Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ'

ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / УРОВЕНЬ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SHADOW ECONOMY / LEVEL OF SHADOW ECONOMY / TAX BURDEN / PUBLIC SECTOR / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дуйсалиева А.М.

В статье рассмотрены понятие теневой экономики, её объемы для России в конце прошлого столетия и в настоящее время. Определены основные причины существования теневой экономики в России и изучено влияние постсоветских реформ на текущий уровень теневой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS FOR THE EXISTENCE OF THE SHADOW ECONOMY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article consists of the concept of the shadow economy, its volumes for Russia at the end of the last century and at present. The main reasons for the existence of the shadow economy in Russia are determined and the influence of post-Soviet reforms on the current level of the shadow economy is studied.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ»

УДК 338.12.015

Дуйсалиева А.М. студент

4 курс, факультет мировой экономики и управления Астраханский государственный университет

Россия, г. Астрахань ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В

РОССИИ

Аннотация: в статье рассмотрены понятие теневой экономики, её объемы для России в конце прошлого столетия и в настоящее время. Определены основные причины существования теневой экономики в России и изучено влияние постсоветских реформ на текущий уровень теневой экономики.

Ключевые слова: теневая экономика, уровень теневой экономики, налоговая нагрузка, государственный сектор, экономическая безопасность.

Duisalieva A.M. student

4 course, Faculty of World Economy and Management

Astrakhan State University Russia, Astrakhan

REASONS FOR THE EXISTENCE OF THE SHADOW ECONOMY IN

THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the article consists of the concept of the shadow economy, its volumes for Russia at the end of the last century and at present. The main reasons for the existence of the shadow economy in Russia are determined and the influence ofpost-Soviet reforms on the current level of the shadow economy is studied.

Key words: shadow economy, level of shadow economy, tax burden, public sector, economic security.

В настоящее время проблемы изучения теневой экономики как социально-экономического явления приобретают особую актуальность и значимость как для России, так и для большинства стран мирового сообщества. Многие виды теневой хозяйственной деятельности признаются угрозами национальной безопасности, в связи с чем они небезосновательно включаются в перечень глобальных проблем современности [2, с.29].

Для обсуждения проблем национальной экономической безопасности наиболее эффективно следующее определение сущности теневых экономических отношений: теневая экономика - это система экономических отношений, осуществляемых с целью получения дохода при нарушении формальных (правовых) институциональных ограничений и скрываемых от официальной статистики. В такое определение включаются явления, которые изучают последователи Г. Беккера (economics of crime) и К. Харта (informal economy) [3, с.135].

Теневая экономика присутствует в экономических системах всех типов, но в разной степени. В экономике советского периода она тоже имела место. В 1973 г. теневой сектор в экономике СССР оценивался в 3% от объема ВВП. В последующие годы она заметно выросла. В 1999-2003 гг. уровень теневой экономики в России уже составлял 46,1-48,7 % от объема ВВП [5].

По данным Росфинмониторинга, в 2018 году объем теневой экономики в России составил 20,7 млрд. руб., что соотносится с 20% от ВВП страны и превышает расходы федерального бюджета на 2019 год - 18 млрд. руб. При этом Росфинмониторинг учитывает скрытую экономику (серый импорт, серые зарплаты и скрытые от налогов доходы) и криминальное производство (наркотики, нелегальное оружие и т.д.), но не учитывает неформальное производство товаров и услуг для собственного потребления и для продажи. По мнению экспертов, учет неформальной экономики добавит не менее 10% от ВВП к размеру теневой экономики [6].

Для подробного изучения сущности теневой экономики и способов ее регулирования, необходимо определить причины формирования и роста теневой экономики. В зарубежной научной литературе выделяются три основные причины, влияющие на динамику теневой экономики: налоги и платежи в фонд социального обеспечения, интенсивность регулирования, услуги общественного сектора [4, с.55].

В отечественной научной литературе основными причинами развития теневой экономики называются следующие:

• тяжесть налоговой нагрузки;

• избыточная регламентация экономической деятельности;

• значительные масштабы государственного сектора в экономике.

Рассмотрим каждую из них более подробно.

Тяжесть налоговой нагрузки. В российской экономической системе несовершенство налоговой политики является одной из основных причин формирования теневой экономической деятельности. Высокие ставки налогов на добавленную стоимость и отчислений в фонды социального страхования способствуют сокрытию доходов. Налоговая система в существующем виде тормозит экономический рост, появляются стимулы перераспределения ресурсов в менее контролируемый сектор. Этому способствует слабость государственных институтов, поскольку избыточная налоговая нагрузка возникает при неспособности обеспечить фактический сбор налогов. Сокращение объема налоговых платежей вызывает рост налоговой нагрузки и как следствие рост налоговых правонарушений. Ежегодно доля юридических лиц, укрывающих доходы от налогообложения, растет, т.к. выполнение этого не представляет особой сложности. Слабость государства проявляется также в неспособности ограничить предоставление налоговых льгот за счет средств бюджета.

Избыточная регламентация экономической деятельности. Государственное регулирование экономической деятельности необходимо в стране, однако ее излишняя регламентация сказывается отрицательно на

функционировании экономической системы и способствует росту теневого сектора экономики. Она проявляется в таких действиях государства, как:

• вмешательство в немонопольное ценообразование путем лицензирования различных видов бизнеса и принудительного установления пределов цен на товары и услуги;

• запрет на производство и реализацию каких-либо товаров или услуг;

• большое влияние бюрократии.

Избыточная регламентация экономической деятельности способствует расширению коррупции государственных и муниципальных служащих, т.к. частные компании становятся зависимыми от органов власти, от государственных чиновников, в результате создаются условия для получения чиновниками нелегальных доходов.

В результате создаются различные виды нелегальных рынков: товарных, трудовых, финансовых, валютных, наличие которых позволяет самостоятельно устанавливать ставки заработной платы, продолжительность рабочего дня, условия труда; не учитывать требования обязательных поставок государству, контроля над ценами, нормирования продуктов, установления импортных квот или запретов на экспорт; обходить ограничения по контролю над кредитными операциями, нормам ссудного процента и пр. [4, с.54].

Значительные масштабы государственного сектора в экономике. Большая доля государственного сектора в экономике, в совокупном капитале способствует формированию неформальных отношений, связанных с распределением бюджетных средств в форме льготных кредитов, дотаций, субсидий, субвенций среди государственных предприятий. Льготное или безвозмездное распределение бюджетных средств ведет к созданию контролируемых предпринимательских структур, создаваемых с целью незаконного присвоения этих средств, присвоения инфляционного дохода, легализации, инвестирования и пр.

Большие масштабы перераспределения ВВП через бюджет и целевые внебюджетные фонды в России сказываются более негативно, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Используется практика льготного кредитования и субсидирования отдельных структур за счет недофинансирования значимых социальных программ. Невыполнение своих обязательств бюджетом приводит к обострению проблемы неплатежей, ухудшению финансового состояния предприятий реального сектора, провоцируя обращение к противоправным стратегиям выживания.

Помимо причин, приведенных выше, эксперты указывают и другие причины роста теневой экономической деятельности в России. В.В. Радаев считает, что средой формирования и роста теневых отношений является развитие малого предпринимательства и самостоятельной занятости. Особенно это проявляется в периоды экономических кризисов, когда осложняется ситуация на рынке труда. На рост теневой экономики способствует также массовая миграция населения: внешняя - из стран

ближнего и дальнего зарубежья и внутренняя - из сел в города, из депрессивных регионов, из «горячих точек» [1, с. 154].

Обострение конкурентной борьбы и открытие внешних рынков побуждает бизнес снижать издержки всеми возможными способами -легальными и нелегальными, чтобы удерживать свой сегмент рынка.

Развитию теневых отношений способствует изменение трудовых отношений в сторону их большей гибкости и неформальности как ответная реакция на их значительную регламентацию в предшествующем периоде [1, с.78]. Пока предприниматель будет скрывать полную заработную плату своих работников, нормальный рынок труда в России сформировать будет достаточно сложно. Неформальная занятость обеспечивает более высокий уровень жизни значительной части населения, обеспечивая тем самым социальную стабильность.

По мнению Ю.А. Нагорной, масштабы теневой экономики зависят от уровня жизни населения, общего состояния экономики, качества нормативно-законодательной базы и государственных ограничений при любой структуре форм собственности. Основной причиной роста теневой экономики в России она считает либерализацию. «В эпоху перестройки, в ходе либерализации и с введением частной собственности произошел резкий рост теневой экономики. Так, объем теневой экономики в народном хозяйстве в 1980-е гг. увеличился с 5 до 90 млрд руб. В процессе приватизации до 80 % голосующих акций перешли в руки криминального капитала, а из страны ушли и незаконно остались за рубежом более 50 млрд долларов» [4, с.55]. Однако следует отметить, что на масштабы теневой экономики влияет не сам процесс либерализации, а отсутствие адекватного экономического механизма в период либерализации.

В начале российских реформ наиболее удачливыми в бизнесе оказались те, кто имел широкие личные связи в советское время. Знакомства и связи давали доступ к общественным ресурсам, которые могли быть использованы в частном бизнесе на льготных условиях. С другой стороны, опыт налаживания контактов и лавирования среди бюрократических препятствий при имеющемся уже доверии упрощал процедуру создания и развития бизнеса.

В постсоветское время произошел сдвиг от прямого воровства к неплатежам. Советская теневая экономика существовала за счет использования государственных ресурсов для частных нужд, от использования служебного положения до хищений. Большой размах приняло присвоение государственной собственности. Сейчас воровство у государства приобрело новые формы в виде неуплаты государству налогов. Уход от налогов существовал и раньше, но это касалось, прежде всего, нелегальных хозяйствующих субъектов. В настоящее время от уплаты налогов уклоняется значительное число рядовых граждан и обычных, эффективно функционирующих предприятий. Особенностью российской ментальности

является приемлемость такого поведения в глазах общественного мнения и предпринимателей, обман государства признается нормой поведения.

Таким образом, в постсоветский период произошел значительный рост уровня теневой экономической деятельности с одновременной ее качественной трансформацией. В результате в России сформировалась теневая экономика, основными чертами которой являются: коррупция, осуществление хозяйственной деятельности без регистрации, сокрытие части хозяйственных операций, найм рабочей силы без оформления трудовых отношений и как следствие уход от налогов. Это несет в себе как отрицательные, так и положительные стороны, позволяя снизить социальную напряженность в обществе. Задача заключается в использовании положительных моментов теневой деятельности, сведении к минимуму отрицательного ее воздействия на экономику страны и общество в целом, прежде всего, криминализацию экономической деятельности. Это требует усиления государства и совершенствования законодательства.

Использованные источники:

1. Барсукова С.Ю. Эссе о неформально экономике, или 16 оттенков серого / С.Ю. Барсукова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. — 215 с.

2. Боташева Л.Х., Саркисян К.С. Выявление и оценка теневой экономики: методологический аспект // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - №2 5. - С. 2837.

3. Наумов Ю.Г., Латов Ю.В. Экономическая безопасность и теневая экономика. Учебник. М.: Академия управления МВД России, 2016. - 246 с.

4. Перов Е.В. Причины и социально-экономическое значение теневой экономики // Вестник НГУЭУ. - 2015. - №1. - С. 50-63.

5. Schneider F. Shadow Economies of 145 Countries all over the World: Estimation Results over the Period 1999 to 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.businessenvironment.org/dyn/be/docs/48/Shadow%20Economy%20in %20145%20countries%201999-2003.pdf - Загл. с экрана.

6. Объем теневой экономики в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.rbc.ru/economics/22/02/2019/5c6c16d99a79477be70257ee?from=ne wsfeed - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.