв. (Геокультурный аспект). - M., 1998.

8. Кузнецов, A^. Роль современной информационной среды в формировании интереса учащихся к изучению истории России I A^. Кузнецов, M.4. Кожевникова II Mир русского слова. - 2013. - №2.

Bibliography

1. Vasiljeva, G.M. Kuljturno-geograficheskiyj obraz Rossii v lingvokuljturologicheskom aspekte: monografiya I G.M. Vasiljeva, O.V. Rotmistrova. - SPb., 2011.

2. Berdichevskiyj, A.L. Metodika mezhkuljturnogo obrazovaniya sredstvami russkogo yazihka kak inostrannogo I A.L. Berdichevskiyj, I.A. Giniatullin,

1.P. Lihsakova, I.P. Passov. - M., 2011.

3. Vasiljeva, G.M. Soderzhateljnihe sferih kuljturno-geograficheskogo obraza Rossii v prepodavanii disciplin gumanitarnogo cikla I G.M. Vasiljeva, O.V. Rotmistrova II Uchenihe zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2012. - № 7. - T. 89.

4. Kuznecov, A.L. Iz istorii russkoyj kuljturih: kniga dlya chteniya I M.N. Kozhevnikova, I.I. Dmitrova, O.S. Perelyubskaya. - M., 2009.

5. Kuznecov, A.L. Russkie imena na karte mira I A.L. Kuznecov, M.N. Kozhevnikova. - M., 2012.

6. Remencov, A.N. Iz istorii Rossii KhKh veka: posobie dlya inostrancev, izuchayuthikh russkiyj yazihk: bazovihyj i pervihyj sertifikacionnihyj urovni I A.N. Remencov, A.L. Kuznecov, M.N. Kozhevnikova. - M., 2008.

7. Lavrenova, O.A. Geograficheskoe prostranstvo v russkoyj poehzii XVIII - nachala XX vv. (Geokuljturnihyj aspekt). - M., 1998.

8. Kuznecov, A.L. Rolj sovremennoyj informacionnoyj sredih v formirovanii interesa uchathikhsya k izucheniyu istorii Rossii I A.L. Kuznecov, M.N. Kozhevnikova II Mir russkogo slova. - 2013. - №2.

Статья поступила в редакцию 19.12.13

УДК 37.03

Djogteva D.V. REASONS, CONDITIONS, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONSEQUENCES OF A MARGINALITY IN RUSSIA. The article is devoted to the reasons, conditions, psychological and pedagogical consequences of a marginality in Russia. Ways of overcoming of these reasons are pointed. A research of social aspects of a pedagogical marginality, its influence on a crime rate in Russian society on social behavior and a sense of justice of citizens is conducted.

Key words: marginality, pedagogical marginality, destructurization, social conditions.

Д.В. Дёгтева, преп. каф. государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России, г. Владимир, E-mail: [email protected]

ПРИЧИНЫ, УСЛОВИЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МАРГИНАЛЬНОСТИ В РОССИИ

В работе описаны причины, условия и психолого-педагогические последствия маргинальности в России, указаны пути и способы преодоления этих причин, проводится исследование социальных аспектов педагогической маргинальности, влияние её на уровень преступности в российском обществе, на социальное поведение и правосознание граждан.

Ключевые слова: маргинальность, педагогическая маргинальность, деструктуризация, социальные условия.

В последнее время все чаще в научной литературе, средствах массовой информации, повседневной жизни употребляется такое понятие, как маргинальность. Впервые в научный оборот, данный термин ввел Р. Парк (1928) для обозначения «культурного гибрида», разделяющего «жизнь и традиции двух различных групп». Среди ученых нет единства в определении этого понятия. Так, автор Д. Джери «Большого толкового социологического словаря» под маргинальностью понимает состояние пребывания частично внутри социальной группы и частично вне ее [1]. Другие ученые трактуют маргинальность как промежуточное, пограничное состояние индивида или группы индивидов, оторванных от привычной среды и образа жизни [2]. Субъектом маргинальности является маргинальная личность. Это понятие, употребляемое для выделения и анализа специфических отношений, противопоставляемых общественно нормальным отношениям в парадигме «социальный субъект - социальная общность». Понятие «маргинал» впервые появилось во Франции в 1972 г. Маргиналами стали называть тех, кто-либо сам отвергал общество, либо оказывался им отвергнут.

Современное понятие маргинала, которое отображает его проявляемые качества в настоящем мире, может быть сформулировано следующим образом: маргиналы - это личности или социальные группы, находящиеся на «окраинах» или за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций. Дети-маргиналы - не случайное явление в современном социуме. Оно обусловлено сложностью социально-политических отношений, когда индивидуализация, индифферентность и коммерциализация стали нормой Российского общества.

В настоящее время классической (эталонной) фигурой маргинала является индивид, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, а городская субкультура еще не усвоена. Главным признаком маргинальности выступает разрыв социальных связей. Последовательно рвутся экономические, правовые, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же последовательности устанавливаются. Установление социальных, духовных и правовых связей, как правило, значительно отстает от установления связей экономических.

Проанализировав данное понятие, можно выявить следующие признаки данного явления:

- пограничность, промежуточность;

- потеря или отсутствие принадлежности к какому-либо классу или группе;

- утрата субъектом горизонтальных экономических, социальных, правовых и духовных связей;

- разрушение системы ценностных ориентаций;

- деструктуризация (разрушение социальной структуры);

- деморализация общества.

Общество ощущает, как подрываются изнутри его глубинные устои, основательно расшатанные экономическими процессами. Отверженность выступает как продукт распада общества, пораженного кризисом. Термин «маргинал» постепенно выходит из употребления, так как в эпоху рыночных отношений многие страты населения живут не так достойно и качественно, как им хотелось бы не считают это девиацией. Будучи слабее других они остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение «когорта» удерживающихся в седле, индифферентных тому, как отстают и падают маргиналы.

Акцент в исследовании маргинальности в различные годы делался на различных аспектах структурного неравенства, его углублении, социальной поляризации и маргинализации общества, интеграции и дезинтеграции социального пространства; на проблемах формирования среднего класса; на властных отношениях; на автономии труда в социально-производственных структурах. Чтобы составить достаточно полное представление о процессах, происходящих в социально-структурной сфере российского общества, надо рассмотреть тенденции и масштабы формирования различных социальных элементов, динамика которых детерминирована качественными изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных социальных групп и слоев, воспитанности и образованности молодого поколения. Определенная часть населения в результате отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы производств, осталась вне сферы занятости, приобрела статус безработных, что не могло не отразиться на семье основном институте социализации и воспитания. Безработные индивиды сформировали черты групповой определенности со своими ценностно-нормативными установками, структурой потребления, качеством и образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями. Таким образом, произошла реализация целого комплекса новых социально-групповых процессов, становление феномена группового сознания и групповой консолидации и интеграции, определившего проблемное поле воспитания и образования детей.

Специфика российского общества, состоит и в том, что процесс глобализации накладывается на противоречия трансформации, сопровождающихся углублением социального неравенства и маргинальности значительной части населения. Рост маргинальных слоев наблюдается в российском обществе, особенно отражается на нравственности, гражданственности, патриотизме подросткового поколения, немалое большинство которого нивелирует эти качества. Трансформация российского общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей [3].

В контексте нашего исследования нас интересует марги-нальность среди наиболее незащищенных слоев населения -детей, подростков, инвалидов.

Находясь в условиях асоциальных сообществ, когда семья и школа как институты воспитания не справляются с выполнением своих функций, несовершеннолетние достаточно часто демонстрируют противоправные паттерны поведения, показывая реакции оппозиции давления семьи, школы, которые, в свою очередь, демонстрируют индифферентность, апатию, безответственность по отношению к воспитанникам.

В эпоху социально-экономических перемен, когда дифференциация социальных групп достигает огромных размахов, те страты, которые имеют низкие доходы, наращивают деструктивный вектор взаимоотношений со сверстниками, инициируя маргинальный тип поведения.

Маргинальная ситуация, возникшая на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, бывает напряженной и по-разному реализуется на практике. С одной стороны, она может быть источником нервозности, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста, а с другой, нового восприятия и ос-

мысления смысла жизни, нетривиальных форм интеллектуального, художественного, религиозного и педагогического творчества. Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры позволяет сделать вывод, что многие обновляющиеся тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам. Технологические, социальные, культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие носителей разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов людей. На рубеже 7080-х гг. ХХ в. стала очевидной невозможность выражения и отстаивания, используя интересы этих огромных людских масс и вставших на их сторону интеллигентов, привычных форм социального управления (государственные институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д). Именно в этот период в мире начался бурный процесс становления неформальных общественных движений - (просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др.) - смысл которых во многом определялся тем временем.

Неформальные молодежные организации могут демонстрировать просоциальное поведение (пацифисты, экологи, группа Че Чевара, общество милосердия); асоциальное поведение, выражающее несогласие с правящей политикой государства (панки, хиппи), антисоциальное поведение (фашисты, нацисты, бритоголовые, «коричневые», ярко выражающие свою неприязнь - расовую, этническую, социальную.

На современном этапе развития общества причиной психолого-педагогической маргинальности выступает снижение роли социальных предписаний, в основе которых лежит изменения ценностных ориентаций личности. Недостатки законодательства, нарушение социального и педагогического статуса, свобод и законных интересов несовершеннолетних, дифференциация российского общества, безработица, экзистенциальный вакуум относятся к негативным сторонам общественной жизни. Все это влияет, во-первых, на сознание детей и подростков, приводя к изменению иерархии приоритетов личности, а во-вторых, способствует формированию неправовых правил поведения, что в конечном итоге приводит к развитию педагогической марги-нальности личности. Таким образом, педагогическую маргиналь-ность можно определить как психологическую неопределенность, основанную на негативном отношении индивида к нормам и правилам общественной морали и нравственности [4].

Анализируя причины появления индивида с маргинальным сознанием, мы пришли к выводу, что указанные социальные обстоятельства, оказывая деструктивное воздействие на личность с устойчивым правовым поведением, постепенно «размывают» принципы законности и правопорядка, на которых это поведение основывается, и приводят к бездуховности, индифферентности и безнравственности.

Ряд ученых (Барсукова С.Ю., Нешитова А.) [5] выделяют следующие условия педагогической маргинальности:

- экономические;

- социальные;

- политические;

- психологические.

Всестороннему развитию личности, обеспечению каждого члена общества возможностью осуществления своих прав и интересов может способствовать только позитивная обстановка в данных сферах общественной жизни, основанная на правовых актах, которые соответствуют требованиям законности, правопорядка, демократии, ментальности, основанной на фасили-тации и эмпатии по отношению к нуждающимся. Отсутствие грамотного регулирования отношений в правовой, экономической или социальных сферах приводит, как правило, к появлению искажений, которые, в свою очередь, отражаются в сознании несовершеннолетних.

Для определения условий маргинальности мы рассмотрим более подробно сложившиеся на настоящий момент отношения в основных сферах общества и их влияние на сознание детей и подростков.

В начале 90-х г. ХХ в. значительная часть трудоспособного населения России оказалась на гране нищеты, оставшись вследствие экономического кризиса без работы и средств к сосуществованию. Сегодня государство не в состоянии в полной мере реализовать права граждан на труд, гарантированные Конституцией РФ, поскольку отсутствие инвестирования приводит к выпуску неконкурентоспособной продукции, а это, в свою очередь, к увеличению безработицы при вступлении России во Всемирную торговую организацию.

По официальным данным, регистрируемая безработица в феврале 2010 г. составила 7,1% трудоспособного населения, поставив на грань выживания многие российские семьи [6]. Численность безработных зарегистрированных в органах службы занятости, увеличилось с 2009 - 2010 гг. с 63,3 до 63,7% [7]. Из трудовых отношений полностью оказались исключены граждане старше 40 лет, имеющие высшее профессиональное образование и пытающиеся найти работу по специальности. Сегодня предпочтение отдается лицам в возрасте от 25 - 35 лет, с высшем образованием и опытом работы по специальности.

В настоящее время 1/3 россиян живет ниже стандарта, который считается приемлемым витальным уровнем, а средний уровень означает малообеспеченную жизнь, при которой большинству населения отрезан путь к удовлетворению своих потребностей законным путем. Вследствие этого при деформировании нравственной планки ценностей многие подростки достаточно часто совершают правонарушения, не имея средств и возможностей конструктивно проводить досуг. Основу ценностной базы любого общества составляют мораль и нравственность. В тех случаях, когда представления о должном семей, школы и общества различны и воспитание не является основной ценностью общества, на первое место выходит их маргинальное поведение.

Неконтролируемая рыночная экономика сегодня привела к тому, что медицина, образование, культура становятся доступными только для семей, чьи доходы значительно превышают прожиточный минимум. Практически исключенными из общественной жизни являются семьи с детьми, находящиеся на нижних ступенях социальной лестницы.

Таким образом, неблагоприятная экономическая обстановка, отсутствие надлежащего контроля за целевым расходованием денежных средств влекут за собой низкий материальный уровень жизни населения, в результате складывается критическая ситуация в морально-нравственной, ценностной, правовой сферах общественного сознания несовершеннолетних.

Социальные условия педагогической маргинальности мы считаем целесообразным рассмотреть через призму толерантности. В Декларации принципов терпимости, принятой ЮНЕСКО в 1995 г., толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении и разнообразии культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Сегодня немалая часть российского населения испытывает негативные чувства к представителям различных этносов. Обострение национальных интересов произошло после распада СССР. Нахлынувший поток мигрантов, появившихся после образования СНГ, показал, что российское общество не готово справляться с создавшейся ситуацией. Усугубляется данное положение резкой дифференциацией социальных страт, являющейся результатом нецелесообразной социальной политики государства.

В настоящее время в российском обществе практически отсутствуют социальные ориентиры поведения, поддерживаемого государством. Поэтому в условиях социальной маргиналь-ности, отказа от признания нравственных предписаний в качестве основных, у несовершеннолетних порой не остается внутренних мотивов для отказа от совершения правонарушения, и только страх перед юридической ответственностью является основанием для того, чтобы не переступать грань правомерности, не задаваясь такими нравственными ориентирами, как честь, совесть, достоинство.

Библиографический список

1. Джери, Д. Большой толковый социологический словарь. - М. - 2001. - Т. 1.

2. Касьянов, В. Социология права. - Ростов-на-Дону, 2001.

3. Голенков, З.Т. Социальная стратификация российского общества. - М., 2003.

4. Нечаева, О.В. Правовые аспекты маргинальности: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.

5. Нечаева, О.В. Правовые аспекты маргинальности: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.

6. [Э/р]. - Р/д: http://www.petrostimul.ru/news/1518/

7. [Э/р]. - Р/д: http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_13/IssWWW.exe/Stg/d01/05-01.html Bibliography

1. Dzheri, D. Boljshoyj tolkovihyj sociologicheskiyj slovarj. - M. - 2001. - T. 1.

2. Kasjyanov, V. Sociologiya prava. - Rostov-na-Donu, 2001.

3. Golenkov, Z.T. Socialjnaya stratifikaciya rossiyjskogo obthestva. - M., 2003.

4. Nechaeva, O.V. Pravovihe aspektih marginaljnosti: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2006.

5. Nechaeva, O.V. Pravovihe aspektih marginaljnosti: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2006.

6. [Eh/r]. - R/d: http://www.petrostimul.ru/news/1518/

7. [Eh/r]. - R/d: http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_13/IssWWW.exe/Stg/d01/05-01.html

Статья поступила в редакцию 16.12.13

УДК 378.046.4

Dyagileva E.S. SCIENTIFIC STUDY COURSE IN THE SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL TRAINING SYSTEM AND PERSONAL RETRAINING OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT OF NAUTICAL SPECIALIZATION.

In the article it is considered the problem of improvement the organization of the raising the level of lectures' of higher educational establishment skill system. The author pays attention to the scientific study course as to the effective way out from the mentioned problem. Discovering features of scientific study course, the author gives much attention to the importance of the filling its content with innovative technology, up-to-date forms, methods and means.

Key words: raising the level of skill system; pedagogical personal retraining, scientific study course, higher educational establishment of nautical specialization.

Е.С. Дягилева, заместитель начальника МК ХГМА по научной работе, преп. высшей категории, преподаватель-методист, г. Херсон, Е-mail:[email protected]

НАУЧНАЯ СТАЖИРОВКА В СИСТЕМЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МОРСКОГО ПРОФИЛЯ

В статье рассматривается проблема усовершенствования организации системы повышения квалификации преподавателей вузов морского профиля. Автор акцентирует внимание на научной стажировке как на результативном пути решения указанной проблемы. Раскрывая особенности научной стажировки, автор особое внимание уделяет важности наполнения ее содержания инновационными технологиями, современными формами, методами и средствами.

Ключевые слова: система повышения квалификации, переподготовка педагогических кадров, научная стажировка, высшие учебные заведения морского профиля.

Модернизация системы непрерывного педагогического образования Украины относится к стратегическим направлениям социально-экономического развития общества. Наполнение ее новым содержанием, современными педагогическими технологиями будет способствовать повышению качества личностно-профессиональной подготовки преподавателей, способных эффективно выполнять многофункциональную, разновекторную педагогическую деятельность. Этот важный, сложный и актуальный процесс направляет ученых, руководителей учебных заведений на поиск новых форм решения многих ключевых задач, связанных с повышением профессионального уровня специалистов в сфере образования. Прежде всего, требует существенного усовершенствования организация системы повышения квалификации путем создания, научного обоснования и внедрения в практику государственных стандартов последипломного образования с учетом отечественных, общеевропейских, региональных запросов; формирование гибкой, конкурентной образовательной среды с доминированием инновационных технологий, вариативных практико-ориентированных программ повышения квалификации, способствующих развитию, саморазвитию и самореализации педагога.

В государственных документах: Конституции Украины (1996), законах «Об образовании» (2004), «Об общем среднем образовании» (1999), «О высшем образовании» (2007), «Национальной стратегии развития образования в Украине на 2012-2021 годы» (2012), «Концепции развития последипломного образования в Украине» (2005) отмечается необходимость подготовки

компетентных, активных, самодостаточных педагогических кадров, указывается, что улучшение системы непрерывного образования, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, является доминантным условием развития отечественного культурно-образовательного пространства.

Проблемы развития непрерывного педагогического образования, поиск новых, высокотехнологических подходов к подготовке и переподготовке преподавателей учебных заведений различного типа постоянно находятся в поле зрения отечественных и зарубежных ученых. При этом ученые рассматривают довольно широкий диапазон составляющих повышения профессионального уровня педагогов с учетом исторической традиции. В частности, это работы таких известных в Украине и за ее пределами теоретиков и практиков становления и развития высшего профессионального образования, как А.В. Глузма-на, В.Г. Кременя, В.И. Лугового, М.Ф. Степко, И.А. Зязюна, Н.В. Кичук, С.А. Сысоевой и др. Непосредственно проблемам повышения квалификации в системе непрерывного образования педагогических кадров посвящены работы А.И. Кузьминского, Н.Г. Нычкало, В.В. Олейника, В.А. Семиченко и других.

Несмотря на широкий спектр исследуемых вопросов, в системе непрерывного профессионального образования, в частности в последипломном, есть вопросы, требующие поиска новых путей повышения эффективности такой работы в современных условиях, прежде всего - это объединение усилий всех организаций, деятельность которых напрямую связана с реализацией задач последипломного образования. Ведущее место в этом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.