Научная статья на тему 'Причины провала рыночно-капиталистических преобразований и необходимость новых, радикальных реформ в Украине'

Причины провала рыночно-капиталистических преобразований и необходимость новых, радикальных реформ в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — З П. Коровина, А Г. Игольников

Рассматриваются причины разрушительного характера рыночно-капиталистических преобразований в Украине в 1991-2009 гг. и обосновано содержание новых радикальных реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reasons for a destructive character of market-capitalist transformations in Ukraine in 1991-2009 are considered and the content of new radical reforms is substantiated

Текст научной работы на тему «Причины провала рыночно-капиталистических преобразований и необходимость новых, радикальных реформ в Украине»

З.П. Коровина, д.э.н., А.Г. Игольников, к.э.н.

ПРИЧИНЫ ПРОВАЛА РЫНОЧНО-КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И НЕОБХОДИМОСТЬ НОВЫХ, РАДИКАЛЬНЫХ РЕФОРМ В УКРАИНЕ

Рассматриваются причины разрушительного характера рыночно-капиталистических преобразований в Украине в 1991-2009 гг. и обосновано содержание новых радикальных реформ.

Розглянуто причини руйтвного характеру ринково-кап1тал1стичних перетворень в УкраШ у 1991-2009 рр. та обтрунтовано зм1ст нових радикальних реформ.

The reasons for a destructive character of market-capitalist transformations in Ukraine in 1991-2009 are considered and the content of new radical reforms is substantiated.

Девятнадцать лет рыночно-капиталистических преобразований в Украине сопровождались масштабными разрушительными процессами и привели благополучную страну на грань дефолта и катастрофы. Для спасения народа и страны необходимы новые, радикальные экономические реформы. Для их разработки и реализации следует изучить собственный провальный опыт реформирования, причины разрушительного характера реформ и на их основе разработать и постепенно внедрять новые, радикальные реформы. Один из вариантов таких реформ предлагается.

До начала рыночно-капиталистических преобразований Украина была одной из благополучных стран мира, Европы и СССР. По уровню развития она занимала 7-е место в мире, а по производству электроэнергии, железной руды, стали, угля,

© З.П. Коровина, А.Г. Игольников, 2009

зерна, бобовых, молока и мяса на душу населения Украина была на уровне таких стран, как Англия, Германия, Италия и Япония. Украина располагает 25 % мировых запасов чернозема и могла бы прокормить 250,0 млн. чел. Составляя 18 % от СССР по численности населения, она производила от союзного уровня 52,6 % сахара, 45,5 % железной руды, 40,8 % чугуна, 26,1 % зерновых, 25,4 % животного масла. Третью часть от союзного уровня она производила стали и стальных труб, растительного масла, телевизоров, электродвигателей, магнитофонов и многих других товаров. Уровень потребления основных продуктов питания на душу населения в Украине был на европейском уровне и приближался к нормам ВОЗ. По оценке зарубежных и отечественных экономистов, из всех союзных республик Украина была наиболее подготовленной для эффективного перехода на рыночные отношения. В начале 90-х годов ХХ в. Украина не испытывала необходимости в радикальных экономических и социальных реформах. При советском уровне и темпах роста (3,0 % в год) во второй половине 80-х годов ХХ в. Украина за два последних десятилетия, без всяких реформ, к 2010 г. могла бы стать одной из самых развитых стран мира.

Однако под воздействием масштабной пропаганды (бума, эйфории, ажиотажа) о «порочности» плановой и «высочайшей эффективности» рыночной экономической системы правящие структуры Украины начали переход на рыночную экономику в 1991 г. без научной, организационной и методической подготовки. При этом под влиянием идеологов Запада (МВФ и советников США) была выбрана самая неэффективная модель рынка - свободный рынок в шоковом варианте. В СМИ уверенно утверждалось, что ничего лучшего, чем рынок, человечество не придумало и при переходе на рыночные отношения Украина за два года вольется в круг самых развитых стран мира, а при отделении от СССР, в котором она кормила Россию и другие республики, уровень жизни населения резко возрастет.

Первая Концепция и Программа перехода Украинской ССР к рыночной экономике была одобрена Постановлением Верховного Совета Украинской ССР и подписана председателем ВС УССР Л. Кравчуком 1 ноября 1990 г. В Концепции указывалось, что в Украинской ССР созданы «необходимые предпосылки для обеспечения собственной политики перехода к рыночной экономике в целях повышения жизненного уровня народа Украины» и что «переход к рынку вполне реален в течение 1991 - 1992 гг.», то есть всего за два года. В этой Концепции предусматривалось разгосударствление и приватизация собственности, свободное ценообразование, введение национальной валюты, свобода предпринимательства, формирование рыночной инфраструктуры. Переход к рынку в Украине начался в 1991 г., когда она еще находилась в составе СССР.

Впоследствии каждый новый Кабинет Министров Украины разрабатывал собственную программу (иногда две) реформирования экономики Украины (или программу действий Кабинета Министров) со сроком формирования рыночных отношений за два года или в течение срока полномочий правительства. С 1991 по 2009 г. сменились три президента и четырнадцать Кабинетов Министров Украины, два премьер-министра занимали эту должность дважды. Большинство правительственных программ реформирования были одобрены Верховной Радой. При этом наблюдалась частая сменяемость правительств. Семь из них находились у власти в пределах года, три правительства управляли государством в течение 1,5 лет, четыре Кабинета Министров были во власти до 2,5 года. Целью всех программ реформирования было повышение уровня жизни населения на основе ускорения экономического роста. Разные по объему и структуре правительственные программы имели однотипное содержание, в которых предусматривался перевод экономики на рыночные отношения, в том числе приватизация трудовой, общественной собственности, либерализация всех сфер деятельности, свободное ценообразование, рыночные методы распределения дохода, развитие и поддержка предпринимательства. Цель производства определялась однозначно - как получение высокой прибыли, повышение уровня жизни населения.

В программах намечалось также развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, совершенствование налоговой и финансовой систем, создание высокотехнологических отраслей. Особое внимание в первых программах уделялось повышению, улучшению и совершенствованию всех сфер деятельности, и в том числе социальной. По мере расширения реформ и соответственно разрушения экономики намечались чрезвычайные меры по выходу страны из кризиса и ее стабилизация. Однако экономика с некоторым перерывом (2000-2004 гг.) продолжала разрушаться.

По содержанию все правительственные программы не являлись таковыми, а представляли собой декларации о намерениях. В них не было механизма реализации намеченных мероприятий, то есть не было конкретных способов выполнения мероприятий, сроков их выполнения, ответственных исполнителей и источников финансирования. Программы разрабатывались в скоростном режиме (1-2 месяца), кулуарно, без общественного обсуждения. Некоторые программы не обсуждались даже в Верховной Раде. Более того, всякое участие специалистов, не входящих в правительственные структуры, в обсуждение программ не допускалось. Несмотря на масштабное разрушение, власть и реформаторы-демократы непрерывно обещали небывалые успехи и процветание в ближайшее время. Обещания не выполнялись. Однако очередные правящие структуры свои обещания не соотносили с реальным положением дел в экономике и с уровнем достижений республики до реформ, которое они назвали застойным.

С самого начала реформ якобы внезапно и неожиданно началось ускоренное, обвальное и оглушительное разрушение экономического потенциала республики, глобальный рост цен, остановка заводов, массовая безработица. На фоне продолжавшейся в СМИ пропаганды о высокой эффективности рынка и незамедлительного повышения благосостояния граждан масштабное и внезапное разрушение экономики и жизни населения в сравнительно богатой республике было настолько абсурдным, что не только обычные граждане, но и экономисты, многие годы доказывавшие необходимость устранения недостатков плановой системы и ее совершенствования, оказались в шоке и не могли понять, что произошло? Как можно было в

мирное время, за сравнительно короткие сроки осуществить такое масштабное разрушение благополучной экономики и уровня жизни людей, которое превышало разрушение в период ВОВ более чем в 2 раза. За период с 1991 по 1998 г. спад производства составил 60 %, цены росли гипертрофическими темпами, заработная плата снижалась, потребление основных продуктов питания уменьшилось в 2 раза. В то же время сколачивались огромные капиталы и вывозились за рубеж. Впоследствии в 2000 - 2004 гг. обозначился рост ВВП, при низком уровне жизни населения и высоких ценах, а в 2008 - 2009 гг. снова начался спад производства, рост безработицы, повышение цен на основные продукты питания (в 1,5-2 раза).

Такое масштабное разрушение экономики и жизни народа было не только внезапным и непредсказуемым, но и алогичным. Разрушений вообще быть не должно. Это было обусловлено высоким экономическим потенциалом страны до реформ, содержанием реформ, как таковых, назначением и целью их проведения, а также правительственными программами проведения рыночных реформ, в которых намечалось повышение уровня жизни населения, ускоренный рост экономики и эффективности производства.

По содержанию экономические реформы, в том числе рыночные, представляют собой прогрессивные изменения, переустройства, преобразования в экономике и гуманитарной сфере. Экономические реформы в любом государстве намечаются и проводятся, когда в стране формируются негативные процессы и явления, в том числе снижается уровень и темпы развития экономики и эффективности производства, страна отстает в своем развитии от развитых стран мира, надвигается экономический кризис и недостаточно удовлетворяются потребности населения. Экономические реформы проводятся также после разрушительных войн и глобальных природных катастроф для восстановления разрушенной страны. Но во всех случаях экономические реформы должны приводить к улучшению состояния дел в экономике и повышению уровня жизни населения, в противном случае они не должны проводиться. В Украине в последние десятилетия до реформ не было ни войн, ни глобальных катастроф. Следовательно, не было объективных причин для разрушения экономики и жизни народа в период «прогрессивных» рыночных реформ.

Однако страна (все ее сферы) разрушалась в ускоренном темпе и ни одно правительство или сообщество журналистов и рыночников-демократов не удивлялись этому, не поднималась проблема о прекращении разрушительных реформ или замены принятой модели рыночной системы на более прогрессивную. Шел процесс ускоренной приватизации и разграбления трудовой собственности, процесс наживы и обогащения «новых украинцев» и обнищания трудового населения.

В то же время с самого начала рыночных реформ известные зарубежные и отечественные экономисты Дж. Гэлбрейт, Л. Маше-Суница, Дж. Стиглиц, С. Дзарасов, С. Кара-Мурза, С. Ковалевский, С. Кузьмин, В. Куликов, В. Кушлин, В. Лисички, Л. Шелепин, Б. Плышевский, И. Фроянов, М. Павлевский, Ю. Пахомов, В. Сиренко, И. Чиж и В. Андри-енко и международные группы видных экономистов «Адженда» предупреждали правящие структуры и реформаторов о несостоятельности и даже порочности выбранной модели свободного рынка в шоковом варианте и неизбежности их разрушительного воздействия на экономику и жизнь народов в постсоветских государствах.

С середины 90-х годов ХХ в. и до последнего времени разные экономисты убедительно доказывали неизбежность наступления в Украине дефолта и национальной катастрофы. Однако властные структуры под давлением олигархов и идейным руководством зарубежных структур из-за излишней самонадеянности, амбициозности и в корыстных интересах игнорировали как научно обоснованные предложения по совершенствованию модели рынка, методов реформирования и программ проведения реформ, так и предупреждения о неизбежности провала реформ и наступления дефолта и национальной катастрофы. Каждое новое правительство и президент не обращали внимание на масштабные разрушения и продолжали обещать народу рост, процветание и благополучие если не за два года, то обязательно через 10 лет.

Однако проходили годы и десятилетия, а власть и капитал имущие ограничивались обещаниями и в то же время ускоренными темпами обогащались, увеличивали свои льготы, привилегии, строили дворцы за счет обнищания народа.

Для населения Украины (и стран СНГ) еще в 90-х годах ХХ в. стало вполне очевидным, что все властные структуры, реформаторы-демократы, миллиардеры и миллионеры, представители бывшего партийно-хозяйственного клана или преступных группировок, которые организовали антинародные реформы, предпринимают меры, чтобы продолжать разрушительные реформы для собственной наживы и обогащения. Они организовали работу не за создание развитого государства и высокого благосостояния граждан, а за захват и передел собственности и власти, за собственные высокие доходы, масштабные льготы и привилегии не только себе, но и своим многочисленным родственникам и коллегам.

Одновременно с разрушительными процессами в Украине начались поиски причин внезапного, не предусмотренного в программах, разрушения экономики и социальной сферы. Была выявлена широкая совокупность недостатков, просчетов, ошибок и заведомо неверных решений при проведении рыночных реформ, которые авторы таких исследований называли причинами, но которые по внутреннему содержанию не были причинами разрушения экономики и провала реформ, а лишь оказывали отрицательное влияние на ход реформ. В состав таких ошибок и просчетов (якобы причин) были включены следующие: сложность перехода от «порочной» плановой к «прогрессивной» рыночной экономике; недостаточные сроки проведения реформ; наличие переходного периода от одной системы к другой, когда, по мнению рыночников-демократов, все показатели состояния экономики до реформ в переходный период должны снижаться; недостаточная научная и организационная подготовка к реформам, искусственное завышение эффективности рыночной системы; неправильная идеология стартового периода, когда вместо постепенного реформирования стали революционно разрушать не только плановую систему, социализм и их инфраструктуру, но и материальное производство. Авторы выявленных недостатков и неправильных решений как бы оправдывали разрушительные последствия и даже провал рыночных реформ, которые якобы неожиданно возникли в процессе реформирования и не имеют никакого отношения к содержанию и цели рыночной экономической системы и не снижают ее прогрессивного характера по сравнению с плановой экономикой. Это означало, что, по мнению ряда исследователей, выбранная модель рыночной экономики - свободный рынок в шоковом варианте - и нецивилизованная капиталистическая формация, то есть рыночный капитализм, не оказывали разрушительного влияния на экономику и их целесообразно продолжать. Ряд исследователей в кооперации с власть и капитал имущими продолжали защищать разрушительную рыночную экономическую и общественно-политическую системы, так как они создавали условия для их наживы и обогащения за счет обнищания наемных работников и пенсионеров. При этом разрушалось само государство.

Между тем, какое бы правительство не пришло к власти, ему сложно будет вывести страну из нынешнего катастрофического состояния, если не заменить действующий недееспособный рыночный капитализм на другую более прогрессивную систему и формацию потому, что все основные признаки современной системы направлены на наживу и обогащение, на приращение капитала, а не на экономический рост, повышение эффективности производства и уровня жизни населения, как намечалось в начале реформ.

Основной признак рыночного капитализма - частная собственность на средства производства - привел к захвату и переделу общественной, трудовой собственности узкой группой властных и криминальных структур, к разграблению, банкротству предприятий и разрушению производственного потенциала советского периода и, естественно, к резкому росту безработицы и нищеты. Масштабная пропаганда в СМИ о том, что только частный собственник способен повысить эффективность производства, а общественная собственность - это ничейная собственность и никто не заинтересован в ее эффективном использовании, изначально была обманом. Захватившие за бесценок трудовую собственность «новые украинцы» были заинтересованы не в эффективном использовании производственного потенциала, а в получении максимальной прибыли. Последнюю можно было получить двумя

путями. Первый путь - техническое перевооружение производства, снижение энергоемкости, совершенствование организации производства и, соответственно, снижение затрат. Но этот путь могли осуществить образованные, способные и социально ответственные специалисты. Однако новые частные собственники пошли другим путем. Они продолжали эксплуатировать устаревшие производственные основные фонды, повышали затраты и систематически завышали цены. Миф о высокой эффективности частного собственника развеялся за 2 - 3 года реформирования. В погоне за прибылью ускоренными темпами снижали объем и эффективность производства, повышали затраты, цены и разрушали производственный потенциал страны.

Важнейший признак рыночного капитализма - свободные рыночные цены при рыночном капитализме вместо плановых, стабильных цен при плановом социализме незамедлительно привели к гипертрофическому росту цен и тарифов. Это, как отмечалось выше, происходило в стремлении к максимальной прибыли. Получение максимальной прибыли стало не только целью новых капиталистов в Украине, но и целью всей рыночно-капиталистической системы в течение всех 19 лет реформ. Непрерывный рост цен (и тарифов), и в первую очередь на продукты питания и товары первой жизненной необходимости, не только приводил к нищете наемных работников и пенсионеров, но и создал высокую напряженность в стране и антагонистическое противоречие между народом и властно-капиталистическими структурами, между общественным характером производства и частной формой присвоения. Олигархи свой капитал не использовали для развития производства, а переводили его в оффшорные зоны, строили спортивно-развлекательные центры, содержали огромную массу спортивных команд с высочайшими доходами.

Важнейший признак рыночного капитализма - рыночные способы распределения доходов - стал легальной формой присвоения капитал имущими и властью созданного в стране дохода. При этом не учитывается или слабо учитывается квалификация работника, производительность и полезность труда. Ярким примером являются доходы и огромные льготы и привилегии в ВР, АП, Кабинете Министров. Структуры, которые 19 лет разрушали экономику страны, строят дворцы, приобретают земли, леса, дорогие иномарки за счет содержащих их нищих наемных работников. Разница в доходах власть и капитал имущих и наемных работников составляет от 40 до 1000 и более раз. Это сформировало антагонистические противоречия между трудом и капиталом.

Рыночный капитализм сформировал и такие антисоциальные признаки, как безработица и циклические экономические кризисы, которые при плановом социализме отсутствовали вовсе. Эти признаки делают современную экономическую и общественно-политическую системы неустойчивыми, враждебными большинству населения: наемным работникам и пенсионерам, дестабилизируют общество и привели Украину на грань дефолта и катастрофы.

Явная недееспособность применяемой модели рыночного капитализма побудила изначально власть и рыночников-реформаторов (чтобы сохранить выгодную им систему) заменить реформы, то есть постепенную замену признаков плановой системы на рыночные, на капиталистическую революцию и подменить цель реформ. Вместо повышения уровня жизни населения, как указывалось в правительственных программах, реализовывалась другая цель - скоростное формирование рыночной системы и капиталистической формации для создания класса компрадорской буржуазии и наемных работников. Чтобы предупредить протест населения против внедрения дикого рыночного капитализма и, соответственно, обнищания народа, власть и рыночники-демократы организовали не постепенное реформирование, а внезапное разрушение плановой системы, социалистического строя и их инфраструктуры. В это время в стране не было ни плана, ни рынка. Образовались хаос и неразбериха. На разрушенном пространстве без научной, методической и организационной подготовки, без изучения опыта стран, успешно осуществивших реформы, в скоростном (революционном, шоковом) порядке стали формировать свободный неуправляемый рынок. Эти преобразования носили хаотичный, бессистемный характер, они осуществлялись методом проб и ошибок, без участия народа и независимых профессионально подготовленных экономистов. Капиталистическую революцию от народа скрывали, потому что как и все

другие революции, она всегда приводит к разрушению производственного потенциала, обнищанию населения и сложившихся условий и уровня жизни народа.

Таким образом, основной, главной причиной разрушения экономики и всех других сфер деятельности в Украине являются вновь сформированные недееспособные либеральная рыночная экономическая система и нецивилизованная капиталистическая общественно-политическая формация (строй, система), то есть рыночный капитализм. Скоростное и неподготовленное формирование рыночного капитализма с его антисоциальными признаками неизменно создавали экономические условия для масштабной коррупции, взяточничества, увода экономики в теневой сектор, вывоза капиталов за рубеж, расточительства и нищеты, а также формирования двух антагонистических классов: власть и капитал имущих (компрадорской буржуазии), эксплуатирующих наемных работников, и класса бедных наемников, которые создают все ценности на земле.

Скоростное и неподготовленное внедрение в Украине недееспособной, разрушительной модели рыночного капитализма не является ни ошибкой, ни просчетом. Это было преднамеренное решение, в котором были заинтересованы как отечественная власть и реформаторы-демократы, так и их идеологи за рубежом (МВФ, МБ, ТНК и ПРС). Первые были заинтересованы в захвате власти и трудовой, общественной собственности Украины, а вторые многие десятилетия вели холодную войну с СССР с целью разрушения второй сверхдержавы мира, уничтожения планового социализма как социально-политической системы, опасной для существования рыночного капитализма, разграбления экономического потенциала республик СССР, которые были осуществлены без войн, путем антисоциальных реформ и капиталистической революции.

Пока в Украине будет действовать нецивилизованный рыночный капитализм, ни одному из правительств не удастся не только «догнать» и «перегнать» ПРС, но и достичь уровня развития экономики и благосостояния граждан Украины 90-х годов советского периода. В погоне за наживой и обогащением власти Украины в кооперации с компрадорской буржуазией и Западом допустили эпохальный просчет, который ускорит катастрофу постсоветских государств.

Новая власть, которая придет к управлению страной в начале 2010 г., окажется в тяжелейших экономических и социальных условиях за все 19 лет существования независимой Украины. Советский потенциал почти исчерпан (разворован, распродан, уничтожен), спад производства к 1990 г. составил около 50 %, цены выросли в у.е. в 3 раза (в грн./руб. в 15 - 25 раз), средняя зарплата снизилась в у.е. в 1,5 раза (в грн./руб. - выросла в 8 раз), казна пуста. Минимальная зарплата и пенсия (в 2009 г. - 764 и 573 грн.) обрекают низкооплачиваемые слои населения на голодное существование и вымирание. Доходы, роскошь и расточительство капитал имущих, власти, в спортивных и развлекательных сферах достигают космических размеров и превышают доходы наемных работников и малоимущих в 40 - 1000 и более раз. Народ не доверяет власти, и сформировались антагонистические противоречия между ними.

За время реформ вымерло более 6 млн. чел. И почти столько же выехало за рубеж в поисках работы и средств пропитания. В восточных промышленных областях продолжает умирать вдвое больше населения, чем рождается. Из-за масштабного отравления окружающей среды высока заболеваемость и рождение больных детей, растет преступность, сформировались эпидемии туберкулеза и СПИДа.

В частных владениях оказалось около 80 % трудовой собственности народа, а в казну поступило всего около 20 % ее стоимости. Частные собственники непрерывно снижали эффективность производства, завышали затраты и цены в погоне за максимальной прибылью. Одновременно идет процесс снижения качества продукции и особенно продуктов питания, что резко ухудшает здоровье населения и повышает заболеваемость и смертность простых граждан. Если новая президентско-правительственная команда не сумеет справиться с вышеуказанными проблемами и не начнет выводить страну на прогрессивный путь развития, то другие шансы у страны и народа вряд ли появятся.

Центральной, главной проблемой, которую необходимо решать незамедлительно для возрождения страны, является выбор, обоснование и эффективное внедрение новой

радикальной модели экономического и общественно-политического развития взамен действующей не цивилизованной рыночно-капиталистической системы, с помощью которой страна 19 лет шла по разрушительному пути. На базе новой модели могут быть устранены основные действующие недостатки и просчеты и внедрены дееспособные признаки прогрессивной экономической и общественно-политической систем.

Из всех известных моделей экономических систем: централизованно-плановой, свободной (либеральной) рыночной, регулируемой рыночной и смешанной экономической системы наиболее прогрессивной, как показал опыт промышленно развитых стран и Юго-Восточной Азии, является смешанная экономическая система, в которой тесно взаимодействуют рыночные отношения и научно обоснованное государственное регулирование экономических и социальных процессов, с применением индикативного планирования на макро- и микроуровнях, а также объективного учета и жесткого контроля. В большинстве ПРС применяется смешанная экономическая система с разной степенью вмешательства государства (регулирования) в экономическую и социальную жизнь общества. Для этого в ПРС создано значительное количество комитетов и подразделений на всех иерархических уровнях управления, в которых государственные служащие высокого профессионального уровня и с высокой оплатой осуществляют действенное регулирование и контроль над исполнением законов, постановлений, правил и норм.

В Украине государственное регулирование затруднено не только из-за отсутствия норм, правил, законов и целевых комплексных программ, но и из-за масштабной коррупции, взяточничества в управленческих, правоохранительных, судебных, контролирующих органах на всех иерархических уровнях управления, надзора и контроля. Именно в этих органах, которые призваны управлять и контролировать, наиболее развиты коррупция и взяточничество. Для постепенного перехода к смешанной экономической системе в Украине необходимо централизованно сформировать банк данных о ценах на основные товары, и в первую очередь продукты питания, тарифы на услуги ЖКХ, нормативы о максимальной и минимальной зарплате и пенсиях, в том числе в сравнении с зарубежными, соседними странами. Банк данных должен систематически обновляться. При самых низких пенсиях и зарплате в Украине сумели поднять цены на товары первой жизненной необходимости выше, чем в более богатых, соседних странах. В то же время доходы властных структур и буржуазии в Украине на порядок выше, чем в соседних странах. Такое состояние обусловлено полным отсутствием регулирования и контроля над экономическими и социальными процессами, что привело к гипертрофическому систематическому завышению цен, тарифов и доходов власть и капитал имущих за счет обнищания наемных работников и пенсионеров. Особое место в банке данных должно быть уделено нормативам качества продукции. Основным показателем эффективности производства должна быть не прибыль, а затраты (себестоимость) единицы продукции и услуг в натуральных (физических) измерителях.

Радикальные реформы путем формирования смешанной экономической системы и научно обоснованного и жесткого регулирования и контроля над производством и потреблением должны подчинить и заинтересовать управленцев и бизнес в удовлетворении общественных потребностей, повышении эффективности и качества, ускорении инновационного развития и в повышении благосостояния граждан и благополучия страны. Нынешняя система имеет противоположную направленность, то есть она нацелена на повышение прибыли за счет роста затрат и цен, снижение эффективности и обнищание населения.

При формировании смешанной экономической системы должен быть разработан экономический механизм формирования разных форм собственности, в том числе государственной, коллективной и семейной. Захваченные, «прихватизированные», за бесценок государственные предприятия - пищевой и фармацевтической промышленности, а также предприятия стратегического назначения должны быть возвращены в государственную собственность. Приватизированные, как правило, прибыльные предприятия стали работать хуже, чем до приватизации.

Особое внимание при формировании смешанной экономической системы должно быть уделено разработке научно обоснованных способов распределения дохода в соответствии с квалификацией труда, его интенсивностью, ответственностью и полезностью труда для общества. Международные эксперты установили, что напряженность в обществе наступает, если разница между высокооплачиваемым и низкооплачиваемым трудом превышает 10 раз. В ПРС эта разница составляет 4-6 раз, в Украине более 40 раз. Введенная в Украине система установления сверхвысоких доходов в правительственных и банковских структурах с наличием масштабных льгот и социальных гарантий вносит в общество напряженность и противоречия. Они особенно алогичны, если учесть, что именно эти структуры разрушили экономику и сформировали глубокий и затяжной кризис в стране.

Для дееспособного регулирования, контроля и учета в смешанной экономике должны быть разработаны система объективных показателей и статистические формы индикативного планирования и учета. Крупные бизнес-структуры, и особенно олигархи, будут всеми способами мешать этому, чтобы в сформированном ими хаосе бесконтрольно завышать цены, тарифы и зарплату самим себе, называя такую систему «свободной рыночной экономикой». Но любая система, будь то плановая, рыночная или смешанная, нуждается в научно обоснованном регулировании, достоверном учете и контроле, в противном случае разрушительный процесс будет продолжаться. Особого внимания заслуживает учет и контроль эффективности новой техники и технологий из-за убыточности в первые годы ее освоения. Необходимо восполнять дополнительные затраты, связанные с внедрением новой техники в производство.

В смешанной экономической системе особое место должно быть уделено сокращению посреднических, по сути спекулятивных, структур. Огромное количество таких структур, в которых рентабельность достигает 300 %, тормозят процесс «производство - потребление», мешают работать и завышают цены. Особенно это касается импортных медикаментов и продуктов питания. Организация прямых связей производителя и потребителя позволит сократить бедность населения и устранит богатство и роскошь спекулянтов.

Регулирование, учет и контроль меры труда и меры потребления должны быть научно обоснованными, действенными, систематическими и законными на основе норм и правил, а не эпизодическими, административными и внезапными в период возникновения негативных явлений и процессов. Это позволит устранить сложившийся за 19 лет реформ хаос, беспредел, нарушение законов, коррупцию, взятки и прямое воровство.

Существенным в смешанной экономической системе является совершенствование ряда важных для страны и народа сфер деятельности и их составляющих. В первую очередь это относится к замене единой, твердой ставки подоходного налога на физических лиц (15 %) на прогрессивную ставку. Во всех ПРС налоговая ставка на доходы граждан составляет от 10 % для низкооплачиваемых и до 50 % для высокооплачиваемых граждан. В Украине Верховная Рада и правительство в основном состоят из богатых людей, и решение этих структур направлено на создание комфортных условий существования крупного бизнеса и высокооплачиваемых представителей управленческих структур. Низкие налоги на высокие доходы физических лиц, отсутствие налогов на роскошь, на крупную недвижимость, отсутствие контроля над соотношением доходов должностных лиц и стоимости приобретенных дорогостоящих покупок - дворцов, земельных угодий, дорогих транспортных средств значительно снижают поступления в бюджет.

Часто власть при недостатке финансовых средств для формирования бюджетов всех уровней вместо повышения налогов, сборов и отчислений на богатых и сверхбогатых ищет источники наполнения бюджетов среди бедных слоев населения. В частности, обсуждаются намерения повысить пенсионный возраст для женщин, увеличить налоги на малый и средний бизнес, повысить акцизы на табачные изделия и вино, а также не выплачивать или сократить пенсии работающим пенсионерам. Между тем все эти источники наполнения бюджетов весьма невелики.

Для бедной страны огромными являются затраты на содержание государственного аппарата. Администрация президента стоит 1,05 млд. грн. в год, Верховной Рады - 839,4 млн.

грн., Кабинета Министров - 313,8 млн. грн. Исключительно велики у государственных мужей льготы и привилегии, которые выплачиваются и после отстранения их от должностей, а также членам их семей. Сокращение затрат на государственное управление хотя бы до уровня 2003 -2004 гг. помогло бы решить ряд проблем наполнения бюджетов.

Важнейшим фактором формирования дееспособной экономической системы, наполнения государственного и местных бюджетов, снижения огромных затрат на содержание государственного аппарата, а также снижения антагонистического противостояния богатых и бедных, центро-запада и юго-востока, и предупреждения раскола Украины по территориальному, языковому и этническому признакам является радикальное изменение принципов формирования государственного и местных бюджетов. В течение 19 лет в Украине формировалась и нарастала сверхвысокая централизация в Киеве всех собранных в регионах налогов, сборов, отчислений и обязательных платежей. В целом в сводном (консолидированном) бюджете государственный бюджет составлял в разные годы 68-76 %, а местные бюджеты всех областей, АРК, гг. Киева и Севастополя достигали всего от 24 до 32 %. Более того, восточные индустриальные области с экологически опасными условиями жизни из-за огромных вредных выбросов промышленных объектов в окружающую среду перечисляют в центр более 72 % собранных налогов и не имеют возможности за счет собственных заработанных средств оздоровлять окружающую среду и оказывать влияние на снижение заболеваемости и смертности. Масштабная централизация финансовых ресурсов в г. Киеве создает условия для гигантской коррупции за счет растаскивания средств государственного бюджета и формирования высоких доходов в центральных органах власти.

Например, в 2008 г. при численности населения в г. Киеве 2,64 млн. чел. сводный бюджет города составлял 12,013 млрд. грн. При численности населения Донецкой области 4,567 млн. чел. ее бюджет равнялся 6,472 млрд. грн. На одного жителя приходилось бюджетных средств в г. Киеве 4538,5 грн., а в Донецке и области, экологически опасной для жизни, всего 1416,8 грн., то есть в 3,2 раза меньше. При этом вредных выбросов в окружающую среду в Донецкой области больше, чем в среднем по Украине. Не случайно в Донецкой области умирает людей вдвое больше, чем рождается, а в г. Киеве умирает столько же, сколько рождается.

Заработанные в областях средства должны до 60 % оставаться в регионах, так как люди живут и работают в регионах. В центр целесообразно перечислять до 40 % средств только на содержание армии и незначительной численности государственного аппарата, который в Украине не эффективен, так как привел страну на грань дефолта и катастрофы. Каждая область при смешанной (тем более рыночной) экономике должна жить на свои средства, то есть они должны жить так, как работают и как управляют областью местные власти. В этих условиях все антагонистические противоречия регионов между собой и с центром исчезнут.

Объединить центро-западные с юго-восточными областями в единое целое априори невозможно из-за разной ментальности, языка, истории и агрессивности галичан. Чтобы сохранить государство и исключить противоречие, в том числе вооруженное, в обязательном порядке надо дать самостоятельность областям (административную и финансовую) и значительные финансовые ресурсы на содержание государственного аппарата передать местным органам власти. Современные националисты организуют борьбу не только за власть в Киеве (они уже занимают 57 % высоких должностей), но и за финансовые ресурсы на свое содержание из государственного бюджета, который в значительной мере формируется восточными областями. В таких условиях управленцы центра и западных областей вынуждены будут бороться не против восточных и против русского языка, а за эффективное управление в своих регионах, в том числе увеличение рабочих мест, развитие промышленности и сельского хозяйства и получение высоких финансовых результатов в собственных регионах.

Магистральный путь развития, который способен вывести страну из тупика и нищеты, -это создание самодостаточных регионов с высокими полномочиями местных органов самоуправления, обеспечение их финансами за счет собственных ресурсов и с жестким

контролем со стороны населения конкретных регионов над мерой труда и мерой потребления разных слоев общества.

В настоящее время из-за излишней централизации финансовых ресурсов и пропорциональной системы выборов по закрытым спискам народ оказался отстраненным не только от власти, но и от финансов, которые он зарабатывает. Как центральная, так и местная власть не подотчетны народу и нередко проводят антисоциальную политику. Особенно это проявляется в крупных городах и курортных зонах. С помощью или при попустительстве властей компрадорская буржуазия вырубает зеленые насаждения, огораживает для себя побережье моря или зеленые массивы, загромождает дворы и улицы стоянками автомашин, делает жизнь простых людей опасной для здоровья, особенно в экологически загрязненных областях. На территориях, обычно в центре городов, вместо вырубленных зеленых насаждений строят спортивные и развлекательные центры, что вызывает острое недовольство граждан. В случае опасных инцидентов народ такую власть защищать не будет, как это уже было в нашей истории в 1917 и в 1991 гг.

Важное значение для формирования эффективной экономики и улучшения уровня жизни населения имеет общественно-политическая формация (система, строй). Это может быть феодализм, капитализм, социализм или промежуточная формация. В Украине построен дикий капитализм, при котором около 100 семей капиталистов в кооперации с властью нелегитимно завладели 80 % трудовой собственности. При сверхпотреблении и в роскоши эксплуатируют бедных наемных работников и пенсионеров. Власть и капитал имущие решают все экономические и социальные проблемы в основном без участия народа.

Решение о переходе с плановой на рыночную экономическую систему, с социализма на капитализм, о принятии пропорциональной системы выборов, по государственному устройству (унитарное или федеративное устройство), о централизации финансовых ресурсов, и даже Конституция, были приняты без участия народа, кулуарно. Результаты такого принятия важных решений привели к разрушению экономики и всех других сфер деятельности, к нищете населения. Украина за 19 лет оказалась отброшенной на 30 лет назад. Это убеждает в том, что не только экономическая, но и общественно-политическая система должны быть построены не для власть и капитал имущих, спортивных и развлекательных сфер, как это сделали в Украине, а в интересах всего народа, и прежде всего тех слоев населения, кто создает (или создавал) материальные и духовные ценности, кто лечит народ и учит детей. А это означает, что вместо дикого капитализма необходимо строить социализм. Но не тот деформированный социализм, который был в СССР, или национал-социализм, который был в фашистской Германии, а тот народный социализм, который формируется для достойной жизни всех граждан страны без голода и нищеты, без масштабной безработицы и нищенской оплаты, а также без сверхвысокой роскоши и расточительства власти, капитал имущих и так называемых звезд спортивной и развлекательной сфер.

Все указанные структуры живут в роскоши и сверхпотреблении за счет обнищания наемных работников и пенсионеров. Высокий уровень бедности в Украине - 30 % (так же как и в других странах) сформирован не только из-за низкой эффективности производства, расхищения ресурсов, но и за счет высочайших доходов власти и капитал имущих, которые не умеют управлять и довели страну до дефолта, а также высоких доходов в спортивных и развлекательных сферах, которые ничего полезного не производят, а лишь развлекаются. В мире 20% населения владеют 80% ресурсов, а в Украине 100 семей капиталистов в кооперации с властью захватили 80 % экономического потенциала страны. Такая система рано или поздно должна погибнуть.

Народный социализм представляет собой общественно-политическую систему (строй, формацию), которая формируется для развития и благополучия всех слоев общества и страны в целом. Он базируется преимущественно на общественной и коллективной собственности на средства производства, стабильном и эффективном развитии всех сфер деятельности. Народный социализм ликвидирует основные пороки капитализма - эксплуатацию наемных работников, безработицу, циклические экономические кризисы и открывает простор для всестороннего развития личности, формирует доходы граждан в зависимости от

квалификации, производительности труда, ответственности и полезности труда для общества. Социализм не совместим со свободной рыночной системой и преимущественно частной собственностью на средства производства в жизнеобеспечивающих и стратегических отраслях и сферах деятельности. По своему внутреннему содержанию и целевой направленности народный социализм ликвидирует сверхдоходы и голод, роскошь, расточительство и нищету, эксплуатацию человека.

Важное значение для формирования смешанной экономической системы и народного социализма имеет в нашей нищей стране поиск источников финансирования новых радикальных реформ, которые не могут быть получены только за счет внешних заимствований. К таким источникам следует отнести и внутренние резервы. Они могут быть получены за счет ликвидации масштабных льгот и привилегий, доплат и стипендий за звания, награды и должности, расточительства власть и капитал имущих, спортивных и развлекательных сфер, устранения масштабной разницы в доходах сверхбогатых и бедных. В 1996 г. правительственными структурами был подсчитан размер льгот и привилегий. Оказалось, что они поглощали двухмесячный бюджет страны. В настоящее время, учитывая огромное количество добавленных льгот, новых награждений, эти затраты в 2 раза больше, чем в 1996 г. Дополнительные, сверхвысокие зарплаты и пенсии, выплаты, вознаграждения, премии, стипендии, льготы и социальные гарантии выдаются народным депутатам Верховной Рады, высоким должностным лицам, народным и заслуженным деятелям, Героям Украины, академикам и членам-корреспондентам НАН Украины, награжденным орденами, лауреатам Государственных премий и огромному количеству других отмеченных наградами, званиями, премиями. Одновременно с денежными выплатами многие из привилегированных освобождаются (полностью или частично) от оплаты жилищно-коммунальных услуг, от налогов, от оплаты транспортных услуг, им выделяются бесплатные санаторные путевки, предоставляются бесплатные медицинские услуги.

Основная тяжесть для народа дополнительных выплат и вознаграждений, льгот и привилегий в том, что они выплачиваются и выдаются не одноразово, как это делается в развитых странах, а ежемесячно. Кроме того, высокие доплаты и льготы выдают индивидам, занимающим высокие должности и имеющим высокие зарплаты, пенсии и премии за выполнение своих обязанностей. Более того, часто одно и то же должностное лицо имеет до десятка различных вознаграждений и стипендий. Получается, что вместе с зарплатой (или пенсией) такие индивиды в сумме получают такие выплаты, которые превышают среднюю зарплату в стране в 20 и более раз.

Одновременно следует отметить, что точных количественных критериев для присуждения званий и наград нет, а происходит это нередко на основе личных связей, пробивных способностей претендентов на получение званий и наград. Оказывается, что у некоторых претендентов нет не только выдающихся или высоких достижений, но они не достигают и среднего уровня профессионализма. Такие награждения и присвоения дискредитируют высокие звания и награды, мораль, нравственность. Поэтому ежемесячные и многократные массовые дополнительные выплаты должны быть незамедлительно ограничены, так как они наносят значительный ущерб нравственности и бюджету. Если обнаружатся реальные высокие достижения, то должно быть выплачено одноразовое вознаграждение в виде конкретных денежных сумм, как это делается с присуждением Нобелевской премии. В СМИ широко распространяется мнение, что в Украине установлены тарифы на получение должностей, званий, наград. Например, для народного депутата Верховной Рады такой тариф составляет от 2,0 до 5,0 млн. грн. Целесообразно оставить только льготы за жилищно-коммунальные услуги участникам боевых действий и ВОВ, афганцам и непосредственным ликвидаторам Чернобыльской катастрофы, потому что они защищали Родину и были посланы в Афганистан и в Чернобыль для защиты народа. Этих людей осталось мало и они заслужили льготы и социальные гарантии. Все остальные получатели вознаграждений и льгот с высокой зарплатой и пенсией могут обеспеченно жить без ежемесячных дополнительных вознаграждений и льгот. Надо четко убедить всех, что бедные наемные работники, на содержании которых находятся огромные массы

высокообеспеченных людей с дополнительными выплатами и льготами, как и нищая страна, не могут выдержать такого давления на бюджет, и государство просто развалится.

В Украине, кроме того, огромные численность и затраты на государственное управление по сравнению с благополучными странами. В частности в Украине один народный депутат Верховной Рады (их 450) приходится на 100 000 жителей, а в США и России один парламентарий приходится на 300 000 жителей. У каждого нашего депутата имеется штат помощников (10 - 20 и более) и значительное количество обслуживающего персонала. В Украине 223,0 тыс. депутатов всех уровней. Это по депутату на 200 человек населения, во Франции один депутат приходится на 800 человек, в Польше - на 400, а в России - на 300 человек населения. Если же учесть, что Украина оказалась наиболее разрушенной за 19 последних лет, то указанная численность народных избранников и значительные затраты на их содержание не оправданны. Они должны быть сокращены. Особенно это относится к Верховной Раде.

Сегодня стало ясным не только для исследователей-экономистов, но и для преобладающей части населения Украины (и СНГ), что реализованная модель рыночного капитализма не только не обеспечила повышения уровня жизни и ускоренный экономический рост, как обещало каждое новое правительство, Президент и рыночники-реформаторы-демократы, а, наоборот, разрушила все то, что было достигнуто в советский период. В очередные обещания новых властей уже никто не верит. Эффективность снижается, цены завышаются, народ уезжает за рубеж в поисках работы и средств пропитания, растет коррупция. Состояние экономики и социальной сферы стало намного хуже, чем при плановом социализме. Следовательно, необходимы поиски новых систем и моделей, новых лидеров и новых механизмов.

На протяжении всей своей истории человечество и прогрессивные мыслители связывали свои надежды с социальной справедливостью, устранением эксплуатации наемных работников, насилия, с формированием достойного уровня жизни всех людей. Пока этого нет. Эти надежды не может уничтожить очередной провальный эксперимент. Стремление к достойной жизни есть и будет развиваться.

Поступила в редакцию 15.04.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.