Научная статья на тему 'Причины реформирования международного механизма валютных отношений большинства государств'

Причины реформирования международного механизма валютных отношений большинства государств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / WORLD CURRENCY / МИРОВАЯ ВАЛЮТА / ТОВАРООБОРОТ / TRADE / ТОРГОВЛЯ / COMMERCE / ЭКСПОРТ / EXPORTS / ИМПОРТ / IMPORTS / ДЕНЬГИ / MONEY / ДОЛЛАР / DOLLAR / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / FINANCIAL SYSTEM / РЕСУРСЫ / RESOURCES / ПОТРЕБИТЕЛИ / CUSTOMERS / ПРОДУКЦИЯ / PRODUCTS / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / FOREIGN RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Довгань Андрей Сергеевич, Пундикова Анастасия Сергеевна

Международные валютно-финансовые отношения это составная часть и одна из сложных сфер рыночной экономики. Участниками валютных отношений являются государства, международные организации, юридические и физические лица. В статье рассматриваются основные причины реформирования международного механизма валютных отношений государств, структура мировой экономической системы, её недостатки, а также суть товарно-денежных отношений между странами. Проводится анализ устоявшейся мировой экономической системы, её основных функций и принципов функционирования. Особое внимание уделяется валютно-финансовым операциям, связанным с международной торговлей между странами. Включение мирового рынка в процесс кругооборота капитала означает превращение части денежного капитала из национальных денег в иностранную валюту и наоборот. Это происходит при международных расчетных, валютных, кредитных и финансовых операциях. Таким образом, валютные отношения занимают особое место в национальном и мировом хозяйстве. Одним из основных факторов, характеризующим недостатки международного механизма валютных отношений, является отсутствие свободного инструмента финансового конвертирования. В работе акцентируется внимание на отсутствии международной валютной биржи, которая выполняла бы процесс купли-продажи большинства валют мира в системе международных товарно-денежных отношений на постоянной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS FOR REFORMING OF THE INTERNATIONAL MECHANISM FOR MONETARY RELATIONS IN THE MOST COUNTRIES

International monetary and financial relations are an integral part and one of the most difficult areas of the market economy. The participants of currency relations are States, international organizations, legal entities and individuals. The article examines the main reasons of reforming the mechanism of international monetary relations between states, the structure of the world economic system, its shortcomings, as well as the essence of commodity money relations between the two countries. They analysis the established world economic system, its main features and principles of operation. Particular attention is given to monetary and financial transactions related to international trade between countries. The inclusion of the world market into the process of circulation of capital means the transformation of the financial capital of the national currency into foreign currency and vice versa. This occurs when the international settlement, foreign exchange, credit and financial transactions take place. Thus, foreign relations occupy a special place in the national and world economy. One of the main factors that characterizes the shortcomings of the international arrangement of currency relations is the lack of free financial tools to convert. The article itself focuses on the absence of the international monetary exchange, which would perform the process of sale of currencies in the world in the international system of commodity-money relations on the permanent basis.

Текст научной работы на тему «Причины реформирования международного механизма валютных отношений большинства государств»

В.В. Губин экономические

ПУТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ... науки

форм», 2007. - 592 с. го виробництва в Укра!ш на шновацшнш 0CH0Bi / Г.М.

11. Тарасович Л.В. Вплив показнишв фшансового ста- Пвдлкецький. - К.: 1АЕ УААН, 2002. - С. 353.

ну на ефективнють дшльносп пiдприeмств агрохiмiчного 14. Горобей В.П. Технiчне забезпечення селекцшно-

сервiсу // Л.В. Тарасович / Серiя «Економжа», Вип. насшницько! роботи / В.П. Горобей, О.Л. Красшченко //

№3(51) 2010. - С. 252. Економша АПК. - 2009. - №8. - С. 54 - 57.

12. Руденко В. П. Географiя природно-ресурсного 15. Економiчнi аспекти державно! техшчно! полiтики потенщалу Укра!ни: Щiдруч. у 3-х ч. - К.: К.-М. Академiя в агропромисловому комплексi / Я.К. Бшоусько, М.Я. - Чернiвцi «Зелена Буковина», 1999. - 568 с. Дем'яненко, В.О. Пиулько, В.Л. Товстопят. - К.: ННЦ

13. Пвдлкецький Г.М. Основш напрями високое- 1АЕ. - 2005. - 134с. фективного розвитку пореформеного агропромислово-

ШЛЯХИ В1ДТВОРЕННЯ ОСНОВНИХ ФОНД1В С1ЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКИХ П1ДПРИеМСТВ

© 2015

В.В. ry6iH, старший лаборант Центру економ1чних дослщжень

Одеська национальна академ1я харчових технологт, Одеса (Украгна)

Анотащя: У статп приведено джерела фшансування вiдтворення основних засобiв сiльськогосподарського при-значення. Розглянуто варiанти, за якими старi сiльгоспмашини будуть закуповуватися дилером для подальшого перепродажу. За допомогою таблиц представлено можливi способи доукомплектування машинно-транспортного парку сiльськогосподарських органiзацiй.

Ключовi слова: машинно-тракторний парк, дилер, ввдновлення, сiльськогосподарське шдприемство, технiка, запасш частини, лiзинг.

WAYS OF REPRODUCTION OF AGRICULTURAL ENTERPRISES FIXED ASSETS

© 2015

V.V. Gubin, senior laboratory assistant at the Center of economic studies

Odessa national Academy of food technologies, Odessa (Ukraine)

Abstract: In the article, the sources of financing of reproduction of fixed assets for agricultural purposes were shown. Variants on which old agricultural machines will be bayed out by dealer for the future resale were proposed. The table shows the possible ways of resupplying of agricultural organizations' machine and vehicle fleet.

Keywords: machine-tractor fleet, dealer, restoration, agricultural enterprise, equipment, spare parts, leasing.

УДК 338.242.4.025.87

ПРИЧИНЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕХАНИЗМА ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ БОЛЬШИНСТВА ГОСУДАРСТВ

© 2015

А.С. Довгань, кандидат государственного управления, доцент кафедры «Менеджмент в производственной сфере» А.С. Пундикова, студентка

Донецкий государственный университет управления, Донецк (Украина)

Аннотация. Международные валютно-финансовые отношения - это составная часть и одна из сложных сфер рыночной экономики. Участниками валютных отношений являются государства, международные организации, юридические и физические лица. В статье рассматриваются основные причины реформирования международного механизма валютных отношений государств, структура мировой экономической системы, её недостатки, а также суть товарно-денежных отношений между странами. Проводится анализ устоявшейся мировой экономической системы, её основных функций и принципов функционирования. Особое внимание уделяется валютно-финансовым операциям, связанным с международной торговлей между странами. Включение мирового рынка в процесс кругооборота капитала означает превращение части денежного капитала из национальных денег в иностранную валюту и наоборот. Это происходит при международных расчетных, валютных, кредитных и финансовых операциях. Таким образом, валютные отношения занимают особое место в национальном и мировом хозяйстве. Одним из основных факторов, характеризующим недостатки международного механизма валютных отношений, является отсутствие свободного инструмента финансового конвертирования. В работе акцентируется внимание на отсутствии международной валютной биржи, которая выполняла бы процесс купли-продажи большинства валют мира в системе международных товарно-денежных отношений на постоянной основе.

Ключевые слова: экономика, валютные отношения, мировая валюта, товарооборот, торговля, экспорт, импорт, деньги, доллар, финансовая система, ресурсы, потребители, продукция, конкуренция.

Развитие мировой экономики, на сегодняшний день, В результате подобных действий в мировой экономи-

происходит за счёт наращивания производственной ке произошли глобальные геополитические перевесы в

базы, готовой быть задействованной в производстве но- сторону развитых государств, сопровождавшиеся кон-

вых продуктов и услуг, однако, также развитие эконо- центрированием глобальных монополий абсолютно во

мики осуществляется за счёт увеличения удельной доли всех сферах экономической деятельности [1]. инвесторов, готовых инвестировать свои финансовые К таким монополиям можно отнести процессы произ-

средства в проекты будущих периодов. водства продуктов и услуг, которые представлены толь-

Сложившаяся мировая экономическая модель типа ко в развитых странах, подобное же производство в раз-

«инвестор - подрядчик» до настоящего времени прояв- вивающихся государствах запрещено различными огра-

ляла достаточно сильный характер динамического рас- ничивающими экономическими законами. Следующим

ширения, постоянно поглощала всё большее количество типом подобных перевесов является построение систе-

трудовых ресурсов и сырья, всё интенсивнее наполняла мы валютных отношений, способствующих формиро-

мировой рынок новыми товарами и услугами, всё силь- ванию механизма доминирования и зависимости одной

нее обогащала прежних инвесторов и рождала новых. валюты от другой, что в одном случае предоставляет

торговые преимущества развитому государству и угнетает (лишает возможности полноценного развития в перспективе) развивающиеся государства. Следующим типом является миграционная и трудовая политика, лишающая трудовых ресурсов развивающихся государств и дающая преимущества развитым государствам, наполняя их рынок труда дешёвой рабочей силой, способной возводить серьёзные производственные и инфраструктурные объекты за сравнительно маленькие финансовые затраты.

Однако, наиболее весомым инструментом абсолютной монополии в мировой экономике является международная финансовая система, способствующая возникновению принудительной зависимости развивающихся государств от развитых. Данная система предусматривает наличие международной валюты, свободно дрейфующей по всему миру и выполняющей роль универсальных денег, служащих средством обмена одной международной продукции на другую и т.д. Эта валюта, именуемая долларом США, способствует процессу развития экономик всех государств, которые прибегают к её использованию, посредством программы свободного движения товара и капитала [2].

Суть программы достаточно проста, произведённая продукция государством А поставляется на рынки государств В, С и Б с целью её реализации на конкурентных условиях. Если данная продукция удовлетворяет требованиям потребителей, она занимает часть рынка данной страны и поставляется туда до тех пор, пока удовлетворяет потребность потребителей. Если данная продукция входит в категорию «необходимой продукции», её отсутствие на рынке вызовет социальный гнев и даже понижение стандартов жизнедеятельности населения. Таким образом, поставляемая продукция через некоторое время вызывает зависимость у населения, быть в любом случае потреблённой им (например, мобильные телефоны, компьютеры, наручные часы, ювелирные украшения и другие средства роскоши).

В свою очередь, страны В, С и Б оказываются в прямой зависимости от поставок продукции из страны А. Однако, купить данную продукцию возможно лишь за международную валюту, заполучить которую возможно, по сути, лишь торговлей собственной продукцией, явлением гастарбайтерства (или трудовой миграции) и кредитованием. Международная финансовая система рассчитана, прежде всего, на самомотивацию зависимых государств к производству собственной конкурентоспособной продукции и её продвижению на мировой рынок.

При позитивном результате, государство В добивается налаживания собственного производства конкурентоспособной продукции, её продажи в государствах А, С и Б, а также возможности расплатиться с государством А, за поставляемую им продукцию (при этом существует возможность сохранить положительный торговый баланс государства).

При негативном результате, государству С не удаётся наладить собственное производство конкурентоспособной продукции в силу некоторых негативных обстоятельств. Это означает, что данное государство не в состоянии оплачивать поставки конкурентоспособной продукции из страны А, и рискует оказаться в состоянии дефолта. Чтобы этого избежать, государство С прибегает к стратегии смягчения трудовой миграции, которая предусматривает упрощённую схему по предоставлению собственной (как правило дешевой) рабочей силы для её трудоустройства в государстве А или В, где в такой силе могу нуждаться. Таким образом, данная схема может служить источником наполнения экономики государства С международной валютой, которую рабочая сила получает в виде платы за труд в государствах А и В, затем конвертирует её в национальную. Соответственно, данной валютой государство может расплачиваться за поставляемые в страну товары государств А и В.

Рассматриваемая ситуация государства Б является

самой негативной, поскольку данному государству не удалось наладить собственное производство конкурентоспособной продукции в противовес импортируемой, а также государство Б, по каким-либо причинам, не смогло зарабатывать международную валюту, посредством трудовой и миграционной составляющей, в достаточном количестве для покрытия импортируемой продукции из стран А и В. В данном случае государство Б вынуждено прибегнуть к внешнему заимствованию международной валюты. Данная политика приводит, как правило, лишь к нарастанию государственного долга.

Государство Б, не способное справится с экономическим давлением более сильных государств, а также, не способное ликвидировать свою зависимость от внешних финансовых заимствований, попадает в зависимость геополитическую, в которой данное государство де-юре - сохраняет свою целостность, однако, де-факто - теряет часть своей территории. Потери территории происходят в экономической сфере, которые предполагают долгосрочную аренду данной территории государством - кредитором для расширения (усиления) его собственной экономики посредством получения лицензии на ведение бизнеса в данном государстве (торговля, производство, добыча полезных ископаемых, предоставление услуг, захоронение отходов и т.д.).

С точки зрения эффективности функционирования экономики, а также эффективности использования имеющихся ресурсов, мировая экономическая система работает по принципу обязательного развития имеющихся территорий и государств, исключая при этом принцип «застоя» в развитии.

Без сомнения, до сегодняшнего времени, данная экономическая модель являлась наиболее эффективной и наиболее востребованной. Однако, сегодня постепенно к нам все больше приходит понимание того, что модель не является совершенной и требует существенной переработки (преобразования).

Условно, недостатки действующей мировой экономической модели очень хорошо можно выделить визуально (рис 1). Они заключаются в экономических положениях различных государств, оказывающихся в них в силу различных экономических процессов, и которые условно можно разделить на несколько типов.

Рисунок 1 - Упрощённый вариант структуры мировой экономической модели [3] Государство А, получившее, тем либо иным способом, какое-нибудь экономическое преимущество над остальными государствами, в силу действующих законов мировой экономики (и некоторых особенностей психологии человеческого мышления), всеми силами пытается не только удержать своё положение в мире, но и укрепить его, увеличив отрыв своего экономического преимущества от конкурентов. Государство А, имеющее возможность производить конкурентоспособную продукцию и поставлять его в другие государства можно условно отнести к первому типу государств -государств, способных обеспечивать свои собственные

потребности, продавать излишки экономики в другие страны, вести торговлю и влиять на экономику других государств, а также обладающее возможностью полноценной обороны своих территорий и населения.

Государство В, успешно реализовавшее свои экономические потенциалы и быстро перестроившее свою экономику под требования действующей мировой экономической системы, а также сумевшее наладить равноценный (сопоставимый) товарооборот с государством А, также относится к первому типу государств. Условно, экономики государств А и В будут сопоставимы друг с другом, поскольку, лишь само, существование широкого товарооборота между странами имеет взаимодополняющий эффект, который выражается в старательном накоплении дополнительного количества национального благосостояния, которое тратиться, в том числе, на повышение стандартов уровня жизни населения.

Государство С, не сумевшее реализовать свои экономические потенциалы и быстро перестроить свою экономику под требования действующей мировой экономической системы, не сумевшее наладить равноценный (сопоставимый) товарооборот с государствами А и В, однако сумевшее извлечь пользу из миграционной трудовой политики, можно отнести ко второму типу государств. Второй тип государств - государства, не способные обеспечить свои собственные потребности, однако способные частично вести торговлю с другими странами, имеющие механизмы заработка международной валюты в ограниченном количестве, но в достаточном для погашения задолженности за поставляемую продукцию, необходимую для поддержания минимально приемлемого уровня жизни населения.

Государство D, не сумевшее реализовать свои экономические потенциалы и быстро перестроить свою экономику под требования действующей мировой экономической системы, не сумевшее наладить равноценный товарооборот с государствами А, В и С, а также не способное расплачиваться по счетам за поставляемую продукцию и зависящее (в силу общепринятой нормы уровня жизни населения) от потребления поставляемой продукции, можно отнести к третьему типу государств. Данный тип государств - государства с очень слабой экономикой, не способной удовлетворять собственные потребности, которые вынуждены выходить на рынок внешних заимствований для погашения текущих задолженностей. Результатом такой деятельности, как правило, является итог накопления государственного долга.

Теперь целесообразно рассмотреть данные экономические отношения более конкретно.

Данная экономическая модель, которая пришла на место старой, менее гибкой и менее эффективной, до сегодняшнего времени, показывала достаточно значительный прогресс в развитии экономических международных отношений, которое способствовало дальнейшему росту экономики. Возможно, в период становления действующей модели, некоторые мировые экономисты и соответствующие специалисты видели недостатки модели, но закрыли на них глаза в пользу развития мировой экономики, что, собственно, и предлагала данная модель. Однако, любой механизм, работающий в той или иной сфере, будет существовать до тех пор, пока он способен удовлетворять всем требованиям и веяниям текущего времени.

Сегодня сложившаяся система международных экономических отношений все меньше соответствует текущим потребностям большинства экономик из-за, как правило, ограничивающего характера деятельности, который она приобрела. Подобные ограничения всё чаще действуют в потребительской сфере экономической деятельности, при этом, ни в коем случае, не затрагивая процессы производства. В результате наблюдается недопотребление в некоторых сегментах мировой экономики, что способствует возникновению скорой наработке мировой экономики на отказ.

Причиной отказа функционирования механизма международных экономических отношений является выстраиваемая политика, по сути, вассального подчинения, стремящаяся, в конечном счёте, к подрыву суверенитета вассальных государств. Преобразованный вариант структуры мировой экономической модели в процессе своей деятельности представлен на рис. 2. Данный эффект достигается путём ведения государствами-сюзеренами политики валютных торгов, которая призвана манипулировать стоимостью той, либо иной валюты на международном рынке для достижения желаемых целей.

Рисунок 2 - Преобразованный вариант структуры мировой экономической модели в процессе своей деятельности [3] Таким образом, система стимулирования производства, являющаяся основой международного механизма товарно-денежных отношений между государствами, показала свою неэффективность в вопросе формирования стимулов. Данное явление возникло вследствие установления жесткой системы правил в политике потребления производимой продукции. Без чёткого учёта специфики территориального расположения того или иного государства, без учёта специфики межконфессионального сотрудничества и возможных конфликтов на его почве, без учёта специфики ментальных отношений, которые имеют свою природу развития и не подвержены влиянию развития общественного сознания, даже в масштабах массовости, однако они могут оказывать непосредственное влияние на экономические процессы в хозяйственной части государства.

Сравнение рисунков 1 и 2 свидетельствует об изменении курсовой устойчивости валют некоторых государств, причём даже тех, которые входят в первый тип государств. Результатом такой политики становится возникновение торговых дисбалансов в государствах, которые приводят к накоплению государственного долга.

Итак, государство А, сумевшее достичь (в силу соответствующих обстоятельств) экономического преимущества над остальной группой государств, а также стремящееся данное преимущество увеличить и противопоставить остальным в целях защиты своей экономики, а также сложившихся торговых операций (возможно специфических), будет всячески стремится подавить конкурентное присутствие на мировом рынке. Однако, достигаются подобные цели, в условиях развитой международной системы верховенства и права, за счёт экономических рычагов и механизмов способных ослабить силу экономик конкурентов. Иными словами, данную политику также можно назвать «политикой двойных стандартов», которая не имеет ничего общего с верховенством права и демократией. И все же, в мировой практике данная схема имеет место быть, следовательно, существует, так называемый, механизм подавления.

В основе данного механизма лежат валютные операции, призванные оптимизировать процесс международной торговли между странами. Для беспрепятственного осуществления торговых операций на международной

арене государству А требуется иметь в наличии валюту тех государств, с которыми интересно вести торговлю. Однако, самым простым способом получения иностранной валюты является взаимная торговля. Государство А, желающее купить товар у государства В вынуждено продать свою продукцию за валюту государства В, затем на заработанные средства можно купить интересуемую продукцию у государства В. При взаимной равной торговле, государство В также осуществляет торговые операции за иностранную валюту государства А. До тех пор, пока торговый баланс между данными государствами сохраняется на приблизительно равных условия, отношение валют одна к другой остаётся на номинальном уровне, равном, приблизительно 1:1. Постепенные смещения торговых балансов к одной из сторон, например, посредством ведения политики удешевления производимой продукции, благодаря демонополизации данного сегмента рынка производимой продукции, отношение стоимости валют также будет варьироваться, что в конце концов, приведёт к девальвационным процессам в экономике государства В. Государство А, наоборот, получит преимущества в торговле, поскольку иностранной валюты государства В при совершении торговых операций, государство А будет получать больше, а покупать товар у государства В сможет по старым ценам.

Следовательно, международный механизм торговли между государствами имеет всего лишь одно логическое продолжение - построение модели зависимости более слабого государства от более сильного. Данный механизм работает эффективно для всех до тех пор, пока все участники механизма не достигают первичного дна экономического развития, обусловленного силой потенциала экономики к расширению. Достигнув некого первичного предела развития, слабая экономика, неминуемо, попадает в зависимость к более сильной посредством существования потребности дёшево экспортировать производимую продукцию, и дорого импортировать чужую. Возникающий торговый дефицит, данное государство вынуждено погашать посредством внешних заимствований. Логического завершения данная модель экономического развития не имеет, поскольку, совершенно очевидно, является тупиковой. Её тупиковость заключается в отсутствии чёткой программы развития развивающихся экономик, что дискредитирует менее развитые государства и вынуждает их сокращать имеющееся экономическое развитие, а затем даже жертвовать суверенитетом.

Таким образом, товарно-денежные отношения государств А и В, которые условно относились к первому типу государств, способных конкурировать друг с другом в производстве продукции и предоставлении услуг, а также имевшие взаимный равный торговый баланс относительно торговли друг с другом, посредством влияния действующего международного механизма экономических отношений, стремительно превращаются в сюзерена и вассала. Не трудно догадаться, что данный механизм не имеет плана сохранения состояния здоровой конкуренции, прошедшего огромный путь из пучины традиционной экономики.

Конечно можно трактовать форму развития данного механизма по принципам доктрины абсолютной эффективности использования территорий на основе капиталистической формы устройства общества, которая предусматривает потерю права владения собственником территории и её достояния при ведении им экономической деятельности, значительно уступающей по эффективности подобной деятельности аналогичного собственника другой территории, имеющего экономический потенциал к динамичному расширению собственной территории за счёт более высокой эффективности её деятельности. Возможно, данная теория частично пользуется спросом в некоторых государствах с развитой экономикой, однако она нарушает право нации на самоопределение и право нации (народа) на индивидуальность, которые

прописаны в уставе ООН. Укрывание нарушения данных прав может говорить лишь о том, что они принесены в жертву капиталистическому способу производства и потребления благ.

Хотя оправданием данной политики может служить факт принудительного силового способа перехода от традиционной экономической модели к более прогрессивной, что лишь приведет к положительному эффекту для такого государства (данный факт доказан и оспариванию не подлежит). Однако, увидеть и понять, действительно, правильные меры в данном вопросе, фактически, не представляется возможным, поскольку вопрос переходит в плоскость философии и демагогии [4].

И всё же, экономическое развитие по принципу борьбы эффективности менеджмента на разных территориях (в разных странах), является залогом возникновения и существования непрерывного научно - технического прогресса, который призван облегчить жизнь населения данных территорий, сделать её более комфортной, а также, привнести в неё новые явления, способные расширить человеческое мировоззрение и повысить уровень сознания общества [5].

Отношение государств А и С в процессе развития международной системы экономических взаимоотношений, достигших первичного дна экономического развития, приобретают ярко выраженный негативный окрас, поскольку зависимость государства С от импорта продукции из государства А становится более сильной, что приводит к дисбалансам в экономике государства С. Валюта данного государства, как правило, значительно дешевеет, относительно остальных валют для поднятия конкурентоспособности потенциала собственной экономики и её отраслей. Однако, это также приводит к удешевлению рабочей силы государства С, которая задействована в экономике государства А, что сопровождается ещё более сильным оттоком рабочей силы из государства С. Завершающим этапом данного развития является формирование низкой покупательной способности валюты государства С относительно импортируемой продукции, нарастание огромного государственного долга даже за ограниченное потребление импортируемой продукции государства А, а также формирование угрозы потери суверенитета при неспособности платить по долговым финансовым обязательствам.

Ситуация с государством Б наиболее критичная, поскольку данный тип государств так и не смог полноценно приспособится к системе товарно - денежных отношений, и поэтому данный тип государств, зачастую, даже не достигает первичного дна экономического развития, что позволяет развитым государствам рассматривать государство Б, как государство - придаток очень дешёвого (или бесплатного) сырья, дешёвой рабочей силы, либо как территорию для отработок новых политических, экономических, социальных и других технологий, в том числе экспериментальных. Система потребления импортируемой продукции полностью зависима и кредитуется развитыми государствами. Итогом ситуации является полностью отсутствующая промышленность в государстве, следом отсутствие конкурентной рыночной среды в экономике, слабая финансовая система с эффектом нарастающей инфляции, очень низкий коэффициент покупательной способности местной валюты, низкий уровень расходов на содержание социальной и экономической инфраструктуры, низкий индекс развития человеческого потенциала, а также низкий уровень потенциала развития экономики.

Данный механизм через некоторое время, бесспорно,

приводит к подавлению конкурентных экономик, что противоречит принципам свободы.

Однако наиболее существенным недостатком международного механизма валютных отношений является отсутствие свободного инструмента финансового конвертирования, который подчёркивает несостоятельность всего механизма. Именно отсутствие, так называемой, международной валютной биржи, выполняющей роль купли - продажи большинства валют мира в системе международных товарно - денежных отношений, и привело к установлению однополярной международной финансовой системы, в которой лишь одна валюта выполняет роль универсального средства по купле - продажи произведенного товара.

Рисунок 3 - Влияние международной валюты на мировую финансовую систему [6]

На рисунке 3 представлена условная зависимость большинства стран (представляющих основу мирово-

го ВВП) от единой международной валюты. Хотя, в большинстве своём, данная модель несколько упрощает процессы товарно-денежных отношений между государствами (что могло внести свою лепту в процессе её становления), однако с другой стороны создаёт наращённую массу финансового обеспечения, которое имеет фактическое товарное подкрепление (благодаря оценке произведённой продукции в международной валюте, для её последующего экспортирования). Поскольку выбранная международная валюта не является наднациональной, а всего лишь национальной, она позволяет пользоваться привилегиями оценки производимой продукции в мире, предназначенной для экспортирования. Помощником для подобной национальной экономики, в данной схеме, служит механизм валютных торгов (который торгует лишь собственной национальной/международной валютой), искусственно повышая, тем самым, стоимость данной валюты и удешевляя стоимость производства продукции в большинстве стран мира.

Таким образом, доказывается, что современный международный механизм валютных отношений является несовершенным, поскольку его деятельность дискриминирует большинство стран, ущемляя их права на торговлю, и привносит существенные преимущества государству - собственнику международной валюты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Иртыньев С. С. Экономика современного мира. /С.С. Иртыньев., К.С. Лесной // - М.: Вега, 2011.- 315с..

2. Фокс М. С. Экономика XXI. /М.С. Фокс., Л.Л. Портнов, Г.А. Миронов // - М.: Урса, 2014.- 425с..

3. Мирошниченко В.Р. Экономическая теория /В.Р. Мирошниченко// - М.: Уран, 2013.- 247с..

4. Мурованный К.Л.. Экономика современности. / Мурованный К.Л., Ринатов А.А.// К.: ВЕКТОР, 2012. - 431 с..

5. Берилов М. М. НТП. /М.М.Берилов.// - К.: Хрещатик, 2012.- 254с..

6. Мерингов С.В.. Международная финансовая система. /Мерингов С.В., Тор С.В., редактор: Гаврилова Т.С. // конспект лекций, М.: ЮНИТИ, 2014. - С. 4143.

REASONS FOR REFORMING OF THE INTERNATIONAL MECHANISM FOR MONETARY

RELATIONS IN THE MOST COUNTRIES

© 2015

A. S. Dougan, PhD of Public Administration, Associate Professor, Management of production department.

A.S. Pundikova, student

Donetsk State University of Management, Donetsk (Ukraine)

Abstract. International monetary and financial relations are an integral part and one of the most difficult areas of the market economy. The participants of currency relations are States, international organizations, legal entities and individuals. The article examines the main reasons of reforming the mechanism of international monetary relations between states, the structure of the world economic system, its shortcomings, as well as the essence of commodity - money relations between the two countries. They analysis the established world economic system, its main features and principles of operation. Particular attention is given to monetary and financial transactions related to international trade between countries. The inclusion of the world market into the process of circulation of capital means the transformation of the financial capital of the national currency into foreign currency and vice versa. This occurs when the international settlement, foreign exchange, credit and financial transactions take place. Thus, foreign relations occupy a special place in the national and world economy. One of the main factors that characterizes the shortcomings of the international arrangement of currency relations is the lack of free financial tools to convert. The article itself focuses on the absence of the international monetary exchange, which would perform the process of sale of currencies in the world in the international system of commodity-money relations on the permanent basis.

Keywords: economy, foreign relations, world currency, trade, commerce, exports, imports, money, dollar, financial system, resources, customers, products, competition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.