Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ДОВЕРИЯ К ТЕЛЕВИДЕНИЮ КАК К СРЕДСТВУ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ'

ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ДОВЕРИЯ К ТЕЛЕВИДЕНИЮ КАК К СРЕДСТВУ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
300
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / социальные сети / иногент / молодежь

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Самарина Н. В.

В статье анализируются тенденция понижения уровня доверия молодого населения России к телевидению как основного средства массовой информации. Современное телевидение, задуманное как средство демократизации общества и инструмент повышения его культурного уровня, не выдержало конкуренцию с Интернет-изданиями, представляющими собой более свободную от государства среду самовыражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS FOR DECLINE IN CONFIDENCE IN TELEVISION AS MASS MEDIA AMONG YOUNG PEOPLE IN RUSSIA

The article analyzes the downward trend in the level of confidence of the young population of Russia in television as the main mass media. Modern television, conceived as a means of democratizing society and a tool for raising its cultural level, could not compete with online publications, which represent a more free environment of self-expression.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ДОВЕРИЯ К ТЕЛЕВИДЕНИЮ КАК К СРЕДСТВУ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ»

УДК 659.4

Самарина Н.В.

Российский государственный гуманитарный университет

(г. Москва, Россия)

ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ДОВЕРИЯ

К телевидению как к средству массовой

ИНФОРМАЦИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ

Аннотация: в статье анализируются тенденция понижения уровня доверия молодого населения России к телевидению как основного средства массовой информации. Современное телевидение, задуманное как средство демократизации общества и инструмент повышения его культурного уровня, не выдержало конкуренцию с Интернет-изданиями, представляющими собой более свободную от государства среду самовыражения.

Ключевые слова: СМИ, социальные сети, иноагент, молодежь.

В современном информационном обществе средства массовой информации играют важную роль, представляя собой источник передачи информационного, образовательного и культурного контента по всему миру, а также являются действенным инструментом формирования общественного мнения. И в этом процессе определяющие роли играют телевидение и средства массовой коммуникации в Интернете, так как печатная пресса и радиовещание практически исчезли из числа основных каналов информирования.

Однако необходимо отметить, что телевидение более не воспринимается как главный источник информации с высокой степенью ответственности, так как телешоу и новостные передачи транслируют однобокий взгляд на события, вызывая сомнение в достоверности освещения.

Результаты социологических исследований ВЦИОМ уровня доверия российских граждан к различным каналам коммуникации.

Таблица 1. Динамика выбора источника новостей, предоставляющего «объективную информацию», среди россиян по данным телефонного опроса с 2017 по 2023 годы. (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных).

Наименование канала 2017 2018 2019 2023

Телевидение 43 34 30 26

Интернет (новостные, аналитические, официальные сайты) 13 18 15 24

Интернет (социальные сети, блогп) 20 19 18 22

Газеты 4 3 3 1

Радио 2 1 2 1

Таблица 2. Динамика выбора источника новостей, предоставляющего «объективную информацию», среди россиян по возрастной категории по данным телефонного опроса за 2023 год. (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных).

Наименование канала Бее опрошенные Мужской Женский 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 года 60 лет н старше

Телевидение 26 19 32 5 9 13 28 51

Интернет (социальные сети. блогн1 24 27 21 44 35 28 23 10

Интернет (новостные, аналитические, официальные сайты) 22 22 21 33 31 28 23 10

Радио 1 1 1 2 <1 1 2 2

Газеты 1 1 2 <\ <1 1 2 2

Журналы <1 <1 <1 <1 <1 <1 <1 <1

В декабре 2023 года ВЦИОМ опубликовал результаты опроса, согласно которым за шесть лет доля считающих государственные каналы «объективным источником новостей» снизилась практически вдвое, достигнув уровня в 26%. А уровень доверия к Интернет-СМИ, наоборот, вырос, достигнув показателя в 46%. Если же ориентироваться на возрастные факторы, то показатели доверия к телевидению среди молодого населения держатся на отметке в 14%, в то время

как 77% получают информацию в основном из социальных сетей и блогов. На втором же месте разместились информационные агентства, всего 66%.

Чтобы проанализировать причины подобной статистики, нужно понимать, что за последние двадцать лет российское общество претерпело множество социальных, политических и технических трансформаций. Массовая цифровизация общества способствовала активному развитию новых мессенджеров и, как следствие, появлению новостных лент в online пространстве. Распространение недорогих мобильных устройств увеличило скорость передачи и степень освещенности информации, так как при любом значимом событии люди обмениваются фото и видеоматериалами. Часто та или иная новость появляется в новостном канале в мессенджере Telegram быстрее, чем на телевидении.

Помимо этого, произошла масштабная трансформация менталитета, наиболее ярко выраженная у молодого населения страны. Другими словами, современному поколению важно оставаться в курсе действующих общественных и культурных тенденций, так как это качественно влияет на жизненный вектор развития. А социальные сети и альтернативные новостные платформы обеспечивают широкий выбор контента, позволяя пользователям выбирать и персонализировать свой опыт в любое время. Что, в свою очередь, позволяет молодым людям обратиться ко множеству точек зрения и развить критическое мышление. Все эти факторы способствуют интерактивности и динамичности восприятия информации, так как интернет-пользователи могут комментировать и обсуждать контент, выражая собственную позицию.

В то же время, не менее важны политические факторы, прямо влияющие на работу и восприятие традиционных СМИ. Стоит упомянуть, что государство обладает монополией на информационную повестку на федеральном телевидении. В ряде случаев телевизионные каналы вынуждены продвигать определенные политические взгляды, религиозные парадигмы и культурные ценности, что вызывает дополнительное недоверие со стороны тех, кто предпочитает многополярный подход к новостям. К примеру, обострение

проблемы доверия к телевидению произошло в конце марта 2017 года после антикоррупционного митинга, на которых собрались более 92 тысяч человек в 82 городах страны. Согласно результатам контент-анализа, в эфире основных федеральных каналов, к которым принято относить «Первый канал», «Россия 1» и НТВ, отсутствовало даже краткое упоминание о мероприятии.

Помимо этого, за последние три года произошли существенные изменения правовой базы, влияющие на регулирование работы средств массовой информации. 1 декабря 2022 года в силу вступил закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», согласно которому иноагентом может стать физическое или юридическое лицо, получившее иностранную поддержку или находящиеся под иностранным влиянием. Менее чем за год Министерство Юстиции включило в реестр более 200 физических лиц и 300 организаций, среди которых крупные интернет-издания («The Moscow Times», «Медуза», «The Bell»), телеканалы («Дождь»), политические и образовательные проекты («Открытый Петербург», «Редакция»). Также к административной и уголовной ответственности были привлечены более 150 журналистов и культурных деятелей (признанных иноагентами), среди которых журналист Алексей Пивоваров и главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, публицист Екатерина Шульман и писатель Дмитрий Быков, видеоблогер Юрий Дудь и лауреат Нобелевской премии Дмитрий Муратов. Важно понимать, что получение статуса иноагента напрямую влияет на карьерное развитие журналистов, так как «Иностранный агент не вправе быть организатором публичного мероприятия», а также «Иностранный агент не вправе осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних». В то же время, Федеральный закон «О средствах массовой информации» гарантирует свободу массовой информации, в связи с чем подобные нововведения могут быть рассмотрены как цензурирование доступной информации для населения, а также ограничение свободы слова в интернете с целью усиления позиции телевидения как основного источника донесения информации.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уровень заинтересованности и доверия к телевидению среди молодого населения неуклонно падает по нескольким причинам. Во-первых, четко прослеживается тенденция на общую деградацию контента на телевидении. Телешоу все чаще носят развлекательный характер, в то время как информационные программы уходят на видеохостинговые площадки, так как это позволяет избежать цензурирование материала, а также привлекает не медийных личностей, а экспертов из разных социальных сфер. Во-вторых, скорость передачи информации влияет на уровень проработанности или освещенности той или иной темы, так как возможно найти публикации очевидцев или экспертов. И в-третьих, ковровые ограничение прав и свобод журналистов и культурны деятелей подчеркивает явно пропагандистскую политику государства по видеоинформационному каналу страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ермакова, С. С. Доверие российского общества к СМИ: современное состояние и перспективы развития / С. С. Ермакова // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 12. С. 43-46;

2. Ефанов, А. А. Тенденциозность освещения политических скандалов и проблема доверия к телевидению / А. А. Ефанов // Информационное общество. 2017. № 4-5. С. 107-113.

Samarina N.V.

Russian State University for Humanities (Moscow, Russia)

REASONS FOR DECLINE IN CONFIDENCE IN TELEVISION AS MASS MEDIA AMONG YOUNG PEOPLE IN RUSSIA

Abstract: the article analyzes the downward trend in the level of confidence of the young population of Russia in television as the main mass media. Modern television, conceived as a means of democratizing society and a tool for raising its cultural level, could not compete with online publications, which represent a more free environment of self-expression.

Keywords: mass media, social networks, foreign agent, youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.