Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ НЕКОМПЛАЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ, ПРОХОДЯЩИХ ОРТОДОНТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ'

ПРИЧИНЫ НЕКОМПЛАЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ, ПРОХОДЯЩИХ ОРТОДОНТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛАЕНТНОСТЬ / COMPLIANCE / ОРТОДОНТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ / ORTHODONTIC TREATMENT / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фирсова И.В., Вологина М.В., Бавлакова В.В., Струсовская А.Г., Половой А.М.

В статье приведены результаты анкетирования пациентов, проходящих ортодонтическое лечение в стоматологической поликлинике ФГБОУ ВО ВолгГМУ с целью определения причин их некомплаентного поведения. Установлено, что основной причиной некомплаентности является недостаточная мотивация, уровень которой может быть значительно повышен налаживанием доверительных отношений между врачом и ортодонтическим пациентом, его максимальной осведомленностью о плане лечения, квалификации врача, преимуществах используемых приемов, методов и аппаратах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фирсова И.В., Вологина М.В., Бавлакова В.В., Струсовская А.Г., Половой А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF THE CAUSES OF PATIENTS UNDERGOING ORTHODONTIC TREATMENT INCOMPETENT BEHAVIOR

The article presents the results of a questionnaire survey of patients undergoing orthodontic treatment in Volgograd State Medical University Dental clinic, held in order to determine the reasons for their noncompliant behavior. It was found that the main reason for noncompliance is insufficient motivation, which can be significantly increased by establishing a trusting relationship between a doctor and an orthodontic patient, the maximum knowledge of the treatment plan, the doctor's qualification, the advantages of the methods and apparatus used.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ НЕКОМПЛАЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ, ПРОХОДЯЩИХ ОРТОДОНТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ»

И. В. Фирсова, М. В. Вологина, В. В. Бавлакова, А. Г. Струсовская, А. М. Половой

Волгоградский государственный медицинский университет;

ГБУ Волгоградский медицинский научный центр, лаборатория моделирования патологии

ПРИЧИНЫ НЕКОМПЛАЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ, ПРОХОДЯЩИХ ОРТОДОНТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ

УДК 616-01

В статье приведены результаты анкетирования пациентов, проходящих ортодонтическое лечение в стоматологической поликлинике ФГБОУ ВО ВолгГМУ с целью определения причин их неком-плаентного поведения. Установлено, что основной причиной некомплаентности является недостаточная мотивация, уровень которой может быть значительно повышен налаживанием доверительных отношений между врачом и ортодонтическим пациентом, его максимальной осведомленностью о плане лечения, квалификации врача, преимуществах используемых приемов, методов и аппаратах.

Ключевые слова: комплаентность, ортодонтическое лечение, мотивация.

I. V. Firsova, M. V. Vologina, V. V. Bavlakova, A. G. Strusovskaya, A. M. Polovoy

DETERMINATION OF THE CAUSES OF PATIENTS UNDERGOING ORTHODONTIC TREATMENT INCOMPETENT BEHAVIOR

The article presents the results of a questionnaire survey of patients undergoing orthodontic treatment in Volgograd State Medical University Dental clinic, held in order to determine the reasons for their noncompliant behavior. It was found that the main reason for noncompliance is insufficient motivation, which can be significantly increased by establishing a trusting relationship between a doctor and an orthodontic patient, the maximum knowledge of the treatment plan, the doctor's qualification, the advantages of the methods and apparatus used.

Key words: compliance, orthodontic treatment, motivation.

Главной задачей любого лечения на современном этапе является достижение максимального терапевтического эффекта и улучшение качества жизни больного [2], что возможно при соблюдении у словия эффективно работающего врача и взаимодействующего с ним, заинтересованного в своем здоровье, пациента [3].

Точное и осознанное выполнение рекомендаций врача больным в ходе лечения обозначается термином «комплаентность» [7]. Осознанно принимать участие в процессе собственного выздоровления помогает пациенту разъяснение поставленного диагноза, информирование его о плане лечения, возможных рисках и их влиянии на качество жизни [4].

Стоматологические заболевания являются одними из самых распространенных в мире [2], поэтому проблема заинтересованности и ответственности за соблюдение регламента лечения стоит достаточно остро [8], а качественное информационное обеспечение и правильно выбранная модель взаимодействия в системе «врач-пациент» имеют важное значение для эффективной терапии [4].

В современной стоматологии зубочелюст-ные аномалии и деформации занимают третье место после кариеса и заболеваний пародонта.

Их распространенность, по данным литературы, достигает 80 %. [2]. И поскольку продолжительность ортодонтического лечения в среднем составляет от 12 до 18 месяцев, а ортодонти-ческая аппаратура препятствует полноценной чистке зубов, способствуя длительному сохранению бактериального налета на поверхности зуба и появлению ретенционных участков, необходимо соблюдение качественной гигиены полости рта [5]. Недооценка пациентами важности гигиенических мероприятий в предотвращении заболеваний зубов и тканей паро-донта, а также хроническое течение стоматологической патологии часто предопределяет некомплаентное поведение [7].

Долгосрочная коммуникация в клинике ор-тодонтии, сопровождающаяся активным влиянием на зубочелюстную систему, использование сложных ортодонтических конструкций приводит к изменению эстетики лица и улыбки, что требует особого внимания к психологическому статусу пациента и определяет творческий подход к общению. Способность к адаптации, связанной с определенным типом дискомфорта и полное согласие с лечением требует высокого уровня комплаентности ортодонтического пациента [6].

В настоящее время в практике врача-ортодонта отсутствует методика определения приверженности лечению зубочелюстных аномалий [1]. Поэтому проблема изучения и разработка методологии и способов повышения ком-плаентности пациентов, проходящих ортодон-тическое лечение, является актуальной.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Изучить причины некомплаентного поведения пациентов, проходящих ортодонтическое лечение.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования было проведено анкетирование пациентов ортодонтического отделения стоматологической поликлинике ФГБОУ ВО ВолгГМУ для определения уровня соблюдения данных врачом рекомендаций, а также факторов, влияющих на него. В опросе было задействовано 180 респондентов в возрастном диапазоне от 7 до 44 лет.

Анкета содержала как альтернативные вопросы, в которых опрашиваемым предлагалось выбрать только один из ответов, так и «вопросы-меню», с правом выбора нескольких ответов из предложенных вариантов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что из 180 опрошенных съемными ортодонтическими конструкциями пользуются 48 человек, из которых режим ношения аппарата соблюдают только 16,7 %. Иногда нарушают режим 75,0 % респондентов, а часто - 8,3 % пациентов.

Наиболее частыми причинами нарушения режима использования ортодонтической конструкции респонденты связывали с ее неудобством (29% ответов), большинство опрошенных (71 % ответов) признали собственное безответственное отношение к процессу ортодонтиче-ского лечения.

Несъемные ортодонтические конструкции установлены у 132 из 180 респондентов, из которых у 38,6 % необходимо применение эластичных тяг. На вопрос о соблюдении режима использования данных конструкций дали положительный ответ только 56,9 % пациентов, 43,1 % опрошенных не придерживались рекомендаций врача-ортодонта, сославшись на неудобство использования установленных конструкций.

На вопрос о соблюдении рекомендаций врача по гигиене полости рта во время орто-донтического лечения 76,1 % респондентов дали положительный ответ. Остальные респон-

денты причинами невыполнения рекомендаций врача назвали дефицит рекомендуемых гигиенических средств в 7,0 %, неудобство использования в 4,8 % и необоснованность важности использования в 2,3 %, отсутствие памяток в 2,5 % случаев. Собственное безответственное отношение к гигиене полости рта признали 7,3 % респондентов.

Анализ ответов на вопрос о мотивации соблюдения рекомендаций врача свидетельствует о том, что 8,6 % пациентов испытывают страх последствий невыполнения этих рекомендаций, для 42 % респондентов мотивацией является желание достичь наилучшего результата, и только для 49,4 % опрошенных - это высокая квалификация врача.

Причинами несвоевременности посещения врача-ортодонта в 24,8 % случаев пациенты указывают на необходимость финансовых затрат, в 25,1 % - необоснованность, с точки зрения пациента, регулярных осмотров и в 50,1 % -«забыл», отсутствие времени, и желания и т. д.

Таким образом, большинство респондентов при ответе на вопросы, представленные в анкете, признали собственное безответственное отношение к предложенному плану лечения, причиной чего является недостаточная мотивация. В то же время существующая связь биологических - боль и дискомфорт, испытываемые пациентами во время ортодонтического лечения, и психологических аспектов адаптации обусловливает выраженную необходимость усиления мотивационного компонента, чему может способствовать развитие межличностного взаимодействия в дуэте «врач-пациент». Следовательно, врачу необходимо не только применять в работе свое профессиональное мастерство, но и создать атмосферу доверия, способствующую достижению наилучшего результата. Врач стоматолог-ортодонт, поясняя план лечения и наглядно демонстрируя происходящие изменения, может помочь преодолеть временные неудобства и убедить пациента в стабильности желаемого эффекта.

Немаловажным фактором в возникновении доверительных отношений является также осведомленность пациента о квалификации лечащего врача, преимуществах приемов и методов, которые он использует в работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, одной их основных причин некомплаентного поведения опрошенных ор-тордонтических пациентов является недостаточный уровень мотивированности, повышению которого могло бы способствовать налаживание доверительных отношений между врачом и

ортодонтическим пациентом, максимальный уровень осведомленности его о плане лечения, квалификации врача, преимуществах используемых им приемов, методов и аппаратов, о происходящих изменениях и демонстрация примеров планируемых результатов.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Анохина, А. В. Проблемы исследования приверженности пациентов ортодонтическому лечению / А. В. Анохина, Т. В. Лосева, , Л. А. Мусина // Биосовместимые материалы и новые технологии в стоматологии: материалы междунар. конф. - Казань, 2014. - С. 168-171.

2. Архарова, О. Н. Влияние ортодонтического лечения на качество жизни больных: автореф. дис. ... . канд. мед. наук / О. Н. Архарова. - М., 2016. - 24 с.

3. Взаимодействие врача и пациента высокое искусство в достижении здоровья / Н. Н. Пилипцевич

[и др.] // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2012. - № 3. - С. 41-50.

4. Лисовская Е. Д. Факторы, влияющие на ком-плаентность стоматологических пациентов / Е. Д. Лисовская // Сибирское медицинское обозрение. -2015. - № 6. - С. 92-95.

5. Роль гигиены полости рта в ходе ортодонтического лечения брекет системой [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ortonika.ru/press_ detail/5/.

6. Таклас Н. Аспекты адаптации пациентов к несъемной ортодонтической технике: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Н. Таклас. - М., 2012. - 25 с.

7. Фирсова И. В. Концепция комплаентности в стоматологической практике: автореф. дис. ... д-ра. мед. наук / И. В. Фирсова. - Волгоград, 2009. - 25 с.

8. Фирсова, И. В. Комплаентность как результат компетентностного подхода к лечению в стоматологической практике / И. В. Фирсова, В. Ф. Ми-хальченко, Ю. А. Македонова // Российская стоматология. - 2014. - № 1. - С. 46-48.

А. В. Михальченко1, С. В. Дьяченко1, Д. Ю. Дьяченко1, Е. Б. Голубева2, А. В. Клементьева2

1

Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра терапевтической стоматологии; Казанский государственный медицинский университет

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ДВУХМЕРНЫХ И ТРЕХМЕРНЫХ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

УДК 616-073.75:681.3

В данной статье представлен сравнительный анализ диагностической ценности двухмерных и трехмерных рентгенологических исследований в амбулаторной стоматологической практике. Показаны клинические преимущества конусно-лучевой компьютерной томографии при диагностике периапикальных поражений, анатомии корневых каналов зубов, трещин и переломов корня зуба, планировании операции дентальной имплантации. Даны клинические рекомендации по поводу расширения показаний при проведении компьютерной томографии.

Ключевые слова: рентгенологическое исследование, внутриротовая прицельная рентгенография,

панорамная рентгенография, компьютерная томография.

A. V. Mihal'chenko, S. V. Dyachenko, D. Yu. Dyachenko, E. B. Golubeva, A. V. Klement'eva

THE DIAGNOSTIC VALUE OF TWO-DIMENSIONAL AND THREE-DIMENSIONAL X-RAY IMAGES

This article presents a comparative analysis of diagnostic-value of two-dimensional and three-dimensional radiographic studies in the outpatient dental practice. Shown the clinical benefits of cone-beam computed tomography in the diagnosis of periapical lesions, the anatomy of root canals of teeth, cracks and fractures of the tooth root, dental implantation. The clinical recommendations regarding the expansion of indications when performing computed tomography.

Key words: x-ray examination, sighting intraoral radiography, panoramic radiography, computed tomography.

В современной амбулаторной стоматологии при диагностике большинства заболеваний применяется рентгенологическое исследование. Сравнительно недавно в стоматологической практике появилась новая диагностиче-

ская методика - трехмерная дентальная компьютерная томография.

Двухмерные изображения использовались в стоматологии с тех пор, как в 1896 г. удалось получить первый внутриротовой рентгеновский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.