DOI 10.26105/SSPU.2020.65.2.014 YAK 316.472.4 ББК 60.524
И.В. САПОН
I.V. SAPON
ПРИЧИНЫ РАСКРЫТИЯ ЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОФИЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»
REASONS FOR SELF-DISCLOSURE IN SNS PROFILE: THE CASE OF "VKONTAKTE"
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Новосибирской области в рамках научного проекта № 19-411-543002 «Исследование самораскрытия в профиле на примере социальной сети "ВКонтакте"» The reported study was funded by RFBR and Novosibirsk region according to the research project № 19-411-543002 «Research of self-disclosure in the profile of social network site "VKontakte"»
Активное использование социальных сетей изменило привычные нормы приватности. Пользователи стали раскрывать большое количество персональных данных в онлайн-пространстве даже в ситуации, когда они осознают возможные негативные последствия. Цель данной статьи - выявить основные причины раскрытия личной информации в профиле социальной сети «ВКонтакте». Было проведено 40 очных интервью с пользователями в возрасте от 14 до 62 лет. В результате были выделены шесть основных причин раскрытия данных в профиле: удобство идентификации и быстрого доступа, самопрезентация и самопродвижение, публичное сохранение информации, рейтинг и стремление соответствовать ожиданиям других (конформизм). Исследование вносит вклад в понимание особенностей самораскрытия в профиле. Это может способствовать созданию комфортной и безопасной интернет-среды.
The popularity of social network sites has changed the perception of privacy. People disclose a large amount of personal data in the online space, even if they are aware of possible negative consequences. The purpose of this article is to identify the main reasons for self-disclosure in the SNS profile. We conducted 40 face-to-face interviews with VKontakte users between the ages of 14 and 62. The results showed that there are 6 main reasons for personal data disclosure in the SNS profile. These include the ease of user identification and connection with him, self-presentation and self-promotion, public storage of information, VKontakte rating and social influence (conformism).This can help to create a more comfortable and secure Internet environment
Ключевые слова: причины самораскрытия, социальные сети, профиль, персональные данные, приватность, «ВКонтакте».
Key words: reasons for self-disclosure, social network sites, profile, personal information, privacy, VKontakte.
Введение. Проблема приватности личных данных в современном мире стала важной темой исследований в различных областях науки, в том числе и в социологии. Социальные сети предоставили обширные возможности для удовлетворения потребностей в общении и самопрезентации, что привело к существенному изменению границ приватности людей. Как отмечает создатель Facebook Марк Цукенберг, миссия Facebook и других социальных сетей - «сделать мир более открытым и объединённым» [15, с. 399]. И, кажется, в этом смысле социальные сети действительно изменили мир: благодаря этим платформам люди стали раскрывать значительно больше персональных данных, чем прежде [12].
При регистрации в социальной сети пользователи заполняют профиль, который является некой визитной карточкой человека. В нём можно указать имя, фамилию, город, телефон, ссылки на аккаунты в других социальных се-
тях и иную личную информацию. Помимо идентифицирующей информации, пользователи могут делиться определенным личным контентом: фотографиями, видео, мыслями, эмоциями, новостями. Размещая информацию в публичном пространстве социальной сети, многие накапливают большую аудиторию подписчиков и могут впоследствии монетизировать свою популярность, рекламируя услуги, мероприятия или товары.
Раскрытие данных в социальной сети может происходить и по другим причинам. К примеру, информация в профиле снижает так называемую «информационную неопределённость», помогая гостям страницы составить портрет пользователя. Это увеличивает доверие и способствует поиску единомышленников, новых друзей и партнёров.
Но, к сожалению, «открытость» участников социальной сети может быть выгодна не только им самим. Личные данные в современном мире приобрели определённую ценность. Они собираются различными сервисами, коммерческими компаниями и государственными структурами [14], а также продаются на интернет-рынках. Информация может использоваться злоумышленниками в мошеннических или иных преступных целях. Например, фотографии из отпуска могут помочь при планировании времени ограбления. Таким образом, риски, связанные с раскрытием личных данных, в современном мире возросли.
Тем не менее, обычным пользователям достаточно трудно отследить связь между фактом раскрытия информация в социальной сети и действиями недоброжелателей. Как и сложно предвидеть долгосрочные последствия онлайн-открытости. Всё осложняется и некоторой инертностью пользователей. Было замечено, что даже личный опыт столкновения с онлайн-угрозами не всегда подталкивает людей к активным действиям по защите приватности своих данных. Они могут высказывать обеспокоенность по поводу потери приватности, но продолжать раскрывать личную информацию в публичном пространстве социальных сетей. Такое внешне нелогичное поведение пользователей получило название «парадокс приватности» [9].
Чтобы попытаться объяснить онлайн-поведение людей и найти логику в их действиях, прежде всего, на наш взгляд, необходимо рассмотреть причины, по которым пользователи раскрывают личную информацию. Это позволит понять, какие выгоды получают пользователи от публикации данных и что вынуждает их игнорировать связанные с этим риски.
На данный момент в зарубежной литературе достаточно хорошо изучены мотивы использования социальных сетей. Ряд исследователей отмечают, что раскрытие связано с мотивами пребывания в социальной сети. Так, в работе 2014 года было показано, что именно социальные мотивы использования сети влияют на раскрытие различных типов информации в профиле Facebook [8, с. 84]. В другой зарубежной работе отмечалось влияние не только социальных, но и гедонистических мотивов (получение удовольствия и радости от раскрытия информации). Также определённую роль играло стремление к самопрезентации и фактор социального влияния (стремление соответствовать ожиданиям других, не отставать от тренда) [11, с. 40].
Однако мы почти не встречаем работ, в которых бы рассматривались причины раскрытия данных в профиле вне контекста мотивов использования сети.
Похожая ситуация наблюдается и в отечественной социологии. Так, «Фондом общественного мнения» в 2016 году подробно были изучены мотивы использования социальных сетей российскими пользователями. Было выявлено, что пребывание в сети, прежде всего, необходимо пользователям для общения с друзьями и знакомыми, просмотра новостей, потребления видео- и аудиоконтента [2]. Схожие причины использования социальных сетей были отмечены и в другой отечественной работе того же периода. Было также показано, что люди используют «ВКонтакте», чтобы читать новости, общаться с друзьями и знакомыми, просматривать фотографии, слушать музыку
[1, с. 19]. Однако в приведённых работах не рассматривались причины публичного раскрытия информации в профиле социальной сети. Данная статья нацелена на то, чтобы заполнить возникший пробел.
Цель исследования - выявить причины раскрытия различных типов личной информации в профиле пользователей российской социальной сети «ВКонтакте».
Результаты проведённого нами ранее контент-анализа 2122 личных страниц показали, что различные типы информации в профиле социальной сети «ВКонтакте» раскрываются пользователями с разной частотой [4]. Так, наиболее часто публикуется город (85%), аватар (75%), список аудиозаписей (74%), образование (68%) и статус (63%). Реже всего указывается информация о любимых играх (19%), источниках вдохновения (20%) и политических предпочтениях (21%). Ещё до распространения интернет-сетей было замечено, что тип информации является ключевым элементом при принятии решения о раскрытии информации. К примеру, людей намного больше беспокоит безопасность их финансовой информации, нежели приватность демографических данных [10, с. 3]. Соответственно, мы предполагаем, что для разной информации в профиле есть свои причины раскрытия.
Теоретической основой нашей работы является теория управления приватностью (ТУП) Сандры Петронио (Communication privacy management theory). Как показал проведенный нами ранее обзор зарубежных эмпирических исследований, данная теория помогает наиболее системно объяснить самораскрытие в социальных сетях и даёт широкое представление о факторах, влияющих на него [3]. ТУП рассматривает мотивы человека как один из основных факторов, обуславливающих выбор степени приватности. Наше исследование сможет дополнить эту теорию пониманием мотивов самораскрытия в контексте профиля социальной сети. Результаты нашей работы также помогут привлечь внимание к проблеме приватности личных данных.
Материалы и методы. В данной работе в качестве метода исследования мы выбрали интервью, так как качественные методы могут способствовать наиболее глубокому пониманию причин раскрытия данных [10, с. 3].
В октябре 2019 года мы провели серию очных полуструктурированных интервью с 40 пользователями социальной сети «ВКонтакте». Возраст респондентов варьировался от 14 до 62 лет (средний возраст составил 28.23, SD = 11.45). Все они на момент проведения исследования были жителями Новосибирска, а также активными и опытными пользователями сети (дата регистрации «ВКонтакте» - не позже 2016 года). Респондентами стали близкие и дальние знакомые автора: его друзья, коллеги по работе, а также несколько студентов и школьников из различных учебных заведений города. Беседы длились от 15 до 30 минут. Благодаря тому, что автор был так или иначе знаком с респондентами, удавалось создать необходимую атмосферу, в которой можно было вести доверительный разговор о приватности и раскрытии данных в профиле.
В выборку вошли 24 мужчины и 16 женщин. Треть участников относились к возрастной категории от 19 до 24 лет. Ещё треть (32.5%) были в возрасте от 25 до 34 лет. Несовершеннолетние составили 15% выборки, а взрослые от 35 до 44 лет - 12.5%. Остальным участникам было больше 45 лет (10%). Респонденты были отобраны таким образом, чтобы возрастной состав выборки был наиболее близок возрастному составу генеральной совокупности, включающей всех активных пользователей социальной сети «ВКонтакте» (табл. 1).
Интервью включало в себя несколько вопросов. Первый вопрос касался того, какие социальные сети использует респондент и почему. Далее шли вопросы о том, как давно респондент пользуется социальной сетью «ВКон-такте», какая информация в профиле была заполнена при регистрации и почему, как пользователь менял данную информацию в течение всего времени. Все беседы были записаны на диктофон и расшифрованы. Затем
в ответах пользователей мы выделили схожие цитаты и сгруппировали их. В данной статье представлены ответы, касающиеся того, по какой причине пользователь раскрыл ту или иную информацию в профиле.
Таблица 1
Сравнение выборки с генеральной совокупностью
Возраст (лет) Возрастной состав аудитории «ВКонтакте» [7] Количество респондентов (чел.)
до 18 17.39% 6 (15%)
19-24 22,23% 12 (30%)
25-34 31.45% 13 (32.5%)
35-44 16.75% 5 (12.5%)
45-54 6.69% 2 (5%)
55 и старше 5.49% 2 (5%)
ИТОГО 100% 40
Результаты и обсуждения результатов. Большинство опрошенных респондентов рассказали, что используют социальную сеть «ВКонтакте» для общения (55% упоминаний). Далее шли: прослушивание музыки (20%), просмотр ленты новостей (14%), реклама деятельности и услуг (0,8%), просмотр видео (0,7%) и мемов (0,7%), пребывание в группах (0,6%) и желание делиться фото (0,4%).
В ходе интервью респонденты рассказали о различных причинах раскрытия информации в профиле данной социальной сети, среди которых мы выделили 6 основных: удобство идентификации, удобство быстрой связи, конформизм, рейтинг,самопрезентация и самопродвижение, публичное сохранение данных.
Рассмотрим подробнее каждую из этих причин.
1. Удобство идентификации
Многие респонденты отмечали, что стремятся сделать свой профиль доступным для поиска - чтобы другие могли легко найти его. Для этого они раскрывают идентифицирующую информацию. Важную роль в этом процессе играет фотография профиля. Именно она позволяет безошибочно определить владельца. Другой информацией, способствующей идентификации, является имя, фамилия, возраст, город, место работы или учёбы.
Ж, 21: «У меня всегда на аватарке стоит моя фотография. Я староста, люди должны знать, как я выгляжу, чтобы находить меня. Да я и сама не люблю, когда ставят картинки, неудобно, непонятно: он это или не он?».
М, 27: «Я не понимаю людей, которые ставят на аватар котиков и собачек или меняют имена. Добавляется к тебе какой-нибудь Кот-бегемот: имя и фамилия непонятны. Потом оказывается, это парень с работы! Говорит: "А почему ты меня не добавил?". А откуда я мог знать, что это он?».
М, 26: «Я ставлю своё фото на аватар. Мне кажется это честным: я общаюсь с человеком и вижу его, а он видит меня».
Как видно из последней цитаты, фотография помогает создать доверительное взаимодействие между участниками коммуникации, даже если они незнакомы.
2. Удобство быстрой связи
Другой не менее популярной причиной раскрытия данных является «удобство быстрого доступа». Рассказывая о причине размещения контактных данных в профиле, пользователи отмечают, что заботятся о том, чтобы другим было легко с ними связаться. Номер телефона, указанный в профиле, помогает такому оперативному контакту.
М, 20: «Номер телефона у меня в профиле был всегда. Потому что не все его знали, а иногда от меня требовалось что-то оперативное».
М, 31: «Номер телефона открыл, чтобы люди могли меня найти: бывают такие ситуации, когда я срочно нужен, а номера нет».
Ж, 20: «У меня указан Instagram, Twitter и номер телефона. Я открытый человек: если вам надо со мной связаться, то - пожалуйста».
На наш взгляд, есть смысл говорить о существовании некой этической нормы «поступай так, как хотел бы, чтобы поступали другие».
Ж, 26: «Номер телефона - как выложила в первый год регистрации, так он и "висит". Я к этому очень спокойно отношусь. Если мне надо найти человека, я захожу к нему на страничку "ВКонтакте", смотрю: "О, здорово! У тебя есть номер, круто!". Поэтому я и свой никогда не удаляла».
Таким образом, пользователи охотно раскрывают личную информацию в профиле, преследуя цель социального взаимодействия. Они хотят наладить доверительное общение и стараются сделать профиль максимально удобным для других [6].
3. Конформизм
Однако раскрытие данных не всегда является результатом осмысленных действий пользователей. Нередко они публикуют информацию «по инерции» или проявляют конформизм, следуя общепринятым нормам данного сообщества. Несколько респондентов признались, что при регистрации не знали, какой объём данных необходимо раскрыть. Поэтому они заполнили максимальное количество полей в профиле, думая, что это является необходимым условием пребывания в социальной сети.
Ж, 26: «Зачем школу указала? Ну, скорее, из серии "для галочки": если есть пункт, то его нужно заполнить».
М, 22: «Я заполнил максимально - всё, что можно было. Я решил, что это какая-то обязательная вещь. Если есть такая графа, значит там что-то должно быть».
Однако после того, как произошла адаптация в данной онлайн-среде, пользователи пришли к пониманию, что публиковать всю информацию в профиле было вовсе не обязательно. Тогда многие удалили её или значительно изменили.
М, 50: «Сначала я заполнил всё честно. А потом заметил, что некоторые указывают, например, 1900 год рождения. И тогда я тоже изменил свой».
Ж, 25: «Там было написано "Загрузите свою фотографию". И все вначале загружали, и только потом разбирались, что никто ничего не проверяет».
О подобных установках пользователей также упоминалось в зарубежных работах. Отмечалось, что люди рассматривают определённый уровень раскрытия в профиле как необходимое условие нахождения в социальной сети [6]. Также пользователи стремятся соответствовать ожиданиям других и не отставать от общих тенденций. Обычно они раскрывают данные, видя, что другие делают то же самое [11, с. 41].
4. Рейтинг
Интересной деталью, о которой упоминали респонденты, был рейтинг, существовавший на ранних этапах развития социальной сети «ВКонтакте». Он располагался под аватаром каждого пользователя в виде специальной шкалы. Заполнение профиля повышало этот показатель, что давало пользователю определённые преимущества: профили с высоким рейтингом располагались выше остальных в списке друзей или в поиске. Некоторые настолько сильно желали набрать баллы, что нередко покупали их за деньги. Данной функции социальной сети уже не существует. Тем не менее она сыграла свою роль в раскрытии данных.
Ж, 26: «Раньше в зависимости от того, насколько у тебя заполнена страница, профилю присваивался рейтинг. Но потом все стали накручивать его другими способами, не раскрытием данных».
Ж, 20: «Когда был рейтинг, у меня в профиле было больше информации: что-то заполняла честно, что-то придумывала».
М, 21: «Тогда был рейтинг, и я заполнил "лишь бы было": выбрал из вариантов что-то на тот момент близкое к себе. Хотя, не думаю, что из этого можно было многое обо мне узнать».
5. Самопрезентация и самопродвижение
Другой стимул раскрытия личных данных в профиле - реклама определённой деятельности. Респонденты отмечали, что подробно заполняют профиль, когда используют социальные сети для самопиара и продвижения своих услуг.
М, 50: «Я использую социальную сеть как информационный и имиджевый инструмент, а также как способ рассказать людям о каком-то своём начинании или мероприятии».
М, 51: «Раньше мне было неинтересно заполнять профиль. Я не обращал на это внимание, потому что общался только с друзьями, а они и так всё про меня знали. Но сейчас, когда я звукорежиссер и музыкант, и занимаюсь продвижением своих услуг, я заполнил профиль и выкладываю фрагменты своих аудио- и видеозаписей. Теперь там есть родной город, локация, телефон, взгляды. Мне хочется, чтобы новые люди узнавали обо мне и моей деятельности».
Респонденты также отмечали, что раскрывают именно те данные, которые показывают их лучшие качества. То есть пользователи сознательно управляют впечатлением о себе.
Ж, 20: «Я указывала школу и вуз, когда училась в нормальном лицее и в НГУ».
Ж, 35: «Я указала образование, потому что это очень важно для меня. Всё-таки НГУ - один из лучших вузов Новосибирска. Вообще я во многих школах училась, но указала только одну, где я была в естественно-математическом классе. Чтобы показать, что я не только гуманитарий, но что я ближе к людям, которые занимаются точными науками. Вот так меня воспринимайте!».
В зарубежной литературе создание самопрезентации также рассматривалось в качестве важной причины самораскрытия пользователей [11, с. 41].
6. Публичное сохранение данных
Многие респонденты признавались, что пользуются личной страницей социальной сети как публичным блокнотом, размещая в ней информацию «для себя». Такое необычное использование данного виртуального пространства объясняется удобством хранения информации в открытом доступе, а также привычкой постоянно находиться в социальной сети.
М, 27: «Я сейчас добавляю, в основном, любимые фильмы и цитаты. Это как памятка или блокнотик. Бывает, сидишь где-нибудь в гостях с телефоном, и какая-то цитата понравилась, взял и записал. Но в профиль я помещаю именно то, что может быть интересно и другим. А вообще у меня есть своя закрытая группа, куда я вообще всё подряд кидаю "чисто для себя": интересные мысли, фотографии, музыку, видео, плюс какие-то свои наброски и записи».
М, 26: «Я загружал фотографии в сеть, просто чтобы они сохранились. В какой-то момент я решил, если что-то с телефоном случится, то пусть фото хотя бы в "ВК" останутся».
Удобство хранения информации также отмечалось в зарубежных исследованиях как значимая причина раскрытия данных [13].
Пользователям также нравится делиться интересным контентом с другими. Они пополняют списки предпочтений в своём профиле (названия лю-
бимых книг, фильмов и музыки), чтобы иметь возможность рекомендовать их друзьям. При этом и сами охотно просматривают такие рекомендации в чужих профилях.
Ж, 26: «При регистрации я заполнила списки любимых книг и фильмов. Потом что-то исчезало, что-то появлялось. Но была пара книг, которые находятся там с самого начала и до сих пор. Я считаю, что это хорошие книги. Если вы зашли ко мне на страницу и увидели эту информацию, то почитайте их, они классные! Почему-то это ценно для меня. Наверное, потому что у самой вечная проблема - поиск».
М, 22: «Мой список фильмов - он и для меня, и для товарищей. Например, если мы соберёмся посмотреть фильм и у нас встанет вопрос выбора».
М, 38: «Я заполнил списки любимых книг, фильмов и цитат. А потом к ним отсылал своих знакомых, когда они спрашивали: "Какие фильмы посмотреть?", "Какие книжки почитать?". Я говорил: "Вот там есть информация, выбери что-нибудь оттуда"».
Этот респондент также отметил, что информация, отражающая его интересы, помогает гостям страницы составить точное представление о том, что он за человек: «А если кто-то незнакомый заходит на мою страницу, он может посмотреть мой список книг и фильмов и понять, хочет ли он со мной общаться».
Таким образом, как уже не раз отмечалось в зарубежных исследованиях, информация в профиле упрощает социальную валидацию и способствует сближению людей со схожими интересами [5, с. 649].
Как видим, одна и та же информация в профиле может быть многофункциональной. А отношение к ней может меняться от человека к человеку. Если для кого-то номер телефона в профиле - это всего лишь способ облегчить связь, то для другого это личная информация, которую не хочется раскрывать посторонним. Соответственно и причины раскрытия одной и той же информации в профиле для разных людей могут значительно варьироваться.
Выводы. В представленной статье нами были выделены шесть основных причин раскрытия личной информации в профиле социальной сети «ВКонтакте»: удобство идентификации и быстрого доступа, самопрезентация и самопродвижение, публичное сохранение данных, рейтинг аккаунта и конформизм. Очевидно, в контексте профиля социальной сети самораскрытие происходит несколько иным способом и по иным причинам, нежели в оффлайн-контексте.
В целом, можно сказать, что пользователи стараются сделать свою страничку максимально полезной для себя, наполнив её интересным контентом. Они отмечают, что им нравится хранить в открытом онлайн-доступе информацию о любимых книгах, фильмах, музыке, размещать фотографии, аудио и видеозаписи. Они используют эту информацию сами и охотно делятся ею с друзьями.
Также пользователи ценят удобство и скорость, а открытые данные в профиле как раз помогают экономить время на поиск «друзей» и социальную идентификацию. Поэтому многие заботятся о том, чтобы их аккаунт содержал основную информацию и был удобен для поиска. Они указывают город, возраст, место учёбы и работы, ставят узнаваемое фото. Также они раскрывают номер телефона для быстрой связи с ними, тем самым сокращая временные затраты других на поиск их контактных данных. Таким образом, раскрывая данные в профиле, пользователи руководствуются и определёнными этическими соображениями.
К сожалению, не всегда действия пользователей, связанные с раскрытием данных, являются осознанными и обоснованными. Нередко люди поддаются влиянию внешних факторов. Многие респонденты признались, что заполняли профиль «по инерции» или в попытке занять высокое положение в неком рейтинге.
Также мы отмечаем, что цели пребывания пользователя в социальной сети влияют на уровень его самораскрытия. К примеру, если у человека появляется потребность в самопрезентации и продвижении услуг, он с большей вероятностью заполняет профиль. Так он увеличивает доверие других к своей личности и предоставляет необходимую информацию о своих услугах.
Вполне возможно, что вышеперечисленные удобства, получаемые от раскрытия личной информации в профиле, перевешивают возможные негативные последствия. И это в какой-то степени может являться объяснением «парадокса приватности».
Однако стоит понимать, что качественные методы исследования, например, интервью, не могут дать точных статистически выверенных закономерностей, но они могут вскрыть отдельные черты явления и показать ход мысли людей. В силу чего выявленный список причин нельзя считать полным и единственно верным. Для более точных результатов данные выводы нуждаются в проверке количественными методами.
Таким образом, результаты нашего исследования помогут созданию теоретической модели онлайн-самораскрытия в коммуникации «один-ко-многим», что будет важно для понимания особенностей публичного самораскрытия пользователей и будет способствовать созданию комфортной и безопасной интернет-среды.
Литература
1. Ефимова Г.З., Зюбан Е.В. Влияние социальных сетей на личность // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. Т. 4. №. 5. С. 1-27.
2. Онлайн-практики россиян: социальные сети. 2016. Режим доступа: http:// fom.ru/SMI-i-internet/12495 (дата обращения: 28.02.2020).
3. Сапон И. В., Леденев Д.Е. Самораскрытие пользователей в социальных сетях: теоретический обзор // Вестник НГУЭУ. 2018. №. 3. С. 267-288.
4. Сапон И.В., Леденев Д.Е. Раскрытие личной информации в профиле социальной сети «ВКонтакте» // Устойчивое развитие науки и образования: материалы международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и социальные сети: определяем будущее». Воронеж, 2018. № 9. С. 207-214.
5. Bazarova N.N., Choi Y.H. Self-disclosure in social media: Extending the functional approach to disclosure motivations and characteristics on social network sites // Journal of Communication. 2014. Vol. 64. No. 4, p. 635-657.
6. Boyle K., Johnson T.J. MySpace is your space? Examining self-presentation of MySpace users // Computers in Human Behavior. 2010. Vol. 26. No. 6, p. 13921399.
7. Brand Analytics. Статистика социальных сетей. Январь 2020. Режим доступа: https://br-analytics.ru/statistics/author/(дата обращения: 28.02.2020).
8. Chang C.W., Heo J. Visiting theories that predict college students' self-disclosure on Facebook // Computers in Human Behavior. 2014. Vol. 30, p. 79-86.
9. Kokolakis S. Privacy attitudes and privacy behaviour: A review of current research on the privacy paradox phenomenon // Computers & security. 2017. Vol. 64, р. 122-134.
10. Marwick A., Hargittai E. Nothing to hide, nothing to lose? Incentives and disincentives to sharing information with institutions online // Information, Communication & Society. 2019. Vol. 22. No. 12, p. 1697-1713.
11. Park H. Why Do People Disclose Themselves in Social Networking Services?: A Study of Factors Affecting on Self-Disclosure on Facebook. Thesis. Seoul, 2015, р. 75.
12. Schouten A.P., Valkenburg P.M., Peter J. An experimental test of processes underlying self-disclosure in computer-mediated communication // Cyberpsychol-ogy: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2009. Vol. 3. No. 2.
13. Waters S., Ackerman J. Exploring privacy management on Facebook: Motivations and perceived consequences of voluntary disclosure // Journal of Computer-Mediated Communication. 2011. Vol. 17. No. 1, p. 101-115.
14. Xie L. Who Moved My data? Information Privacy Concerns In the Big Data Era // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 4th International Symposium on Social Science (ISSS 2018). 2018. Vol. 89, p. 306310.
15. Xie W., Kang C. See you, see me: Teenagers' self-disclosure and regret of posting on social network site // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 52, p. 398-407.
References
1. Efimov G.Z. Zuban E.V. Influence of Social Networks on Personality Mir nauki [World of science], 2016, No. 5, p. 1-27 (in Russian).
2. Online practices of Russians social network sites. [Electronic resource]. Available at: http://fom.ru/SMI-i-internet/12495 (date accessed: 28.02.2020) (in Russian).
3. Sapon I.V, Ledenev D.E. Self-disclosure in the social network VKontakte Us-toychivoye razvitiye nauki i obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoy nauch-no-prakticheskoy konferentsii «Sovremennyye informatsionnyye tekhnologii i sotsial'nyye seti: opredelyayem budushcheye». [Sustainable development of science and education: materials of the international scientific and practical conference «Modern information technologies and social networks: defining the future»]. Voronezh, 2018, No. 9, p. 207-214 (in Russian).
4. Sapon I.V., Ledenev D.E. Self-disclosure on social network sites: A theoretical review. Vestnik NGUEU [NSUEM Bulletin], 2018, No. 3, p. 261-288 (in Russian).
5. Bazarova N.N., Choi Y.H. Self-disclosure in social media: Extending the functional approach to disclosure motivations and characteristics on social network sites, Journal of Communication, 2014, Vol. 64, No. 4, p. 635-657.
6. Boyle K., Johnson T.J. My Space is your space? Examining self-presentation of My Space users, Computers in Human Behavior, 2010, Vol. 26, No. 6, p. 13921399.
7. Brand Analytics. Social network statistics. January 2020. [Electronic resource]. Available at: https://br-analytics.ru/statistics/author/ (date accessed: 28.02.2020).
8. Chang C.W., Heo J. Visiting theories that predict college students' self-disclosure on Facebook, Computers in Human Behavior, 2014, Vol. 30, p. 79-86.
9. Kokolakis S. Privacy attitudes and privacy behaviour: A review of current research on the privacy paradox phenomenon, Computers & security, 2017, Vol. 64, pp. 122-134.
10. Marwick A., Hargittai E. Nothing to hide, nothing to lose? Incentives and disincentives to sharing information with institutions online, Information, Communication & Society, 2019, Vol. 22, No. 12, pp. 1697-1713.
11. Park H. Why Do People Disclose Themselves in Social Networking Services?: A Study of Factors Affecting on Self-Disclosure on Facebook, Thesis. Seoul, 2015. p. 75.
12. Schouten A.P., Valkenburg P.M., Peter J. An experimental test of processes underlying self-disclosure in computer-mediated communication, Cyberpsychol-ogy: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace, 2009, Vol. 3, No. 2.
13. Waters S., Ackerman J. Exploring privacy management on Facebook: Motivations and perceived consequences of voluntary disclosure, Journal of ComputerMediated Communication, 2011, Vol. 17, No. 1, p. 101-115.
14. Xie L. Who Moved My data? Information Privacy Concerns In the Big Data Era, Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 4th International Symposium on Social Science (ISSS 2018), 2018, Vol. 89, p. 306-310.
15. Xie W., Kang C. See you, see me: Teenagers' self-disclosure and regret of posting on social network site, Computers in Human Behavior, 2015, Vol. 52, pp. 398-407.