Научная статья на тему 'Причины миграции бурят в Монголию: (на примере ацинских цонгол-бурят)'

Причины миграции бурят в Монголию: (на примере ацинских цонгол-бурят) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
851
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ЦОНГОЛ-БУРЯТЫ / БУРЯТСКИЕ КАЗАКИ / BURYAT COSSACKS / TSONGOL-BURYAT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нацагдорж Б.

В статье исследованы причины и характер миграции в Монголию в начале 20 в. ацинских цонгол-бурят, потомки которых ныне проживают в сомонах Батширээт и Биндэр Хэнтэйского аймака и сомонах Мунгунморьт и Эрдэнэ Центрального аймака. Автором выявлены причины этого явления на основе большого объема исторических документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of Buryat migration in Mongolia: an example of atsink’s tsongol-buryats

In this article the author tried to explain one of the reasons buriat-mongol’s migrations to Mongolia. The documents of the Buriat-mongolian migrants committee in Urga of the Mongolian State Archive show clearly that main reason of the migration of some part of buriats, was the ethno-religious conflict with the Russian orthodox old-believers (semeyskie).

Текст научной работы на тему «Причины миграции бурят в Монголию: (на примере ацинских цонгол-бурят)»

different structures of the world alien to them and contributed their share in the formation of social and cultural diversity of the Republic. Tibetan diasporiza-tion for those who became Russian citizens in Buryatia as well as in Russia in general has proven to be successful and that it is still in the process of development.

References

1. Buryatskie Letopisi (Buryat Historical Records). Edited by Sh. B. Chimitdorz-hiev and Ts. P. Vanchikova. - Ulan-Ude, 1996. - 198 p.

2. Khambo-lama. God zaitsa budet napryazhonnym (The Year of Hare will be tense) // Informpolis, 26 January, 2011. Ulan-Ude.

3. Natsov G.-D. Materialy po Lamaizmu v Buryatii (Materials on Lamaism in Buryatia). - Ulan-Ude, 1998. - 187 p.

4. Toboev, Tugulder. Proshlaya istoriya khorinskikh i aginskikh buryat (Early History of Qori and Aga Buryats) in Buryatskie Letopisi. (Buryat Historical Records). Edited by Sh. B. Chimitdorzhiev and Ts. P. Vanchikova. - Ulan-Ude, 1996. - P. 5-35.

5. Yumsunov, Vandan. Istoriya proiskhozhdeniya 11 khorinskikh rodov (The history of origin of 11 khori tribes). in Buryatskie Letopisi. (Buryat Historical Records). Edited by Sh. B. Chimitdorzhiev and Ts. P. Vanchikova. - Ulan-Ude, 1996. - P. 36-102.

6. http://elo-rinpoche.ru/

7. http://www.geshe.ru/

Ванчикова Цымжит Пурбуевна - доктор исторических наук, профессор,

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии.

Vanchikova Ts.P. - ScD, professor, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan

Studies.

УДК 317.74 © Б. Нацагдорж

Причины миграции бурят в Монголию: (на примере ацинских цонгол-бурят)

В статье исследованы причины и характер миграции в Монголию в начале XX в. ацинских цонгол-бурят, потомки которых ныне проживают в сомо-нах Батширээт и Биндэр Хэнтэйского аймака и сомонах Мунгунморьт и Эр-дэнэ Центрального аймака. Автором выявлены причины этого явления на основе большого объема исторических документов. Ключевые слова: миграция, цонгол-буряты, бурятские казаки.

© B. Natsagdorzh

The purpose of Buryat migration in Mongolia: an example of atsink's tsongol-buryats

In this article the author tried to explain one of the reasons buriat-mongol's migrations to Mongolia. The documents of the Buriat-mongolian migrants committee in Urga of the Mongolian State Archive show clearly that main reason of the migration of some part of buriats, was the ethno-religious conflict with the Russian orthodox old-believers (semeyskie). Keywords: migration, tsongol-Buryat, Buryat Cossacks.

Миграции бурят-монголов в Центральную Монголию, или Ара Монгол, в начале XX в. посвящено несколько работ монгольских и зарубежных исследователей1. Но по объективным историческим причинам некоторые острые углы этого вопроса, в том числе одно из основных обстоятельств, спровоцировавших миграционный отток бурят в Монголию, сглаживались или поднимались на недостаточном уровне. Необходимость объективной оценки исторических событий лежит в основе данной работы.

В национальном архиве Монголии, в фонде Бурят-Монгольского комитета в Урге (Ф-№37) хранятся документы и материалы, которые проливают свет на те события.

Бурят-Монгольский комитет (письм. монг. buriyad mongyol-un kereg erkileku qural-un yajar), организованный в 1922 г. в Урге из группы бурят-монгольских интеллигентов, отправил несколько комиссий в места поселений бурят-монголов с целью выяснения их всеобщего положения. Комиссия была отправлена в Сэцэн-Хановский аймак. В Джонон-Вановском хошуне она получила от бурят, проживающих в местности трех караулов, заявление об их бедственном положении.

«...bida nar minji qarayul-un cinadu aca-yin youl kemeku yajar on udatal-a idegesin sayuysan boluge. getele yurban jil-un urida oros-un ulayan-u kemeku cerig ireju cayan luy-a neyilegsen kemen 76 ere kumun-i alaju korungge mal-i degermeduju suyidkegsen-ece qoyisi uday-a daray-a yasiyun jobalang kuliyeju tur amaskin bayitala nidonon jil qabur cay baron unggiyerni-yin cerig-i jakiruysan tuvanov ulemji cerig-un qamtu ociju ulayan luy-a neyilegsen kemen kedu kedun kumun-i alaju degermedun inaysi neguulgen kogeju lamayin kuriyen-u cinadu yurban qarayul-un nituy-tur orkiysan. mon tuvanov-i nekeju yabuysan ulayan cerig ireju cayan kemen basa kumun-i alaju korungge mal-i buliyan degermeduju burqan nom ba ger qoysil-i tuliju ebdeku jerge-ber darulan jobayaju suyidkegsen inu uneker-un tuyil-dayan kurcukui, kemebecu ijayur undusu nige uysay-a toru neyilelcegsen inu dakin jobalang yasalang

1 Цэрэн Ц. Буриадуудын дYрвэлт, тэднийг хэлмэгдYYлсэн тухай асуудалд. -Улаанбаатар, 2002; Оюунтунгалаг А. Монгол улсын буриадууд. - Улаанбаатар, 2004; Тубчинов С. Д. О причинах миграции бурят в Монголию // Acta historica. -Улаанбаатар, 2007. 37-39-р тал.

tokiyalduqu-ugei jiryaqu jabsiyan-i olba kemen bugudeger bayarlalcaysan bile»1.

(...мы за Мензинском караулом, в местности, называемой Аца гол, с давних пор проживали. Три года назад /1919/ пришли так называемые красные русские и, обвинив нас в сотрудничестве с белыми, убили наших 76 мужчин и ограбили наше имущество и скот, и мы переживали крайне тяжелое положение. В прошлом году /1921/ весной приехал Туванов с многими войсками барона Унгерна и убил нескольких человек, с обвинением в том, что они примкнули к красным. И взял нас с собой и оставил за Ламским куренем в местности трех караулов. Тогда же преследовавшие Туванова красные войска, приехав сюда, убили людей, ограбили наше имущество и скот, сожгли наши бурханы и сутры, юрты и дома. Хотя мы попали в самое крайнее положение, обрадовались тому, что наконец присоединились к единоко-ренным братьям и больше не будем переживать кошмарные бедствия.)

Текст в монгольском варианте намного меньше текста на русском языке, с более подробным описанием этих же событий:

«...Через несколько часов вслед за ними прибыли конные солдаты в числе 80 человек и окружили с домом. Арестовали всех бурят и увезли их в деревню Асиновка, заперли в училище. После этого назавтра выехало в нашу сторону около 120 вооруженных солдат, часть их поехала грабить вверх по Чикою. А другая часть вверх по Аце, солдаты грабили, брали без разбори что попадалось. Затем во время грабежа избили двух стариков, которые после побоев погибли. Сложили в несколько десятков саней добычу, шубы 196, с хорошим мехом, крытые шелком, чичунчой и далинбой, 180 халатов, шелковых, чичунчовых и из простых материй, 5000 рублей, монет золотых и серебра, 20 золотых, золотые кольцы и серебряные, часы, золотые с цепочкой, цена 120 рублей, романовские кредитные билеты 6000 рублей, женский наряд, драгоценные камни, шапки бобровые, выдровые, соболевые, рысьи, лисьи и 110 с лишним лошадей, 60 голов рогатого скота, на 70 лошадей сбруи, хомутов седелок, дуг, 30 телег, 66 саней, хлеба, зерна 1000 пуд, муки 500 пудов, 60 кож выделанных, невыделанных, 168 потников, седель 50 серебряных и простых 17 швейных машин, 80 ту-лумов, 58 котлов, 84 пудов мяса, 67 овчин, масла 8 пудов, жира 6 пудов. Затем через 3 дня после грабежа опять же приехали несколько вооруженных солдат и арестовали 5 мальчиков и увезли туда же и уволили 12 человек, после этого через день всех остальных бурят в числе 76 человек расстреляли и привезли на нашу сторону и закопали

1 MyYTA. Ф-№37. Х/н-27, 6.

в одну яму. При судебном осмотре, произведенном мировым судьей 18-го участка1 Макаровым при присутствии бурятскаго представителя Ванданова и прочих, оказалось, что пленные были зверски убиты, т.е. рублены топором. Руки и ноги отрезаны и переломлены, привязаны по 2 по 3 вместе, глаза выколоты, отрезаны уши, носы и даже отрезана половая часть и все оказались голые, без рубах и штанов... (сокр.) ...Кроме того, оставшиеся на родине наши родственники буряты, в особенности больные и не имевшие членов семейства, по слухам, убиты зверски, сожжены в живом виде в числе 43 человек, мужчин, женщин и детей... (сокр.) ...Добавляем, что в эту зиму, т.е. 1922 года в феврале, опять же прибыли из Мензинской станицы большевики под начальством Патракова, ограбили следующее имущество: 17 коров, 5 лошадей и остальные реквизировали у семиозер-ских бурят 300 голов скота и лошадей и разные хозяйственные вещи, утварь. Кроме того, еще грозят, что перебьют всех когда-нибудь.» 2

Кем были упомянутые выше большевики, ясно из другого документа, хранящегося в фонде Бурят-Монгольского комитета. Здесь они называют их прямо и ясно - mayu mörtü degermecin simeyisig nar (семейские грабители со злым следом).

«olon-a ergügdegsen-u arban qoyaduyar on doluyan sarayin 8-u edür. bide egün-u dour-a yar-nud-iyan talbiju öggügcid, mongyol-un qori buriyad qosiyun-u congyool-un sumun-u 71 erkütü ger-ud-un ejed-ece yeke küriyen-u mongyol yajar-a büküi buriyad mongyol-un kereg-i erkilegsen qural-un yajar-a quraldur-a oduqu tölügelügci mordayulun ilegeküi-yin kücün ügei manu congyool sumun qoyosun ügegüü yadaraltan böged olongki manu önücin ekener keuked aysan-a ilerekeyilejü mön qosiyun-u terigün tüsimel ceden cedüb-un gegci-yi manu aji bayidal ami jayun büküi bayidal sayuri-yi medegseger aqu tulada, deger-e durasuyduyci qural-un yajar-a man-u sumun-u jon-aca sayulcaju man-u mayu mörtü degermecin simeyisig nar-tu könügegdegsen siltayan büküi-yi ayildulcaju ecüs-tur toytuyal-un ucir-i biden-du medegülün ireküi-yi yuyuju dabqur nayiduly-a-yin qayudasun bariyulju öber-üd-yin yar-un bicig yar-nud-iyan talbiju ilerekeyilegci mongyol qori buriyad qosiyun-u congyool sumun-u jayisang darm-a budayin. congyool sumun-u ulus nayiduly-a-tai iregsen badm-a namsarai-yin bicig ülü medekü tulada niyur-un yuyulta-bar tabiysan erdeni cerin-u»

(8-е число седьмого месяца двенадцатого года Многими Возведенного. Мы, нижеподписавшиеся, домовладельцы 71 семей Цонгольского со-

1 В 18-й участок мирового судьи входили Урлуцкая, Коротковская, Байхор-ская, Нижненарымская, Красноярская волости, Укыр-Шонуйская отдельное общество и Мензинская станица [Памятная книжка Забайкальской области на 1901 г., 1901. - С. 10, 11].

2 МУУТА. Ф-№37. Х/н-27. 1-4.

мона Хори-Бурятского хошуна Монголии выражаем свое бедственное положение и не можем снарядить и отправить своего представителя на сьезд бурят-монголов, который состоится при Бурят-Монгольском комитете в Нийслэл-Хурене. Большинство из нас являются беднейшими вдовами и сиротами, поэтому мы доверили Цэдэну Цэдубуну, главному чиновнику из нашего хошуна, как знатоку нашего бедственного положения, присутствовать на сьезде упомянутого комитета и войти с ходатайством от нас о нашем положении, о том, как мы были погублены со стороны грабителей simeyisig со злым следом. Пусть он сообщит нам о постановлении сьезда. На что мы ниже подписываемся. Зайсан Цонгольского сомона, Хори-бурятского хошуна Монголии Дарма Будаин. И за неграмотного представителя народа Цонгольского сомона Бадмы Намсараина подписался по его просьбе Эрдэни Цэрину.)

Упомянутые simeyisig, безусловно, являются семейскими или старообрядцами, которые были сосланы в Забайкалье Екатериной II из европейской части России в 1767 г.2 Все селения, упомянутые в приведенном нами заявлении, в то время были населены старообрядцами [Ровинский, 1872. с. 123]. Эта группа русских в отличие от коренных сибиряков прибывала в Сибирь с семьями (отсюда и название семейские) и с самого начала своего пребывания в Бурятии не смешивались как с русскими старожилами (сибиряками), русскими казаками, так и с местным бурят-монгольским населением, в основном из-за религиозных мировоззрений. Вообще русское население в Забайкалье делилось на семейских, сибиряков и казаков, которые резко отличались от друг друга по укладу жизни, поведению и даже по облику [Русские, 1997, с. 74-75]. Сибиряки и казаки брали в жены буряток и в основном занимались скотоводством, особенно в приграничной полосе. Семейские считали их смешанными с бурятами и монголами и др., т.е. «недостаточно русскими», а по отношению к коренному бурят-монгольскому населению зачастую использовали уничижительный термин «тварь»:

«...Всех-то, говорят, было поселено до семи тысяч семей. Поселившись, долго вели войну с «тварью», т. е. с монголами, которые не хотели им давать земли и гнали их вон»3

«" Тварью" называютъ сибирские крестьяне бурятъ и по аю пору; даже къ крещенымъ, но еще не обрусевшимъ бурятамъ крестьяне относятся высокомерно, какъ къ низшей расе: " хоть крещеный, а все

1 МУУТА. Ф-№37. Х/н-20, 36.

2 Высочайше учрежденная подъ председательствомъ статсъ-секретаря Ку-ломзина комиссия для исследования и землепользования в Забайкальской области». Материалы. Вып. 6. Население, значение рода у инородцев и ламаизмъ // составили Н. Разумов и И. Сосновский. - СПб., 1898. - С. 10-12.

3 Прыжов И.Г. Очерки, статьи, письма. - М.; Л., 1934.

65

же не далеко ушелъ отъ твари"», говорятъ они, и при малейшемъ столкновеми своихъ интересовъ съ интересами " твари" осыпаютъ эту последнюю градомъ отборнейшихъ русскихъ ругательствъ Конечно, такъ относятся только къ беднымъ "братскимъ"; съ бога-тымъ - дело иное: ему льстятъ, съ нимъ обходятся назойливо-фамил1арно, его угощаютъ и сажаютъ подъ образа, будь онъ даже не крещенъ; но за-глаза — и его не иначе честятъ, какъ „тварину" -, хотяужъ не въ презрительномъ, а въ злобнозавистливомъ тоне.» [На таежных прогалинах: очерки жизни населения Восточной Сибири. 1891. - С.188]

Из числа бранных слов, которые использовались семейскими по отношению к бурятам, привлекает внимание слово арцеед. Это слово мы обнаруживаем в толковом словаре живого великорусского языка Даля: арцеед (бранно) - бурят, тунгус, монгол, тот, кто ест арцу1 [Даль, 1978].

По мере роста численности старообрядцев и особенностей их жизненного уклада общины семейских стали испытывать возрастающую потребность в свободных землях для развития земледелия. Поэтому с самого начала их переселения в Забайкалье властями была спровоцирована конфликтная ситуация с бурят-монголами2. Российская империя, чтобы обеспечить защиту своих границ с Цинской империей, вынуждена была опереться на местных бурят-монголов и хамниганов из-за невозможности переместить большой контингент войск из европейской части своей империи3. В лице бурят-монголов и хамниганов они получили отличную охрану государственной границы, включив их в казачье сословие. Став казаками, часть бурят-монголов и хамниган получила земельные наделы в потомственное владение и была выведена из ясачного положения. Это и подняло их на более высокую ступень социальной иерархии, по сравнению с их соседями - семейскими. Как казаки они и выполняли внутренние полицейские обязанности, и участвовали в подавлении волнений в среде тех же семейских.

Считаем необходимым привести один из примеров, в котором находит отражение специфика службы бурят-казаков в регионе, в качестве чрез-

1 Арца (арса) - вид национальной молочной пищи монгольских народов.

2 «Не то ожидало их со стороны бурят-казаков. Едва семейские пришли на место поселенья, которое вперед обследовали их ходоки, как буряты кинулись на них, вооруженные нагайками и чем попало и стараясь потоптать их конями. Русские гуситы вооружились стягами, затаражились телегами и дали такой отпор, что они удалились. Но после еще были схватки и прекратились только вмешательством власти. Это было между 1798 и 1801 гг., потому что в одном документе 1789 г. видно, что еще не было на Бичуре семейских, в 1801 г. видно, что они уже там. У окинских семейских была такая же борьба.». См.: Ровинский П. Этнографические исследования в Забайкальской области // Известия СО РГО. - Иркутск, 1872. Т. 3, № 3. - С. 127.

3 Васильев А.П. Забайкальские казаки. Т. 2. - Чита, 1916. - С. 210-216.

66

вычайно важного обоснования неприязни и частых конфронтаций между бурятским населением и семейскими. Так, например, российское правительство запрещало семейским открывать церкви и иметь в них кресты. Те церкви, которые были открыты без разрешения правительства, закрывались, и в подобных делах бурятских казаков зачастую задействовали как полицейкую силу:

«....Здесь монахи срубали крест с часовни. Казак из бурят (карым) влез на крест и стал его рубить топором. Один из семейских уже прицелился в него из винтовки, но был удержан товарищами»1.

Такова была стратегия царского правительства, целью которого было поддержание вражды между бурятами-казаками и семейскими.

Рассматриваемые нами буряты из урочища Ацы стали казаками в 1764 г. и в основном были выходцами из племен цонгол и ашабагат, прежде входивших в одноименные административные «роды»2. Когда 1851 г. было образовано Забайкальское казачье войско, они были отведены 6-й сотне 2-го полка 1-го отдела и подчинялись поселковому атаману Ацинского поселка. Их место проживания, урочище рек Аца, Менза и начало Чикоя, покрыто частично густой тайгой, частично имеет плодородные луга, выгодные и для земледелия, и для скотоводства. Поэтому старообрядцы начали сюда проникать с самого начала их заселения. В 1770 г. возник первый земельный спор между ними, а в 1772 г. канцелярией пограничных дел был дан братскому шуленге Мамихалеву приказ, «чтобы в зимнее время по Мензе реке и в летнее по Большой реке и Аце реке никого из едущих не пропускать, кроме ходящих за промыслом»2. Со стороны царского правительства по известным причинам частью к бурят-монгольскому народу было проявлено несколько привилегированное отношение, когда к части самого русского населения отношение было совсем другое. И это породило конфликт и национальную вражду между бурят-монголами и семейскими. Вражда имела и экономическую подоплеку, связанную с земельным вопросом. Когда большевики взяли власть, семейские с большим симпатием отнеслись к ним, так как они обещали наделить всех землей в равной мере.

1 Прыжов И.Г. Очерки, статьи, письма. - М.; Л., 1934.

2 Высочайше учрежденная подъ председательствомъ статсъ-секретаря Ку-ломзина комиссия для изследования и землепользования в Забайкальской области // Материалы. Вып. 6. Население, значение рода у инородцев и ламаизмъ / сост. Н. Разумов и И. Сосновский. - СПб., 1898. - С. 8.

3 Высочайше учрежденная подъ председательствомъ статсъ-секретаря Ку-ломзина комиссия для изследования и землепользования в Забайкальской области // Материалы. Вып. 6. Население, значение рода у инородцев и ламаизмъ / сост. Н. Разумов и И. Сосновский. - СПб., 1898. - С. 8.

67

«...Они - наши помешшыки, обычно говорят тамошние крестьяне и выражают весьма энергичныя претензии завладеть частью бурятской земли. Несколько лет тому назад была назначена особая комиссия, которой произведен был осмотр бурятской земли и намечены были участки для передачи крестьянам. При большевиках эти участки были утверждены за крестьянами. Но в настоящее время эта земля остается пока объектом претензии крестьян» [Селищев, 1920, с. 9]. В таких ситуациях разгоралась гражданская война, и семейские, прикинувшись большевиками, начали отбирать бурятские земли и в некоторых местах учиняли настоящие погромы бурятского населения, о чем и свидетельствует приведенный нами документ. Элбек-Доржи Ринчино описал эту ситуацию в своем докладе на II сьезде представителей бурятских эмигрантов при Бурят-Монгольском комитете.

«...man-u buriyad nar eb qamtu nam büküi jobleltü jasay-tur yayun-dur dur-a ügei bolba kemebesü oros yajar qubisqal yarcu bayiqu üy-e-dür buriyad luy-a qolicaldun sayuysan tariyacin oros nar bide nar ulayan nam-un kümüs kemen ner-e jegüjü buriyad-un yajar nutuy-i buliyan abqu alaqu degermedükü jerge-ber eldeb samayun yabudal-i degdegeksen-ü qaryai-bar ta nar ucir medekü ügei büdügülig buriyad nar ulayan nam-un kümüs bügüde degermecin kemen sanaqu boljuqui.»

(...Наши буряты почему не любят коммунистическую власть? Когда произошла революция, те русские крестьяне, которые чересполосицей живут между бурятами, стали захватывать бурятские земли, заявив, что они стали красными. Они грабили и убивали. Поэтому наши буряты стали думать, что все красные - это бандиты и гра-бители)1.

Потеряв свое привилегированное положение вместе со своей землей, бурятские казаки встали на противоположную сторону семейских, которые объявили себя красными, и, потерпев поражение в борьбе с ними, они были вынуждены искать убежище в соседней братской Халха-Монголии2.

1 MyYTA. Ф-№37. Х/н-34, 14-17.

2 Уполномоченный чиновник северо-восточного края Чулуун жаловался, «cayantan 6 kümün-i bariqu-bar cerig idamsürüng nar yurban qarayul-un yajar kürcü qulayai nar-i surbaljilbasu 1 inu buu jebseg-iyen orkiju barayun emün-e jüg oroba. busud anu yurban qarayul-un jegün qoyitu eteged obun kemekü ayula-yin obür-tür buriyad nar-un qayucin bayiyuluysan baising-dur urida cayan-u cerig-tu yabuju olan-i tüyibegejü yabuysan buriyad coyibsürüng jerge oros buriyad nar luy-a neyileldün bügüde qoriyad kümün bolju sayuju bayin-a gekü suray sonusuyad ociy-a geküle tengdeki buriyad oyta suray kelekü bayituyai ulay-a ogkü-ügei alba-tai gekü» (цирик Идамсурэн и др. преследовали белогвардейцев 6 человек и достигли местности трех караулов, и при расспросе оказалось, что один из них, выбросив оружие, бежал на юго-запад. Остальные в местности Обон укрываются в старом бала-

68

Элбэк-Доржи Ринчино в своем выступлении на заседании политбюро ВКП(б) в октябре 1920 г. привел этот факт, и Ленин в известном письме от 13 октября 1920 г., где говорится об автономии бурят и калмыков, приказал расследовать этот случай и наказать виновных1. Но так как шла война и насильные захваты продолжались, ацинские буряты в 1921 г. вышли в Монголию вместе с разбитым унгерновским сподвижником Ц. Тубановым. Их положение было действительно удручающим, что видно из следующего документа.

Ононгольский хори-бурятский хошун Монголии

Сомон Балд-жин-ский Онон-ский Хам-ни-ганский Бар-хин-ский Ага-цин-ский Балд-жи-ханский Цон-голь-ский Хур-хин-ский Всего

Семьи 66 85 50 54 104 63 82 114 618

Мужчины 161 202 112 130 214 138 130 273 1360

Женщины 139 178 90 135 229 141 157 271 1340

Всего 300 380 202 265 413 279 287 544 2700

Верблюды 4 4

Лошади 116 242 157 277 160 192 100 272 1516

Коровы 335 1044 274 1272 706 326 150 1420 5527

Овцы 229 789 648 1109 430 149 10 1709 5073

Козы 76 268 87 335 74 10 362 1212

(Число скота и домовладельцев Онон-гольского хори-бурятского хошуна Монголии. МУУТА Ф-№37. Д-1. Хн-4. Л.163).

Положение переселившихся в глубь Цэцэнхановского аймака цонго-лов было идентичным с состоянием их сородичей в Джонон-вановском хошуне.

гане бурят для охоты и присоединились к банде бывшего белогвардейца Чойбсу-руна. Когда мы хотели дальше расспросить об этом, тамошние буряты ничего не говорят и отказываются выдать подводы) // МУУТА. Ф-№37. Х/н-27. Л. 14; «...mongyol yajar-a büküi buriyad nar-un kereg erkilegsen qural-un yajar-un tüsimel-ber ene qosiyun dotur-a oros cayan qulayai nar luy-a qolbuydaju qoryudan bayiqu ulus bui boged, sonusburi-dur olangki anu congyol oboy-tan ajiyu.»(nредсmавumель Бурят-Монгольского комитета сказал, что, в пределах этого хошуна скрываются белогвардейцы и вместе с ними укрываются буряты и, по слухам, большинство из них являются цонголами) [МУУТА. Ф-№37. Х/н-1. Л. 31а]. Отсюда видно, что симпатия ацинцев была на стороне белых и даже некоторые отчаянные оказывали последнее сопротивление в горах, при тайной поддержке. Именно здесь и был пойман Ц. Тубанов.

1 Элбек-Доржи Ринчино. Документы, статьи, письма. - Улан-Удэ, 1994.

69

«...По границе хошунов Дархан-Чин-вана и Далай-Дархан-Бэйлэ, а именно по р. Керулену и его притоку Терельдже, находится 56 юрт бурят Хоринского аймака и 32 юрты Чикойского аймака (из района Менза), которые объединились в настоящее время в сомоны; первые эмигрировали преимущественно до революции, а вторые - начиная с 1917-1918 гг. У обеих групп преобладает младший возраст. Затем у хоринцев средний, а у чикойцев - старший. В семье у хоринцев в среднем 5 человек. Источник пропитания у хоринцев - скотоводство, а у чикойцев - работа у монголов; у первых в среднем в семье коров 5, лошадей 1-2, у последних почти ничего нет. В большинстве живут у монголов, нанимаясь в пастухи или исполняя другие работы по хозяйству и, редко составив артели, строят хашаны, дома и кумирни и прочее. При организации административных единиц хоринцы стараются отмежеваться от чикойцев, так как последние, являясь казаками, несли военную службу, часть их участвовала в гражданской войне и потому боятся, что их будут обвинять в контрреволюции. И здесь, конечно, также не исключено издавна сложившееся у бурят деление на племена, к каковому приурочены деления на аймаки... слова «орос» и «большевиг» были равнозначущи...Вообще гражданская война в южной части Забайкалья среди бурятского и русского населения, благодаря их отсталости, переходила по времени из борьбы партий в борьбу национальную, как, например, события по Мензое, Асе, Бырце и Улхану»1.

Ознакомившись с положением бурят из документов комиссии Бурят-Монгольского комитета, Народное правительство Монголии приняло ряд мер по обустраиванию беженцев из урочища Аца. Они были освобождены от государственного и аймачного податей на три года. От Бурят-Монгольского комитета был отправлен протест в ДВР в Бурят-Монгольское автономное управление с требованием наказать виновных в грабеже бурят-монголов, проживающих в Джонон-вановском хошуне Це-ценхановского аймака и в дальнейшем не допустить подобных налетов2. Ацинские беженцы были включены в Хори-бурятский хошун, образовав Цонгольский сомон. Решение переселить часть семей, возглавляемых вдовами, в Ургу, в силу их крайней бедности и одолженности местному населению, было отменено. Потомки этих людей теперь населяют сомоны Батширээт и Биндэр Хэнтийского аймака. А та часть, которая поселилась по реке Тэрэлж, вошла в состав Хэрлэнгольского бурятского хошуна и теперь составляет сомоны Мунгунморьт и Эрдэнэ Центрального аймака.

1 МУУТА. Ф-№37. Х/н-2. Л.21.

2 МУУТА. Ф-№37. Х/н 27, 10.

Заключение

Причины миграции бурят в Монголию в начале XX в. имеют разный характер, но одной из основных причин, на наш взгляд, является конфликт на национальной почве. Бурятские казаки с XVIII в. несли государственную службу, после 1918 г. они потеряли привилегированное положение и вместе с тем свои земли и даже подвергались смертельной опасности. Поэтому они переселились в братскую Монголию, которая обладала огромными площадями земли и приняла их у себя.

Приложение1

Бурятъ Чикойскаго хошуна Селенгинскаго аймака Ацинскаго сомона, эмигрантовъ Монголии в числе 60 юртъ, пока проживающихся в ка-раулахъ Гурбан-Караул Кумыли и по реке Онону.

Сем заявляем, что в 1919 г. в декабре месяце были неожиданные события в нашей родине, т.е. в Ацинском сомоне, именно следующие. Граждане Верхнеудинскаго уезда Коротковской волости, села Асиновскаго 2 человека появились якобы делегаты от этих селений: Асиновское, Шимбиликское, Захарово и Фомичово с требованием сдавать оружие именно Алексей Кузьмин и Семен Ермолаев. В случае неисполнения их требования будет обьявлена гражданская война. На это мы ответили, вопрос этот будет обсужден нашим сходом, имеем мы быть с завтрашняго числа в 8 часов утра и согласия будет, нет, дадим вам знать. Затем во время схода опять же приехали 12 человек, в том числе новодеревенский учитель и Цыбылов и Зиновей Козлов в вооруженном виде, без малейшего отлагательства исполнить предыдущее наше требование, на это мы убедительнейше просили дать нам отсрочку, пока мы доводим до сведения в хошуне и в станичное правление. Названные товарищи согласились на это с тем условием, чтобы нарочного отправляем по ихним подводам, говоря, что они будут снабжены бланковым билетом для взимания подводы. Вследствии чего мы нарядили два человека и отправляли. Между тем промежуточно этих лиц задержали и арестовали в Красноярской волости. После чего на третью ночь пришли наступать в вооруженном виде в числе 400 солдат под начальством тов. Попова в двух группах, одна с верхней стороны, а другая с нижней стороны, и окружили улус. Открыли стрельбу по улусу и с криком «ура» вошли в улус, также мы со страхом открыли по ним огонь. От этого удара они отступили. Назавтра же привезли наших 4 арестованных при сопровождении двух крестьян и заявили нам, что чем проливать кровь, лучше же обойтись мирно и заключить миролюбный договор. На это мы согласились. Для этой цели мы собрали сход, между тем во время нашего схода прибыло 11 человек, вооруженных, во главе их тов. Фильгин. Они предложили мирно сдать оружие, и мы сдали около 50 винтовок, берданов и трехлинеек и заключили миролюбный договор. Затем тов. Филь-

гин заявил следующее: дать 2 быка на мясо, 10 подвод и еще раз собрать сход от каждого дома по 1 человеку для обьяснения советского режима и для выбора сомонного председателя. Собрали сход. Сход продолжался до вечера, затем во время схода опять явился тов. Фильгин с 6 товарищами. Через несколько часов вслед за ними карьером прибыли конные солдаты в числе 80 человек и окружили. Вслед за сим в последующих числах мая месяца 1921 г. выступил отряд Тубанова из Монголии. Прибыв в местность Аца, расстреляли 2 бурят, признав их якобы соучастниками большевиков. При отступлении этот отряд в силу оружия выдворил в Монголию около 60 семей, при этом не захватив никаких движимых и недвижимых имуществ. Теперь же ощущаем весьма острые нужды, терпим голод и холод, нагие и босые. Семейства состоят из стариков и старых вдов, женщин, детей и сирот. Кругом лишенные средств существования, живут в шалашах, в избушках в лесу и даже имеется несколько малолетних детей без призрения и родственников. Таким образом, мы переживаем весьма тяжелые время и жизненное расстройство с одной и другой стороны. О вышеизложенном просим доложить представителю бурятского народа Цыдену Цыдыпову. Примите на себя труд ради великодушия и человеколюбия войти с ходатайством куда следует, заступиться за нас, попавших в крайне критическое положение. Ддоходят до нас слухи, о том, что они еще раз собираются сделать нападение, а мы находимся в весьма отчаянном положении. Кроме того, из Кыринской станицы нападали на нас 8 большевиков под начальством Бурундуковского и путеводителя Цынды Будаева и реквизировали 5 лошадей и разного рода хозяйственную утварь. Неграмотные граждане: Ранга Жигжитов, Абида Дармаев и Ринчин Дармаев, Цыбик Зориктуев, Даши Цокто-ев, Гумбе Шарапов, Цыбик Болоев, Бато -Мунко Долотов, Доржи Зориктуев, Самбу Шандаржеев, Самбу и Ванчик Банзаракцаевы, Лубсан Цыренов, Лубсан Тугутов, Гарма Аюшеев, Чагдур Цыби-ков, Бато Очиртаров, Агван Баинов, Аюши Мункуев, Цыбик Дуга-ров, Цыбик Доржиев, Балжит Ванданова, Сыбжит Доржиева, Бал-жит Намсараева, Пагма Шандапова, Ханда Галданова, Балма Бо-лоева, Пагма Бальчинова, Дари Цоктоева, Долма Юмсунова, Юм-жир Занданова, Дарима Очирова, Сагандари Бухугулова, Санжа Долодоева, Дулма Шойдоржиева, Дулма Бадмаева, Намсалма Зо-риктуева, Намсалма Чиканова, по личной просьбе которых расписался Боди Намсараев. Расписался Бадма Очиров.

bitede cerindoiji-yin cerin cebig-un ringcin sangdug-un tamjida payibal-un dejide batu-yin genen sangji-yin cerm-a garm-a-yin edener-un bicig ülü medekü tula niyur-ud-un yuyulta-bar yar-nud-i obürü-yin yar tai tabiysan badm-a sambuu cebany doiji-yin 1922 года февраля 30.» [МУТТА. Ф-№37. Х/н 27. Л.1-4]

Приложение 2

Именной списокъ вдовых женщинъ и сиротъ Чикойского хошуна

Имена и Фамилгя Число душъ в семье

1. Юмжитъ Занданова 4

2. Сыбжитъ Гынинова 3

3. Ринчин Арьяева 2

4. Дулма Бадмаева 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Дарима Очирова 1

6. Дулма Жамбалова 5

7. Самобальзанъ Намсараева 2

8. Намсалма Зориктуева 3

9. Намсалма Чакунова 1

10. Дыжитъ Очиртарова 3

11. Гынин Цоктоева 2

12. Очирсу Дармаева 2

13. Дулмасу Найданова 1

14. Дулгар Пунцукова 1

15. Балма Болоева 2

16. Бытитъ Ширнинова 2

17. Дулма Шандоржiева 4

18. Гарма Аюшiева 2

19. Серма Намсараева 1

20. Цагандарь Цыбенова 2

21. Сондуй Долодоева 2

22. Сагандарь Бухугулова 1

23. Сыбжитъ Жамцуева 1

24. Дулгар Болоева 2

25. Дарима Галинова 3

26. Бадмасу Баирова 1

27. Гурумъ Зориктуева 2

28. Балжитъ Павлова 3

29. Чимитсу Санжiева 1

30. Намитъ Галданова 5

31. Тамжид Павлова 3

32. Жигмитъ Вамбуева 1

33. Добдон Долодоевъ 1

34. Дугар Доржиевъ 2

35. Лупсан Шадаповъ 4

36. Пагма Бальчинова 5

37. Сындыма Найданова 1

[МУГТА. Ф-№37. Д-1. Х/н 2. Л. 14]

Приложение 3

Выписка из протокола заседания президиума Бурмонавтоупра от 8-го декабря 1921 г. за №80.

Слушали: Письменный доклад члена Чикойской комиссии [утрачено]... на от 21 ноября 1921 г. за №176 о том, что в Ацинском сомоне из 80 семейств осталось лишь два семейства, остальные [утрачено]... гражданской войне или перебиты или уведены отрядом Унгерна или разбежались. Имущество брошено на произвол судьбы и похищено окрестными крестьянами. Остались постройки и те похищаются. Необходимо принять меры к охране. Постановили: Ацинский сомон Чикойского аймака расположен среди русских селений, далеко от бурятских населенных пунктов. Почти все население Ацинского сомона или истреблено, или скитается в степях Монголии и Забайкалья. На возвращение оставшихся в живых бурят Ацинского сомона в названный сомон при существующих судебных отношениях граждан с бурятами надежды нет, по крайней мере в ближайшем будущем. Судьба сомона [утрачено]... уже предрешена. Ему не возродиться и он должен исчезнуть, оставшиеся две бурятские семьи придется переселить в другое место. При таких условиях охрана оставшей... [утрачено] имущества не возможна и этому имуществу угрожает неотменная гибель. По этим соображениям президиум Бурмонавтупра постановил:

1. Образовать особую комиссию в составе члена Чикойского аймачного управления, по назначению последнего, председателя Верхне-Чикойского хошуна и представителя аймачной милиции и одного из граждан Ацинского сомона, для выяснения оценки всего оставшегося имущества и продажи с публичного торга той его части, охрана которой надлежащим образом не может быть обеспечена.

2. Имущество, хранение которого в целости и исправности примут на себя ближайшие родственники или соседи [утрачено]...ствующих сдать на хранение пол соответсвующие [утрачено]... исключив его из продажи.

[утрачено]...имуществу продать за валюту или пушнину. Если таковых покупателей не окажется, комиссии телеграфировать, какие товары, в каком количестве могут быть [утрачено]...учтены за имущество и как они могут быть реализованы.

4. Комиссии выяснить также дальнейшую судьбу оставшихся граждан, останутся ли они на месте или должны быть переселены; в утвердительном смысле - куда.

5. О всех затруднениях при исполнения сего комиссия по телеграфу запрашивает указаний Бурмонавтупра.

6. По окончании сего поручения Комиссия представляет Бурмонав-тупру исчерпывающий доклад со всем делопроизводством и вырученными деньгами или контрвалютными товарами.

С подлинным верно:

Делопроизводитель Бурземотдела /ДМИТРОЧЕНКО/

[ГАРБ. Ф.1608. Оп.1. Д.42. Л.5] Литература

1. Высочайше учрежденная подъ председательствомъ статсъ-секретаря Ку-ломзина комиссия для исследования и землепользования в Забайкальской области. Материалы. Вып. 6. Население, значение рода у инородцев и ламаизмъ / сост. Н. Разумов и И. Сосновский. СПб., 1898.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1978 (цит. по: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/204142).

3. На таежных прогалинах: очерки жизни населения Восточной Сибири. -СПб., 1891.

4. Оюунтунгалаг А. Монгол улсын буриадууд. - Улаанбаатар, 2004.

5. Памятная книжка Забайкальской области на 1901 г. - Чита, 1901.

6. Ринчино Элбек-Доржи. Документы, статьи, письма. - Улан-Удэ, 1994.

7. Ровинский П. Этнографические исследования в Забайкальской области // Известия СО РГО. - Иркутск, 1872. Т. 3, № 3.

8. Русские. - М., 1997.

9. Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы: семейские. - Иркутск, 1920; Прыжов И.Г. Очерки, статьи, письма. - М.; Л., 1934. Цит. по: http://prijov-ig.ru/index.php?p=sibur&st=starover

10. Тубчинов С.Д. О причинах миграции бурят в Монголию // Acta histórica.

- Улаанбаатар, 2007. - С. 37-39.

11. Цэрэн Ц. Буриадуудын дYрвэлт, тэднийг хэлмэгдуулсэн тухай асуудалд.

- Улаанбаатар, 2002.

Архивные документы

м-yyta. ф-№37 - Буриад-Монголын хэрэг эрхлэх хурлын газрын фонд.

МУУТА. Ф-№37 х/н, 2.

МУУТА. Ф-№37 х/н, 6.

МУУТА. Ф-№37 х/н, 27.

МУУТА. Ф-№37 х/н, 34.

МУУТА. Ф-№37 х/н, 36.

ГАРБ. Ф.1608. Оп.1. Д.42. Л.5.

Нацагдорж Б. - научный сотрудник Института истории Академии наук Монголии.

Natsagdorzh B. - researcher, the History Institute of the Academy of Sciences of Mongolia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.