Научная статья на тему 'Причины снижения инновационной активности в России и основные меры по ее стимулированию'

Причины снижения инновационной активности в России и основные меры по ее стимулированию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7209
595
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / РЫНОК ИННОВАЦИЙ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ КАДРАМИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INNOVATIONS / INNOVATION ENERGIES / INNOVATIVE WAY OF ECONOMICS DEVELOPMENT / INNOVATION MARKET / BUDGETARY FINANCING OF INNOVATION PROJECTS / STAFFING / INNOVATION DEVELOPMENT / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голованова Ирина Александровна

В статье рассмотрены основные причины недостаточной инновационной активности и наиболее актуальные направления экономического стимулирования техникотехнологического прогресса в целях активизации инновационной деятельности и придания инновационной направленности производственно-экономическим системам и процессам в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSES OF DECREASE IN INNOVATION ACTIVITY IN RUSSIA AND BASIC MEASURES FOR ITS STIMULATION

The article reviews primary reasons for deficient innovation activity and the most actual tendencies of economic stimulation of technical and technological progress aiming at innovation functioning activation and imparting innovation directivity to industrial and economic systems and processes in Russia.

Текст научной работы на тему «Причины снижения инновационной активности в России и основные меры по ее стимулированию»

ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РОССИИ И ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО ЕЕ СТИМУЛИРОВАНИЮ

УДК: 338

Ирина Александровна Голованова

Аспирант кафедры управления инновациями и инвестиционной деятельностью Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан (БАГСУ) г.Уфа. Тел.: 8-909-34-64-170 E-mail: iaaolovanova@mail.ru

В статье рассмотрены основные причины недостаточной инновационной активности и наиболее актуальные направления экономического стимулирования технико-технологического прогресса в целях активизации инновационной деятельности и придания инновационной направленности производственно-экономическим системам и процессам в России.

Ключевые слова: инновации, инновационная активность,

инновационный путь развития экономики, рынок инноваций, бюджетное финансирование инновационных проектов, обеспеченность кадрами, инновационное развитие,

государственное регулирование.

Irina Alexandrovna Golovanova Postgraduate student of Innovation and Investment Activities Management Department of Bashkir Academy of State service and Management under President of Republic Bashkortostan (BAGSU), Ufa. Те!.: 8-909-34-64-170 E-mail: iaaolovanova@mail.ru

CAUSES OF DECREASE IN INNOVATION ACTIVITY IN RUSSIA AND BASIC MEASURES FOR ITS STIMULATION

The article reviews primary reasons for deficient innovation activity and the most actual tendencies of economic stimulation of technical and technological progress aiming at innovation functioning activation and imparting innovation directivity to industrial and economic systems and processes in Russia.

Keywords: innovations, innovation energies, innovative way of economics development, innovation market, budgetary financing of innovation projects, staffing, innovation development, government regulation.

1. Введение

Важнейшей характеристикой экономики является интенсификация инновационных процессов, превращение их в фактор экономического роста. В настоящее время инновации становятся фактором, способным существенно влиять на формирование национальной конкурентоспособности страны. Инновации и новые технологии обеспечивают не только значительное увеличение валового внутреннего продукта, но и его качественное, прогрессивное изменение.

Задача полноценного использования инноваций для национального развития особенно актуальна для России, к настоящему моменту обладающей значительным инновационным потенциалом. Кроме того, проблема инновационного пути развития отечественной промышленности становится все более актуальной в свете вступления во Всемирную торговую организацию.

Но на сегодняшний день многие параметры свидетельствуют об ухудшении ситуации в научно-технической сфере. За годы реформ число работающих в науке России уменьшилось более чем втрое. На порядок и более сократились размеры финансирования НИОКР в промышленности. За последние годы объем инновационной продукции, в производстве которой использованы современные технологии, достигает лишь 2,5-3% от общего объема промышленной продукции.

На мировом рынке наукоемкой продукции доля России составляет всего 0,3%, в то время как США -39%, Япония -19%. В результате резкого замедления обновления производственного аппарата его старение достигло критически опасного уровня [1].

По данным Центра исследования и статистики (ЦИС) науки, Минпромнауки России и РАН, последние десятилетия в российской экономике характеризуются скромными масштабами инновационной активности. Происходит сокращение доли инновационных предприятий в промышленности.

К сожалению, больших изменений по исправлению ситуации в инновационной сфере России не наблюдается. Поэтому, в целях достижения последних поставленных целей по переходу экономики России на инновационный путь развития, необходимо проанализировать причины низкой инновационной активности и определить меры по ее стимулированию.

2. Основные причины недостаточной инновационной активности

В течение всего периода формирования рыночных отношений и предшествующей им перестройки экономики и партийно-политической системы воспроизводственным процессам внимания уделялось не достаточно. Ломка старых экономических отношений привела к практически полной остановке технического развития производства. Программы технического перевооружения производства начала 80-х гг. разрабатывались на экстенсивной основе, что вызвало снижение технического уровня производства.

В период рыночных трансформаций было допущено использование амортизационных отчислений на текущие производственные нужды, которые по своей природе и сущности являются источником средств для финансирования долгосрочных инвестиций и в первую очередь процесса простого воспроизводства основного капитала предприятия. Резко были сокращены объемы финансирования науки и капитальные вложения из государственного бюджета и отраслевых фондов. Функции технического развития были переданы самим предприятиям без создания экономических условий накопления средств на эти цели.

Налоговая система допускала освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на техническое развитие производства, но это говорит о финансировании инвестиций на 2/3 за счет собственных средств. В условиях, когда у основной массы предприятий стояла проблема выжить, сохранить коллектив хотя бы выплатой минимальной зарплаты, инновационно - воспроизводственные процессы были просто забыты [1].

Государственные капитальные вложения были сокращены более чем на 80% (по сравнению с 1990г.) и распределялись в рамках государственных программ. Таким образом, технический уровень производства российских предприятий от-

№6, 2010

44

стал от мирового за минувшие 20 лет на 2-3 поколения техники [2].

С учетом того, что государство не принимало на себя бюджетное финансирование инновационной деятельности в необходимом объеме, ежегодно урезая даже минимально необходимые для этого суммы, предусмотренные бюджетом, а банки либо не желают давать кредиты на эти цели из-за высокого риска невозврата средств, либо устанавливают чрезмерно высокий процент, основная тяжесть финансового обеспечения инноваций ложится на предприятия, которые в условиях дефицита собственных денежных средств вынуждены значительную часть ресурсов использовать на поддержку действующего производства и в достаточно редких случаях - на освоение новых технологий и конкурентоспособной наукоемкой продукции. То есть можно сказать о крайне низкой финансовой обеспеченности инновационной сферы в Российской Федерации.

Несформированность государственной политики, ядром которой призвана стать инновационная стратегия страны также отрицательно отразилась на инновационной активности России. Инновационные разработки опираются на фундаментальные и прикладные исследования, осуществляемые в академических институтах, высших учебных заведениях, отраслевых научно-исследовательских, проектно-конструк-торских, опытно-внедренческих организациях. Все эти организации раньше были бюджетными, гарантировано поддерживались государственными заказами. Переход к рыночным отношениям подорвал финансовое обеспечение деятельности учреждений научного и проектного профиля, в которых зарождаются инновации. Государственным финансированием, да и то не в недостаточной степени, обеспечены разве что научно-исследовательские организации Российской академии наук. Научные подразделения высших учебных заведении и отраслевые исследовательские институты практически лишились государственной финансовой поддержки и поставлены в полную зависимость от получения заказов на продукт их деятельности. Не все исследовательские институты были готовы к организации хозяйственной деятельности в рыночных условиях [1].

Надежда на то, что перевод российской экономики на рыночные рельсы хозяйствования приведет к массовому

созданию венчурных фирм, технопарков, инновационно - технологических центров, бизнес - инкубаторов как очагов технологического прогресса, пока не оправдывается.

В итоге, в качестве основных причин недостаточной инновационной активности можно выделить следующие:

- неразвитость рынка инноваций, недостаток информации о потребности рынка в инновационной продукции;

-недостаточный опыт продвижения и практической реализации инновационной деятельности на всех уровнях;

- длительный период окупаемости и высокий экономический риск неполучения прогнозируемого, ожидаемого конечного результата во всех фазах инновационной деятельности приводят к отказу предприятий концентрировать свою деятельность на проектах, связанных с инновационными проектами, предпочитая сделки приносящие прибыль за короткий период времени;

- недостаточное бюджетное финансирование инновационных проектов, ограниченность объемов собственных средств и трудности в привлечении сторонних финансовых ресурсов;

- упадок российской науки. В результате реформ 1990-х гг. значительная часть научно-исследовательских институтов прекратила свое существование или практически не вела деятельность из-за недостаточного финансирования;

- осуществление инновационных проектов требует значительных затрат и отвлечения на продолжительное время масштабных финансовых ресурсов в виде инвестиций в научные исследования и разработки, опытные производства, испытания;

- недостаточная экономическая эффективность инноваций при незначительном масштабе внедрения на корпоративном уровне, не способном обеспечить достаточно емкого рынка потребностей;

- на микроуровне отдельного предприятия невозможно оценить и реализовать мультипликативный эффект инновационных проектов проявляющийся в других сферах и смежных областях исследований;

- отсутствие крупных государственных заказов на дорогую и недоступную для массового потребителя продукцию затормаживает инновации, имеющие общенациональное значение;

- недостаток нового оборудования и современной техники, высокая степень морального и физического изно-

са имеющейся материально-технической базы в наукоемких отраслях, требующие сегодня коренной модернизации;

- отсутствие собственной научно-технической и экспериментальной базы;

- отсутствие квалифицированных кадров, менеджеров по внедрению и развитию инноваций, как на уровне регионов РФ, так и на уровне организаций [3];

- отсутствие новых подходов и методов подготовки кадров и их вовлечения в инновационную деятельность;

- утрата преемственности в науке;

- серьезный разрыв между образовательной и научной школами и отсутствие национальной молодежной идеи;

- нехватка новых кадров. Эта проблема связана с большой «утечкой мозгов» из страны, падением престижа профессии ученого и выражается в старении кадрового состава российских исследовательских институтов;

- сопротивление коллектива организаций переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, сокращение штатов, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу;

- высокий уровень монополизиро-ванности российской экономики. Монопольное положение многих компаний лишает их стимула к внедрению инноваций и повышению конкурентоспособности;

- низкий уровень внедрения результатов НИОКР. В результате спада 1990-х гг. резко сократились объемы промышленного производства, а огромное число предприятий - потенциальных потребителей инновационных разработок были закрыты. Значительное отставание от мирового уровня во многих отраслях промышленности (например, производство бытовой электроники);

- высокий уровень коррупции, вследствие которой, средства выделяемые государством на развитие инноваций распределяются не по степени эффективности проектов, зачастую расходуются не по назначению;

- отсутствие государственной промышленной политики, которая могла бы стимулировать более широкое применение инноваций;

- низкий уровень конкуренции при высоких административных барьерах, особенно это прослеживается на муниципальном уровне;

- слабая информационная и сетевая поддержка инновационной деятельности;

- зарождение инноваций в виде идей, замыслов, их исследовательское обоснование, проектное воплощение и практическое подтверждение, реальное применение требуют объединения и координации работ в рамках единого цикла «наука - техника - производство», для организации которого у предприятий не достаточно возможностей по организации согласованного функционирования всех звеньев этой цепи;

- несовершенство российской системы защиты авторских прав;

- трудности с коммерциализацией созданных интеллектуальных продуктов (нежелание, недостаток опыта). Так, например, Россия имеет лучшую в мире математическую школу, но программного обеспечения мы производим в 60 раз меньше Индии. Рынок информационных технологий в Индии в 10 раз больше наших доходов от торговли оружием. Россия имеет математиков, которые могут сочинять самые сложные программы, чьи труды оцениваются на самом высоком уровне в мире, при этом производство программного обеспечения составляет всего 0,2% российского ВВП (в США -3,3%, в Израиле -4%, в Индии - 6%).

Одной из нерешенных проблем на этапе переходной экономики является невостребованность результатов науки со стороны реального сектора экономики. Эта проблема досталась в наследство от прежней системы, которая не смогла решить проблемы полноценного внедрения достижений науки в гражданские отрасли экономики.

Основные взаимозависимые причины невостребованности на современном этапе науки коренятся в произошедших изменениях структуры экономики, в разрушении отраслей с высоким инновационным потенциалом, возникновении спросовых ограничений. Дестимулирующее воздействие связано с доступностью и низкой стоимостью экстенсивных факторов (ресурсов, энергии, труда, простаивающих мощностей и др.). Низкая общая инвестиционная активность сдерживается подавленным спросом и неразвитостью экономических механизмов стимулирования спроса (лизинга, льготного налогообложения и кредитования, целевого субсидирования и др.). В рыночных условиях произошел частичный распад инновационной среды и особен-

но резко, неравномерно сократился потенциал завершающих стадий научно-технического развития (проектирование, изготовление и освоение новых образцов). Утрачены прежние механизмы ориентации отраслей, предприятий на инновации, создание новых технологий происходит с опозданием. Для сегодняшней экономики характерен низкий уровень освоения и использования исследователями и разработчиками проектных методов управления НИОКР, развития венчурных форм финансирования и страхования инновационных рисков и др.

3. Направления экономического стимулирования инновационной активности

Можно выделить следующие актуальные направления экономического стимулирования технико-технологического прогресса в целях активизации инновационной деятельности и придания инновационной направленности производственно-экономическим системам и процессам в России:

- создание благоприятного инвестиционного, налогового климата, патентной среды, способствующих притоку инвестиций в инновации;

- организация государственной или поддерживаемой государством системы страхования рисков инвестиционно - инновационной деятельности;

- государственное кредитование либо поддерживаемое государственными гарантиями банковское кредитование инновационных процессов, привлечение банковского капитала в финансирование инноваций: повышение доступности кредитных ресурсов путем снижения процентной ставки по кредитам, выделяемых на реализацию инновационных проектов, увеличение объема долгосрочного кредитования, а также упрощение процедуры привлечения заемных средств. Важным направлением деятельности эксперты считают снижение рисков кредитования, обеспечение финансовых гарантий возврата кредитов;

- создание при Правительстве РФ рабочего органа для формирования государственной политики в сфере инновационного развития российской экономики;

- разработка системы налоговых льгот и скидок на инвестиции и текущие расходы в ходе становления и реализации инновационных проектов. Здесь могут применяться льготы двух видов: полное освобождение от нало-

гов в течение определенного срока (2-3 года) или скидки в начале периода реализации проекта с последующим повышением налоговой ставки с целью компенсации недобора налоговых сборов;

- использование налоговых скидок на амортизационные отчисления и в связи с этим применение ускоренной амортизации для проектов, имеющих высокую оценку как открывающих новое направление в потреблении, технике или ресурсосбережении. Этот метод позволяет инвестору снизить затраты в первые годы периода отдачи с капитала и тем самым повысить его заинтересованность в осуществлении проекта;

- возрождение угасающей государственной или государственно поддерживаемой автономной научно-исследовательской инфраструктуры, инициирующей и генерирующей продуктивные научные идеи, способствующие их воплощению в инновационные проекты;

- формирование спроса и государственного заказа на инновационные товары и технологии широкого применения, в том числе двойного назначения, используемые в оборонных и гражданских отраслях;

- создание и дальнейшее развитие венчурных, залоговых и гарантийных фондов, в т.ч. с участием государственного капитала;

- для внедрения инноваций в высокотехнологичных отраслях (авиакосмической, судостроительной, информационных технологий и др.) требуется государственная поддержка (финансирование из федерального и регионального бюджетов, формирование государственного заказа на высокотехнологичную продукцию). Кроме того, необходимо создание современной системы подготовки и переподготовки специализированных кадровых ресурсов для этих отраслей;

- целенаправленное проведение государственной политики, направленной на воспитание у подрастающего поколения представления о безусловной социальной ценности, всеобщего почета новаторской деятельности (особенно в области техники и технологии);

- разрешить предприятиям образовывать инновационные фонды с отнесением соответствующих расходов на себестоимость продукции;

- разработка мер повышения квалификации кадров инновационной сферы экономики;

№6, 2010

46

- создание системы изучения спроса на инновационные технологии;

- улучшение положения с устареванием основных фондов российских предприятий. Для решения данной задачи необходима разработка специальной программы импорта сложной техники на льготных условиях, которая даст предприятиям возможность не только обновить производство, но и приобрести новейшие образцы современных технологий.

- содействие развитию новых технологий через учреждение центров совместных исследований науки и бизнеса при участии государства;

- разработка комплекса мер по предупреждению угроз инновационной инфраструктуры РФ, связанных с невыполнением задач, поставленных в федеральных целевых программах;

- планирование и прогнозирование развития науки. Широкой популярностью в постиндустриальном мире пользуется метод «форсайт» (предвидение), под которым понимается «процесс систематического определения новых стратегических научных направлений и технологических достижений, которые в долгосрочной перспективе смогут оказать серьезное воздействие на экономическое и социальное развитие страны». Государственное планирование позволит целенаправленнее использовать все виды государственной собственности для развития инновационной активности в стране для инновационного экономического роста;

- ужесточение ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности.

Другой важной является задача государства также в создании, развитии и поддержке инфраструктуры инновационной деятельности, представленной в образе наукоградов, технопарков, инновационно - технологических инкубаторов, центров трансфера технологий, агентств инновационной информации. Функционирование разных элементов государственного управления инновационными процессами должно координироваться в рамках единой федеральной инновационной системы.

Без государственного регулирова-

ния и поддержки, в условиях все еще не совершенного российского рынка, преодолеть отмеченные трудности на основе действия рыночных механизмов способны только крупные трансконтинентальные корпорации энергетического, нефтегазового, металлургического комплексов.

Подход к государственному регулированию инновационных процессов следует основывать на предпосылке о неизбежности государственной финансовой поддержки инноваций и их экономического стимулирования, по крайней мере, на стадиях формирования замысла и его проектного подкрепления. Требуемые для этого расходы государственного бюджета окупятся дополнительными доходами за счет роста производства и повышения его эффективности, обеспечиваемого применением инновационных технологий [4].

4. Заключение

Техническое отставание делает экономику России слабой и неэффективной, и становится все более очевидным, что без опоры на инновации не удастся одержать победу над экономической и технологической отсталостью страны, повысить ее конкурентоспособность на мировых рынках. Это требует создания условий для опережающего, инновационного развития России, формирования экономической системы, стимулирующей инновационное развитие.

Инновации в условиях рыночной экономики являются наиболее эффективным средством конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости, повышению качества и потребительских свойств продукции, к притоку инвестиций, к повышению рейтинга производителя новых продуктов, к образованию новых рынков.

Рыночные отношения являются главным фактором и основным мотивом повышения инновационной восприимчивости предприятий, но в дополнение к ней государством должны создаваться внешние по отношению к предприятию экономические стимулы ускорения инновационных процессов.

Перечисленные негативные результаты в инновационной сфере обусловлены не только внутренними, но и вне-

шними факторами. Их последовательное преодоление является сложной системной проблемой, от успешного решения которой во многом зависит выбор пути развития России в XXI веке.

Литература

1. Инновационный тип развития экономики России: Учебное пособие.

- М.: Издательство РАГС, 2005. - 584с.

2. Горегляд В.П. Инновационный путь развития для новой России. - М.: Издательство «Экономика», 2005.- 182с.

3. Зинов В.Г. Основная проблема развития инновационной деятельности / В .Г.Зинов // Инновации. - 2004. - № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- С. 25 - 27.

4. Казанцева А.К. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика / А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. -М.: Издательство «Экономика», 2004. -518с.

5. Клебанов И.И. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу: Тезисы к выступлению на заседании Совета Безопасности РФ 20 марта 2002г.//Инновации. - 2002. -№ 2-3. - С.3-5.

References

1. Innovative type of Russian economy development: tutorial. - M.: Publishing house RAGS, 2005. - 584 pg.

2. Goreglyad VP. Innovative path of development for new Russia. - M.: Publishing house «Economica », 2005.- 182 pg.

3. Zinov V.G. Basic problem of innovative activity development / VG. Zinov / / Innovations. - 2004. - № 2. - Page. 25 -27.

4. Kasantzeva A.K. Basics of innovative management. Theory and Practice / A.K. Kasantzeva, L.E. Mindeli - М.: Publishing house «Economica », 2004. -518pg.

5. Klebanov I.I. Framework for Russian Federation policy in the field of science and technologies development for a period till 2010 and for further perspective: Theses for speech in Russian Federation Security Council session the 20-th of March 2002//Innovations. - 2002. - № 2-3. - Pg.3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.