Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1432
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЯ / ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ / КРИМИНОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полуничев Артур Игоревич

В данной статье рассматриваются основные причины формирования такого негативного социального явления, как преступность несовершеннолетних. Приводится классификация причин, выделяются причины и условия формирования преступного поведения. Приводится эмпирическая информация, позволяющая выявить причины, оказывающие наибольшее влияние на формирование преступного поведения несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS FOR JUVENILE CRIME

This research paper considers the main reasons for the formation of such a negative social phenomenon as juvenile delinquency. The classification of causes is given, causes and conditions of formation of criminal behaviour are singled out. Empirical information is given, which allows to identify the causes that have the greatest influence on the formation of criminal behaviour of juveniles.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 343.971

<^АОПМ> -0£0ST9TNq0Nqn ПоЛУНИЧеВ Артур Игоревич

/ - вятх^ашшщоег.цп J J

Московский государственный юридический университет

Россия, Москва poluni4ev.artur@yandex.ru Polunichev Arthur Igorevich Kutafin Moscow State Law University (MSAL) Institute of Public Law and Management

Russia, Moscow

имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Институт публичного права и управления

ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Аннотация: в данной статье рассматриваются основные причины формирования такого негативного социального явления, как преступность несовершеннолетних. Приводится классификация причин, выделяются причины и условия формирования преступного поведения. Приводится эмпирическая информация, позволяющая выявить причины, оказывающие наибольшее влияние на формирование преступного поведения несовершеннолетних. Ключевые слова: криминология, причины преступности, криминогенные факторы, преступность несовершеннолетних, ювенальная юстиция.

Annotation: this research paper considers the main reasons for the formation of such a negative social phenomenon as juvenile delinquency. The classification of causes is given, causes and conditions of formation of criminal behaviour are singled out. Empirical information is given, which allows to identify the causes that have the greatest influence on the formation of criminal behaviour ofjuveniles.

REASONS FOR JUVENILE CRIME

Key words: criminology, reasons for crime, criminogenic factors, juvenile delinquency, juvenile justice.

Несовершеннолетние составляют особую группу населения. Из-за более восприимчивой психики, они в большей мере, чем представители других демографических групп, подвержены внешнему воздействию. Некоторые из них становятся на преступный путь, становясь, таким образом, фактически кадровым резервом «взрослой» преступности. В 2022 году несовершеннолетними или при их соучастии была совершена четверть преступлений [4]. Это, а также факт того, что уровень преступности несовершеннолетних определяет общий уровень преступности на несколько лет вперёд, свидетельствует о том, что по настоящее время проблема криминализации несовершеннолетних остаётся актуальной и требует исследования и разработки профилактических мер с использованием различных исследовательских методов, в первую очередь аналитических.

Несовершеннолетние будущее любой страны. Понимание причин их становления на преступный путь - залог благополучия общества и государства.

Становление несовершеннолетних на преступный путь происходит по разным причинам и под воздействием различных факторов, которые можно разделить на общие (то есть характерные для формирования преступности как социального явления в целом) и специальные (характерные только для формирования преступного поведения изучаемой группы, в данном случае -несовершеннолетних). Специальные факторы целесообразно разделить на две группы причин: внешние и внутренние.

К внутренним причинам можно отнести: стремление к самоутверждению; врождённую склонность к агрессии (в том числе, в связи с более восприимчивой к внешнему воздействию психикой); несформированность моральных установок и принципов. К ним также относят: максимализм, неустойчивость самооценки, стремление к самостоятельности, недостаток жизненного опыта и повышенную

внушаемость[2]. То есть это причины, непосредственно связанные с личностью несовершеннолетнего.

К внешним причинам относятся: деструктивное воздействие ближайшего окружения, в первую очередь семьи; особенности воспитания, а именно слишком жесткий (деспотический) или крайне мягкий (попустительский) стили воспитания; влияние субкультур; опыт пребывания в специальных учреждениях; конфликты; проблемы в семье. То есть это причины, связанные с воздействием окружения на личность несовершеннолетнего.

Следует упомянуть и об условиях формирования преступного поведения, к которым можно отнести, в первую очередь: неразвитость досуга, деструктивное влияние средств массовой информации, низкий уровень учебно-воспитательного влияния школы. Упоминание условий формирования преступного поведения необходимо для более четкого их отграничения от причин, так как некоторые из них, на первый взгляд, можно ошибочно принять за причины.

Оба перечня не являются исчерпывающими, в них названы причины, которые, по мнению автора, являются наиболее значимыми в формировании делинквентного поведения.

Нельзя забывать и про неразрывную связь групп причин. Так, можно выделить такую причину становления на преступный путь, как «негативный опыт взаимодействия с органами власти». Хоть подобный опыт и относится к внешнему воздействию, только преломляясь через внутренние установки индивида он приведёт к формированию отрицательного отклоняющегося поведения, выраженного, например, в использовании альтернативных, противоречащих закону способов решения проблем.

Приведение этого примера не означает, что иные причины существуют «автономно» друг от друга. Преступное поведение формируется под воздействием ряда внешних и внутренних факторов, но масштаб воздействия

некоторых причин (в частности, выделенных автором) на личность несовершеннолетнего более значительный, в связи с чем они требуют особого внимания.

Необходимо детально рассмотреть некоторые из упомянутых выше причин. Следует отметить, что в данной статье первоочередное внимание будет уделено группе причин, составляющих специальные факторы формирования крайней формы антиобщественного поведения - преступности, так как применительно к рассматриваемому вопросу они имеют решающее значение.

В первую очередь стоит рассмотреть влияние такого базового социального института, как семья, так как именно в ней закладываются базовые морально-нравственные ценности, правила поведения. Семья оказывает решающее воздействие на первичное формирование личности. Поведение родителей, характер воспитания - являются одними из ведущих факторов её формирования, ведь именно в семье происходит первичная социализация. Ребенок, ещё не усвоивший положительных социальных воздействий, находится под значительным влиянием непосредственного окружения - семьи [1, с. 42].

Следует перейти к более углубленному рассмотрению многогранного влияния семьи.

Следует начать с того, что главной задачей семьи является воспитание. В связи с тем, что воспитание является целенаправленным процессом формирования у несовершеннолетнего базового понимания о нормах и правилах поведения, именно от его характера зависит корректность восприятия и эффективность усвоения базовых норм и правил.

Наиболее вредными являются два типа воспитания: деспотический и попустительский.

Деспотический, то есть связанный с постоянным давлением на ребёнка, жестким контролем всех его действий, характер воспитания усиливает стремление несовершеннолетнего, особенно в «переходный период», к свободе

и самостоятельности, формирует атмосферу злобы и жестокости. Это, смешиваясь с подростковым максимализмом, способно привести несовершеннолетнего к бегству из дома и пополнению рядов беспризорников, которые нередко совершают преступления с различными целями. Преступление может стать итогом «подросткового бунта», попытки освободиться от деспотического воспитания. Причем нельзя исключать насильственный характер такого преступления, например, оказание физического сопротивления родителям (особенно в случае применения при воспитании методов физического воздействия). Говоря о применении физической силы при воспитании, следует отметить, что подобные методы также крайне негативно сказываются на формировании личности ребёнка.

Полной противоположностью, но с аналогичными последствиями, является попустительский тип воспитания, представляющий собой ситуацию, когда ребёнку прощаются любые проступки и он не несёт ответственности за свои действия. Данный тип воспитания приводит к формированию чувства безнаказанности и вседозволенности. Это, в свою очередь, способно привести к отсутствию страха наказания за совершение общественно опасного деяния, недостаточному осознанию вредности совершаемых действий.

Разумеется, влияние семьи не ограничивается воспитательным воздействием. Не менее важную роль играет поведение родителей, тесно связанное с их отношением к детям (вне этой взаимосвязи рассмотрение поведения родителей нецелесообразно). Влияние взаимосвязи поведения родителей и их отношения к детям можно рассмотреть на примере, приведённом в лекциях В.Н. Кудрявцева. Следует рассмотреть два примера. Пример первый: поведение родителей характеризуется как положительное, когда как их отношение к детям можно охарактеризовать как отрицательное, из чего последовал следующий вывод - поведение детей с большей вероятностью будет отрицательным. Второй пример иллюстрирует обратную ситуацию: при

отрицательном поведении родителей (например, пьянство), их отношение к детям характеризуется как положительное. Из чего делается вывод, что в данном случае шанс на дальнейшее положительное поведение детей выше [5]. Это иллюстрирует то, что отношение родителей к детям оказывает большее влияние на характер их дальнейшего поведения, чем поведения родителей, что обусловлено эмоциональной связью между детьми и родителями.

К проблемам воспитания и отношения к ребенку примыкает ситуация, в которой дети «предоставлены сами себе». Нередко это происходит по вполне уважительной причине: родители много времени проводят на работе, чтобы обеспечить семью всем необходимым. Особенно данному фактору подвержены многодетные семьи, ведь для обеспечения достойного уровня жизни такой семье требуется значительный объем финансовых ресурсов. Но из-за этого возникает положение, при котором воспитательное воздействие во многом отсутствует или является недостаточным. Ситуация может быть усугублена также необдуманным подходом к вопросу о рождении первого и последующих детей, когда не учитываются факторы финансовой и психологической готовности, что также может привести к возникновению рассматриваемой проблемы.

Следующая внешняя причина тесно связана с вышеупомянутым отношением к детям - финансовые проблемы. Экономические причины относятся к так называемым общим факторам формирования преступного поведения. Но в связи с финансовой несамостоятельностью большинства несовершеннолетних данная причина имеет некоторые особенности, связанные в первую очередь с финансовым положением семьи. Трудное финансовое положение способно толкнуть любого человека на преступление. В случае с несовершеннолетними, на совершение преступления с большей вероятностью пойдут те, кого родители упрекают в финансовых трудностях. Свойственный несовершеннолетним, в особенности подросткового возраста, максимализм

способен вынудить их на совершение преступления, как более лёгкого и быстрого способа заработать денег.

Влияние семьи является значимой, но не единственной причиной формирования преступного поведения.

Следующей будет рассмотрена такая причина совершения несовершеннолетними преступлений, как особенности психики, которые можно разделить на два типа: психические аномалии и возрастные психические особенности.

Прежде чем рассмотреть особенности психики, следует обратить внимание на роль наследственности в формировании преступного поведения. Биологическое влияние в данном случае ограничивается различными наследственными психическими отклонениями и природными свойствами психики.

Говоря об особенностях психики, следует начать с психических аномалий. Под психическими аномалиями понимается отрицательное отклонение от условно-нормального состояния психики. Во время аномального состояния психики человек не способен контролировать свои действия полностью или частично. Ярким примером преступлений, совершенных в состоянии расстройства психики, являются вооруженные нападения на образовательные учреждения, или скулшутинг. К совершению таких преступлений приводит взаимодействие нескольких факторов, таких как: уязвленная самооценка, чувство превосходства над другими людьми, подражание и уже упомянутые выше особенности психики. Скулшутинг является одним из наиболее опасных примеров преступности несовершеннолетних (он непосредственно к ней относится, так как большинство скулшутеров - несовершеннолетние) с психическими аномалиями, ввиду того, что влечёт за собой большое количество жертв. Кроме этого, в настоящее время указывают на формирование

субкультуры, создающей условия для совершения новых подобных преступлений, путём одобрения или оправдания подобных действий.

К возрастным психическим особенностям несовершеннолетних относятся повышенная внушаемость и зависимость от ближайшего окружения, а также эмоциональность. Свойственные части несовершеннолетних вспыльчивость и максимализм могут привести к совершению преступлений по неосторожности. В связи с повышенной внушаемостью им проще попасть под влияние взрослых преступников и быть втянутыми в совершение общественно опасного деяния.

Усилению влияния взрослых преступников способствуют такие особенности несовершеннолетних, как: стремление к самостоятельности; проблемы с самооценкой, вследствие которых возникает потребность в самоутверждении; склонность к подражанию; недостаток жизненного опыта.

Совершение преступления может привести к попаданию несовершеннолетнего в специализированные учреждения, в частности, воспитательные колонии. В них на несовершеннолетнего оказывают воздействие более «опытные» правонарушители, господствуют жесткие порядки и криминальная субкультура, что укрепляет противоправные установки личности и минимизирует шансы на исправление. Кроме того, негативное воздействие усиливается из-за особенностей психики несовершеннолетних, что нередко ведёт к конфликтам. Для рассмотрения влияния и причин конфликтов, стоит обратиться к следующему примеру, о котором пишет профессор Некрасов А.П. После расформирования Жигулёвской воспитательной колонии, лица, отбывавшие в ней наказание, были этапированы в другие учреждения, где они столкнулись с психическим и физическим насилием со стороны находившихся в этих воспитательных учреждениях ранее заключенных [7]. Этот пример показывает, что в воспитательных колониях формируется собственная система ценностей, укореняющая несовершеннолетнего в преступной среде. Многие рецидивисты совершил свои преступления до того, как достигли возраста

совершеннолетия. При этом существенной проблемой является неразвитость в Российской Федерации системы ресоциализации осужденных, хотя ресоциализация является важным условием исправления несовершеннолетних преступников, в особенности из-за сильной их зависимости от мнения социума. Неразвитость системы ресоциализации увеличивает шансы осужденного на сохранение преступного образа жизни. Стоит отметить, что в последнее время число воспитательных колоний снизилось, а также изменились подходы к воспитательному воздействию на несовершеннолетних преступников, что должно благоприятно сказаться на исправлении.

Следующей причиной становления несовершеннолетних на преступный путь является воздействие деструктивных субкультур, наиболее распространённой из которых является субкультура АУЕ, признанная Верховным судом Российской Федерации в 2020 году экстремистской. Здесь же будет рассмотрена одобряющая преступный образ жизни субкультура в целом, несмотря на то, что она напрямую к АУЕ не относится. АУЕ представляет собой субкультуру пропагандирующую криминальный образ жизни, что уже свидетельствует об участии этой субкультуры в формировании преступных установок личности. Представители АУЕ, как и иных деструктивных субкультур (например, таких как «Офники»), отрицают базовые морально-нравственные нормы [3, с. 100-103]. Они живут по собственным, достаточно жестким правилам, отступление от которых нередко жестоко карается. Укоренению несовершеннолетнего в подобной среде способствуют насаждаемые установки о недопустимости какой-либо работы или учебы, одобрение деструктивной социальной группой только противозаконных способов удовлетворения потребностей [6]. К тому же, формируется одобрительное отношения в места лишения свободы, в которых, по мнению подверженных влиянию деструктивной субкультуры несовершеннолетних, они приобретут полезный жизненный опыт. Негативное влияние на личность несовершеннолетнего опыта пребывания в

воспитательных учреждениях рассматривалось выше. Возникает необходимый для понимания роли влияния субкультур вопрос - что помогает воздействию субкультуры сформировать антиобщественные установки конкретной личности? В первую очередь этому способствует склонность несовершеннолетнего к подражанию референтной группе. Само стремление стать часть криминальной субкультуры вызвано романтизацией преступного мира, сформированными стереотипами о благополучности и лёгкости жизни преступников. Поэтому при отсутствии или недостатке профилактической работы, несовершеннолетний пойдёт на совершение своего первого преступления, как из-за недостаточного осознания вредности собственных действий и их последствий, так и для того, чтобы стать полноценной часть предпочитаемой социальной группы, которая требует ведения антиобщественного образа жизни. Более подвержены влиянию деструктивных субкультур лица, непосредственное окружение которых связано с подобными субкультурами. Возможно также целенаправленное воздействие взрослых преступников на несовершеннолетних с целью втянуть их в совершение преступлений.

На этом можно завершить рассмотрение основных причин преступности несовершеннолетних. Следует помнить, что все они оказывают значительное влияние на формирование антиобщественных установок личности несовершеннолетнего. Выделение среди них какой-либо наиболее значимой является условным, но это необходимо для грамотного построения профилактической политики. Для выявления ведущей причины был проведён опрос лиц от 14 до 19 лет. Респонденты должны были выбрать наиболее значимый из четырёх факторов формирования преступного поведения, а именно таких как: влияние семьи, влияние деструктивных субкультур, влияние сверстников и влияние старшего несемейного окружения. Ведущим фактором стало влияние сверстников (46 % опрошенных). Влияние семьи стало вторым по значимости фактором - 36 % опрошенных. Влияние субкультур и старшего

несемейного окружения набрали 10 % и 8 % соответственно. Это свидетельствует о том, что несовершеннолетние и лица, не так давно получившие статус совершеннолетних, считают, что на их поведение большее влияние оказывают ровесники, нежели семья. С этим трудно не согласиться, так как в процессе взросления они всё больше времени проводят вне семьи; определённые социальные группы ровесников становятся объектом стремления и подражания; поведение друзей оказывает значительное влияние на несовершеннолетнего. Но это не отменяет основной роли семьи в вопросе формирования личности несовершеннолетнего. Направления воздействия семьи были рассмотрены выше, но следует отметить, что существование в семье доверительных отношений значительно снизит возможное негативное влияние ровесников. Равно как и положительное влияние сверстников способно минимизировать деструктивное семейное воздействие.

Подводя итог необходимо отметить следующее. Проведённый анализ рассмотренных в исследовании причин не является исчерпывающим, они, равно как и не затронутые причины, требуют дальнейшего изучения с использованием эмпирических данных. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности органов государственной власти, в том числе при корректировке социальной политики.

Список литературы:

1. Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. -СПб: Юридический центр Пресс, 2004. - 366 с.

2. Байрамкулова, Д.Р. Факторы привлечения несовершеннолетних к совершению преступлений // Юридическая наука. - 2022. - №5.

3. Желнин, Э. В. Деструктивные молодежные субкультуры как один из способов формирования социально опасных видов девиантного поведения / Э. В. Желнин. — Текст : непосредственный // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты сборник статей XIV

Международной научно-практической конференции. — Пенза : Наука и Просвещение, 2022. — С. 100-103.

4. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-август 2022 года [Электронный ресурс]//МВД России URL: https://мвд.рф/reports/item/35396677/ (дата обращения: 02.02.2023).

5. Кудрявцев, В. Н. / Лекции по криминологии: учеб. пособие- Репр. изд. -М.: Норма: ИНФРА-М, 2019 - 188 с.

6. Меняйло Д.В., Иванова Ю.А., Меняйло Л.Н. АУЕ — криминальное молодежное движение: сущность и способы распространения // Вестник Московского университета МВД России. 2019. №3.

7. Некрасов, А.П. Причинный механизм преступности несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях // Юридический вестник Самарского университета. 2016. №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.