Секция «Экологияпромышленности»
сти нефтепродуктами на следующие участки: первый (I) - «слабозагрязненный», второй (II) - «среднеза-грязненный» и третий (III) - «сильнозагрязненный».
Анализ дыхательной активности показал, что в контрольном варианте данный показатель максимальный и составляет 6,3 мг С02 на 1 г почвы, а при увеличении степени загрязнения почвы происходит значительное его снижение в среднем 2-2,5 раза. Наименьшее количество углекислоты выделялось в почве, отобранной в сильнозагрязненном участке - 2,1 мг С02 на 1 г почвы за 24 часа, что связано с ингибиро-ванием деятельности микроорганизмов и растений присутствующим в почве мазутом. В целом установлена обратная зависимость между количеством выделяемой углекислоты почвы и степенью ее загрязнения мазутом (г = - 0,85).
Анализируя активность каталазы, установили, что ее показатели при мазутном загрязнении достоверно не различаются друг с другом, однако, по сравнению с контролем значения выше и изменяется в пределах 2-2,1 мл 0,1 н раствора КМп04 на 1 г почвы. В контрольном варианте показатель активность исследуемого фермента составляет 1,6 мл 0,1 н раствора КМп04 на 1 г почвы. Аналогичная ситуация наблюдается и со значениями активности аскорбатоксидазы. Они увеличиваются с увеличением количества нефтепродуктов в исследуемых образцах.
Данные полученные при изучении активности уреазы почвы загрязненной мазутом указывают на достоверное увеличение ее активности с увеличением степени загрязнения. При этом показатели в опытных вариантах изменялись в пределах от 0,2 до 0,28 мг аммонийного азота на 1 г почвы. Контрольные значения достоверно не различались с первым опытным вариантом и характеризовались низким уровнем -0,21 мг аммонийного азота на 1 г почвы за 4 часа, что согласуется с приведенными в таблице 1 агрохимическими показателями, в частности с содержанием аммонийного азота. В работе Новоселовй Е. Н. [3] установлено, что сырая нефть увеличивает активность уреазы и повышает содержание аммиачной формы
азота в почве, аналогичные данные получены и нами при изучении загрязнения почвы мазутом.
В отличие от уреазы, активность протеазы при сильном уровне загрязнения снижается до 0,30 мг аминного азота на 10 г почвы, что, скорее всего, связано с низкой активностью аммонифицирующих бактерий, тогда как в контроле и первом опытном варианте (с низким уровнем загрязнения) данные достоверно не различаются. Следует отметить, что максимальная активность фермента была выявлена на втором опытном участке - 0,49 мг аминного азота на 10 г почвы за 20 часов, т. е. загрязнение почвы мазутом в средней концентрации дополнительно стимулирует активность протеазы как основного фермента, участвующего в азотном обмене почвы.
Тенденция изменения активности инвертазы аналогичная протеазе, т.е. наблюдалось стабильное снижение уровня при увеличении степени загрязнения.
В целом, потенциальная дыхательная активность с увеличением степени загрязнения достоверно уменьшается. Окислительно-восстановительные ферменты, такие как каталаза и аскорбатоксидаза являются чувствительными индикаторами загрязнения почвы мазутом, реагируя на него увеличением своей активности. Гидролитические ферменты (протеаза и инверта-за) реагируют на загрязнение почвы мазутом снижением своей активности, тогда как активность уреазы увеличивается. Результаты работы могут быть использованы при проведении экологической оценки нефтезагрязненных территорий.
Библиографические ссылки
1. Азнаурьян Д. К. Изменение эколого-биологи-ческих свойств почв юга России при загрязнении нефтью. Ростов-н/Д., 2009. 22 с.
2. Методы почвенной микробиологии и биохимии / под ред. Д. Г. Звягинцева. М. : МГУ, 1991. 303 с.
3. Новоселова Е. И. Экологические аспекты трансформации ферментного пула почвы при нефтяном загрязнении и рекультивации. Воронеж, 2008. 41 с.
© Неделин Н. А., 2013
УДК 159.9
Ю. А. Перфилов Научный руководитель - Н. В. Юрковец Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРИЧИНЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дана оценка состояния суицидального поведения в России. Представлен перечень факторов суицидального риска. Рассмотрены некоторые психологические особенности людей, находящихся в группе повышенного суицидального риска. Предложены профилактические меры суицидального поведения.
Суицид (самоубийство) - намеренное прекращение собственной жизни.
В настоящее время происходит омоложение самоубийц. Мотивацией самоубийств у молодых людей и подростков является их импульсивность, эмоциональность, высокое чувство справедливости, малый
опыт в решении житейских проблем, которые в современном обществе очень сильно давят на подрастающее поколение.
Согласно общероссийской статистике, в стране ежегодно заканчивают самоубийством до 2 тыс. детей и подростков. Частота подростковых суицидов со-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
ставляет 19-20 случаев на 100 тыс. человек. По этим печальным показателям, Россия занимает первое место в Европе и одно из первых в мире.
К факторам способствующим суициду относятся:
• неблагополучие семьи;
• проблемы в учебном заведении;
• депрессия;
• аддитивное поведение;
• стресс;
• незрелость личности и определенные черты характера.
Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.
Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать.
Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог.
Скрытый суицид (косвенное самоубийство) - вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Этот тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта.
Профилактика суицидального поведения подростков:
Во-первых, необходимо назвать основные психологические факторы риска суицидального поведения.
Во-вторых, диагностика психологических факторов риска суицидального поведения (может проводиться при помощи опросников и проективных методов).
В-третьих, профилактика.
На данной стадии также необходимо провести оценку обстоятельств и степени угрозы суицида.
Самоубийства подростков часто связаны с проблемами межличностных отношений. В этих случаях обида партнёра, товарища переносится на самого себя. Внешняя агрессия, направленная на противника, обидчика, трансформируется на внутреннюю агрессию, на себя, чтобы заставить другого почувствовать вину.
Попытка самоубийства - это крик о помощи, желание на самом деле привлечь внимание к своей беде, отчаянию, а иногда попытка оказать давление на окружающих. Попытка самоубийства не всегда обусловлена желанием умереть, а скорее намерением обратить на себя внимание, просьбой о помощи, сострадании.
Суицидальное поведение может быть обусловлено и психическими расстройствами, сопровождающимися галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает совершить самоубийство или убеждает человека в совершенном якобы им злодеянии. В этих случаях для подростков характерны периоды длительного нарушения поведения: депрессия, тревожность, неуравновешенность, беспокойство, навязчивые мысли. Как мы видим, причины суицидального поведения многообразны, но во всех случаях помощь подростку необходима.
© Перфилов Ю. А., 2013
УДК 614.843
А. А. Поскотина Научный руководитель - Н. В. Юрковец Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ
Представлен комплекс рекомендаций по обеспечению безопасности образовательных учреждений всех видов и уровней образования. Рекомендации основаны на методических материалах МЧС, МВД и ФСБ России. Рассмотрены теоретические, правовые и организационные основы, а также технические средства защиты образовательного учреждения от пожара.
На основании законодательных и иных норматив-ноправовых документов, содержащих требования по пожарной безопасности, исходя из специфики функционирования образовательного учреждения для обеспечения его пожарной безопасности разрабатываются: приказ руководителя образовательного учреждения о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность; инструкция о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения и на прилегающей терри-
тории; план действий администрации и персонала в случае пожара в образовательном учреждении. Кроме того, в образовательном учреждении составляется инструкция дежурному администратору по пожарной безопасности, а также памятка о мерах пожарной безопасности в помещениях образовательного учреждения.
В приказе руководителя образовательного учреждения о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных, как правило, отражаются сле-